Научная статья на тему 'ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осадчая Л.А.

Цель исследования - актуализация естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры в рамках федеральных образовательных стандартов высшего образования. Методика и организация исследования. В работе представлен перечень естественно-научных дисциплин, входящих в образовательные программы ведущих профильных вузов России по направлению подготовки «Физическая культура». Результаты исследования и выводы. На основе опыта, приобретенного в Екатеринбургском институте физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», предлагаются способы повышения качества естественно-научного образования в условиях сокращения количества естественно-научных дисциплин. Автор рассматривает системно-интеграционный аспект, состоящий в сочетании общенаучных концепций системного подхода с отдельными концепциями в рамках физической, химической и биологической картин мира. Изучение научных картин мира с привлечением основных понятий и положений общей теории систем позволяет выявить общие закономерности строения, организации, функционирования и саморазвития всех природных систем и тем самым обеспечить логическую взаимосвязь на базе общего методологического подхода. Особое внимание в работе уделено поиску новых подходов в обучении. В качестве выводов в статье определены способы повышения уровня естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры, сформулированы некоторые рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осадчая Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCY-BUILDING NATURAL SCIENTIFIC TRAINING MODEL FOR BACHELOR OF PHYSICAL EDUCATION

Objective of the study was to analyze progress of the natural scientific training service in the bachelor of physical education training system in the context of the new Federal State Higher Education Standards. Methods and structure. We analyzed the modern bachelor of physical education training service modernization trends versus variations in the bachelor of physical education natural scientific training standards and requirements. The natural scientific training content with the learning materials was designed at the university based on the modern post-non-classical paradigm. Results and conclusion. Modern bachelor of physical education natural scientific training service is known to heavily contribute to the individual worldview formation and personality progress agendas, and this is the key reason why the academic communities give a special priority to every issue of this service. The natural scientific training service model offered by Yekaterinburg Institute of physical culture affiliated with Ural State University of Physical Culture has proven beneficial for the systemic informed critical thinking skills formation mission, conditional on a good integration of the learning materials with a special attention to the humanitarian and natural sciences knowledge harmonization/ synergizing aspects.

Текст научной работы на тему «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

естественно-научная подготовка бакалавров физической культуры на основе компетентностного подхода

УДК/UDC 796.077.5 Поступила в редакцию 24.02.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Осадчая1

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

COMPETENCY-BUILDING NATURAL SCIENTIFIC TRAINING MODEL FOR BACHELOR OF PHYSICAL EDUCATION

PhD, Associate Professor L.A. Osadchaya1

1Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: lydmila_osadchaya@mail.ru

Аннотация

Abstract

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Цель исследования - актуализация естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры в рамках федеральных образовательных стандартов высшего образования.

Методика и организация исследования. В работе представлен перечень естественно-научных дисциплин, входящих в образовательные программы ведущих профильных вузов России по направлению подготовки «Физическая культура».

Результаты исследования и выводы. На основе опыта, приобретенного в Екатеринбургском институте физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», предлагаются способы повышения качества естественно-научного образования в условиях сокращения количества естественно-научных дисциплин. Автор рассматривает системно-интеграционный аспект, состоящий в сочетании общенаучных концепций системного подхода с отдельными концепциями в рамках физической, химической и биологической картин мира. Изучение научных картин мира с привлечением основных понятий и положений общей теории систем позволяет выявить общие закономерности строения, организации, функционирования и саморазвития всех природных систем и тем самым обеспечить логическую взаимосвязь на базе общего методологического подхода. Особое внимание в работе уделено поиску новых подходов в обучении. В качестве выводов в статье определены способы повышения уровня естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры, сформулированы некоторые рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: естественно-научная подготовка, естественно-научное образование, интеграция, мировоззрение, естественно-научная картина мира, компетентностью подход, системный подход и критическое мышление.

Objective of the study was to analyze progress of the natural scientific training service in the bachelor of physical education training system in the context of the new Federal State Higher Education Standards.

Methods and structure. We analyzed the modern bachelor of physical education training service modernization trends versus variations in the bachelor of physical education natural scientific training standards and requirements. The natural scientific training content with the learning materials was designed at the university based on the modern post-non-classical paradigm. Results and conclusion. Modern bachelor of physical education natural scientific training service is known to heavily contribute to the individual worldview formation and personality progress agendas, and this is the key reason why the academic communities give a special priority to every issue of this service. The natural scientific training service model offered by Yekaterinburg Institute of physical culture affiliated with Ural State University of Physical Culture has proven beneficial for the systemic informed critical thinking skills formation mission, conditional on a good integration of the learning materials with a special attention to the humanitarian and natural sciences knowledge harmonization/ synergizing aspects.

Keywords: natural scientific training, natural scientific knowledgebase, integration, world view, natural scientific worldview, competency-building approach, system approach, critical thinking.

Введение. В процессе становления новой системы высшего образования закономерно происходят серьезные изменения в подготовке бакалавров физической культуры. Смена парадигмы образования, переход к компетентностной модели и сопровождающая их смена федеральных государственных стандартов высшего образования обозначили проблему

модернизации образовательных программ. В результате современных преобразований образовательных программ бакалавров физической культуры наблюдается снижение интереса к дисциплинам естественно-научного цикла.

Можно выделить две основные причины, обуславливающие данную тенденцию:

18

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

• падение интереса гуманитариев к естественно-научным дисциплинам, к проблемам, которыми они занимаются [1];

• реализация компетентностного подхода, нацеленного, прежде всего, на профессиональную подготовку бакалавров.

Естественно-научную подготовку мы рассматриваем как синоним термина «компетенция», а именно как процесс и результат формирования у человека системы естественно-научных знаний. В справочной и психолого-педагогической литературе используется понятие «естественно-научное образование», под которым понимается целенаправленный процесс и результат формирования у человека системы естественно-научных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориен-таций и отношений [2, с. 10].

По мнению многих ученых (О. Н. Голубевой, Л. Я. Зориной, В. С. Степина, А. Д. Суханова и др.) естественно-научное образование является личностно и социально значимым, благодаря его огромному мировоззренческому, методологическому, содержательному и познавательному потенциалу [6].

Одной из современных тенденций развития общего образования является формирование естественно-научной грамотности, под которой понимается способность использовать естественно-научные знания и доказательства, оценивать их достоверность, выявлять проблемы, прогнозировать возможные изменения и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека [4].

Таким образом, естественно-научная подготовка составляет фундамент мировоззрения человека, формирует целостную естественно-научную картину мира. Реализация естественно-научных дисциплин затрагивает гуманитарный аспект, расширяет общекультурный кругозор и профессиональную культуру обучающихся. Следует также отметить важную познавательную и развивающую функции естественно-научного образования, широкие возможности для развития мышления и творческих способностей человека.

В процессе изучения естественно-научных дисциплин развивается научный стиль мышления, студенты учатся размышлять, а именно формируются способности к интерпретации, анализу, оформлению заключений, способность давать оценки, эмоциональность, творческое воображение.

В связи с этим, важной задачей высшего образования должно стать повышение уровня естественно-научной подготовки бакалавров.

Цель исследования - актуализация естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры в рамках федеральных образовательных стандартов высшего образования.

Методика и организация исследования. С целью анализа современных тенденций модернизации бакалавров физической культуры проведен анализ требований к результатам естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры (см. таблицу).

Сравнительный анализ результатов естественно-научной подготовки бакалавров в рамках компетентностного подхода

Как видно из таблицы, естественно-научная подготовка бакалавров физической культуры направлена на формирование универсальной компетенции «Системное и критическое мышление», которая является основой формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В ходе работы проанализирована структура и содержание естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры ведущих профильных вузов России по профилю «Спортивная тренировка в избранном виде спорта».

В образовательном стандарте предыдущего поколения в структуре программы бакалавриата был выделен естественно-научный цикл как один из учебных циклов, в который входят обязательные дисциплины: математика, информатика, физика, химия, биология с основами экологии [3].

В проекте примерной образовательной программы «49.03.01 Физическая культура» в обязательной части блока «Дисциплины и модули» предложена одна дисциплина «Информационные технологии в физической культуре и спорте» [5].

Анализ образовательных программ четырех ведущих профильных вузов России показал, что вариативная часть программы бакалавриата представлена ограниченным набором естественно-научных дисциплин: математическая статистика в физической культуре и спорте, статистическая обработка данных, естественно-научные основы физической культуры (физика, химия).

Таким образом, сохранение традиций естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры возможно при реализации новых подходов в современном образовании, а именно непрерывности и системности, его актуальных концепций (фундаментализации, гуманизации, гуманитаризации, индивидуализации и дифференциации) и положений компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного и междисциплинарного подходов к обучению.

ФГОС ВПО по направлению подготовки 034300 «Физическая культура», утвержден Приказом Министерства образования РФ 15.02.2010 г.

№121 [9]

ФГОС 2014, утвержден Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 935 [7]

ФГОС2017, утвержден Приказом Минобрнауки России от 19.09.2017 № 940 [8]

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы процессы (ОК-12);

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК-13); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-14); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке (ОК-16)

формирование мировоззренческой позиции (ОК-1); способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культур с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13)

- способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1)

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

19

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Для совершенствования естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры в Екатеринбургском институте физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» реализуется дисциплина «Естественно-научные основы физической культуры», целью изучения которой является формирование научного мировоззрения, представления о современной картине мира, освоение основных методов познавательной деятельности. Учебная дисциплина представляет собой совокупность концепций современного естествознания, в которых в обобщенной форме описывается и объясняется объективная реальность в целом, а также природные, естественные аспекты возникновения жизни и человека.

В содержательном блоке дисциплины отбор изучаемого материала производится с учетом современной постне-классической парадигмы. Например, при изучении темы «Физическая картина мира в ее развитии» рассматривается развитие представлений о движении. Материал представлен в хронологической последовательности, обращается внимание на исторический характер картины мира, выделяются главные достижения с точки зрения становления новой парадигмы, это позволяет обучающимся понять логику естественно-научного познания.

При освоении дисциплины стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность обучающихся, а именно выполнение разнообразных заданий на использование методов научного познания.

Вывод. Естественно-научная подготовка бакалавров физической культуры имеет большое мировоззренческое значение и оказывает значительное влияние на становление личности выпускника. Именно поэтому вопросам естественно-научного образования бакалавров физической культуры необходимо уделять должное внимание. Дисциплина «Естественно-научные основы физической культуры», реализуемая в Екатеринбургском институте физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», обладает большими возможностями для формирования системного и критического мышления на основе интегративного характера изучаемого материала, а также сближения гуманитарного и естественно-научного знания.

Литература

1. Бусыгин А.Г. Естественно-научное образование в высшей педагогической школе: поиск новых подходов / А.Г. Бусыгин, С.В. Левина, А.А. Александрова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. № 69. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obrazovanie-v-vysshey-pedagogicheskoy-shkole-poisk-novyh-podhodov (дата обращения: 23.02.2021).

2. Васильева Н.А. Становление естественно-научного образования в России в XVIII - первой половине XIX вв. (до реформ 60-х гг.): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Васильева. - Челябинск, 2008. - 24 с.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования - бакалавриат по направлению подготовки 521900 - Физическая культура. Введен Приказом министерства образования от 02.02.2000. [Электронный ресурс] // URL: docviewer.yandex.ru (дата обращения: 15.02.2021).

4. Ковалева Г.С. На пути решения стратегических задач / Г.С. Ковалева // Вестник образования России. - 2019. - № 14. - URL: https: // skiv.instrao.ru (дата обращения: 23.02.2021).

5. Примерная образовательная программа 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс] // URL: http://lesgaft.spb.rU/sites/default/files//u144/upload/bakalavriat_ роор_24.06.2019_0^(дата обращения: 15.02.2021).

6. Старостина С.Е. Естественно-научное образование в высшей школе: состояние, проблемы / С.Е. Старостина // Вестник ЗабГУ. 2010. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ estestvennonauchnoe-obrazovaniev-vysshey-shkole-sostoyanie-problemy (дата обращения: 23.02.2021).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки

49.03.01 Физическая культура. Введен приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 935 [Электронный ресурс] // URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf (дата обращения: 15.02.2021).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 940 [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/99 (дата обращения: 15.02.2021). Примерная образовательная программа 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриат) (дата обращения: 15.02.2021).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования - бакалавриат по направлению подготовки 034300 Физическая культура. Введен приказом Министерства образования РФ от 15.02.2010 г. № 121 [Электронный ресурс] // URL : http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/3/20111115115812.pdf (дата обращения: 15.02.2021).

References

1. Busygin A.G., Levina S.V., Aleksandrova A.A. Estestvennonauch-noe obrazovanie v vysshey pedagogicheskoy shkole: poisk novykh podkhodov [Natural science education in higher pedagogical institution: search for new approaches]. Izvestiya Samarskogo nauch-nogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2019. No. 69. [Electronic resource] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauch-noe-obrazovanie-v-vysshey-pedagogicheskoy-shkole-poisk-novyh-podhodov (date of access: 23.02.2021).

2. Vasilyeva N.A. Stanovlenie estestvennonauchnogo obrazovaniya v Rossii v XVIII - pervoy polovine XIX vv. (do reform 60-h gg.) [Formation of natural science education in Russia in the 18th - first half of the 19th centuries. (before the reforms of the 60s)]. PhD diss. abstract. Chelyabinsk, 2008. 24 p.

3. Gosudarstvenny obrazovatelny standart vysshego professionalnogo obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 521900 -Fizicheskaya kultura [State educational standard of higher professional education - bachelor's degree in 521900 - Physical Education]. Vveden Prikazom ministerstva obrazovaniya ot 02.02.2000. [Electronic resource] Available at: docviewer.yandex.ru (date of access: 15.02.2021).

4. Kovaleva G.S. Na puti resheniya strategicheskikh zadach [Towards solution of strategic tasks]. Vestnik obrazovaniya Rossii. 2019. No. 14. Available at: https: // skiv.instrao.ru (date of access: 23.02.2021).

5. Primernaya obrazovatelnaya programma 49.03.01 Fizicheskaya kultura (uroven bakalavriat) [Sample educational program 49.03.01 Physical education (bachelor's level)]. [Electronic resource] Available at: http://lesgaft.spb.ru/sites/default/files//u144/upload/bakalavri-at_poop_24.06.2019_0.pdf(date of access: 15.02.2021).

6. Starostina S.E. Estestvennonauchnoe obrazovanie v vysshey shkole: sostoyanie, problemy [Natural science education in higher education: state, problems]. Vestnik ZabGU. 2010. No. 10. [Electronic resource] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauch-noe-obrazovaniev-vysshey-shkole-sostoyanie-problemy (date of access: 23.02.2021).

7. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kultura. [Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in 49.03.01 Physical education]. Introduced by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 07.08.2014 N 935. [Electronic resource] Available at: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf (date of access: 15.02.2021).

8. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kultura [Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in 49.03.01 Physical education]. Introduced by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated September 19, 2017 No. 940. [Electronic resource] Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99 (date of access: 15.02.2021). Primernaya obrazovatelnaya programma 49.03.01 Fizicheskaya kultura (uroven bakalavriat) [Sample educational program 49.03.01 Physical education (bachelor's level)] (date of access: 15.02.2021).

9. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart vysshego pro-fessionalnogo obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgo-tovki 034300 Fizicheskaya kultura. Vveden prikazom Ministerstva obrazovaniya RF ot 15.02.2010 g. # 121 [Federal state educational standard of higher professional education - bachelor's degree in the direction of training 034300 Physical culture. Introduced by order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 15.02.2010, No. 121]. [Electronic resource] Available at: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115812.pdf (date of access: 15.02.2021).

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.