Научная статья на тему 'Эстетические ценности в пространстве религии'

Эстетические ценности в пространстве религии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
222
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ИКОНУ И МОЛИТВУ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ РЕЛИГИИ / КРАСОТА КАК ПУТЬ ПОСТОЯННОЙ ДУХОВНОЙ РАБОТЫ / ПУТЬ ОТРИЦАНИЯ ГРЕХА / HARMONIZATION AND ENRICHMENT OF THE INNER WORLD OF A PERSON THROUGH AN ICON AND A PRAYER / AESTHETIC VALUES IN RELIGION / BEAUTY AS A WAY OF CONSTANT MORAL ACTIVITY / A WAY OF SIN NEGATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Девдараидзе Екатерина Анатольевна

Предложенный синтез добра и красоты в духовном состоянии человека, раскрывает нравственный облик человека, тем самым утверждается человекотворящий потенциал категории и её непреходящее значение в процессе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC VALUES IN RELIGION

The proposed synthesis of the good and the beauty in the morality of a person reveals the moral character of a person. Thereby the personcreating potential of the category and its continued importance in the development process is affirmed.

Текст научной работы на тему «Эстетические ценности в пространстве религии»

ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 2 (16)

(На материале городов Омска и Горно-Алтайска): авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2000; Гайдамак Н.А. Диалектизмы как составная часть народно-разговорной речи современного города. (На материале речи жителей г. Омска): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2003; Зинковская Л.С. Репрезентация концепта хлеб в народно-разговорной речи XIX - начала XXI в.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2006; Николен-ко О.Ю. Лексико-семантическая группа наименований

родства: функционирование, эволюция, словообразовательные потенции. (На материале речи жителей г. Омска): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2006 и др.

3. Осипов Б.И. Об электронной версии «Словаря современного русского города» // Современные информационные технологии и письменное наследие: от древних рукописей к электронным текстам: материалы Международной научной конференции (Ижевск. 13-17 июня 2006 г.). - Ижевск, 2006. - С. 152.

Осипов Борис Иванович - доктор филологических наук, профессор ка- Статья поступила в редакцию

федры иностранных языков Омского государственного университета имени 8 июня 2015 г.

Ф.М. Достоевского

© Б.И. Осипов, 2015

УДК 18

ГРНТИ 21.31.35

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ РЕЛИГИИ

Е.А. Девдараидзе

Омский государственный университет им. Россия, 644077, Омск, проспект Мира 55-а;

Предложенный синтез добра и красоты в духовном раскрывает нравственный облик человека, тем самым утверждается челове-котворящий потенциал категории и её непреходящее значение в процессе развития.

Ключевые слова: гармонизация и обогащение духовного мира человека через икону и молитву; эстетические ценности в пространстве религии; красота как путь постоянной духовной работы, путь отрицания греха.

AESTHETIC VALUES IN RELIGION

E.A. Devdaraidze

Dostoevsky Omsk State University

Russia, 644077, Omsk, Prospect Mira, 55а; rector@omsu.ru

The proposed synthesis of the good and the beauty in the morality of a person reveals the moral character of a person. Thereby the person-creating potential of the category and its continued importance in the development process is affirmed.

Keywords: harmonization and enrichment of the inner world of a person through an icon and a prayer, aesthetic values in religion, beauty as a way of constant moral activity, a way of sin negation.

Стало совершенно очевидно, что люди не могут вести нормальную совместную жизнь без скрепов культуры: без чувства вины, порождён-

ного «вовсе не злом, а добром» [1, с. 78], без осознания долга, без способностей к состраданию и сопереживанию. Мы не можем чувствовать себя

Гуманитарные исследования

счастливыми, если вокруг нас страдание, обнищание, а потому лично для своего счастья мы хотим счастья другим. Чтобы спасти себя, нужно спасти другого. Вера задает личность. И все мировые религиозные мировоззрения возникли ради этой штучной работы над личностью, ради её совершенствования.

Теснейшая связь и единство красоты с религией прослеживается начиная с древнейших обрядов и празднеств вплоть до современных религиозных культовых действий. «Искусство и религия были когда-то одним целым, - пишет С. Маковский, - и в древнейшем язычестве, и в христианском Средневековье, и позже...» [2, с. 555]. Исторический процесс взаимодействия искусства и религии привел к тому, что все мировые религии включили в свою структуру почти все искусства, как традиционные, так и современные. Включенность эстетических ценностей в религиозное пространство способствует отправлению религиозных культов, нисколько не подменяя собой ценностей религии. Во многих религиях Создателя принимали как красоту и источник красоты, а не только как сухого законодателя.

В русской религиозной философии красота понималась как онтологическая категория, тем самым проявляя ее жизнеутверждающее начало: любовь к земному миру, подвижническое восприятие его первозданной красоты. Религия древних руссов была религией радости, восхищения перед силой и красотой природы, а духовная жизнь человека рассматривалась, «как некий особый мир» [3, с.157].

На примере иконы и молитвы можно рассмотреть ситуацию сближения эстетических, религиозных и нравственных ценностей при явной разнонаправленности их функциональных свойств. На протяжении веков икона на Руси выступала носителем высоких этических идей. И хотя эстетическое, безусловно, присутствует в иконе в ощущениях, но не оно определяет ее значимость, в ней главенствует религиозное содержание: «иконой не любуются, ей молятся» (Е. Трубецкой). «Икона представляет собою .радость окончательной победы Богочеловека над зверочеловеком» [4, с. 240]. Попадая в некую уникальную духовно-материальную среду, молящий не может не ощущать воплощенной в иконе красоты, получая реальную возможность приобщения к миру высшей духовности.

Христианский опыт Византии явился готовым примером и стал творческой задачей древнерусской культуры. Среди раздоров, всеобщего отчаяния и татарских набегов, растливших Русь, в «Троице» Андрея Рублева духовному взору открылся «бесконечный, невозмутимый, неру-

шимый мир. Вражде и ненависти, царящим в дольнем мире, противопоставились взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних» [5, с. 363]. Икона - это тот Образ, что написал Андрей Рублев, - это вербальная молитва и пост, это проникновение в глубь себя и бытия, это вслушивание в народную жизнь. Русские иконописцы видели эту красоту, которою спасётся мир. И увековечили её в красках с поразительной ясностью и силой, воплотив в образах и красках то, что наполняло их душу, - видение иной жизненной правды и иного смысла мира.

В молитве Вечное приближается к человеку и постепенно открывается ему в его духовном созерцании. Духовный опыт по своему переживанию сосредоточен, целен и искренен, он может быть почти равноценен и равносилен молитве. Человек знает, что в нем живет это сияние бессловесной молитвы, как вечная память о Создателе. Это тяжелый путь, но путь, ведущий к жизненному обновлению. Эта красота - путь постоянной духовной высоты, путь отрицания греха, путь любви, путь самопожертвования, путь вдохновения, путь подвига, путь к Откровению и Просветлению. В «способности к молитве человек имеет как бы специальный орган религиозного восприятия» [6, с. 26]. Этот путь свойственен всем человеческим культурам и Запада, и Востока. Любой человек есть существо молящее, в молитве имеют потребность и те, которые не считают себя верующими. С особой прозрачностью молитва выступает в том, как Бог действует в человеческой душе. Бог оказывается как бы внутри человека, то есть не то, что написано в молитвеннике, а то, что написано в сердце.

Такова причудливая и парадоксальная природа поэзии: это молитва, которая не молится, но которая заставляет молиться. Анри Бремон утверждал, что, благодаря посредничеству поэта, и у поэта поэтический опыт тяготеет к молитве, но никогда не сливается с ней. Магическая мысль музыки также таит в себе аскетизм, покой и глубинность. Ее идея движения «от Мрака к Свету» (Лосев А. Ф.) есть сущность божественная.

Настоящая молитва - это «некий сердечный жар и духовный свет. Это есть как бы негаснущая лампада пред иконой, но такая лампада, которую человек носит в самом себе, без света которой он не решает дел своей жизни» [7, с. 300-306]. Человек может переживать духовную обращенность в искусстве, или в научном исследовании, или в живой любви к страдающим существам, или же в тихом созерцании природы. Но каждый раз, когда человек сосредоточенно и искренне обращается к Совершенству, его состояние уподобляется

/ББМ 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 2 (16)

молитве и приближается к ней. В молитве человек стремится к лучшему, возвышенному. Молитва способна к «гармонизации внутриличностного мира в постоянно изменяющемся внешнем мире, она выполняет функции хранения и постоянной актуализации приобщения человека к более совершенным сущностям.

«Молитву можно использовать и в качестве критерия правильного образа жизни, соразмеряя с ней вечные ценности и эталоны человечности» [8, с. 248-249]. Так происходит взращивание добра в себе, и это является иммунитетом против зла и безобразия. Красота, в которой чувственная привлекательность пронизана духовностью и нравственностью, действует на людей как чудо. Она, как черта божественного совершенства, имеет природу добрую. Главная задача любой веры и состоит в обновлении внутреннего мира человека.

По отношению к личности у религии с искусством сходные функция - прежде всего «душеспа-сающая». Религия требует от человека обращения к Создателю, то есть к вечному и бесконечному, напоминая ему о высших идеалах. Она дает пищу для размышлений и высоких чувств, заставляя заглянуть в себя, задуматься о «спасении души». Именно это имел в виду Ф.М. Достоевский, произнося пророческие слова: «красота спасет мир» [9, с. 317], определяя красоту как силу преобразования, способную спасти мир. Красота в мире является предметом «борьбы» злых начал с Богом. Два плана бытия красоты, два уровня ее соотнесенности приходят в соприкосновение в душе человека; и если душа (фрагментарность души, ее неустроенность П. Флоренский определял как грех) не способна правильно «встроить» красоту в свое «пространство», тогда и может красота оказаться разрушительной силой внутреннего мира человека.

Внешне гармоническая красота иногда может быть обманной и лживой, прикрывающей уродство. Красота может переходить в свою противоположность, как и всякое начало, оторванное от источника света.

Потребность творчества и красоты есть показатель высокой духовности человека и общества. Потребность творчества и красоты есть такая же потребность для человека, как потребность в еде и пище. Отсутствие красоты удесятеряет потребность в ней человечества, господство безобразия в конце концов рождает жажду переустройства

мира на новых началах, дающих ему новый, более достойный образ человека. И развивая эту мысль в «Бесах» Ф. Достоевский подтверждает: «Красота полезна, потому что она красота, потому что в человечестве - всегдашняя потребность красоты и высшего идеала ее. Если в народе сохраняется идеал красоты, значит, в нем есть потребность здоровья, нормы, следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа» [10, с. 86]. «Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицание смерти» [11, с. 175]. Подлинная красота есть духовное совершенство, великая абсолютная ценность, завершающая остальные абсолютные духовные ценности: святость, нравственное добро, истину.

Соединение художественного и нравственного было важным условием эстетического восприятия для русской культуры. Связь нравственности с поэтическим творчеством не случайна. В трудные времена поэзия во многом принимала на себя функции религии, становясь носительницей нравственного эталона и в какой-то мере -защитницей. Посылом моральных исканий в русской философии явилось то чувство, что «добро» есть «красота», а «зло» есть «уродство» [12, с. 127]. «Красота есть последствие добра», - искренне считал Л. Толстой [13, с. 414, 385]. По мнению Г. Успенского, прекрасное выпрямляет искалеченную, «скомканную человеческую душу для светлого будущего», дарит «ощущение счастья быть человеком» [14, с. 270]. «Абсолютная красота есть и абсолютное добро» [15, с. 351-389]. Важным во взглядах В. Соловьева на искусство является положение, что истина и добро нуждаются в том, чтобы они были «воплощены» в красоте. Человек призван продолжить начатое самой природой дело по созданию красоты и порядка мира. Интуитивное восприятие красоты есть творческое преодоление хаоса, «возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу» (Н. Бердяев). В творчестве человек не может притвориться, он неизбежно обнаруживает себя и свою сущность.

Как видим, нравственные и религиозные идеи могут вернуть духовное здоровье человеку -об этом не раз напоминали нам русские мыслители. Ощущая духовную силу религии, отдающей предпочтение исключительно духовному началу, видится, прежде всего, гармонизация, обновление и обогащение духовного мира личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лакан Жак. Телевидение / пер. с французского 2. Маковский С. На Парнасе серебряного века» //

А. Черноглазова. - М.: ИТДК «Гнозис», Изд. «Логос», Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русско-2000. - 81 с. го зарубежья: в 2 т. - Т. 2. - М., 1994.

Гуманитарные исследования

3. Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996.

4. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. / Е. Трубецкой. -М.: Республика, 1994. - 432 с.

5. Флоренский П. Сочинения в 4 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1996. - 879 с. - («Фил. наследие»).

6. Булгаков, С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 414 с. - (Мыслители ХХ в.).

7. Ильин И. СС В 9-ти томах. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. - 592 с.

8. Купарашвили М.Д. К вопросу об актуальности православных ценностей // Личность. Культура. Общество. - 2004. - Вып. 3 (23). - С. 275 - 284.

9. Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. ПСС в 30 т. - Т. 8. - Л., 1973.

10. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т.: Т. 11. - Л.: Наука. Ленинградское отд-е, 1993.

11. Зеньковский В.В. Эстетические исследования: методы и критерии. - М., 1991.

12. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т.: Т. 4 (первый полутом). Русская эстетика XIX в. - М.: Искусство,1962. - 781 с.

13. Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т.: Т. 21. - М.: Худ. лит-ра, 1985.

14. Успенский Г.И. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 1. - М., Худ. лит. 1955.

15. Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т.; Т. 2 / Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; прим. С.Л. Кравца и др.; 2-е изд. - М.: Мысль, 1990. - 824 с. - (Филос. наследие. Т. 111).

Девдараидзе Екатерина Анатольевна - кандидат философских наук, Статья поступила в редакцию

преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности 6 мая 2015 г.

ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

© Е.А. Девдараидзе, 2015

Юбилеи и знаменательные даты

ИСТОКИ ПЕСЕННОГО СЛОВА

К 120-летию Сергея Есенина

Владимир Балачан

3 октября 1995 года весь мир и особенно Россия отметили 100-летие гениального художника слова, поэта Сергея Александровича Есенина. На торжествах, посвященных этому юбилею, присутствовало несколько десятков делегаций, как теперь принято говорить, из ближнего и дальнего зарубежья. Программа литературного и духовного праздника еле вместилась в пять дней - с 30 сентября по 4 октября. Примечательно, что в первый же день в Рязани прошло заседание клуба «Олимп» в областной библиотеке имени М. Горького на тему: «Павел Васильев и Сергей Есенин». Павел Николаевич Васильев, расстрелянный в 1937 году как антисемит и враг народа, - наш земляк. К великому сожалению, в это время мы находились еще в Омске.

2 октября мы, то есть Иван Кириллович Викторов - знаток и любитель русской литературы и творчества Есенина, в частности, - и ваш покор-

ный слуга, в 10 часов утра по Москве приземлились в Домодедово. Великое спасибо ему и спонсорам, кто не пожалел денег на эту поездку! Нас встретил Сергей Николаевич Бабурин, и, минуя Москву, мы поехали на его депутатской машине сразу же в Рязань и Константиново. Ехали мы не с пустыми руками - Дому-музею С. А. Есенина на родине поэта мы подарили его портрет, выполненный Омским художником Анатолием Конен-ко на срезе макового зернышка, и миниатюрное издание размером примерно 2-2,5 сантиметра, в котором уместилось 182 стихотворения поэта. Вечером того же дня мы присутствовали в областном драмтеатре г. Рязани на торжественном заседании в честь 100-летия Сергея Есенина, которое вместе с концертом длилось около 4-х часов.

3 октября. Константиново. Много мне приходилось видеть народа на Шукшинских чтениях и других литературных праздниках, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.