Научная статья на тему 'Еще раз о Готской митрополии'

Еще раз о Готской митрополии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
660
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТИЯ / КРЕЩЕНИЕ / КУБРАТ / ПЕРЕЩЕПИНСКИЙ КЛАД / GOTHIA / BAPTISM / KUBRAT / PERESHCHEPINA TREASURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко Ю. Ю.

Статья посвящена ранней истории христианской Готии. В результате привлечения материалов церковной археологии удалось не только проследить пределы территорий, подконтрольных епискому и митрополиту Готии, но и по-новому осветить вопросы истории госудрства Кубрата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the early history of the Christian Gothia. As a result of bringing materials church archeology managed not only to trace the territories under the control of bishops and Metropolitan Gothia, but also shed new light on questions of history state of Kubrat.

Текст научной работы на тему «Еще раз о Готской митрополии»

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

ЦЕРКОВНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

Ю.Ю. Шевченко

ЕЩЕ РАЗ О ГОТСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Время учреждения Готской архиерейской кафедры относится к началу IV в., когда митрополит Готии Феофил Боспоританский имел резиденцию в Крыму (путь к которой лежал через Боспор), и участвовал в Первом Вселенском соборе Единой Церкви (325 г.). Этот экзарх, судя по титулатуре («Боспоританский»), был выше в иерархии, нежели упомянутый на том же Никейском соборе епископ города Боспора - Кадм. На том же Первом соборе присутствовал и епископ города Херсонеса Филипп. Связь Феофила Боспоританского с Боспором Киммерийским, а не с Боспором Фракийским, подтверждается хронологией ухода готов «за Дунай» не ранее 348 г. (см. ниже).

В Тавриде (Крыму) от епископа Феофила получает святое крещение Никита (f 369-372), будущий святой и великомученик готский (рис. 1); а восприемником Феофила

Боспортианского на Готской кафедре становится Ульфила, чьи прародители (дед и бабка) были приведены в Готию из Каппадокии (264 г.), во времена именно того «готского похода» на Малую Азию, который был совершен через Боспор, т.е. - из Крыма (рис. 2)1. Уместно считать, что во времена рукоположения Ульфилы это была уже Крымская Готия. Имя Феофила Боспоританского связывает происхождение и Никиты, и Ульфилы с территорией Крымского полуострова, в его юго-западной части, входящей во владения Неаполя Скифского, где имеются признаки готского присутствия1 2.

Не исключено, что с территорией Крыма связано и появление 308 готских мучеников (f372), 26 из которых известны поименно3, и мощи которых были сохранены готской

1 Щукин М.Б. Готский путь (Готы, Рим и черняховская культура). СПб., 2005. С. 143-144. Рис. 52; Юрочкин В.Ю. Боспор и православное начало у готов // Боспорский феномен: Греческая культура на переферии Античного мира. Материалы Международной научной конференции. Декабрь 1999. СПб., 1999. С. 326-332.

2 Дашевская О.Д. Поздние скифы в Юго-Западном Крыму // САИ. Вып. Д 1-7. М., 1991. Табл. 36; Казанский М. Германцы в Юго-Западном Крыму в позднеримское время и в эпоху Великого переселения народов // Готы и Рим. Сборник научных статей. Киев, 2006. С. 26-41; Bierbrouer V. Ethnos und Mobilitat im 5.Jahrhundert aus archeologischer Sicht: VomKaukasus bis nach Niederosterreich. Munchen: Verlag der Bayerischen Akademie Der Wissenschaften in Kommission beim verlag C.H. Beck, 2008. S. 37,112,125. Abb. 2,15-17; Scukin M., Kazanski M., Sharov O. Des les goths aux huns : Le nord de la mer noire au Bas - empire et a l’epoque des grandes migrations. BAR International Series 1535 / Series Editors : Sauro Gelichi, Lopez Quiroga, Patrick Perin. Monographs, I. Oxford, 2006. З. 301. Ill. 16.

3 Из «Православной энциклопедии: Готские мученики (f 375). Память 26 марта. Святые мученики пресвитеры Вафусий (Bathusius) и Верк (Vercus) с двумя сыновьями и двумя дочерями, монах Арпила (Arpilus), миряне Авив (Abibus), Агн (Agnus), Реас (Reas), Игафракс (Igathrax), Иской (Iscous), Сила (Silas), Сигиц (Signicus), Сонирил (Sonerilas), Суимвл (Suimbalus), Ферм (Thermus), Филл (Phillus), Констанс, царевич Агафон и мученицы Анна, Алла, Лариса, Монко (Monco), Мамика (Mamika), Уирко (Virko), Анимаиса (Animais или Анимиада-Animaida), и неивестный мученик с ними, а также королева Готская Гаафа и принцесса Дуклида пострадали около 375 года при короле Унгерихе (Jungerich), преследователе христиан. Древний синаксарий Готской Церкви описывает мученичество двадцати шести христиан во времена императоров Валентиниана (Valentinian), Валента (Valens) и Грациана (Gratian). Историк Созомен говорит, что король Атанарик (Athanaric) был разгневан, узнав, что его подданные принимают Христианство после проповеди арианского епископа Ульфилы (Ulfila). Поэтому король приказал многих из них предать на муки и казнить, часто без суда. Министры короля Атанарика поместили статую в колесницу и провезли ее перед палатками, которые христиане использовали для церковного служения. Те, кто поклонился идолу и принес жертву, были оставлены в живых, остальные были тут же сожжены заживо. Унгерих отдал распоряжение сжечь дотла церковь во время

109

Шевченко Ю.Ю. Еще раз о Готской митрополии

«королевой» Граафой (Грэтой?), хранились готской «королевой» Аллой и дочерью Граафы Дуклидой (Лидией?), возможно, недалеко от Алушты (вершина Ай-Дуклу?); и, в конце концов, были перевезены в малоазийский город Кизик (см. рис.2). Об этих событиях, и пребывании данных реликвий в Крымской Готии, - не исключено, что в пещере Йографа (рис. 3), - в княжестве, дожившем до позднесредневековых времен, сохранилось соответствующее предание* 4. Именно из пещеры Йографа происходит обломок мраморной иконы (барельеф в ковчежце) с ликом Христа-Эммануила (рис. 4). Судя по положению Христа-Эммануила, он явно с Богородицей. Титлы Христа написаны позднее (что видно по довольно грубой затирке на поверхности каких-то предыдущих начертаний). А вот аналогия такого Лика есть только на раннехристианских саркофагах IV в. Ватиканского собрания. Христос-Эммануил без крестчатого нимба изображался только в живописи катакомб III—IV вв., да в пластике этих саркофагов. Древнейшая икона Богородицы («Праворушная») с датой не позднее 362 г. в Успенском монастыре Богородицы Мега Спилеон, у г. Калавитры на греческом Пелопоннесе имеет близкое изображение «круглоголового» Эммануила. В Мега Спилеон имеются пещерные храмы с древней конструкцией алтаря, созданной до 692 г. (рис. 5). А лик Христа с иконы из Мега Спилеон несколько напоминает крымский, из Йографы (без крестчатого нимба). Во всяком случае, экземпляр Спаса из Синайского монастыря св. Екатерины уже с крестчатым нимбом (его обычно датируют временем создания монастыря 552 г., когда образ был туда внесен, т.ч., может быть он и более ранний). Таким образом, и икона (фрагмент) из пещеры Иографа, скорее всего, раннего времени. Ориентируясь на аналогии - не позднее IV в.

Гонения на христиан в Готском королевстве связываются Готским синаксарем (не исключено, что входившем в наследство Лангобардской королевы Теодолины в Боббио и Монце, ибо Месяцеслов происходил именно из Боббио) с именем Унгериха, в котором видят то Эрманариха (Германариха), то исторически известного преследователя готов-христиан -Атанариха (и, видимо, с большей степенью вероятности).

Все перипетии, связанные как с гибелью Никиты Готского (см. рис. 1), так и сожжением 308 готских христиан в храме, — происходили при епископстве в Готии Ульфилы, который позднее увел часть христианизированного народа готов за Дунай. Это переселение по хронологии, приведенной блж. Иеронимом Стридонским, относится к временам ок. 375/378 г.; а более поздние источники, например, арианский историк Авксентий Дуросторский, предлагают более раннюю дату — 348 г., что подтверждается сведениями Кирилла Иерусалимского5. Военные столкновения между готскими вождями Фритигерном и Атанарихом, времен императора Валента (ок. 369 г.), и участие в их переговорах готского епископа Ульфилы, делают предпочтительной более позднюю дату (между 348—378 гг.) образования Малой Готии на Дунае, по отношеню к Первому Вселенскому собору Церкви с

богослужения. В огне погибли 308 человек, из которых лишь двадцать один известен по имени. Во время правления Валентиниана и Феодосия (Theodosios, 383—392), Гаафа, вдова короля Готского, который был православным христианином, и ее дочь Дуклида, собрали мощи святых мучеников и перенесли их вместе с несколькими священниками и мирянином по имени Филлас (Thyellas) в Сирию. Гаафа позже возвратилась к ее родной земле, где она была побита камнями и умерла как мученица вместе со своим сыном Агафоном. Мощи святых мучеников были оставлены Дуклиде, которая отправилась в Кизик (Cyzicus), что в Малой Азии, и передала некоторые из мощей для основания церкви. Святая Дуклида скончалась мирно.

4 Беликов Д.Н. Начало христианства у Готов и деятельность епископа Ульфилы. Казань, 1887. Вып.1; Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. СПб., 1901. Т. 1. Ч.1. С. 30—35; Струков Д.М. Жития святых Таврических (Крымских) чудотворцев. Изд.2-е. М., 1882.

5 Лавров В.В. Епископ Ульфила и развитие готской литературы // Интеллектуальная элита античного мира. ТД научной конференции. 8—9 ноября 1995 г. СПб., 1995. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] // Режим доступа: http://centant.spbu.ru/centrum/publik/confcent/1995-11/lavrov.htm; Готские войны III в. н.э.: римское культурное влияние на восточногерманские племена Северного Причерноморья // Проблемы античной истории. Сборник научных статей к 70-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова / Под ред. д.и.н. А.Ю. Дворниченко. СПб., 2003. С. 332—352.

110

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

участием Феофила Боспоританского (экзарха Готии) и епископа города Боспора Кадма. Именно после 348-372 гг., готское присутствие южнее Дуная стало ощутимым: готы перерезали почти 7000 жителей Фессалоник, из-за налоговой политики императора Феодосия Великого и убийства их вождя Бутериха (389 г.)6. Образование Малой Готии на Дунае только и могло способствовать «готскому этническому наполнению» города Боспора Фракийского, цари которого удивительно дублировали своими именами царей Боспора Киммерийского (как это было с Котисом II). У этих «малых готов», и в этом Боспоре (Фракийском) обосновал Церковную кафедру, рукополагая на нее Готского владыку, только святитель Иоанн Златоуст (347-407 гг.), пребывая на патриаршей престоле Константинополя (398-404 гг.).

Борьба готского христианского короля («рекса») Фритигерна против готского короля-язычника Атанариха - явление значительное7, и посреднической роли епископа Ульфилы в переговорах Фритигерна с императором Валентом посвящено отдельное исследование, результаты которого вошли в крупную обобщающую работу8. А наличие черняховского материала в Крыму9 с одной стороны, и связанность с полуостровом происхождения христианских вождей готов (каковым был, например, Никита), с другой, является серьезным аргументом в пользу вхождения территории Тавриды (народа названного боранами) в Готское королевство «страны Ойум»10 11. Об «исходной территории», каковым для готов был Крым, свидетельствует не только поход на христинскую Каппадокию (по заказу Рима?) 254 (? 264) г., но и произошедшее под натиском персов возвращение готов - федератов Византии, охранявших Кавказские перевалы в IV-VI вв., обратно в Крым к середине VI в.11, и восстановление Готской митрополии (вместо епархии), как во времена Первого Вселенского собора и Феофила Боспоританского, включавшей епархиальные образования, разместившиеся на месте некогда обширной Готской державы12. Пребывание готов на Кавказском Побережье, отражено и нарративными источниками: это готы-тетракситы, помещаемые «южнее Таманского полуострова»13, часть которых при обратном переселении в Крым осталась на Черноморском Побережье под именем «евдусиан, говоривших на готском и таврском языках».

Основы территориального разрастания архиерейской кафедры Готии за пределы Таврического полуострова, лежат в событиях после крушения готских королевств под ударами гуннов и в событиях самого начала VI в. Это миссия епископов из Аррана (Азербайджана) - Кардоста и Макария. Первый из них, с тремя священниками и четырьмя

6 Горайко А.В. О роли Антиохийской Церкви в восстании 397 г. // Проблемы теологии. Вып.3: Материалы Третьей международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа. 2 - 3 марта 2006. Часть 1. Екатеринбург, 2006. С. 4-17.

7 Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI в. (Опыт исторической этнографии). СПб, 2003.

8 Щукин М.Б. Силадьшомйо или Сильвано-Шильмоне и Фритигерн // Культурные трансформации и взаимовлияния в Днепровском регионе на исходе римского времени и в раннем средневековье. Доклады научной конференции к 60-летию со дня рождения Е.А. Горюнова. СПб., 2004. С. 158-168; Готский путь... с. 207-254, 364-372.

9 КазанскийМ. Германцы в Юго-Западном Крыму... С. 26-41.

10 Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. Екатеринбург, 2001. С. 11, 17.

11 Бажан И.А. Многолепестковые инкрустированные фибулы и вопросы хронологии цебельдинских древностей // Доклад на семинаре «Хронограф» 06.04.2009. в ИИМК РАН. Изв. ИИМК РАН, СПб. (в печати); Шевченко Ю.Ю., Уманец А.Н. Палеоэтнографическая ситуация V-VII вв. в Северном Причерноморье и появление раннехристианских пещерных памятников // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2009 г. СПб., 2009. С. 119-120.

12 Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI в. Шевченко Ю.Ю., Уманец А.Н. Палеоэтнографическая ситуация V-VII вв. в Северном Причерноморье. С. 60-67.

13 Васильев А.А. Время византийского, хазарского и русского влияния (с VI по XI в.) // Изв. ГАИМК. Л., 1927. Вып.У С. 261.

111

Шевченко Ю.Ю. Еще раз о Готской митрополии

проповедниками, почти три десятилетия в начале VI в. проповедовал на Юге Восточной Европы14, и основными проводниками его миссии были воинственные савиры - выходцы из Сибири, по имени которых эта северо-восточная часть Евразии получила свое имя. Их перманентный союз с Византией и стабильные союзнические отношения с антами15, привели к становлению епископских кафедр на южных территориях некогда обширной и могущественной Готской державы IV в. - государства Германариха16 17, - от Дона до Днестра. Готы были разгромлены гуннами, а эстафету рухнувшей империи Аттилы (452 г.) в ДнепроДонском междуречье приняли савиры. Проблеме существования «варварских королевств»

17

гуннского времени посвящено отдельное исследование , в котором локализация центров («королевства Винитария» для Киевского Поднепровья и Левобережья Днепра; и аналогичные образования Донского региона) полностью согласуется с излагаемой версией. Отложения «эпохи варварских королевств» на территории Восточной Европы - речное Сужданское погребение (рис.6), а также перещепинское погребение (клад) с перстнями Кубрата (рис. 7), христианина и патрикия Византийской империи.

Готская митрополия, куда входила Оногурская епархия Подонья, зафиксирована во времена восстания против хазар крымского епископа Иоанна Готского накануне 791 г.18 Этому крупному Экзархату Церкви были подчинены, из семи епархий, - Астильская, у хазар на Волге (Итильская), и Оногурская (оногуры - болгарское племя между Днепром и Доном)

- где-то в Подонье, или в междуречье Дона и Днепра.

«Болгарские территории» (Великую Болгарию) как правило, размещают восточнее Дона

- в Приазовье19. Но, учитывая место ставки и погребения христианского владетеля Великой Болгарии - Кубрата у с. Малая Перещепина Полтавской губ. на Левобережье Днепра20, -земли Великой Болгарии - Оногурии (и соответственно, Оногурской епископии) следует помещать много северо-западнее: от Дона до Левобережья Среднего Днепра включительно. Именно там, где с последних десятилетий VII в., располагаются памятники алано-болгарской культуры (салтовской) - на Северском Донце и в бассейне Дона, населенного болгарами21 и до левого берега Днепра, - простиралась Великая Болгария.

Основной военной силой племенного объединения болгар оставались савиры, называвшиеся в этих условиях и в этой среде «черными болгарами» (от «sav» - «черный»; «aric» - «человек», «воин»), что согласно армянским летописным источникам обозначало «черные сыны», «черные воины»22. Центром савирского княжества («царства гуннов») являлся город Варачан, известный недалеким расположением от «Беленджера», в состав которого входили савиры и Берсилия (барсилы, берсула), причем, последняя частично

14 Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 93-94.

15 Шевченко Ю.Ю. На рубеже двух этнических субстратов Восточной Европы VIII-X вв. // Этнография народов Восточной Европы / Отв. ред. А. А. Шенников. Л., 1977. С. 39-52.

16 ВольфрамХ. Готы. От истоков до середины VI в...

17 Казанский М.М., Мастикова А.В. Кочевые и оседлые варвары гуннского времени в Восточной Европе // Дивногорский сборник: Труды музея-заповедника «Дивногорье». Вып.1: Археология / Отв. ред. А.З. Винников, М.И. Лылова. Воронеж, 2009. С. 225-252.

18 Артамонов М.И. История хазар. С. 258. Прим. 57, 412; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость

драгоценностей. Кырк-ор, Чуфут-Кале. Симферополь, 1993. С. 119-122.

19 Артамонов М.И. История хазар. С. 152-169.

20 Вернер И. Погребалната находка от Малая Перешчепина и Кубрат - хан на българите. София, 1988; Залесская В.Н., Львова З.А., Маршак Б.И., Соколова И.В., Фонякова Н.А. Сокровища хана Кубрата. Перещепинский клад. СПб., 1997. С. 42; Werner J. Der Grabfund von Malaja Perescepina und Kubrat, Kagan der Bulgaren. Bayerische Akademie der Wissenschaften, Philosophisch - Historische Klasse, Abhandlungen (Neue Folge) Heft 91. Munchen, 1984. S. 38-44.

21 Чичуров И. С. Экскурс Феофана о протоболгарах // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования 1975 г. М., 1976. С. 65-80.

22 Уманець О.М., Шевченко Ю.Ю. Проблема культурогенезу давньорусьоі «севери» з центром у Чєрнігові // Проблеми історичного і географічного краезнавства Чернігівщини. Чернігів, 1993. Вип.2. С. 3-13.

112

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

совпадала с территорией современной Башкирии. «Беленджер», как в результате возможной ошибки переписчиков звучит этот объединяющий термин (савиры + барсилы), считают вариацией названия все тех же Болгар23. Исследователи с упорством стремятся привязать все перечисленные номенклатуры к Северному Кавказу («царство гуннов», савиров, Беленджер, Варачан): тогда речь шла бы о чрезвычайно маленьком княжестве24 25, вряд ли способном угрожать территориально обширной и могущественной Кавказской Албании VII века. Представляется более чем вероятным, что под этими наименованиями выступает территория Великой Болгарии 682 г., после смерти Кубрата и ухода Аспаруха на Дунай, когда Батбай (в случае его историчности) остался на прежнем месте, но уже под сюзеренатом Хазарии.

Князь этой савирской страны («царства гуннов») выступает под именем Алп-Илитвера, что соответствуют титулу алп-ельтебера - «эфенди», «принца», как в Хазарском Каганате называли великих владетельных князей с номинальной вассальной зависимостью . Алп-Илитвер в 661 и 664 гг. наносит Албании военные удары, вынуждающие это значительное и по территории и по военной мощи кавказское царство практически к вассальной зависимости, подтверждая эту зависимость династическим браком и очередным успешным походом 669/670 года. В это время Великая Болгария - еще суверенное государство (до войны с хазарами 679г.).

Посольство, отправленное в 682 г. албанским князем Вараз-Трдата во главе с епископом Исраелем, отправляется в страну Алп-Илитвера, уже вассала Хазарии, не через «Дербентские ворота» (как это произошло бы, будь его «царство гуннов» на берегу Каспия севернее Дербента)26, а через Центральный Кавказский хребет между истоками Алазани и Койсу27 28. Посольство направляется не только «севернее Кавказа», но еще и «западнее Кавказа», где лежит Великая Болгария и находится главный город Алп-Илитвера, названный Варачаном, -название фонетически перекликающееся с рекой Бузан, как назван Дон в переписке хазарского царя Иосифа (если под Доном, устье которого является «южной границей с Румом [Византией]» царского письма, как полагал А Гаркави, понимается река «В-д-шан» , - то это и вовсе идентично наименованию савирского города).

Христианство было принято Алп-Илитвером вместе со всей савирской аристократией и усиленно насаждалось среди населения: из почитаемого политеистами-савирами дуба был вырезан массивный крест, украшенный «изображениями животных и блестящими крестами»29. А сообщение о вступлении властителя савиров «в семью христианских государей» было направлено армянскому католикосу Сахаку30, как возможное свидетельство традиционного сохранения памяти о миссии епископа-армянина Кардоста,

проповедовавшего у тех же савиров на полтора столетия ранее.

Все это происходило на территории, где властвовал христианин Кубрат, где найдены погребальные сокровища и среди них - специфически христианские перстни с тамгами этого владетеля Великой Болгарии31. Крайне интересным является находка в том же микрорегионе

23 Артамонов М.И. История хазар. С. 184. Прим. 9-12.

24 Там же. С. 200.

25 Marquart J. Osteuropaische und Ostasiatsche Streifzuge. Leipzig, 1903. S. 114-115.

26 Артамонов М.И. История хазар. С. 200.

27 Там же. С. 186. Прим. 18.

28 Там же. С. 389-391.

29 Там же. С. 188.

30 Там же. С. 189.

31 Вернер И. Погребалната находка от Малая Перешчепина и Кубрат - хан на българите. София, 1988; Werner J. Der Grabfund von Malaja Perescepina und Kubrat... S. 38-44. Иоахим Вернер осмотрел хранившиеся тогда в фондах Государственного Эрмитажа в Ленинграде (хранитель Злата Александровна Львова) вещи из Малой Перещепины в конце апреля 1984 г. (чему автор этих строк был свидетелем). Он набросал карандашиком в блокноте зарисовки тех вещей, которые не были известны в иллюстрациях по публикациям 30-х гг. (Л.А.

113

Шевченко Ю.Ю. Еще раз о Готской митрополии

постготского (V в.) «речного погребения»32, где имелся сложносоставной золотой пояс-цепь (см. рис. 6), во всем схожий с такими же поясами - христианскими реликвиями «от Гроба Господня», в том числе и с поясом, подаренным императором Валентом - защитнику христианства - готскому королю Фритигерну, через посредство епископа Ульфилы33. Христианизация, начавшаяся в эпоху державы готов здесь, на левом берегу Среднего Днепра, где располагалось «царство Винитария»34, продолжалась в эпоху Кубрата.

После смерти Кубрата и хазаро-болгарской войны (679 г.), в результате которой часть болгар под водительством сына Кубрата - Аспаруха была вытеснена на Дунай (680 г.), Хазарский каганат распространил свою власть на территории, ранее контролировавшиеся союзной Византии - Великой Болгарией (Подонье, Поднепровье). Претензии Хазарии оказались успешными даже в отношении фем (областей) самой Византийской империи (в Крыму), куда в 698 г. бежит сосланный в Херсонес низложенный император Юстиниан II, укрывшись в центре Готской митрополии - Дори35 (видимо, в Эски-Кермене, по заключению Н.И. Репникова)36. Столица Готской митрополии в Крыму (Дори) была в те времена под протекторатом хазар. Именно в это время функционируют пещерные церкви Юго-Западного Крыма37, среди которых особо показательны пещерные храмы Эски-Кермена38.

В эти времена от имени Готской митрополии Крыма Херсонский владыка поставил свою подпись под решением Трулльского (Дворцового) собора 692 г. в качестве «Георгия, епископа Херсона Дорантского» (т. е., принадлежавшего к Готской митрополии в Дори)39. С

Манцулевича), и не появились в публикациях 60-х ХХ в. (М.И. Артамонова). И через каких-то три месяца в свет вышла монография И.Вернера о погребении на Приднепровских землях Левобережья Днепра (Полтавской обл. Украины) владетеля Великой Болгарии, где исследователь привел расшифровку тамг на перстнях из погребения, принадлежавших «патрикию Кубрату» (См.: Werner J. Der Grabfund von Malaja Perescepina und Kubrat...), что вызвало массовый отклик в прессе. Как и прочие монографии И. Вернера эта работа была переведена на многие языки мира (См.: Вернер И. Погребалната находка от Малая Перешчепина и Кубрат...), кроме русского, на который она не переведена и по сей день, поскольку погребение властелина Великой Болгарии оказалось почти в эпицентре «исконно славянских земель», - на территории самой «Русской земли» (Переяславского княжества) - в ядре формирования восточнославянского единства. Это, в глазах загипнотизированных геополитизмом исследователей, «сдвигало» процесс формирования славянства в его восточном глоттогенетическом крыле на время после падения Великой Болгарии. Однозначная трактовка И. Вернером принадлежности погребения кагану Великой Болгарии вызвала несостоятельные возражения чересчур политизированных специалистов-археологов, но при публикации памятника, вопрос о непререкаемой принадлежности тамг из Перещепино Кубрату обойти так и не удалось (См.: Залесская В.Н., Львова З.А., Маршак Б.И., Соколова И.В., Фонякова Н.А. Сокровища хана Кубрата.). Однако, высказанные в полемике предположения о принадлежности погребения «наследникам Кубрата» (или ограбившему болгарского владавца - хазарскому аристократу) - почему-то продолжают тиражироваться. Хотя никто, например, в аналогичной ситуации не приписывает погребения короля франков Хильдерика (с его перстнем-печаткой) его сыну Хлодвигу, или ограбившим короля аристократам или купцам, etc.

32 Мацулевич Л.А. Погребение варварского князя в Восточной Европе. Новые находки в верховье реки Суджи // Изв. ГАИМК. М.-Л., 1934. Вып. 112. С. 89, сл.

33 Шевченко Ю.Ю. Реликвия из величайшей пещерной святыни христианского мира // Славянский ход 2005. Материалы и исследования. Ханты-Мансийск-Сургут, 2005. Вып.2. С. 126-159.

34 Казанский М.М., Мастикова А.В. Кочевые и оседлые варвары гуннского времени в Восточной Европе. С. 225-252.

35 Васильев А.А. Время византийского, хазарского и русского влияния. С. 191-199.

36 Веймарн Е.В. Оборонительные сооружения Эски-Кермена // История и археология средневекового Крыма. М., 1958. С. 28, 54; Мацулевич Л.А. Погребение варварского князя в Восточной Европе.

37 Виноградов А.Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М.С. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии // РА.1995. № 1. С. 72-80; Гайдуков Н.Е., Желтов М., диак. Престолы пещерных храмов ЮгоЗападного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев-Судак, 2006. Т. 2. С. 76-85.

38 Шевченко Ю.Ю. Храмы христиан юга Восточной Европы в эпоху Великого переселения народов // Сіверщина в історії України. Збірник наукових праць. Київ-Глухів, 2010. Вип.3. (355 с.). С. 67-75.

39 Васильев А.А. Время византийского, хазарского и русского влияния . С. 189-190.

114

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

помощью болгарского хана Тревела (Дунайской Болгарии) к 705 г. Юстиниан II сумел вернуть себе трон Византии40, и остался союзником Хазарского кагана. С хазарским владычеством в Горном Крыму было связано антихазарское восстание Иоанна Готского (до 791 г.), после которого наименование Готской митрополии исчезло со страниц исторических источников.

Престолы древнего типа, сооруженные до постановления Трулльского (Дворцового) собора в 692 г. известны в пещерных храмах Крыма. Они предназначались для исполнения древнего Александрийского (ап.Марка) и Иерусалимского (ап.Иакова Старшего, брата Господня) чинов, где служба ведется перед престолом, а престол примыкает к внутренней стене восточной части храма. Таков храм Евграфия в Инкермане (рис. 8); таков сохранившийся престол в южном пределе храма «Судилище» в Эски-Кермене (рис. 9), таким же, надо думать, был и первоначальный престол в центральном нефе этого храма; таков престол в храме «Донаторов» (рис. 10). С появлением к концу IV в. литургии свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста, требовавшей обход престола при службе (в три четверти противусолонь, и в три четверти посолонь), престол занял центральное место в восточной части храма (в алтарной апсиде). Трулльский собор (692 г.) сделал эту службу обязательной на праздник Благовещения. После чего «жертвенное место» христиан (престол) занимал исключительно центр алтаря.

40 Артамонов М.И. История хазар. С. 196-198.

115

Шевченко Ю.Ю. Еще раз о Готской митрополии

Резюме

Статья посвящена ранней истории христианской Готии. В результате привлечения материалов церковной археологии удалось не только проследить пределы территорий, подконтрольных епискому и митрополиту Готии, но и по-новому осветить вопросы истории госудрства Кубрата.

Ключевые слова: Готия, крещение, Кубрат, Перещепинский клад.

Summary

The article is devoted to the early history of the Christian Gothia. As a result of bringing materials church archeology managed not only to trace the territories under the control of bishops and Metropolitan Gothia, but also shed new light on questions of history state of Kubrat.

Key words: Gothia, baptism, Kubrat, Pereshchepina treasure.

116

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 1. Мощи (десница) св.вмч. Никиты Готского (| 372), перенесенные из храма города Аназарвы (Киликия) в сербский монастырь Высокие Дечаны в Косово.

Рис. 2. Ранние походы готов периода «готских войн» (через Боспор Киммерийский, - из Крыма) по М.Б. Щукину (См.: ЩукинМ.Б. Готский путь. Рис.52).

117

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шевченко Ю.Ю. Еще раз о Готской митрополии

Рис. 3. Вход в крымскую пещеру Иографа у Ай_Дуклу. Украина. Фотография автора 2006 г.

118

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 4. Фрагмент иконы-барельефа (в ковчежце) с ликом Христа-Эммануила. Экспозиция краеведческого музея. Ялта. Крым.

119

Шевченко Ю.Ю. Еще раз о Готской митрополии

Рис. 5. Пещерный храм в монастыре Успения (Мега Спилеон) у пелопонесской Калавитры. Греция. Фотография М.В. Соболевой, 2007 г.

120

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 6. Вещи из «речного погребения восточноевропейского князя». Сужданский «клад» (на р.Суджа). Москва.

121

Шевченко Ю.Ю. Еще раз о Готской митрополии

Рис. 7. Перстни с тамгами из погребения владетеля Великой Болгарии - Кубрата. Находка в Полтавской обл. на Украине (на Левобережье Днепра). Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Рис. 8. План, разрез и вид на престол пещерного храма св. Евграфия в Инкермане. Крым (по Ю.М. Могаричеву).

122

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 9. Престол древнего типа (примыкающий к внутренней стене апсиды для службы перед престолом) в южном пределе пещерного храма «Судилище» в Эски-Кермене. Крым. Фотография автора, 2006 г.

123

Шевченко Ю.Ю. Еще раз о Готской митрополии

Рис. 10. Престол древнего типа в храме «Донаторов» возле Эски-Кермена. Крым. Фотография автора, 2006 г.

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.