Научная статья на тему 'Взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта'

Взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
307
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ФАКТОРНЫЕ СВЯЗИ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ЗРЕЛИЩНЫЙ ЭФФЕКТ / THE AESTHETIC VALUES / THE PARAMETERS / THE FACTORIAL COMMUNICATIONS / THE EXPRESSIVENESS / THE ENTERTAINMENT EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Терёхина Раиса Николаевна, Винер Ирина Александровна, Плеханова Марина Эдуардовна, Кабаева Алина Маратовна

В статье проанализирована взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта, ориентированных на зрелищный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Терёхина Раиса Николаевна, Винер Ирина Александровна, Плеханова Марина Эдуардовна, Кабаева Алина Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the INTERRELATION of AESTHETIC VALUES And visual IMPRESSIONS AT EXECUTION of COMPETITIVE EXERCISES In GYMNASTIC SPORTS

The article analyzes the interrelation of aesthetic values and visual impressions at execution the competitive exercises in gymnastic sports, focused on entertainment effect.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И ЗРИТЕЛЬСКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА

Раиса Николаевна Терёхина, доктор педагогических наук, профессор,

Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный

тренер России, президент Федерации художественной гимнастики РФ, Марина Эдуардовна Плеханова, кандидат педагогических наук, докторант, Алина Маратовна Кабаева, заслуженный мастер спорта России, Олимпийский чемпион Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье проанализирована взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта, ориентированных на зрелищный эффект.

Ключевые слова: эстетические ценности, показатели, факторные связи, выразительность, зрелищный эффект.

THE INTERRELATION OF AESTHETIC VALUES AND VISUAL IMPRESSIONS AT EXECUTION OF COMPETITIVE EXERCISES IN GYMNASTIC SPORTS

Raisa Nikolayevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

Irina Aleksandrovna Wiener, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the Deserved trainer of Russia, the President offederation of rhythmic gymnastics of the Russian

Federation,

Marina Eduardovna Plehanova, the candidate ofpedagogical sciences, the competitor of a

scientific degree of doctor of sciences,

Alina Maratovna Kabaeva, master of sports of Russia, Olympic champion

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article analyzes the interrelation of aesthetic values and visual impressions at execution the competitive exercises in gymnastic sports, focused on entertainment effect.

Keywords: the aesthetic values, the parameters, the factorial communications, the expressiveness, the entertainment effect.

Под исполнительским мастерством в гимнастических видах спорта понимается высокий уровень умений и достижений искусного выполнения соревновательных упражнений. Принципом исполнительского мастерства является единство функций и формы, а эстетические критерии - обобщенная и биологическая целесообразность [3]. По существу, исполнительское мастерство - умение показать физические, спортивнотехнические возможности спортсмена и передать их в художественном оформлении при выполнении композиции в целом [1].

Эстетический аспект обязывает изучать исполнительское мастерство с точки зрения модели эстетического отношения человека к действительности. В ее основе лежит теоретическая концепция о ценностной природе эстетического в двигательных проявлениях спортсмена. Модель включает в себя четыре взаимно дополняющие друг друга компонента: структуру изучаемого явления, его ценность или соответствие назначению, красоту внешней формы, художественную выразительность, раскрывающую эстетически значимое содержание [2].

Чтобы определить взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений спортсменами в гимнастиче-

ских видах спорта, мы принимаем за критерий эстетической оценки ранжированный ряд спортсменов одинакового класса, составляемый на основе действующих требований ЕВСК и условных модельных (идеальных) характеристик, утвержденных спортивными федерациями и отобранных специалистами. Процесс оценки эстетических показателей включает в себя выбор модельных характеристик, проведение сравнительного анализа оцениваемого спортсмена и определение численных значений эстетических показателей в баллах с использованием экспертных методов. Сбор мнений зрителей и судей осуществляется путем опроса: каждому из них предлагалось заполнить разработанные нами анкеты, где судьи и зрители должны расположить факторы в порядке убывания их воздействия с целью выведения количественной меры судьи и зрителя. Результаты анализа фиксировались в экспертном заключении и использовались для оценки показателей исполнительского мастерства спортсменов.

Рассмотрим простой пример изучения влияния различных факторов на соревновательные достижения в художественной гимнастике. В первоначальный список было включено 12 факторов, оцениваемых шестнадцатью специалистами. Можно выделить следующие этапы решения задачи.

1. Чтобы добиться однозначного понимания каждым специалистом каждого фактора, следует ввести операционные определения факторов.

2. Сбор мнений осуществляется путем опроса специалистов. С целью введения количественной меры специалист должен расположить факторы в порядке убывания их воздействия (проранжировать). Когда специалист не может указать порядок следования для двух или нескольких рядом стоящих факторов, то им приписывается один и тот же номер, а при вычислении вводятся так называемые связанные дробные значения. Если, например, неясно, какой из двух факторов занимает второе, а какой третье место, то обоим факторам приписывается среднее значение 2,5.

3. Результаты опроса представляются в форме таблицы. Цифры в таблице характеризуют место, отведенное данному фактору в ранжированном ряду (таблица 1).

Таблица 1

Результаты опроса специалистов по оценкам рангов___________________

№ Факторы, влияющие на соревновательный результат гимнаста Ранговый номер Групповые факторы

1. Физические качества (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость и т.д.) 2,82 Двигательно- координационные возможности

2. Технически правильное исполнение элементов и упражнений 3,64

3. Чистое, с точки зрения хореографии, выполнение упражнения 3,72

4 Морально-волевые качества 5,04 Психологические особенности

5. Музыкальность - соответствие характера движения с музыкой 6,58 Эстетическая культура

6. Оригинальность, эффектность композиции упражнений 6,70

7. Морфологическая структура спортсмена (рост, вес, телосложение) 6,95

8. Артистичность, выразительность движений 7,10

9. Внешность гимнастки (прическа, костюм, опрятность, красочность предметов и т.д.) 7,13

10. Масштаб соревнований 9,00 Условия соревнований

11. Порядковый номер выступления гимнастки 9,80

12. Влияние зрителей на выступление 10,20

Результаты обрабатываются следующим образом. Подсчитывается сумма значений по факторам ( где а/] - значений /'-го фактора у ]-го исследователя, т -

>1

число исследователей) и разность между суммой значений каждого фактора и средней

^ ^ ау

суммой значений д - ^ ау _ т, причем Т - ;-1 (п - число факторов).

П

Задача сводится к степени оценки согласованности мнений всех исследователей. Такая оценка может быть получена с помощью коэффициента конкордации, вычисляемого по формуле ^ - 12£ , где Ж - коэффициент конкордации; £ - сумма

т2(п3 _п)

квадратов отклонений.

Чтобы определить взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при выполнении соревновательных упражнений гимнастами, мы использовали метод семантического дифференциала. В процессе обработки полученных данных были рассчитаны компоненты интенсивности проявления каждого из двадцати предложенных эмоционально-смысловых признаков исследуемых произвольных упражнений, а также были рассчитаны общие значения компонентов проявления эмоционально-смысловых признаков.

В таблице 2 отражены факторные связи 20 эмоционально-смысловых признаков.

Таблица 2

Факторное отображение связей между показателями семантических признаков

произвольных упражнений в гимнастических видах спорта _______________(средние значения эксперта)_____________

Признаки Факторы

1 2 3

Темпераментное, смелое -0,266406 -0,012357 0,86371

Вдохновленное -0,04273 0,112576 0,94931

Уверенно -0,101988 0,152317 0,86267

Обаятельное -0,101287 0,112696 0,89361

Задорное -0,444722 0,051210 0,70249

Яркое 0,811873 0,139905 0,43706

Уверенное 0,674103 0,122782 0,82018

Мощное 0,006182 -2,07439 0,88989

Стремительное 0,039948 -0,262614 0,88381

Веселое 0,819591 0,199884 0,31622

Свежее -0,572539 0,173060 0,60254

Бурное 0,066224 -0,098846 0,87331

Лихое 0,216959 0,008542 0,90524

Непринужденное 0,108273 -0,033452 0,90065

Размашистое 0,118729 -0,040703 0,79260

Строгое 0,686289 0,262856 0,28159

Лиричное 0,012336 0,950923 -0,19457

Нежное 0,038770 0,930306 -0,32206

Изящное 0,020100 0,920528 -0,36039

Сдержанное 0,051391 0237982 -0,79635

Примечание: значимые факторы веса подчеркнуты. Достоверность фактора веса, р=0,95.

Как видно из таблицы 2, в результате факторизации 20 характерологических признаков выразительного исполнения упражнений было выявлено три фактора, имеющих различный вклад в суммарную дисперсию.

Первый фактор следует рассматривать как общую тренированность, общую подготовленность спортсменов. Он связан с высокими значениями коэффициентов, с такими признаками, как «смелость» (0,94931), «уверенность» (0,89361), «лихость» (0,90524) и «непринужденность» (0,90065).

Второй фактор определился как фактор «индивидуальность» стиля: «лиричность» (0,950923), «мягкость» (0,930306), «изящность» (0,920526).

Третий фактор определился как «экспрессивность» стиля: «задорность» (0,811843), «веселость» (0,819591), «яркость» (0,674103), «темпераментность»

(0,819591).

Если сравнивать анализ судей-экспертов и зрителей по методу семантического дифференциала по результатам нашего эксперимента, то можно отметить, что зрители хорошо отличают «темпераментность» от «сдержанности», «эмоциональность» от «лиричности».

Это объясняется тем, что зрители, не знающие правил соревнований, воспринимающие только саму линию движений, могут достаточно точно отличить яркое, динамичное выполнение упражнения от тривиального. В то же время, недостаточно четко отличают штрихи от деталей исполнения.

Опыт эстетических исследований подчеркивает, что большое количество ошибок допускают те, кто воспринимает не детали, а изображение в целом.

Таким образом, в нашем исследовании было показано, что разные группы оценщиков показывают достоверные, небольшие различия по эмоциональносмысловым признакам, определяющие выразительность произвольных комбинаций соревнующихся спортсменов. Это дает возможность ориентировать специалистов по гимнастическим видам спорта для работы в данном направлении, т.е. вести поиск упражнений, ориентированных на зрелищный эффект, что, в свою очередь, повысит эффект художественного воздействия как на судей, так и на зрителей, скажется на оценках за выступление, а также повысит подготовку судей и, по возможности, согласование их мнений до начала соревнований; комплектование судейских бригад, контроль за работой судей, использование технических средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазаренко, Т.П. Квалиметрия в художественной гимнастике / Т.П. Лазаренко. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 33 с.

2. Резников, Ю.А. Что лежит в основе эстетических оценок в гимнастике? / Ю.А. Резников. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 23 с.

3. Смирнов, Ю.И. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства : учеб. пособие / Ю.И. Смирнов. - М.: «Петит», 1990. - 45 с.

Контактная информация: [email protected]

КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНИКИ БРОСКОВ ДЗЮДО И ПРОБЛЕМЫ ИХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ЖЕНСКОГО ДЗЮДО

Ирина Владимировна Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В силу отсутствия системности классификаций, используемых в методологии дзюдо, программное содержание изучаемой техники не обеспечивает формирования полноценной координационной базы для вовлечения женщин-дзюдоисток в физкультурное движение. С другой стороны, классификационные системы не обеспечивают формирования эффективной техникотактической модели для их дальнейшего спортивного роста. Предлагаемая единая классификация технических действий в спортивной борьбе по биомеханическим признакам позволяет избежать перечисленных недостатков в женском дзюдо.

Ключевые слова: женское дзюдо, классификация техники, состав используемых бросков, модель технико-тактической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.