Научная статья на тему '«От чудовищной свободы до спасительной любви»: эволюция христианского текста в творчестве А. Е. Непомнящего'

«От чудовищной свободы до спасительной любви»: эволюция христианского текста в творчестве А. Е. Непомнящего Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
493
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ROCK-POETRY / A. E. NEPOMNYASHCHY / CHRISTIAN TEXT / MOTIF OF GOD-ABANDONMENT / ESCHATOLOGICAL MOTIFS / APOCALYPTIC MOTIFS / РОК-ПОЭЗИЯ / А. Е. НЕПОМНЯЩИЙ / ХРИСТИАНСКИЙ ТЕКСТ / МОТИВ БОГООСТАВЛЕННИЧЕСТВА / ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афанасьев Антон Сергеевич

Данная статья посвящена христианскому тексту, который выстраивал в своем творчестве рок-бард А. Е. Непомнящий (1964-2007). Отношение к Богу и Церкви у Александра Непомнящего на протяжении всей его жизни не оставалось константным, поэтому целью работы стало исследование трансформации религиозной проблематики в творчестве рок-поэта. Результаты оказались следующими. В ранней лирике поэта основным мотивом христианского текста становится мотив богооставленничества: согласно концепции поэта, Богу не интересны земные дела человека, да и сам человек не заслужил Божьей любви из-за своей греховности. При разработке этого мотива А. Е. Непомнящий идет двумя путями. С одной стороны, происходит опосредованное включение данного мотива, когда читатель / слушатель через интертекстуальные связи обнаруживает его, а с другой стороны, мотив богооставленничества может заявляться декларативно. В позднем творчестве, квинтэссенцией которого становится альбом «Хлеб земной», взгляд на отношения Бога и человека у поэта видоизменяется. Хлеб, солнце и Богородица становятся символами любви Бога к людям, благодаря чему каждый может спастись и начать жить по-новому, и если человек обретет веру в Бога, то ему будет уготована вечная жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“FROM MORAL FREEDOM TO SAVING LOVE”: THE EVOLUTION OF THE CHRISTIAN TEXT IN A.E. Nepomnyashchy’s OUEVRE

This article is devoted to the Christian text, built in the work of the rock bard A. E. Nepomnyashchy (1964-2007). Alexander Nepomnyashchy’s attitude towards God and Church changed throughout his life, so the purpose of this article is to study the transformation of religious issues in the rock poet's work. The results are as follows. In the poet's early poetry, the main motif of the Christian text is the motif of God-abandonment: according to the poet's concept, God is not interested in Man’s earthly affairs and Man himself does not deserve God's love because of his being sinful. When elaborating this motif, A. E. Nepomnyashchy goes two ways. On the one hand, there is an indirect inclusion of this motif, when the reader/listener discovers it through intertextual links, on the other hand, the motif of God-abandonment is declared quite openly. The poet changes his view of the relationship of God and Man in his later works, the quintessence of which is his album “The Bread of the Earth”. Man is able to save himself and to find a new life precisely because of the love of God for him. For A. E. Nepomnyashchy, these symbols of God’s love are bread, the sun and the Virgin. Man, in turn, must gain faith in God, and then eternal life will be prepared for him.

Текст научной работы на тему ««От чудовищной свободы до спасительной любви»: эволюция христианского текста в творчестве А. Е. Непомнящего»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №2(48)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 882.09-1

«ОТ ЧУДОВИЩНОЙ СВОБОДЫ ДО СПАСИТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ»: ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО ТЕКСТА В ТВОРЧЕСТВЕ

А. Е. НЕПОМНЯЩЕГО

© Антон Афанасьев

"FROM MORAL FREEDOM TO SAVING LOVE": THE EVOLUTION OF THE CHRISTIAN TEXT IN A.E. NEPOMNYASHCHY'S OUEVRE

Anton Afanasev

This article is devoted to the Christian text, built in the work of the rock bard A. E. Nepomnyashchy (1964-2007). Alexander Nepomnyashchy's attitude towards God and Church changed throughout his life, so the purpose of this article is to study the transformation of religious issues in the rock poet's work. The results are as follows. In the poet's early poetry, the main motif of the Christian text is the motif of God-abandonment: according to the poet's concept, God is not interested in Man's earthly affairs and Man himself does not deserve God's love because of his being sinful. When elaborating this motif, A. E. Nepomnyashchy goes two ways. On the one hand, there is an indirect inclusion of this motif, when the reader/listener discovers it through intertextual links, on the other hand, the motif of God-abandonment is declared quite openly. The poet changes his view of the relationship of God and Man in his later works, the quintessence of which is his album "The Bread of the Earth". Man is able to save himself and to find a new life precisely because of the love of God for him. For A. E. Nepomnyashchy, these symbols of God's love are bread, the sun and the Virgin. Man, in turn, must gain faith in God, and then eternal life will be prepared for him.

Keywords: rock-poetry, A. E. Nepomnyashchy, Christian text, motif of God-abandonment, eschatological motifs, apocalyptic motifs.

Данная статья посвящена христианскому тексту, который выстраивал в своем творчестве рок-бард А. Е. Непомнящий (1964-2007). Отношение к Богу и Церкви у Александра Непомнящего на протяжении всей его жизни не оставалось константным, поэтому целью работы стало исследование трансформации религиозной проблематики в творчестве рок-поэта. Результаты оказались следующими. В ранней лирике поэта основным мотивом христианского текста становится мотив бо-гооставленничества: согласно концепции поэта, Богу не интересны земные дела человека, да и сам человек не заслужил Божьей любви из-за своей греховности. При разработке этого мотива А. Е. Непомнящий идет двумя путями. С одной стороны, происходит опосредованное включение данного мотива, когда читатель / слушатель через интертекстуальные связи обнаруживает его, а с другой стороны, мотив богооставленничества может заявляться декларативно. В позднем творчестве, квинтэссенцией которого становится альбом «Хлеб земной», взгляд на отношения Бога и человека у поэта видоизменяется. Хлеб, солнце и Богородица становятся символами любви Бога к людям, благодаря чему каждый может спастись и начать жить по-новому, и если человек обретет веру в Бога, то ему будет уготована вечная жизнь.

Ключевые слова: рок-поэзия, А. Е. Непомнящий, христианский текст, мотив богооставленниче-ства, эсхатологические мотивы, апокалиптические мотивы.

Несмотря на существующие сложные взаимоотношения Церкви и рок-музыки, можно с уверенностью говорить о том, что представители русской рок-поэзии в своем творчестве активно обращаются к христианским сюжетам, мотивам, образам. Это касается и классиков отечественно-

го рока (Ю. Шевчук, К. Кинчев, И. Кормильцев), и представителей его новой волны. Среди последних важное место занимает Александр Евгеньевич Непомнящий (1964-2007). Исследователь В. Гавриков обозначил его творчество как построковое [Гавриков]. Начиная с середины

1990-х годов, А. Е. Непомнящий являлся одной из знаковых фигур в отечественной контркультуре. Однако если говорить о центральных проблемах его творчества, то, несомненно, нельзя упомянуть о проблеме взаимоотношения человека с Богом. Отношение к Богу у Александра Непомнящего на протяжении всей его жизни не оставалось константным, поэтому целью данной статьи стало исследование трансформации христианского текста в творчестве рок-поэта.

Раннее творчество А. Е. Непомнящего отличалось достаточно жестким нонконформизмом. Несмотря на доминирующую на этом этапе социальную проблематику, религиозный текст в нем также присутствует. Центральным мотивом, реализующим христианские взгляды рок-поэта, является мотив богооставленничества.

При разработке этого мотива А. Е. Непомнящий идет двумя путями. С одной стороны, происходит опосредованное включение данного мотива, когда читатель / слушатель через интертекстуальные связи обнаруживает его, а с другой стороны, мотив богооставленничества может встречаться достаточно открыто. Последовательно рассмотрим оба эти случая.

Примером опосредованной актуализации мотива богооставленничества становится рок-композиция «Свидригайловская банька» из альбома «Новые похождения Свидригайлова: 19681994» (1994).

Во многих своих статьях и интервью А. Е. Непомнящий упоминает имя Ф. М. Достоевского, чтит его эпоху, поднимает вопросы, когда-то уже затронутые писателем. В «Свидри-гайловской баньке» четко прослеживается творческая связь рок-барда с Ф. М. Достоевским.

В литературоведении не раз отмечалось, что Свидригайлов Ф. М. Достоевского - alter ego самого писателя. То же самое можно сказать и относительно Свидригайлова и А. Е. Непомнящего. Оба они - грешники, которые стоят на пути раскаяния, сожаления о том, что упустили в своей жизни:

И полпяди не хватило нам до мудрости,

И полвдоха не хватило до радости,

И полчуда не хватило нам до вечности [Непомнящий, 2013, с. 41].

Безусловно, нельзя пройти мимо центрального образа композиции, вынесенного в заглавие -бани. Символ бани, если рассматривать его с точки зрения самого Свидригайлова, является символом вечности. Мистиком героя делает опыт общения с привидениями, в частности три посещения его покойной жены Марфы Петров-

ны. Такого рода мистический опыт рисует картину вечности в сознании Свидригайлова:

<...> будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится [Достоевский, с. 179].

Образ вечности в виде закоптелой баньки с пауками - свидетельство неверия Свидригайлова в будущее. Получается так, что свидригайлов-ская вечность - небытие, знаком которого являются пауки. К слову, нужно сказать, что существует много отрицательных поверий в русском народе, связанных с баней, в том числе и то, что в бане ночью водятся черти. Если взять образ пауков в темной бане за скрытый образ чертей, то можно сделать вывод о том, что потусторонний мир уже давно ожидает Свидригайлова и зовет его за собой. Банька в данном случае является символом потустороннего мира.

А. Е. Непомнящий подчеркивает символику вечности строчкой Свидригайловская банька от земли до звезд [Непомнящий, 2013, с. 41], что доказывает бескрайность вечности. Образ чертей в данном произведении символизирует пьянство, пьяное сознание, что по христианским законам является грехом. Таким образом, А. Е. Непомнящий показывает нам, как Бог оставляет грешного человека в потустороннем мире с пауками по углам, да с чертями по дверям... [Там же].

Тематически и образно-символически к «Свидригайловской баньке» прилегает стихотворение «Мы будем жить долго». Следует начать сравнение с образа вечности. В стихотворении «Мы будем жить долго» вечность - это долгая земная жизнь. Лирический герой стремится уйти из жизни, . оттуда, где не простят, но Бог не забирает его, из-за чего лирический герой делает вывод, что Бог его не любит, он им оставлен:

И те, кого Бог любит, умирали молодыми,

Ну а мы тусовались совсем с другими.

Мы будем жить долго [Там же, с. 44].

Как в «Свидригайловской баньке», так и в стихотворении «Мы будем жить долго» автор показывает нам грешность человека через символику пьянства:

<.> а я сегодня пил

И вчера тоже пил, а зачем - забыл [Там же].

Образ Бога в данном стихотворении упоминается в негативном контексте. Общепринято, что в христианстве Бог един, у А. Е. Непомнящего их два или несколько (говорил бог богу). Они

так же грешны, как и люди, что показано через символику застолья. Здесь богам не знакомы такие понятия, как кровь и боль. Таким образом, в данном стихотворении Бог приравнивается к человеку, теряя свою сакральность.

Вторым способом включения мотива богоос-тавленничества является его открытая декларация. Наиболее репрезентативными в этом отношении становятся стихотворения «Виноват» и «Ветхозаветная». В стихотворении «Виноват» лирический герой просит прощения за не зависящие от него природные явления, которые являются своего рода божественными:

Прости, я, как всегда, виноват

В том, что на город падает снег.

Метет, и троллейбусы спят [Там же, с. 15].

Лирический герой от безысходности берет на себя ответственность Бога, поэтому он наделяется даром предвидения: он знает наперед, что смерть близка:

Прости, я, как всегда, виноват

В том, что и нам не дождаться утра [Там же].

Немаловажную роль играет здесь символика дома. Образ дома в русской культуре является символом не только телесного, но и духовного пристанища, который всегда ассоциируется со «своим», только себе принадлежащим пространством, как-то отгороженным, отграниченным от внешнего мира [Степанов, с. 694]. В строчках А. Е. Непомнящего Ты устала искать свой маленький дом - / Господь Бог, очевидно, его строить не стал [Непомнящий, 2013, с. 15] показана потеря веры в обретение своего «уголка», телесного и духовного пристанища. Лирический герой не может найти свое место в этой жизни, в чем винит Бога.

Горящие окна в стихотворении, подобно горящей свече, символизируют в данном случае молитву верующего человека. Поэт опять указывает на невозможность и даже бесполезность отмаливания грехов, так как Бог их все равно не слышит:

Прости, я, как всегда виноват

В том, что давно уже не слышу тебя.

Не завидуй, мол, окна горят,

И там ждали чуда, но пришла лишь зима [Там

же].

В данном случае через символику зимы автор хочет показать бесполезность молитвы, после которой наступает лишь внутренняя пустота человечества, оставленного Богом.

В стихотворении «Ветхозаветная» образ Бога представляется слушателю настоящим тираном, которому безразлична судьба человека. Такое высокое чувство, как любовь, представлено автором как издевательство Бога над человеком:

«Да любите друг друга», - сказал нам господь,

«Любите друг друга» - прикололся господь.

И создал любовь, как надежный концлагерь,

Чтоб мы вели себя тихо и не мешали1.

В данном стихотворении, в отличие от других, нами рассмотренных, символика вина и пьянства не несет в себе отрицательную семантику греха. Общеизвестно, что в христианстве красное вино символизирует кровь Иисуса Христа, и, соответственно, процесс его испития обозначает духовное очищение человека. Это и должно произойти на будущих похоронах лирического героя:

И на моих похоронах будут пить вино,

Некто в сером будет знать, что все хорошо.

С тобою похоронят в одной могиле,

Купят роз и надпись: «О, как они любили!»

Как мы видим, здесь автор использует свой любимый прием интертекстуальности, используя реминисценции из «Жизни человека» Л. Н. Андреева и «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Кольцевая композиция «Ветхозаветной» указывает на то, что богооставленничество - это проблема всего человечества, так как Бог не желает заниматься проблемами людей, поэтому, чтобы Ему «не мешали», Он уготовил единую судьбу для всех:

Ну и что, что ходят люди по ту сторону стены,

Мы с тобой сюда попались - попадут и они.

Таким образом, можно сделать вывод: песня «Ветхозаветная» отличается от других песен А. Е. Непомнящего тем, что лирический герой обретает душевный покой, но отношение к Богу в данной песне резко негативное, что прослеживается и через обсценную лексику.

В целом Бог у А. Н. Непомнящего в ранней лирике изображается в негативном ключе. Поэт показывает нам, что человек не только брошен Богом, но и морально уничтожен его «издевательствами». Лирический герой всегда стремится к смерти / вечности, лишь бы быть ближе к Богу, но человечество Богу не нужно, оно не оправдало Его надежд. То есть человек расплачивается

1 Текст песни «Ветхозаветная» цитируется по аудиозаписи.

за свои грехи мучениями, и лишь в композиции «Ветхозаветная» он добивается прощения через светлое, но самое мучительное чувство любви.

Специфика творчества А. Е. Непомнящего заключалась в том, что оно отражало / отображало факты реальной биографии поэта. Не стал исключением и последний прижизненный альбом А. Е. Непомнящего «Хлеб земной» (2003).

В начале 2000-х гг. состояние здоровья поэта ухудшается, в 2004 году ему ставят диагноз «глиобластома» - злокачественная опухоль головного мозга. Операции и химиотерапия должного результата не приносят, поэтому возможным выходом для поэта становится его постепенное приобщение к Богу. При этом нужно отметить, что христианская проблематика начинает звучать не только в литературном, но и в публицистическом творчестве А. Е. Непомнящего.

В 2002 году А. Е. Непомнящий пишет статью «Православие и рок-музыка: возможен ли человеческий и человечный разговор?» [Непомнящий], в которой он, с одной стороны, с большим сарказмом критикует труды отдельных священнослужителей, высказывающихся однозначно негативно в отношении рок-культуры и при этом показывающих очень поверхностные познания в этой области, а с другой - реабилитирует рок-музыку не-сатанинскую, не-дьявольскую. Поэт приходит к следующему выводу: «Да, рок явился в мир не в горнем воздухе Афона, а в гуще потерявшего дорогу к Христу мира. Явлениям культуры вообще свойственно быть свидетельством, отражать духовное состояние современного им мира. Но все же это не голос ада, а в некоторых случаях - отнюдь не голос ада, поскольку пока все же мир еще не ад окончательно [Там же].

2004-м годом датируется эссе А. Е. Непомнящего «На причастие. Исповедальное», которое, как уже понятно из названия, носит характер исповеди. Здесь он говорит о своей болезни, об операции, о сложных в этот момент отношениях с духовным отцом, о новом обретении Церкви в себе: «<...> я уверен в том, что, если человек не теряет живую связь с Церковью, никакие обстоятельства не могут от него отнять дух радости и света. Никакие. Ни тюрьма, ни личные потери, ни болезни - ни-че-го» [Непомнящий, 2013, с. 225].

Между этими двумя работами А. Е. Непомнящего выходит альбом «Хлеб земной». Центральное место в этом альбоме занимают эсхатологические и апокалиптические мотивы. Они присутствовали и раньше, однако, как справедливо отмечает Е. Е. Чебыкина, «апокалиптические и эсхатологические мотивы в его более взрослом творчестве усилились, но они имеют

уже совершенно другую природу и связаны с глубинными поисками истины и Бога зрелой, сформировавшейся, образованной личностью. Стоит добавить, что, помимо филологического, Непомнящий получил второе высшее образование - богословское. В своих произведениях он пытается осмыслить происходящее и должное произойти с точки зрения глубоко верующего христианина, а также пытается предупредить человечество о грядущем апокалипсисе, который люди своими действиями сами себе готовят» [Чебыкина, с. 147].

При анализе данных мотивов в структуре альбома нужно в первую очередь обратиться к его композиции. Альбом состоит из 15 треков, и располагаются они так, что сначала идут песни, в которых проявляются эсхатологические мотивы, а во второй половине альбома присутствуют рок-композиции с апокалиптическими мотивами. Таким образом, можно говорить о том, что в данном альбоме А. Е. Непомнящий выстраивает своего рода ситуацию пути к духовной вере от человеческих раздумий о смерти как конце жизни к мысли о бессмертии, о принятии Бога в свое сердце.

Открывается альбом грустной, неторопливой композицией «Сны серого кота», в которой с начальных строк задается мотив смерти, причем смерти обидной (не дожили до рассвета), нежеланной:

Не дожившим до рассвета дайте медную монету, Шоколадную конфету и полезные советы. Заверните белой тряпкой всех, гонявшихся за солнцем

В кабаках и переулках, за сто жизней световых [Непомнящий, 2013, с. 186].

В стихотворении выстраивается традиционная оппозиция «жизнь - смерть», причем Жизнь остается на земле, она принадлежит природе, и человеку до нее нужно идти как до далеких звезд, / Что снились серому коту на одной из крыш. Данную оппозицию можно наблюдать и в следующем треке «Стекло (Отчуждение)». Несмотря на то что композиция пропитана социальным протестом, в ее сильной позиции - финале - читаем:

Рогатая полиция бережет -

Рогатая полиция стережет.

На смерть всем ад разъединения:

Между живыми и мертвыми - стекло,

Между живыми и любимыми - стекло,

Между сердцем и умом - стекло,

Между небом и землей - стекло [Там же, с. 215].

Как видно из прочитанного, по концепции поэта, между жизнью и смертью существует препятствие, разделительная полоса - стекло, и, хотя оно прозрачно и хрупко, преодолеть эту преграду невозможно. Это экзистенциальная категория - символ разрыва, разделения всего и вся.

Третья песня альбома - «Чандала» - усиливает момент нонконформизма А. Е. Непомнящего, направленного против социальной действительности, но и христианские мотивы здесь не исчезают. Так, показателем бездуховности современной действительности становится «лик Богородицы на зажигалке». Стоит отметить, что именно в этой песне появляется значимый для всего альбома символ солнца, который будет выстраивать синонимичный ряд с образом Богородицы. И солнце в данной песне предстает мертвым, фальшивым:

Мертвого солнышка, фальшивого солнышка,

Мертвого солнышка в копилке на донышке [Там же, с. 135].

Действительности, в которой нет солнца (веры), должен прийти скорый конец, и в «Матрице» (четвертый трек альбома) присутствует всего одна строчка, посвященная проблеме эсхатоло-гизма, но эту строчку можно считать своеобразной формулой: «Нажмет Бог delete поутру» [Там же, с. 189]. В виртуальной реальности у Бога тоже есть свой компьютер. И не будет никаких разрушений, землетрясений и потопов: Бог просто нажмет клавишу «Delete» - 'удалить', и мир исчезнет.

«Дороги свободы» становятся композицией, намечающей своеобразный перелом в разработке христианской проблематики «Хлеба земного». В ней оппозиция «жизнь - смерть» сохраняется, но смерть уже не воспринимается в трагическом ключе, потому что она включается в синонимический ряд весны и любви. Смерть в данной песне воспринимается не как конец, а как начало новой жизни, победа над действительностью. А победу помогла принести любовь Бога к человеку и человека к Богу.

В финале композиции «Нить», основным содержанием которой становится характеристика современного «дряхлого мира», декларативно заявляется о приближении «последних времен»:

Теперь проще прочесть, увидеть, постичь

Сквозь туманы иллюзий, сквозь истории сон,

Первый отблеск багровый последних времен -

Долгожданных времен... [Там же, с. 197].

Но нужно обратить внимание на эпитет «долгожданный», который указывает, что этот апокалипсис для лирического героя желанен. Герой не боится смерти, потому что она становится отправной точкой для строительства новой жизни, отличной от той, которая была в «дряхлом мире».

К финалу альбома апокалиптические мотивы становятся все явственнее. Это и мотив «Страшного Прощения» из песни «Каждый - звездой» (именно в звезду на небе должен превратиться каждый человек после судного дня), и превращение всего мира в поле цветов с обладанием безграничной свободы («Юрьев день»). Хрестоматийному «городу золотому», новому Иерусалиму также суждена смерть, если он сам не осознает, в каком состоянии он находится («Разговор с небослужителем»):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спекся город золотой,

Потому что не понял,

Над небом он или - под небом,

А нам возвращаться домой,

Взяв шинели,

И помнить горький запах хлеба [Там же, с. 208].

В контексте всего альбома важно отметить появление в композиции такого образа-символа, как хлеб. Хлеб в христианской традиции - «наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью. Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части» [Краткая энциклопедия символов]. Исходя из всего процитированного, можно говорить о том, что для поэта помнить запах хлеба - это помнить о всех живых и мертвых, о Боге, о земле и небе. И, безусловно, продолжать искать Истину и Правду, а правда там, где Царские Врата [Непомнящий, 2013, с. 212]. («В защиту Свободы Слова»).

Последней композицией, венчающей альбом, становится песня, которая и дала ему название. Однако если альбом называется «Хлеб земной», то сама песня носит двойное название - «Взыскание погибших (Хлеб земной)». Взыскание Погибших - это икона Божьей Матери. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание по-

гибших» «молятся о благословении брака; к ней приходят с мольбой об освобождении от пороков, притекают Матери с ходатайством о погибающих детях, о здравии и благополучии детей, об исцелении болезней глаз и слепоты, от зубной боли, от лихорадки, от недуга пьянства, при головной боли, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблудших в Церковь» [Икона Божьей Матери «Взыскание погибших»]. Таким образом, можно говорить о том, что данная композиция является своего рода молитвой за всех живых и умерших, за всех, не пришедших к вере, за весь наш мир.

Основной пафос композиции «Взыскание погибших (Хлеб земной)» - это пафос победы над смертью в традиционном ее понимании как конца жизненного пути, утверждение человеческого бессмертия («И никто больше не умрет» [Непомнящий, 2013, с. 199]). Победить же смерть, как уже проговаривалось самим поэтом в композиции «Дороги свободы», может Божья любовь:

А если нет любви, то, значит, Бога нет.

А если Бога нет, то, значит, нет любви [Там же].

Проявление этой любви Бога к человеку как раз заключается в сошествии на землю Богородицы, которая и должна спасти всех отошедших от веры или еще не пришедших к ней. В этом заключается великая Божья благодать. В рефрене же центральным образом становится образ солнца - спутника Богородицы:

Солнце,

Ты взнянчило поля, травы,

Копыт звон, кашель кровавый,

Кормила пуля отравой самых верных детей.

Спасибо, что нет пощады -

Огонь дают, как награду

Снопы повязанных Богом

Твоих колосьев лучей [Там же, с. 198].

И здесь оно предстает уже не мертвым, фальшивым, а живым образом, пусть и не всегда положительным. Самое главное, что оно имеет божественную природу.

Подводя итоги исследования, нужно сказать, что христианские мотивы и образы актуализировались А. Е. Непомнящим на протяжении всего его творчества. Все они строились вокруг важной для поэта проблемы - проблемы взаимоотношений человека и Бога. В ранней лирике поэта основным мотивом становится мотив богоостав-ленничества: Богу не интересны земные дела человека, да и сам человек не заслужил Божьей любви из-за своей греховности. В позднем творчестве, квинтэссенцией которого становится аль-

бом «Хлеб земной», взгляд на отношения Бога и человека у поэта видоизменяется. Спастись и обрести новую жизнь человек способен именно благодаря любви Бога к нему, символами Которого у А. Е Непомнящего становятся хлеб, солнце и Богородица. Человек же, в свою очередь, должен обрести веру в Бога, и тогда ему будет уготована вечная жизнь.

Список литературы

Гавриков В. А. Александр Непомнящий как представитель русского построка. URL: http ://bashlachev.spb. ru/archive/pubs/poetics/Gavrikov% 20-%20Nepomniastchii.doc. (дата обращения: 30.05.2017).

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М.: Советская Россия, 1988. 352 с.

Икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Bogomater.ru: сайт, посвященный пресвятой Богородице Деве Марии, 2015. URL: http://www.bogomater.ru/index.php?option=com_content &view=article&id=120:ikona-bogomateri-bozhiei-materi-bogorodice-vzyskanie-pogibshih&catid=30:ikona& Itemid=3 (дата обращения: 30.05.2017).

Краткая энциклопедия символов. URL: http ://www.symbolarium. ru/index.php/%D0%A5%D0%B B%D0%B5%D0%B1 (дата обращения: 30.05.2017).

Непомнящий А. Православие и рок-музыка: возможен ли человеческий и человечный разговор? URL: http://www.sobranie.org/archives/9/5.shtml (дата обращения: 30.05.2017).

Непомнящий А. Е. Стихотворения. М.: Выргород, 2013. 236 с.

Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

Чебыкина Е. Е. Эсхатологические и апокалиптические мотивы в творчестве Александра Непомнящего // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Екатеринбург; Тверь, 2010. Вып. 11. С. 146-152.

References

Chebykina, E. E. (2010). Eskhatologicheskie i apokalipticheskie motivy v tvorchestve Aleksandra Nepomniashchego [Eschatological and Apocalyptic Motifs in the Work of Alexander Nepomnyashchy]. Russkaia rok-poeziia: tekst i kontekst: Sb. nauch. tr. Ekaterinburg; Tver, Issue 11, pp. 146-152. (In Russian)

Dostoevskii, F. M. (1988). Prestuplenie i nakazanie [Crime and Punishment]. 352 p. Moscow, Sovetskaia Rossiia. (In Russian)

Gavrikov, V. A. Aleksandr Nepomniashchii kak predstavitel' russkogo postroka [Alexander Nepomnjashhij as a Representative of Russian PostRock]. URL: http://bashlachev.spb.ru/archive/pubs/ poet-ics/Gavrikov%20-%20Nepomniastchii.doc. (accessed: 30.05.2017). (In Russian)

Ikona Bozh'ei Materi "Vzyskanie pogibshikh" [The Icon of the Mother of God "Seeker of the Lost"]. Bogo-

mater.ru: the site devoted to the Blessed Virgin Mary, 2015. URL: http://www.bogomater.ru/index.php?option= com_content&view=article&id= 120:ikona-bogomateri-bozhiei-materi-bogorodice-vzyskanie-pogibshih&catid= 30:ikona&Itemid=3 (accessed: 30.05.2017). (In Russian)

Kratkaia entsiklopediia simvolov [Concise Encyclopedia of Symbols]. URL:

http://www.symbolarium.ru (accessed: 30.05.2017). (In Russian)

Nepomniashchii, A. E. (2013). Stikhotvoreniia [Verses]. 236 p. Moscow, Vyrgorod. (In Russian)

Афанасьев Антон Сергеевич,

кандидат филологических наук,

старший преподаватель,

Казанский федеральный университет,

420008, Россия, Казань,

Кремлевская, 18.

[email protected]

Nepomniashchii, A. Pravoslavie i rok-muzyka: voz-mozhen li chelovecheskii i chelovechnyi razgovor? [Orthodoxy and Rock-Culture: Is Humane and Human Conversation Possible?]. URL: http://www.sobranie.org/ archives/9/5.shtml (accessed: 30.05.2017). (In Russian)

Stepanov, Ju. S. (1997). Konstanty. Slovar' russkoi kul'tury. Opyt issledovaniia [Constants. Dictionary of Russian Culture. Experience of Research]. 824 p. Moscow, Shkola "Iazyki russkoi kul'tury". (In Russian)

The article was submitted on 31.05.2017 Поступила в редакцию 31.05.2017

Afanasev Anton Sergeevich,

Ph.D. in Philology, Assistant Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.