Научная статья на тему 'ЕЩЕ РАЗ К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШОГО ГИССАРСКОГО КАНАЛА'

ЕЩЕ РАЗ К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШОГО ГИССАРСКОГО КАНАЛА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРРИГАЦИЯ / МЕЛИОРАЦИЯ / ДРУЖБА НАРОДОВ / ХЛОПЧАТНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алимов Д.Х.

В данной статье автор, опираясь на устные и архивные данные, пытается освещать ход строительства одного из важнейших ирригационныхобъектов в годы Великой Отечественной войны - строительство Большого Гиссарского канала. Строительство БГК показала крепкую дружбу двух соседних народов Средней Азии - таджиков и узбеков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONCE AGAIN THE HISTORY CHANNEL CONSTRUCTION OF MOST OF THE HISSAR

ONCE AGAIN THE HISTORY CHANNEL CONSTRUCTION OF MOST OF THE HISSAR In this article, the author, based on oral and archival data is trying to research one of the major irrigation construction in years of the Great Patriotic War - the construction of the Grand Canal of Hissar. And also proved friendship between the two peoples of Central Asia - Tajiks and Uzbeks.

Текст научной работы на тему «ЕЩЕ РАЗ К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШОГО ГИССАРСКОГО КАНАЛА»

ЕЩЕ РАЗ К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШОГО ГИССАРСКОГО

КАНАЛА

Алимов Д. Х.

Курган- Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава

Таджикистан является горной страной. Всего семь процентов её территории является долиной. Проблема развития ирригации и освоения новых земель для увеличения сельскохозяйственного производства является одним из ключевых вопросов. Поэтому с первых лет Советской власти в Таджикистане наряду с восстановлением ирригационных систем были проведены большие проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы по орошению новых земель Гиссарской и Нижне-Каферниганской долин и других районах республики.

В Таджикистане одним из первых крупнейших ирригационных строительств была Вахшская ирригационная система. Первая очередь Вахшской оросительной системы была осуществлена за четыре года (1931-1934 гг.). На строительство гигантского гидросооружения работало от 12 до 20 тыс. человек, свыше 500 колесных тракторов и много автомашин. Одних экскаваторов было 24, т.е. в 2 раза больше, чем на Днепрострое [11]. Вся страна приняла участие в этой стройке. Отовсюду прибыли инженеры, техники и квалифицированные рабочие.

В годы второй пятилетки строительство Вахшской ирригационной системы было успешно завершено. К концу пятилетки эта система обеспечила устойчивый водозабор самотечного орошения 72 тыс. га Вахшской долины [7].

Параллельно с Вахшским ирригационным строительством велись также водохозяйственные работы в различных районах республики. В 30-х годах было начато строительство Чубекской дамбы в районе Хамадони (бывший Московский район) и Аральской дамбы в районе А. Джами (бывшие Куйбышевский район), которые должны были защитить культурные земли от размыва. В то же время развернулись работы по переустройству и развитию Ходжа-Бакирганской оросительной системы [1].

Благодаря широкому ирригационному строительству сельское хозяйство Таджикистана получило за вторую пятилетку свыше 30 тысяч га новых земель [10].

Своеобразие скоростного ирригационного строительства заключалось в том, что идея его исходила от самих народных масс и они ,в основном, своими силами и средствами осуществляли это строительство. Так если в 1937 г. из средств колхозов в ирригацию было вложено 8,3 тыс. руб., то в 1939 г. - 9 млн. руб. [3].

Народное движение за воду, за освоение новых земель, которое развернулось повсеместно, имело большое народно-хозяйственное и политическое значение. Достаточно сказать, что в народных стройках в 1939 г. по всей стране участвовало около 900 тыс. колхозников [10].

К числу народных скоростных ирригационных строек на территории Таджикистана и братского Узбекистана относятся первая и вторая очереди Большого Ферганского канала (БФК), Северного Ферганского канала (СФК) и Большого Гиссарского канала (БГК) [1].

Трудовой энтузиазм, соревнование между бригадами, колхозами способствовала тому, что канал с протяженностью 125 км был построен в рекордно короткий срок. В его строительстве приняло участие более 50 тыс. человек. Воды канала оросили свыше 5 тыс. га плодородных земель. В ряде северных районов республики был положен конец маловодью [11].

Строительство этого канала вошло в историю строительства, в историю СССР как одна из прекраснейших ее страниц, как драгоценнейшая жемчужина природного творчества [12].

Новому размаху народных строек способствовало постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 февраля 1940 г. «О мерах по дальнейшему подъему сельского хозяйства и в особенности хлопка египетских сортов в Таджикской ССР», утвердившее затраты на ирригационное строительство на ближайшие 5 лет в размере 572 млн. руб. [10].

Правительство СССР одобрило инициативу колхозов, колхозников и руководящего состава органов Таджикской ССР в течение ближайших 6 лет увеличить посевную площадь поливных земель из 113 тыс. га, в том числе под хлопчатник на 39

тыс. га, довести валовой сбор хлопка в 1945 г. до 312 тыс. тонн, а урожайность средневолокнистых сортов хлопчатника поднять до 26,5 и тонковолокнистых сортов -до 16 ц/га [3].

Методом народной стройки колхозники Гиссарской долины Таджикской ССР и Сурхан-Дарьинской области Узбекской ССР осенью 1940 г. приступили к строительству Большого Гиссарского канала протяженностью 49,3 км от р. Варзоб до р. Каратаг. По проекту мощность водяного потока в канале должна была составить 90 м3/сек [7].

Подготовительные работы начались в октябре 1940 г., весь рабочий объект делился на отдельные строительные участки, которые обеспечивались мощными в то время тракторами «Челябинец». На трассе возникли целые городки строителей. Колхозники Гиссарской долины собрали тысячи лопат, кетменей, носилок и других орудий труда [4].

Две тысячи колхозников из пригородных районов Сталинабада начали возводить огромную плотину-регулятор, которая должна была направить воды горной реки Душанбинки в русло канала. Для строительства этой плотины потребовалось большое количество стройматериалов. Только цемента было израсходовано свыше 1,5 тыс. тон [7]. Плотина была построена в течение 6 месяцев [15].

В период подготовительных работ колхозники Узбекистана на своем участке приступили к возведению технически сложных сооружений, прокладывали дюкер-подземный тоннель. Дюкер давал возможность не нарушать соответствующей оросительной системы в районе р. Ханака и направить воды Гиссарского канала к узбекским землям.

Исключительного напряжения и героического труда потребовало строительство канала, ибо в сравнительно короткий срок необходимо было прокопать русло канала протяженностью около 50 км, причем только пятая часть канала проходила в культурной зоне, а три четвертая русла шло по пересеченному рельефу южных склонов Гиссарского хребта, пересекая многочисленные саи и овраги.

В начале 1941 г. после подготовительной работы строительство на канале развернулось широким фронтом. Это была подлинно интернациональная стройка, где дружно работали представители многих братских народов советских республик.

Один из активных участников строительства этой магистрали - ныне заместитель министра мелиорации и водного хозяйства республики С. З. Мирошниченко вспоминает:

«Почти тридцать пять лет минуло с той памятной осени, когда десятки тысяч энтузиастов предвоенных пятилеток с волнением приступили к прокладке русла канала, начинавшегося на далекой в то время окраине Душанбе. Под знойным небом рука об руку трудились таджики, русские, узбеки, татары, осетины, представители почти двадцати национальностей. Работа шла по тщательно продуманному графику, строго по плану. Ежедневно канал удлинялся примерно на километр и все дальше и дальше уходил от города в сторону Узбекистана. На этой подлинно народной стройке царило бодрое настроение, во время обеденных перерывов и в конце рабочего дня слышались звуки карнаев, дутаров и дайры. Для строителей готовились завтраки, обеды и ужины прямо на месте, а по вечерам за дастарханами собирались целые бригады, велись душевные беседы у костров. Словом, это был лагерь тружеников, дружный и веселый. Это неповторимое время запомнилось каждому строителю, как и мне, на всю жизнь» [16].

Отлично работали на строительстве Большого Гиссарского канала колхозники всех районов Гиссарской долины. Несмотря на весьма трудные зимние условия, каждый труженик работал с энтузиазмом и в среднем выполнял дневной план на 300 - 350% [9]. С большим подъемом работали колхозники 3-го строительного участка Большого Гиссарского канала. Включившись во Всесоюзное социалистическое соревнование в честь ХУ111 партконференции, колхозники вдвое увеличили производительность труда. Так, в бригаде депутата Верховного Совета Таджикской ССР Кумри Назыровой колхозники Рахимов, Азимов и др. выполняли по 6 нормы в день [10].

В результате самоотверженного труда колхозников и большой организаторской работы партийных и советских органов основной объем земляных работ вручную был завершен к весне 1941г., была готова магистраль протяженностью 48 км. из 49,3 [13]. Оставалось закончить 1,3 км перевального участка, где ввиду исключительной трудности разработка предполагала произвести массовый взрыв. Таким образом,

первый этап строительства Большого Гиссарского канала успешно завершился в сравнительно короткий срок.

Вероломное нападение в июле 1941 г. гитлеровской Германии на нашу страну прервало строительные работы.

Второй этап строительства канала начался осенью 1941-го и продолжался 14 месяцев. Строительство осуществлялось в трудных условиях военного времени, когда все силы и средства направлялись на обеспечение неотложных нужд фронта. Резко изменился состав рабочих строителей. Теперь это были ,в основном, женщины, подростки и пожилые колхозники. Однако несмотря на тяжести суровых военных дней, колхозники работали очень напряженно, стараясь быстрее завершить строительство канала.

Участник строительства Большого Гиссарского канала, ныне пенсионер, Раджаб Тиллаев вспоминает о тех трудных и в то же время незабываемых днях: «Нашими основными орудиями были тогда лопаты, кетмени, кирки и носилки. Грунт вывозили на бричках, и лишь кое - где работали грузовые автомашины. Жили мы прямо на трассе, спали на камышовых бердалах, накрывшись ватными одеялами» [4].

Скорее выполнить все работы, чтобы к весне засеять новые орошенные поля, осенью получать хороший урожай, дать фронту и тылу как можно больше продовольствия и продуктов, приблизить победу над ненавистным врагом - с таким патриотическим чувством трудились строители канала. Во имя победы над фашистами советские патриоты, сыны и дочери таджикского, узбекского, русского, украинского и других народов работали на стройке не шадя сил.

Стройка воспытала замечательных людей, герои трудового фронта Имон Шароф Халимов, Худейберды Юлдашев, инженер Газиев и др. стали известны всей республике [3].

Передовики стройки из Регарского района Ахроров, Хамзаев, Назаров, Мавлянов и др. выполняли дневную норму на 800 и более процентов[16]. Замечательные труженики народной стройки Одилова, Мухаммадалиева, Рахмонова и др. перевыполняли дневные нормы в несколько раз. Женщины не отставали от мужчин. Так, депутат Верховного Совета Таджикской ССР К. Назырова свою дневную норму выполняла на 500, С. Исматуллаева на 600% К. Маликова за день выполняла 6-7 норм [16].

Активно трудились на строительстве канала колхозники из горных районов Нурека, Файзабада и Варзоба.

Самоотверженность в труде проявили колхозники Сурхань - Дарьенской области Узбекской ССР. Старик - колхозник Рахимбай Юлдашев, работая кетменем, вынимал за смену 61 м3 грунта вместо 11. Комсомолка Зайнаб Саттарова систематически выполняла по пять раз за день [3].

В первой половине сентября 1942 г. строительство большого Гиссарского канала было завершено. Десятки тысяч колхозников Таджикской и Узбекской республик выполнили 5 миллион земляных работ, около 7 тысяч куб. м. бетонных, более 2 тысяч тонн железобетонных и 2 тысяч куб. м. каменных работ. Канал увеличивал орошаемую площадь на 12 тыс. га Гиссарской долины Таджикистана и на 25 тыс. га в Сурхан-Дарьинской области Узбекистана. На канале было построено около 30 гидротехнических сооружений, мощных плотин.

12 сентября 1942 г. трудящиеся Таджикистана и Узбекистана торжественно отмечали замечательную трудовую победу. На церемонии открытия канала присутствовали тысячи колхозников из Таджикистана и 700 передовиков народной стройки и представителей партийных и советских органов братского Узбекистана. Вместе с ними на торжество приехала большая группа артистов Узбекистана.

На митинге с большой релью выступил секретарь ЦК КП (б) Таджикистана Д. З. Протопопов. Он подвел итоги напряженного труда, в котором воедино слился патриотический и трудовой подвиг таджикского и узбекского народов. «Братскими усилиями двух народов, сказал он, - создано уже третье крупное ирригационное сооружение. Мощный трудовой подъем на сей раз дал богатые результаты... В работе участвовало 50 тыс. колхозников, 400 инженерно - технических, 250 медицинских работников. Это событие новый показатель силы и мощи братских народов» [14].

По случаю открытия канала Наркомзем Союза ССР прислал поздравительную телеграмму, где был отмечен героический труд колхозников, стахановцев, инженерно -технических работников братских республик - Таджикистана и Узбекистана [15].

Гиссарский канал явился новым ярким проявлением нерушимой дружбы многонациональной семьи народов страны, которая в условиях войны стала сильнее и крепче.

Народные скоростные ирригационные стройки обогатили политику строительства ирригационных сооружений. В творческом содружестве инженерно - технических работников и колхозников преодолевались все трудности, встречавшиеся в процессе работы. Инженер-ирригатор И. Д. Свириденко (главный инженер БФК, СФК, БГК), инженеры Х. Ахметов, С. З. Мирошниченко, В. А. Стариков, А. А. Запольский, А. А. Турсик, Б. П. Внучков, А. А. Комаров и другие внесли большой вклад в развитие народных строек. Всего на строительстве БФК, СФК, БГК работали выше 1000 инженерно-технических работников[3]. На строительстве таджикской части Большого Гиссарского канала самоотверженным трудом отличились инженерно-технические работники Митин, Никольников, Савенков, Старов, десятники Козырев, Моршчинин и многие другие [16].

Большим успехам, достигнутым на народной стройке во многом способствовала широко развернутая агитационно-разъяснительная работа среди тружеников стройки. Партийные, советские, общественные организации двух братских республик уделяли этому участку работ исключительное внимание. Так, 550 коммунистов и комсомольцев республики Таджикистана работая агитаторами и пропагандистами строительства канала организовали 1400 тезисов и докладов. Кроме того, редакцией радиовещания БГК было организовано 95 радиопередач, рассказывающих об опыте стахановцев. Перед строителями с лекциями и докладами выступали поэты и писатели С. Айни, М. Турсун-заде, С. Улуг-заде, Д. Икрами, Р. Джалил, Х. Карим и др. [3].

На трассе было организовано много красных уголков, библиотек-передвижек, выпускались стенные газеты, издавались многотиражки на таджикском, русском и узбекском языках, своевременно доставлялись центральные и местные газеты.

На стройке работали сотни квалифицированных медицинских работников, которые своевременно оказывали медицинскую помощь народным строителям.

На строительстве БГК, как и на предыдущих народных стройках, был создан бетонный завод, кузнечные, арматурные и плотничные цеха. Инженер Фенин в своем отчете писал, что все колхозники, работавшие на сооружениях, овладели специальностями бетонщиков и арматурщиков и могут быть использованы как специалисты своего дела на других стройках[3]. Две тысячи колхозников приобрели новые специальности бетонщиков, каменщиков и арматурщиков [15].

Пуск Большого Гиссарского канала в трудные годы Великой Отечественной войны открывал возможность дальнейшего роста орошаемого земледелия в Таджикской и Узбекской ССР. На новых землях были посеяны различные культуры и прежде всего хлопчатник. Трудовая победа была достигнута в результате всесторонней помощи Компартии и Советского правительства, братской помощи народов страны и прежде всего русского народа.

Литература:

1. Абулхаев Р. А. Строительство Большого Гиссарского канала (1940-1942 гг.) // В кн.: Советский Таджикистан в Отечественной войне (1941-1945 гг.), отв. ред. Искандаров Б. И., Сечкина Л. П. - Душанбе: Дониш, 1975. - 191 с.

2. Гаффор А. Мусобикаи пеш аз май вусъат ёфта истодааст // Точикистони сурх. - 1942. - 25 апр.

3. Куценко М. Ирригация города Сталинабада // Коммунист Таджикистана. - 1941. - 18 янв.

4. Краснов В. Героические дела // Коммунист Таджикистана. - 1941. - 3 янв.

5. Мальшаков А. М. Выставка о Гиссарском канале// Коммунист Таджикистана. - 1940. - 27 сент.

6. Малыгин Е. Уверенность в пробеде коммунизма // Коммунист Таджикистана. - 1949. - 13 июля

7. Мирзоев А. Барои равнаки мусобика // Точикистони сурх. - 1942. - 14 сент.

8. Новая замечаьтельная победа. // Правда Востока. - 1942. - 12 сент.

9. Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане (1917-1965 гг.). - Душанбе, 1968.

- С. 124.

10. Очерк истории Компартии Таджикистана. - Душанбе, 1968. - С. 205.

11. Платонов Ю. Краснознаменный участок // Коммунист Таджикистана. - 1941. - 16 янв.

12. Сечкина Л. П. Промышленность и сельского хозяйство Таджикской ССР вгоды Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // В кн.: Материалы к истории таджикского народа в советский период. - Сталинабад:Таджикгосиздат, 1954. - С.366.

13. Славная Победа. На открытии Большого Гиссарского канала // Правда Востока. - 1942. - 15 сент.

14. Хамидов С. Народное скоростное ирригационное строительство в Таджикистане в 19391942 гг.// Изв.АН Тадж. ССР. Отд. общ. наук. - 1962. - № 1. - С. 48.

15. Шергин А. Выполнили план хлопкосдачи // Правда. - 1940. - 30 дек.

16. Шарипов С. Пешкадамон // Точикистони сурх. - 1942. - 11 сент.

ЕЩЕ РАЗ К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШОГО ГИССАРСКОГО КАНАЛА

В данной статье автор, опираясь на устные и архивные данные, пытается освещать ход строительства одного из важнейших ирригационныхобъектов в годы Великой Отечественной войны - строительство Большого Гиссарского канала. Строительство БГК показала крепкую дружбу двух соседних народов Средней Азии - таджиков и узбеков.

Ключевые слова: ирригация, мелиорация, народные стройки, дружба народов, хлопчатник.

ONCE AGAIN THE HISTORY CHANNEL CONSTRUCTION OF MOST OF THE HISSAR

In this article, the author, based on oral and archival data is trying to research one of the major irrigation construction in years of the Great Patriotic War - the construction of the Grand Canal of Hissar. And also proved friendship between the two peoples of Central Asia - Tajiks and Uzbeks.

Keywords: irrigation, reclamation, traditional construction, the friendship of peoples, cotton.

Сведения об авторе: Алимов Д. Х., кандидат исторических наук, ст. преподаватель Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, e-mail: adavlatali@mail.ru

About author: Alimov D. H., PhD in History, senior lecturer, Kurgantube State University named after Nosiri Khusrav

ОМУЗИШИ ЧАДОР САНАДИ ТАЪРИХИ Ахмадов Ф.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Барои ба тарзи мукаммал омухтани хаёти сиёсй, ичтимой ва фархангии ин ва ё он минтака илова бар сарчашмахои таърихй, ки аз чониби шахсони алохида навишта шудаанд, асноди таърихй низ мухим мебошанд. Асноди таърихй, аз чумла вакфномахо, васиятномахо, санади хариду фуруши замин, манзил, корезхо, истифодаи об, купрукхо, роххо ва гайра мебошанд, ки омузиши онхо барои муайян кардани пеш аз хама авзои ичтимой ва иктисодии чомеаи гузашта аз арзиши гаронкадри илмие бархурдоранд. Тавассути ин аснод метавон рочеъ ба вазъи коргузорй, бо номхои козиён ва муфтиён инчунин бо номхои чугрофиёии махалхо ошной хосил намуд.

Тайи фаъолияти беш аз 60 солаи Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии АИ Точикистон худуди 7 хазор асноди таърихй аз чониби олимони маъруф аз манотики мухталифи Точикистон чамовари шудааст. Аз чумла, хангоми сафархои илмии худ академик А.Мухторов ва узви вобастаи АИ Точикистон Д.Назаров санадхои зиёдеро аз водии Зарафшон гирди хам оварда, ба бойгонии институти мазкур супоридаанд, ки омузиши ин санадхо, ки даврахои мухталифро дар бар мегиранд, хеле мухим аст.

Дар ин макола ба таври фишурда дар бораи чахор санад, ки марбути Кухистони Масчох аст, ибрози назар мешавад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.