Научная статья на тему 'Красота как способ организации древнегреческого полиса'

Красота как способ организации древнегреческого полиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
289
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА АНТИЧНОСТИ / AN AESTHETIC PARADIGM OF ANTIQUITY / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ИСКУССТВА / AN EDUCATIONAL ROLE OF THE ART / ВЕЛИЧИЕ И СОВЕРШЕНСТВО ЧЕЛОВЕКА / GREATNESS AND PERFECTION OF THE PERSON / КРАСОТА / BEAUTY / НРАВСТВЕННЫЙ МИР / MORAL WORLD / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СОКРАТА / ПЛАТОНА / АРИСТОТЕЛЯ / SOCRAT / PLATON / ARISTOTLE'S AESTHETIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Девдараидзе Екатерина Анатольевна

Автор стремится вычленить те содержательные моменты понятия «красоты», которые, с одной стороны, составляют истинный смысл понятия, а с другой далеко не очевидны в современных условиях. Предложенный синтез добра и красоты в духовном состоянии человека раскрывает нравственный облик, тем самым утверждается человекотворящий потенциал категории и её непреходящее значение в процессе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEAUTY AS A WAY OF ORGANIZATION OF THE ANCIENT GREEK POLIS

The author seeks to isolate those substantial moments of the concept of “beauty” which, on the one hand, make a true sense of the concept, and on the other, are far from being obvious in modern conditions. The offered synthesis of good and beauty in a spiritual condition of an individual reveals the moral character of a person, thereby affirms the person-creating potential of the category and its continuing importance in the development process.

Текст научной работы на тему «Красота как способ организации древнегреческого полиса»

ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 1 (15)

Гуманитарные

исследования

УДК 7.01 ГРНТИ 02.61.00

КРАСОТА КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА

Е.А. Девдараидзе

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского Россия, 644077г. Омск, проспект Мира, 55 а; dekanat@chemomsu.ru

Автор стремится вычленить те содержательные моменты понятия «красоты», которые, с одной стороны, составляют истинный смысл понятия, а с другой - далеко не очевидны в современных условиях. Предложенный синтез добра и красоты в духовном состоянии человека раскрывает нравственный облик, тем самым утверждается человекотворящий потенциал категории и её непреходящее значение в процессе развития.

Ключевые слова: эстетическая парадигма античности, воспитательная роль искусства, величие и совершенство человека, красота, нравственный мир, эстетические системы Сократа, Платона, Аристотеля.

BEAUTY AS A WAY OF ORGANIZATION OF THE ANCIENT GREEK POLIS

E.A. Devdaraidze

Dostoevsky Omsk State University

Russia, 644077, Omsk, Prospekt Mira, 55 а; dekanat@chemomsu.ru

The author seeks to isolate those substantial moments of the concept of "beauty" which, on the one hand, make a true sense of the concept, and on the other, are far from being obvious in modern conditions. The offered synthesis of good and beauty in a spiritual condition of an individual reveals the moral character of a person, thereby affirms the person-creating potential of the category and its continuing importance in the development process.

Keywords: an aesthetic paradigm of antiquity; an educational role of the art, greatness and perfection of the person, beauty, moral world, Socrat, Platon, Aristotle's aesthetic systems.

«Космос - это прекрасное», «Весь мир - гармония и число», - так выражается сущность античной эстетической парадигмы. Красота стала одним из первых предметов познания, его целью

в осмыслении мира и места человека в мире, во взаимодействии Вселенной и человеческой души. Античными философами применительно к человеку прекрасным считалось то, что соответствует

Гуманитарные исследования

идеалу калокагатии (греческое kalos - прекрасный и agathos - добрый, нравственно совершенный) как неразрывному единению красивого тела и гармоничного внутреннего мира.

Подробную разработку проблемы красоты мы встречаем у Сократа. Сущность сократовской эстетики: прекрасно то, что разумно, что имеет смысл. Красота всегда функционирует [3, с. 182184], по Сократу, и как польза. Прекрасное (как и доброе) всегда полезно, прекрасное по своему существу и есть полезное.

Здесь мы являемся свидетелями зарождения огромной идеи - идеи целесообразности красоты (и блага), целесообразности как логического принципа. Речь идет, конечно, о той вещественной целесообразности, без которой не существовало вообще античного духа. Это подтверждает мысль Ксенофонта: «Разум во Вселенной устраивает вселенную так, как ему угодно» [3, с. 182-183].

Идеал Сократа - прекрасный духом человек; прекрасным может быть только тот, кто знает, что такое добро. У Платона Сократ «прекрасен и добр», несмотря на то, что внешне похож на Силена. Физическое уродство не мешает человеку светиться внутренней красотой. Примат морали здесь вторгается в сферу эстетического: всё внешнее должно быть подчинено добродетели, стремлению к духовному совершенствованию. Об этом с бескомпромиссной выразительностью говорит одно из эстетически важных положений Антисфена: «Добро прекрасно, зло - безобразно». Физическая красота может быть лишена главного - «души», внутреннего содержания, и поэтому находится к ней в оппозиции.

В политической и культурной жизни Греции роль искусства была настолько велика и очевидна, что на нем основывалась целая система воспитания господствующего класса античного общества. Так, в процессе образования люди не только приобщались к культуре, но и становились гражданами государства. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина представлялось главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. Этот эстетический идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное и охранительное значение.

Освященные Платоном вечные ценности, как различные грани единого божественного начала, - добро, истина и прекрасное созданы обществом и не имеют никакого смысла вне общества [6, с. 149-150]. Мыслитель был убежден, что преобразование общества неотделимо от внутреннего перерождения человека, а порядок в обществе тесно связан с порядком в душе человека.

До нас дошло свыше тридцати философских диалогов Платона, где так или иначе он касается

вопросов искусства. Искусство для Платона становится критерием нравственности, социального устройства, политического благополучия в государстве и, одновременно, орудием справедливости, ибо ей должно подчиняться все. Из этого складывается определенная форма философской теории - теория искусства, в которой философ в воспитательных целях дает многосторонний и глубокий анализ проблем красоты. Душевная красота, согласно представлениям Платона, имеет своим источником «занебесье», а образы красоты художник черпает из глубины своего сердца.

Платон положил начало двум наиболее значительным концепциям Красоты, разработанным в последующие века: Красота как гармония и пропорциональность частей (восходящая к Пифагору) и Красота как сияние, описанная в диалоге «Федр» и повлиявшая на идеи неоплатонизма.

Мир идей Платона воплощает в себе законы, по которым движется мировая космическая жизнь, в которой максимально осуществились идеальные принципы бытия. «...Умеренность и соразмерность всюду становятся красотой» [3, с. 71-79]. Человек же, «видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную» [5, с. 159]. Красота у Платона ведет человека Ариадниной нитью из пещеры плоти и похоти к «вечной идее». Платон постоянно напоминает нам об аналогии между красотой и светом, прекрасное есть светлое проявление блага [5, с. 158-159]. Идея блага и красоты является сущностью, которая придает истинность познаваемым предметам и силу познания - самому познающему.

Платоновский символ пещеры всего яснее показывает светоносность идей. У Аристотеля в отличие от Платона объективная интерпретация эстетических категорий носит материальный характер. Рассматривая категорию прекрасного, он подчеркивал, что «красота заключается в величине и порядке», то есть в самих вещах [1, с. 655656]. Однако важнейшие свойства прекрасного: слаженность и симметрия, соразмерность и гармония, удовлетворяя наше ощущение красоты, по мнению Аристотеля, красотой не являются [2, с. 327-328]. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мера всего - человек. Подразделяя человеческую деятельность на учение, действие и созидание, искусство для Аристотеля - созидание, в отличие от более поздних европейских традиций, представляющих искусство как познание. По объяснению Аристотеля (в «Поэтике»), красота должна производить действительное улучшение души человеческой через ее очищение [1, с. 650-651]. Истинная красота способна глубоко и сильно воздействовать на реальный мир. Эстетически прекрасное должно вести к реальному

ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 1 (15)

улучшению действительности. И природа, и искусство, по Аристотелю, это две основные движущие силы мира [2, с. 197-198]. Разница между ними лишь в том, что природа имеет свои внутренние законы развития, а через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе. Огромным достижением эстетики Аристотеля является применение им к искусству категорий мимесиса (греч. мимесис - «подражание» реальности) и катарсиса (греч. katharsis - очищение). Понятие катарсиса использовали в своей философии Пифагор и Гераклит, Платон и Аристотель. Именно в таком состоянии катарсиса Платон сформулировал фрагментарно свое учение об идеях, Эросе и красоте, что, кстати, носилось в воздухе эпохи.

По Аристотелю, не только человек, но и растения, и животные наделены душой. Но только человек может испытывать катарсис - очищение души под влиянием музыки, поэтического слова, пения или сценической трагедии, разыгранной на сцене через действие. В учении о катарсисе Аристотель утверждает переживание красоты через трагедию, так как только трагическая красота глубже других форм красоты, она наделена божественным светом.

Таким образом, античное понимание красоты в золотой век греческого искусства было связано с выражающими ее различными видами искусства: в скульптуре красота выражалась в со-

размерности, мере и симметрии частей, в поэзии - в чарах, дающих человеку усладу, в риторике -в верно подобранном ритме, в музыке - в умении выразить душу, в гимнах - красота тождественна космической гармонии.

Искусство античности поэтически вдохновенно утверждало веру в величие и совершенство человека, красоту его нравственного мира. Вполне естественно, что красота природы и человека, равно как и его способности к художественно-образному «удвоению» мира (мимесис) объяснялись только творческим могуществом богов, создавших этот мир. Цель искусства - в достижении высшей цели человека - счастья. Искусство создает желанный образ жизни, включая как удовольствие, так и эстетический контроль над ним, включая катарсическое очищение.

Идея пропорции и сияния проходит через всю античность и переходит в последующие века. На многие века культура античности предстала как классический образец гармонии человека и общества, жизни и искусства, действительности и высокого человеческого духа. Представление о прекрасном мыслителей античности оказало колоссальное влияние на дальнейшее развитие эстетической теории. Уместно выразить убеждение А. Ф. Лосева, высказанное в книге «Страсть к диалектике» о том, что «античность еще не умерла! Она проявляется и сегодня на почве новых исканий и нового понимания жизни, мира» [4, с. 66] и красоты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аристотель. Собрание в 4-х т. Т. 4 / пер. с древ-негреч.; общ. ред. А.И. Доватура. - М. : Мысль, 1984. - 830с. - (АН СССР институт философии. Философское наследие).

2. Аристотель. Собрание в 4-х т. Т. 1 / пер. с древне-греч.; ред. В.Ф. Асмус. - М. : Мысль, 1976. - 550 с. - (АН СССР институт философии. Философское наследие).

3. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. - М. : Наука, 1993. - 379 с. - (Памятники философской мысли).

4. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. - М., 1989. - 276 с.

5. Платон. Соч. в 4-х т. Т. 2 / пер. с древнегреч.; общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи; Автор вст. ст. и ст. примечаний А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1993.- 528 с. - (Философское наследие).

6. Платон. Соч. в 4-х т. Т. 3 / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1994. -654 с. - (Философское наследие).

REFERENCE LIST

1. Aristotel'. Sobranie v 4-h t. T. 4 [Tekst] / Per. s drevnegrech.; Obsch. red. A.I. Dovatura. - M.: Mysl', 1984. - 830 s. - (AN SSSR institut filosofii. Filosofskoe nasledie).

2. Aristotel'. Sobranie v 4-h t. T. 1 [Tekst] / Per. s drevnegrech.; Red.V.F. Asmus. - M.: Mysl', 1976. - 550 s. - (AN SSSR institut filosofii. Filosofskoe nasledie).

3. Ksenofont. Vospominaniya o Sokrate [Tekst] M.: Nauka, 1993. - 379 s. - (Pamyatniki filosofskoy mysli).

4. Losev A.F. Strast' k dialektike [Tekst] - M., 1989.

- 276 s.

5. Platon. Soch. v 4-h t. T. 2 [Tekst] / Per. s drevnegrech.; Obsch. red. V.F. Asmusa, A.A. Taho-Godi; Avtor vst. st. i st. primechaniy A.V. Losev. - M.; Mysl', 1993. - 528 s.

- (Filosofskoe nasledie).

6. Platon. Soch. v 4-h t. T. 3 [Tekst] / Per. s drevnegrech.; Obsch. red. A.V. Loseva i V.F. Asmusa. - M.; Mysl', 1994.

- 654 s. - (Filosofskoe nasledie).

Девдараидзе Екатерина Анатольевна - кандидат философских наук, Статья поступила в редакцию

преподаватель кафедры ОмГУ. 27 февраля 2015 г.

© Е.А. Девдараидзе, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.