УДК 378 ББК 73.50
Раджабов Исмаил Магомедович
доктор педагогических наук зав. кафедрой методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства Дагестанский государственный педагогический университет
г. Махачкала Гусейнова Сияра Магомедовна Заместитель директора по УВР в МБОУ СОШ №31
г. Махачкала Radjabov Ismail Magomedovich Doctor of Education,
Head. Department of techniques of fine and applied art,
Dagestan State Pedagogical University Makhachkala Huseynov Siyar Magomedovna Deputy Director of OIA school № 31 Makhachkala [email protected] Эстетическое воспитание школьников музейными средствами Aesthetic education museum means
В статье рассматривается необходимость поиска наиболее эффективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной степени приобщения учащихся к культурным ценностям, а также создании необходимых педагогических условий разработки содержания и обоснования методики эстетического воспитания школьников музейными средствами как важного фактора интенсивного развития личности.
The article discusses the need for the most effective ways, forms and methods of overcoming and correcting sufficiently familiarizing students to cultural values, as well as creating the necessary conditions for the development of educational content and study methods of aesthetic education museum means as an important factor of intensive personal development.
Ключевые слова: школьник, эстетическая воспитания, музейные ценности, музейные средства, художественно-эстетическая культура.
Key words: student, aesthetic education, museum, museum facilities, artistic and aesthetic culture.
В настоящее время духовное, эмоциональное, художественное развитие
подрастающего поколения, молодежи, учащихся школ непосредственно связано с их эстетическим воспитанием, которое можно определить, как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В
процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщении к этим культурным, художественным, эстетическим ценностям.
В этом процессе особая роль принадлежит музею, который выводит индивида из жестких границ социума в мир общечеловеческих ценностей, в мир культуры. Именно музей является исторически сложившимся институтом построенным на принципе «диалога культур», хранящим в подлинных материальных предметах не существующих уже культурных реальностей общечеловеческие ценности, различные картины мира, отличные друг от друга способа познания бытия.
Одновременно в сфере образования, в которую активно включается музей, происходит «переход от идеи «образованного человека» - к идее "человека культуры». Следовательно, именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.
Особое место в сохранении и приумножении историко-культурного наследия народа принадлежит музеям, как важного фактора эстетического воспитания учащихся, обогащения его внутреннего мира. Развитие музейной коммуникации, сосредоточение в музеях колоссального и разнообразного систематизированного ценностного материала способствует превращению их в подлинные очаги воспитания художественно-эстетической культуры школьников.
В силу специфических возможностей музеи создают особые педагогические условия и средства для освоения учащимися культурного наследия и могут выступать в качестве ценностного ориентира в повышении эффективности эстетического воспитания школьников. Образовательные особенности музейных предметов и музейный среды предопределяются свойствами самого музейного предмета [4].
Способность привлекать внимание своими внешними, бросающимися в глаза признаками, а также возможность своей подлинностью мемориальностью,
эстетической ценностью вызывать определенные чувства выступают в качестве специфического средства образовательного процесса. Это позволяет вести прямой диалог с ушедшими культурными эпохами и позволяет осуществить «чудо вхождения в уже несуществующую историко-культурную среду». Такое «погружение», «вхождение» вызывает чувство «мира впервые», что особенно важно в современных условиях.
К тому же музейные предметы по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка лаконичное и понятное по своим изобразительным средствам воспитывает художественный эстетический вкус, развивает чувство прекрасного.
Актуальность предполагаемого исследования определяется необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и методов преодоления, и корректировки недостаточной степени приобщения учащихся к культурным ценностям, а также создании необходимых педагогических условий разработки содержания и обоснования методики эстетического воспитания школьников музейными средствами как важного фактора интенсивного развития личности, самообогащения его внутренних резервов.
В последнее время научный интерес к проблеме повышения эффективности эстетического воспитания школьников музейными средствами существенно возрос.
Широко в отечественной науке рассмотрены категории эстетического: эстетические потребности (И.И. Джидарьян, В.Н. Банников); эстетическое восприятие (В.Н. Самохин, О.Н. Органова, К.С. Островский, А.А. Меликпашаев, А.В. Запорожец, П.М. Якобсон, В.В. Давыдов, Е.П. Крупник, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Н.Д. Мордовская) [1, 3].
Значительный вклад в разработку теории и методики преподавания изобразительного декоративно-прикладного искусства внесли труды Байрамбекова М.М., Комаровой Т.С., Кузина В.С., Йеменского Б. М., Ломова С. П., Ростовце-
ва Н. Н., Раджабова И. М., Сокольниковой Н. М., Хворостова А.С., Шорохова Е. В., Шпикаловой Т.Я [2, 3, 5].
Особое значение для нашего исследования имели труды ученых, рассматривающих музеи как своеобразный ценностный ориентир. Они связывают образовательно-воспитательную деятельность музея с решением задач эстетического восприятия и переживания (М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский, Н.А. Никитин, М.Ю. Юхневич и др.) [2, 3, 4].
В свете сказанного надо признать, что эстетическое воспитание учащихся музейными средствами в школе находится еще на начальном этапе и испытывает определенные трудности. Безусловно, сказывается длительное забвение темы отсутствие публикаций, недостаточный уровень дидактического и методического опыта учителей имеющих возможность эстетического воздействия на школьника с помощью музейных средств [5].
Кроме того, недостаточно учитывается стабильность музейной культуры его многовекового исторического развития, преемственность поздних и ранних художественных эстетических традиций. Сказывается также не в полной мере теоретическая подготовка учителей и отсутствие учебно-методического комплекса приобщения учащихся к произведениям музейных экспонатов, системы консультаций с музейными работниками.
Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью эстетического воспитания школьников музейными средствами и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практике художественно-педагогического образования.
Анализ теоретических исследований и практического опыта эстетического воспитания школьников музейными средствами в системе художественного образования позволить выявить следующие противоречия между:
- потребностью педагогов образовательных учреждений в организации процесса эстетического воспитания школьников музейными средствами и имеющимися затруднениями в, его проведении в процессе учебной деятельности;
- наличием научной теории процесса эстетического воспитания школьников и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса приобщения учащихся музейным средствам;
- высокой социальной значимостью воспитания школьников музейными средствами и недостаточной разработанностью теоретических основ этой проблемы в музейной педагогике;
- возможностям музейных средств и нереализованностью его потенциала в эстетическом воспитании школьников.
С учетом указанных противоречий была сформулирована проблема: выявить педагогические условия повышения эффективности эстетического воспитания школьников музейными средствами.
Постановка данной проблемы обусловила выбор исследования в области эстетического воспитания школьников музейными средствами в целях выявления и научного обоснования сущности, содержания и экспериментальной апробации педагогических условий эстетического воспитания школьников на основе изучения музейных средств.
Нами определено, что эстетическое воспитание школьников на основе изучения музейных средств будет наиболее эффективным, если:
- изучить и рассматривать роль музеев и музейных средств как важный составной компонент эстетического воспитания школьников;
- дать объективный анализ образовательно-воспитательной деятельности музеев, который позволит формировать эстетическое отношение учащихся к наследию предков, познакомить их с замечательными традициями прошлого и высокими образцами современного искусства;
- рассматривать подлинность, уникальность, ценность музейных предметов, экспонатов, экспозиционно-выставочного материала как средство повышения эффективности эстетического воспитания школьников;
- разработать содержание занятий, определить условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников с помощью музейных средств.
С целью реализации поставленных задач необходимо:
- осуществить теоретический анализ и дать оценку современного состояния проблемы, установить перспектива ее развития;
- выявить и обосновать педагогический потенциал музейных средств в эстетическом воспитании школьников;
- разработать и апробировать системы занятий, определить условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников с помощью музейных средств;
- определить критерии и охарактеризовать уровни сформированности эстетического воспитания школьников в контексте музейных средств.
В процессе проведения нашего исследования нами использованы следующие методы исследования: изучение искусствоведческой, психологической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение ответа, приобщение их к эмоциональноценностному отношению к художественной культуре; беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись, экскурсии в музеи, галереи, выставочные залы; ознакомление учащихся с произведениями музейных экспонатов; опытно-экспериментальная работа, изучение продуктов творческой деятельности школьников [3].
Базой исследования были определены МОУ «лицей» № 1 и МОУ «Прогимназия» № 52 г. Махачкалы и общеобразовательные школы с. Ахты Ахтын-ского района, пос. Мамедкалы Дербентского района Республики Дагестан.
Наше исследование было проведено в несколько этапов:
теоретико-организационный этап: определение темы исследования и теоретический анализ состояния проблемы на основе изучения психологической, педагогической литературы; формулировка цели, гипотезы, определение задач исследования;
опытно-экспериментальный этап: планирование исследования, проведение констатирующего и формирующего эксперимента, обработка, анализ и систематизация полученных данных;
аналитико-обобщающий этап: анализ результатов опытно-
экспериментальной работы, систематизация и обобщение результатов эксперимента, формулирование выводов, оформление текста диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем: - осуществлен
анализ, выявлены сущность и специфика места и роли музея и музейных средств в образовательно-воспитательной деятельности школьников как важного средства эстетического воспитания школьников; - выявлена взаимосвязь закономерностей эстетического воспитания школьников в контексте изучения музейных средств; - определены эффективные условия эстетического воспитания школьников, разработана система занятий по изучению произведений музейных экспонатов; - разработаны критерии и уровни, позволяющие выявить и оценить уровень сформированности знаний и глубины интереса учащихся к музейной деятельности; - подготовлены учебные пособия, методические разработки, комплект учебно-методических наглядных пособий, способствующих формированию эстетических чувств и оценки школьников средствами произведений музейных экспонатов.
Разработанная нами комплекс критериев и уровней оценки результатов эстетического воспитания школьников музейными средствами позволяет осуществлять эффективность образовательного процесса в школе; разработанная методика проведение уроков ознакомления музейными средствами системы занятий, с использованием разнообразия музейных экспонатов, расширяет методический арсенал учителя в области эстетического воспитания школьников в художественном образовании; на основе материала диссертации издано пособие «Эстетическое воспитание школьников на основе изучения музейных средств».
Таким образом, по итогам нашего исследования можно утверждать, что:
- потенциал музейных средств как средства эстетического воспитания учащихся;
- условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников, использование произведений музейных средств как важного компонента развития эстетических чувств и убеждений;
- художественно-эстетическая ценность произведений музейных экспонатов (подлинность, уникальность, образность, историческая значимость);
- педагогические технологии использования музейных экспонатов в учебном процессе;
- уровни и критерии, позволяющие выявить не только знания и глубину интереса учащихся к музейным экспонатам, но и суждения, ценностные ориентации в процессе приобщения их к культурным ценностям.
Между тем, возможности музейных средств как средства эстетического воспитания и развития учащихся далеко не исчерпаны. Состояние теоретической разработки проблемы эстетического воспитания школьников музейными средствами, исследование практического опыта учителей вызывают необходимость более подробного изучения данной проблемы.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /[Текст] // Л.С. Выготский. - М., 1967.
2. Дамаданова С.Р. Художественная культура Дагестана в системе вузовского образования республики //Современное образование: Содержание, технологии, качество. [Текст] /С.Р. Дамаданова// Сборник научно-методических трудов. Выпуск 8. - СПб., 2006.
3. Раджабов И.М. Гуманизация художественно-педагогического образования: Региональный подход. [Текст] /И.М. Раджабов// Монография. - Махачкала, 2011.
4. Разгон A.M. Музейный предмет как исторический источник// Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин /[Текст] / A.M. Разгон/ . -М., 1984.С 177.
5. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие /[Текст] // Б. А. Столяров. - М., 2004.
Bibliography
1. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood / [Text] // L.S. Vygotsky. - M., 1967.
2. Damadanova S.R. Art Culture of Dagestan in the system of higher education of the Republic // Modern Education: Content, technology and quality. [Text] / S.R. Damadanova // Collection of scientific and methodological papers. Issue 8. - St. Petersburg., 2006.
3. Radjabov I.M. Humanizing Art Teacher Education: A regional approach. [Text] / I.M. Radjabov// Monograph. - Makhachkala, 2011.
4. Acceleration A.M. Museum object as a historical source // Problems of Source History of the USSR, and special historical disciplines / [Text] / A.M. Acceleration /. -M., 1984.S 177.
5. Stolyarov, B.A. Museum Education. History, Theory, Practice: Studies. book / [Text] // B.A. Stolyarov. - M., 2004.