Современный урок с использованием инновационных педагогических технологий должен способствовать личностному росту ученика. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, дать возможность для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала, создать условия для формирования личностных УУД. Таким образом, особенность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. Это особенно важно для детей с отклоняющимся (девиантным) поведением которые, прежде всего, оказываются трудными в общении. А все перечисленные выше инновационные педагогические технологии направлены на организацию активного общения как учителя с учениками, так и учащихся друг с другом на принципах сотрудничества и сотворчества.
Мы считаем, что такой системный подход к технологиям обучения и педагогическим инновациям приведёт к значимому осуществлению Государственных стандартов образования.
Список литературы:
1. Атласова А.Д. Использование кейс-технологии в образовательном процессе// Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - N 10. - С. 105-112.
2. Махмудов Б.Т. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в. - 2011. - N 8-9. - С. 41-46.
3. Орипова С.У Инновационное образование: основания принципа неопределенности // Образование и наука. - 2011. - N 5. - С. 29-39.
4. Шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций В современном вузе // Высшее образование в России. - 2011. - N 7. - С. 80-88.
О ПРОБЛЕМАХ ВОКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
© Джамалханова Л. А.*, Межидова Ф.В.*
Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный
В данной статье рассматривается певческая деятельность, в процессе которой успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формиро-
* Заведующий кафедрой Музыкального образования, Заслуженная артистка Чеченской республики, доцент.
* Старший преподаватель кафедры Музыкального образования.
ванием личности младших школьников на уроках музыки. Проведен анализ основных проблем, возникающих в процессе обучения пению учащихся и приведены способы их решения.
Ключевые слова хоровое пение, младшие школьники, проблема, музыкальная деятельность, песенный репертуар, музыкальный материал, урок музыки.
Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).
Младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, твор-
ческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.
На начальном этапе находится развитие вокальных навыков. У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембраль-ной насыщенности. В возрасте 7-10 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат - тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. А так же различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские. Сопрано детского хора от до I - до соль II октавы. Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.
Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы, в зависимости от возраста: младшая группа, средние школьники и старшее звено. Младшая детская группа - от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фаль-цетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы - до II октавы, или ре I - ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1 -4 класса). Небольшая сила звука. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками.
Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.
Артикуляция - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
Из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить широкие массы детей, именно хоровое пение - подлинно массовый вид музыкально-эстетического воспитания и образования. Во-первых, хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Эта доступность обусловливается тем, что голосовой аппарат - «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций, ведь еще В.А. Сухомлинский говорил, что «музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека».
Во-вторых, хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда ярко программная. Содержание ее раскрывается и через слово, поэтический текст, и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как
бы «удваивается». Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений. В-третьих, необходимо отметить коллективный характер процесса хорового пения. Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речью», что, в свою очередь, помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение - самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть. Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Е.А. Алмазов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, Р.Т Зинич, А.И. Катинене, Н.Д. Орлова, Т.Е. Волчанская, С.И. Бекина.
Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:
- петь песни разного эмоционального содержания;
- чувствовать настроение музыкального произведения и передавать его в своем исполнении;
- петь двухголосные песни;
- соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при этом, ясно выговаривать слова);
- понимать основные дирижерские жесты - «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).
Наряду с пением по слуху целесообразно активизировать процесс музицирования пением по нотам. При этом основными критериями правильного пения младших школьников по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость», звонкость, полетность.
Отбор музыкального материала для хорового пения должен осуществляться самим учителем музыки на основе национальных особенностей музыкальной культуры и традиций каждого конкретного региона России. Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом.
Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.
В процессе обучения пению и учитель, и учащиеся сталкиваются с некоторыми проблемами, которые мы рассмотрим ниже. Основные певческие задачи связаны с развитием музыкального слуха младшего школьника. Что значит научить детей петь чисто? Это значит - верно воспринять звук и воспроизвести его. Можно наблюдать случаи, когда дети слышат правильно, могут найти нужный звук на инструменте, сказать, верно или неверно учитель спел мелодию знакомой песни, но сами спеть чисто не могут. Причины неверного пения различны: отсутствие внимания, неразвитый певческий диапазон, отсутствие координации между слухом и голосом, смещенный певческий диапазон. Пожалуй, главное, о чем должен помнить педагог, - это то, что любой навык требует времени для формирования. Не случайно существует понятие, что песня впевается постепенно. Отсюда - повторяемость разучиваемой песни (попевки), более медленный (но не чрезмерно!) ее темп, если у автора он быстрый. Нужно, чтобы каждый ребенок успел вслушаться в движение мелодии и приказать своему голосу воспроизвести именно этот звук.
Еще одной немаловажной проблемой в процессе обучения детей пению является быстрота запоминания музыкального материала. Она важна для всех видов музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки, но особенно большое значение приобретает в занятиях пением. Умение быстро заучивать песню наизусть становится серьёзнейшей проблемой на уроке, время которого ограничено. При исполнении уже выученной наизусть песни развивается умение чисто интонировать, формируется целостная система навыков дыхания и многое другое. Быстрое заучивание песни наизусть позволяет не только рационально использовать время урока, но и сохранить песню в памяти в дальнейшем. Определяющее значение, как указывает выдающийся советский психолог А.А. Смирнов, имеет не сам по себе результат запоминания, а мыслительную деятельность во время запоминания.
Достаточно серьезной проблемой является утомляемость младших школьников на уроках музыки. Наиболее специфические признаки проявления утомления в процессе урока музыки, наряду с общими признаками, следующие:
- снижение эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на
музыку;
- снижение слухового внимания, ухудшение музыкальной памяти;
- нарушение чистоты интонирования.
Основной методический недостаток в проведении уроков музыки, на которых дети быстро утомляются, - неправильное распределение отдельных элементов музыкальной работы в классе по времени. Длительная перегрузка каким-либо одним видом деятельности (хоровым пением, слушанием
музыки) приводит к утомлению. На возникновение утомления влияет та или иная последовательность составных компонентов урока. А также определенные сочетания в одном уроке песен и произведений по слушанию музыки, имеющих различную или одинаковую эмоциональную окраску и характеристику. Так, одним из лучших вариантов построения урока является такое строение урока музыки, когда учитель разучивает или повторяет с детьми песни грустного, печального характера, а затем слушает с ними радостную, веселую музыку. Если в начале урока разучиваются или повторяются бодрые, энергичные песни, то во второй половине урока можно дать послушать детям произведения более спокойного напевного характера. Такой вариант построения урока также обеспечивает сохранение работоспособности учащихся.
Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.
Исходя из вышесказанного можно считать, что важнейшей задачей современной музыкальной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования на базе музыкальной школы целенаправленным и последовательным.
Список литературы:
1. Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: «Просвещение», 1991. - С. 82.
2. Методика музыкального воспитания / П.Халазубарь, В. Попов, Н. Добровольская. - М.: «Музыка»1990. - С. 119.
3. Методика музыкального воспитания в школе / Щ.А. Апраксина. - М.: «Просвещение», 1983. - С. 75.
4. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: «Академия», 2002. - С. 195-196.
5. Музыкальное воспитание в школе / Сост. О. Апраксина. - М.: «Музыка», 1976. - С. 48-57.
6. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. - М.: «Владос», 2000. - С. 97.
7. Развитие психологии памяти / А.А. Смирнов. - М., 1966. - С. 232.
8. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М.: Просвещение, 2000. - 235 с.
9. Апраксина О.А. Музыкально воспитание в школе. Вып. 12. - М., 1977. - 304 с.
10. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2000. - 378 с.
11. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». - Великий Новгород, 2000. - 245 с.
12. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 15. - М., 1982. - 289 с.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
© Коршакова Э.С.*
Институт социальных наук Иркутского государственного университета,
г. Иркутск
В статье обсуждаются проблемы образования детей с ограниченными возможностями в контексте актуальных программ современной государственной социальной политики. Анализируется вопрос о последствиях реформ в отношении снижения неравенства и расширения доступности качественного образования, путем введения инклюзивного образования. Рассматриваются основные направления для сближения систем общего и специального образования в решении вопросов, направленных на получение полноценного образования указанной категории детей в интерпретации авторов статьи.
Ключевые слова дети с ограниченными возможностями, инклюзивное образование, интеграция, социализация, адаптация.
На стыке XX и XXI веков заметно усилился широкомасштабный процесс реформирования мировой педагогической системы в направлении от дифференциации специального образования к его интеграции с общим образованием. Инклюзивный подход стал рассматриваться как основополагающий элемент всего движения за образование для всех. Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде
* Студент.