Научная статья на тему 'Итоги VII Всероссийской научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве»'

Итоги VII Всероссийской научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
32
Поделиться

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хатямова Марина Альбертовна, Вилесова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Итоги VII Всероссийской научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве»»

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 7 (172)

УДК 82

М. А. Хатямова, М. Л. Вилесова

ИТОГИ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

30-31 октября 2015 г. на историко-филологическом факультете Томского государственного педагогического университета прошла Всероссийская научная конференция «Русская литература в современном культурном пространстве», VII выпуск которой посвящен Году литературы в России и памятным датам русской словесности. Организатором научного мероприятия выступила кафедра литературы ТГПУ Конференция проводилась в рамках основных научных направлений кафедры: аксиология и поэтика русской литературы, эмигран-тология, детско-юношеская литература Сибири. Гостями конференции стали исследователи из Томска, Кемерова, Барнаула, Екатеринбурга. С приветственным словом к участникам обратились проректор по научной работе ТГПУ А. Н. Макаренко и декан историко-филологического факультета Т. В. Галкина.

Доклады участников секции «Актуальные проблемы эмигрантологии» были посвящены эстетике и поэтике литературы русского зарубежья. З. И. Чубракова (канд. филол. наук, НИ ТГУ, Томск) в докладе «А. М. Ремизов о „русском" и „европейском" в творчестве И. С. Тургенева (к проблеме сохранения культурной идентичности писателя в зарубежье») представила анализ созданного А. М. Ремизовым образа Тургенева - «первого европейца в русской литературе»; три эссе Ремизова о Тургеневе (1930, 1932 и 1947 гг.) были включены в контекст литературной критики русской эмиграции первой половины ХХ в. По мнению исследователя, интерпретация «русского» и «французского» как раздельных начал в творчестве Тургенева выявляет представления Ремизова о национальной специфике русской литературы и влиянии европейской культуры, о проблеме сохранения этнокультурной идентичности писателя в эмиграции. М. Л. Вилесова (аспирант, ТГПУ, Томск) в докладе «Функциональная семантика женских образов в тетралогии Б. К. Зайцева „Путешествие Глеба"» представила эволюцию семантики женских образов в итоговом эмигрантском произведении Б. К. Зайцева «Путешествие Глеба» в отношении к христианской аксиологической парадигме. В докладе А. С. Сваровской (канд. филол. наук, НИ ТГУ, Томск) «Писатель-эмигрант и война в очерках М. Осоргина» рассматривались некоторые аспекты социально-исторической проблематики (политическая ситуация, действия разных государств в преддверии и во время Второй мировой

войны) очерков М. Осоргина «В тихом местечке Франции» и «Письма о незначительном»; были освещены такие сферы писательской рефлексии, как статус русского писателя-эмигранта в изменившемся мире, место и роль литературы, текста в социальной истории. С. К. Пестерев (аспирант, НИ ТГУ, Томск) в докладе «Имена и тексты культуры в очерках М. Алданова» отмечал, что одна из важных граней поэтики очерков М. Алданова - присутствие имен и текстов культуры, главным образом литературы, что становится значимым способом оформления алдановской концепции истории и человека. В докладе О. А. Дашевской (д-ра филол. наук, НИ ТГУ, Томск) «Поэзия Вадима Андреева: диалог с литературой метрополии» была поставлена одна из важных проблем эмигрантоло-гии - вопрос о взаимодействии литературы эмигрантов с художниками ХХ в. в России. Автор доклада показывает значение акмеизма для художественного мышления поэта и делает вывод, что поэзия Андреева создается и оформляется в книги с ориентацией на русскую литературу 1930 - первой половины 1970-х годов. Р. Компарелли (аспирант, НИ ТГУ, Томск) в докладе «Ай poétiq^» П. Верлена и «Art poétique» Б. Поплавского: диалог в сфере поэтической саморефлексии» сопоставила несколько стихотворений Б. Поплавского с программным стихотворением П. Верлена, в котором воплотились представления о природе поэтического творчества. Лирический герой Поплавс-кого становится как бы поэтом-адресатом, к которому апеллировал поэт-предшественник. М. А. Хатямова (д-р филол. наук, ТГПУ, Томск) в докладе «Проза Н. Н. Берберовой: литературность «человеческого документа» рассматривала эстетическую стратегию Н. Н. Берберовой, обусловленную ее пограничным положением в эмигрантской среде («жена Ходасевича» и представительница младшего поколения писателей) и стремлением стать «швом» между поколениями литературной эмиграции и между русской и западноевропейской культурами. Автор делает вывод о литературности прозы Берберовой, созданной по законам интертекстуальности, мифа и панэстетизма символистов. Д. В. Шепетовский (аспирант, НИ ТПУ, Томск) в докладе «Фельетонная основа сюжета в „Биян-курских праздниках" Н. Н. Берберовой» представил исследование ее ранних рассказов с точки зрения популярного в литературе и публицистике первой трети XX в. жанра фельетона. Ю. А. Микла-

М. А. Хатямова, М. Л. Вилесова. Итоги VII Всероссийской научной конференции.

шевская (магистрант, НИ ТГУ, Томск) в докладе «Тема распадения семьи в романах И. Одоевце-вой» проследила формы присутствия и семантику диалога в романах «Ангел смерти» и «Изольда», сравнивая их с традицией русской прозы Х1Х в., в первую очередь с творчеством Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Е. В. Масяйкина (магистрант, НИ ТГУ, Томск) в докладе «Образы Сибири в современной русской литературе зарубежья: на материале американского журнала „Побережье" ("The Coast", 1997-2011 гг.)», опираясь на историю осмысления образа Сибири в русской литературе и специфику бытования русской словесности в США, выявила две дихотомии, характерные для изображения Сибири: «храм - гиблое место» и «дом - экзотический край», восходящие к архе-типической оппозиции «свой - чужой».

Секция «Поэтика русской литературы» была посвящена рассмотрению формальных и ценностных аспектов творчества русских писателей. Е. М. Понкратова (канд. филол. наук, НИ ТПУ, Томск) в докладе «Категории „смеховое" и „комическое" в романе Ф. М. Достоевского „Подросток"» разграничила обусловленные повествовательной структурой, типом героя и сюжета категории: по мнению автора доклада, смеховое входит в ткань романа и проявляется на всех уровнях поэтики; комическое же обусловливает разграничение авторской позиции и позиции героя-рассказчика. Н. Е. Разумова (д-р филол. наук, ТГПУ, Томск) в стендовом докладе «Деметафоризация природного мира в драматургии А. П. Чехова» проанализировала явление, фокусирующее в себе суть чеховского новаторства, - выведение драмы из традиционной антропоцентрической перспективы. Если в классической драме образы природы, вообще малохарактерные для драматического рода, являются метафорами, служащими экспликации конфликта, то у Чехова, начиная с «Чайки», реабилитируется автономное существование природного мира вне человеческой смысловой сферы. Н. А. Бабенко (магистрант, ТГПУ, Томск) в докладе «Травестирова-ние известного сюжета и его компонентов в „Одиссее" В. Масса и Н. Эрдмана» рассмотрела эту пьесу как пример условно-метафорической разновидности эпической драмы, связанной с трансформацией известных в мировой культуре сюжетов, выявляя при этом выразительные возможности траве-стирования гомеровских ситуаций и героев для достижения комического эффекта. Центральной в докладе Т. Л. Весниной (аспирант, ТГПУ, Томск) «Проблема власти художника в пьесе М. Булгакова „Багровый остров"» стала тема противопоставления власти и творца; были выделены разные типы правителей и результаты их деятельности, проанализирован образ начинающего драматурга Дымо-

гацкого как демиурга-правителя. В. Е. Головчинер (д-р филол. наук, ТГПУ, Томск) и О. Н. Русанова (канд. филол. наук, ТГПУ, Томск) в докладе «„Одна ночь" в творчестве Е. Л. Шварца военной поры» обратились к сравнительному анализу поэтики двух пьес Е. Л. Шварца - «Дракон» (1943) и «Одна ночь» (1942). Авторы показали, что исток замысла - опыт жизни автора в блокадном Ленинграде - предопределил своеобразие решения проблемы драматического героя (в этом качестве представлен город в разнообразии его лиц) и полифоническую природу драматического действия. Доклад А. М. Менщиковой (аспирант, УрГУ, Екатеринбург) „Поэма без героя" А. Ахматовой: поэтика автоцитации» был посвящен рассмотрению специфики обращения поэта к собственным произведениям в «Поэме без героя», осуществлена попытка классифицировать некоторые интертекстуальные связи «Поэмы», а также сделан вывод о роли автоцитации у Ахматовой в формировании поэтики незавершенного. А. В. Малькова (аспирант, НИ ТГУ, Томск) в докладе «Вариативность истории центрального персонажа повести В. Маканина „Предтеча"» выявила изменение модальности житийного сюжета. История центрального персонажа в на-ррации предстает равно в формуле анекдота о претензиях и в формуле притчи о бессилии спасителя. Вариативность объясняется не только полифонией трактовок ситуаций центрального персонажа, но и отказом автора от позиции всезнания, авторской эстетикой, включающей представление о тайне жизни человека, об амбивалентности человеческой судьбы, лишающей сюжеты телеологичности. М. А. Пальчик (аспирант, УрГУ, Екатеринбург) в докладе «Партитура поэтического текста Леонида Губанова» представила анализ полифонической системы поэзии Леонида Губанова. Философские сентенции и интенции автора, особенности образного ряда и идейно-эмоциональной оценки, тип структурной организации реализуют себя в контрапункте, который предполагает наличие нескольких голосовых партий: собственно автора (творчество), аполлонического и дионисийского субъектов (ипостаси собственно автора), аполлонического и дионисийского лирического героя, героя-мессии. А. В. Скрипник (канд. филол. наук, ТГПУ, Томск) в докладе «Гоголевские аллюзии в современном кинематографе: фильм „Дурак" Ю. Быкова» выделила вневременные «концепты» российской действительности, актуальные как для XIX (в творчестве Н. В. Гоголя), так и для XXI в.

Секция «Тенденции развития современной детско-юношеской литературы в Сибири» включала доклады, содержащие аналитику общих закономерностей движения отечественной литературы второй половины ХХ-ХХ1 вв. для детей и

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 7 (172)

интерпретацию особенностей проблематики и поэтики произведений писателей, биографически связанных с Сибирью. Е. А. Полева (канд. филол. наук, ТГПУ, Томск) в докладе «Художественное своеобразие цикла миниатюр „Сказки сиреневого леса" Анны Никольской в контексте развития жанра лирико-философской сказки» представила обзор жанровых разновидностей прозаических миниатюр для детей в современной литературе. В этом контексте была рассмотрена поэтика художественного пространства и образов персонажей и отмечено влияние традиций английской абсурдистской литературы Х1Х в. (Э. Лира, Л. Кэрролла) и ОБЭРИУтов (Д. Хармса, А. Введенского). Ю. О. Чернявская (канд. филол. наук, ТГПУ, Томск) и С. Ю. Колмаков (студент, ТГПУ, Томск), исследующие специфику прозы В. В. Липатова в контексте советской (в том числе массовой) литературы периода «застоя», обозначили функции литературного контекста в романе «И это все о нем». Авторы делают вывод, что система аллюзий на «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Дон Кихот» Сервантеса, «Девяносто третий год» В. Гюго, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера используется В. Липатовым для утверждения идеалов, утраченных в эпоху «развитого социализма». А. Е. Абрамова (магистрант, ТГПУ, Томск) проанализировала приемы психологизма в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»: использование «крупного плана», деталей в воссоздании портрета центрального героя; параллелизм в описании состояния природы и человека; функции и специфика перволичного повествования. В. В. Зайцева (канд. филол. наук, АлГПУ, Барнаул) в докладе «Стихотворение А. Башлачёва „Рождественская" в круге детского чтения: из опыта работы с младшими школьниками» обратилась к проблеме преподавания художественной словесности в начальной школе и представила методику работы с текстом рок-поэзии (стихотворением А. Башлачёва «Рождественская») в младших классах. Доклад Е. К. Макаренко (канд. филол. наук, ТГПУ, Томск) «Жанровые модификации современных агиографических произведений для детей» был посвящен проблеме описания и классификации житийных произведений XX-ХХ1 веков, адресованных детям. Представленная типология жанровых моделей агиографической прозы основывается на исследовании более шестидесяти текстов, в том числе сибирских авторов. Современные жития для детей ориентированы не только на агиографический канон и предтексты, но и на другие, в том числе светские жанры литературы (рассказа, романа, мемуарно-биографиче-ской прозы, очерка, притчи и др.). В докладе А. Н. Губайдуллиной (канд. филол. наук, НИ ТГУ, Томск) «Изменение образа отца в детской литера-

туре второй половины ХХ века» была рассмотрена детская проза «оттепели» и «постперестроечного» времени, раскрывающая отношения отцов и сыновей. Сопоставительный анализ произведений двух периодов (конца 1960-х и начала 2000-х гг.) позволил выявить закономерности трансформации образа отца в детской литературе: движение от прямой дидактики к диалогу, к многовариантности поведенческих стратегий и отказу от иерархии семейных ролей. Прочтение произведений А. Раскина, М. Барановского, М. Москвиной, Н. Тумашковой и других обнаруживает новую стратегию воспитания не только ребенка, но и родителя; сознание последнего столь же «не завершено» и несовершенно, как и детское. «Образ города в книге Р. В. Ко-шурниковой „Стоит над Томью град старинный..."» стал предметом изучения Ю. А. Рудницкого (студент, ТГПУ, Томск). Облик Томска воссоздан Р. В. Кошурниковой не только посредством отбора локусов, представляющих «лицо» города (памятники зодчества, Университет и т. д.), но и формированием представлений о томичах/лю-дях, биографически связанных с Томском. Город на Томи предстает как уникальное место, имеющее свою историю, творимую людьми, верно служащими искусству, науке, образованию. С. В. Бурмист-рова (канд. филол. наук, ТГПУ, Томск) в докладе «Ветхозаветный сюжет о Давиде и Урии в сказке В. Л. Лавриной „Чудесные платья"» обратилась к творчеству современного кемеровского автора сказок для детей В. Л. Лавриной. Анализ системы аллюзий на литературную сказочную традицию и ветхозаветные сюжеты позволил, во-первых, определить духовно-нравственную проблематику сказки «Чудесные платья», во-вторых, выявить особенности функционирования библейского дискурса в современной литературной сказке.

Доклады участников секции «Русская литература в контексте инонациональных образов» были посвящены проблеме межнациональных литературных связей. Е. Н. Рогова (канд. филол. наук, Кемерово) в докладе «Архетипический образ корабля в произведениях Д. Джойса и романе М. Шишкина „Письмовник"» отмечала, что архе-типический образ корабля (ладьи), связанный с представлениями о загробном мире в мифах разных народов, уже в древнейшей поэме «О все видавшем» (эпос о Гильгамеше) соотносится со знанием о сокровенном слове, несущем человечеству спасение от смерти. В произведениях названных авторов образ символизирует путь художника, процесс творчества, поиск слова, дарующего вечную жизнь в искусстве. В докладе Ю. С. Серягиной (аспирант, НИ ТГУ, Томск) «Переводы из Генриха Гейне на страницах сибирской периодики рубежа Х1Х-ХХ вв.» были выявлены особенности си-

М. А. Хатямова, М. Л. Вилесова. Итоги VIIВсероссийской научной конференции...

бирской рецепции творчества немецкого поэта в газетах «Сибирский Вестник» и «Сибирская жизнь» в переводах сибиряков по сравнению с работами переводчиков центральной России.

По материалам конференции вышел сборник статей «Русская литература в современном культурном пространстве» (Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2016. 218 с.)

Хатямова М. А., доктор филологических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: khatyamovama@mail.ru

Вилесова М. Л., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: m-vilesova@mail.ru

Материал поступил в редакцию 14.04.2016.

M. A. Khatyamova, M. L. Vilesova RESULTS OF THE VII ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC CONFERENCE "RUSSIAN LITERATURE IN MODERN CULTURAL SPACE"

Khatyamova M. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. National Research Tomsk Polytechnic University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: khatyamovama@mail.ru

Vilesova M. L.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: m-vilesova@mail.ru