Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
эстетическое развитие / дошкольники / музыкальная деятельность. / aesthetic development / preschoolers / musical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алпатова Н. С., Федосеева Е. С., Глушенкова В. С.

В статье рассматривается проблема эстетического развития дошкольников средствами музыкальной деятельности. Представлена система воспитательной работы, направленная на эстетическое развитие дошкольников, основанная на различных видах музыкальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алпатова Н. С., Федосеева Е. С., Глушенкова В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF MUSICAL ACTIVITIES

The article deals with the problem of aesthetic development of preschoolers by means of musical activity. The system of educational work aimed at the aesthetic development of preschoolers, based on various types of musical activity, is presented.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

К. Зухоры характеризуется простотой в выполнении и доступностью для студентов с разным уровнем физического здоровья. Динамика изменений уровня физической подготовленности студента фиксируется в индивидуальной карте контроля. Контролировать заполнение карты контроля каждого студента необходимо в конце учебного года на протяжении всего курса обучения.

Заключение Таким образом, предложенный вариант комплексно-круговой тренировки на практических занятиях по общей физической подготовке у студентов позволит создать педагогические условия, способствующие повышению эффективности образовательного процесса. Замечено, что комплексно-круговая тренировка, не смотря на кажущуюся сложность выполнения, высокую интенсивность физической нагрузки, проходит на высоком психоэмоциональном подъеме - это повышает мотивацию студентов к занятиям. Что, в свою оче-

редь, способствует совершенствованию физической подготовленности и повышению уровня здоровья студенческой молодежи. В то же время необходимо провести комплексное исследование и многолетний анализ физической подготовленности у студентов с разным уровнем здоровья и поиск путей решения данной проблемы.

Список литературы

1. Лукин, А.А. Размещение «станций» (мест) в зале спортивной борьбы Воронежского государственного технического университета и содержание физических работ на них при проведении комплексно-круговой тренировки студентов, занимающихся борьбой самбо / А.А. Лукин, Г.П. Галочкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №2 (180). - С. 222 - 227.

2. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / пер. с польск. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 412 с.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алпатова Н.С.

НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва, доцент кафедры «Дошкольной дефектологии и логопедии», кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Федосеева Е.С.

ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», г. Москва, доцент кафедры «Психологии и педагогики», кандидат педагогических наук, доцент

Глушенкова В. С.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 26 общеразвивающего

вида п. Бородинское Поле, Московская область,

Воспитатель

AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF MUSICAL

ACTIVITIES

Alpatova N.

NOU VO «Moscow socially-pedagogical institute», Moscow, associate professor of the department «Preschool defectology and speech therapy», candidate of sociological sciences, senior researcher Fedoseeva E.

CHOU VO «S. Y. Witte Moscow University», Moscow, associate professor of the department «Psychology

and pedagogy», candidate of pedagogical sciences, associate professor

Glushenkova V.

Municipal preschool educational institution Kindergarten No. 26 of general developmental type Boro-

dinskoe Pole village, Moscow region,

educator

Аннотация

В статье рассматривается проблема эстетического развития дошкольников средствами музыкальной деятельности. Представлена система воспитательной работы, направленная на эстетическое развитие дошкольников, основанная на различных видах музыкальной деятельности.

Abstract

The article deals with the problem of aesthetic development of preschoolers by means of musical activity. The system of educational work aimed at the aesthetic development of preschoolers, based on various types of musical activity, is presented.

Ключевые слова: эстетическое развитие, дошкольники, музыкальная деятельность.

Keywords: aesthetic development, preschoolers, musical activity.

Современная концепция дошкольного воспитания демонстрирует важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, формирования у них эстетической культуры, считая ее мерилом человеческих ценностей. Данное положение находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [4].

Многие исследователи отмечают, что эстетическое воспитание есть необходимое условие развития человека высокой культуры средствами искусства. Оно формирует интегральный способ общения личности ребенка с миром, в рамках которого он учится гармонизировать продукты своей деятельности, активизирует речевую деятельность и все познавательные процессы, личностные проявления, взаимодействие с другими людьми в разных формах поведения [1, 2, 5].

В исследованиях О.А. Апраксиной, О.С. Алейниковой, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Н.Х. Солоповой, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и других подчеркивается значение музыки для развития у дошкольников отдельных музыкально-эстетических способностей, качеств, умений и гармоничного развития в целом. По мнению ученых, музыка считается одним из богатейших средств нравственно-эстетического воспитания, обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования убеждений, нравственных и эстетических идеалов.

Цель исследования: разработать систему воспитательной работы, направленную на эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности.

В процессе эстетического развития дошкольников необходимо решить следующие задачи:

1. Способствовать приобщению дошкольников к музыкальному искусству, формированию основ музыкальной культуры, воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

2. Содействовать развитию музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, а также формированию песенного и музыкального вкуса.

3. Создавать условия для формирования интереса к музыкально-художественной деятельности [3].

Мы полагаем, что эстетическое развитие дошкольников будет эффективно, если использовать в обучении средства музыки, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, а также уровень их эстетического развития.

Эстетическое развитие дошкольников средствами музыкальной деятельности, на наш взгляд, позволит сформировать у детей эстетическое отношение к жизни, будет способствовать, помимо эстетического, интеллектуальному, творческому, нравственному развитию ребенка. Музыкальная деятельность дошкольников предполагает изучение музыкальных произведений, а также овладение элементарными навыками исполнительства в области пения и игры на детских музыкальных инструментах.

Для участия в эксперименте были отобраны дошкольники 4-5 лет в количестве 37 человек, являющиеся воспитанниками муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 26 обшеразвиваюшего вида п. Бородинское Поле и детского центра «Бибигон».

Первоначально необходимо было определить уровень эстетического развития детей в музыкальной деятельности: пении, движении и игре на детских музыкальных инструментах, а также способностей к восприятию музыки.

Для реализации поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: наблюдение; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных.

Исследование эстетического развития дошкольников в музыкальной деятельности предусматривала диагностику уровня развития творческих способностей детей: в музыкально-ритмическом движении, в пении, в игре на детских музыкальных инструментах и в способности к восприятию музыкального произведения.

В большинстве своем при выполнении заданий отмечалось следующее: движения у детей не отражали характер музыки и не совпадали с темпом, ритмом, с началом и концом произведения; дошкольники затруднялись в передаче характера музыки, в продумывании собственных движений для воплощения игрового образа. При этом движения были невыразительными, а мимика отличалась бедностью.

Кроме того, при выполнении заданий на выявление уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах выявлено, что дошкольники часто копировали ритмические рисунки воспитателя либо использовали усвоенные ранее ритмические рисунки; отмечалось ритмическое однообразие, использование одного звука или его проговаривание. Сложным для детей оказалось выполнение задания на придумывание музыкальной композиции - дети просто перебирали клавиши, нередко отказывались от выполнения задания.

Для исследования эстетической отзывчивости детям предлагалось во время прослушивания мелодии представить, о чем данная музыка и изобразить услышанное в рисунке. В ходе диагностики выявлено недостаточное развитие эстетической отзывчивости, способности чувствовать настроение музыки (грустное, спокойное, тревожное, торжественное и др.) эмоционально откликаться на мелодию, что проявлялось в неспособности изобразить в рисунке услышанное и затруднении объяснить нарисованное.

Результаты эксперимента, полученные с помощью вышеуказанной методики, показали, что уровень эстетического развития дошкольников в музыкальной деятельности имеет преимущественно средние и низкие показатели. Обобщив результаты диагностического исследования, нами были выявлены следующие уровневые показатели: высокий (5 чел.), средний (14 чел.), низкий (18 чел.).

Полученные результаты обусловили необходимость разработки системы воспитательной работы, направленной на эстетическое развитие дошкольников средствами музыкальной деятельности, которая включала в себя: воспитание интереса к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с дошкольниками, имеющими низкий уровень эстетического развития (экспериментальная группа) в период с сентября по декабрь 2021 года, с периодичностью 3 занятия в неделю по 20-25 минут. Дети с высоким и средним уровнями (контрольная группа) занимались по программе дошкольного образовательного учреждения.

В работе с дошкольниками экспериментальной группы использовались следующие виды музыкальной деятельности:

1. Слушание. Программное содержание и задачи:

- учить слушать музыкальное произведение до конца, чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном;

- развивать способность различать звуки по высоте;

- учить замечать выразительные средства музыкального произведения.

Музыкальный репертуар: «Ах ты, береза», рус. нар. песня; «Танец куклы» С. Майкапара; «Сломанная игрушка» А. Гречанинова; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского; «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова и др.

2. Пение. Программное содержание и задачи:

- обучать дошкольников выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно;

- развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

Музыкальный репертуар: упражнения: «Жук», муз. Н. Потоловского, сл. народные; «Колыбельная зайчонка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель и др.; песни: «Осень в гости к нам идет» Е. Гомоновой; «Красные рябинки» А. Филиппенко; «Санки», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой и др.

3. Песенное творчество. Программное содержание и задачи:

- учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы;

- формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкальный репертуар: «Как тебя зовут?», «Где ты?», «Спой колыбельную», «Ах ты, ко-тенька-коток», рус. нар. колыбельная; «Чей домик?» муз. Е. Тиличеевой; «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой и др.

4. Музыкально-ритмические движения. Программное содержание и задачи:

- продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

- совершенствовать танцевальные движения и навыки основных движений;

- учить дошкольников двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения и др.

Музыкальный репертуар: «Веселые мячики» (подпрыгивание и бег), муз. М. Сатулиной; «Барабанщики», муз. Д. Кабалевского и С. Левидова; «Качание рук с лентами», польск. нар. мелодия, об-раб. Л. Вишкарева; «Катание на санках» Л. Соколова; новогодние хороводы по выбору музыкального руководителя и др.

5. Танцевально-игровое творчество. Программное содержание и задачи:

- способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок;

- обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей и др.

Музыкальный репертуар: «Пляска парами», латыш. нар. мелодия; «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского и др.

6. Игра на детских музыкальных инструментах. Программное содержание и задачи:

- формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, маракасах, барабане, металлофоне, дудочке и др.

Репертуар: «Лошадка» Н. Потоловского; «Тихо - громко мы играем», «Во саду ли» р.н.м.; «Дождик» р.н.м. в обр. Г.Лобачева; «Тихие и громкие звоночки» Е.Тиличеевой; «Играем медленно и быстро» р.н.м. «Ах, вы сени»; «Оркестр зверюшек» муз. Н. Бордюг и др.

Для проверки эффективности опытно-экспериментальной работы нами был проведен контрольный эксперимент, целью которого было выявление уровней эстетического развития дошкольников в музыкальной деятельности после целенаправленной систематической работы. Эффективность эксперимента определялась путем сравнения данных, полученных на исходном и завершающем этапах работы.

В результате исследования нами были получены следующие данные: при выявлении уровня творческих способностей детей в музыкально-ритмических движениях наблюдаются улучшения в качестве выполнения заданий, дети придумывают собственные движения, которые становятся более выразительными и соотносятся с музыкой, несмотря на некоторое однообразие этих движений.

При выполнении заданий на выявление творческих способностей детей в пении дошкольники показали более высокий результат, чем до проведения эксперимента. Вместе с тем, это задание оказалось по-прежнему трудным для дошкольников, однако при выполнении задания наблюдалось некоторое ритмическое разнообразие, дети использовали более одного звука, что говорит о положительной динамике целостного и дифференцированного восприятия звуков у детей.

При выполнении заданий на восприятие музы-

кальных произведений и игре на детских музыкальных инструментах также наблюдалась положительная динамика: дошкольники научились исполнять несложные мелодии на различных музыкальных инструментах сольно, группой и в оркестре; стали проявлять способности в сопереживании услышанному, что отражалось в их творческих рисунках, выполненных в результате восприятия музыкальных произведений.

Мы можем констатировать, что у дошкольников экспериментальной группы после проведения эксперимента наблюдается положительная динамика уровня эстетического развития в музыкальной деятельности: уменьшилось число детей с низким уровнем развития и составило 4 человека; увеличилось количество дошкольников со средним уровнем эстетического развития (21 чел.), возросло количество детей с высоким уровнем развития (12 чел.). У дошкольников контрольной группы существенных изменений в уровневых показателях не выявлено.

Контрольный этап экспериментальной работы показал, что дошкольники экспериментальной группы: внимательно и заинтересованно слушают музыкальные произведения; устанавливают связи между характером музыкального образа и средствами музыкальной выразительности; различают музыкальные жанры, изменения в звучании (тихо-громко, быстро-медленно); реагируют на смену динамики сменой движений в плясках или сменой способа игры на музыкальном инструменте; умеют различать контрастные музыкальные регистры; умеют выразительно исполнять песни; выполняют танцевальные движения, характерные для этого возраста; различают тембр знакомых музыкальных инструментов, владеют способами игры на них, активно музицируют с другими детьми и самостоятельно.

Таким образом, можно заключить, что эстети-

ческое развитие дошкольников эффективно при использовании в обучении средств музыкальной деятельности, учёте индивидуальных особенностей детей, а также уровня их эстетического развития. Вместе с тем наличие дошкольников с низким уровнем эстетического развития в музыкальной деятельности предусматривает продолжение работы в этом направлении.

Список литературы

1. Алейникова О.С. Педагогическая поддержка эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыки: автореф. дис. ... к. пед. н.: 13.00.01 / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2011. - 26 с.

2. Алпатова Н.С., Малюгина А.А. Исследование возможностей эстетического воспитания дошкольников средствами художественно-творческой деятельности // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2021. - № 1. -С. 36-41.

3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. —336 с.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384): [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения 5.01.2022).

5. Солопова Н.Х. Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема (на материале работы с детьми дошкольного возраста): автореф. дис. ... к. пед. н.: 13.00.02 / Моск. гос. пед. ун-т. - Москва, 2010. - 24 с.

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алпатова Н.С.

НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва, доцент кафедры «Дошкольной дефектологии и логопедии», кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Федосеева Е.С.

ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», г. Москва, доцент кафедры «Психологии и педагогики», кандидат педагогических наук, доцент

Костюков И.Д.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 31», г. Москва,

тьютор, учитель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.