(JT, СибАК
www.sibac.info
Журнал «Инновации в науке» _№ 1 (89), 2019 г.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Шишкова Екатерина Владимировна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ№71 г. Челябинска»
РФ, г. Челябинск E-mail: kattna@yyandex. ru
В современном образовании большая роль уделяется процессу, нацеленному на укоренение традиций и культурного опыта в нынешнюю педагогическую систему, где личность может динамично развиваться. Проблема эстетического воспитания младших школьников становится все более актуальной, что подтверждается основными нормативно -правовыми документами об образовании в Российской Федерации: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, в которых одной из главных и важнейших задач является воспитание духовно-богатой, высоконравственной личности.
Эстетическое воспитание - это процесс, причем целенаправленный, в результате которого происходит формирование эстетической культуры. Наиболее интенсивное эстетическое развитие личности наблюдается в младшем школьном возрасте. На данном этапе формирования особое значение имеет учет эмоций и чувств ребенка. Характеризуя эмоциональную жизнь детей этого возраста, П.М. Якобсон указывал на «живость непосредственного проявления чувств», а также на их впечатлительность и эмоциональную отзывчивость. Поэтому в данной статье мы исследуем процесс эстетического воспитания именно младшего школьника.
Исследованию эстетического воспитания младших школьников посвящены работы Н.С. Витков-ской, Д.Б. Кабалевского, В.С. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо и др.
Л.Н. Толстой утверждал, что у каждого ребенка есть различные потребности в эстетическом развитии, которые необходимо развивать и применять в целях воспитания. Еще Н.К. Крупская указывала на большое значение эстетического воспитания в школе. Она подчеркивала его роль в совершенствовании творческих способностей ребенка, в радостном восприятии им жизни, в его общем развитии. Такие высказывания Н.К. Крупской приобретают большую ценность при создании системы эстетического воспитания как особой части всей воспитательной работы школы, направленной на всестороннее развитие учащихся. [6].
Как отмечает Б.Т. Лихачев, основная цель эстетического сознания состоит в выявлении в окружающем мире фактически присущей красоты: эстетического смысла искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы. Любовь к Родине немыслима без восприятия и ощущения ее красоты, трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувства прекрасного. Усердная защита принципов невозможна без крепкой веры в их безупречность и ориентацию
на приобретение чудесной жизни. Точно так же нет отвращения к предателям без ненависти к безобразному в их нравственности, образе жизни и злодеяниях. Нет готовности к работе над собой, развитию, к борьбе с недостатками в себе без эмоций, ощущения неприязни по отношению к действиям, противоположным нравственным убеждениям. [5].
В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал, что «...добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура -это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». [7].
Таким образом, природа с появления ребенка на свет вкладывает в него начало эстетической причастности к окружающему миру и искусству. Но в полной мере обнаружить их можно только в процессе целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Многие писатели, педагоги, деятели культуры отмечают важность эстетического воспитания младшего школьного возраста. Особенности детей этого возраста больше всего помогают формированию в них эстетической культуры. [3].
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме эстетического воспитания, она по-прежнему остается недостаточно разработанной. Возможности эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены. Эта ограниченность должна быть компенсирована во внеурочной деятельности.
Мы считаем, что изучение музыкального фольклора во внеурочной деятельности представляет собой эффективное средство эстетического воспитания младших школьников.
Эстетическое воспитание школьников средствами музыкального фольклора рассматривается неопределенно. С одной стороны, говорится о важности эстетического воспитания в формировании общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой стороны, некоторые авторы высказывают недоверие исторически сложившемуся отношению к фольклору как средству воспитания. Однако воспитательная ценность искусства сегодня как никогда важна.
СибАК
www.sibac.info_
Главная задача эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора - это опора на национальное искусство, в частности народную песню, изначально несущую в себе нравственность, эстетику, народную мудрость.
Народная песня как эмоционально-звуковой вид передачи духовного опыта, сохраняя и раскрывая большой набор эмоций и чувств, выступает действенным средством музыкального фольклора в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста.
О значении народной песни прекрасно высказался известный татарский поэт Габдулла Тукай: «Народные песни - это самое дорогое наследие, ценное наследие! Народные песни дороже жемчугов и рубинов - и потому их надо беречь, знать. Надо помнить о том, что народные песни - никогда не тускнеющее, чистое и прозрачное зеркало народной души.» [8]
Русская народная музыка всегда была и остается эффективным средством постижения национальной культуры. Применение фольклора через народную песню позволяет познакомить ребят с родной историей, установить связь с миром мудрости, что способствует развитию совершенных чувств ребенка, чувственной реакции на образ, скрывающийся в произведении, освежить воображение, увеличить творческий диапазон. Слушая, исполняя песню, ребенок переживает и оказывается в воображаемой
Журнал «Инновации в науке» _№ 1 (89), 2019 г.
обстановке, он воодушевленно отзывается на нее, и в атмосфере этих эмоций у него появляется симпатия к песне, увлечение, необходимость в ней и намерение творческого сотрудничества. Народные песни как выражение творчества людей подобны по своей природе творчеству ребенка в характерной ему наивности, доступности, завершенности формы, типичности образов, поэтому они близки и его пониманию.
Ознакомление учащихся младшего школьного возраста с народными песнями - одно из существенных средств их полноценного эстетического воспитания, а также формирования их музыкально -творческих навыков. Непосредственность, легкость, образность интонации, мимики, жеста в народной песне определены основным фольклорным правилом, где акт творчества осуществляется в присутствии слушателя и при его содействии. Правда в том, что только благодаря фантазии могла существовать и развиваться народная песня. Основное правило постижения музыкального фольклора - не копирование народного наследия, народного исполнения, а абсолютное осознание смысла фольклорного творчества, народного художественного мышления. Именно такой подход к народной песне как средству музыкального фольклора можно считать благоприятным для эстетического воспитания младшего школьника. [4].
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273_ФЗ(ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и. доп., вступ. в силу с 06.05.2014)
3. Витковская Н.С., Щербо А.Б., Джола Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. К.: Радянська школа, 1980 (II кв.). - 775 с.
4. Ларин А.Н. Музыкальный фольклор как средство музыкально-творческого развития младших школьников // Вестник МГУКИ. - 2008. - №3. С. 234-236.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. Пособие для студентов и педаг., учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 496 с.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. К.: Радянська школа, 1974. - 288 с.
8. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов. - Казань: КФУ, 2012. - 110 с.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 №273_ФЗ(ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и. доп., вступ. в силу с 06.05.2014)
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.