ЛИТЕРАТУРА
1. Губин, В.Д. Философия / В.Д. Губин. - М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. - 336 с.
2. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 349 с.
Контактная информация: [email protected]
МНОГОФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА ДВИЖЕНИЙ И ЭСТЕТИЧНОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ
Марина Эдуардовна Плеханова, кандидат педагогических наук,
Алина Маратовна Кабаева, заслуженный мастер спорта России, Олимпийский чемпион,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрена многофакторная структура показателей технического совершенства движений и эстетичности их проявления при выполнении соревновательных, гимнастических упражнений.
Ключевые слова: номенклатура показателей исполнительского мастерства, техническое совершенство, эстетика движения.
MILTIFACTOR STRUCTURE OF TECHNICAL PERFECTION INDICES OF MOVEMENTS AND AESTHETIC QUALITIES OF THEIR MANIFESTATION
Marina Eduardovna Plehanova, the candidate of pedagogical sciences,
Alina Maratovna Kabayeva, the deserved master of sports of Russia,
The Olympic champion,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The paper deals with the structure of multifactor of technical perfection and movements display aesthetic qualities during the performance of competitive, gymnastic exercises.
Keywords: range of indicators of performance excellence, technical excellence, aesthetics of movement.
К проблеме оценки качества исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта примыкают и задачи разработки факторов и методов оценки основных свойств эстетической культуры, а так же формализации критериев эстетического восприятия экспрессивности соревновательных упражнений спортсменов. Поэтому мы выработали единый подход в восприятии эстетических показателей, чтобы оценка судей осуществлялась по разработанным критериям.
Применив метод семантического дифференциала, который в нашем исследовании использовался с целью выработки критериев эстетической оценки, для выявления различий в восприятии экспертами соревновательных композиций спортсменов. Выбор синонимов, характеризующих исполнение, основывался на принципе частоты встречаемости характеристик в рассматриваемых гимнастических упражнениях за 2006-2008 г. С помощью метода семантического дифференциала, эксперты определяли степень выраженности каждого из представленных признаков (20 признаков) по следующей пятибалльной шкале: единица соответствовала минимальному, а пятерка -максимальному проявлению признака оцениваемого исполнения.
Гимнастки в нашем исследовании были распределены согласно занятым местам с 1 по 30 по всем специализациям. В первую группу вошли гимнастки с 1 по 15 место
ll
и в слабую - с 16 по 30 место. Так, например, общее значение эмоциональносмысловых признаков: темпераментность, яркость, эмоциональность в исследуемой нами дефинииции в первой группе равна 4,2; 4,3; 4,6, во второй группе - 3,8; 3,5; 3,7. Противоположные эмоционально-смысловые признаки соответственно в первой группе - лиричность, нежность, сдержанность - 2,1; 1,8; 1,4. Во второй группе эти же признаки оценивались - 2,3; 2,4; 2,5.
Затем, с помощью произведенного нами факторного и кластерного анализа, были даны оценки исполняемым упражнениям соревнующихся спортсменов в гимнастических видах спорта.
В процессе обработки полученных данных были рассчитаны компоненты интенсивности проявления каждого из двадцати эмоционально - смысловых признаков исследуемых гимнастических упражнений.
На основе данных факторного анализа установлены две группы сильно коррелированных параметров исполнительского мастерства - показателей, характеризующих технику движений и признаков артистичности исполнения. Наиболее существенный вклад (56,3%) дал первый фактор - техника исполнения в гимнастических видах спорта. Он связан высокими значениями коэффициентов веса с такими признаками движений, как «чистота», «четкость» и «точность». Второй фактор (22,3%) связан наибольшими коэффициентами с признаками «пластичность», «лиричность», «мягкость», «изящество», «элегантность» и был назван фактором культуры движений и хореографичности. Третий фактор (21,4%) - индивидуальность стиля определился тесно взаимосвязанными показателями темпераментности, яркости. Повышение качества функциональных взаимосвязей доказывает высшую степень интеграции функций системы, которая проявляется в надёжности её деятельности и в значительной степени формализуется в результатах факторного анализа.
Таким образом, проведенное нами исследование позволило сформировать наиболее значимые показатели и определить критерии спортивной эстетики в гимнастических видах спорта. Они представлены на рисунке 1.________________
Эстетическиекомпоненты исполннтельского мастерства
Рис.1. Эстетические компоненты исполнительского мастерства
Таким образом, полученные в экспериментах с применением семантического кластерного и факторного методов результаты свидетельствуют о том, что:
- количественная и качественная оценка эстетических движений в гимнастике возможна с помощью применения методов, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом показателе технико-эстетического мастерства;
- позы со сходственной пространственной структурой могут иметь различный эмоциональный характер;
- уровень выразительности исполнения поз в целом определяется интенсивностью проявления отдельных эмоционально-смысловых признаков движений;
- качественное своеобразие движений с точки зрения выразительности, различия движений в эмоциональных нюансах определяется комплексом наиболее ярко выраженных эмоционально-смысловых признаков.
В своей работе мы проанализировали ряд причин, которые по нашему мнению, являются наиболее важными факторами, снижающими «эстетичность» в гимнастических видах спорта:
- сложность и насыщенность обязательных элементов явилась закономерной причиной снижения уровня исполнения художественности композиции.
- формальность музыкального сопровождения; отсутствие нюансов и контрастов, использование музыки в качестве фона, частое несоответствие музыкального сопровождения хореографическому замыслу, индивидуальность спортсменки, возрасту;
- слабая хореографическая подготовленность, не позволяющая решать спортсменам сложные выразительные задачи в упражнениях.
- слабая индивидуальная подготовка соответствующая конституационным, духовным возможностям спортсменов.
- бедность ассортимента движений в композициях, отказ от оригинального композиционного поиска, от выполнения координационных и пластических движений сверх необходимого минимума.
- несовершенство систем подготовки, которая сводится к освоению стандартных элементов, соединений.
В условиях борьбы, когда уровень технического мастерства очень высок, а набор сложнейших элементов практически одинаков, победу могут одержать только яркие индивидуальности, обладающие высоким уровнем хореографической, индивидуальной подготовленности, обладающими незаурядными координационными, пластическими и духовными возможностями.
Поэтому, на наш взгляд, внимание специалистов должно быть направлено на совершенствование исполнительского мастерства и, прежде всего, на эстетическую, конституционную сторону мастерства. А так же то, что усилит выразительность эмоциональность, артистизм. Скажем, что идеальное построение фигуры, мышц уже толкает зрителей на идеальный образ. Каждый гимнаст или гимнастка в любой гимнастике должны жить своей, только своей жизнью, учитывая созвучность тела, лица и движения от себя исходящую.
Совершенствование исполнительского мастерства может осуществляться за счет оптимизации процесса подготовки гимнастов, создания надежного и объективного аппарата управления учебно-тренировочным процессом (педагогический контроль, диагностика), объективизации системы судейства, основывающейся на разработке конкретных критериев исполнительского мастерства. В своем исследовании мы определили основные показатели технического совершенства движений и эстетичности их проявления. К основным показателям технического совершенства движений являются: физические качества (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость и т.д.), технически правильное исполнение элементов и упражнений, чистое с точки зрения хореографии выполнения упражнения.
Эстетичностью их проявления: музыкальность - соответствие характера движения с музыкой, оригинальность, эффектность композиции упражнений, артистичность, выразительность, экспрессивность, морфологическая структура гимнастки (рост, вес, телосложение), внешность гимнастки (прическа, костюм, опрятность). Эти показатели отражают основные достоинства и недостатки исполнения комбинаций в гимнастических видах спорта и создают предпосылки для определения возможных резервов совершенствования эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта.
Контактная информация: [email protected]
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ
Вадим Владимирович Плотников, соискатель,
Оксана Ивановна Политика, кандидат психологических наук, доцент,
Светлана Дмитриева Галиуллина, кандидат медицинских наук, доцент, Уфимская государственная академия экономики и сервиса (УГАЭС)
Аннотация
В статье оценена интеллектуальная подготовленность хоккеистов 13-14 лет. На основе проведенного анонимного очно-заочного анкетирования тренеров спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва по хоккею с шайбой России определен ведущий вид подготовки, влияющий на эффективность учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности юных хоккеистов. Представлены результаты психологопедагогического тестирования интеллектуальной подготовленности хоккеистов на этапе углубленной специализации СДЮШОР России.
Ключевые слова: интеллектуальная подготовленность, юные хоккеисты, этап углубленной специализации.
INTELLECTUAL PREPARATION OF THE YOUNG HOCKEY PLAYERS AGED
13-14
Vadim Vladimirovich Plotnikov, the competitor,
Oksana Ivanovna Politika, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Svetlana Dmitrievna Galiullina, the candidate of medical sciences, senior lecturer,
The Ufa State Academy of Economy and Service
Annotation
The article studies the intellectual preparation of the 13-14 years- old hockey players. The main part of the preparation was defined on the basis of questionnaire held among the children' s trainers in the sports schools of the Olympic reserves in ice hockey in Russia influencing on the efficiency of the training process and also on the results of competitions among the young hockey players. The results of psychological and pedagogical testing of the above mentioned preparation were given.
Keywords: intellectual preparation, young hockey players, stage of deep specialization.
ВВЕДЕНИЕ
В фокусе нашего исследования - интеллектуальная подготовленность (ИП) хоккеистов на этапе углубленной специализации.
Интеллектуальная деятельность хоккеистов вытекают из сущности хоккея, который требует от них высокого интеллектуально-волевого напряжения. Хоккей формирует и развивает мышление в соответствии со спецификой технико-тактических действий и разнообразные интеллектуальные знания, умения и навыки, связанные как содержанием спортивной деятельности, так и с социальными моделями жизненной борьбы за свое место в социуме [7]. Поэтому к ИП юных хоккеистов предъявляются высокие требования [2, 4, 5, 8]. По действующим программам для спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) по хоккею с шайбой [6, 10] интеллектуальная подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации является