Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ, ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ, ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуранская С. С., Петенева Л. П.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION IN YOUNGER SCHOOL AGE IN READING LESSONS, NATURE STUDIES AND FINE ARTS

A sense of the beauty of nature, people around, things creates in a child special emotional and mental states, arouses a direct interest in life, sharpens curiosity, thinking, memory. Strong emotional experiences remain in memory for a long time, often turn into motives and stimuli for behavior, facilitate the process of developing beliefs, skills and behavioral habits.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ, ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 1

Гуранская СС

КГУ «Гимназия № 45» (г. Караганда, Казахстан)

Петенева Л.П.

КГУ «Гимназия № 45» (г. Караганда, Казахстан)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ, ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация: чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

Ключевые слова: эстетическое восприятие, обучение, эстетическое восприятие, младший школьный возраст.

В свете модернизации образования значительной проблемой является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Исходя из психолого-педагогических характеристик, младший школьный возраст является благоприятным для развития творческой и познавательной активности, так как в

этом возрасте дети чрезвычайно эмоциональны, любознательны, у них есть огромное желание познавать мир.

Эстетическое восприятие и эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эстетическое воспитание занимает сегодня всё более значимое место в процессе формирования личности. Человек чаще всего общается с искусством, эстетическими сторонами жизни (труд, общественное отношение, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа). Воспринимая красоту искусства, он понимает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя. Для современного школьника А. Сухомлинский писал: «Одна из причин духовной пустоты - отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе... Жизнь в мире книг - это совсем не то, что аккуратное, усердное учение уроков. Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя»

Д. Ушинский писал о необходимости двух видов чтения: логического и эстетического. Логическое чтение требует полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста. Эстетическое чтение, прежде всего, нацелено на возбуждение чувств читающего. Благодаря такому чтению ребёнок может познакомиться с разными сторонами жизни, так как «многое понимается чувством и не может быть объяснено умом».

В разработку теории и практики эстетического воспитания ощутимый вклад внесли педагоги Сухомлинский и Макаренко. Новаторство их педагогической системы направлено на максимальное развитие духовно-нравственных и творческих систем ребенка. Сегодня нет ни одного учебного заведения, где бы отсутствовал интерес к эстетическому воспитанию. Без

эстетического воспитания, без формирования способности к эстетическому творчеству невозможно решить одну из важнейших задач воспитания - задачу по всестороннему и гармоническому развитию личности.

Уметь учить, смотреть и видеть и чувствовать вслед за автором, испытывать радость волнения, желания делать добро людям. Если в процессе работы, начиная с 1-го класса, работать над формированием эстетического воспитания через музыкальные произведения, душевное восприятие картин, внеклассные мероприятия, то возможно гармонически развивать личность.

Задачи эстетического воспитания в младшем школьном возрасте на уроках чтения, природоведения и изобразительного искусства

-углубленное изучение теоретических основ проблем эстетического воспитания в процессе обучения;

-подготовить программу для проведения исследования; Проблема как научить детей понимать красоту мира, фантазировать, чтобы они радовались и огорчались, переживали, делились впечатлениями вновь увиденного.

На уроках чтения, начиная с 1-го класса, детям даются несложные задания, развивая внимание к деталям художественного текста; рассказ или отрывок из повести читаем вслух. Затем детям показываются иллюстрации, и ребенок должен ответить, к какому эпизоду эта иллюстрация. Со временем задания усложняются. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Дети анализируют и говорят, почему одна из картин больше понравилась. Ещё обращая внимание детей на то, чем отличаются герои, а также на настроение на различных иллюстрациях. Часто применяю метод словесного рисования. Как бы нарисовал этого героя?

Основной задачей на уроках изобразительного искусства с детьми является обогащение и детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, о жизни людей, о родной стране. Занятие носит ярко выраженный характер. Главное здесь накопление и художественное

обогащение, познание в образной форме закономерностей окружающего мира. Рисунок младшего школьника почти всегда изображает событие, а также роль самого ребенка в событии, как наблюдателя, так и действующего лица.

Главную основную группу методов формирования эстетической восприимчивости составит наблюдение и рассматривание, сопереживание действиями (рисование, аппликация, лепка, конструирование). На уроках познания воспитываю любовь и бережное отношение к природе своего края. Мы наблюдаем за изменениями, происходящими в природе, делаем выводы. Пишем рефераты по пройденному материалу, начиная с первого класса, затем готовим викторину по этим рефератам, составляем кроссворды и ребусы. Всё то, что нас интересует вокруг нас, мы стараемся запечатлеть. Мы читаем энциклопедии, выписываем и обсуждаем заинтересованную нас информацию. Часто ходим на экскурсии, пишем сочинения. Детям всегда интересно на природе.

С первого класса дети приобретают навык - постоянно наблюдать за изменениями в природе, сравнивать погоду вчерашнего дня с сегодняшней, подмечать изменения в жизни растений. Во втором и третьем классе дети сравнивают времена года, делают выводы об изменениях в жизни людей и животных в связи с изменениями в природе. А в третьем и четвёртом классе сравнивают природу и животный мир природных зон, видят красоту природы каждой природной зоны и делают вывод, что все уголки нашего Казахстана по-своему хороши, радуют каждого человека.

Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, вещами и природой, сталкиваясь с явлениями общественной жизни вообще и с явлениями искусства в особенности, ребёнок под решающим влиянием взрослых развивает определенные эстетические взгляды.

Главная задача, стоящая перед начальной школой, - это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей.

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

Дети приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. Система эстетических воздействий на учащихся при изучении природы ведут к тому, что дети всё замечают в жизни природы. Они стараются увиденное записать, зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже интересуются окружающим миром и стремятся сами сделать что-нибудь полезное в жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ефимова И. Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности.- М. :Журнал «Начальная школа:»,2012г Лукьянов П.Г. В мире эстетики. Книга для учащихся, М., 1983г Козпиканова П., Аибетова С. Возьми в дорогу красоту, Алматы, 1985г. Глазунова. Эстетическое отношение ребенка к миру вещей.

Guranskaya S.S.

KSU "Gymnasium No. 45" (Karaganda, Kazakhstan)

Peteneva L.P.

KSU "Gymnasium № 45" (Karaganda, Kazakhstan)

AESTHETIC EDUCATION IN YOUNGER SCHOOL AGE IN READING LESSONS, NATURE STUDIES AND FINE ARTS

Abstract: a sense of the beauty of nature, people around, things creates in a child special emotional and mental states, arouses a direct interest in life, sharpens curiosity, thinking, memory. Strong emotional experiences remain in memory for a long time, often turn into motives and stimuli for behavior, facilitate the process of developing beliefs, skills and behavioral habits.

Keywords: aesthetic perception, training, aesthetic perception, primary school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.