Научная статья на тему 'Нравственный потенциал красоты'

Нравственный потенциал красоты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
374
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСОТА / ПЕРЕЖИВАНИЕ КРАСОТЫ / КРАСОТА КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Девдараидзе Екатерина Анатольевна

Статья посвящена проблеме философского осмысления красоты как нравственной ценности. Важнейшим теоретическим посылом автора является утверждение, что подлинная красота есть духовное совершенство, подвигающее человека к творчеству. Исходя из этого, красота рассматривается не как внешняя форма, а как способ организации бытия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственный потенциал красоты»

10 Раевский В.Ф. Материалы о жизни и революционной деятельности. Иркутск, 1983. Т. 2. С. 435, 450.

11 Фонвизин М.А. Сочинения и письма. Иркутск, 1979. Т. 1. С. 356, 357, 359. И вероятнее всего, по мнению декабриста, путь к социализму может быть проложен общинно-крестьянской Россией. См. там же. Т. 2. С. 291-296.

12 См. напр., евангелическо-староверческий цикл произведений Ант. Сорокина, его связи с представителями официального и неофициального христианства, какие-то «выходы» на Александра Добролюбова - оригинальнейшую личность в среде русского символизма, искателей истинной веры; сотрудничество с В.Д. Бонч-Бруевичем как руководителем редакции «Материалы к истории и изучению русского сектанства и раскола» (см. подробнее: Шепелева В. Фонд короля VI Державы // Иртыш. 1994. № 1. С. 84-86.

13 Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. С. 490.

14 Там же. С. 102, 106, 112, 123.

15 Анненский И. Избранные произведения. Л., 1988. С. 659, 642, 661-664.

16 Там же. С. 459, 549, 468, 467, 455-456.

17 Там же. С. 472.

18 Там же. С. 453.

19 См. суждения В.И. Ковалевского по альманаху: «Русское прошлое: историко-документальный альманах».

Национальные приоритеты России. 2013. № 3 (10)

СПб., 1991. Кн. 2; размышления Д.И. Менделеева по работе: Менделеев Д.И. С думою о благе российской. Новосибирск, 1991.

20 Иначе говоря, прорыв пределов прошлого признается поэтом безусловным, причем не просто какой бы то ни было модернизационный прорыв, а данный, конкретный, под знаком пятиугольной звезды. Поэтический текст дается по первой публикации в журнале «Искусство» (Омск, 1922).

21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 114.

22 См.: Шепелева В. Фонд короля VI Державы... С. 93, 111-113.

23 Дементьев В. Обжигаясь под огнем // Воспоминания о Леониде Мартынове. М., 1989. С. 229, 231.

24 Здесь и далее цитирование по: Мартынов Л.Н. Первородство: Книга стихов. М., 1989. С. 229, 231.

25 Там же.

26 Воспоминания о Леониде Мартынове... С. 28; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 255, 396, 455.

27 См.: Дементьев В. Леонид Мартынов: поэт и время. М., 1986. С. 297; Гончаров В. Ищите, и вы тоже найдете! // Воспоминания о Леониде Мартынове... С. 102; Шаховской Д.И. Указ. соч. С. 261.

28 Дементьев В. Леонид Мартынов... С. 218.

Шепелева Валентина Борисовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры современ- Дата поступления статьи в редакцию ной отечественной истории Омского государственного университета 11 ноября 2013 г.

© В.Б. Шепелева, 2013

УДК 7.01

НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРАСОТЫ

Е. А. Девдараидзе

Омский государственный университет путей сообщения

Статья посвящена проблеме философского осмысления красоты как нравственной ценности. Важнейшим теоретическим посылом автора является утверждение, что подлинная красота есть духовное совершенство, подвигающее человека к творчеству. Исходя из этого, красота рассматривается не как внешняя форма, а как способ организации бытия человека.

Ключевые слова: красота, переживание красоты, красота как нравственная ценность.

Существующая глубокая внутренняя связь красоты, религиозных идей с нравственным аспектом в равной мере и сегодня составляет ядро духовной культуры. Изначальная природа искусства, морали, религии остается всегда неизменной. Неизменны причины их востребованности. Древние утверждали: «Искусство смягчает нравы». Искусство не просто декларирует моральные принципы и нормы, оно делает их частью духовного мира человека, формируя моральное сознание личности. Своим действием оно охватывает человека и его мир.

В этом заключается воспитательная, нравственно-гуманизирующая функция искусства.

Включенность эстетических ценностей в религиозное пространство способствует отправлению религиозных культов, нисколько не подменяя собой ценностей религии. Все виды искусства зародились в богослужебных ритуалах, как эмоционально-образное утверждение религиозных идей, и сегодня, занимают определенное место в структуре всех мировых религий, ярко и четко функционируя.

Социогуманитарные проблемы

т

По отношению к личности у религии с искусством сходные функции - прежде всего «душеспа-сающие». Религия требует от человека обращения к Божественному, то есть к вечному и бесконечному, напоминая ему о высших идеалах. Именно это имел в виду Федор Достоевский, произнося пророческие слова: «Красота спасет мир», где он определил красоту как силу преобразования и способную спасти мир [1]. В русской религиозной философии проблема красоты осмыслялась, с одной стороны, как проблема духовности и целостности личности, с другой - как онтологическая категория. Тем самым проявляя ее жизнеутверждающее начало: любовь к земному миру, подвижническое восприятие его к первозданной красоте, отвергался дуализм духа и материи. На примере иконы и молитвы можно рассмотреть ситуацию сближения эстетических, религиозных и нравственных ценностей при явной разнонаправленности их функциональных свойств. На протяжении веков икона на Руси была окружена ореолом огромного нравственного авторитета, она выступала носителем высоких этических идей. И хотя эстетическое, безусловно, присутствует в иконе в ощущениях, но не оно определяет ее значимость, в ней главенствует религиозное содержание: «иконой не любуются, ей молятся» (Е. Трубецкой). Созерцая икону, человек не извне получает знания, но возбуждает в самом себе память о забытых глубинах бытия, о своей духовной родине, и это воспоминание приносит ему радость обретения забытой истины. «Икона представляет собою ...радость окончательной победы Богочеловека над зверочеловеком» [2].

Отражением гуманистических влияний и настроений, пришедших через Византию в Россию стали Андрей Рублев и его школа. Икона - это тот Образ, что написал Андрей Рублев, - это вербальная молитва и пост, это проникновение вглубь себя и бытия, это вслушивание в народную жизнь. Русские иконописцы видели эту красоту, которою спасется мир, и увековечили ее в красках, с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу, - видение иной жизненной правды и иного смысла мира.

Духовный опыт по своему переживанию, сосредоточен, целен и искренен, он может быть почти равноценен и равносилен молитве [3]. Этот путь свойственен всем человеческим культурам и Запада, и Востока. С особой прозрачностью молитва выступает в том, как Создатель действует в человеческой душе. Такова причудливая и парадоксальная природа поэзии: это молитва, которая не молится, но которая заставляет молиться. Магическая мысль музыки также таит в себе аскетизм, покой и глубинность. Ее идея движения «от Мрака к Свету», есть сущность божественная. Покоясь между небом и землей, на согласии мрачного и светлого, музыка восходит к Солнцу. Существование такого рода, духовно осветляющих человеческую душу, общечеловеческих ценностей, соединенных, в этом случае, в музыке, служат расширению горизонта внутреннего мира человека.

Настоящая молитва - есть некий сердечный жар и духовный свет. «Это есть как бы негасну-щая лампада пред иконой; но такая лампада, которую человек носит в самом себе; без света которой он не решает дел своей жизни» [4]. Красота, в которой чувственная привлекательность пронизана духовностью и нравственностью, действует на людей как чудо. Так происходит взращивание добра в себе, и это является иммунитетом против зла и безобразия.

Интуитивное восприятие красоты есть творческое преодоление хаоса. Нужно утверждать и любить эту красоту, ибо в ней воплотится тот смысл жизни, который не погибнет. Не погибнет и тот народ, который с этим смыслом свяжет свои судьбы. Творчество как «возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу» сближает человека с Создателем, оно - высшее, главное предназначение человека, отвечающее его природе, проистекающее из фундаментального онтологического факта - сотво-ря человека по образу и подобию Творца [5]. Сильные переживания нравственного характера в единении с красотой приводят к перестройке личности, ее самосовершенствованию, а следовательно, и гуманизации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Достоевский Ф. М. Идиот // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т.: Т. 8.- Л., 1973.

2. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи // Трубецкой Е. Смысл жизни. - М. : Республика, 1994.

3. Булгаков С. Свет Невечерний. - М., 1994.

4. Ильин И. О молитве // Ильин И. Собр. соч. в девяти томах. Т. 3. - М. : Русская книга, 1994. - С. 300-306.

5. Бердяев Н. Этика творчества // Бердяев Н. Опыт парадоксальной этики. - М. : Фолио, 2003. - 703 с.

Девдараидзе Екатерина Анатольевна - кандидат философских наук, заведующая культурно-просветительским сектором научной библиотеки ОмГУПС. © Е.А. Девдараидзе, 2013

Статья поступила в редакцию 6 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.