Научная статья на тему 'Традиции культуры в духовнонравственном воспитании личности'

Традиции культуры в духовнонравственном воспитании личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ФОЛЬКЛОР / PERSON / TRAINING / TRADITION / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несмачная Е.Н.

В статье исследуются проблемы воспитания личности и использование традиций в духовнонравственном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции культуры в духовнонравственном воспитании личности»

Несмачная Е.Н. ©

Аспирант, кафедра социально- педагогической деятельности, Орловский государственный институт искусств и культуры

ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье исследуются проблемы воспитания личности и использование традиций в духовно- нравственном воспитании.

Ключевые слова: личность, воспитание, традиции, фольклор.

Keywords: person, training, tradition, folklore.

Отторжение подрастающего поколения от общественно- исторического опыта поколений и отечественной культуры - одна из серьёзнейших проблем нашего времени.

В начале нового столетия образование России стоит на пороге переосмысления культурных ценностей, основанных на достижениях многовековой национальной духовности и самобытности, Ни у кого сегодня не вызывает сомнения, что будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Эта тенденция находит свое отражение в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.

Отечественная школа накопила значительный опыт использования ценностей традиционной народной культуры в учебно-воспитательном процессе. К вопросам народной педагогики в Х1Хв. в России обращались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И. А. Ильин. Они отмечали, что народная педагогика- это прикладная философия. Система воспитательных взглядов народа здесь формируется на основе его мировоззрения, миропонимания, национального самосознания. Весомый вклад в изучение проблемы формирования духовнонравственной личности ребёнка и развития её музыкальных способностей внесли В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Е.А. Алмазов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина,

Р.Т. Зинич, А.И. Катинене, Н.Д.Орлова, Т.В. Волчанская, С.И. Бекина, Л.С. Выготский, Д.Б.

Эльконин и др.

Развивать у детей понимание значимости культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, именно в нём закладываются основы будущей личности. Особую роль народной культуры в воспитании дошкольников отмечали многие отечественные ученые: А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, В.Я. Езикеева, Н.С. Карпинская, Е.Г. Ковальская, В.М. Федяевская, Н.Б. Халезова, В.Н.

Чуракова, З.А. Богатеева, Т.Н. Доронова, А. А. Грибовская. Исследователи подчеркивали, что полноценное духовное воспитание личности с самого раннего возраста возможно лишь при наличии преемственности традиций. При этом необходимым условием развития духовной культуры личности является использование в педагогической работе народного искусства, народных традиций.

Область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г.С.Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения... совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует назвать народной педагогикой»1. (1 Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.)

В современных условиях подрастающее поколение оказалось в экстремальных условиях. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей. Школьные программы зачастую не учитывают возрастные и психологические особенности детей и не всегда

© Несмачная Е.Н., 2014 г.

ориентированы на всестороннее развитие подрастающего поколения. Предварительную работу по подготовке детей к музыкальному восприятию и духовному развитию призваны осуществлять дошкольные программы.

Психолог Б.М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе музыкального восприятия лежит эстетическое переживание человеком содержания произведения. При слушании музыки у ребёнка возникают положительные и отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психологическое состояние. В теории эстетики это называется эстетическим переживанием. При этом переживания индивидуальны для каждого ребёнка.

Использование фольклора, народных традиций возможно уже с младшего дошкольного возраста: с третьего года ребёнок обладает богатой развитой речью, он осознаёт себя личностью, а главной в его развитии является память. Вместе с развитием памяти в процессе игровой деятельности у ребенка начинает развиваться воображение, наглядно- образное мышление. Дети дошкольного возраста способны сосредотачиваться. Их внимание уже далеко не произвольно. Они умеют наблюдать за окружающим миром, за действиями взрослых; и в процессе игры копировать их действия. Вместе с тем, игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует подготовке базовых основ для дальнейшего музыкального развития ребёнка. Например, простейшая попевка «Андрей-воробей» способствует закреплению унисонного интонирования, ритмического и дикционного.

Многие исследователи рассматривают трёхлетний возраст как возраст «крещёного развития»2. (2 Л. С.Выготский). Здесь нужно объяснить, что это такое. Игра- его естественная среда на данном этапе развития и она как нельзя лучше помогает развитию ребенка включение его в игровую деятельность хороводного типа.

Игры, входящих в состав хороводов, можно разделить на несколько групп:

1) элементарные сюжетно-ролевые игры (по типу направленного ролевого диалога взрослого с ребёнком, который строится как совместная деятельность);

2) элементарные хороводно-игровые формы - драматизации (их цель- сближение ребёнка с другими героями и персонажами, в том числе и с музыкальным сопровождением);

3) центральная группа хороводно-игровых форм, основанная на конкретном внимании и нацеленная на раскрепощение ребенка и развитие его интереса. Здесь нельзя забывать также о влиянии народно-игровых форм на сенсорное развитие ребёнка, воспитание культуры поведения и духовно- нравственного развития.

Психологическая проблема духовно- нравственного развития личности, творческих способностей, пожалуй, одна из самых сложных. Однако все исследователиЗ согласны с тем, что её истоки лежат в детском возрасте, а творчество ребёнка тесно связано с развитием его воображения4, которое легче всего развивать с помощью игры. Так, например, в игровой песне гармонично развиваются все стороны личности ребёнка: чувство, воля, воображение и мышление, память и любознательность. Игровая деятельность даёт богатые возможности для развития разнообразных детских интересов. Ребёнок относится к игровой деятельности как к серьёзному делу, поэтому влияние, оказываемое через неё, приобретает ещё большее значение для формирования его личности. (3 Л.С.Выготский, Л.Венгер, Е.Пороцкая. (4 Значение воображения в жизни человека отмечал ещё известный французский психолог Теодюль Рибо.)

В.А. Сухомлинский писал: «Надо воспитывать в детском сердце подлинно человеческую любовь- тревогу, внимание, переживание за судьбу другого человека... очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость- радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.5» ( 5 В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Киев, 1971год, стр.77. )

Хороводные игры на бытовые темы открывают богатые возможности для воспитания у ребенка великодушия, отзывчивости, уважения к окружающим, умение считаться с интересами, замыслами и желаниями других. В них отражаются социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребёнка. В таком контексте хорошо использовать хороводные игровые песни «Чижик», «Воробей».

В силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались сегодня утраченными. Процесс безвозвратной потери народного

достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой современное и последующее поколение может лишиться ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушится духовная связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. В связи с этим проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер, и решать эту проблему нужно начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь именно здесь начинается формирование и развитие личности ребенка. Преемственность традиций в системе детский сад- школа- дополнительное образование- средне- специальные и высшие учебные заведения дают возможность полноценного развития духовно- нравственных качеств формирующейся личности.

В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: активно разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне- специальных и высших учебных заведениях страны.Становится вполне очевидным, что в нынешних условиях поиска истоков духовного возрождения России важно поддержать национальную культуру, сконцентрировать в своей нации характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет в дальнейшем развивать и сохранять народные традиции России. Исследование опирается на гипотезу, согласно которой русская праздничнообрядовая культура (в частности, фольклор) отражает в интегральном виде особенности традиционной этнической художественной культуры. Благодаря этому она обладает уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Реализовать этот потенциал в социально-культурной практике и сфере народного художественного творчества возможно, если обеспечить- создание образовательной образно-психологической среды в системе освоения традиционного праздничного календаря с учетом этно- региональных характеристик; глубокое изучение фольклорно-этнографических текстов и реконструкцию празднично обрядового действа; творческое моделирование текстов празднично- обрядовых традиций с учетом современной социокультурной ситуации; формирование профессиональной готовности педагогов и использование традиционного фольклора в системе образования.

Литература

1. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926, 358с.

2. 2 Л.С.Выготский, Л.Венгер, Е.Пороцкая Воображение и творчество в детском возрасте.-М., Педагогика,1967, 279с.

3. Греков Б. История культуры древней Руси.- М-Л: изд- во АН СССР, 1951.- т.1.0 482с.

4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России, Москва, «Пресс»,1994г, 250с.

5. В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Киев, 1971год, стр.77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.