Научная статья на тему 'Еще раз о проблемах методологии литературоведения'

Еще раз о проблемах методологии литературоведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сваровская А. С., Хатямова М. А.

Рец.: Полякова Л. В. Литературоведение. Введение в научно-исследовательскую практику, проблематику, терминологию: авторский курс лекций для аспирантов: учебное пособие. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. 372 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сваровская А. С., Хатямова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еще раз о проблемах методологии литературоведения»

А. С. Сваровская, М. А. Хатямова. Еще раз о проблемах методологии литературоведения

РЕЦЕНЗИИ

А. С. Сваровская, М. А. Хатямова ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ МЕТОДОЛОГИИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

(Рец.: Полякова Л. В. Литературоведение. Введение в научно-исследовательскую практику, проблематику, терминологию: авторский курс лекций для аспирантов: учебное пособие. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. 372 с.)

Профессор Тамбовского университета Л. В. Полякова, основатель научной школы Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, создатель Международного научного центра изучения творческого наследия Е. И. Замятина с филиалами в Польше и Швейцарии, российскими лабораториями в Ельце и Мичуринске, - имя в отечественной науке о литературе авторитетное. В орбите ее научных интересов - самые разные сферы гуманитарного знания. Жанр рецензируемого текста - авторский курс лекций для аспирантов-литературоведов - труден: необходимо совместить высокий уровень научного знания и рецептивные механизмы воздействия на сознание молодых исследователей, с одной стороны, обладающих определенными навыками научной работы, с другой стороны, нуждающихся в методологических ориентирах в процессе создания диссертации как особого типа научного текста.

Л. В. Полякова, как опытный педагог высшей школы, отмечает, что именно от методологии, реального внедрения ее принципов в научно-исследовательскую практику зависят плодотворность и убедительность конкретного вклада автора в разработку избранной проблематики.

Как говорится в издательской аннотации, курс лекций посвящен наиболее сложным для молодого исследователя-филолога или недостаточно проясненным в современной литературоведческой науке и практике вопросам, изложению теорий, концепций и подходов классиков литературоведческой мысли. Пути решения проблем, к которым наиболее часто приходится обращаться литературоведу, обосновываются в курсе лекций непосредственным опытом автора как ученого, под руководством которого защищено большое количество диссертационных работ. Исходная интенция автора - диалог с наиболее востребованными концепциями филологов-классиков и представителей современных научных школ.

Содержание книги включает семь тематических разделов: «Знание общего состояния современной отечественной науки о литературе - залог творческого успеха аспиранта», «Предпосылки достиже-

ния научного результата. Личностный фактор», «Виды научных исследований, диссертационное исследование как процесс», «Жанровый канон диссертации и его требования», «К вопросу о методологии диссертационного исследования», «Произведение как художественная система», «Проблемные ситуации в современной литературоведческой терминологии». Издание снабжено приложениями: «Литературное произведение как предмет современной зарубежной науки о литературе», «К самостоятельной работе аспиранта при подготовке к экзамену», «Рекомендуемая литература».

Л. В. Полякова в предисловии акцентирует внимание на том, что современный аспирант работает в особых условиях: в гуманитарных науках ощутимо противостояние классического и неклассического знания, усложняющее выбор собственной исследовательской стратегии. Литературоведение как в целом консервативная наука стимулирует процессы и модернизации, и сохранения фундаментальных основ научного знания. Молодые исследователи должны освоить новейшие научные подходы, сохраняя при этом, как говорил П. Н. Са-кулин, «научный реализм». Потому особое значение для молодого литературоведа имеют размышления Л. В. Поляковой о всегда актуальной методологии М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, философской концепции Г. Г. Шпета.

Л. В. Полякова обращает внимание на опасность размывания представлений как о строгих литературоведческих понятиях (например, интертекстуальность), так и о целых направлениях науки о литературе. Важным представляется обращение к состоянию современной компаративистики и ее связям со сравнительно-историческим изучением литератур.

Во многом продуктивным является подход автора курса лекций к проблеме национальной идентичности, которую Л. В. Полякова предлагает рассматривать в эстетическом пространстве компаративистики.

Молодым ученым-литературоведам будет интересно прочитать размышления Л. В. Поляковой о когнитологии в литературоведении (с. 226-231),

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 6 (159)

о других, в том числе междисциплинарных, методах исследования художественного произведения. Большое внимание отводится обзору и анализу современных российских научных школ, разрабатывающих ту или иную методологию. Такого рода экскурсы значительно помогают молодому исследователю самоопределиться в научном пространстве.

С разделом «К вопросу о методологии диссертационного исследования» тесно связан и материал главы «Проблемные ситуации в современной литературоведческой терминологии». Автор курса лекций опирается на положение работы А. А. По-тебни «Мысль и язык» о том, что «единственный строительный материал науки» есть «понятие». Л. В. Полякова считает, что «именно терминологические аспекты становятся камнем преткновения в попытках выстроить общие концепции или вписать в единый контекст литературного бытия творчество того или иного художника» (с. 267).

Автор пишет о специфике литературоведческой терминологии, возвращаясь к бахтинскому понятийному лексикону («хронотоп», «полифония», «хор», «скульптура», «смеховая культура», «ме-ниппея», «карнавал», «готический реализм», «большое время»), с опорой на литературоведческую классику формулирует свой подход к терминам, которые она называет «термины-бикфорды» («концепт», «текст» в отличие от «литературного произведения»), делает акцент на конвенциональной терминологии.

По наблюдению Л. В. Поляковой, «в дополнительной аргументации ныне нуждается не только понятие "классика", но даже и основополагающее, фундаментальное, базовое для литературоведа понятие "история литературы"» (с. 268). Автор вы-

Сваровская А. С., кандидат филологических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Пр. Ленина 36, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

ступает как активный участник непрекращающейся дискуссии о базовых понятиях литературоведения, убеждая будущего диссертанта в необходимости всякий раз заново осмысливать, казалось бы, устоявшиеся научные понятия.

Уместным видится приложение, не принадлежащее автору, но размыкающее авторскую логику в пространство европейского и американского литературоведения; так как вне контекста мировой научной мысли и требований, предъявляемым к современным исследованиям, невозможно претендовать на достойный вклад в филологию.

Как всякий серьезный труд, работа Л. В. Поляковой побуждает к диалогу и провоцирует дискуссию. Так, представляется композиционно не оправданным завершение курса лекций главой «Проблемные ситуации в современной литературоведческой терминологии», ведь самоопределение молодого ученого в терминологическом поле неразрывно связано с методологическими основами будущей диссертации; может быть, седьмую главу вместе с пятой - «К вопросу о методологии диссертационного исследования» - было бы логичней поместить в начале учебника.

Реферируемая книга Л. В. Поляковой, безусловно, имеет практическое значение: учебных пособий для аспирантов не так много. Написанная в форме живого диалога с гипотетическими слушателями, учениками, она обращена к работам современных молодых исследователей, содержит аналитические фрагменты, отсылающие к конкретным диссертационным сочинениям, что позволяет молодым ученым отрефлексировать направление своей научной деятельности. Лекции Л. В. Поляковой, несомненно, найдут своего заинтересованного читателя.

Хатямова М. А., доктор филологических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634041.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]

Svarovskaya A. S.

National Research Tomsk State University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]

Khatyamova M. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.