Научная статья на тему 'Эстетический компонент соревновательных программ гимнастов'

Эстетический компонент соревновательных программ гимнастов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
324
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ГИМНАСТИКА / НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА / AN AESTHETIC COMPONENT / GYMNASTICS / PRODUCT INDICATORS OF MASTERY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кабаева Алина Маратовна, Плеханова Марина Эдуардовна

В статье проанализирована и выявлена роль эстетического компонента в соревновательных программах гимнастов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кабаева Алина Маратовна, Плеханова Марина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC COMPONENT OF PROGRAMS OF COMPETITIONS OF GYMNASTS

In article the role of an aesthetic component in competitive programs of gymnasts is analysed and revealed.

Текст научной работы на тему «Эстетический компонент соревновательных программ гимнастов»

4. Полученные данные говорят об эффективности проведенной экспериментальной работы со студентами-сиротами на занятиях физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебединского, В.Ю. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / В.Ю. Лебединского. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. - С. 18-172.

2. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник / А.М. Максименко. - М.: Изд-во «Физическая культура», 2005. - С. 86-117.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ГИМНАСТОВ

Алина Маратовна Кабаева, заслуженный мастер спорта России, Олимпийский чемпион,

Марина Эдуардовна Плеханова, кандидат педагогических наук, докторант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(ЛГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье проанализирована и выявлена роль эстетического компонента в соревновательных программах гимнастов.

Ключевые слова: эстетический компонент, гимнастика, номенклатура показателей исполнительского мастерства.

AESTHETIC COMPONENT OF PROGRAMS OF COMPETITIONS OF

GYMNASTS

Alina Maratovna Kabaeva, deserved master of sports of Russia, Olympic champion, Marina Eduardovna Plehanova, candidate ofpedagogical sciences, competitor of a scientific degree of doctor of sciences,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Abstract

In article the role of an aesthetic component in competitive programs of gymnasts is analysed and revealed.

Key words: an aesthetic component, gymnastics, product indicators of mastery.

Эстетика - это раздел философии, изучающий закономерности чувственного освоения действительности, сущности и формы творчества по законам красоты. Термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos (чувствующий, чувственный). История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени отношение к ней и ее место в системе философского знания неоднократно менялось.

В искусстве проблема эстетического всегда проявляется в двух аспектах: в связи с особенностями процесса создания художественного произведения и в связи с характеристиками восприятия произведения искусства рецепиентом. Спортивная деятельность в целом такова, что вопрос об эстетическом здесь следует ставить в двух аспектах: эстетическое в действиях спортсмена и эстетический компонент восприятия спортивного состязания зрителями.

Спортсмены на площадке стремятся вызвать у наблюдающих яркие эстетические переживания. А такое возможно только при совершенном владении техникой.

«Язык телодвижения» рассматривает различные аспекты невербальной повседневной жизни, а также доказывает, что жесты являются точными индикаторами внутреннего состояния, мнений, эмоций, желаний человека.

Передача настроений и чувств происходит основным содержанием музыки. Все,

что тем или иным путем входит в среду наших чувств, все это имеет тенденцию выразиться, так или иначе, в зрительных образах, и чем ярче наше восприятие, тем значительнее и разностороннее наше ощущение тех или иных явлений мира.

Чем выше уровень притязаний спортсменов, тем в большей степени их исполнение должно отвечать критериям искусства.

Сам спортивный результат в немалой степени зависит от умения спортсменов «создать образ», вызвать эмоции у отдельных зрителей и судей. Полная гармония музыки, хореографии, неповторимой исполнительской манеры и костюмов должна создавать очень сильное впечатление.

Когда композиция имеет какой-то образ (музыкальный, танцевальный, литературный), зритель с большим интересом следит за упражнениями, а, следовательно, и за развитием сюжета композиции и образа. Именно образ является той «изюминкой», которая делает гимнастические виды спорта столь сильными возбудителями эмоций на трибунах. Естественно, речь может идти лишь о таком образе, который создан талантливо, ярко, убедительно.

Из всего вышесказанного мы в нашем исследовании учитывали, с одной стороны, положения, выдвинутые В.Б. Коренбергом, о том, что культура движений является комплексной характеристикой исполнительского мастерства, отражающейся в оценке внешнего рисунка движений и взаимосвязанной с техническим мастерством. Культура движений включает в себя характеристики отдельных деталей, целесообразности движений, эстетической стороны выступления, осанку, «чистоту», выразительность, мы учитывали также положения, выдвинутые В.М.Выдриным, что спорт - это специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества, что специфика деятельности в сфере спорта есть представление о спорте высших достижений. Культурный аспект деятельности заключается в качестве. С другой стороны, опираясь на положения, выдвинутые H.A. Пономаревым, современные гимнастические виды спорта мы рассматриваем как социальные явления, как виды спорта, представляющие собой систему, состоящую из взаимосвязанных частей и имеющих множество функций, поэтому для исследования мы использовали системный подход и опирались на разработанную нами схему исследования (рис. 1)._______________

Спортивная эстетика

,__________ I __________,

Эстетические показатели в гимнастических видах спорта

Г

Оценка качества эстетических показателей исполнительского мастерства

I

Формирование технико-эстетических показателей

т

Оценка эффективности экспериментальных методик

Рис. 1. Схема исследования эстетических компонентов исполнительского мастерства в

гимнастических видах спорта

Для более качественной оценки эстетических компонентов исполнительского мастерства мы провели анализ существующих сегодня разнообразных взглядов на эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта. В исследованиях Ю.И. Смирнова отмечалось, что все формулировки понятий эстетических показателей спортивно-технического мастерства могут быть объединены в четыре совокупности, связанные с проявлением таких сторон исполнения упражнений, как состав элементов соединений, соподчиненность элементов и их целостность, ди-

намичность исполнения и ответственное оформление композиции.

Мы определили группу эстетических показателей, относящихся к гимнастическим видам спорта, представленных в таблице 1.

Таблица 1

______________Эстетические показатели исполнительского мастерства__________________

Подгруппы показателей Единичные показатели

Состав элементов соединений (каскадов) Сложность - отражает степень объективных и субъективных (трудность) требований к психомоторным возможностям спортсмена. Оригинальность - характеризует демонстрацию спортсменом новых форм движений. Целостность - представляет собой произведение показателей трудности и оригинальности.

Динамичность исполнения композиции Уплотнение соединений (каскадов), сведение к минимуму число «разгонных» упражнений. Формирование в композиции соединений из нескольких элементов и каскадов. Стремительное соотношение смены темпов выполнения элементов (каскадов). Организация ритмической структуры композиции (с учетом длительности отдельных фрагментов, нарастания или замедления темпа в соединениях).

Соподчиненность элементов и целостности Внутренняя логичность структуры фрагментов, частей композиции в целом. Равномерность распределения трудности элементов по всей композиции. Рассредоточение в композиции главных кульминационных («ударных») элементов. Формы соединения элементов (отсутствие трафаретных и тривиальных связок, стандартных соединений и оппозиционных стереотипов).

Художественное оформление композиции Экспрессия движений - умение сочетать движения с музыкой и достигать эмоционального воздействия зрителей и судей. Соответствие композиции современной моде и стилю исполнения. Артистизм -выполнение движений С «подтекстом» (внесение В НИХ СМЫСЛОВЫХ оттенков мимикой, жестами). Применение художественных приемов (повторы, «игра элементов», контраст и нюанс, элементы неожиданности).

Любое технико-эстетическое движение или композиция упражнений обладает множеством свойств, составляющих в целом их качество. Однако в каждом случае оценки технико-эстетических параметров исполнительского мастерства приобретают особую значимость, и вызывают наибольший интерес отдельные показатели в зависимости от специфики вида спора.

Таким образом, эстетические показатели исполнительского мастерства необходимо рассматривать как групповые и единичные. В таблице 2 мы рассмотрим подробно эти показатели.

Таблица 2

Обобщенная номенклатура показателей исполнительского мастерства

Групповые показатели Единичные показатели

Освоенность техники Показатели объема (количества) освоенных двигательных навыков и умений (приемов элементов, соединений, каскадов, действий) - арсенал техники. Показатели разносторонности двигательных действий. Показатели координации и пластики (ритмичность и плавность движений). Степень разнообразия освоенных навыков и умений, коэффициент предпочтений.

Эффективность техники Показатели рациональности техники (биомеханические, физиологические, психологические, эстетические). Показатели сравнительной (дискриминативной) высокой - усредненная техника спортсменов высокой квалификации. Показатели реализационной эффективности (реализации двигательного потенциала, функциональной экономизации). Показатели стабильности техники (помехоустойчивости и автоматизированности).

Необходимо отметить два принципа, которые могут служить исходным при анализе эстетических показателей исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта. Предполагается, что исполняемые упражнения (композиция), достаточно полно и всесторонне отвечающие комплексу предъявляемых к ним требований, регламентированных правилами соревнований, т.е. такие упражнения, все характеристики которых (кроме эстетических) уже получили высокую оценку, имеют объективные предпосылки быть полноценными и в эстетическом плане. Напротив, технически несовершенные, с недостаточной безукоризненностью выполненные упражнения оказываются, в конечном счете, и эстетически неполноценными.

В условиях борьбы за каждую десятую или даже тысячную балла, когда уровень технического мастерства очень высок и набор сложнейших элементов практически одинаков, при ранжировании спортсменов по местам необходимо использовать разработанные нами показатели оценок, которые были бы адекватны их уровню исполнительского мастерства. Оптимально сбалансированное сочетание этих показателей и определяет высокий уровень эстетической подготовленности гимнастов. Поэтому, на наш взгляд, внимание специалистов должно быть направлено на совершенствование исполнительского мастерства и, прежде всего, на эстетическую составляющую. Ряд специалистов (Терехина Р.Н., Турищева Л.И., Винер И.А.) также считают, что объективизация оценок в гимнастических видах спорта возможна на основе детального учета всех компонентов исполнительского мастерства. Понимание принципов единства технической и эстетической сторон исполнительского мастерства позволяет судьям более качественно ранжировать спортсменов по местам.

СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент,

ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия»

Аннотация

В работе анализируется взаимосвязь качественных характеристик развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, предлагаются эффективные критерии данного направления.

Ключевые слова: качественные характеристики, критерии, физическая культура и спорт, структура взаимосвязи.

INTERRELATION STRUCTURE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT QUALITATIVE CHARACTERISTICS IN RUSSIAN FEDERATION

Viktorija Anatolevna Kudinova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Agricultural Academy

Abstract

The paper analyses the interrelation of qualitative characteristics of physical culture and sport development in the Russian Fédération, effective criteria of the given direction are given.

Key words: qualitative characteristics, criteria, physical culture and sport, interrelation structure.

ВВЕДЕНИЕ

В современных социально-экономических условиях важной задачей управления системой физической культуры и спорта в Российской Федерации является создание условий для увеличения физкультурно-спортивной активности различных контингентов населения и повышения уровня спортивного мастерства занимающихся за счет рационального использования финансовых, кадровых и материальных ресурсов отрасли «физическая культура и спорт» [1, 3]. К сожалению, оценка работы в сфере физиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.