Научная статья на тему 'Ес и регион Большого Среднего Востока'

Ес и регион Большого Среднего Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
555
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕС И ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ БСВ / ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РЕГИОНОМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носов Михаил Григорьевич

В ХХ веке регион БСВ привлекал Европу преимущественно своими нефтяными запасами. Но сегодня не нефть и газ, составляющие менее 10% европейского импорта энергоносителей, а угрозы европейской и глобальной безопасности определяют европейскую ближневосточную политику. Автор рассматривает в статье различные аспекты этой политики. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the XX-th century Greater Middle East region drew Europe's attention mainly by its oil resources. But today it is not oil and gas that account for less than 10 % of European import of energy-carriers but threats to European and global security guide European and Middle East policy. In the article the author considers different aspects of this policy.

Текст научной работы на тему «Ес и регион Большого Среднего Востока»

Михаил НОСОВ

ЕС И РЕГИОН БОЛЬШОГО СРЕДНЕГО ВОСТОКА

Для Европейского Союза отношения с регионом Большого Среднего Востока (БСВ)1 характеризуются в первую очередь нестабильностью, вызываемой существованием там очагов напряжённости. С позиций глобального противостояния терроризму этот регион рассматривается как средоточие исламского экстремизма. Запад, включая Европу, реально ощущает террористическую угрозу, исходящую во многих случаях от организаций, базирующихся на территории стран региона.

В то же время отношения Европы с исламским миром развиваются не только и не столько в контексте двусторонних связей со странами БСВ, а прежде всего в силу ситуации вокруг растущей с каждым годом мусульманской иммиграции в странах ЕС. Война в Ираке и в Афганистане усилила радикализацию мусульманских общин в странах Европы, что создало благоприятную почву для экстремизма.

К этому необходимо добавить озабоченность, которую испытывает Запад относительно возможности получения Ираном ядерного оружия и дальнейшего его распространения в исламском мире.

Хотя в ХХ веке регион привлекал Европу преимущественно своими нефтяными запасами, сегодня не газ и нефть, составляющие менее 10% европейского импорта энергоносителей, а угрозы европейской и глобальной безопасности определяют европейскую ближневосточную политику. ЕС с той или иной степенью активности участвует в попытках развязывания региональных узлов безопасности, оказывающих прямое воздействие на глобальную стабильность, что определяется рядом факторов.

Во-первых, Европа вовлечена в существующую более полувека проблему урегулирования отношений между Израилем и Палестиной, которая уже несколько раз выливалась в кровопролитные столкновения между евреями и арабами, ставившие мир перед угрозой глобальной конфронтации. ЕС, вместе с Россией, США и ООН, является активным участником процесса мирного урегулирова-

1 В регион входят Иран, Афганистан, Саудовская Аравия, Ирак, Сирия, Иордания, Ливан, Израиль, Палестина, Йемен, Катар, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн и Оман.

© Носов Михаил Григорьевич - зам. директора Института Европы РАН, д .и.н., член-

корр. РАН. E-mail: mikhailnosov@yahoo.com Ключевые слова: ЕС и политика в регионе БСВ, история взаимоотношений, палестинская проблема, торгово-экономическое сотрудничество с регионом.

ния ситуации на Ближнем Востоке. Эта проблема в значительной степени влияет на характер отношений ЕС со странами средиземноморского БСВ.

Во-вторых, ЕС, хотя и далеко не единогласно, де-факто поддержал войну США против иракского режима Саддама Хусейна. Военные формирования большинства стран Союза (за исключением Франции, Германии, Бельгии и ряда других) приняли участие в оккупации Ирака. Сегодня многие из них уже вывели свои войска оттуда, и Европа пытается принимать активное участие в послевоенном обустройстве Ирака.

В-третьих, после 11 сентября 2001 года страны ЕС направили свои вооружённые силы в Афганистан для борьбы с "Аль-Каидой" и "Талибаном". Эти соединения участвуют в военных действиях по сей день. Присутствие формирований ЕС в Афганистане ложится тяжёлым бременем на бюджеты стран ЕС, ведёт к человеческим потерям и вызывает непрекращающиеся требования вернуть эти войска.

В-четвёртых, ЕС выступает на стороне США в его противодействии угрозе создания ядерного оружия Ираном. Очевидно, что в случае обострения ситуации вокруг Тегерана ЕС в той или иной степени окажется вовлечённым в конфликт. При этом возможность Союза повлиять на развитие ситуации вокруг ядерной программы Ирана на сегодняшний день минимальна, что в первую очередь определяется потерей Европой доминирующей политической роли в регионе, которую она играла в нём в первой половине ХХ века.

В-пятых, одним из центральных вопросов политики ЕС на БСВ остаётся проблема взаимоотношений между Европой и Исламом и его политическими структурами. В частности, считается, что легализация исламских партий и их вовлечение в рамки политических процессов в регионе является более безопасной альтернативой их нелегальному существованию, усиливающему расширение влияния фундаментализма на жизнь исламских стран и мусульманских общин в самой Европе. Отмечая, что и сам арабский мир не имеет чёткой позиции по вопросу об отношении к таким новым политическим силам в исламском мире, как "Хамас" в Палестине и "Хезболла" в Ливане, испанский исследователь из мадридского Института арабских и исламских исследований Г. Муньос писала, что "нужно иметь в виду и такой важный фактор, как существование новых политических игроков в регионе, которые быстро набирают вес на фоне существования традиционных сил, тогда как военная реакция или попытки изолировать их политически вряд ли смогут ослабить их"1.

Единственный район БСВ, с которым отношения ЕС, с известной долей упрощения, можно назвать лишёнными больших проблем, объединяет группу стран, куда в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) входят Саудовская Аравия, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Катар и Бахрейн. К этой же категории стран можно отнести и Йемен. Здесь основными для внешней политики ЕС остаются вопросы соблюдения прав человека в этом районе и сохраняющиеся на неформальном уровне связи стран Залива с террористическими организациями.

1 "Why Europe must engage with political Islam", 10 papers for Barcelona 2010, EU Institute for Security Studies, 2010, P. 32.

Если попытаться сформулировать характер политики ЕС на БСВ, то в первую очередь надо отметить противоречие между стремлением Брюсселя играть собственную роль в регионе и доминирующим американским влиянием при решении ключевых проблем этой части мира. Обладая несоизмеримо большими, чем у ЕС политическими и военными ресурсами, США не всегда и не во всём координируют с ЕС свою политику в регионе. Брюссель это не может не раздражать, к тому же памятуя о том, что Европу с БСВ связывает многое с давних времён. Тем не менее свои сегодняшние отношения со странами региона в целом она строит в русле американской политики.

Страницы истории

Ближний Восток был ближайшей к Европе частью Востока и связи между ними прослеживаются со времени выхода эллинов к берегам Средиземного моря в конце II тысячелетия до н.э. Культура Востока была древнее, чем культура пришедших из глубин континента первых европейцев, которые шаг за шагом впитывали достижения древних культур Востока. Крит, считающийся родиной эллинской цивилизации, географически находился на равном расстоянии от Европы и Азии и с большой долей вероятности можно говорить, что заселялся он как европейцами, так и пришедшими из глубин Азии хеттами. Крит стал основой эллинской культуры Древней Греции, Греция создала Рим, а на его развалинах сформировалась Европа. Однако в основе европейской культуры, несмотря на все перипетии её развития, лежала эллинистическая культура. По словам Горация, "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила". Противостояла ей культура Азии, чей путь развития часто шёл в тесном контакте с европейской цивилизацией, но которая всегда отличалась более высоким уровнем огосударствления общества.

До того времени пока Финикия не была захвачена персами в 538 году до н.э., греки находились в постоянном контакте с финикийцами, которые долгое время контролировали торговлю в средиземноморском регионе. Эллинская и финикийская культуры находились в постоянном взаимодействии и сближении. Выход тоталитарной Персии к Средиземному морю с его высокой, но абсолютно отличной от эллинской, культурой, сделал её основным соперником Греции в Азии.

Отношения Европы с Персией и долгие годы входившим в Иранскую империю Афганистаном имеют длительную историю и отражают цивилизационные связи между Западом и Востоком. После греко-персидских войн и походов Александра Македонского связи между Европой и Ираном прервались на долгие годы. Несмотря на то что греческая культура долгие годы доминировала на Ближнем Востоке, ислам практически стёр этот культурный слой из жизни народа, оставив следы эллинизма лишь в немногих сохранившихся архитектурных памятниках. Тем не менее прекрасным примером взаимодействия культур Запада и Востока является появление христианства и ислама. Христианство вышло из восточного иудаизма, а ислам, в свою очередь, имеет христианские корни. При этом интересно, что христианство, сформировавшееся на основе тоталитарного иудаизма, под влиянием эллинизма стало более демократичным, а ислам стал во многих своих проявлениях более тоталитарным.

С конца XVIII века Иран находился в состоянии военного конфликта с Россией, которая смогла присоединить к себе ряд территорий, ранее завоеванных Ираном. В конце XIX века Иран становится ареной столкновения Великобритании и России, которые в соответствии с конвенцией 1907 года разделили Иран на сферы своего влияния. Афганистан стал самостоятельным государством лишь в конце

XVIII века и история его отношений с Европой связана прежде всего с попытками англичан включить его в свою колониальную империю. Однако все три попытки оказались безуспешными. Опасаясь усиления Ирана и России в Афганистане, англичане в 1839 году вторглись в Афганистан. В 1843 году они потерпели поражение и были вынуждены уйти. В 1879 году англичане вновь безуспешно пытались закрепиться в Кабуле, но снова потерпели поражение. В 1895 году была завершена демаркация границы между английской Индией, Россией и Афганистаном (Линия Дюранда), которая до сих пор определяет границы между этими тремя странами. Англичане ещё раз попытались закрепиться в Афганистане в 1919 году, но опять были вынуждены отступить и после этого интерес к нему потеряли. Основным союзником и партнёром Афганистана стала советская Россия, отношения с которой строились на равноправной и взаимовыгодной основе.

За исключением Ирана и Афганистана территории всех стран региона в то или иное время были частью Османской империи. После её распада большинство их попадает под контроль европейских стран. Колониальная политика Запада на Ближнем Востоке началась в конце XVIII века. В 1798 году правитель Османской империи Сулейман-паша дал разрешение англичанам создать своё представительство в Багдаде. Между двумя государствами поддерживались постоянные контакты, и Европа стала источником оружия и советников для начавшихся в начале

XIX века военных реформ, проводимых тогдашними правителями Ирака - мамлюками. После падения мамлюков в 1831 году связи между Османской империей и Европой расширились не только в военной сфере, но и в экономике и образовании. Ирак был создан после Первой мировой войны из трёх провинций Османской империи. С 1920 по 1932 год по мандату Лиги наций Ираком управляла Великобритания. В 1932 году страна получила независимость, хотя фактически до конца Второй мировой войны англичане сохраняли доминирующее влияние в стране.

После распада Османской империи земли нынешних Сирии и Ливана в 1920 году становятся подмандатной территорией Франции. Фактическую независимость они получили в 1946 году, когда их территорию покидают французские войска. Иордания в 1920 году стала частью британской подмандатной территории Палестины, а независимость получила в 1946 году.

Проникновение европейцев в регион Персидского залива началось в XVI веке в период Великих географических открытий. В 1507 году португальцы захватили Маскат и распространили своё влияние на всё побережье Оманского залива. В середине XVII века они были изгнаны, но вскоре Оман захватили войска персидского Надир-шаха. Спустя несколько лет в султанате была установлена власть династии Аль Саида, которая управляет страной до сих пор. В середине XIX века контроль над султанатом устанавливают англичане, которые ввели туда войска под предлогом помощи султану в подавлении восстания. В 1913 году Оман объявил себя независимым от Маската и контролировавших его англичан. Борьба Омана против Маската и англичан продолжалась семь лет и закончилась провозглашением

автономии Омана. Сегодняшний Оман состоит из султаната Маскат и иммата Оман, которые в 1955 году объединились с помощью английских войск.

В начале XVI века португальцы захватили Бахрейн и правили там до 1602 года, после чего он стал частью Персидской империи. В конце XVIII века персы были изгнаны, и остров стал управляться шейхами из рода Халифа, которые управляют страной по сей день. В XIX веке сюда начали активно проникать англичане, которые в 1820 году подписали с Бахрейном договор. Согласно ему, оборона и внешние сношения королевства перешли в руки Великобритании. Английские войска из Бахрейна были выведены только в 1968 году, после чего Бахрейн провозгласил независимость.

Кувейт был английским протекторатом с 1899 по 1961 год. В самом начале XVIII века англичане разместили свой гарнизон в Адене, который превратился в важнейший порт и центр распространения английского влияния в Йемене. В 1937 году Аден был объявлен колонией Великобритании. В 1962 году он получил формальную независимость и вошёл в подконтрольную англичанам Федерацию Южной Аравии. В 1967 году Аден в составе Южного Йемена получил независимость, а в 1990 году Северный и Южный Йемен объединились. Йемен был под властью Османской империи. Северный Йемен в 1918 году был провозглашён независимым королевством, что было признано англичанами лишь в 1934 году.

Для Великобритании основным поводом в XIX веке для проникновения на территорию, которую сегодня занимают Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), была активность пиратов, грабивших английские корабли на маршруте Англия - Индия. В 1819 году Ост-Индская компания вторглась во владения шейха Аль-Кавасим и после этого подписала с местными племенами ряд соглашений, в соответствии с которыми Великобритания приобрела неограниченные права на территориях, получивших в 1853 году название Договорной Оман. После того как в 1971 году Великобритания вывела свои войска из района Персидского залива, было образовано федеративное государство Объединённые Арабские Эмираты.

В 1871 году территория Катара была оккупирована войсками Османской империи. В 1916 году он становится протекторатом Великобритании, а в 1935 году Иракская нефтяная компания получает лицензию на разработку и добычу там нефти. До 1968 года, когда Лондон принял решение вывести войска из Персидского залива, Катар находился под английским управлением. В 1971 году он провозгласил свою независимость.

В жизни народов региона случилось то, что должно было случиться: ход истории с неизбежностью привёл к освобождению от колониальных пут. Для стран БСВ наступили иные времена, хотя это вовсе не означало, что регион избавился от всех проблем. Болезненной, незаживающей раной для него остаётся, в частности, палестинский вопрос.

Ближневосточный конфликт

Руководство ЕС неоднократно заявляло, что Европа играет важную роль в решении палестинской проблемы и что это связано с особыми интересами ЕС в этой части региона. На практике европейская роль в процессах урегулирования сводится к участию в Ближневосточном квартете, куда входят ЕС, США, Россия

и ООН, и к правильным, но, к сожалению, голословным заявлениям о важности мира между Израилем и Палестиной. Объясняется это в первую очередь тем, что ЕС как организация в реальности до сих пор не имеет не только собственной внешней политики, но и внешней политики вообще. Анализируя политику ЕС в отношении палестино-израильского конфликта, сотрудница Парижского университета III Мария Жиану отметила, что "после более тридцати лет дипломатических усилий, ЕС всё ещё остаётся политическим карликом"1. Многие страны Союза имеют собственный взгляд на проблему2, но их точка зрения не оказывает решающего влияния на развитие ситуации в регионе.

Что касается "особых интересов" Европы в регионе, то традиционно подразумевающаяся зависимость ЕС от нефтяных и газовых ресурсов, как уже отмечалось выше, сильно преувеличена. Сегодня эти интересы связаны с рядом факторов.

Во-первых, Европа рассматривает решение проблемы отношений между Израилем и Палестиной в качестве "стратегического приоритета". Как записано в Европейской стратегии безопасности, без решения этой проблемы "решение других проблем Среднего Востока имеет мало шансов на успех" 3.

Во-вторых, Европа исторически и культурно с древних времён была тесно связана со странами ближневосточного региона.

В-третьих, любые европейские решения, касающиеся региона, в той или иной степени связаны с адаптацией растущего мусульманского населения Европы и его политическим влиянием на политику стран ЕС.

В-четвёртых, без решения ближневосточной проблемы очень трудно противостоять распространению терроризма в мире, включая Европу.

В-пятых, политика ЕС на Ближнем Востоке является важным компонентом противоречий между Брюсселем и Вашингтоном. США, как показала война с Ираком, далеко не всегда считаются с позицией стран ЕС, что не устраивает европейцев.

Объединённая Европа начала определять свою позицию в отношении палестино-израильского конфликта в начале 1970-х. Первым общеевропейским документом по проблемам внешней политики был опубликованный в ноябре 1970 года Люксембургский доклад, где нашли отражение две темы: подготовка общеевропейской конференции по проблемам безопасности и ближневосточный конфликт между Палестиной и Израилем.

После войны 1973 года Европа стала проявлять серьёзное беспокойство по поводу ситуации на Ближнем Востоке. Опасные последствия нефтяного эмбарго в отношении стран Европы заставили ЕЭС выступить с общим заявлением по поводу ситуации в регионе, которая основывалась на резолюции СБ ООН 242, требовавшей вывода израильских войск с оккупированных территорий, и где говорилось о законных правах палестинского народа. Это вызвало неприятие пози-

1 Maria Gianniou, The Policies of the Mediterranean EU Countries towards the Israeli- Palestinian Conflict: Leaders or Followers? , October 2007, Rethimnon, Crete, P.5.

2 Интересно, что во время войны 1973 г. Франция выступила с критикой действий Израиля, Нидерланды и Дания обвинили в нарушении перемирия Египет и Сирию, Италия, Германия и ряд других стран объявили о своём нейтралитете, а Великобритания ввела эмбарго на экспорт оружия на Ближний Восток.

3 A Secure Europe in a Better World, European Security Strategy, Brussels, 12 December 2003, P. 8.

ции ЕЭС со стороны Израиля и критику со стороны Вашингтона. С этих пор за Брюсселем установилась стойкая репутация если не врага Израиля, то по крайней мере сторонника Палестины. Причин для этого несколько. ЕС постоянно обвиняет Тель-Авив в избыточном применении силы в отношении палестинцев, хотя и осуждает террористические акты с их стороны. ЕС является крупнейшим донором Палестины, хотя помощь осуществляется не через правительство, а непосредственно раздаётся населению. ЕС не признаёт проиранскую организацию "Хезболла" террористической, тогда как для Израиля она является одним из важнейших политических и военных оппонентов. Наконец, ЕС часто протестует против практикуемых Израилем несудебных методов решения проблем борьбы с терроризмом, особенно если при этом используется территория стран ЕС и документы граждан ЕС.

В дальнейшем позиция Европы по вопросу ближневосточного конфликта получила развитие в ряде документов. В 1977 году в Лондонской декларации впервые было сказано о том, что Палестина является родиной палестинцев, а позже в Венецианской декларации 1980 года было прямо заявлено о праве палестинцев на самоопределение и необходимости подключения ООП к переговорному процессу. Декларация основывалась на резолюциях СБ ООН 242 и 338 и призывала Израиль и Палестину начать переговоры на основе формулы "земли в обмен на мир". Конечной целью этих переговоров ЕЭС видел в создании двух независимых государств. Декларация была отвергнута Палестиной, поскольку в ней не был определён статус Иерусалима, а Израиль заявил о том, что он не сядет за стол переговоров с Организацией Освобождения Палестины (ООП), считая её террористической.

С 2002 года ЕС принимает участие в Ближневосточном квартете, в который, кроме Брюсселя, входят Россия, США и ООН. Нынешняя политика ЕС в отношении конфликта основывается на дорожной карте 2003 года, принятой квартетом. В основе дорожной карты лежит решение проблемы на основе сосуществования двух государств.

По существу, позиция ЕС за последние 30 лет не изменилась. Как было заявлено в 2007 году Верховным представителем ЕС Х. Соланой и комиссаром ЕС по внешней политике Б. Ферреро-Вальднером, "прочный мир на Среднем Востоке является стратегической целью ЕС и прочное и справедливое урегулирование конфликта может основываться на принципе "земли в обмен на мир", на соответствующих резолюциях СБ ООН, на мирной инициативе Лиги арабских стран, на дорожной карте и предыдущих соглашениях, достигнутых между сторонами"1.

ЕС-Иран

До Исламской революции 1979 года послевоенные отношения между Ираном и Европой можно разделить на два чётких периода. С 1945 по 1953 год президент Ирана Мухаммад Моссадык пытался национализировать нефтяную отрасль страны. Его действия поставили под угрозу интересы английских нефтяных компаний, и Великобритания практически лишила правительство Ирана доходов

1 EU High Representative Javier Solana and EU Commissioner for External Relations Benita Fer-rero-Waldner/ Statebuilding for Peace in the Middle East: An Action Strategy, Brussels, 2007. .

от нефти, а дипломатические отношения между двумя странами были разорваны. В августе 1953 года Моссадык не без помощи ЦРУ был свергнут, за этим событием последовало создание нефтяного консорциума, в который вошли восемь английских, французских и американских компаний и в котором английская компания получила 40% акций. Отношения между Лондоном и Тегераном были восстановлены, Моссадык оказался в тюрьме, где провёл следующие два года.

Укрепивший свои политические позиции шах Ирана проводил политику баланса между Востоком и Западом, а в экономической сфере был взят курс на рост ВНП. Успехи экономики были впечатляющими. Рост цен на нефть после войны 1973 года привёл к огромным валютным поступлениям, однако их распределение оставалось в рамках коррупционной системы, опиравшейся на репрессивный государственный аппарат. Народное недовольство в 1979 году привело к краху шахского режима, его бегству из страны и приходу к власти религиозной группировки во главе с аятоллой Хомейни.

Реакция Европы на перемены в Иране была сдержанной и настороженной. Попытки Запада начать сотрудничество с новой властью были достаточно быстро пресечены резкими заявлениями и действиями Тегерана. Европа была обвинена в поддержке Ирака в его войне с Ираном и в поддержке иранской оппозиции, а захват в ноябре 1979 года американского посольства в Тегеране практически привёл к прекращению контактов между Ираном и Западом.

Признаки возобновления отношений между ЕС и Ираном появились в 1992 году, когда было принято решение снова начать "критический диалог", то есть диалог, не исключающий критики. Однако в середине 1990-х годов едва начавшиеся связи были вновь прерваны в результате действий иранского руководства и спецслужб Ирана в Европе. Контакты были восстановлены после избрания умеренного деятеля Мухаммада Хатами президентом Ирана. На этот раз ЕС обозначил свои контакты с Ираном "всеобъемлющим диалогом". Основной целью европейской политики в отношении Тегерана в этот период было содействие тенденциям демократизации и смягчения режима.

Отношения ЕС с Ираном получили новое измерение после того, как Тегеран возобновил в 2000 году свои ядерные исследования, прерванные после революции 1979 года. Основой европейской политики в отношении ядерной программы Ирана стало так называемое "иранское ядерное досье" - материалы, собранные мировым разведывательным сообществом и МАГАТЭ по проблемам активности Тегерана в ядерной сфере. Неоднократные проверки МАГАТЭ подтверждали мирный характер проводимых работ, но отмечали попытки иранского руководства скрыть часть из них. США и Европа потребовали допуска инспекторов МАГАТЭ на все ядерные объекты страны и прекращения работ по обогащению урана. Иран отвечал отказом, мотивируя это тем, что подобная деятельность не противоречит положениям Договора о нераспространении ядерного оружия, участником которого является Тегеран. США обвиняли Иран в создании ядерного оружия и настаивали на экономических санкциях. Иран категорически отвергал эти обвинения и отставил своё право на обогащение урана.

Ситуация начала меняться после американского вторжения в Ирак в 2003 году. Иран, вероятно, учитывая поражение Саддама Хусейна и решительность США в достижении своих целей на БСВ, начал проявлять готовность к сотруд-

ничеству. Инициативу в решении ядерной проблемы взяла на себя Европа. В конце 2003 года начались переговоры между Ираном и тремя странами ЕС -Великобританией, Францией и Германией. В результате в ноябре 2004 года было подписано Парижское соглашение, в рамках которого Иран взял обязательство предоставить гарантии мирного характера своей ядерной программы и ещё одно -временное обязательство - отказаться от работ по обогащению урана. Инициатива ЕС определялась в первую очередь стремлением предотвратить возможность военного решения конфликта, что, очевидно, соответствовало европейскому подходу к дипломатии - решать конфликтные ситуации не с помощью силы, а путём переговоров. Эти различия чётко проявились в неприятии Францией и Германией американского метода решения проблемы Ирака в 1993 году. Кроме всего прочего, участие в решении "иранской проблемы", помимо её важности для глобальной безопасности, играло для Европы большую роль с точки зрения уникальности ситуации - это один из немногих случаев, когда ЕС в силу исключения США из переговоров с Ираном представляет на них весь Запад.

Фактически Евротройка стала основным каналом переговоров с Тегераном, которые с переменным успехом шли до весны 2005 года, когда премьер-министром Ирана был избран радикальный политик М. Ахмадинежад, отвергавший какие либо уступки Западу. Дальнейшее развитие событий шло по наихудшему сценарию. Уже в августе 2005 года Иран принял решение о частичном прекращении моратория на обогащение урана, в ответ на что ЕС поддержал перенос обсуждения иранской ядерной программы в Совет Безопасности ООН, а намеченные на август переговоры между ЕС и Ираном были отменены. С этого момента роль ЕС в решении иранской проблемы была сведена к минимуму.

Инициатива в решении иранской проблемы перешла к регулярным встречам представителей США, России, Китая, Франции, Германии и Великобритании ("Группа шести") без участия Ирана, который мог контактировать со своими оппонентами в рамках переговоров с МАГАТЭ при участии Х. Соланы от ЕС. В июне 2006 года "Группа шести" предложила Ирану начать прямые переговоры, но Тегеран заявил, что вести их он будет только в случае, если ему не будут предъявляться предварительные условия и в частности в отношении прекращения работ по обогащению урана. СБ ООН в июле 2006 года принял резолюцию 1696, требовавшую от Ирана к 31 августа прекратить все работы по обогащению урана. В случае отказа принять эти требования СБ ООН обещал применить против Ирана "соответствующие меры". Иран проигнорировал эти угрозы, и СБ ООН принял две новые резолюции, вводящие против Ирана санкции, которые де-факто не наносили Ирану никакого ущерба и лишь вызывали раздражение у Тегерана.

Иран продолжал вялотекущие переговоры с МАГАТЭ, а США продолжили обнародование данных о приближении Ирана к созданию ядерного оружия. Потеря ЕС инициативы ведения переговоров с Ираном свела его роль к фактическому дублированию американской политики в этом вопросе. Связано это в первую очередь с тем, что ЕС пытается проводить свою собственную внешнюю политику, но это входит в противоречие с сохраняющейся зависимостью Брюсселя от Вашингтона. Ситуация усугубляется ещё и тем, что внутри ЕС нет единого взгляда на многие внутриполитические вопросы, включая ситуацию вокруг Ирана. Очевидно, что ЕС выступает против силового решения проблемы, однако ра-

дикализм иранского руководства и тесная связь с США значительно снижают миротворческие усилия Европы.

ЕС — Афганистан

Если не принимать во внимание рассуждения о демократии, о соблюдении прав человека или о терроризме, то Афганистан ни с экономической, ни с политической точки зрения до 11 сентября 2001 года особо не интересовал Европейский Союз. С экономической точки зрения эта ситуация сохраняется и по сей день. В 2008 году Афганистан среди торговых партнёров ЕС занимал 116-е место (0,02% от оборота ЕС).

До того времени, когда в 1978 году Афганистан стал республикой, а через год туда были введены советские войска, страна сохраняла политическую стабильность, хотя и находилась на обочине мировой политики. Десять лет советско-афганской войны нанесли стране огромный экономический ущерб, а закончилась она выводом советских войск в 1989 году. Страна оказалась в ситуации экономической разрухи и перманентной политической нестабильности и не без помощи таких богатых стран, как, например, Саудовская Аравия и ОАЭ стала одним из оплотов исламского радикализма.

Европейская комиссия приступила к работе в Афганистане с середины 1980-х годов, ещё в период советского присутствия в стране, открыв офис в Пешаваре на территории Пакистана. ЕС начал оказывать экономическую помощь Афганистану с 1985 года, а в 1991 году был создан офис ECHO (European Commission Humanitarian Office). Первые программы помощи ЕС Афганистану были запущены в начале 1990-х годов, а вскоре Союз стал главным его донором. Первый документ "Стратегия в отношении Афганистана" был подготовлен в 2000 году и охватывал период 2003-2006 годов. Однако в конце 2001 года политика ЕС в отношении Афганистана была кардинально пересмотрена. Сегодня особое положение этой страны в политике ЕС определяется прежде всего участием в военных действиях на территории Афганистана. Отсюда активная вовлеченность и ЕС, и мирового сообщества в различных программах помощи Афганистану. ЕС активизировал своё участие в помощи после свержения правительства Афганистана в 2001 году. В декабре было принято решение назначить специального представителя по Афганистану, а в следующем году в Кабуле открылось представительство Европейской комиссии. Как было сказано в совместной декларации ЕС и Афганистана "ЕС поддерживает суверенитет Афганистана, его независимость, территориальную неприкосновенность и невмешательство в его внутренние дела в соответствии с Хартией ООН и международными законами"1.

Сразу же после событий 11 сентября США направили в Афганистан контингент войск для борьбы с терроризмом и движением "Талибан" в рамках операции "Несокрушимая свобода" (OEF). Её целью было уничтожение "Аль-Каиды" и поимка её руководителя Бен Ладена, взявших на себя ответственность за террористический акт в США 11 сентября. Когда в мае 2002 года Кабул посетил ми-

1 EU-Afghanistan Joint Declaration, Committing to a new EU-Afghan Partnership, Strasbourg, '16 November 2005, 14519/05 (Presse 299).

нистр обороны США Д. Рамсфельд, он несколько преждевременно заявил, что основные боевые действия американских сил в Афганистане завершены, однако операция, в которой участвовали 12,5 тыс. военнослужащих сил коалиции во главе с США, продолжалась.

В ноябре 2001 года СБ ООН принял резолюцию 1378, которая определяла "центральную роль ООН в установлении переходного правительства" и призвала страны ООН направить миротворческие силы в Афганистан для "укрепления стабильности и оказания помощи Афганистану". В соответствии с резолюцией, на международной конференции по Афганистану в Бонне в декабре 2001 года было принято решение о военной помощи Афганистану и о создании временного правительства страны во главе с Х. Карзаем. В августе 2002 года были сформированы Международные вспомогательные силы безопасности (ISAF) численностью в 5 тыс. человек, полномочия которых в октябре были подтверждены СБ ООН. В августе 2003 года командование силами безопасности перешло к НАТО. За время существования сил ISAF в них приняли участие 45 стран, включая 25 стран ЕС.

Численность сил безопасности в Афганистане выросла с 6 тыс. человек в 2003 году до свыше 110 тыс. в 2009 году, из которых 75 тыс. - американцы. К этому контингенту необходимо добавить 14 тыс. военных и полицейских инструкторов, в том числе 10 тыс. американцев. В декабре 2009 года президент США Б. Обама объявил о решении США довести численность американских войск в Афганистане до 100 тыс. человек. И попросил союзников по коалиции увеличить численность войск до 46 тыс. человек. В тоже время было заявлено, что США начнут вывод войск из Афганистана в июле 2011 года. Наиболее крупные воинские контингенты были отправлены в Афганистан США, Канадой и странами ЕС. На Евросоюз в Афганистане на 1 февраля 2010 года приходилось 30 789 человек, из которых на Великобританию - 9 500 человек, на Германию - 4 415, на Францию - 3 750, на Италию - 3 150.

Наряду с проведением военных операций силы коалиции осуществляют широкомасштабную программу экономической помощи Афганистану, в которой ЕС активно участвует. Программы помощи определяются конференциями по помощи Афганистану, проводимыми ежегодно с 2001 года. В них участвуют свыше 50 стран, включая Россию. В настоящее время помощь оказывается по каналам ООН через "Миссию ООН по помощи Афганистану" (UNAMA), которая координирует усилия стран доноров и связь афганской администрации с международными силами безопасности.

С 2002 по 2010 год помощь Афганистану со стороны стран коалиции составила около 30 млрд долларов, из которых на ЕС пришлось 9,3 млрд долларов.1 Крупнейшими донорами среди стран ЕС были Великобритания, Германия и Нидерланды. Американская помощь Афганистану с 2002 по 2009 год составила 39,7 млрд долларов.2

Для международной коалиции, равно как и для остального мира, проблемами стабилизации Афганистана остаются действия антиправительственных групп в

1 Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction, October 2008 report, P. 140.

2 K. Katzman, Afghanistan: Post-Taliban Governance, Security, and U.S.Policy, CRS, March 1, 2010, Wash., DC, P. 79.

большинстве провинций Афганистана и растущее производство наркотиков в стране. На Афганистан приходится около 93% нелегально производимого опиума, что даёт оппозиционерам от 70 до 100 млн долларов в год, но является и едва ли не единственным источником дохода для значительного числа сельского населения страны. Одним из важнейших направлений помощи ЕС является сокращение зависимости афганской деревни от возделывания и продажи опийного мака. 30% помощи, направляемой ЕС в Афганистан, предназначено для сельскохозяйственных районов страны, где проживает более 80% населения. На совершенствование государственной системы управления планируется истратить 40% помощи ЕС.

В Евросоюзе считают, что усилия коалиции приносят определённые результаты. С 2002 по 2008 год благодаря международной помощи Афганистану были достигнуты определённые успехи в решении социальных проблем страны. Построено 8 тыс. школ, в результате чего образованием теперь охвачено свыше 6 млн детей, 2,5 млн афганцев начали получать социальную помощь от государства, 85% населения - начальную медицинскую помощь. За эти годы благодаря ЕС было подготовлено около 140 тыс. полицейских и солдат, построено 13 тыс. км дорог, в стране появилось 5 млн мобильных телефонов, ВНП на душу населения вырос на 70%. Страна приняла конституцию, которая признаёт права человека, в 2004 году проведены национальные выборы, в которых приняло участие 75% всего населения. Однако, несмотря на все усилия коалиции, Афганистан ещё далёк от замирения. Общественное мнение стран ЕС обеспокоено потерями, которые несут военнослужащие европейских стран в Афганистане. Только в 2009 году там погибло 310 американцев и 196 военных из стран коалиции. На Лондонской конференции по Афганистану в январе 2010 года обсуждался вопрос о начале переговоров с движением "Талибан" о реинтеграции их в афганское общество.

ЕС — Ирак

Как уже отмечалось выше, война в Ираке в 2003 году явилась испытанием отношений между ЕС и США. Раскол среди стран Европы на тех, кто принял участие в войне и кто не послал свои войска в Ирак, казалось бы, продемонстрировал отсутствие единства среди членов ЕС, а главное - углубление кризиса между США, с одной стороны, и двумя ключевыми государствами Союза - Францией и Германией. В состав коалиционных сил в Ираке вошли военнослужащие 15 из нынешних 27 стран ЕС, из которых до 2004 года членами ЕС были только Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Дания и Португалия. Отношения между Европой и США обострились, и конфликт привёл к снижению их уровня, однако ухудшение было кратковременным и скорее демонстративным, чем реальным. Американцы переименовали "французский картофель" в "жареный картофель", а некоторые рестораны отказались от продажи французских вин. Однако ни на торговле между США и ЕС, ни на инвестиционных потоках кризис никак не сказался. И торговый оборот, и инвестиции продолжали расти, а ЕС и США оставались друг для друга крупнейшими экономическими партнёрами.

Центростремительные тенденции как внутри ЕС, так и внутри Атлантической коалиции в целом оказались сильнее противоречий. Это отнюдь не означает, что страны ЕС уже выработали основы общей внешней и оборонной политики, которая устроила бы всех членов Союза и США, всё еще продолжающих нести ответ-

ственность за безопасность Европы. Скорее это укрепило надежды на возможность политической и военной интеграции Европы и явилось весомым подтверждением необходимости продолжать работу над концепцией внешнеполитической общности и её взаимной координации с американской внешней политикой.

Для Америки, не знавшей военных действий на своей территории со времен Гражданской войны, 11 сентября 2001 года было воспринято как прямая угроза национальной безопасности, борьба с которой оправдывала любые средства, включая действия, выходящие за рамки таких постулатов западной демократии, как права человека или уважение суверенитета других стран. Если европейцы продолжают видеть борьбу с терроризмом в пределах использования законодательства, экономических рычагов и переговоров, для США предотвращение терроризма означает прежде всего нанесение упреждающих ударов по источникам этого зла, при этом определение источников остаётся прерогативой исключительно самих американцев. Если в Вашингтоне считали Саддама Хусейна источником терроризма и обладателем оружия массового поражения, то отказ Парижа и Бонна признать легитимность войны с Ираком вызывал там недоумение и раздражение. Вопрос о том, насколько американская уверенность в злонамеренности Ирака была искренней, остаётся открытым, однако явное неприятие действий США рассматривалось в Вашингтоне как нарушение союзнических обязательств и предательство.

ЕС видит свою задачу в Ираке "помочь стране использовать эффективно собственные ресурсы"1. С 2011 года Союз собирается перейти к сотрудничеству с ним на базе обычной практики оказания помощи. Создаются документы: "Стратегия ЕС в отношении Ирака" и "Многолетняя индикативная программа", в соответствии с которыми будет оказываться дальнейшая помощь. Она направляется в основном на укрепление иракских политических институтов и создание системы управления страной. Одним из важнейших направлений сотрудничества является помощь беженцам и перемещённым лицам. На эти цели с 2006 по 2009 год ЕС ассигновал 145 млн евро. Начиная с 2009 года ЕС намерен обратить особое внимание на проблему возвращения в Ирак беженцев. В качестве важного направления сотрудничества с Ираком ЕС рассматривает и содействие в восстановлении системы образования в стране, которая понесла тяжелые потери после 2003 года.

В октябре 2003 года на Мадридской конференции доноров Ирака при участии ЕС было принято решение ассигновать 33 млрд долларов на его восстановление, из которых 1 млрд предоставила Великобритания и 1,5 млрд другие страны ЕС. Франция платить отказалась, а Европейская комиссия предоставила 518,5 млн евро.

В ноябре 2006 года ЕС и Ирак подписали Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, которое определяло его масштабы и интенсивность. Помощь ЕС Ираку с 2003 по 2008 год составила 933,1 млн евро в форме грантов2. До 2004 года она предоставлялась по каналам иракского отделения Международного фонда реконструкции, однако после того как деятельность фонда в Ираке была свёр-

1 CAPACITY BUILDING PROGRAMME FOR IRAQ 2009-2010 European Commission - External Relations 15/07/09.

2 W. Troszczynska-van Genderen, "The case for Stronger EU Engagement with Post-Election Iraq", ISSOpinion, March 2010, P. 2.

нута, дальнейшая помощь поступала в основном на двусторонней основе, а с 2008 года исключительно на этой основе. На период 2009-2010 годов Европейская комиссия ассигновала на помощь Ираку 65,8 млн евро1.

В январе 2010 года ЕС и Ирак подписали в Брюсселе Меморандум о взаимопонимании в вопросах стратегического партнёрства в энергетической сфере. Меморандум рассмотрел вопросы подключения газовых ресурсов Ирака к снабжению Европы и помощь ЕС Ираку в реформировании его энергетики.

В своём сотрудничестве с Ираком ЕС делает упор на использование европейского опыта, а не на финансовую помощь, считая, что Ирак не относится к категории стран, остро нуждающихся в финансовой поддержке. Зачастую сотрудничество строится на основе финансирования проектов с обеих сторон. Ведутся также переговоры о подписании Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве.

Что касается военного участия ЕС в операциях на территории Ирака, то участники коалиции покинули страну, за исключением инструкторов по подготовке кадров армии и полиции. В сентябре 2004 года после длительных переговоров было достигнуто соглашение об участии НАТО в урегулировании ситуации в Ираке. Однако США не удалось убедить руководство блока согласиться на отправку военных сил в поддержку новому иракскому правительству. НАТО лишь пообещала заняться подготовкой кадров для иракской армии и полиции. ЕС в рамках ЕПБО в 2005 году начал программу по обучению иракских полицейских кадров JUST LEX. В страну были направлены 30 специалистов из 17 стран ЕС, а стоимость программы составила около 30 млн евро.

В период Иракского кризиса Франция и Германия продемонстрировали возможность несовпадения интересов Европы и Америки, что заставило Вашингтон, несмотря на явное недовольство позицией этих стран, начать поиск компромисса и восстановления партнёрства. При этом можно с уверенностью сказать, что партнёрство между США и Европой после Ирака стало чуть "более равным". Оно стало бы ещё "более равным", в случае если бы Европа предприняла собственные инициативы по борьбе с терроризмом и решению проблем Ближнего Востока. Причём такого рода инициативы с американской точки зрения должны были бы быть подкреплены европейским ресурсным обеспечением.

Экономические связи ЕС — БСВ

За последние пять лет экономические связи ЕС со странами БСВ растут, хотя их место в объёме торговли ЕС остаётся на уровне 4% для импорта и 7% для экспорта. 2 Доля импорта нефтепродуктов из региона составила в 2008 году 11,2% от общего объёма импорта ЕС этой группы товаров. Для большинства стран региона ЕС является крупнейшим импортёром. Что касается экспорта, то нефть, на которую приходится свыше 80% продаж стран региона, направляется в основном в страны Дальнего Востока и США, что определяет 2-3-е место ЕС в списке стран, куда идёт региональный экспорт.

1 Capacity Building Programme for Iraq 2009-2010, European Commission - External Relations, 15/07/09.

2 Вся статистика дона по "DG trade statistic" за 2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Торговля ЕС со странами Большого Среднего Востока в 2008 г.

Импорт ЕС Доля Доля стран Экспорт ЕС, Доля в экс-

млрд евро в импорте ЕС % региона в импорте ЕС энергоресурсов % млрд евро порте ЕС %

Иран 14,4 0,9 2,7 11,4 0,9

Афганистан 0,1 0,0 0,0 0,6 0,0

Ирак 9,1 0,6 1,9 1,7 0,1

Сирия 3,6 0,2 0,7 3,5 0,3

Иордания 0,3 0,0 0,0 2,9 0,2

Ливан 0,4 0,0 0,0 3,9 0,3

Палестина 0,1 0,0 0,0 0,1 0,0

С.Аравия 21,1 1,4 3,8 21,3 1,6

Кувейт 5,2 0,3 1,1 4,6 0,4

Бахрейн 0,8 0,1 0,1 1,5 0,1

ОАЭ 5,8 0,4 0,3 31,7 2,4

Оман 0,6 0,0 0,1 3,3 0,3

Катар 2,9 0,2 0,5 6,6 0,5

Йемен 0,1 0,0 0,0 0,9 0,1

Всего 64,5 4,1 11,2 94 7,2

Израиль 11,2 0,7 0,2 14,1 1,1

Общий итог 75,7 4,8 11,4 108,1 8,3

Крупнейшим торговым партнёром ЕС в регионе является Саудовская Аравия, на которую приходится свыше четверти объёма торговли ЕС с БСВ. В 2008 году импорт ЕС из Саудовской Аравии составил 21,1 млрд евро, из которых 18 млрд евро (85% от объёма импорта) пошло на энергоресурсы. Экспорт составил 21,3 млрд евро, из них 7,8 млрд евро (36%) - продукция машиностроения, 2,5 млрд евро (11,6%) - химической промышленности, 2,3 млрд евро (10,7%) - транспортного машиностроения, 2,6 млрд евро (10,6%) - металлы.

Второе место в торговле ЕС с регионом занимают ОАЭ, что определяется прежде всего большим объёмом экспорта ЕС в эмираты, который в 2008 году составил 31,7 млрд евро. В экспорте 36,9% (11,7 млрд евро) пришлось на продукцию машиностроения, 16,9% (5,3 млрд евро) - транспортного машиностроения, 8,9% (2,8 млрд евро) - металлургической промышленности, 6,3% (2 млрд евро) на драгоценные и полудрагоценные камни. Импорт ОАЭ в ЕС в 2008 году составил 5,9 млрд евро, из которых 28,4% (1,7 млрд евро) потрачено на минеральные продукты, 23,8% (1,4 млрд евро) - на драгоценные и полудрагоценные камни.

На сегодня экономические и политические отношения ЕС с Ираном, который занимает третье место в торговле ЕС с регионом, поддерживаются на не слишком высоком уровне. С 2002 по август 2005 года действовало Соглашение о торговле и сотрудничестве, действие которого было прекращено после заявлений Ирана о возобновлении ядерной программы. Иран не является членом ВТО, что

определяет отсутствие между ЕС и Ираном соглашения о торговле. В 2008 году в торговле ЕС он занимал 25-е место и на него пришлось менее одного процента, как экспорта ЕС, так и импорта. В торговле Ирана в 2008 году ЕС занимал 26,7% (12,4 млрд евро) импорта и 18,6% (13,2 млрд евро) экспорта. Евросоюз является главным импортёром Ирана и уступает лишь Китаю по объёму экспорта.

Во внешней торговле ЕС на Иран в 2008 году пришлось 0,9% от объёма импорта и экспорта. Доля ЕС во внешней торговле Ирана в том же году составила 26,7% (12 477,2 млн евро) в импорте и 18,6% (13 147,7 млн евро) в экспорте. Хотя Иран 4-й в мире по добыче нефти, импорт в ЕС энергоносителей в 2008 году составил лишь 2,7% от общего объёма импорта ЕС. В экспорте ЕС в Иран в 2008 году 41,9% (4,8 млрд евро) пришлось на продукцию общего машиностроения и электро-машиностроения, 13,4% (1,5 млрд евро) - на металлы, 12,5% (1,4 млрд евро) - на транспортное машиностроение, 10,4% (1,2 млрд евро) - на химическую продукцию.

Многие европейские компании проводят политику санкций в отношении Ирана. В январе 2010 года немецкая Сименс объявила о том, что она не будет заключать новые экономические соглашения с Ираном, в марте о таком же шаге стало известно от нефтяной компании "Роял Датч Шелл", аналогичные заявления сделали банки стран Евросоюза. 1

Импорт ЕС из Ирака, который в 2008 году занимал четвёртое место в торговле ЕС с регионом БСВ, составил 9,1 млрд евро, из которых 99,9% пришлось на энергоресурсы. Экспорт ЕС в Ирак был на уровне 1,3 млрд евро, из них 55,2% (937 млн евро) пошло на продукцию машиностроения, 11% (187 млн евро) - на транспортное машиностроение. Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран и Ирак - эти четыре страны в 2008 году занимали 73% торговли ЕС с регионом.

Для Афганистана ЕС является вторым по значению торговым партнёром после Пакистана. На Союз приходится 16,8% экспорта Афганистана и 17,9% импорта. В 2008 году импорт ЕС из Афганистана составил 51 млн евро. Половина его составляет нефть и нефтепродукты, 16,6% - кожи, 12,2% - художественные изделия и антиквариат, 12% - текстильные изделия. В экспорте ЕС в Афганистан 29,5% относится к продукции транспортного машиностроения, 25% - к продукции машиностроения, 8,4% падает на продукты питания, 4,5% - на текстиль.

* * *

Политика ЕС на БСВ тесно связана с формированием собственной европейской внешней политики и важнейшей её составляющей - отношений между ЕС и США. В июне 2004 года США выступили с так называемой инициативой по Большому Среднему Востоку. Для Европы это было признание Вашингтоном необходимости интернационализации своей политики в регионе и приглашением Европы принять в ней активное участие, тем более что в этой программе внимание уделялось прежде всего не военным, а гуманитарным аспектам политики.

1 K. Katzman, Iran: U.S. Concerns and Policy Responses, March 11, 2010, CRS, Wash., DC, P. 52.

В силу общего характера этой проблемы Европа получила шанс внести свой реальный вклад в формирование региональной политики США, главной объявленной целью которой стала "демократизация региона". Соглашаясь с этой целью, Европа при этом придерживается собственных методов её достижения. Её не устраивала "упреждающая стратегия свободы", провозглашённая Дж.Бушем. Европейская стратегия демократизации предусматривает сотрудничество в создании гражданского общества, достижение социальной стабильности и другие меры, не включающие в себя военное вмешательство.

Европейцы с горечью отмечают, что они выступали за демократизацию задолго до американцев, и это было отражено в таких документах, как, например, Барселонская декларация или двусторонние соглашения со странами региона. Говоря о различиях политики США и ЕС на БСВ немецкий политолог П. Волкер, соглашаясь, что демократизация региона - общая цель Вашингтона и Брюсселя, писал, что "Соединённые Штаты указывают на дефицит демократии в странах, противостоящих интересам Запада в регионе, и угрожают им такими карательными мерами, как санкции или даже насильственная смена режима с помощью внешних сил. Европейская политика предпочитает поддерживать в этих странах силы, готовые к реформам, подталкивая существующие режимы к реформам через диалог, материальную поддержку и другие формы сотрудничества"1.

Отличается подход США и ЕС и к Ирану. И те, и другие выступают против ядерной программы Тегерана, однако США исходят из того, что Иран является "враждебным государством", а Европа видит его как партнёра, хотя партнёра и проблемного, как государство со сложным обществом, но обществом, имеющим колоссальный потенциал для прогрессивной трансформации.

ЕС, в отличие от США, выступает против нарушения прав человека не только в Ливане и Палестине, но и в Израиле, что вызывает постоянные трения в их отношениях с США и Израилем. Объясняется это тем, что ЕС рассматривает демократию как цель, а не как предварительное условие для диалога. Тогда как и Вашингтон, и Тель-Авив говорят о том, что достижение мира на Ближнем Востоке возможно лишь после того, как основные арабские государства станут демократическими.

Для Европы, так же как и для всего мира, Большой Средний Восток остаётся важнейшим источником угроз для глобальной безопасности, что на многие годы вперёд будет определять её вовлеченность в региональную политику. ЕС в силу своей политической философии будет делать акцент на экономическую помощь и развитие сотрудничества в гуманитарной сфере. Насколько сочетание американских силовых методов и европейской приверженности использованию "мягкой силы" позволит решать проблемы региона - покажет время.

1 Völker Perthes, America's "Greater Middle East" and Europe: Key Issues for Dialogue, Journal, Middle East Policy Council, Volume XI, Fall 2004, Number 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.