Научная статья на тему 'ЭССЕ КАК МЕТАЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МЕДИКОММУНИКАЦИИ'

ЭССЕ КАК МЕТАЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МЕДИКОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭССЕ / ТЕКСТ / АВТОР / МЕДИКОММУНИКАЦИЯ / ЖАНР / МЕТАЖАНР / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТАЛ / САЙТ ЖУРНАЛА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПИСАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демина Людмила Ивановна

В статье исследуется жанр эссе, выявляются его особенности функционирования в современном медиапространстве. Рассматриваются теоретические подходы и практические решения на примерах электронных ресурсов журналов, литературных порталов и сайте писателя. Выявляется влияние эссеистики на публицистику в СМИ и литературное творчество, на медиакоммуникацию в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSAY AS A META GENRE OF MODERN MEDIA COMMUNICATION

The article examines the genre of the essay, reveals its features of functioning in the modern media space. Theoretical approaches and practical solutions are considered on the examples of electronic resources of magazines, literary portals and the writer's website. The influence of essay studies on journalism in the media and literary creativity, on media communications in general, is revealed.

Текст научной работы на тему «ЭССЕ КАК МЕТАЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МЕДИКОММУНИКАЦИИ»

опубликовала их список для возможного использования потребителями медицинских услуг.

Список литературы:

1. Butova T.G., Danilina E.P., Beloborodov A.A., Vasiliev E.F., Guseinli D.N. Mediatechnologies for studying healthcare services quality in the digital economy // Вестник КГМТУ. - 2021. - № 1. - С. 142-156. DOI: 10.47404/2619-0605_2021_1_142. [Электронный ресурс] URL: https://www.ejkgmtu.ru/

2. Бутова Т.Г., Данилина Е.П., Белобородов А.А., Хамардюк М.Е. Оценка качества медицинских услуг в современных условиях: проблемы и пути решения // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 74-74.

3. В России назвали лучшие приложения для онлайн-консультаций с врачом [Электронный ресурс] URL: https://hi-tech.mail.ru/news/luchshie_prilozhenija_telemediciny/ (дата обращения: 22.11.2020).

4. Информационный портал Flamp [Электронный ресурс] режим доступа: https://krasnoyarsk.flamp.ru/metarubric/kliniki?page=2.

5. Информационный портал 4geo [Электронный ресурс]// режим доступа:http://krasnoyarsk.4geo.ru/catalog/search/больница/responses.

6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.

7. Шахабов И.В., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Особенности развития цифровых технологий в здравоохранении в условиях пандемии COVID-19 // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2020. - № 6. - С. 66-71. [Электронный ресурс] URL: http://science-medicine.ru/ru/article/view?id= 1157.

УДК 10.01.10

ЭССЕ КАК МЕТАЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МЕДИКОММУНИКАЦИИ

Демина Людмила Ивановна,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Кубанский государственный университет (г. Краснодар)

Аннотация. В статье исследуется жанр эссе, выявляются его особенности функционирования в современном медиапространстве. Рассматриваются теоретические подходы и практические решения на примерах электронных ресурсов журналов, литературных порталов и сайте писателя. Выявляется влияние эссеистики на публицистику в СМИ и литературное творчество, на медиакоммуникацию в целом.

Ключевые слова: эссе, текст, автор, медикоммуникация, жанр, метажанр, литературный портал, сайт журнала, официальный сайт писателя.

Annotation. The article examines the genre of the essay, reveals its features of functioning in the modern media space. Theoretical approaches and practical solutions are considered on the examples of electronic resources of magazines, literary portals and the writer's website. The influence of essay studies on journalism in the media and literary creativity, on media communications in general, is revealed.

Keywords: essay, text, author, medical communication, genre, meta-genre, literary portal, magazine website, writer's official website.

Постановка проблемы. Исследование эссе как метажанра в современной медиакоммуникации.

Изложение основного материала. В последнее время жанр эссе и в литературе, и журналистике обрел прежнюю популярность, которая его всегда сопровождала и в европейской культуре (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, Т. Манн, А. Моруа, Ж.П. Сартр и др.) и в русской философии и литературе (А. Радищева, А. Герцена,

Ф. Достоевский В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л Шестов, В. Розанов и мн. другие).

Существует достаточно много определений этого жанра, в формулировках единым является трактовка позиции автора и изложения текста в эссе. В то же время различают эссе философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической направленности. Благодаря своему широкому диапазону функционирования и тематической многоплановости жанр эссе является совершенно уникальным явлением, а точнее выходит за рамки жанрового понимания и может рассматриваться как метажанр.

Понятие «метажанр» широко применяется в современной науке, известны различные теоретические подходы в определения. Обратимся к некоторым из них. Например, Р.С. Спивак рассматривает метажанр с философских позиций. Н.Л. Лейдерман, в свою очередь, считает метажанр главной единицей в структурной иерархии направления, течения, жанровой системы. В тоже время, Е.Я. Бурлина в своих работах определяет способ функционирования метажанра, считая, что он должен реализовываться не через строгий количественно-качественный канон и определенные признаки произведения, а через концептуальную позицию автора, через общие пространственно - временные отношения.

На наш взгляд, эссе как метажанр можно рассматривать не только в связи с разнонаправленностью философского, художественного, публицистического содержания, но пограничными жанровыми признаками, переходящим в другие жанровые формы такие, как очерк, дневник, путевые записки и т.д.

В известном «Эссе об эссе» М. Эпштейн создал панорамную картину исторического формирования и развития эссе, доказывая его мультифункциональность и внежанровость.

Ученый считает, признаком эссе является откровенность автора, которая может быть и в дневнике, и в статье, и в рассказе. Как только эта откровенность переходит условные границы, то превращается в дневник или какаой-то другой жанр. «Стоит увлечься логикой рассуждения, диалектическими переходами, процессом порождения мысли - и перед нами статья или трактат. Стоит впасть в повествовательную манеру, изображение событий, развивающихся по законам сюжета, - и невольно возникает новелла, рассказ, повесть» [2].

Воссоздавая историческую парадигму эссе, М. Эпштейн опирается на «Опыты» Монтеня. «В этой книге, - пишет он, - с наибольшей прозрачностью явлен «генетический код» эссеистического жанра... В принципе эссе может быть посвящено вселенной, истине, красоте, субстанции, силлогизму - все равно эти темы утратят всеобщность, приобретут конкретность самою волею жанра, которая сделает их частностями на фоне того всеобъемлющего «я», которое образует бесконечно раздвигающийся горизонт эссеистического мышления» [2].

Безусловно, что «эссеистическое мышление» ведет к деструктивности размышлений, поскольку подчинено авторскому «я» и не требует подчинения системе и логике. Мысль в эссе порой непредсказуема, поскольку часто возникают размышления, которые могут вывести автора совершенно к неожиданным суждениям на уровень постмодернизма, поскольку текст всегда включает авторские ассоциации, контексты, воспоминания, цитирование и т.д.

В теории эссе М. Эпштейна понятия «я» (автор) и «эссеистическое мышление» являются ключевыми, они подчеркивают уникальность эссе с точки его функциональности, что позволяет говорит о принадлежности этого жанра и философии, и литературе, и журналистике. В ряде работ современных исследователей прослеживается эта точка зрения.

В частности, И.П. Магай в статье «Эссеистика против публицистики: новая тенденция российской прессы?» исследует развитие современных жанров журналистики, которые оказались под влиянием эссеистики. Ученый выявляет причины и последствия этого явления, последовательно выстраивая аргументы, доказывающие, что в настоящее время сложились все условия, возвращающие известность и популярность некогда забытому жанру эссе, и с этим нельзя не согласиться. Действительно, эссе стало и формой творческого задания в школах и вузах, и частью медиакоммуникаций.

Более того, исследователь убежден, что эссеизация журналистики меняет не только жанровой формы журналистики. Эссе, говоря иными словами, «перекраивает» жанровую картину, меняет контент, поэтому утрачивается традиционная публицистичность журналистского текста, отсюда возможна и смена парадигмы функций СМИ. И это действительно так, эссеизация журналистики приводит к тому, например, в политическом анализе общественных проблем во главу угла ставит «я» обозревателя. С одной стороны, это делает проблему понятной широкой аудитории, но утрачивается публицистичность («Сатановский дал прогноз: Китай сотрет с лица земли Австралию // Политическое обозрение. - 2021. - 26 сентября; А. Сощенко «Выборы в ГД - две беды» // Завтра. -2021. - 27 сентября; А. Дугин «Америка отступает, время наступать» //Завтра. - 2021. - 27 сентября и др.)

Подчеркнём еще раз, что характерной особенностью современного журналистского текста является эссеизация, меняющая его функциональную парадигму. Эссе, как и публицистика, направлено на массовую аудиторию, но природа эссе дает широкие возможности автору, который напрямую делится своими размышлениями с читателями и зрителями, что находит быстрый отклик и создает диалогичность.

Эссе обрело поистине популярность в медиакоммуникациии Впечатлениями от увиденного или услышанного может поделиться любой человек в Интернете или социальных сетях.

Например, недавно, 23 сентября 2021 года. (мировая премьера прошла 13 августа 2021 года) состоялся в России премьерный показ художественного фильма «Иван Денисович» (реж. Г. Панфилов) по известному рассказу А.И. Солженицына. В нем представлен замечательный актерский состав И. Чурикова, Л. Ярмольник Ф. Янковский и др.

В фильме внимание режиссера сосредоточено на эпохе и герое, Иване Денисовиче, который пытается выжить в нечеловеческих условиях лагерного быта и сохранить свои душевные и человеческие качества.

Показа фильм вызвал большую дискуссию в СМИ, в ней приняли участие, как профессиональные кинокритики, так и обычные зрители, которые делились своими впечатлениями и размышлениями от увиденного на большом экране. Отзывы и рецензии, опубликованные в СМИ, представлены на сайте «Критиканство» (https://kritikanstvo.ru/movies/ivandenisovich/).

Интересным, на наш взгляд, является не только подбор и объединение разных электронных ресурсов на этой площадке, здесь и «Искусство кино», и «Известия», и «Афиша», и «КиноРепортер», и «Кино-Театр» и мн. др., но и выстроенная в отзывах о фильме форма диалога с режиссером, актерами, с критиками, со зрителями. Обратимся к некоторым примерам для выявления интересующей нас проблемы в текстах СМИ.

Пример 1. В журнале «Искусство кино» (18 августа, 2021 года) размещен отзыв Максима Ершова о международном кинофестивале в Локардо, где были представлены российские фильмы, в том числе «Иван Денисович» Глеба Панфилова и «Медея» Александра Зельдовича». Автор традиционно выстраивает свой материал - сначала он говорит в целом о фестивале, затем делает обзор фильма «Иван Денисович» и, отталкиваясь от литературного источника и проблемы произведения, обращает внимание на то, что оказалось в этом фильме в фокусе внимания режиссера и как сыграли актеры. По такому же принципу выстраивает материал о фильме «Медея».

Важно, отметить что этот тмедиатекст содержит элементы диалогизации и эссеизации. Во-первых, он обращен к читателям, к зрителям, автор рассказывает о фильме и рассуждает о патриотическом кино, вспоминая и жанр житие в древнерусской литературе. Во-вторых, прочтение материала Максима Ершова может служить гиперссылкой к чтению рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Пример 2. Статья Михаила Трофименкова в газете «Коммерсать» называется «Бодался режиссер с текстом. Глеб Панфилов экранизировал Александра Солженицына» (27.09.2021). Заголовок содержит реминисценцию другого произведения писателя, переводящую фокус внимания автора статьи на работу режиссера с текстом. Михаил Трофименков прямо говорит о свободном обращении режиссера с произведением и о «дописывании» лагерной истории Шухова, причем от этого не выиграл ни режиссер, ни фильм, ни зритель.

В этом отзыве на фильм проводятся параллели с книгой Галины Николаевой «Битва в пути», с работами Никиты Михалкова. Автор свободно рассуждает, сравнивает, что придает оригинальность тексту, при этом очевидны элементы эссеизации.

Следует подчеркнуть, что Интернет дает большие возможности получения и обмена информацией, в ходе которой создается своеобразная «переписка», в ней можно выступать и в качестве читателя, и в качестве писателя, и в качестве читателя. В этом процессе на первом месте всегда оказывается рефлексия, т.е. эмоциональные размышления, поиски ответов на вопросы, и, конечно же, диалогизация, направленная на взаимодействие. Это дает возможности нередко объединяться коммуникантам по интересам, таких объединений в интернет-пространстве бесчисленное множество.

Например, литературные электронные ресурсы в Интернете. Они включают в себя и сайты, и порталы, и журналы, и т.д. Выделяют отдельно ресурсы как для читателей, так и для пишущих людей, а также объединяющие тех и других в процессе коммуникации. Следует сказать, что в научном плане электронные литературные ресурсы активно изучаются.

Среди исследований данной научной проблемы выделим работу Л.Р. Ким «Сетевая литература: теоретические аспекты изучения», в которой рассматриваются вопросы теоретического и методологического характера. Автор научно определяет понятия «сетевая литература» и «сетевой литературный процесс», исходя из исторических параметров развития и особенностей литературного материала, представленного на различных электронных площадках таких, как Журнал «Самиздат»: http://samlib.ru/; Литературный портал Проза.ру: http://www.proza.ru/; Литературный портал Стихи.ру: http://www.stihi.ru/; Сайт союза молодых литераторов «ВАВИЛОН»: http://www.vavilon.ru/ и мн. др.

В свою очередь, Е.А. Бурцева в статье «Жанры сетевой литературы» делает попытку выделения и объяснения названий новых жанров сетевой литературы. На наш взгляд, данный научный подход вполне обоснован и может служить для дальнейшего изучения жанров сетевой литературы с точки зрения систематизации типологии и содержания. Структурно-типологический и семантический подход позволил бы не просто создать единую картину развития литературных ресурсов, но и обосновать новые подходы.

А. Караковский в работе «История и практика сетевой литературы» рассматривает в историческом аспекте особенности её формирования и выделяет:

1) сетевые сайты со свободной публикацией;

2) литературные порталы;

3) литературные журналы;

4)литобъединения.

В другой в публикации «Сетевая литература как явление современной культурологии» Э.В. Гмызина изучает сетевую литературу с точки зрения культурологического феномена.

Необходимо сказать, учитывая мнения ученых в проблеме изучения разных аспектов сетевой литературы, что все литературные тексты, размещенные в на разных площадках Интернете, направлены на коммуникацию «быстрого реагирования», отсюда стилистические особенности текстов, включая эссеизацию.

Пример 1. Литературный портал «Изба-Читальня» https://www.chitalnya.ru На этой площадке печатаются современные произведения литературы и искусства в различных жанрах (проза, поэзия, критика, публицистика , живопись, фотография, декламация, видеофильмы и т.д.), публикации предваряются анонсами и сопровождаются обсуждением, отзывами, рецензиями. Систематическое добавление отзывов на произведения создаёт непрерывную коммуникацию.

Опубликованное на портале 23.08.2021 эссе Любови Красивой в рубрике «Общение литературного характера» под названием «Где сыскать поэтический образ?» вызвало мгновенную реакцию читателей и многочисленные отзывы.

Причем, панорама отзывов достаточно широка: от кратких рефлексивных оценочно-эмоциональных суждений со словами «великолепно», «спасибо» «удачи» и т.д. до развернутых рассуждений с попыткой анализа, рекомендациями и т.д. Безусловным здесь является включение автора в коммуникацию со своими читателями, это создает полифоничный диалог, отражающий элементы эссеического мышления. В некоторых

случаях этот диалог приобретает жанровую направленность: ответ Любови Красивой на отзыв Романа Тихонова написан в эпистолярном жанре с многочисленными домыслами, что переводит этот текст постмодернистское русло и подчеркивает специфику коммуникации на этом литературном портале.

Пример 2. Сайт-журнала «Новая Литература» http://newlit.ru отражает новое прочтение и осмысление русской классики и философии, также на нем публикуются произведения современных авторов.

На сайте представлены рубрики - малая художественная проза, переводы, критика, философия, драматургия, публицистика и др. Отдельно выделен форум, но привычного для сети хаотичного обсуждения публикаций мы не найдем - модератор этого раздела информирует о произведениях, которые готовятся к публикации, которые стали лучшими по итогах каждого месяца и т.д. Форум в данном случае можно рассматривать как информационный раздел, а непосредственные отзывы представлены в разделе критика -это рецензии, критические обзоры, статьи.

В жанре критического обзора представлено «Эссе об эссе» Анастасии Бабичевой об эссе «Поздний дождь» Н. Толмачева, В. Орлова «От вазы ума остались лишь осколки», М. Кобец «Четки». Критический обзор автора в целом сведен к эссе, поскольку представляет не что иное, как опыт авторского «я» при прочтении текстов.

Эссеизация современной литературной критики - еще одна тенденция в медиакоммуникации, на которую указывает Г.Н. Немец в своих работах, в том числе и в статье «Стратегия современной литературной критики (на примере статей Ю. Щербининой в журналах «Знамя» и «Звезда»).

На сайте журнала «Новая Литература» жанр эссе представлен публикацией В. Парнева «Малые стычки вокруг Большой битвы» - это размышления о современном представлении в литературе и кинематографе Курской битвы. Это эссе - не ответ на поставленные вопросы, а лишь рассуждение, реализация авторского «я», что подчеркивает традиционную эссеистическую направленность текста.

Официальный сайт писателя в современной медиакоммуникации является важнейшим ресурсом для диалога с читателями и продвижением литературы.

Пример 3. Официальный сайт писателя Захара Прилепина https://www.zaharprilepin.ru подтверждает вышесказанное. В рубрике «новости» перечислены все площадки в календарном графике, на которых выступит писатель. Это очень удобный формат для создания коммуникации с читателями, зрителями, слушателями. Рубрика «отзывы» представлена критическими работами, научными исследованиями, отзывами блогеров.

Отзывы о творчестве Прилепина - это калейдоскоп впечатлений о его произведениях и творчестве известных деятелей литературы и искусства - А. Латыниной, В. Личутина, П. Лунгина, Н. Михалкова, В. Маканина и мн. др.). Каждый отзыв в отдельности можно рассматривать как эссе, поскольку в нем отражены впечатление художника и авторская индивидуальность. Отзыв писателя Александра Проханова - это эссе о современной литературе: «Современная литература . атрофировала свое восприятие подлинного, конкретного, страшного и ужасного. Она почему-то, по загадочным обстоятельствам, испугалась реального, отвергла его. Она пришла в область тонких эссенций, тонких энергий, тонких литературных технологий.» [1].

Следует подчеркнуть, что эссе стало неотъемлемым жанром и в творчестве самого Захара Прилепина, подтверждением служат его книги эссе и публицистики «Я пришел из России», «К нам едет Пересвет», «Не чужая смута. Один день- один год» и др.

Выводы. В последнее время эссе активно функционирует в современном медипространстве и проявляет свои уникальные качественные характеристики в коммуникации, оказывая влияние на традиционную публицистику в СМИ, на литературное творчество, литературную критику, включая рецензии, отзывы, обзоры. В связи с этим, жанр эссе в полной мере можно считать метажанром современный медиакоммуникации.

Список литературы:

1. Официальный сайт писателя Захара Прилепина. [Электронный ресурс]: https://zaharprilepin.ru/ru/otzyvy/

2. Эпштейн М. Эссе об эссе. [Электронный ресурс]: https://www.emory.edu/INTELNET/esse_esse.html

УДК 004:[316.3:008]

АКТУАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ ПО МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ В СПОРТЕ

Дроздова Алена Васильевна,

кандидат наук по социальным коммуникациям Государственное образовательное учреждение высшего образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск);

Дроздов Дмитрий Вячеславович, старший преподаватель Государственное образовательное учреждение высшего образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск)

Аннотация. В статье на основе медиаобразовательного и антропологического подходов в гуманитаристике предложены кейсы по медиобразованию в спорте для студентов - будущих учителей физического воспитания и спорта, тренеров. Актуализирован взгляд на феномен спорта как форму, активно транслирующую идеи культуры, прежде всего - коммуникативной.

Ключевые слова: спорт как медиакоммуникативный феномен, образовательные практики.

Annotation. The cases for media education in sports for future physical education teachers, coaches based on media education and anthropological approaches in the humanities were suggested in the article. The view on the phenomenon of sport as a form actively transmitting the ideas of culture, particularly communicative, has been updated.

Keywords: sport as a media communication phenomenon, educational practices.

До какой степени любой разговор о спорте есть на самом деле разговор о нашей культуре?

Нейл Блейн, Раймонд Бойл

Постановка проблемы. Нет сомнения в том, что спорт занимает важное место в культуре, ведем ли мы речь о деятельности профессиональных спортсменов и тренеров, либо изучаем досуговые практики повседневности современников. Форматы «присутствия» спорта в нашей жизни настолько многообразны, что изучение его представляется не только необходимой, но и перспективной задачей академических исследований.

Развитие дискурсивного пространства профессиональной деятельности современного педагога, спортивного тренера обусловлено вне- и системными факторами. Для его целостного познания и дальнейшего самостоятельного формирования предложено концептуализировать кейсы по медиаобразованию в спорте. Представленную цель исследования можно реализовать, выполнив следующие задачи:

- обобщить результаты научных поисков, посвященных спорту как медиакоммуникативному феномену, сфере профессионального и личностного развития, форме гражданского воспитания;

- обозначить ключевые теоретические положения антропологического и медиаобразовательного подходов в системе профессионального образования;

- выделить концептуальное содержание кейсов по медиаобразованию в спорте.

Изложение основного материала. Вопрос интеграции технологий развития спорта,

культуры и медиа как наиболее динамичных в плане формирования представлений о роли и месте спорта в нашей жизни, понятное дело, открыт для междисциплинарных поисков, дискурс-анализа. Ряд современных исследователей актуализируют обозначенную проблему в работах, посвященных, прежде всего, спортивной журналистике как особому феномену информационной и социокультурной деятельности (Алексеев, Ильченко: 2016; Войтик: 2016); институциональным формам реализации информационной политики в сфере спорта (Третьяков: 2016); онлайн-коммуникациям в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.