Научная статья на тему 'Крымская Готия и «Счастливая страна Ойум» Иордана'

Крымская Готия и «Счастливая страна Ойум» Иордана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
679
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРВАРЫ / ВЕЛЬБАРК / ГОТЫ / ОЙУМ / ЦЕРКОВНАЯ АРХЕОЛОГИЯ / ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА / BARBARIANS / VELBARK / GOTH / OYUM / CHURCH ARCHEOLOGY / CHERNYAKHOV CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко Ю. Ю.

Автор продолжает вводить в научный оборот результаты исследований территории Юго-Западного Крыма. В статье проанализирован новый археологический материал и изложены результаты изучения памятников церковной археологии. На основании синтеза письменных и археологических источников автором высказана гипотеза о локализации страны «Ойум» в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author continues to enter into scientific circulation research results in Southwest Crimea. The article analyzes the new archaeological material and the results of the study of church monuments of archeology. On the basis of the synthesis of the written and archaeological sources, the author hypothesized localization country «Oyum» in Crimea.

Текст научной работы на тему «Крымская Готия и «Счастливая страна Ойум» Иордана»

Ю.Ю. Шевченко. Крымская Готия и «счастливая страна Ойум»...

ЦЕРКОВНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94 (477.75)

Ю.Ю. Шевченко

КРЫМСКАЯ ГОТИЯ И «СЧАСТЛИВАЯ СТРАНА ОЙУМ» ИОРДАНА

C 2005 г. автором велось визуальное наблюдение за комплексом пещер Чилтер-Коба в склонах горного мыса Ай-Тодор, над рекой Бельбек в Тавриде (Крыму). В 2009 г. были детально изучены литургические устройства: престол и жертвенник в Свято-Феодоровском (Ай-Тодорском) пещерном храме монастыря Чилтер-Коба1. Их тождество с подобными устройствами в наиболее ранних христианских храмах: в «Пещере Апокалипсиса» на Патмосе конца II — первой половины III в.; в храме Младенцев в Вифлееме, существовавшем уже во времена Елены Августы между 325 и 337 гг., и хорошо известном в первой половине V в. н. э. ввиду пострига в нем блж. Иеронима Стридонского; в «пещере Иоанна Предтечи» у Иерусалима IV—VI вв. , свидетельствуют о создании Чилтер-Кобинского литургического устройства вместе с наиболее ранними христианскими храмами до начала IV в.н.э.1 2 3 4

В связи с такой, очень вероятной хронологией устройства престолов Чилтер-Кобы, выполненных до 325—337 гг., небезынтересным является то обстоятельство, что весь III

в. н.э. на юге Северного Причерноморья проходит под эгидой гото-римских войн, а христианское вероучение, в качестве массового явления, как показывает анализ «Церковных историй» Созомена и Филосторгия, пришло в Крым вместе с пленниками из Каппадокии4. Известно, что оба крупных готских похода на Каппадокию 254 (264) г. и 275

г. были предприняты готами с берегов Меотиды, то есть через Боспор5, а епископ Боспора Кадм вместе с епископом Херсонеса Филиппом уже присутствовал на Первом Вселенском соборе 325 г. (на Втором, 381 г., — епископ Еферий6). Там же был и владыка (митрополит) Готии Феофил Боспоританский. Судя по титулатуре («Боспоританский»), он являлся

1 Шевченко Ю.Ю. О времени возможного возникновения пещерного монастыря Чилтер-Коба в Крыму // Материалы полевых исследований МАЭ РАН в 2009 г. / Отв.ред. Е.Г. Федорова. СПб., 2010. Вып.10. С. 94—117.

2 Gibson S. The Cave of John the Baptist: The First Archaeological Evidence of the Historical Reality of the Gospel Story. London, 2005.

3 Шевченко Ю.Ю. Реалии «литургической археологии» в датировке христианских пещерных храмов Восточной Европы // Христианство в регионах мира. Вып. 3: Христианская архаика / Отв. ред. М.Ф. Альбедиль, Ю.Ю. Шевченко. СПб, 2011. С. 62—112.

4 Василевский В.Г. Хождение Апостола Андрея // Труды В.Г. Василевского. СПб., 1909. Т. II. Вып. 1. С. 276, сл.

5 Юрочкин В.Ю. Боспор и православное начало у готов // Боспорский феномен: Греческая культура на периферии Античного мира. Материалы Международной научной конференции. СПб., 1999. С. 326— 332; ЩукинМ.Б. Готский путь: Готы, Рим и Черняховская культура. СПб., 2005. С. 134—151.

6 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес: Очерки истории материальной культуры // МИА. 1959. С. 28.

102

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. V

владыкой Крымской Готии, по названию Боспора Киммерийского, поскольку Боспор Фракийский («Малая Готия») был заселен готами не ранее 346 г. (по поздним сведениям Кирилла Иерусалимского), а, скорее всего, готы были приведены в Малую (Дунайскую) Готию только епископом Ульфилой после войн с язычниками в 372 году (по сведениям более раннего автора — блж. Иеронима Стридонского).

Епископ Ульфила также происходил из «каппадокийского плена» 254 (264) г., поскольку его дед и бабка (уже христиане) были приведены готами из Каппадокии в результате первого готского морского похода . Согласно сохранившемуся в источниках преданию, дед Ульфилы был священником (носил «пресвитерский сан»). «Каппадокийский след» ощущается и в аналогиях, которые можно привести (особенно среди храмов Ихлара в долине реки Мелендиз) раннесредневековым пещерным храмам Таврики.

Амфорный материал, происходящий из местоположения пещер Чилтер-Кобы, как полагают исследователи, относится к V—VII вв. (по И.Б. Зеест). Обломки амфор обнаружены на склоне, прямо под пещерами Чилтер-кобы на горном мысу Ай-Тодор в результате двенадцатилетних исследований здесь В.Н. Даниленко . Аналогично датирует фрагменты амфор Л.А. Омелькова, раскопавшая поселение, которое лежит чуть ниже по склону мыса Ай-Тодор, над рекой Бельбек7 8 9. Автором этот материал (хранящийся в фондах Бахчисарайского историко-культурного музея-заповедника) осмотрен, он состоит, в основном, из фрагментов амфорных стенок, для точных датировок, увы, непригодных, но по фактуре и тесту их можно условно также отнести к ранневизантийскому времени: IV— VI (VII) вв.н.э.

Однако, этот материал не является наиболее ранним в этом пункте. При обследовании склонов непосредственно под пещерным монастырем Чилтер-коба, кроме фрагментов позднеантичной керамики, автором настоящей работы были обнаружены три фрагмента «черняхоидной» керамики, в том числе — один — лепной, чернолощеный III—IV вв. К 2012 г. количество фрагментов «черняхоидной» керамики, собранных на склонах под пещерами Ай-Тодора (пещерного Свято-Феодоровского монастыря) достигло более трех десятков. Их бережно собирает и хранит насельник монастыря — брат Кирилл (постоянно живущий в пещере, рядом с пещерной келией отца-настоятеля — иеромонаха Даниила). В основном, это обломки гончарной сероглиняной посуды с врезным геометрическим орнаментом, иногда (в пяти случаях) с лощением по внешней поверхности. Найдено также четыре фрагмента лепной лощеной посуды (три — чернолощеных; один — желтолощеный). Они имеют ярко выраженный «пшевороидный» или «зарубиноидный» вид10 11. Подобная керамика была открыта на городищах Нижнего Днепра: на поселении и могильнике Высокий Груд на р. Белоусе в бассейне Низовий Десны11; в Щуровке, бассейна Удая; на Лепесовке (по М.А. Тихановой и М.Б. Щукину) и в Залесцах (по М.Ю. Смишко) Буго-Днестровского региона.

7 Щукин М.Б. Указ. соч.

8 Даниленко В.Н. Монастырь Чильтер-Коба: архитектурный аспект // История и археология ЮгоЗападного Крыма. Симферополь, 1993. С. 92, сл, 327.

9 Омелькова Л.А. Исследование поселения в долине реки Бельбек // Археологические открытия в 1983 г. М., 1985. С. 330.

10 Шевченко Ю.Ю. Хронология «зарубиноидной» керамики на городищах Нижнего Днепра // Проблемы археологии Северного Причерноморья (к 100-летию Херсонского музея Древностей). Тезисы докладов юбилейной конференции. Ч. II. Херсон, 1990. С. 41—43.

11 Шевченко Ю.Ю. Высокий (Белый) Груд на рубеже нашей эры // «Stratum plus». Петербургский археологический вестник: «Европейская Сарматия». Сборник статей к 60-летию Д.А. Мачинского и М.Б. Щукина. Санкт-Петербург — Кишинев, 1997. С. 122—125, 131, 135, рис. 9,1,13; 12,5,10,18.

103

Ю.Ю. Шевченко. Крымская Готия и «счастливая страна Ойум»...

Такая посуда (по формам и технологиям) имеет соответствия как в пшеворской культуре, так и в вельбаркской, а также на памятниках, соответствующих продвижению племен-носителей вельбаркской традиции: на могильнике Брест-Тришин (Белоруссия) и в наиболее ранних погребениях могильника Дитиничи (Украина). В 2011 г. на склонах под пещерами Ай-Тодорского монастыря был обнаружен и фрагмент достоверно вельбаркской (готской) керамики из хорошо просеянной глиняной массы, с мелкой дресвой в тесте, кострового обжига (осветленным поверхностным слоем и темно серым — почти до черного — по внутренней поверхности на изломе черепка). Его украшали характерные вертикальные расчесы-штрихи с лощением поверх расчесов. В 2012 г. найдено еще два фрагмента тех же технологических норм выделки: один — аналогичный ранее найденному; второй — с редкими вертикальными канелюрами и тщательной заглаженостью поверхности поверх канелюр. Подобная посуда относится к керамическому набору любовидзской фазы вельбаркской культуры и датируется не позднее конца II—начала III вв.н.э. Этой дате соответствует и найденный здесь же фрагмент стенки светлоглиняной амфоры с примесью пироксена в тесте.

Подобная идентификация керамических фрагментов вельбаркской культуры (ранее: «восточнопоморско-мазовецкой» или «гото-гепидской»), была бы для автора

затруднительна, если бы не «Симпозиум по хронологии Европы латенского и римского времени», проведенный в Государственном Эрмитаже в 1974 году. На этот форум исследователем культуры Р. Волонгевичем были привезены два довольно увесистых баула с фрагментами вельбаркской керамики. Таким образом, исследователи получили возможность «живьем» пересмотреть (и «перещупать») материал из культурного эпицентра, из которого исходит импульс продвижения народа готов на юг Восточной Европы. Материал Р. Волонгевича вызвал самый пристальный интерес у М.Б. Щукина, К.В. Каспаровой (Ленинград), Е.В. Максимова (Киев) и автора настоящих строк, к тому же, более чем трехчасовое ознакомление с керамическими фрагментами проходило под дискуссию, по хронологии перехода от позднелатенского к раннеримскому времени и от раннеримского к позднеримскому времени, затеянную М. Б. Щукиным и К. Годловским.

По поводу появления культурных элементов черняховской культуры времени готского объединения» (М.И. Артамонов) на территории Крыма, то после раскопок Б.В. Магомедова на Каборге, и обобщающих работ В.Ю. Юрочкина, С.В. Ушакова и других, стало понятно, что отдельные элементы черняховской культуры широко представлены по всему полуострову. Даже в Херсонесе найдены значительное количество материала черняховской культуры III—IV вв. Это полностью соответствует данным Иордана, написавшего свою «краткую книжицу» об истории готского народа по 12-томнику Кассиодора Сенатора. Локализацию Готии в стране «Ойум» определяют слова Иордана: «Когда вышеназванные племена [готов], о которых мы сейчас ведем речь, [были] на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды, то имели, как известно, королем Филимера»12. «В Скифии, у Мэотиды» — это географическое положение Крыма.

Готы вышли из Готискандзы при короле Бериге, а пришли в Скифию, которую называли на своем языке «Ойум», при пятом после Берига короле — Филимере, сыне Гадарига. Это «обильная страна» [Ойум] «замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами» (Сивашские болота и бухты Понта), так что «сама природа сделала ее

12 Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). Вступ. ст., пер., комментарий Е.Ч. Скржинской. СПб.: «Алетея», 1997, 39.

104

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. V

недосягаемой»13. Прибыв в «Ойум», готы сразились с местным скифским населением — со спалами и победили, и затем «двинулись в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем». «Первое расселение [готов] было в Скифской земле, около Мэотийского болота»14.

Географическая локализация «благодатной страны Ойум» всегда являлась предметом дискуссии. М.Б. Щукин всегда был уверен, что под страной «Ойум» понималось Среднее Поднепровье, где солидно представлены черняховские памятники (рис. 1); а сама территория окружена болотами Припятского бассейна (с севера и, частично — с запада), левобережноднепровскими (с востока), и болотистым левым (южным) берегом Росси (с юга). Д.М. Мачинский и С.В. Воронятов высказались за локализацию страны «Ойум» в Поднестровье, где анклав черняховских памятников еще более значителен (рис. 1), но, правда, нет, в том числе и «болотистого окружения», упомянутого Йорданом. Кроме наличия анклава черняховских памятников — могильников и поселений, и ту и другую земли можно назвать и «обильными» и «благодатными». Но такого же определения, несомненно, заслуживают земли в долине трех рек Горного Крыма: Альмы, Качи и Бельбека. Здесь имеет место изолированность территории (в том числе, локализованной «Меотийскими болотами»), упомянутая Йорданом. Но главное, что понимание под страной «Ойум» не какой-либо иной территории Готии (в Поднепровье или Поднестровье), а именно Крымской Готии, полностью соответствует вышеприведенным известиям Йордана о «первичном расселении готов» у берегов Меотиды.

Приведенную версию о местоположении страны «Ойум» в Крымской Готии, а не где-либо еще на территории распространения «провинциальноримской черняховской культуры времен готского объединения», подтверждает наличие здесь вельбаркской керамики ранних фаз развития культуры и существование пещерного храма Чилтер-Коба второй половины III в.н.э.

Подтверждают «крымское местоположение» Ойума и первые походы готов на Каппадокию (254/264 г.) через Тавриду и преемственность епископа Ульфилы (Вульфила — «волчонок») владыке Феофилу Боспоританскому. Именно здесь только и могло произойти столкновение готов с остатками скифского населения (со спалами), поскольку последнее скифское царство (Неаполь Скифский) сохранялось исключительно в Таврике.

13 Там же, 27—28).

14 Там же, 38.

105

Ю.Ю. Шевченко. Крымская Готия и «счастливая страна Ойум»...

Резюме

Автор продолжает вводить в научный оборот результаты исследований территории Юго-Западного Крыма. В статье проанализирован новый археологический материал и изложены результаты изучения памятников церковной археологии. На основании синтеза письменных и археологических источников автором высказана гипотеза о локализации страны «Ойум» в Крыму.

Ключевые слова: варвары, Вельбарк, готы, Ойум, церковная археология, Черняховская культура.

Summary

The author continues to enter into scientific circulation research results in Southwest Crimea. The article analyzes the new archaeological material and the results of the study of church monuments of archeology. On the basis of the synthesis of the written and archaeological sources, the author hypothesized localization country «Oyum» in Crimea.

Keywords: barbarians, Velbark, goth, Oyum, church archeology, Chernyakhov culture.

106

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. V

Рис.1. Черняховские памятники по О.А. Гей и Э.А. Сымоновичу15.

Городища Черняховской культуры: 1 — Александровка; 2 — Башмачка; 3 — Городище.

15 Гей О.А., Сымонович Э.А. Черняховская культура // Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. -первой половине I тыс.н.э. / Отв. ред. И.П. Русанова, Э.А. Сымонович. М, 1993, карта.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.