УДК 101.1:316
UDC 101.1:316
А.Н. СТЕПАНОВ
кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, Самарский государственный технический университет E-mail: [email protected]
A.N. STEPANOV
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Samara State Technical University E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XVIII ВЕКА
SOCIAL-AESTHETIC IDEAS IN THE RUSSIAN PHILOSOPHY OF XVIII CENTURY
Актуальность исследуемой темы обусловлена историческим генезисом социальных отношений, реалиями повседневного бытия, развитием социальной мысли и необходимостью исторического, философского изучения развития русской общественной мысли XVIII века под эстетическим углом зрения. Категориями эстетики в статье исследуются социальные идеи, общественные отношения и условия жизни в России XVIII века.
Ключевые слова: прекрасное, возвышенное, совершенное, гармоничное, трагическое, комическое.
The relevance of the research theme is due to the historical genesis of social relations, the realities of everyday life, the development of social thought and necessity of the historical, philosophical study the development of Russian social thought of the XVIII century under the aesthetic perspective. Social ideas, social relations and living conditions in Russia of the XVIII century are investigated by categories aesthetics in this article.
Keywords: beautiful, sublime, perfect, harmonious, tragic, comic.
Человечество исторически всегда стремится к лучшей жизни, благополучию, комфорту, красоте бытия, поэтому проблема эстетического созидания является актуальной онтологической, гносеологической, мировоззренческой, праксеологической проблемой особенно в условиях духовно-культурной коррозии, социально-экономической, правовой международной и политической, дифференциации. Вот почему для каждого человека и всего общества особо важным является интеллектуально-нравственное, созидательное, калокагативное развитие, являющееся телеологической основой и исторической перспективой динамично трансформируемого общественного бытия в условиях эволюционного совершенствования условий жизни.
История человечества наполнена примерами неиссякаемых устремлений к пониманию, постижению и созиданию лучших и более совершенных условий жизни в соответствии с историческими эстетическими представлениями. В этом заключается основной историософский смысл сенсорно-рационалистических моделирований гуманного, справедливого, прекрасного социального бытия. Эстетический характер жизни представлен ощущением и пониманием его приятности и удовлетворённости людьми условиями жизни, трудовой деятельностью и полученными результатами. Таким образом понимается образ гармоничной общественной жизни, представляемый в осознании людей чувством меры, стабильности и социальной справедливости как эстетических норм жизни каждого. Рассмотрим обозначенную историко-философскую, социально-эстетическую проблему в истории общественной мысли в России XVIII в.
К XVIII веку в истории России социально-эстетические идеи в общественном мировоззрении ещё во многом несли в себе исторический отпечаток феодальных времён и довольно прочно были связаны с крепостническими взглядами, традициями, обычаями, нравами и условиями повседневной жизни народа. Характерным проявлением эстетического в общественной жизни России XVIII в. был соборный, коллективный досуг, который рассматривается в философии как довольно совершенная форма социального взаимодействия людей. Культурный досуг расценивается как эстетический феномен проведения свободного времени и праздничного отдыха, особенно массово проявлявшегося на ярмарках и праздниках с шутками, прибаутками, пословицами, поговорками, маскарадами. Праздничное настроение определенно считается одним из эстетических форм взаимоотношений людей, своими истоками уходящими ко временам языческой и Киевской Руси, и дошедшей до наших дней. В историко-философском понимании эстетический досуг русского человека ярко отражает существующие условия жизни, традиции, обряды, интересы и устремления людей. «Мета-нормативное поведение часто находит свою реализацию под оболочкой поведения праздничного -карнавального, маскарадного, ярмарочного. В указанном аспекте многие его элементы могут быть воссозданы по материалам исследований Н. Зоркой, А.Ф. Некрыловой, посвященныхярмарочнойкультуре,сборников «Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.» (СПб., 2000), «Маска и маскарад в русской культуре XVIII-XX веков» (М., 2000)» [10].
© А.Н. Степанов © A.N. Stepanov
Досуг как эстетическая форма общественного отдыха, как форма культурного творчества во времена язычества, Киевской Руси, Московии и Российской империи вплоть до конца XIX в. исторически были социальными явлениями. Культурно-творческая деятельность и отдых людей тесно переплетались между собой и составляли единое, целое и гармоничное состояние феномена социального бытия. Вплоть до конца XIX в. в России досуг сельчанина мало чем отличался от досуга горожанина. Эстетика досуга проявлялась повсюду - в праздничных приготовлениях, развлечениях, в увлечённой выдумке, розыгрышах и в ремёслах, например, в изготовлении украшенной конской сбруи, телег, саней, в создании плотницких украшений интерьеров и эксте-рьеров изб, орудий труда, одежды, обуви, головных уборов, оберегов.
Самым запоминающимся, увлекательным и приятным деревенским отдыхом был уличный досуг в летнюю пору. На улице, околице проходили гуляния, игры, водились хороводы, пелись песни, играла музыка. В селениях окропляли святой водой дома, инвентарь, скот, приносили дань силам природы, святым, спасшим людей, деревню, скот, посевы от урагана, засухи, пожара, наводнения, болезней, голода. После уборки урожая, осенью и зимой наступала очередь вечеринам, беседам, супрядкам, посиделкам девушек и женщин с рукоделием: чесали шерсть, пряли, вязали, вышивали, обменивались новостями, играли, пели, угощали друг друга кулинарными изделиями из нового урожая. В городах посадские люди увлекались весёлыми языческими игрищами, скоморошеством, сатирическими частушками, проводили загородные площадные, ярмарочные массовые гуляния. Молодёжь посадских, «чёрных людей» нередко исписывала стены хором, церквей, монастырей насмешливыми надписями и рисунками.
Русский народ с незапамятных дней отличался гостеприимством и хлебосольством как естественными эстетическими нормами миролюбивой жизни. В долгие зимние сумерки и вечера особо распространённой формой эстетического досуга взаимоотношений людей были гостевания - хождения в гости к родственникам, друзьям, соседям, в которых оказывался гостям радушный приём. Разновидностью гостевания были престольные княжеские и храмовые праздники с обильным угощением, домашним весельем, гулянием по улице с музыкой и песнями, плясками и скоморошным переодеванием, шутливым поведением и юмором, которые особенно пышными были на крестинах, именинах, свадьбах. Как видим, динамика традиций социокультурных отношений, досуговых обычаев, праздничного обряда Руси и России веками определялся сельским, деревенским населением - самым многочисленным социальным сословием. В народной культуре длительные и напряжённые весенне-летние и осенние будни трудового человека регламентировались досугом, отдыхом, развлечениями, отражавшими общинные интересы, нравы, нормы и правила.
В XVIII веке начался процесс формирования свет-
ской идеологии: получили распространение социальные, просветительские, литературные, философские, эстетические идеи. И одновременно развивался процесс самобытного эстетичного понимания социальных проблем в русском мировоззрении, например, в письме-обращении обывателя, купца-самоучки И.Т. Посошкова к царю Петру-!. По его мнению, экономически более высокий уровень развития материального благосостояния и более совершенные формы общественного бытия обязательно должны быть связаны с экономическим достатком простого трудового народа. Это «великое и многотрудное... дело, чтобы народ весь обогатить, .без насаждения правды и .истребления обидчиков и воров и разбойников, и всяких. явных и потаенных грабителей никоими мерами народу. обогатиться невозможно»; во-вторых, эстетически более совершенным обществом считается то общество, в котором господствует правосудие: «Дворяне при жизни своей и по смерти сродников своих земли делят на малые разные жеребьи... И в том лишь ссора да беда да смертное убийство, и таковое обыкновение весьма нездраво. не право, .и .гнило» [9].
Драматизм общественной жизни проявляется в нищете, невежестве, бесправии, низменных, циничных нравах и экономической отсталости. Всё это сдерживало социальное, правовое, эстетическое развитие России. Источниками драматизма и трагизма в общественных отношениях являются социальные пороки - крепостничество, угнетение, эксплуатация, насилие. Пока эти пороки будут «править бал» всякое буржуазно-демократическое развитие будет находиться в состоянии неустойчивого положения. Расценивается эстетическим, возвышенным, более гуманным и социально более развитым духовно-религиозное, солидарное общество, в котором осуществляется постоянная, всемерная экономическая и правовая забота государства о процветании многомиллионного крестьянского населения. «Надлежит же и о крестьянстве вспомнить, чтобы и их от разорения и от обид охранить. Если бы попы, яко градские, тако и сельские, были разумитель-ны, то никаким образом раскольникам в простом народе множиться было невозможно и никак бы им было не возникнуть» [9].
В истории XVIII века в Европе произошли важные государственные, международные, культурные события с участием России. Общественное развитие России этого времени отмечено интенсивным развитием отношений с Европой: были установлены дипломатические, политические, научные, коммерческие, культурные связи с Австрией, Пруссией, Францией, Англией.
В России в XVIII веке широкое развитие получили наука, философия, литература, образование, техника, повлиявшие на становление светского мировоззрения, гуманитарного знания и общественной культуры. Так со складывавшимися новыми историческими условиями и потребностями в экономической, идеологической, политической жизни общества, в 40-х гг. в русской общественной мысли и культуре начинают вырабатываться
социально-эстетические идеи и представления, в которых определённо наблюдается стремление к отражению динамичных реалий жизни общества. Это время можно назвать периодом начала и распространения просвещения и образования в России: появились сословные школы, малые и главные народные училища, Петербургская Академия наук, Московский университет.
В это время в общественной мысли России ярко отразились социальные противоречия XVIII в., особенно в двух течениях общественно-политической мысли - консервативно-охранительном и прогрессивно-просветительском. Первое направление идеологически обосновывало историческую целесообразность сохранения устоев самодержавно-крепостного строя, его законность, а второе, связанное с именами М.В. Ломоносова и Н.И. Новикова (1744-1818), отличалось своей просветительской, антифеодальной, антикрепостнической, нравственно-эстетической направленностью и сутью.
С конца XVIII в. в общественной жизни России отмечается становление социально-демократической литературы философско-эстетического свойства. Так, с социально-просветительских, нравственно-эстетических позиций рассматривал А.Н. Радищев (1749-1802) содержание и формы существовавших общественно-экономических и правовых отношений России в своих работах: «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (1782), Ода «Вольность» (1783), «Житие Ф.Ф. Ушакова» (1789), «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), «Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792), «Описание моего владения». Социально-политические и философско-эстетические взгляды Радищева оказали огромное влияние на развитие прогрессивных, социальных, просветительских, революционных умонастроений и идей в России. В памяти последующих поколений он остался «первым русским радикалом», родоначальником «освободительного движения», борцом против царизма и крепостничества» [3].
В экономических взглядах Радищева раскрыта идея хозяйственной невыгодности и социального драматизма крепостного труда, реалистично отражённого состоянием унизительного бесправия крестьянства. В оде «Вольность» на примере американских событий - войны за независимость США (1775-1783) мыслителем возвеличивается историческое значение общества свободы и равноправия, просвещения и образования простого народа. В ней предвосхищается историческая неизбежность отмены крепостного, «наипротивнейшего человеческому естеству состояния» и монархического абсолютизма, с последующим установления свободного республиканского строя в России. В образе русского крестьянства олицетворяются эстетические черты народа, создающего материальные блага: простой народ -есть источник государственного богатства и основная, могучая оборонительная сила Отечества.
Анализируя философские воззрения Радищева, понимаем, что эстетическая форма общественного бытия - это солидарная жизнь людей в максимальной гармонии друг с другом в соответствии с доводами раз-
ума, научной истины, духовной культуры, свободного труда и социальной справедливости. И понимаем, что духовным и идейным носителем эстетического в обществе являются интеллектуально-нравственные люди со свободной душой, наполненной состраданием, человеколюбием и способностью к самосовершенствованию и стремлению жить по совести, справедливости, достатку и долгу. Социальным, духовным, эстетическим идеалом русских мыслителей является «бескорыстное служение духу», культуре и формированию устоев просвещённого и справедливого общества: если эстетическая красота есть предметно-явленный идеал, то применительно к государственным и социальным отношениям он выступает в качестве этического идеала гуманной и цивилизованной культуры взаимоотношений и консолидации жизнедеятельности людей. В конце XVIII начале XIX вв. идеи русского просветительского гуманизма ярко представлены в литературных произведениях того времени. Исследователь русской литературы и культуры В.М. Межуев подчёркивает социально-эстетическую направленность русской общественной мысли, ссылаясь на историка русской философии В.В. Зеньковского, относившего к русским просветителям-гуманистам XVIII в. «Новикова, Радищева, русское масонство, а также тех, кого он называет представителями «эстетического гуманизма XIX века», - Карамзина, Жуковского. В центре внимания русского гуманизма... стояли проблемы социальные (утверждение человечности в жизненных отношениях) и моральные (приоритет нравственности)» [5]. Историсофский генезис и разнообразие эстетических направлений в русской философии несёт в себе много положительного и для современного человека. Понимаем, что философская, эстетическая мысль в России взаимно обогащались теологическим рационализмом и аллегоризмом, нестяжательством и иосифлян-ством, социальным консерватизмом и этикой XVIII в., философией человека и многими другими. Во многом социально-философские, эстетические воззрения и устремления мыслителей того времени сводились к усвоению идеалистической философии Запада и применению прогрессивных европейских социальных достижений на «русскую почву». Они часто стремились к механистическому перенесению в общественные отношения России западноевропейские формы социальных отношений и образа жизни. И тем не менее, надо сказать, что в философских взглядах русских мыслителей того времени отразились основы, начала и тенденции эстетического развития народной жизни, хозяйственных, правовых и нравственных отношений в России. В их воззрениях показан творческий характер взаимопомощи и веры русского народа в лучшую жизнь. «Именно в понятии «народ» сконцентрировалось всё, что искала народническая интеллигенция: потребность в нравственном очищении в растворении личного в над-личном, в служении ближнему, с одной стороны, и глубокая вера в торжество социальной справедливости, начал «общинного» социализма - с другой» [7].
Несомненно, философское, эстетическое знание, ставшее убеждением многих, может со временем перейти в реалии общественной жизни в форме красоты культуры взаимоотношений и условий жизни людей. Связь философских и общественных идей русских мыслителей с реалиями жизни отличает их социально-исторические, эстетические взгляды. Роль общественной мысли должна сводиться к тому, чтобы в соответствии с калокагативными принципами преобразовывать социальные условия жизни. «Знание, ставшее убеждением, если оно относится к области практической, непременно выразится в действии и не перестанет тревожить человека, пока не будет удовлетворено. ... высокая эстетическая культура, тонкий художественный вкус, страстное стремление к защите интересов трудящегося человека - «простолюдина», ради освобождения которого и во имя торжества разума, человечности и красоты» [6].
Для общественной мысли России XVIII в. характерны исторические, гносеологические, аксиологические, эстетические основания, являющиеся квинтэссенцией русской социально-философской мысли. Истоки эстетического изучения социальных реалий зиждутся на чувственно-рациональном постижении бытия человека и общества. С эстетических позиций понимаются содержание, формы и суть социально-экономических и политико-правовых отношений: «по содержанию, общественные отношения разделяются на материальные..., политические и духовные (идеологические). ... по субъекту, носителю отношений (коллективы и... личности). .по сфере... общественной жизни, в которой отношения функционируют (материальная жизнь общества, общественно-политическая практика, быт, духовная жизнь). .по характеру (антагонистические и неантагонистические... типы отношений)» [8].
В русской общественной мысли XVIII в. чётко обнаруживается связь религиозного с научным, индивидуального с общинным, духовного с психологическим. Всё вышеперечисленное представляет собой богатое разнообразие истории русской жизни. В истории «русской философии. изучаются. основы личности и народа, объясняющие суть исторического события, происходит поиск интерпретации истории на основании мотивов, интересов народа. Создаются механизмы объяснения поведения личности, нации, этноса, социальной группы, государства. Ориентация на. характеристику народа характерна для всех. направлений и указывает на общее своеобразие русской философии истории» [2].
В русской общественной мысли XVIII в. показана эстетическая суть свободного общества, обусловленная духовной свободой каждого человека, с лояльным и здоровым правосознанием всех сословий. Прекрасное как категория эстетики и нравственный критерий социального бытия проявляется как «один из ликов подлинной жизни, как и добро, как и истина. В основе своей они едины, и этой основой является. жизнь «истинная» или жизнь, «какой она должна быть» [4].
XVIII век в истории русской общественной
мысли отмечен началом формирования сенсорно-рационалистического понимания сути эстетического в общественных отношениях, в котором утверждается, что чувства определённо контролируются рациональным мышлением. Эстетика как философско-теоретическое знание, как социальное мировоззрение и как методология исследования прекрасного, совершенного, возвышенного, гармонического в социальных отношениях и в условиях общественного бытия является такой же объективной реальностью, как и культурологические, психологическое, гуманитарное исследование человека и общества. В ту пору эстетика начинает пониматься как идеологический способ совершенствования жизни общества и поэтому понимается, что каждый человек в обществе начинает играет важную роль в «эстетической деятельности (законы красоты... эстетическая ориентация, вкус, идеал, мера)...; эстетические свойства... действительности (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное)» [1].
История русской романтической и социально-философской мысли конца XVIII - начала XIX веков полна гуманистических устремлений, воззрений, идей. В ней есть вера русского человека в потустороннее красивое начало, не противоречащее нравственным, гуманистическим, эстетическим представлениям и реалиям общественной жизни. Человек воспринимается активным действующим персонажем многих романтических сюжетов, поучений, притч, сказаний, сказок, басен, стихов, поэм и повседневной реальности жизни. В гуманистических представлениях эстетическое человеческое начало чаще всего торжествует. Духовное и земное благополучие человека и общества расценивается как торжество гуманного, эстетического начала жизни.
Выводы. Философское содержание русской эстетической мудрости в истории XVIII в. содержит в себе разнообразие религиозных, светских, научных, социальных идей и норм. Огромное значение придаётся культово-нравственному, эстетическому воспитанию человека. Концептуально основами русской социальной философии признаются морально-нравственные основы личности и общества, смысл жизни человека и общества, внешняя и внутренняя красота человека и социальных отношений. Русская христианско-православная, светская, просветительская, научная философия, надо сказать, имеют и праксеологический характер, они формировались в неразрывном единстве с историческими и общественными условиями жизни в прочной связи с русской общественной, передовой и прогрессивной мыслью.
Содержанием и характерной чертой онтологической, гносеологической и аксиологической проблематики русской антропологической и социальной философии XVIII в. является поиск красоты, совершенства, гармонии, особо характерный для формировавшейся научной философии и новых экономических идей, рассматривавшихся в качестве праксеологическо-го инструментария преобразования социальных, экономических основ жизни. Социально-экономические
и социально-политические идеи и критическая русская литература в этом плане более всего содействовали формированию образа эстетического общества. Личность историка, литератора, мыслителя начинает рассматриваться в русской общественной мысли как образ созидателя эстетического общественного идеала, который своим творчеством служит «отечественному долгу», интересам российского народа. Само служение общественным идеалам расценивается как эстетически полезная деятельность, поскольку только в гуманном,
эстетичном обществе воспитывается и формируется гуманный и прекрасный душой и деяниями человек, приносящий трудовую пользу, искренне сопереживающий и сочувствующий угнетённым, униженным и бесправным. В первую очередь именно гуманные люди всемерно стремятся облегчить условия жизни людей, оградить их от драматических, трагических страданий, окультурить общественное сознание и сформировать эстетически развитое, гармоничное, справедливое общество.
Библиографический список
1. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. М.: «Политиздат», 1988. 495 с.
2. Воробьева С.А. Русская философско-историческая мысль XIX века: 30-50-е гг.: Автореф. дис. на соис. учён. степ. док. филос. наук. Спец. 09.00.03 - Ист. филос. СПб, 2010. 42 с.
3. История русской философии. Редк. М.А. Маслин и др. М.: «Республика», 2001. 633 с.
4. Казин А.Л. Эстетическое и художественное. К вопросу о границах искусства. Вопросы философии № 2. М.: Изд. «Правда», 1987. 177 с.
5. Межуев В.М. Очерки по философии культуры. Идея культуры. М.: «Прогресс-Традиция», 2006. 408 с.
6. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6 т. Т. 3. М.: «Искусство», 1986. 494 с.
7. Пантин Е.Г., Плимак И.К. Драма российских реформ и революций. М.: «Весь мир», 2000. 360 с.
8. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л: ЛГУ, 1980. 188 с.
9. Русская философская мысль XI-XVMI вв. Кн. О скудости и богатстве. Библиотека русской классики. / Сост. М.Н. Громов, М.А. Маслин. Вып. 5-й. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. 5033 с.
10. Юрков С.Е. Эстетика мета-нормативного поведения в русской культуре XI - начала XX вв.: Автореф. дис. на соис. учён. степ. док. филос. наук по спец. 09.00.04 - Эстетика. СПб.: 2004. Интернет-доступ: www.dslib.net
References
1. Borev Y.B. Aesthetics. 4 ed. M.: «Politizdat», 1988. 495 p.
2. Vorobyova S.A. The Russian philosophical-historical thought of the nineteenth century: 30-50-ies. / Abstract Doc. dis. spec. 09.00.03 Hist. philosophy. SPb.: 2010. 42 p.
3. History of Russian philosophy. / Editorial - M.A. Maslin and oth. M.: «Republic», 2001. 633 p.
4. Kazin A.L. Aesthetic and artistic. To the question about the boundaries of art. The problems of philosophy, № 2. M.: «Pravda», 1987. 177 p.
5. Mezhuev V.M. The Idea of culture. Essays on the philosophy of culture. M.: «Progress-Tradition», 2006. 408 p.
6. Ovsyannikov M.F. The History of aesthetic thought. The formation and development of aesthetics as a science. In 6 vol. V. 3. M.: «Art», 1986. 494 p.
7. Pantin E.G., Primak I.K. The drama of the Russian reforms and revolutions. ROS. Acad. Sciences. Inst. Matt. of political science. M.: «All world», 2000. 360 p.
8. Perov V.Y. The Artistic life of society as object of sociology of art. Leningrad: LSU, 1980. 188 p.
9. Russian philosophical thought of XI-XVIII centuries. Book. About poverty and wealth. Library of Russian classics. / Comp. M.N. Gromov, M.A. Maslin. Issue 5. - M.: «DirectMedia Publishing», 2007. 5033 p.
10. Yurkov S.E. Aesthetics meta-normative behaviour in Russian culture of the XI - early XX centuries. / Abstract Doc. dis. spec. 09.00.04 Aesthetics. SPb.: 2004. Internet access: www.dslib.net