1 Подробнее о пятисложнике и этой песне см.: КлюеваН.Н. Использование пятисложника в русской рок-поэзии // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания. В 2 ч. Пермь, 2007. Ч. I. С. 18- 326.
2 Также встречается 1,1% свободного стиха.
3 Здесь и далее цит. по сайту: Фонд Вени Д’ркина. Режим доступа: http://www.drdom.ru.
4 ГаспаровМ.Л. Очерки истории русского стиха. М., 2000. С. 275-276.
5 АндрееваА.Н. Эволюция тонического стиха в поэзии Иосифа Бродского. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2002. C. 68.
© Н.Н. Симановская, 2010
Е.Е. ЧЕБЫКИНА
Екатеринбург
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ И АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА НЕПОМНЯЩЕГО
«...в природе не существует расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей» Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Эсхатология (от греч. Eschatos - последний, конечный и logos - слово, учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Следует различать индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию, т. е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует1.
Апокалипсис (греч. Apokalypsis - откровение) - откровение апостола Иоанна Богослова, одна из книг Нового завета2. В Апокалипсисе (Откровении) метафорически описываются времена перед концом света.
И эсхатологические, и апокалиптические настроения, возникающие в произведениях искусства любых эпох, отражают различные политические и социально-экономические перемены и потрясения и связаны с поисками объяснений происходящего, как правило, в Библии, в творениях отцов церкви. Но если внешняя, историческая канва - скорее, повод, то определенный уровень религиозности, нравственности и духовности народа или отдельного человека - поэта, писателя, художника - причина появления и проявления в творчестве апокалиптических мотивов.
Объективные, внешние, причины появления подобных мотивов в рок-поэзии лежат на поверхности - политическая и экономическая нестабильность, ожидание перемен. Усталость от господствующей идеологии и исчерпавших себя традиционных художественных приемов соцреализма также способствовала формированию нигилистического мироощущения
рок-поэтов и музыкантов. Дух отрицания, разрушения, состояние ломки, восприятие «на грани», в той или иной мере свойственные авангарду вообще и рок-культуре в частности, в какой-то мере несут апокалиптический оттенок. И авангард, и рок-поэзия - в определённой степени, творчество молодых. Молодому возрасту свойственны экзистенциальные, переходящие в апокалиптические, особенности мировосприятия и интерпретации всего происходящего с ними. В возрастной психологии это объясняется формированием эго-концепции, то есть представления о самом себе. Одновременно с оформлением эго-концепции в сознании молодого человека рождается осознание: «я есть, но меня может и не быть». В психологии и психиатрии это состояние названо метафизической интоксикацией. Отсюда - тяга молодых людей к темам смерти, ее атрибутам, к декадентским произведениям искусства.
В ранних стихах рок-поэта и музыканта Александра Непомнящего также есть анархия, протест ради протеста, экзистенциальноапокалиптические мотивы, вызванные рядом причин, среди которых особенности периода «метафизической интоксикации», авангардистский «посыл» рока, который так или иначе оказывал влияние на его адептов, настроения, обусловленные внешней социальной канвой. Однако этот период в творчестве Непомнящего прошёл быстро. Апокалиптические и эсхатологические мотивы в его более взрослом творчестве усилились, но они имеют уже совершенно другую природу и связаны с глубинными поисками истины и Бога зрелой, сформировавшейся, образованной личностью. Стоит добавить, что, помимо филологического, Непомнящий получил второе высшее - богословское образование. В своих произведениях он пытается осмыслить происходящее и должное произойти с точки зрения глубоко верующего христианина, а также пытается предупредить человечество о грядущем апокалипсисе, который люди своими действиями сами себе готовят.
Тексты Александра Непомнящего очень многозначны и многослойны, имеют немало сложных метафор, аллюзий, реминисценций, цитаций западной и отечественной рок- и музыкальной культуры, произведений русской классической и мировой литературы. Поэт в своих текстах демонстрирует прекрасное знание Нового Завета и святоотеческого наследия.
Понимание им времени перед концом света лежит в проекции христианского апокалиптического мировосприятия. Перед концом света воцарится антихрист, и почти всё будет под его тотальным контролем. Его приход и власть будут обусловлены рядом причин, среди которых массовое отступление людей от Веры, забвение Бога или предельный формализм и профанация всех форм религий, падение нравственности, рост потребительских ценностей и погоня за наслаждениями, рост технических возможностей, обеспечивающих контроль над частной жизнью со стороны определённых власть держащих структур, и прочее. Эти штрихи к портрету времени обнаруживаются в творчестве Непомнящего. Он ставит диа-
гноз наступающим временам и указывает на знаки скорого прихода и воцарения антихриста, с которыми и связываются апокалиптические настроения.
В песне «Новые похождения Буратино»3 Александр Непомнящий как будто бы просто перечисляет характерные признаки времени, поёт о том, что видит вокруг, но в итоге это безобидное с виду бытописательство складывается в устрашающую мозаику - фотографию современной эпохи. Эпохи подмены и профанации святых понятий:
«Будет свет» - сказал электрик, рыжий, рыжий, конопатый.
Приключения на жопу ищут всей шестой палатой.
В кабачке «Седьмое небо» пахнет тлеющей проводкой.
От Содома до Гоморры Омса - лучшие колготки.
Эпохи фальши и тотального обмана:
Пляшет Общество Спектакля, о любви поют «нанайцы», а на лестничной площадке патриот с космополитом дрались, перебили стекла - оба на актерской ставке, оба «иудомасоны» - завтра вновь совместный бизнес.
Эпохи обесценивания ценностей:
Конспиролог перепутал евразийца с атлантистом, сплюнул и прочистил дуло - ах же, суки, как похожи -с точки зренья диалектик - три девятки, три шестерки, если любишь сладко кушать, в общем-то, одно и то же...
Мозаика-фотография тем страшнее, что перечислены черты не какого-то фантастического времени и места, а той эпохи, которая здесь и сейчас.
В песне «Всем, кто любит Вавилон» через длинный ряд узнаваемых марок товаров и рекламных брендов делается диагностика нашего мира. Уже одинакового, без различий - Россия это, Европа или Америка. Отсюда шаг-другой и до «Всемирного государства», о котором поётся в одноимённой песне. А существование во «всемирном государстве» предполагает низведение личной свободы до минимума, обезличивание, превращение в такого как все, в одного из множества-стада, как это показано в песне «19.40»:
Они в детстве мечтали стать людьми.
Их в детстве учили, мол, рабы не мы,
Но, оказалось, что свободней в стадах скотов,
В свинофермах расписных рыночных ларьков Были люди - стали свиньи, - свиньи ловят приход С песнею по жизни в новый поворот,
А тем, кто не смог, не захотел стать свиньей Помогут всей семьей, ткнут в рыло всей братвой -
Поэт намекает и на тех, кто способен управлять стадом. В песне «Контркультурный блюз» автор говорит о возможной причастности масонов к стремлению к мировому господству:
Брат взял фартук и циркуль, черной ночью мелькнуло крыло;
С мышью возле дисплея перешел на уровень 5.
Г осподин Архитектор, добрый князь мира сего,
Master of puppets мира сего -И бегут фигурки. Кроме тех, кто не хочет бежать По дороге на полку в кукольный магазин.
В ряду эсхатологических и апокалиптических мотивов немалое место занимают темы смерти и войны. Песня «Бесплатно» вспоминает судьбу многих молодых солдат времён первой чеченской кампании:
Не жди сыночка, мать, он убит на войне,
Чтобы чей-то золотой недотёлок нагуливал вес.
Другой вариант «мирного» умирания в «мирное» время изображён в «Истории одного города»:
И никто не сажал, не расстреливал,
Мёрли сами, как-то так, потихонечку,
Через месяц замечали нечаянно,
Что у соседа дверь всегда заперта...
Этот вариант тихого умирания отражает реальную катастрофу нации: сотни тысяч россиян вымирают ежегодно.
И красной нитью, даже сквозь мирные, с виду, времена, проходит предчувствие войны:
Знамения времени говорят Что на пороге великая война,
Все предыдущие - лишь репетиции...
«Танцуй, пока молодой»
Отношение поэта к войне - не пацифистское, без смиренного принятия, но с готовностью биться за идею, за право оставаться самим собой в своей стране. Мотивы борьбы прослеживаются в песнях «Убей янки!», «Веселая славянофильская», «Партизанская» и др.
В песне «По своей земле» кроме призыва к бою обнаруживается и упоминание конкретного врага, Зверя из Апокалипсиса:
На последней баррикаде армии любви,
Когда Зверь поведет стальные корпуса,
Сожги на костре заповедь «не убий»
И взорви весь мир, пускай горит дотла.
Он же упоминается в песне «Автостопная»:
Пикничок продолжался, открывались двери Лишь магнитной карточкой с именем Зверя.
Слава Богу, есть те, кто не сел на измену,
И они сумеют пройти сквозь стену.
Протест поздних произведений Непомнящего - это уже не агрессия, как в ранних песнях, против милиционеров («Автостопная №3», «По своей земле»), жлобов («По своей земле»), журналистов («В защиту свободы слова»), обывательниц («Лимоновский блюз»). Это уже вызов главному врагу человечества.
В песне «О разжигании» образ главного врага определён через череду его возможных обликов и масок, а его имя прямо названо в последней строке песни:
Идет товарищ НАТО, товарищ ООН, товарищ ЦРУ, товарищ МВФ,
Идет товарищ гуманизм, товарищ прогресс,
Идет товарищ Гитлер, товарищ холокост.
Идет товарищ НТВ как инь, товарищ ОРТ как ян.
Идет товарищ Государство, товарищ Антихрист...
Времена перед концом света в массовом сознании ассоциируются, в том числе благодаря продуктам современной киноиндустрии, с небывалыми стихийными бедствиями, космическими катаклизмами, глобальными войнами, эпидемиями, невиданными техногенными катастрофами, губительными изменениями климата. Однако, и об этом говорится в Новом Завете, эти внешние проявления - не конец света, а лишь начало конца: «восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры, землетрясения по местам; всё же это начало болезней» (Матф. 24: 6-8).
Александр Непомнящий указывает на конец света одной строчкой из песни «Матрица»:
Нажмет Бог DELETE поутру.
Возможно, и не будет «киношных» ужасов, а настанет просто конец, удаление (delete).
Об очевидности наступления последних времён указано в строках Непомнящего:
Теперь проще прочесть, увидеть, постичь Сквозь туманы прелюдий, сквозь истории сон Первый отблеск багровый последних времён.
Эсхатологическое осмысление индивидуальной судьбы человека обнаруживается в песне «Конец». Автор размышляет о разной судьбе «биороботов» - массы, и тех, кто ищет Свет:
Ходят биороботы по планете,
Ищут биороботы счастья на свете,
Им для счастья нужно совсем немного,
Для идущих на х... открыта дорога.
А для идущих к Солнцу - кресты на каретах,
В смирительные рубашки до вечного лета,
Случайные смерти за выход за рамки...
Среди размышлений Непомнящего о судьбе человеческой - думы о современном ему молодом поколении, которое, по мнению автора, бездумно тратит энергию и молодость совсем не на то, чем следует заниматься. Отсюда саркастическое отношение к современным молодежным модам и течениям в песнях «Тусовка», «Джа нас не оставит». И вряд ли стоит в предстоящем противостоянии света и тьмы, добра и зла надеяться на таких представителей молодежи, какими они изображены в этих песнях, - одурманенные наркотиками, лишённые целей и ценностей. Не щадит автор и своих коллег по цеху, рок-музыкантов, точнее - тех, кто ради выгоды примерил маску «рок-звезды». В композиции «Конец русского рок-н-ролла» рок уподобляется помойке. Имеется в виду тот «рок», который изволил себя назвать этим ставшим модным словом, а на деле являющийся коммерческим проектом, «раскрученным на обе столицы».
Ярким примером апокалиптических настроений в творчестве Непомнящего является песня «Ад», в которой, помимо целого перечня цитат и аллюзий, обнаруживаются прямые отсылки на «Откровение св. Иоанна». А заключительные строки песни констатируют наличие ада - не абстрактного, а конкретного до максимального сужения, сужения до мира одного человека, который сам для себя и есть ад:
Какая смерть ещё нам, ад Все здесь, мы сами себе Ад!
Апокалиптические и эсхатологические мотивы в творчестве русского рок-поэта Александра Непомнящего обусловлены его непрестанными поисками Истины и Бога, связаны с его чёткой гражданской и человеческой позицией и мотивированы желанием донести до реципиента важные знания - о том, что сказано было 2000 лет назад в «Откровении», но до сих пор не услышано.
Его поэзия, насыщенная смыслами, ценная особого рода духовностью и отличающаяся глубоким осмыслением настоящей и грядущей действительности через призму христианского мировосприятия, особенно актуальна сегодня и занимает важное место в ряду серьезной нравственной
русской поэзии. Творчество Александра Непомнящего ещё ждёт своего исследователя.
1 Аверинцев С.С. Эсхатология. [Электронный ресурс]: Статья в электронной энциклопедии // Яндекс. Словари / Большая Советская Энциклопедия. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00093/98600.htm.
2 БартошевичМ. Апокалипсис. [Электронный ресурс]: Статья в электронной энциклопедии // Яндекс. Словари / Большая Советская Энциклопедия. - Свободный доступ из сети Интернет. - http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00003/82700.htm.
3 Все тексты цитируются по: Александр Непомнящий: официальный сайт. Режим доступа: http://www.nepomn.ru.
© Е.Н. Чебыкина, 2010
А.П. СИДОРОВА
Тверь
«ТЁМНЫЕ СТОРОНЫ ЛЮБВИ» И «НОВЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ А.И. СВИДРИГАЙЛОВА»: ДВА АЛЬБОМА А. НЕПОМНЯЩЕГО КАК ЕДИНСТВО
Песня «Одиночество» встречается в двух альбомах А. Непомнящего -«Новые похождения А.И. Свидригайлова» и «Темные стороны любви». Включение одной и той же композиции в разные контексты для рок-поэзии явление не редкое и является одним из проявлений ее вариативной природы1. При восприятии и анализе в этом случае будет иметь значение как влияние двух контекстов на интерпретацию одного текста, так и влияние текста на процессы смыслопорождения в содержащих его контекстах, так как «не только контекст преображает слово, но и слово влияет на формирование контекста»2. Такое смысловое взаимодействие позволяет рассматривать два альбома, содержащих одну и ту же песню, в качестве некоего «надальбомного» единства, своего рода диптиха. Такая особенность рок-текстов - стремление к выходу за пределы «альбомной формы» - рассматривалась в некоторых исследованиях3. В данном же случае явление представляет интерес также и в силу того, что не закреплено в сильной позиции - в заглавиях альбомов, но при этом обнаруживается в прочих позициях текста.
Припев песни «Одиночество» («Одиночество - когда ты рядом. / Одиночество - когда ты рядом. / Одиночество - когда ты рядом. / А любовь - когда тебя нет» 4) может быть воспринят и как обращение ко второму лицу, собеседнику лирического субъекта, и как обобщенно-личное предложение. В последнем случае под «ты» будет подразумеваться любой адресат, в том числе и сам говорящий.
Текст песни допускает оба варианта восприятия. Один из возможных («с тобой плохо, хорошо без тебя», так как слова «одиночество» и «любовь» имеют в языке соответствующие коннотации) будет поддерживаться следующими моментами текста: «В твоей теплой постели не страшно