Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мильгунова Т. А., Малыхина Е. В.

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников. Предложен пример программы, направленной на развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности «Мозаика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мильгунова Т. А., Малыхина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.24

Т.А. Мильгунова, Е.В. Малыхина

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников. Предложен пример программы, направленной на развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности «Мозаика».

Ключевые слова: творческие способности, музыкально-игровая деятельность, старшие дошкольники.

Проблема формирования и развития творческих способностей всегда представляла особый интерес для исследования учеными в различных областях науки. Изучением развития творческих способностей детей дошкольного возраста занимались выдающиеся психологи и педагоги. Среди них Л.С. Выготский,

A.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и Д.Б. Богоявленская, Э.П. Торренс,

B.А. Кан-Калик, В.А. Караковский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, М.М. Поташник, А.В. Хуторской и др.

Современная активизация инновационного развития общества в мире и в России требует от человека не просто действий по шаблону и стандартного поведения хорошего исполнителя, но ставит перед ним задачи проявления гибкости мышления, разработки нестандартных решений, вариативности способов достижения результата, позволяющих учесть появление новых условий достижения цели. Человек должен уметь находить проблему и ставить перед собой задачу ее решения самостоятельно.

Творческие способности человека становятся существенной составляющей интеллекта, а задача их развития становится важнейшей в воспитательной и педагогической деятельности, так как все культурные, технологические, научные ценности и достижения человечества являются результатом творческой деятельности. Очевидным является тот факт, что развитие творческих способностей можно начинать с раннего детства и продолжать совершенствовать в течение всей жизни. В связи с этим, задача взрослых, находящихся рядом с ребенком в раннем возрасте, заключается в поисках задатков творческих способностей, формировании стимулов их проявления и создании условий для их развития.

У дошкольника отношение к окружающему миру развивается через деятельность. Самым доступным видом деятельности для дошкольника является музыкальная деятельность, которая способствует развитию всех психических и познавательных процессов ребенка, развитию личностных качеств, а также развитию творческих способностей. Установлено, что музыкальная деятельность, создавая положительные эмоции, способствует снижению эмоционального напряжения, способствует формированию моторики, развитию слуха, артикуляционного аппарата (во время пения), координации движений и ориентировки в пространстве (во время выполнения музыкально-ритмических движений, музицирования), чувства ритма (в игре на музыкальных инструментах), формирует эстетическое восприятие окружающего мира [2]. Музыка для дошкольника является источником обогащения опыта эмоциональных отношений, что помогает ребенку социализироваться в игре и общении. В то же время музыка становится для ребенка увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности так или иначе связан с игрой, будь то пение, слушание, движения, музицирование или музыкальная игра. В процессе музыкально-игровой деятельности ребенок может быть, как исполнителем, так и сочинителем, что как раз и является проявлением творческих способностей [1].

В современном образовательном процессе наблюдается явное преобладание методик развития творческих способностей в школьные годы, тогда как дошкольный возраст, несмотря на то, что является отправной точкой проявления одаренности, оказывается слабо охваченным теоретическими исследованиями и методическими разработками особенно в музыкально-игровой деятельности.

Мы считаем, что решением проблемы может быть разработка программы, направленной на развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности «Мозаика».

© Мильгунова Т.А., Малыхина Е.В., 2020.

Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в развитии творческих способностей.

Задачи программы:

- информировать педагогов и родителей в аспекте развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

- развивать у детей воображение, творческое мышление, фантазию, творческую активность;

- развивать двигательную активность детей;

- развивать коммуникативные навыки детей и сотрудничество в детском коллективе.

В основе программы лежат следующие принципы: интеграция и согласованность действий, вариативность, непрерывность и системность, структурность, спиральность, рефлексия; учет возрастных и психологических особенностей, единство коррекции и диагностики, опора на разные уровни организации психических процессов, усложнение, постепенность в увеличении разнообразия и объема материала, учет эмоциональной сложности материала.

В качестве основных этапов работы по развитию творческих способностей были: подготовительный (организационно-просветительский); основной (проведение различных мероприятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей); заключительный (подведение итогов, анализ реализации программы, мониторинг).

Объектами программы выступили дети, педагоги, родители.

Содержание работы с детьми включало в себя следующие формы работы: организованная образовательная деятельность; индивидуальная работа с детьми; комплексные и интегрированные занятия; подготовка и проведение праздников и развлечений; совместная творческая деятельность.

Содержание работы с педагогами: индивидуальные консультации; семинары-практикумы (групповые); рекомендации; выступление на педсоветах; открытые просмотры организации различных видов деятельности.

Содержание работы с родителями: индивидуальные консультации; рекомендации; стендовая информация; информация на сайте ДОО; открытые просмотры различных видов деятельности; родительские собрания; совместная творческая деятельность; совместные праздники и развлечения.

Календарно-тематическое планирование программы «Мозаика» представлено в таблице 1.

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование программы «Мозаика»_

Тема занятия Задачи Репертуар

Сентябрь

Путешествие в страну знаний - развивать эстетические чувства; - развивать умение различать оттенки настроения; - развивать тембровый слух; - развивать коммуникативные качества. «Детский сад» муз. А. Филиппенко, сл. М. Волгиной «Музыкальные стульчики», р.н.м., игра «Узнай по голосу», игра

Золотая осень - развивать умение играть на ДМИ в ансамбле; - развивать коммуникативные качества; - совершенствовать выполнение танцевальных движений; - способствовать развитию внимания у детей. «Утро» Э. Григ «Ах, какая осень!» З. Роот, игра на ДМИ «Бери флажок» муз. Е.Тиличеевой, игра «Вейся, капустка» р.н.п, игровой танец

Октябрь

Осенние картинки - развивать эмоциональное восприятие музыки; - побуждать к импровизации на заданную тему; - развивать быстроту реакции, внимание; - способствовать развитию творческих способностей. «Осенняя песня», муз. П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Осень», муз. Г. Вихаревой, сл. И. Белоусова «Кто скорее?», муз. Т. Ломовой, игра Творческое задание «Осенняя песенка»

Урожай собирай - развивать эмоциональное восприятие музыки; - совершенствовать умение играть на металлофоне; - совершенствовать выполнение танцевальных движений. «Осень», муз. Ан. Александрова, сл. М. По-жаровой «Карусель» Т.Суворовой, танец «Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. До-линовой, игра на ДМИ

Продолжение таблицы 1

Тема занятия Задачи Репертуар

Ноябрь

Моя страна - воспитывать любовь и уважение к своей стране, малой родине; - развивать коммуникативные качества; - совершенствовать приемы игры на деревянных ложках «Моя Россия» Г. Струве «Две рябины» М. Картушина «Искупался Иванушка», р.н.м., игра «Во саду ли в огороде» р.н.м., игра на ДМИ

Мой город - воспитывать любовь и уважение к своей стране, малой родине; - развивать коммуникативные качества; - развивать музыкальную память. «Архангельск - мой город любимый» М. Картушина «Горшки», р.н.м., игра «Растяпа», любая танцевальная музыка, игра

Декабрь

Новый год у ворот - способствовать эмоциональному восприятию музыки; - совершенствовать умение выполнять танцевальные движения; - развивать координацию движений с пением. «Сани с колокольчиками», муз. И. Агафон-никова «Зимушка-зима» хоровод, муз и сл. З.Роот «Ищи» игра, муз. Т.Ломовой

Волшебник Дед Мороз - способствовать развитию творческого потенциала у детей; - развивать координацию движений с пением; - совершенствовать умение выполнять танцевальные движения. «Плясовая», муз. Т. Ломовой Творческое задание «Танец снежинок» «Хоровод с Дедом Морозом» «В лесу родилась ёлочка» хоровод «Тётя Весельчак» игра

Январь

Рождественский вечерок - воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа; - развивать коммуникативные качества; - способствовать эмоциональному восприятию и воспроизведению музыки. Рождественские колядки «Башмачок» игра «Рождественские гадания» игра «Баба Яга» муз.игра

Зимние забавы - совершенствовать умения выполнять основные движения; - развивать быстроту реакции; - развивать коммуникативные качества и творческие способности. «На лыжах», «На коньках» упражнение «Перенеси снежки» игра «Русская зима» О. Анцифирова «Найди себе пару», танец-игра, муз. А. Спа-девекки

Февраль

Армейские учения - совершенствовать умение определять средства музыкальной выразительности, создающие образ; - побуждать к импровизации на заданную тему; - создавать условия для творческой реализации детей. «Будем солдатами» муз. З. Роот Музыкальная игра «Бери флажок» муз. Т. Ломовой «Яблочко», р.н.м., танец Творческое задание «Танец ветра»

Масленичные гуляния - развивать чувство ритма; - побуждать к импровизации на заданную тему; - совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Музыкальная игра «Испеки нам пирожки, бабушка Маруся», р.н.м. Игра «Гори ясно», р.н.м. Творческое задание «Здравствуй, Солнышко!»

Март

Мамы разные важны - развивать умение чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказываться о ней; - побуждать к импровизации на заданную тему; - совершенствовать умение передавать в движении легкий характер музыки, используя атрибуты. «Веселые подружки» упражнение-игра, муз. 3. Я. Роот «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова «Вальс с цветами», муз. И. Штрауса Творческое задание «Колыбельная»

Весенняя сказка - способствовать развитию творческого потенциала детей; - побуждать к импровизации на заданную тему; - совершенствовать умение играть на ДМИ в ансамбле. «Весенняя сказка» театрализованная игра с игрой на ДМИ «Волшебный цветок весны» О. Насауленко Творческое задание «Весной»

Окончание таблицы 1

Тема занятия Задачи Репертуар

Апрель

Звонкая капель - развивать представление об изобразительных возможностях музыки; - способствовать развитию воображения; - вызывать желание работать творчески в рисовании под музыку. «Подснежник», муз. П. И. Чайковского «Апрель» с игрой на ДМИ «Подушечка», р.н.м. игра Творческое задание «Рисуем весну»

Русские посиделки - приобщать к истокам русской культуры; - развивать внимание, быстроту реакции, выдержку; - развивать творческие способности, умение использовать знакомые танцевальные движения. «Веснянка», укр. н. м. обр. Г. Лобачева «Где был, Иванушка», р.н.п. с игрой на ДМИ «Золотые ворота», р.н.м., игра «Лапоток», р.н.м., игра

Май

Звуки природы - развивать внимание, наблюдательность; - воспитывать любовь к природе; - приобщать к использованию звучащих предметов и шумовых инструментов; - развивать коммуникативные навыки. Слушание звуков природы (пение птиц, шум дождя) Шумовой оркестр с ДМИ К. Орфа Игра «Совушка»

В мире животных - развивать внимание, наблюдательность; - воспитывать любовь к природе; - развивать творческие способности посредством игр, творческих заданий. «Медведь» Т. Рябикова «Зайчики» Е. Тиличеевой «Какадурчик», муз. В. Козлова Творческое задание «Изобрази животного»

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

- ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

- формируется способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивается и проявляется в игре и в творческой деятельности, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- творческие способности ребёнка также проявляются в овладении нетрадиционными видами деятельности, рассказывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами, создавать своими руками картины, игрушки, музыкальные инструменты.

Таким образом, Программа «Мозаика» составлена с учетом использования творческих заданий и ситуаций, игр в различных видах деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие творческих способностей. В программе описаны задачи, методы, приемы, формы работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в различных видах деятельности. Дети с удовольствием участвуют в конкурсах, выставках, ярмарках. От творческой деятельности дети получают огромный эмоциональный заряд, который будет сопровождать их всю жизнь.

Библиографический список

1.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. / Н.Ф. Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 28 с.

2.Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Е.В.Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

МИЛЬГУНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА - студентка, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

МАЛЬХИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университетим. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.