УДК 796.01 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10108
К ВОПРОСУ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА - 2030
А.В. Сысоев, С.В. Седоченко, О.Н. Савинкова
Рассмотрены вопросы в рамках проекта Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2030 года. Представлены ее основные задачи и направления, раскрыты темы правовых и финансовых аспектов развития физической культуры и спорта и их инновационных преобразований.
Ключевые слова: проект, Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2030 года, профессиональный стандарт.
TO THE QUESTION OF DISCUSSING
THE DRAFT DEVELOPMENT STRATEGYPHYSICAL CULTURE AND SPORT 2030
Sysoev A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, rector, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh State Institute of Physical Culture, Sedochenko S.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh State Institute of Physical Culture,
Savinkova O.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, vice-rector, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh State Institute of Physical Culture
Issues were considered within the framework of the draft Strategy for the Development of Physical Culture and Sports of the Russian Federation until 2030. Its main tasks and directions are presented, the topics of legal and financial aspects of the development of physical culture and sports and their innovative transformations are revealed.
Сысоев Александр Владимирович, канд. пед. наук, доц., ректор, [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский государственный институт физической культуры,
Седоченко Светлана Владимировна, канд. пед. наук, доц., ведущий научный сотрудник, 02051970 @mail.ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный институт физической культуры,
Савинкова Ольга Николаевна, канд. пед. наук, доц., проректор, [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский государственный институт физической культуры
Стратегия развития физической культуры и спорта - это один из основополагающих документов, определяющих государственную политику в данной сфере, на базе которого разрабатываются документы отраслевого стратегического планирования в субъектах Российской Федерации. В проекте Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2030 года пред-
Key words: project, Strategy for the development of physical culture and sports of the Russian Federation until 2030, professional standard.
ставлены: «цели, задачи, социальные, экономические показатели развития, параметры ресурсного обеспечения, физической культуры и спорта с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 года, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204» [1].
С 11 апреля по 15 мая 2020 года на сайте Министерства спорта РФ для обсуждения был представлен проект Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия
- 2030), вызвавший широкий общественный резонанс. Согласно заявлению пресс-службы Минспорта РФ поступило более 650 обращений от региональных, муниципальных и федеральных органов исполнительной власти, депутатов Госдумы РФ, Общественной палаты РФ, Российской академии наук, ведущих физкультурно-спортивных вузов России, совета директоров олимпийского резерва и иных спортивных объединений, школ, а также поступили коллективные и индивидуальные обращения граждан [2]. Перечень поступивших предложений был опубликован после 15.06.2020 г., причем данный документ составлен с указанием позиции профильного департамента в отношении основных пунктов. Затем, согласно тексту релиза, планировалось разработать базовый вариант проекта Стратегии -2030 и план мероприятий по ее реализации с учетом поступивших предложений. В своем выступлении 05.06.2020 г. на итоговом заседании коллегии Минспорта России министр спорта О.В. Матыцин озвучил два важных аспекта проекта Стратегии - 2030: первый - система управления (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также некоммерческих и бизнес-структур, федераций), второй - совершенствование законодательства с учетом международно-правовых норм [3].
В существующей версии проекта Стратегии - 2030 четко сформулированы задачи, которые решаются основными направлениями развития физической культуры и спорта (ФКиС) с учетом анализа текущего состоя -ния, а также существующих вызовов, возможностей и рисков развития ФКиС в РФ. Как и задачи, основные направления, предполагаемые показа -тели и результаты имеют вектор развития, указанный в «Прогнозе социально-экономического развития РФ до 2024 года» в Приложении 1 -Развитие отраслей экономики и социальной сферы [4, с. 83-84]. Учитывая перспективность и прогнозность документа, он не содержит и не должен содержать предложений и обоснований, но в Стратегии - 2030 обозначены этапы, ожидаемые результаты и показатели ее выполнения, а также механизмы мониторинга и контроля ее реализации. Финансовому механизму Стратегии - 2030 дано краткое описание, которое очевидно требует доработки в отдельном документе или в приложении.
Одним из наболевших вопросов, поднимаемых при обсуждении Стратегии - 2030, явилось отсутствие профессионального стандарта «Тренер-преподаватель». Существующие профессиональные стандарты (01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и 05.003 «Тренер»), по мнению общественности, разделили не только исторически сформированный стандарт подготовки специалистов профессий «Тренер» и «Педагог», но и сами понятия «физическая культура» и «спорт». Действительно, согласно профстандартам 01.004 и 05.003 трудовые функции, действия, цели профессиональной деятельности, виды экономической деятельности
(ОКВЭД) и иные требования кардинально отличаются [5, 6]. Также, к сожалению, вынуждены констатировать, что разработанный с участием ведущих физкультурно-спортивных вузов РФ и ответственной организации-разработчика ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» профессиональный стандарт 05.003 «Тренер» не включает знаний и умений «теории и методики педагогики», «педагогических, психологиче -ских и методических основ развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида», которые представ -лены в профессиональном стандарте 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессио -нального образования» [5, 6]. В учебную программу бакалавриата по направлениям 49.03.01 «Физическая культура» включены дисциплины: «Педагогика и психология», «Психология физической культуры и спорта» и «Спортивная психология», «Педагогика физической культуры». В перечне профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подго -товки 49.03.01 «Физическая культура (бакалавриат)» указаны обе профессиональные квалификации, что не создает препятствий выпускникам физкультурно-спортивных вузов для работы в системе образования педагогом и в системе ФКиС - тренером [7]. Таким образом, учитывая вышесказанное, профессиональный стандарт 05.003 «Тренер» должен предполагать именно учебно-тренировочные трудовые действия и функции, поэтому следует включить вышеописанную педагогическую составляю -щую необходимых знаний, что позволит устранить появившееся разграничение между направлениями подготовки «Тренер» и «Преподаватель».
Следующей важной темой, которую общественность предлагает отразить в Стратегии - 2030, является выстраивание взаимообусловленности федеральных законов о ФКиС и об образовании. Причем данный вопрос уже был поднят в Поручении Президента РФ от 30.04.2019 г., предлагается построение образовательной физкультурно-спортивной вертикали «училище - техникум - вуз». В профессиональном стандарте 05.003 «Тре -нер» требования к квалификационным уровням выстроены именно с уче -том уровня образования (от среднего профессионального до высшего уровней бакалавриата и магистратуры). В Российской Федерации представлены все образовательные ступени, но существует мнение, что физкультурно-спортивные училища и техникумы, финансируемые из федерального бюджета, целесообразнее было бы передать в ведомства региональных властей. Однако это спорный вопрос, и, учитывая существующую ситуацию в регионах, это создаст новые барьеры для реализации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.
Также высказаны предложения о необходимости учета многолет -него опыта Советского Союза в становлении ФКиС, где было полное подчинение государственной политике и финансированию всех направлений и аспектов развития ФКиС. Нельзя не согласиться, что в СССР были положительные и великие примеры олимпийских чемпионов, тренеров, судей, ученых, теоретиков и практиков, осуществлявших свою деятельность в области ФКиС. Но были и глобальные ошибки, к примеру, отсутствие на 0лимпиаде-80 паралимпийских игр. Существующие реалии, которые были совершенно невозможны в СССР - изменившееся социально-экономическое положение, переход к стратегическому планированию, введение новых форм собственности, коммерциализация, кризисы, политические и допинг-скандалы, санкции, развитие сети Интернет, цифровизация всех социально-экономических отраслей и даже эпидемиологическая ситуация, связанная с COVID-19, - диктуют нам новые правила, которые, к сожалению, невозможно игнорировать. В связи с этим опыт Советского Союза в современных условиях комбинированного бюджетного и частного финансирования и смены идеалов применим лишь частично. Прежде всего в качестве теоретических, исторических, педагогических и естественнонаучных основ учебного процесса в области ФКиС, а также в сохранившейся, неадаптированной к современным условиям структуре управления систе -мой ФКиС, которую предлагается реформировать с помощью межведом -ственного и межотраслевого взаимодействия.
Преобразование системы управления с правовой точки зрения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях также является важным аспектом, решаемым в рамках обсуждаемой Стратегии - 2030. Правовое поле некоммерческих и бизнес-структур физкультурно-спортив-ного сектора, права и обязанности федераций, тренеров и спортсменов -все эти нюансы масштабной модернизации законодательной базы требуют, по словам министра спорта, решений и «разработки концепции нового, базового для отрасли федерального закона, который адаптирует накоплен -ный положительный опыт правоприменения, а также создаст условия для внедрения необходимого правового регулирования с учетом международно-правовых норм и актов локального регулирования мирового спорта» [3].
Злободневная тема необходимости повышения финансирования физкультурно-спортивного сектора не только звучит в рамках обсуждения Стратегии - 2030, но и находит отражение в итогах региональных и международных соревнований (при анализе рассогласованности планов и результатов) и в иных ситуациях, список которых огромен. Еще в 2011 году в федеральном бюджете появился раздел «Физическая культура и спорт», и с тех пор идут споры на тему финансирования отрасли, особенно в контексте увеличения дотаций на отдельные подразделы (физическая культура, массовый спорт, спорт высших достижений, прикладные научные иссле-
дования в области ФКиС, другие вопросы в области ФКиС). По словам О.В. Матыцина: «Доля финансирования физической культуры и спорта в 2019 году составила 0,44 % от общей суммы расходов федерального бюджета», что ниже, чем в странах Евросоюза, где эта цифра достигает 2 %. Также, по словам министра, «...бюджет проекта на 2019-2024 годы составляет 154,3 млрд руб., в том числе 138 млрд руб. за счет федерального бюджета.» [3]. Такая сумма финансирования отрасли огромной страны является недостаточной и требует пересмотра.
Следующим важным аспектом обсуждения для включения в Стра -тегию - 2030 стал вопрос о внедрении инновационных и цифровых технологий. Предлагается создание спортивного научного кластера, который будет решать вопросы подготовки квалифицированных кадров спортивной медицины, спортивной науки, спортивных технологий, а также спортивного отбора и научно обоснованной коррекции учебно-тренировочного процесса на всех уровнях спортивной подготовки, занятий физической культурой, фитнесом и подготовки к сдаче норм ГТО. Это действительно важная тема, которая частично затронута в существующей версии Страте -гии - 2030 в пятом разделе, освящающем основные направления развития физической культуры и спорта. В п. 4 этого раздела изложено «научное и научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта», в котором предлагается «. создание центров научно-методического обеспечения на базе образовательных организаций высшего образования, физической культуры и спорта. создание единой цифровой системы спортивной медицины, предусматривающей, в том числе, внедрение до 2024 года электронного медицинского паспорта спортсмена» [1]. Существует целый ряд важных и необходимых предложений по работе в данном направлении, которые, мы надеемся, будут включены в Стратегию - 2030.
Тематика роли регионов в развитии физической культуры и спорта имеет не меньшую актуальность и требует своего отражения в Стратегии -2030. Субъекты Российской Федерации являются основным источником физкультурно-спортивных кадров. В каждом регионе имеется своя уникальная практика по развитию данной отрасли, которая обусловлена как имеющимися проблемами, так и способами их решений, и, конечно же, этот опыт находит свое отражение в предложениях и обсуждениях Страте -гии - 2030. По предложениям реформирования и развития отрасли на федеральном, региональном и муниципальном уровнях сформированы более 80 направлений, которые, возможно, также будут учтены в отредактированной версии Стратегии - 2030.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что Стратегия - 2030 в существующей версии от 08.04.2020 г. требует существенной доработки: прежде всего в разделе финансового механизма реализации, в корректировке профессиональных стандартов, четкой градации и соподчи-ненности ведомств образовательной физкультурно-спортивной вертикали и модернизации законодательной базы. Все поступившие предложения
необходимо рассмотреть и определить степень их жизнеспособности в масштабах всей Российской Федерации и уровень соответствия интересам развития физической культуры и спорта. Следует разделить предложения на категории теоретического и практического характера. Стратегия - 2030 предполагает получение практических результатов, которые невозможно реализовать без рационализации теоретических подходов в современном аспекте развития научных концепций ФКиС.
Список литературы
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года. Проект по состоянию на 08 апреля 2020 г. // Ми -нистерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения: 01.10.2020).
2. Заявление пресс-службы Минспорта России «Завершилось общественное обсуждение проекта стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 года» от 15 мая 2020 г. // Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.minsport. gov.ru/press-centre/news/34940/ (дата обращения: 01.10.2020).
3. Выступление министра спорта на итоговом заседании коллегии Минспорта России // Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/35001/ (дата обращения: 01.10.2020).
4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www. economy.gov.ru/material/file/450ce3f2da1ecf8a6ec8f4e9fd0cbdd3/Prognoz2024 .pdf (дата обращения: 01.10.2020).
5. Профессиональный стандарт 05.003 «Тренер» // Справочник кодов общероссийских классификаторов [Электронный ресурс]. URL: https:// classinform.ru/profstandarty/05.003-trener.html/ (дата обращения: 01.10.2020).
6. Профессиональный стандарт 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (бакалавриат). Утвержденные ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (3++) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/3272 (дата обращения: 08.06.2020).
References
1. Strategiya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii do 2030 goda. Proekt po sostoyaniyu na 08 aprelya 2020 g. [Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030. Project as of April 08, 2020] // Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii [Ministry of Sports of the Russian Federation] [Electronic resource]. URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (date of access: 01.10.2020).
2. Zayavlenie press-sluzhby Minsporta Rossii «Zavershilos' obshchestvennoe obsuzhdenie proekta strategii razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v RF do 2030 goda» ot 15 maya 2020 g. [Statement by the press service of the Ministry of Sports of Russia "Public discussion of the draft strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030" dated May 15, 2020] // Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii [Ministry of Sports of the Russian Federation] [Electronic resource] URL: https: //www.minsport.gov.ru/press-center/news/34940/ (date accessed: 01.10.2020).
3. Vystuplenie ministra sporta na itogovom zasedanii kollegii Minsporta Rossii [Speech by the Minister of Sports at the final meeting of the collegium of the Ministry of Sports of Russia] // Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii [Ministry of Sports of the Russian Federation] [Electronic resource]. URL: https://www.minsport.gov.ru/press-centre/ news/35001/ (date of access: 01.10.2020).
4. Prognoz social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2024] // Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii [Ministry of Economic Development of the Russian Federation] [Electronic resource]. URL: https://www. economy.gov.ru/ material/file/ 450ce3f2da1ecf8a6ec8f4e9fd0cbdd3/ Prognoz2024.pdf (date accessed: 01.10.2020).
5. Professional'nyj standart 05.003 «Trener» [Professional standard 05.003 "Trainer"] // Spravochnik kodov obshcherossijskih klassifikatorov [Directory of codes of all-Russian classifiers] [Electronic resource]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/05.003-trener. html/ (date of access: 01.10.2020).
6. Professional'nyj standart 01.004 «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [Professional standard 01.004 "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education"] // Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya [Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education] [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (date of access: 01.10.2020).
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kul'tura (bakalavriat). Utverzhdennye FGOS VO s uchetom professional'nyh standartov (3++) [Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 49.03.01 Physical culture (bachelor's degree). Approved by the Federal State Educational Standard of Higher Education taking into account professional standards (3 ++)] // Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya [Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education] [Electronic resource]. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/3272 (date accessed: 06.08.2020).