странственная среда. Вестник МГХПУ. — 2009. — № 4. — С. 91-96.
10. Кудряшова, Е. И. Спасская церковь — памятник сибирского барокко / Е. И. Кудряшова // Актуальные вопросы историко-культурного и природного наследия Тарского Прииртышья : материалы V Науч.-практ. конф., посвящ. памяти А. В. Ваганова, 25 — 26 марта 2010 года. — Тара, 2010. —
С. 215 — 217.
11. Лебедева, Н. И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья / Н. И. Лебедева. — Омск : ОмГПУ : Издатель-Полиграфист, 2003. — С. 44 — 49 ; 115—116
12. Летопись. От Елисея Гилева и Петра Ульянова до наших дней / Под ред. П. К. Белоглазова. — Тюмень : Три Т, 2009. — С. 24.
ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета; профессор кафедры «Дизайн, рисунок и живопись» Омского государственного института сервиса. ЛЯЛИКОВ Илья Витальевич, аспирант кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета. Адрес для переписки: gumenyuk-alla@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.07.2014 г. © А. Н. Гуменюк, И. В. Ляликов
уДК 72 03 Г. Ю. ОСМАНКИНА
Омский государственный технический университет
ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ЛИНИИ В СТИЛЕ МОДЕРН_
В работе рассматривается линия, применяемая в дизайн-разработках в современном стиле модерн. Автором разбираются истоки и формирование стиля в XX веке. Анализируется эстетически-мировоззренческая основа линии данного стиля. Исследуются современный архитектурный дизайн в этом направлении.
Ключевые слова: линия, дизайн, модерн, современная архитектура стиля модерн.
Современные глобализационные процессы выявляют различные стороны дизайна. Происходит синтетизация культурного наследия и новых идеалов общественного сознания. В этих условиях усиливается поиск новых форм, при этом используются различные приемы и образцы. Нами рассматривается в данной работе значение линии в культур -ном пространстве. В эпоху повсеместной рекламы, основанной на визуальном ряде, не обойтись без определенных средств выразительности при создании грамотной, привлекательной композиции. Кроме того, действие линии наглядно проявляет себя и в архитектуре, особенно она важна в интерьер-ном пространстве. Как же проявляется исторически сложившийся тип линии в современном дизайнерском творчестве? Данный вопрос необходимо проанализировать и разобраться в тенденциях современной моды, для того чтобы грамотно работать в области дизайна.
Дизайн из инструмента технической эстетики промышленного проектирования, призванного осуществлять связь между производством и потреблением, перерастает в культурную универсалию, ныне интегрированную во все сферы жизнедеятельности, обеспечивающую ценностный ресурс культуротворческого поведения человека, выражения и предметной реализации общественного идеала, обеспечение условий свободной самореализации целостного человека. В современном мире дизайн все чаще рассматривают не только как функциональное искусство, но и как искусство визуального
воздействия. Созданию вещей и жизни возле них придается очень большое значение. Философское осмысление необходимости и сущности дизайна возникает из своеобразия создаваемых им предметных форм, предназначенных не только удовлетворять потребности человека, но и украшать и воспитывать своей красотой формы и линиями внутреннее их содержание.
Линия «красоты» — это линия, имеющая волнообразный характер. Она воплощение изящества и грации. Культурно-эстетическое значение данной линии сложилась в искусстве Древней Греции. Английский теоретик искусства и художник XVIII века Уильям Хогарт в своем трактате «Анализ красоты» пишет о такой линии следующее: «...Предметы, состоящие из всех ... линий с добавлением волнообразной линии, линии, которая в большей мере создает красоту, чем любая из упомянутых; ее можно обнаружить в цветах и других служащих украшением формах, почему мы и будем называть ее линией красоты» [1, с. 138].
Источником волнообразной линии служит природа. В ней практически не существует ни одной прямой. Она любит округлые и витиеватые линии, спирали или лучи. Плавность, округлость и сложность природных форм и линий моментально расслабляет и успокаивает человека. Не случайно для украшения утвари еще в первобытной культуре изображали спираль и волнообразные линии. Она вдохновляла и вдохновляет художников и дизайнеров на создание не только великолепных образов,
произведении художественный и дизаинерских, но и целых стилей и направлений в искусстве. В частности, ярким примером использования волнообразной линии в культуре общества, может служить стиль модерн, который основывался, исключительно, на таком характере линии. Этот стиль появился в конце XIX —начале XX века как отражение образов природы. Источником вдохновения ар-нуво послужил цветок цикламена, впечатливший Германа Обриста, немецкого учёного-натуралиста своей красотой линии. Он в 1895 году создал шпалеру, на которой выткал этот витиеватый цветок. За динамично извивающуюся линию цветка какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с «яростными изгибами обрушивающегося бича». В результате данный рисунок прозвали «ударом бича», так как он был наполнен напряжением, скрытой конструктивной основы. Родившийся термин «удар бича» стал фирменным росчерком стиля ар нуво.
Модерн, благодаря стремлению дизайнеров, очень быстро завоевал популярность во всем мире. Он дал возможность уйти от привычных решений и привнести в интерьер новые элементы. Удивительные декоративные линии выделяют интерьер в стиле модерн из большинства других направлений, так как ставшая символом ар нуво волнообразная линия внесла нововведение в пространство, создавая плавно перетекающие объемы из одного в другое.
Линия «красоты», созданная древнегреческим искусством, наиболее выразительно воплотилась в стиле модерн. Идеи модерна основывались на общественном сознании элиты. Эстетика прекрасного, красота предмета необходимы были в начале XX века. Это было своеобразное «исцеление» красотой от сложной, упаднической атмосферы, которая царила в мире в начале столетия. Как отмечает В. Г. Федотова: «По времени он (модерн. — Прим. автора) соответствовал развитию индустриализма после первой промышленной революции, когда ткацкие станки, сталеплавильные печи, паровая машина и применение пара начинают становиться повседневностью, буржуазия полностью вытесняет аристократию, и классическая эпоха Запада, современности, капитализма миновала. Безграничная вера в разум начинает иметь иррационалистическую оппозицию, фаустовский дух сталкивается с недоверием декаданского духа, но все это происходит в элитарных культурных слоях, профетически угадывающих будущие проблемы пока еще только наливающегося индустриальной мощью Запада» [2, с. 47].
Модерн охватил многие сферы деятельности в культурном и социальном пространстве общества. Он дал синтез философии, религии, искусства, мистики и т.п. В рамках эстетико-культурологическо-го анализа стиль модерн, является направлением, в котором произошло преобразование и обновление мировоззрения европейского общества.
Технологизация, культ машинного производства, быстрый темп развития науки в области инженерно-конструкторских изысканий создает индустриальное общество. Увлечение промышленным производством и механизацией, меняется миропонимание и законы общества. Усиливается роль индивидуума и, как отмечал М. Хайдеггер: «... сущее в целом интерпретируется и оценивается от человека и по человеку» [3, с. 50]. Теперь он преобразовывает мир. Преобразование виделось посредством искусства, которое основывалось на неразрывной связи человека и природы, так как разрыв с ней порождал агрес-
сию и бездушие. Данные стороны, образованные техническим развитием, отразились в таких направлениях искусства конца XIX и начала XX века, как экспрессионизм и кубизм, построенные на нервных, ломаных линиях. Произошедшие изменения в искусстве в сторону изменения формы в более жесткую, с преобладанием ломаных линий, усложняли культурное пространство цивилизации. Модерн предложил «смягчить» и «сгладить» углы в создании какой-либо формы. Плавность его линий давали успокоенность и любование красотой. Их обтекаемость и в интерьере, и в экстерьере придавала формам привлекательность и создавала уют. В создании такого рода архитектуры раскрывалась индивидуальность обитателей. Волнообразность линий модерна, напоминающее растительность, максимально растворяли интерьер, тем самым сближая его с природой. Такая трактовка помещения создавала поле для фантазии. Интерьеры не были похожи друг на друга. Они имели «свое» лицо, которое трудно было повторить. Гармония в сочетании мебели, декора, фактур делала интерьер незабываемым и изысканным. Девизом стиля могут стать слова: каждый дом — образ неповторимости и непохожести.
Синтез различных видов искусства от архитектуры домов до предметов быта в модерне давали стройную картину бытия, органическое соединение материи и мировоззрения. Однако наиболее ярко стиль проявился в проектировании частных особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Нововведением стиля был отказ от классической системы построек, как в самом плане помещений, так и в их фасаде. Волнообразная линия «царила» в постройках. Она растворяла фасады зданий, лишая их конструктивности и придавая им ритмическую и пластическую организацию внешних форм. Текучесть фасадов напоминали природные мотивы и явления. К таким постройкам можно отнести работы: А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России. В некоторых случаях архитекторы модерна стремились выявить каркасную структуру зданий, используя элементы декора, подчеркивая объем и придавая внушительный вид зданию, не меняя его конструктивности. Такие аспекты просматриваются в проектах О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции. Интерьеры строились по принципу «изнутри-наружу». Использование больших окон, напоминающих витрины, давали ощущение открытости и слияния внешних форм с внутренними. Центром постройки был интерьер. В нем не было четкого плана, все помещения строились по принципу асимметрии на волнообразных линиях, как бы перетекая из комнаты в комнату. В этом была «заслуга» стиля.
Свобода «парения» в пространстве совмещалась с высоким уровнем бытового комфорта и функциональностью размещения и убранства дома. Уют и изысканность, которые создавал модерн, сродни поэзии и философии бытия. Линия «красоты» стиля напоминала танцующие арабески, наполненные органической жизненной энергией природных форм.
Красота и привлекательность плавных линий стиля модерн в современном прочтении наполнены техническими разработками и дорогими материалами. Дизайнеры, увлекаясь красотой волнообразной линии, растворяют интерьеры и экстерьеры архитектурных сооружений. Массивность, монументальность, неподвижность отходят на второй
№
план, когда идет речь о современном направлении в стиле модерн. В 2013 году в Англии на конкурсе UK Wood Award был представлен проект «Room-in-a-room» небольшой квартиры студийного типа, разработанный лондонским бюро Atmos Studio. В ней дизайнеры применили элементы стиля модерн, воплотив экстраординарную трансформацию идей стиля ар-нуво с современными технологическими приемами. Эстетика красоты соединилась с функциональностью. Симбиоз формы и функции дал максимальную возможность использования изогнутой волнообразной линии, которая помогла в создании визуально просторного помещения. Система открытых стеллажей и встроенных конструкций хранения была завуалирована мини-баллюстрадой, имеющей в своей основе линию «красоты», как отражение элемента в стиле модерн. Дизайнеры применили ритмику повторяющихся изогнутых линий, но при этом в проекте практически не используется декоративная составляющая стиля. В современных разработках малых архитектурных конструкций применение органической пластики становится очень популярным.
Использование волнообразной линии многогранно, так как её разнообразие трудно оценить. Такие линии предлагают огромное количество вариантов изогнутости. В связи с этим Уильям Хогарт еще в XVIII веке дает такое определение волнистой линии как змеевидная, которая, по его словам: «... изгибаясь и извиваясь одновременно в разных направлениях, доставляет удовольствие глазу, заставляя его следить за бесконечностью своего многообразия...» [1, с. 139]. «Змеевидная» линия, по убеждению Хогарта, может создавать объем, пространство, иллюзию. «Линия эта, — пишет в своем трактате английский художник, — ускользая из поля зрения позади рога на его середине и возвращаясь снова в его суживающем конце, не только дает свободу воображению и по этой причине восхищает глаз, но говорит также о величине и многообразии заключенного в нем пространства» [1, с. 147]. Кроме того, он считает, что особое качество данной линии заключается в возможности передачи объема, при котором увеличивается привлекательность и изящество формы. Он так и называет «змеевидную линию» — линией «привлекательности» [1, с. 148].
Дизайнеры XXI века активно используют волнообразную линию как в интерьерах, так и в экс-терьерах, превращая объекты в пластичные формы, нивелируя при этом материал, из которого создаются объекты. Еще Хогарт отмечал: «Едва ли в каком-либо из домов существует комната, где бы мы не нашли волнообразной линии, употребленной тем или иным путем. Как не изящно выглядели бы без них формы всех движимых предметов. Как просты и не орнаментальны были бы лепные украшения карнизов и карминов без разнообразия, вносимого кривой, которая целиком состоит из волнообразных линий» [1, с. 145].
В современной действительности человека, окружающее жилое пространство должно обязательно включать положительные эмоциональные характеристики. Линия «красоты», используемая в интерьере, особенно в жилом помещении, очень позитивно воздействует на психику человека, «подстраивается» под своего владельца, расслабляя и успокаивая его своими плавными линиям.
Очень часто в современном дизайне интерьеров в основе образного решения квартиры лежит плавно изогнутая, волнистая линия, сочетающая ради-
усные и лекальные сегменты, позволяющие гармонизировать и визуально объединять весь интерьер. Криволинейные стены, которые стали атрибутами современного дизайна, однозначно создают впечатление доброжелательности и словно приглашают проследовать из одного пространства в другое. Иногда динамичные изгибы на потолке зрительно завершают обтекаемость и возвышенность помещения, делая его просторнее и выше. При помощи плавных очертаний перегородок, стен и потолка можно увеличить визуально даже очень небольшое пространство.
Актуальность волнообразной линии особенно возросла при использовании в проектировании современных компьютерных программ, при помощи которых можно создать какой угодно изгиб и конфигурацию, превращая интерьеры в необычайные по пластике композиционные модели.
Линия «красоты» остается современной и актуальной в дизайнерском творчестве XXI века. Тенденции модернизма предполагают постоянные обновления, движение вперед, стремление быть модным и «продвинутым». М. Берман отмечает: «Быть современным — значит находиться в окружении, обещающем приключения, власть, игру, рост, изменения самого себя и мира... Современный жизненный опыт не знает географических и этнических границ, классовых, национальных, религиозных и идеологических различий; в данном смысле можно говорить, что современность объединяет все человечество... Быть современным — значит быть частью мира, в котором, по словам Маркса, все основательное взлетает на воздух» [4, с. 15].
Линия «красоты» отражает философию мировоззрения современного общества, выражая своим характером современные тенденции в дизайне.
Продвижение и востребовательность дизайнерских «творений» во многом зависит от внешней его привлекательности, а не только от его функциональности. Внешняя красота является «стимулирующим» эффектом привлечения потребителя. Она формирует эстетическую ценность объекта, придает ему особое значение для потребления.
Древние греки отмечали, что красота, прекрасное — основная черта бытия, как внутренняя природа вещей. Соприкасаясь с красотой, человек одухотворяется, очищается и вдохновляется. Предметы истинного дизайна могут являться носителями красоты вещей, предметов, объектов. Зачастую человек, воспринимая дизайнерские творения, сначала оценивает его привлекательность, а уже потом обращает внимание на функциональность, прочность и удобство в эксплуатации.
С возвышением общества над природными процессами, с возрастанием творческой активности происходит усиление эстетической важности предметного мира. Исследования основных концепций красоты показывают, что эстетическое сознание, как одно из самых сложных, интегративных духовных явлений, которые невозможно вывести из одного источника. Феномен прекрасного — это проблема не только функционирования личного пространства, но и особенности вселенского устройства, законов общественного развития и гармонии бытия.
Гармония, как явление, включает в себя широкую гамму как внутренних, так и внешних особенностей, качеств. Способность к эстетическому восприятию красоты означает оценку предмета в единстве формы и содержания, сущности и явления,
особенного и всеобщего, частного и универсального. Так рождается формула прекрасного и красивого видения мира.
Процесс восприятия красоты, предусматривает единство чувственного и рационального, интуитивного и логического отражения действительности. Эти уровни постижения гармонии, грани эстетического восприятия взаимообусловлены, хотя и обладают относительной самостоятельностью. Если чувственному опыту отводится важное место в научном познании, то для эстетического восприятия значение принципа наглядности, непосредственно погружение в мир форм, линий, цвета и звуков, открывающих неисчерпаемые оттенки внешнего бытия, несоизмеримо возрастает. Тем более что о чувственном отражении все больше утверждается мнение как о сложном поисковом механизме, когда ощущения и восприятия являются необходимым фундаментом для развития эстетических представлений об окружающем мире.
Особая роль чувственного аспекта в эстетическом восприятии, в отличие от научного познания, диктуется тем, что эстетический объект всегда интересен своими оттенками, многообразными проявлениями. И даже обладая развитыми формами познания, человек связан с внешним миром через ощущения, так как предметы и явления находятся в непрерывном процессе взаимодействия, возникновения и развития. Так, например, один и тот же пейзаж никогда не бывает постоянным и неизменным. Он меняется под действием света, погодных проявлений и других воздействий. В. Ф. Мартынов в своем труде «Философия красоты» утверждает: «Если бы красота в действительности была неподвижна и неизменна, «бессмертна», как того требует эстетика, она бы надоела, опротивела бы нам. Живой человек не любит неподвижного в жизни; потому никогда не наглядится он на живую красоту...» [5, с. 86]. Любуясь красотой жизни и приобщаясь
через дизайнерское творчество к ее вечным ценностям, человек приближается к гармонии Вселенной; через развитие духа и интеллекта можно вступить в мир высших достижений мировой культуры.
Линия «красоты», имеющая в своей основе волнообразный характер, является уникальной линией, которая помогает человеку почувствовать гармонию с окружающим миром. Её созерцание благотворно влияет на психику человека, расслабляя его и успокаивая плавностью своего изображения. Использование линии «красоты» создает эстетическое чувство прекрасного, настраивает на положительные эмоции, вызывает умиротворение и созвучие с природой. Она является символом комфорта, удобства и красоты. В современном культурном образовании данная линия актуальна и востребована.
Библиографический список
1. Хогарт, У. Анализ красоты / У. Хогарт. — Л. : Искусство, 1987. - 254 с.
2. Федотова, В. Г. Модернизация другой Европы / В. Г. Федотова. - М. : ИФ РАН, 1997. - 255 с.
3. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. — М. : Республика, 1993. — 448 с.
4. Berman, M. All that is Solid Melts Into Air: The Experience of Modernity / M. Berman. — Harmondsworth : Penguin Books, 1988. - 383 p.
5. Мартынов, В. Ф. Философия красоты / В. Ф. Баранов. -Мн. : ТетраСистемс, 1999. - 336 с.
>
ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: Galaomsk2004@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.06.2014 г. © Г. Ю. Османкина
Книжная полка
ББК 85.1/Ч-65
Чирков, В. Ф. Изобразительное искусство Сибири XVII-начала XXI века : словарь-указатель : в 2 т. / В. Ф. Чирков ; ред. совет. С. Е. Ануфриев [и др.]. - Тобольск : Возрождение Тобольска. - 2014.
Т. 1 : Абатчиков - Микуцкая. - 2014. - 813 с. - ISBN 978-5-98178-065-3.
Т. 2 : Милашевский - Яшин. - 2014. - 831 c. - ISBN 978-5-98178-066-0.
Цель издания — создание единой базы данных по изобразительному искусству и художественной культуре Сибири XVII — начала XXI вв. Автор-составитель словаря известный искусствовед, основатель и первый директор Городского музея «Искусство Омска» — Владимир Федорович Чирков. Словарь содержит более 5000 статей, 4 приложения, список источников. В каждой статье краткие биографические и творческие сведения о персоне, список публикаций о нем. Приведены биографические данные о художниках, искусствоведах, музееведах, археологах, этнографах, культурологах, коллекционерах. В Приложениях содержатся списки художественных музеев и собраний художественного типа в Сибири; творческих организациях и выставочных объединениях; художественно-педагогических учебных заведений; кандидатских и докторских диссертаций по искусству Сибири.
ББК 71/Д53
Дмитриева, Л. М. Феномен культуры : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Л. М. Дмитриева, Н. П. Костина ; ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2013. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Рассматриваются генезис культуры, история древнейших цивилизаций Востока. Предназначается для студентов очной и заочной форм обучения.