Закон и право. 2024. № 8. С. 140-145. Law and legislation. 2024;(8):140-145.
Научная статья УДК 347.463
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-140-145 EDN: https://elibrary.ru/FZYKED
NIION: 1997-0063-8/24-421 MOSURED: 77/27-001-2024-8-621
Еще раз о правовой природе каршеринга
Юрий Викторович Земсков1, Юлия Владимировна Мельникова2
1 2 Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского
(Первый казачий университет), Москва, Россия
Аннотация.
Введение: суть каршеринга с позиций современной правовой науки часто сводят к прокату или аренде транспортных средств, что в значительной степени не раскрывает категорию сущности таких отношений и не позволяет продвинуться по пути познания наиболее глубокого момента особенности такого вида правоотношений.
Цель: поиск наиболее адекватного подхода к самому процессу познания природы и сущности правоотношений в сфере каршеринга, в который, как показало исследование, включены юридическая природа договора, особенности заключения договора, возможность изменения, а также субъективный и объективный состав.
Методологическая основа: правовой анализ категорий «каршеринг» и «аренда», совокупность диалектического и системного методов исследования, а также телеологический подход. В соответствии с ним правоотношения каршеринга содержат потенциальную, внутренне присущую им цель их существования, которую они стремятся реализовать в процессе своего развития.
Результаты: аргументирована авторская позиция относительно правовой природы договора каршеринга. Исследованы признаки, виды и особенности заключения такого рода договоров.
Выводы: в исследовании сделан вывод, что каршеринг — смешанный вид договора, на который по аналогии могут быть распространены некоторые положения договора аренды и договора оказания услуг.
Ключевые слова: райдшеринг, каршеринг, цифровые информационные технологии, агрегатор, транспортное средство, прокат, договор перевозки пассажиров, договор аренды транспортного средства без экипажа.
Для цитирования: Земсков Ю.В., Мельникова Ю.В. Еще раз о правовой природе каршеринга // Закон и право. 2024. № 8. С. 140—145. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-140-145 ЕБЫ: Ы^:// elibrary.ru/FZYKED
Original article
Once again about the legal nature of carsharing
Yuri V. Zemskov1, YuliaV. Melnikova2
1 2 KG. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University), Moscow, Russia
Abstract.
Introduction: the essence of carsharing in modern law is often reduced to renting or renting vehicles, which largely does not reveal the category of the essence of such relations and does not allow us to advance along the path of understanding the most profound moment of the specifics of this type of legal relationship.
© Земсков Ю.В., Мельникова Ю.В. М., 2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024
Purpose: to find the most adequate approach to the very process of cognition of the nature and essence of legal relations in the field of carsharing, in which, as shown, the legal nature of the contract, the specifics of concluding the contract, the possibility of change, as well as the subjective and objective composition.
Methodological basis: legal analysis of the categories «carsharing» and «rent», a set of dialectical and systemic research methods, as well as a teleological approach. In accordance with it, the legal relations of carsharing contain a potential, intrinsic purpose of their existence, which they strive to realize in the process of their development.
Results: the author's position on the legal nature of the carsharing agreement is substantiated. The signs, types and features of concluding such contracts are investigated.
Conclusions: The study concluded that carsharing is a mixed type of contract, for which, by analogy, some provisions of the lease agreement may be applicable.
Keywords: ridesharing, carsharing, digital information technologies, aggregator, vehicle, passenger, transportation agreement, vehicle rental agreement without crew.
For citation: Zemskov Yu.V., Melnikova Yu.V. Once again about the legal nature of carsharing // Law and legislation. 2024;(8):140—145. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-140-145 EDN: https:// elibrary.ru/FZYKED
Каршеринг — это система краткосрочной аренды автомобилей, когда люди могут пользоваться автомобилями, принадлежащими профессиональным компаниям или частным лицам, на определенное время и за определенную плату. Этот вид аренды предоставляет удобство для кратковременного использования автомобиля внутри города или на небольшие расстояния. Он также позволяет арендовать автомобиль, отличающийся от обычно используемого как по марке, так и по типу кузова и грузоподъемности.
Каршеринг является одним из глобальных направлений развития экономики совместного пользования (Sharing Economy), когда население отказывается от приобретения благ в собственность, дабы не нести ответственность и затраты, но продолжает иметь доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление [7, с. 2].
В законодательстве Российской Федерации такой понятийный аппарат, как «каршеринг» отсутствует. Анализ практики также не дает однозначного ответа на вид данных правоотношений.
Вместе с тем научные теории и судебная практика нередко применяют к данным правоотношениям нормы гражданского законодательства об аренде в виде проката или аренде в виде аренды транспортного средства без экипажа.
Очевидно, что договор каршеринга имеет несколько отличий от договора проката и договора аренды транспортного средства без экипажа. В качестве главных отличий хотелось бы отметить юридическую природу данного договора, который не является публичным (клиенты проходят предварительное одобрение и получают членские карты для доступа к услугам; и не любой и каждый может заключить такой дого-
вор) как договор проката, или цель использования данного транспортного средства, как правило, — для личных нужд, в отличие от аренды транспортного средства, который по своей природе все же предназначен для целей, не связанных с личными, или срок пользования автомобилем, который может определяться минутами, т.е. очень краткосрочный.
Такая организация работы каршеринга имеет ряд преимуществ. Она позволяет участникам сэкономить до 70% общей стоимости владения автомобилем, оплачивая только время, когда им действительно нужен автомобиль [6, с. 4].
Вместе с тем данные отношения в виде выдачи, возврата и бронирования автомобилей осуществляются автоматизированным способом.
Вполне очевидно, что вопросы, касающиеся применения электронных документов, ответственности, охраны и защиты, в данной сфере очень многочисленны. Что, безусловно, является пространством для исследований.
Рассматривая этот вопрос более детально, можно констатировать, что на уровне передачи автомобилей в пользование гражданам также оказывается услуга. Так, на сегодняшний день компании предлагают различные виды услуг и виды пользования автомобилем, такие, как:
1. Ргее-Аоа11п§ — это краткосрочная аренда автомобиля с возможностью завершения поездки в удобных для водителей местах, которые обозначены специальными парковочными знаками. Данный тип каршеринга осуществляется компаниями, которые активно развиваются как на мировом, так и на российском рынке. Арендная плата за такие поездки обычно рассчитывается по часам или по минутам и часто используется для кратких поездок внутри города.
LAW & LEGISLATION • 08-2024
Для получения доступа к автомобилю в этой модели могут использоваться различные способы, такие, как физическая карта доступа (HID, Mifare, EM-marine и т.д.). Например, немецкий сервис car2go использует для этой цели обычное водительское удостоверение с RFID-меткой [4, с. 3]; онлайн-бронирование через обозреватель или приложение для смартфона. Когда пользователь выбирает автомобиль, ему предоставляется некоторое время (обычно 20 минут) на подход к машине, в течение которого арендная плата не начинает взиматься. По истечении этого периода плата начинает взиматься по парко-вочному тарифу [8, с. 3].
2. Peer-to-peer каршеринг — это модель автопроката, которая функционирует аналогично традиционному каршерингу, но с автомобилями, которые находятся в частной собственности или принадлежат компаниям, чья основная деятельность не связана с арендой автомобилей. Аренда автомобилей от частных лиц осуществляется через онлайн-платформы, которые объединяют все доступные предложения на одной площадке. Эта модель проката широко распространена в США, где известны такие компании, как TURO и GETAROUND, но с 2017 г. российские компании также начали предлагать подобные услуги [5, с. 3].
3. Fractional каршеринг — это модель дробной собственности, которая позволяет людям совместно владеть и использовать транспортное средство. Люди объединяются в группы по географическому принципу или по интересам, чтобы приобретать и эксплуатировать автомобиль или парк разных типов автомобилей.
Каршеринг способствует более доступному использованию автомобилей. Однако анализ Института транспортных исследований Калифорнийского университета показал, что осведомленность о таких услугах среди лиц, не являющихся владельцами автомобилей, остается на низком уровне [2, с. 4].
Однако каршеринг, как и любые другие услуги, имеет некоторые недостатки.
В 2018 г. специалисты из «Лаборатории Кас-перского» провели анализ 13 приложений для каршеринга. Их исследование выявило уязвимости, которые позволяют злоумышленникам взламывать учетные записи пользователей и арендовать автомобили за счет других клиентов. Также киберпреступники могут получить доступ к личным данным клиентов или отслеживать их местоположение, что угрожает конфиденциальности и безопасности пользователей.
Несмотря на то что к моменту исследования подобные преступления не были зафиксированы, хакеры уже торговали взломанными аккаун-тами в приложениях для каршеринга. Также исследование выявило возможность обратной разработки приложений каршеринговых компаний, что представляет угрозу безопасности системы.
Эксперты из «Лаборатории Касперского» отметили, что слабые пароли и короткие коды верификации, предоставляемые сервисами каршеринга, способствуют возможности взлома. Отдельные приложения изученного списка имели ограниченную защиту от недобросовестного клонирования, а некоторые даже не предоставляли защиты от получения прав суперпользователя, что может привести к утечке персональной информации [3, с. 5].
Также следует отметить, что приложения от американских и европейских компаний имели более надежную защиту от кибератак в сравнении с российскими компаниями [9, с. 5]. Несмотря на то что все каршеринговые автомобили застрахованы по КАСКО, пользователи все равно несут определенные риски, связанные с выплатами при нарушении условий сервиса [10, ст. 5].
Тем не менее Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года [1, с. 6] (далее — Стратегия) прогнозирует развитие государственных автосервисов, которые позволят использовать транспортные средства без права владения автомобилем, тем самым избегая дополнительных затрат на владение транспортным средством, таких, как уплата налогов, техническое обслуживание и ремонт.
К таким услугам относятся каршеринг и рай-дшеринг, которые представляют собой совместное использование автомобилей и совместные поездки на автомобиле с распределением расходов между пассажирами. Кроме того, существуют приложения для заказа такси при помощи мобильных устройств. В настоящее время совместное использование автомобилей и райдшеринг стали широко распространенными онлайн-сер-висами для поиска попутчиков.
Согласно Стратегии к 2030 г. доля общественного использования легковых автомобилей может достичь 9% от общего объема продаж в мире, что составляет около 10 млн автомобилей общего пользования от общего количества автомобилей (115 млн), которое ожидается в 2030 г. Эксперты прогнозируют, что к 2025 г. доля автомобилей, используемых в каршеринге на рос-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024
сийском рынке, может достичь 10%, что примерно равно 200 тыс. единиц.
Запуск проекта каршеринга является одним из способов сокращения негативных последствий от проблем в сфере транспорта, а также способствует развитию каршеринга и смежных рынков, направленных на экономию ресурсов, уменьшение загруженности и сокращение количества личных автомобилей.
В разработке этой темы учтены социально-экономические аспекты, которые определяют ее актуальность и требуют теоретического осмысления, а также разработки соответствующего правового регулирования взаимодействия между участниками, включая определение особенностей гражданско-правового регулирования.
В частности, требуется определение требований к составлению договоров, регулированию посреднических отношений в каршеринге, анализ сущности и содержания этих отношений, а также решение проблем, связанных с определением условий. Некоторые аспекты, такие, как обращение в суд относительно возмещения ущерба, причиненного при использовании каршерин-говых автомобилей, также рассматриваются.
До сих пор законодатель не определил, к какому возможному виду аренды стоит отнести каршеринг, а также имеет место противоречивая практика по заключению договоров каршеринга, оформляемых в виде смарт-контрактов. Договор каршеринга принимается как договор аренды, аренды беспилотных автомобилей, смешанный или безымянный договор, что требует более тщательного изучения этого сложного вопроса.
На данный момент каршеринговое законодательство не содержит специальных положений и четкого определения, какой вид договора аренды следует отнести к каршерингу. Анализ договоров, заключаемых с крупными каршеринговы-ми компаниями, также не приводит к ясности в этом вопросе.
В качестве примера — на сайте Яндекс Диска указано, что эксплуатация данного сервиса ограничена Условиями предоставления услуг сервиса Яндекс. Диск и другими документами ООО «Яндекс», включая Лицензионное соглашение на использование программы Яндекс. Драйв для мобильных устройств и Условия подписки на Яндекс. Плюс. Компания «Белкакар» предоставляет договор о присоединении, а «Де-лимобиль» также предлагает приложить договор присоединения, отмечая, что данный договор не является публичной офертой.
Таким образом, анализ предлагаемых регламентов и различных соглашений о каршеринге приводит к выводу, что на данный момент не сло -жилось единого мнения о том, как следует заключать соглашение о каршеринге. Однако большинство каршеринговых компаний придерживаются позиции, что договор каршеринга не относится ни к лизингу, ни к публичной оферте.
Договоры с частными компаниями на различные предложения транспортных средств обычно рассматриваются как публичные договоры аренды и должны включать положения Закона о защите прав потребителей.
Согласно статьям 426 и 626 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) отказ от заключения договора каршеринга по признаку возраста и трудового стажа является незаконным, а цена должна быть одинаковой. Отказ возможен только при содержании под стражей в законном порядке. Однако некоторые операторы каршеринга, отдавая предпочтение определенным водителям, нарушают установленные сроки оказания услуг, что противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.
В юридической литературе встречаются указания на то, что договор об использовании каршеринга можно считать договором проката, а физические лица — арендаторы, пользую -щиеся услугой, являются потребителями, права которых защищены Законом о защите прав потребителей.
Из всего этого следует, что на данный момент нет единого и комплексного понимания характера отношений, заключенных в рамках договора каршеринга, и однозначной позиции в данной области, хотя такая инициатива является актуальной. По сути, договор каршеринга нельзя однозначно отнести ни к одному из видов договоров аренды, ни к договору оказания возмездных услуг.
Например, договор каршеринга отличается от договора проката, поскольку он представляет собой смарт-контракт, осуществляемый с использованием современных технологий. При заключении договора каршеринга пользователь регистрируется в приложении и соглашается с лицензионными и пользовательскими соглашениями компании, что порождает сразу целый ряд обязательств между пользователем и каршерин-говой компанией.
Также в отличие от договора проката, где арендатор вправе отказаться от договора, предупредив арендодателя за 10 дней, договор кар-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 08-2024
шеринга заключается и прекращается дистанционно через приложение, что делает процесс управления контрактом более автоматизированным.
Существуют и другие отличия, например, положение о проверке исправности сдаваемого имущества арендодателем перед заключением договора проката также не всегда применимо к условиям каршеринга, при которых автомобили предоставляются в использование в режиме онлайн.
Договор каршеринга также может не соответствовать практике расчетов, установленной для договоров проката, поскольку взыскание задолженности по арендной плате в каршерин-ге может быть автоматическим на основе привязанных к личному кабинету пользователя данных счета.
Таким образом, договор каршеринга представляет собой новый формат соглашения, использующий смарт-контракт, что обусловливает необходимость учесть его специфику и отличия от классических договоров проката при разработке соответствующего законодательства.
Правовое регулирование отношений карше-ринга сталкивается с ограничениями и несоответствиями действующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемых к договорам аренды транспортных средств без услуг по управлению и технической эксплуатации. Например, нормы статей 644 и 645 ГК РФ, требующие от арендатора осуществлять управление и техническую эксплуатацию арендованного транспортного средства, не совпадают с реальной деятельностью каршерин-говых компаний.
Важно отметить, что в каршеринговых договорах ограничивается территория использования автомобилей, парковка и допускается возможность отслеживания и отключения двигателя автомобиля дистанционно. Таким образом, пользователю предоставляется лишь ограниченное пользование автомобилем.
Кроме того, нецелесообразно возлагать на пользователя ответственность за вред, причиненный автомобилю, так как это источник повышенной опасности. В данном случае ответственность должна лежать на собственнике, а пользователь может быть привлечен к возмещению ущерба только в случае своей вины в причинении вреда.
Договор каршеринга в настоящее время не может быть однозначно классифицирован как договор проката или аренды транспортного средства без экипажа. Этот договор содержит элементы
различных типов соглашений, таких, как пользование сервисом, парковка, страхование и т.д. В будущем возможно формирование отдельной группы договоров, специфичных для экономики совместного потребления в эпоху новых технологий, и договор каршеринга будет рассматриваться как самостоятельный вид договора аренды.
На данный момент разумно предположить, что применение общих положений о договоре аренды с учетом принципа свободы договора может быть применено и к отношениям каршеринга. Кроме того, в случае нарушения прав потребителей, к которым относятся пользователи каршеринга, можно применить положения законодательства о защите прав потребителей.
В связи с отсутствием специальных норм в гражданском законодательстве относительно договора каршеринга данная проблема требует дальнейшего осмысления и поиска путей ее решения.
В будущем каршеринг, вероятно, станет более удобным и эффективным. Автономные транспортные средства смогут забирать и высаживать пассажиров с минимальным участием человека. Это означает, что поездки можно заказать через мобильное приложение или другую цифровую платформу, после чего транспортное средство прибудет в указанное место. Приложение также может включать варианты оплаты, позволяющие пользователям оплачивать поездку прямо из него.
Кроме того, службы совместного использования автомобилей могут предлагать планы подписки, которые позволяют пользователям платить установленную плату за неограниченный доступ к определенным транспортным средствам или услугам.
По мере развития технологий службы карше-ринга могут также предлагать дополнительные функции, такие, как информация о дорожном движении в режиме реального времени, оптимизация маршрута и даже персонализированные рекомендации, основанные на предпочтениях пользователя.
Список источников
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2022 № 4261-р «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года» // http:// pravo.gov.ru, 30.12.2022
2. Баллус-Армет И., Шахин С.А., Клонтс К. и Вайнциммер Д. Пиринговый каршеринг. Изучение общественного восприятия и характеристик рынка в районе залива Сан-Франциско, Ка-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024
лифорния // URL: https://carsharing.org/research/ TS RC/P2Pcarsharing_TRR2014.pdf (Дата обращения: 02.06.2024)
3. Васильева Я. «Оружие преступников»: Эксперты озвучили опасности каршеринга // URL: web.archive.org/web/20180726170034/https:/ vistanews.ru/auto/257496 (Дата обращения: 02.06.2024)
4. Гудвин A. Daimler запускает сервис каршеринга car2go // URL: https://www.cnet.com/ roadshow/news/daimler-launches-car2go-vehicle-sharing-service (Дата обращения: 01.06.2024)
5. Добринский К Жизнь после Uber: каким будет автомобильный рынок в ближайшие 10 лет // URL: www.rb.ru/opinion/after-uber (Дата обращения: 12.06.2024)
6. Каримов Б.В. Москве появится краткосрочный прокат автомобилей // URL: www.rg.ru/2015/ 02/03/avto.html (Дата обращения: 02.06.2024)
7. Посыпкина A. Как заработать на совместном потреблении вещей // URL:https:// www.rbc.ru/finances/23/11/2017/5a0eef469a79 474b4bb79d80https://www.rbc.ru/money/23/11/ 2017/5a0eef469a79474b4bb79d80 (Дата обращения: 21.05.2024)
8. Сережкина Н. Машина на минуту, или все, чего вы не знали о каршеринге / / URL: mir24.tv/ news/16268203/mashina-na-minutu-ili-vse-chego-vy-ne-znali-o-karsheringe. (Дата обращения: 01.06.2024)
9. Чебышев В. Приложения от каршеринго-вых компаний позволяют угнать автомобиль // URL:www.securitylab.ru/news/494634.php (Дата обращения: 06.06.2024)
10. URL: https://carshering.info (Дата обращения: 14.06.2024)
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation dated 28.12.2022 № 4261-r «On approval
of the Strategy for the development of the automotive industry of the Russian Federation until 2035» // http://pravo.gov.ru , 30.12.2022
2. Ballus-Armet I., Shaheen S.A., Cons K. and FeintzimmerD. Peer-to-peer carsharing. Peer-to-peer carsharing. Public Opinion Research and market characteristics in the San Francisco Bay Area, California // URL: https://carsharing.org/research/ TSRC/P2Pcarsharing_TRR2014.pdf (Accessed: 02.06.2024)
3. Vasilyeva Ya. «Forces of prestige»: Experts have marked the danger of carsharing // URL: web.archi-ve.org/web/20180726170034/https:/vistanews.ru/ auto/257496 (Accessed: 02.06.2024)
4. Goodwin A. Daimler launches carsharing service car2go // URL: https://www.cnet.com/ roadshow/news/daimler-launches-car2go-vehicle-sharing-service (Accessed: 01.06.2024)
5. Dobrinsky K. Life after Uber: what will the car market be like in the next 10 years // URL: www.rb.ru/opinion/after-uber (Accessed: 12.06.2024)
6. Karimov B. V. Short-term car rental will appear in Moscow // URL: www.rg.ru/2015/02/03/ avto.html (Accessed: 02.06.2024)
7. Posypkina A. How to make money on the joint consumption of things // URL:https://www.rbc.ru/ finances/23/11/2017/5a0eef469a79474b4bb79d80 https://www.rbc.ru/money/23/11/2017/5a0ee f469a79474b4bb79d80 (Accessed: 21.05.2024)
8. Serezhkina N. A car for a minute, or everything you didn't know about carsharing / / URL: mir24.tv/ news/16268203/mashina-na-minutu-ili-vse-chego-vy-ne-znali-o-karsheringe (Accessed: 01.06.2024)
9. Chebyshev V. Applications from carsharing companies allow you to steal a car // URL:www. securitylab.ru/news/494634.php (Accessed: 061.06.2024)
10. URL: https://carshering.info (Accessed: 14.06.2024)
Информация об авторах
Земсков Ю.В. — кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Мельникова Ю.В. — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 09.06.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 14.07.2024.
Information about the authors
Zemskov Yu.V. — candidate of legal sciences,, associate professor, Dean of the faculty of law Melnikova Yu.V. — candidate of legal sciences, associate professor of the chair of civil law disciplines of the faculty of law
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 09.06.2024; approved after reviewing 08.07.2024; accepted for publication 14.07.2024.
LAW & LEGISLATION • 08-2024