УДК 101.1:316 СТЕПАНОВ A.H.
кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, Самарский государственный технический университет
E-mail: [email protected]
UDC 101.1:316 STEPANOV A.N.
Candidate of Philosophy, associate professor, Department of Philosophy, Samara State Technical University E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ РУССКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В.
AESTHETIC IDEAS OF RUSSIAN SOCIAL PHILOSOPHY IN THE FIRST THIRD OF THE XIX CENTURY
Объектам исследования являются русские философско-эстетические идеи в историческом генезисе отечественной социальной мысли первой трети XIX века: в общественном сознании и в общественном бытии.
Методологической основой исследования является междисциплинарное исследование категориями эстетики социальных, философских, эстетических проблем социальной философии: содержания и формы общественного мировоззрения, научно-философской мысли, социальные идеи, отношения и условия общественного бытия.
Полученные теоретические философско-эстетические выводы и результаты можно использовать в вузовском и пост-вузовском образовании при изучении проблем истории, философии, социальной философии, эсте-ти ки, кул ьтурологи.
Ключевые слова: история, общество, философское, эстетическое, прекрасное, совершенное, гармоничное.
The object of research is Russian philosophical and aesthetic ideas in the historical genesis of Russian social thought in the XIX century: social consciousness and social being.
Methodological basis of research is the interdisciplinary study of aesthetics categories of social, philosophical and aesthetic problems of social philosophy: the content andforms of the social world, the scientific and philosophical thought, social ideas, relations and conditions of social existence.
The theoretical philosophical and aesthetic insights and the results can be used in University and post-University education in the study of the history, philosophy, social philosophy, aesthetics, cultural studies.
Keywords: history, society; philosophical, aesthetic, beautiful, perfect, harmonious.
Введение. В статье исследуются ценностные исторические основы философских идей русской социально-эстетической мысли, такие как - формирование этико-эстетического идеала личности, гармоничного общественного бытия и совершенных условий социального бытия. Выявляются исторически прогрессивные, общественно значимые социально-эстетические идеи русской философии, повлиявшие на последующее развитие и эстетическое совершенствование отечественной и мировой философской мысли, общественных идей и социальных отношений.
Анализируемый исторический период развития России в отечественной историографии принято считать временем начала постепенного перехода от феодального общества к капиталистической России. В это время мелкое промышленное производство превращалось в основу капиталистического производства, начиналось промышленное развитие, связанное с накоплением капитала. формированием промышленной буржуазии, переходом к фабрично-заводскому труду машинно-станочного оснащения производства с широкой специализацией вольнонаемного труда и подготовкой промышленно-трудовых кадров. Развивалось производство. вну тренний рынок, транспорт. Построены же-
лезные дороги - Москва-Петербург. Петербург-Царское Село. Масштабнее и интенсивнее эти социально-экономические процессы развивались после отмены крепостного права (1861). занимая господствующее положение в хозяйственной жизни страны второй половины XIX века. Промышленное развитие России стало ускоряющим фактором интенсивного роста городского населения: многие безземельные крестьяне сначала перебирались в города на временные заработки, потом на постоянное жительство.
Развитие технических средств трудовой деятельности и совершенствование технологического производства способствовали появлению новых хозяйственных отношений и социально-экономических условий жизни. Увеличивалось валовое производство, ускорилось развитие транспортного сообщения и связи, расширялся внутренний рынок и хозяйственно-экономические связи между городом и деревней, приводившие к изменению демографического соотношения сельского и городского населения.
Основная часть. Эти явления в жизни обществе] способствовали формированию предпринимательской психологии, подъёму русского национального самосознания, развитию литературной, социальной,
© Степанов A.II. © Stepanov A.N.
философской, эстетической мысли и становлению демократических общественных идей, взглядов, теорий. В условиях расширения научно-просветительских, международно-политических и культурных связей в русской философской мысли первой трети XIX века проявились разные социально-философские, литературные. эстетические взгляды: «Александровский мистицизм и романтизм любомудрия, идеи декабристов, славянофильство, либеральное и революционное западничество» [2. с. 113. 117. 122-189. 200. 207] и другие.
В историографии отечественной философской мысли этот исторический период считается временем развития широких литературно-поэтических, социатьно-эстетических исканий известных русских поэтов, мыслителей, общественных деятелей. H.A. Полевого, В.К. Кюхельбекера. A.A. Бесту жева-Марлинского, A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя. Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова. В.Ф. Одоевского. Д.В. Веневитинова. Н И. Надеждина и других. Социально-философскими лейтмотивами многих произведений того времени были преимущественно завораживающие, прогрессивные идеи просветительстве), приатекательные образы, этико-эстетические духовные идеалы и \ стремления, отражавшие красоту природы и возвышенные патриотические чувства русского человека.
Философское понимание общественной сути и роли русской литературно-просветительской мысли выражено гу ман но -эстет ическим смыслом, отражённым в идее необходимости гармоничного бытия в соответствии с этико-эстетическими принципами правды, истины, равноправия и красоты. «Красота... произведения состоит в истине выражения. ...в ясности идеи и её гармоническом согласии с материальным... предметом красоты... С успехами образованности... должны прийти в равновесие: земледелец, купец, помещик, чиновник» |3. с. 68-69]. Понимание и отражение Пушкиным существовавших реалий социального бытия, отражёно в стихотворении «Поэт и толпа», которое по своему содержанию является философским, по сути - эстетическим. а по форме - поэтическим.
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры:
Довольно с вас. рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор. - полезный труд!» [3, с.77].
Литературно-поэтические произведения Пушкина наполнены социально-эстетическим смыслом. Его поэтико-эстетические идеи развиваются во взаимосвязи с историческими условиями общественной жизни, в единстве с русской прогрессивной, свободолюбивой. общественной мыслью, находясь в русле идейно-художественной борьбы первой трети XIX века. Социально-эстетическая мысль соотношения возвышенного, драматического и трагического представлена в «Борисе Годунове». «Скупом рыцаре», «Моцарте и Сальери». «Каменном госте», «Пире во время чумы». «Русалке», «Сценах из рыцарских времён». «Дубровском». «Капитанской дочке».
«Возговорит надёжа православный царь: Исполать ... детинушка крестьянский сын. Что умел ты воровать, умел ответ держать! Я за то тебя, детинушка, пожалую Середи поля хоромами высокими. Что двумя ли столбами с перекладиной» [ 13. с. 272]. Социально-эстетическая мысль народа, выраженная в русском фольклоре, органично и гармонично воплощена в поэтическом творчестве Пушкина, отражающем глубины социального бытия и идейные устремления людей. В философско-эстетическом творчестве поэта реалистично отражены драматические страдания людей, причиняемые невыносимыми повседневными тяжкими притеснениями и насилием. В трудах поэта-мыслителя показан внутренний духовный мир конкретного человека, преимущественно гармонирующий с его внешним обликом. Видна правдивая, осуждающая рефлексия гуманной мысли на чинимые безобразия и произвол, наполняющие трагизмом бедную, тяжёлую, опасную службу и жизнь солдат, проникновенно отражённая в «Капитанской дочке». «Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах. не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости. Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого: Только выслужила головушка Два высокие столбика. Псрекладинку кленовую Ещё петельку шелковую» [13. с. 2811. Литературно-поэтические произведения Пушкина идейно и творчески наполнены социальным, философско -эстетическим смыслом, связанным с историческими событиями, мировоззрением, условиями жизни народа и свободолюбивой общественно-политической мыслью декабристов. У поэта фшософско-эстетические идеи прекрасного, возвышенного. совершенного, драматического имеют ярко выраженную историко-просветительскую. социально-побудительную суть. В притягательных образах раскрыта социально-эстетическая идея о роли гениального мыслителя, талантливого поэта, публициста и прогрессивного общественного деятеля в социально-историческом развитии, что ярко высвечивается в незавершённой повести Пушкина «Египетские ночи». «Стремиться к небу должен гений. Обязан истинный поэт Дтя вдохновенных песнопений Избрать возвышенный предмет» 113. с. 225]. Смысловая социальная телеология произведений философа, поэта и общественного деятеля сводится к правдивому отражению реалий жизни, в характерной их полноте, многообразии и взаимосвязи с эстетическими идеалами. Так как идеал красоты общественной жизни даже в сложных условиях жизни, не говоря уже о худших. унизителыю-дршхттых. трагичных временах, не гибнет, он сохраняется в общественном мировоззре-
нии (устном народном творчестве) и в лейтмотивах трудов мыслителей. В эстетическом контексте социальное предназначение прогрессивного общественного мыслителя. поэта как нельзя лучше, отражено в строках стихов «Пророк» и «Восстань, восстань, пророк России». «Восстань пророк, и виждь. и внемли. Исполнись волею моей. И. обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей...» «Восстань, восстань, пророк России. В позорны ризы облекись Иди. и с вервием на вые К убийце гну сному явись» 112. с. 385]. Философско-поэтические воззрения Пушкина эстетически глу боки по смыслу, социально историчны. насущны и футурологичны. Идеями они обращены к человеку и обществу настоящего и будущего, они зовут людей к лу чшей, справедливой, эстетической жизни. Многие идеи мыслителя предвосхищают и предопределяют основные черты развития отечественной поэтической, литерату рно-реалистической, философской. социальной мысли, эстетические идеалы которых оптимистически звучат в строках стихотворения «Во глубине сибирских руд». «Оковы тяжкие падут. Темницы рухнут - и свобода Вас примет радостно у входа И братья меч вам отдадут» |12. с. 395]. В России первой трети XIX века формировалось и развивалось гуманное, просветительское направление русской поэтико-прозаической, философско-эстетической мысли. Исторически духовно-нравственными основе) ми жизни человека, русской философии и отечественной социально-эстетической мысли были вера в добродетель, ответственность, честь и совесть. Не является исключением и прогрессивная общественно-историческая мысль в России того времени, социальное значение которой в эстетическом смысле ярко выражено Н.М. Карамзиным в «Письмах русского путешественника» (1790-1799).
«Без награды добродетель Не бывает никогда; Ей в подсолнечный свидетель Бог и совесть навсегда» |4. с. 379]. После разгрома Наполеона и критического осмысления русскими солдатами и офицерами западноевропейской жизни, государственного устройства, условий жизни и социально-философских идей, в России стали сначала появились открытые, а затем тайные общества. В основе их социальных воззрений были идеи о научном просвещении и цивилизованном преобразовании России. Философское направление их мышления было теоретическим, а общественно-политическая деятельность-практической. Социальные взгляды «Северного» общества (Н.М. Муравьёв и К.Ф. Рылеев) были умеренными. они во многом опирались на западноевропейские идеи, защищали идеалы просвещённой монархии. Представители «Южного» общества (П И Пестель и
др.) высказывались за республиканский строй, а идеи «Славянского» общества (Ю.К. Люблинский и братья А.И. Борисов и П И. Борисов) отличались утопическими фантазиями.
В первой трети XIX века русская эстетическая мысль как самостоятельная академическая иску сствоведческая дисциплина становится в России широко распространённым явлением университетской научной жизни как самостоятельной философско-тсоретической наукой с собственными задачами, объектом, предметом исследования и методологией. Эстетика обретала научный статус обязательной гуманитарной дисциплины на гуманитарных отделениях университетов, в лицеях и педагогических институ тах по литерату рным, художественным и научным проблемам. «Вопросы эстетики признаются «достойными предметами» совместных обсуждений в научных и литерату рных обществах, в Санкт-Петербурге в «Вольном обществе любителей словесности. наук и художеств» (1801-1812). «Казанском обществе любителей отечественной словесности» (1806-1817), «Обществе любителей российской словесности при Московском университете» (1811-1828). «Харьковском обществе наук» (1813-1832). «Вольном обществе любителей российской словесности» (1816-1825)» 114. с. 14| Санкт-Петербурга.
В философских воззрениях и просветительской деятельности «Вольного общества любителей словесности. наук и художеств» Санкт-Петербурга было два течения: в одном рассматривались и анализировались свободолюбивые идеи А.Н. Радищева и переведённые социально-политические идеи Г.Б. Мабли, Г.Т.Ф. Рейналя. К.Ф. Вольнея и дру гих социальных мыслителей XVIII века. В их социально-философских воззрениях отчётливо видны эстетические позиции по проблеме формирования гражданского общества. Считалось, что гармоничные гражданские отношения сформируются в том случае, если каждый в своей жизни будет руководствоваться четырьмя фундаментальными законами социального общежития.
Первый закон - отказ в своей жизни от «роскоши во всех ее видах»: второй закон - отказ государства от любых форм «покровительства торговле и купечеству»; третий закон - о справедливом «порядке наследования имущества наследниками»; четвёртый закон - о законодательном «ограничении владений граждан». В контексте этих законов основными задачами формирования социально -эстетических отношений «нового общественного строя» провозглашалась «организация производства и распределения», у правление «воспитанием граждан» при «активном участии у чёных», «широком участии народа в управлении государством» и пр. Высказывались и предлагались идеи о влиянии просвещения на законы и управление, на отмену феодального права, на разделение властей. Главными представителями такого направления были И М. Борн, И. Пнин. В В. Попугаев и др.
В «Казанском обществе любителей отечественной словесности» передовые ученые-гуманисты поднима-
ли вопросы об общественной роли учебных заведений. Представители этого общества считали, что университет должен быть центром развития отечественной науки. образования и эстетического просвещения народов разных национальностей: центром изучения истории, языка, литературы, культуры народов российских. В «Обществе любителей российской словесности при Московском университете» изучались эстетические элементы развития русских обрядовых песен, исторические вопросы развития русского языка как «опыта русской грамматики», литературы, поэзии: эстетические вопросы «теории изящных искусств», исторического генезиса русской культуры и пр. В Санкт-Петербургском «Вольном обществе любителей российской словесности» активно обсуждались вопросы истории, науки, искусства, эстетики, трактовавшиеся в гражданском патриотическом духе. Там читались «Думы» и стихи Рылеева, рассказы А. Бесту жева и другие произведения декабристской литературы. Уделялось внимание историческим сочинениям, отражавшим мужественные, прекрасные образы русских былинных героев.
Философские, социально-эстетические взгляды славянофилов преимущественно рождались на основе идей духовно-нравственного религиозного мировоззрения - «православии»: социально-экономических устоев общественной жизни - «крестьянской общины» и коллективистской культуре взаимного солидарно-гармоничного бытия - «соборности». Анализируя состояние социальной жизни России первой трети XIX века A.C. Хомяков (1804-1860) отмечал, что философские истоки русской общественной мысли восходят к нравственно возвышенным устремлениям русского народа. Образ жизни русской крестьянской общины - есть «дело, созданное нравственною свободою народа»... Свобода, которую уважаем в прошедшем, должна быть уважаема и в будущем. Ей должно быть дано право изменять, стеснять или расширять формы своего проявления: но в пользу её возможности» [15, с. 288-289| способствовать эстетизации социального бытия. Эстетическими рассматривались такие условия общественного бытия, которые не мешают в каждом человеке проявляться гуманной полнотой жизни, просвещённостью. разумной волей и одухотворённой религиозной верой. Православие расценивается духовным фактором бытия, сформировавшим «исконно русские начала», тот «русский дух», который создал «русскую землю в бесконечном ее объеме», «утвердил... мирскую общину, лучшую форму общежителъности... выработал в народе все его нравственные силы» |2. с. 135] и социально-эстетические воззрения в том числе.
В жизни русского человека и крестьянской общины христианство исторически было основополагающей силой, охватывавшей своим влиянием разные стороны жизни общества и сформировавшее гармонию общинных отношений в России. По вопросу об истории русской крестьянской общины другой русский славянофил И.В. Киреевский (1806-1856) утверждал, что каждому русскому человеку необходимо изучать и
знать отечественну ю историю, которая полна эстетических проявлений. История общественной жизни, по его мнению, есть «центр всех познаний, наука наук», а социальная мысль в общественной деятельности является могучим средством успешного исторического социально-экономического развития России. Эти знания необходимы для разумного преобразования сельской общинной жизни и создания эстетической основы общества - экономического благосостояния всего народа. Необходимость общественных преобразований исторически обуславливалась главной экономической проблемой - стремительной девальвацией хозяйственной ценности труда крестьян, ведущей к драматизму и трагизму крестьянской жизни. «Неимоверная, неслыханная... разорительная для земледельцев изменяемость ценности их произведений: трудность существования при излишней дороговизне: не меньшая трудность к добыванию... податей и оброков при крайней дешевизне хлеба: ...распространение... роскоши...; ... все эти и многие другие обстоятельства... делают потребность... улучшений уже не пристрастием некоторых лиц. но общею необходимостью всего сельского быта» [5. с. 115-116].
Киреевский полагал, что в русском человеке есть много прекрасных черт характера - он может самоотверженно трудится, его отличает доброта, терпимость, искренняя способность к состраданию и готовность оказать посильную помощь нуждающемуся. На такой нравственно -эстетической основе необходимо проводить прогрессивные общественные преобразования. «Красота, ум, прозорливость», человеческое достоинство должны быть направлены на преобразование условий жизни русского народа в соответствии с надеждами и стремлениями «своего народа». Всё это - «быт русского человека, его убеждения», становится в подлинном смысле жизненным, и в результате побеждает... правда, ...«существенная справедливость», не материальная выгода, а «нравственные требования» [5. с. 140], - отмечал Киреевский.
Исторически в России личное и общественное, мировоззренческое и бытийное, прогрессивное и повседневное всегда взаимно дополняли друг друга, одновременно сосуществуя как в противоборстве, так и в гармоничном единстве, например, в формах родового вече и старейшины рода, городского вече и князя, земского вече и земской \ правы, думы и царя. «Общинное начало составляет основу, грунт всей русской истории, прошедшей, настоящей и будущей; семена и корни всего великого, возносящегося на поверхности, глубоко зарыты в его плодотворной глубине, и никакое дело, никакая теория, опровергающая эту основу, не достигнет своей цели, не будет жить» |2. с. 146]. В первой трети XIX века важным вкладом в русскую общественную мысль была философская рефлексия славянофильской концепции, анализировавшая проблему исторической эволюции содержания и формы социальных отношений России, дополненная историко-философским диалектико-эстетическим учением К.С. Аксакова (1817-1860)
«Земля и государство». В работах «Голос из Москвы». «Родовое или общественное явление был изгой?», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «О современном человеке» отчётливо видны социально -эстетические идеи. Общество понимается как самоорганизующаяся духовно-нравственная си-нергетическая система, в которой «общественная нравственность есть соблюдение сомой нравственной основы общества, самого исповедания. ...и соблюдение самого общества чрез очищение его. чрез исключение из него нарушающих нравственную основу общественного союза» |1, с. 5J явлений. Мыслитель отмечал необходимость распределения ролей общественных институтов - разделения законодательных, социальных, исполнительных полномочий государства. «Правительству - неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая: народу - полная свобода жизни и внешней, и вну тренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия -и. следовательно, закона: народу - право мнения - и. следовательно, слою» [2, с. 150].
В философских воззрениях Н.В. Станкевича (1813-1840) статьи «Об отношении философии к искусству» (1840) чётко выражена идея единстве) социальной и эстетической мысли: утверждается, что искусство должно нести в себе божественно -возвышенный смысл, способствующий формированию духовно развитой личности и культу рного, совершенного, гармоничного общества. Важной философской идеей в области русской социально-эстетической мысли первой трети XIX века является утверждение о том. что история обществ;) и искусства должна рассматриваться одновременно как теория социальной эволюции и теория развития искусств;). Социальная роль прекрасного, отраженная искусством рассматривается гак рождённая духом времени непреходящая приятная, притягательная фабула общественной жизни, выведенная сознанием, творческими умениями и способностями художника, писателя. философа. В такой логике изложения социальной роли прекрасного обнаруживается гармоническое понимание социально-антропологической роли эстетического. что является калокагатийным вкладом в русскую религиозную эстетическую мысль, переживающую исторические перипетии развития отечественной общественной мысли, будучи тесно связанной с повседневными интересами и возвышенными у стремлениями людей. Человека Станкевич рассматривает с идеалистической. рслнгното-эстетической стороны как совершеннейшего божественного творения.
Идейная полемика, развернувшаяся в русской общественной мысли и в искусстве первой трети XIX век;), наиболее полно предстала в теоретических исканиях по проблеме эстетического, социально-прекрасного революционно-демократической мысли и в оппозиционной ей теории «чистого искусства». В своих предположениях апологеты «чистого искусства» были далеки от реалий народной жизни, не знали тягостных условий крестьянской жизни, не опирались на животрепещу-
щие и эстетические идеи русского народного творчеств;). Поэтому они не могли связать теоретические идеи социально -прекрасного с накопленным историческим опытом жизни народа и не могли выразить демократическую полезну ю значимость и социальну ю перспективу теории «чистой эстетики» для эстетической эволюции обществ;).
В противоположность утопическим идеям «чистой эстетики» для социально-эстетических воззрений русской крестьянской демократии Белинского. Герцена. Огарева. Чернышевского. Добролюбов;). Писарева были характерны элементы рационализма, сциентизма, морали разумного эгоизма, социального просветительства. но эссенцией их воззрений рельефно выделяется идея улучшения и совершенствования условий жизни простого народа. Их социально-философские идеи являются сокровищницей мировой и отечественной философско-эс/нтг/ческой общественной мысли. Социально -эстетические идеи вышеназванных мыслителей во многом тождественны и взаимосвязаны с философскими социально-эстетическими взглядами русской народнической мысли.
Философские взгляды Герцена и Михайловского о личности, о социально-историческом прогрессивном пути развития и общинном социализме содержат в себе эстетический идеал будущей общественной жизни России. Эволюция общественных отношений есть «постоянная эмансипация человеческой личности... до наибольшего соответствия между разумом и деятельностью, ...в котором человек чувствует себя свободным. Нравственная свобода есть... реальность..., русская деревенская община и артель содержат задатки социализма. который найдёт своё осуществление в России... Идеал (человека) это всесторонне развитая личность. Общество должно состоять из таких индивидуумов, которые способны к взаимопониманию, взаимоуважению и общим усилиям ради... счастья» |10. с. 64-65. 75].благополучия и красоты.
Герцен и Михайловский полагали, что историческое развитие общества путём гармонизации правовых отношений в соответствии с принципом социальной справедливости со временем становится увереннее, устойчивее, пропорциональнее, а социальные отношения становятся более прогрессивными и цивилизованными. Такое понимание хода социально-исторического развития и эволюции общества говорит о разносторонней оценке ими условий и динамики социального бытия, философских и мировоззренческих представлений о пу тях и формах прогрессивного, эстетического развития общественных отношений. Социально-исторические идеи вышеназванных мыслителей созвучны со взглядами других русских мыслителей, среди которых были «шестидесятники, нигилисты, западники, революционные демократы» [6, с. 12] и другие.
Из-за объективных исторических и общественно-политических условий русская философия этого времени нашла своё последовательное реалистическое выражение в социально-эстетической мысли рус-
ской крестьянской демократии Белинского. Огарева. Добролюбова. Герцена. Чернышевского. Как отмечает в своей диссертации Ю.В. Кузнецов «Теоретическая реконструкция историософских воззрений представителей русского народничества А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского свидетельствует о том. что они содержали принципы социального универсализма при рассмотрении истории. Это проявилось в обосновании исторических предпосылок идеала социализма и коммунизма для всего человечества» |7. с. 10] на нравственно-эстетической сути. Развитие русской общественной мысли первой трети XIX века шло в трудных международных. военных, социально-экономических условиях Отечественной войны (1812). заграничных походов русской армии против наполеоновской Франции, огромных затрат на армию и восстановительные работы разрушенного войной хозяйства. Военное трагическое лихолетье и тяжкие условия жизни также способствовали пробуждению национального самосознания и появлению свободолюбивых идей в обществе.
После восстания декабристов начинает широко утверждаться система российской бюрократии и военщины - опоры самодержавия. В целях сохранения и укрепления существовавшей социально-политической системы была проведена кодификация законодательства. Нормативная кодификация М М. Сперанским (1772-1839) законодательной стороны жизни российского общества нашла своё отражение в пятнадцати томном сборнике «Полного собрания законов Российской империи», начатая Соборным уложением (1649). Основы политико-правовой системы остались прежними, но усложнился механизм центрального управления, произошли изменения и в образовательной системе общества. Так в школьном уставе от 1828 года была ликвидирована образовательная преемственность между начальной, средней и высшей школой. С целью не допущения посту пления детей низших сословий в средние и высшие учебные заведения в 1835 году был принят новый университетский устав, значительно урезавший автономию вузов.
Первая треть XIX века для России стала важным историческим периодом, положившим начало развитию молодой российской науки, широкого расцвета литературы. поэзии, театра, искусства, пробуждения национального самосознания народа и формирования свободолюбивой общественной мысли. Это время расцветом эстетического музыкального творчества М.И. Глинки (1804-1857). который вошёл в отечественную и мировую историю как первый русский композитор с мировым именем, представлявший национальную тематику в музыке, которая затем была продолжена и нашла своё воплощение в музыкальных произведениях A.C. Даргомыжского (1813-1869). В России развивается этико-эстетическое образование и воспитание детей дворянского сословия литературного. поэтического, театрального творчества. В стране заработали сначала университеты в Москве. Санкт-Петербурге. Тарту. Вильнюсе. Харькове. Киеве. Казани. Затем были откры-
ты университеты в Одессе. Варшаве. Томске.
Первая треть XIX века это время формирования и развития русской хуложсствснно-жтетической мысли. прогрессивных социально-исторических идей и подъема общественного движения. Это время развития философско-теоретических социально-исторических воззрений крестьянской демократии, ставших впоследствии частью практики общественного движения в России. Это время становления отечественной методологической мысли - путей, форм, методов и способов праксеологического совершенствования социальных условий жизни в соответствии с гуманистическими, эстетическими принципами. Философские, социальные. экономические, политические, правовые, эстетические взгляды русских революционных демократов нашлисвоё дальнейшее воплощение и развитие в историософских социальных идеях народников - П Л. Лаврова, П.Н. Ткачёва, Н.К. Михайловского. H.A. Морозова, С.М. Кравчинского. А Д. Михайлова. В 70 годы XIX века идеи крестьянской демократии распространялись в крестьянской среде в общественно-практической деятельности агитационно-пропагандистского движения народников под названием «хождения в народ» -В.И. Засулич. В.Н. Фигнер. Г.В. Плеханова и других.
Теоретическим основоположником народнической социально-философской мысли считается П.Л. Лавров. Он также как и Н.К. Михайловский считал социально-исторический прогресс источником эстетического развития общества. Однако, несмотря на привлекательность этой социальной идеи, практика народнического движения имела мало общего с ней. Вопрос социально-исторической эволюции решался народниками во взаимосвязи с идеей общественного идеала, считавшегося источником эстетического совершенствования социума. Надо отметить общее и особенное в их социально-эстетических взглядах. Так в концепции идеала общественного «прогресса Лавров и Михайловский на первый план выдвигали духовно-нравственные факторы. как определяющие общественное развитие... в концепции Лаврова больше влияния просветительской идеологии, просветительского идеализма... в концепции Михайловского больше влияния позитивистской методологии» [16, с. 13, 23] совершенствования устоев жизни.
Однако антропосоциоцентристской идеей в русской философии становится понимание единства прекрасного человека и совершенного, идеального общества как эстетической квинтэссенции жизни общества. В жизни мы «имеем дело не только с особым родом процессов сознания, но и со своеобразным отношением человека к миру: и субъективная и объективная сторона этого отношения одинаково подлежат оценке научной эстетики... с помощью определённых признаков теоретического. практического и морального отношения человека к миру» |11. с. 45| эстетического бытия. В социальной философии крестьянских демократов экономические, правовые, политические отношения отражаются под нрявствснно-эстетическим углом зрения. Их философ-
ские взгляды можно назвать утопическими: они были поборниками создания эстетического уклада жизни на основе исторических отношений русской крестьянской общины. В то время такое понимание социально-исторической эволюции «было совершенно естественно и неизбежно, так как в основе доктрины лежало... представление об особом укладе (общинном) крестьянского хозяйства» [9. с. 150] гармоничного бытия.
Русские крестьянские демократы были апологетами «человеческой личности» и солидарных, коллективистских традиций общинной жизни. Они искали прогрессивные, цивилизованные пути социально-экономического. правового и культурного развития общества, научного возвышения и эстетического процветания России. Они были увлечены нравственной идеей социальной справедливости и гармоничного социума. Их умы были заняты «с одной стороны, представлением. будто «сама «крестьянская душа (единая и нераздельная) эволюционирует..., - с другой, убеждением в существующей, или имеющей наступить нравственной красоте «интеллигенции», общества... «руководящих классов» |8. 34]. чтобы эстетически преобразовать устои жизни.
Заключение. В завершение отметим, что в той или иной мере социальные, философско-эстетические взгляды русской крестьянской демократии, представленные анализом исторических событий, экономических проблем, хозяйственных отношений, условий социальной жизни в форме эти ко -эстет ическчх идей общественного сознания и общественного бытия получили дальнейшее развитие в социально-философской мысли.
В отечественной историософии, совпав с вековой давностью мыслительной, общественной деятельности крестьянских демократов, пик исследования философско-эсшеммческюг воззрений, общественных условий жизни и социально-экономических отношений пришелся на 40-70 годы XX века. С начала XXI века
вновь начинает активно проявляться интерес к исследованию социально-философских идей, эстетических идей русской крестьянской демократии. Появились фундаментальные философские, эстетические исследования социальных воззрений русской крестьянской демократии в работах В В. Бычкова. М.Н. Громова, ПС. Гуревича. ВН. Лукина. В.М. Межуева. В В. Милькова и других мыслителей. Расширились представления об эстетических направлениях исследования социальных, экономических проблем философии и калокагативной методологии.
Русская философская мысль первой трети XIX века заложила научно-теоретический фундамент фклософско-эстетического изучения социально-экономической и технической истории России. Идеи русской социально-эстетической мысли определённо повлияли на развитие последующей отечественной и мировой философской мысли, в которой устойчивость, совершенного, гармоничного развит™ личности и общества актуальна.
В социально-историческом развитии России философские и социально-эстетические идеи мыслителей гармонично сочетаются с народными представлениями и взглядами о справедливой, нравственной и прекрасной жизни, социальном просвещении, свободе народа, демократическом государстве, правовых отношениях, духовности общественной культуры и научной истине.
Идея гармонии единства исторической эволюции антропологических, социальных феноменов - есть основной источник и причина историософского познания. есть объект и цель цивилизованного, гражданского развития социума, нравственного возвышения человека и структурного совершенствования общества. Целью, содержанием и характерной чертой онтологической, гносеологической, аксиологической проблематики отечественной социальной философии и русской эстетической мысли является поиск Совершенства. Правды, Истины. Красоты.
Библиографический список
1. Аксаков КС. О современном человеке. (1860) URL: http://az.lib.ni/a/aksakow_k_s/text_1860_o_sovremeimom_cheloveke. shtml (дата обращения: 21.02.16)
2. Маслин М.А. История русской философии / под ред. М.А. Маслина. 2-е изд. М.: УКД, 2008. 640 с.
3. Овсянников М.Ф.. Ванслов В.В.. Гершкович З.П., Лившиц М.А. и др. История эстетики. Памятники мировом эстетаче-ской мысли. В V г. T. IV. Первый полутом. Русская -эстетика XIX в. / редкол. М.Ф. Овсянников, В.В. Ванслов, З.И. Гершкович, М.А. Лившиц и др. М.: Искусство, 1969. 783 с.
4. Карамзин H.M. Письма русского путешественника. Повес ти / сост. H.H. Акопова. М.: Правда, 1980. 766 с.
5. Киреевский U.C. Полное собрание сочинений. В II т. T. II / под ред. М. Гершензона. М.: Типография Московского Императорского Университета, 1911. 300 с. URL: http://www.odinblago.ru/kireevski_t2/ (дата обращения: 21.02.16)
6. Кузнецов A.II. Проблема человека в трудах русских революционных демократов 30-60-е гг. XIX в.: авто реф. дисс. ...канд. философ, наук. Мурманск, 2007. 26 с. URL: http://www.mstu.edu.m/science/diss/k307_09_01/arcl'iive/20070510.shtml (дата обращения: 14.04.13)
7. Кузнецов 10.В. Социальный универсализм в русской историософии второй половины XIX - начата XX вв.: авгореф. дисс. ...докг. философ, наук. СПб., 2011. 36 с. URL: http://cheloveknauka.com/v/368443/a?#?page=10 (датаобращения: 14.04.13)
8. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Л.: Госполитиздат, 1948.47 с.
9. Ленин B.IJ. Что такое «друзья народа» и как они воюют прошв социал-демократов? М.: Политическая литература, 1974.223 с.
10. Лосский И.О. История русской философии /перев. с англ. М.: Советский писатель, 1991. 480 с.
11. Мейман Эр. Введение в современную эстетику / под ред. и с нредисл. Ю.И. Айхенвальда; перев. с немец. И. и В. Слоним. Изд. 2. М.: ЛКИ, 2007. 200 с.
12. Пушкин A.C. Сочинения. В III г. T.I / ред. И. Парила, С. Чулков. М.: Художественная литература, 1985 . 735 с.
13. Пушкин A.C. Сочинения. В III т. Т. Ill / ред. И. Парша, С. Чулков. М.: Художественная литература, 1987 . 527 с.
14. Соболев П.В. Эстетика Белинского. М.: Искусство, 1978. 240 с.
15. ХомяковА.С. Полное собрание сочинений. Т. I / 3-е. изд. доп. М.: Университетская библиотека на Страстном бульваре, 1900.407 с. URL: http://www.odinblago.rU/filosofiya/homakov/toml/9 (дата обращения: 21.02.16)
16. Юдин A.M. Социальная философия П Л. Лаврова. П.К. Михайловского (историко-сравнительный анализ): автореф. дисс. ... докт. философ, наук. М.. 2000. 37с. URL: http://in6.p(l>/catalog/()()()20()_()()()()!8_RU_NI.R_hibl_235054/vicwcr/Слага обращения: 14.04.13)
Rcfcrenccs
1. Aksakov K.S. About the modem man. Publ., 1860. http://az.lib.ni/a/aksakow_k_s/text_1860_o_sovremennom_cheloveke.shtml
2. Maslin M.A. History of Russian philosophy [Edited by М.Л. Maslin. 2-nd edition.]. M.: «UCD» Publ., 2008. 640 p.
3. Ovsyamiikov M.F., Vanslov V.V., Hershkowitz Z.I., Livshits Л/..1. and others. Hie history of aesthetics. World monuments aesthetic thought. In V volumes. Volume IV. 'Hie first half Volume. Russian aesthetics of the XIX century [The editorial board ol" M.F Ovsynnikov, V.V. Vanslov, Z.I. Gershkovich, M.A. Livshits and other.]. M: «Art» Publ., 1969. 783 p.
4. Karamzin N.M. Letters of a Russian traveler. The Novel [The compiler N.N. Akopova.]. M.: «Pravda» Publ.. 1980. 766 p.
5. Kitvyevsky I.S. Complete works. In II volumes. Volume II | Edited by M. Gershenzon.]. M.: «Printing IIous of Imperial Moscow University» Publ., 1911. 300 p. http://www.odinblago.ru/kireevski_t2/
6. Kuznetsov A.N. Hie problem of man in the writings of Russian revolutionary democrats 30-60-ies of XIX century [Abstr. cand. diss.|. Murmansk, MSTU Publ., 2007. P. 13. http://www.mstu.edu.ru/science/diss/k307_09_01/archive/20070510.shtml
7. Kuznetsov Y.V. Social universalism in the Russian historiosophy of the second half of the XIX - early XX centuries [Abstr. dockt. diss. |. SPb.: Petersburg state university Publ., 2011. http://cheloveknauka.com/v/368443/a?#?page=10
8. Lenin V.I. From what legacy we are refuse? L.; «Gospolitizdat» Publ., 1948. 47 p.
9. Lenin V.I. What are the «friends of the people» and how they fight against the social democrats? M.: «Political literaUire» Publ., 1974. 223 p.
10. LosskyN. The history of Russian philosophy [Translation from English.]. M.: «Soviet writer» Publ., 1991. 480 p.
11. Meiman At: Introduction to contemporary aesthetics [Edited and with a foreword by Y.I. Aikhenvald. Translated from German by I. and V. Slonim. Edition 2.]. M.: «LKI» Publ., 2007. 200 p.
12. Pushkin A.S. Works. In the III volumes. Volume I [Editors I. Parin, S. Chulkov.]. M.: «Fiction» Publ., 1985. 735 p.
13. Pushkin A.S. Works. In the III volumes. Volume III [Editors I. Parin, S. Chulkov.]. M.: «Fiction» Publ., 1987. 527 p.
14. Sobolev P. V. The aesthetics of Belinsky. M.: «Art» Publ., 1978. 240 p,
15. Khomyakov A.S. Complete works. Volume I [3-hd augmented edition.]. M.: «University library of StrasUioy Boulevard» Publ., 1900. -407 p. http://www.odinblago.rU/filosofiya/homakov/toml/9
16. YudiuA.I. The social philosophy of PL. Lavrov, N.K. Mikliaylovsky (historical and philosophical analysis) [Abstr. dockt. diss.]. M.: MSU Publ., 2000. http://нэб.pф/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_235054/vieweг/