Научная статья на тему 'Исторический опыт художественного обслуживания строительства Большого Ферганского канала'

Исторический опыт художественного обслуживания строительства Большого Ферганского канала Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШОЙ ФЕРГАНСКИЙ КАНАЛ / СТРОИТЕЛЬСТВО / БРАТСКИЕ НАРОДЫ / КОНЦЕРТНЫЕ БРИГАДЫ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИРРИГАЦИОННОЕ СООРУЖЕНИЕ / GREAT FERGHANA CANAL / CONSTRUCTION / FRATERNAL PEOPLES / CONCERT TEAMS / ARTISTIC SERVICES / IRRIGATIONAL FACILITIES / КАНАЛИ КАЛОНИ ФАРГОНА / СОХТМОН / ХАЛқҳОИ БАРОДАР / БРИГАДАҳОИ КОНСЕРТӣ / ХИДМАТРАСОНИИ ФАРҳАНГӣ / ИНШООТИ ОБЁРӣ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдурашитов Фозил Маматович, Хасанова Манзура Мухиддиновна

В статье освещается история строительства Большого Ферганского канала трудящимися двух братских народов - таджиков и узбеков. Авторы особое внимание уделяют энтузиазму строителей, их борьбе за совместное освоение новых земель путем строительства ирригационных сооружений. Ключевым вопросом в статье является вклад представителей культуры и музыкального искусства в художественное обслуживание Большого Ферганского канала. Отмечается, что во время строительства канала правительство и партия уделяли особое внимание стройке и созданию всех условий, в том числе и досугу строителей, организовав культурные мероприятия, в которые были привлечены артисты районных и городских театров Северного Таджикистана и районов Ферганской долины Узбекистана. На стройках Большого Ферганского канала организовались культурные мероприятий в виде концертов, небольших сценок с участием агитбригад, выпуска газет и проведения читок художественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Абдурашитов Фозил Маматович, Хасанова Манзура Мухиддиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EXPERIENCE OF ARTISTIC SERVICES OF CONSTRUCTION OF THE BIG FERGANA CHANNEL

The article dwells on the history of the Great Ferghana canal construction done workers of two fraternal nations -Tajiks and Uzbeks. Particular attention is paid to the enthusiasm of builders, their struggle for joint development of new lands through irrigational facilities construction. The key issue is considered to be contribution of the representatives of culture and music art into the artistic service of the GFC in the article under consideration. It is underscored that while constructing the canal, the government and party paid special attention to the construction and creation of all conditions, including the leisure of builders, organizing cultural events in which artists from regional and city theaters of Northern Tajikistan and the regions of the Fergana Valley of Uzbekistan were attracted. At the construction sites of the relevant canal, cultural events were organized in the form of concerts, small scenes with the participation of propaganda teams, the publication of newspapers and readings of fiction, on the whole.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт художественного обслуживания строительства Большого Ферганского канала»

УДК 333.41 ББК.65.8 (2) 32-5

Абдурашитов ФозилМаматович, д.и.н., заместитель директора Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ; Хасанова Манзура Мухиддиновна,

научный сотрудник отдела истории и теории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша АН РТ, кандидат исторических наук (Таджикистан, Душанбе)

Абдурашитов Фозил Маматович, д.и.т., муовини директори Институти таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи А.Дониши АИ ЦТ; Хасанова Манзура Мухиддиновна,

н.и.т. ходими илмии шуъбаи таърих ва назарияи санъати Институти таърих, бостоншиноси ва мардумшиноси ба номи A. Дониши АИ ЦТ(Тоцикистон, Душанбе)

Abdurashitov Fozil Mamatovich, Deputy Director of the Institute of History, Archeology and Ethnography named A. Donish Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, Doctor of History; Khasanova Manzura Muhiddinovna, researcher of the Department of History and Theory of Arts, Institute of History, Archeology and Ethnography named A. Donish, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan (Tajikistan,Dushanbe), E-mail: fozil-62@mail.ru

Ключевые слова. Большой Ферганский канал, строительство, братские народы, концертные бригады, художественное обслуживание, ирригационное сооружение

В статье освещается история строительства Большого Ферганского канала трудящимися двух братских народов - таджиков и узбеков. Авторы особое внимание уделяют энтузиазму строителей, их борьбе за совместное освоение новых земель путем строительства ирригационных сооружений. Ключевым вопросом в статье является вклад представителей культуры и музыкального искусства в художественное обслуживание Большого Ферганского канала. Отмечается, что во время строительства канала правительство и партия уделяли особое внимание стройке и созданию всех условий, в том числе и досугу строителей, организовав культурные мероприятия, в которые были привличены артисты районных и городских театров Северного Таджикистана и районов Ферганской долины Узбекистана. На стройках Большого Ферганского канала организовались культурные мероприятий в виде концертов, небольших сценок с участием агитбригад, выпуска газет и проведения читок художественной литературы.

Вожа^ои калиди. канали калони Фаргона, сохтмон, халцуои бародар, бригадауои консерти, хидматрасонии фаруанги, иншооти обери

Дар мацола таърихи сохтмони канали калони Фаргона аз цониби мардуми меунаткаши ду халци бародар - тоцикон ва узбещо барраси карда шудааст. Муаллифон ба гайрату шавцу завци бинокорон, муборизаи онуо барои азхудкунии муштараки заминуои нав тавассути сохтмони иншооти обери диццати махсус медщанд. Масъалаи асосии тауциц дар мацола таулилу тауцици сауми намояндагони соуаи фаруанг ва мусици дар хидматрасонии мадани ба сохтмончиени канали калони Фаргона мебошад. Цайд карда мешавад, ки уангоми бунеди канал уукумат ва уизби уукмрон ба сохтмон диццати махсус дода, бо ташкили чорабинщои фаруанги, ки дар он уунармандони театруои ноуияви ва шаурии шимоли Тоцикистон ва ноуияуои водии Фаргонаи Узбекистон цалб карда шуданд, тамоми шароитро барои фарогати сохтмончиен фароуам меоварданд. Дар цойуои сохтмони канали калони Фаргона чорабинщои фаруанги дар шакли консертуо, сауначауои хурд бо иштироки гуруууои таргиботй, нашри рузномауо ва хондани адабиети бадеи ташкил карда мешуданд.

Key words. Great Ferghana Canal, construction, fraternal peoples, concert teams, artistic services, irrigational facilities

The article dwells on the history of the Great Ferghana canal construction done workers of two fraternal nations -Tajiks and Uzbeks. Particular attention is paid to the enthusiasm of builders, their struggle for joint development of new lands through irrigational facilities construction. The key issue is considered to be

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШОГО ФЕРГАНСКОГО КАНАЛА

TA^PHEAH TAEPHXHH XH3MATPACOHHH 0APXAHrM EA EyHEflKOPOHH KAHAMH KAXOHH 0APFOHA

HISTORICAL EXPERIENCE OF ARTISTIC SERVICES OF CONSTRUCTION OF THE BIG FERGANA CHANNEL

contribution of the representatives of culture and music art into the artistic service of the GFC in the article under consideration. It is underscored that while constructing the canal, the government and party paid special attention to the construction and creation of all conditions, including the leisure of builders, organizing cultural events in which artists from regional and city theaters of Northern Tajikistan and the regions of the Fergana Valley of Uzbekistan were attracted. At the construction sites of the relevant canal, cultural events were organized in the form of concerts, small scenes with the participation of propaganda teams, the publication of newspapers and readings of fiction, on the whole.

На заре Советской власти ключевые задачи сельского хозяйства в Таджикистане состояли в решении проблем ирригационного строительства, проведения мелиоративных работ и освоения орошаемого земледелия. В тот сложный период трансформации аграрного сектора наряду с проведением институциональной реформы - национализацией земель и коллективизацией сельского хозяйства в республиках Средней Азии повсеместно начались масштабные работы по орошению и освоению новых земель.

Развитие ирригационного строительства продолжало оставаться одной из первоочередных задач в годы первых трех пятилеток. В 30-е годы ХХв. в республиках Средней Азии зародилось и получило широкий размах строительство новых каналов методом скоростных народных строек. Повсеместно развернулось народное движение за воду, за освоение пустынных и засушливых земель. Для более оперативного руководства сооружением и эксплуатацией ирригационных систем в 1939 г. в Таджикистане был образован Наркомат водного хозяйства.

Среди множества крупных проектов предвоенных лет в Средней Азии было совместное строительство новых каналов. Так, в 1939 г. колхозники Узбекистана выступили с инициативой сооружения Большого Ферганского канала (БФК). Инициатива колхозников Узбекистана о сооружении Большого Ферганского канала была горячо поддержана и населением Северного Таджикистана. ЦК ВКП(б) и СНК СССР одобрили почин трудящихся Таджикистана и в июле 1939 г. приняли решение о продлении Большого Ферганского канала на территории Таджикской ССР до Канибадамского района. 18 июля 1939 г. в газетах было опубликовано Постановление Совета народных комиссаров Таджикской ССР и ЦК КП(б) Таджикистана "Об участии Таджикской ССР в строительстве Большого Ферганского канала.

Большой Ферганский канал был построен в 1939-1940 гг. методом скоростной народной стройки (хашар) за рекордно короткий срок. В строительстве канала участвовало около 160 тысяч крестьян(4, 579).

По своим географическим и техническим характеристикам ирригационное сооружение имело огромное региональное значение. Канал брал свое начало на территории Киргизской ССР у реки Нарын, затем проходил по территории Узбекской ССР по Кировскому и Кокандскому районам и Канибадамскому району Таджикской ССР. На таджикской части в строительстве канала приняли участие трудящиеся Канибадамского, Исфаринского, Ленинабадского, Науского и Пролетарского районов .

Советское правительство наряду с экономическими и социальными проблемами большое внимание уделяло организации культурного досуга трудящихся. В связи с этим, следует отметить, что одной из особенностей крупных строек в СССР в 20-е годы ХХ в. была организация культурных мероприятий в виде концертов, небольших сценок с участием агитационных бригад. Такие мероприятия в те годы было принято называть «художественным обслуживанием».

В тот период агитбригадами были небольшие профессиональные или самодеятельные коллективы, получившие массовое распространение на стройках, предприятиях, а позднее в студенческой среде вузов .

Необходимо констатировать, что агитбригады, созданные повсеместно в первые годы после Октябрьской революции для обслуживания фронтов Гражданской войны, стали не только популярными, но и выполняли значимую агитационно-массовую работу. Они способствовали отдыху трудящихся, восстанавливали боевой и трудовой дух, пропагандировали советскую идеологию. Выступления агитбригад получили массовое распространение на стройках и производствах страны. Чаще всего агитационные бригады существовали как небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив, постоянно действующий или сформированный на короткое время для проведения какой-либо политической или хозяйственной акции(7). Агитбригады пропагандировали передовой опыт, критикуя недостатки.

Одна из особенностей деятельности художественных коллективов проявилась в том, что репертуар агитбригад строился на остросовременном, злободневном материале - это были драматические, музыкальные и хореографические миниатюры. Так, среди самых популярных агитбригад был агитационный театральный коллектив «Синяя блуза», просуществовавший с начала 1920-х до 1933 года. Тематику их репертуара составляли самые разные проблемы, начиная от общеполитических и международных до повседневной жизни, культуры и быта населения. Что касается оригинальности названия коллектива, то оно символизирует особый вид их одежды, в которой стали выступать артисты и которая соответствовала традиционному облику рабочего на агитплакатах - свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка).

Традиция художественного обслуживания рабочих на всесоюзных стройках была продолжена и на строительстве БФК, причем ее организация была проведена по указу и под контролем правительства страны и руководства республик. Так, с началом строительства канала уполномоченному Управления по делам искусств по Ленинабадскому округу тов. Турсунову было направлено письмо от начальника Управления по делам искусств при СНК Таджикской ССР тов. Рахимова следующего содержания: «В связи с разворотом работ по строительству Ферганского канала, Управление по делам искусств при СНК Таджикской ССР предлагает Вам до 10 июля с.г. обеспечить подготовку всех театров (стационарных и передвижных), входящих в Ленинабадский округ, к обслуживанию рабочих Ферганского канала. Материалы подготовки, программы, репертуар выслать в Управление немедленно по уточнении (правописание сохранено - М. Х.). Привлечь к составлению репертуара и программ творческий актив театров. Само обслуживание начать с 20 июля с. г. и осуществить в течение всего периода постройки канала. Начальник Управления по делам искусств Рахимов»(1). После такого распоряжения во всех театрах Ленинабадского округа были образованы агитбригады, утвержден репертуар. Так, в список концертного репертуара коллектива Канибадамского райтеатра им. Лахути были включены следующие произведения: песни - о канале; «Алла-алла»; «Пахта-пахта»; «Абдуллоджон»; «Бахор»; «Чаро джура»; «Кашкарча»; «Укган булам»; «Мехмон булам»; «Зарбдор» (о стахановцах); «Джонона»; «Охай диль»; танец «Рок»; отрывки из музыкальных комедий У. Гаджибекова «Аршин-мал-алан» и «Гульсары» К. Яшена в соавторстве с М. Мухаммедовым.

Среди исполнителей были К. Кабилов, Амин-заде, Турсунов, Яшин, Курбанов и др.(2). Как видим из репертуара агитбригады Канибадамского театра, в него входили песни, как на таджикском, так и на узбекском языках. Как писал известный искусствовед Н. Нурджанов, из-за отсутствия квалифицированных исполнителей театры северных районов Таджикистана приглашали артистов из более зрелых творческих коллективов узбекских театров Ферганской долины(6, 404). Поэтому отдельные спектакли шли на узбекском языке, и основная часть программы концертов состояла из произведений узбекских авторов. Более того, население некоторых районов Ленинабадской области составляли и таджики, и узбеки, что и объясняло существующее здесь двуязычие.

С целью активизации деятельности художественных коллективов в приказном порядке были утверждены руководители бригад, маршруты, репертуар концертов. В Приказе №2 от 18 июля 1939 г. начальника оперативного штаба по художественному обслуживанию строительства Большого Ферганского канала Захидова В. говорилось, что необходимо обязать под личную ответственность всех руководителей театров, ансамблей как республиканского, так и равно областного и районного значения, включенных в план художественного обслуживания канала. Вся работа по художественному обслуживанию канала должна была проводиться в полном соответствии с утвержденной начальником оперативного штаба инструкцией, которая является обязательной как для руководителей театров и ансамблей, так и для ответственных бригадиров.

В приказе отмечалось, что ни маршрут, ни инструкцию без ведома начальника изменить нельзя. Было дано строгое поручение, чтобы бригада к выезду должна быть готова с таким расчетом, чтобы на канал бригада прибыла не позднее 30 июля утром. Это было обусловлено тем, что бригада должна была ознакомиться с площадкой, условиями работы, и приступить с 1 августа 1939 г. к обеспечению нормального бесперебойного обслуживания канала. Во главе бригады должен был находиться ответственный бригадир, который непосредственно подчинялся начальнику оперативного штаба или его уполномоченным. При этом бригадир должен был быть снабжен соответствующим документом за подписью директора театра или руководителя ансамбля(1).

В другом документе - Выписке из приказа № 81 по 2-у Таджикскому госмуздрамтеатру им. А. Лахути в городе Ленинабаде от 25 июля 1939 г. подчеркивалось, что по зову партии большевиков и

Советского правительства работники Таджикистана включают свои силы в огромное народное движение. Лозунгом строителей было выражение «Дело чести трудящихся двух братских республик СССР - дело строительства Большого Ферганского канала.

Так, 25 июля в 3 часа дня театр, погрузившись в эшелон на станции Ленинабад, выезжает в город Коканд для организации встречи рабочих, едущих из районов Таджикистана на строительство канала. С 30 июля театр на 1 месяц выезжает из Коканда согласно маршруту для обслуживания канала бригада № 47 штаба художественного обслуживания строительства БФК(2).

Знакомясь с этими документами, можно констатировать: а) эта стройка была очень важнадля республик Средней Азии; б) насколько Правительство СССР и республик уделяли особое внимание стройке и создавали все условия, в) особое внимание уделяли и досугу строителей, организовав культурные мероприятия, в которых были задействованы артисты районных и городских театров.

В периодической печати, постоянно публиковались сводки о культурных мероприятиях, проведенных на строительстве БФК. Так, в «Комсомольце Таджикистана» от 30 июля 1939 г. было отмечено, что четыре бригады окружных театров Ленинабадской области выехали и дали концерты для строителей БФК(5,1939). А в газетах «Стахановец» за 10, 28 января, 5 февраля и в «Комсомольце Таджикистана» за 27 февраля 1940 года были подведены итоги работ по проведению культурных мероприятий на строительстве БФК и были освещены гастроли Ленинабадского, Исфаринского и Костакозского театров и Ленинабадского ТЮЗа. С первых же дней строительства канала из Ленинабадской области на трассу выехали пять бригад, в составе которых насчитывалось 150 артистов. Всего же этими театрами было дано 115 концертов и 112 сольных выступлений, которые посетили 64 454 человека(5, 1940).

Также уделялось внимание проведению массово- агитационных работ среди строителей, которые состояли из чтения газет, выпуска стенгазет, проведения читок художественной литературы, проведение массовых игр и развлечений среди строителей(1). Так, артистами вышеназванных театров были проведены массово-политические работы, в частности 154 читок газет, а также было выпущено 43 номера стенной газеты.

Таким образом, благодаря строительству Большого Ферганского канала в 1940-1941 годах значительно возрос объем орошаемых земель в Ферганской долине. Это дало возможность удвоить урожайность хлопчатника в регионе. Такого успеха гидростроители и труженики сельского хозяйства Узбекистана и Таджикистана смогли достичь в результате вложения огромного самоотверженного труда, в который свою достойную лепту внесли и работники культуры этих республик. Именно благодаря деятельности таких коллективов агитбригады сохранили свою популярность на протяжении всего существования СССР.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Государственный архив Согдийской области Республики Таджикистан. Ф. 220. Опись 1. Дело 8.

2. Государственный архив Согдийской области Республики Таджикистан. Ф. 220. Оп. 2 Д. 18.

3. Государственный архив Согдийской области Республики Таджикистан. Ф. 220. Оп. 3.Д.2.

4. История таджикского народа.- Душанбе, 2004. - 752с

5. Комсомолец Таджикистана, 1939, 30 июля; 1940, 27 февраля.

6. Нурджанов, Н. История таджикского советского театра/Н.Нурджанов.- Душанбе: Дониш, 1967.472 с.

7. Сайт отдела культуры. http://kugkultura.ruindeXistorija_razwtija_agtbrigad/0-30. Дата обращения: 16 сентября 2019г.

8. Стахановец, 1940, 10, 28 января, 5 февраля.

REFERENCES:

1. Sughd Viloyat State Archive of Republic Tajikistan. F. 220. Op. 1. D. 8.

2. Sughd Viloyat State Archive of Republic Tajikistan.. F. 220. Op. 2 D. 18.

3. Sughd Viloyat State Archive of Republic Tajikistan.. F. 220. Op. 3.D.2.

4. The Tajik Nation History.- Dushanbe, 2004. - 752 p.

5. Komsomolsk of Tajikistan, 1939, July 30; 1940, February 27.

6. Nurjanov, N. The History of the Tajik Soviet Theatre/ N. Nurjanov.- Dushanbe: Knowledge, 1967, - 472 p.

7. The Website of the Culture Department. http://kugkultura.ru/indeXistorija_razvitija_agitbrigad/0-30. Date of access: September 16, 2019.

8. Stakhanovets, 1940, January 10, 28, February 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.