Научная статья на тему 'Эпосы о женщинах-богатырках'

Эпосы о женщинах-богатырках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
748
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилова Анна Николаевна

Рассматриваются эпические сказания тюрко-монгольских народов, повествующие о героических подвигах женщин-богатырок. Структурно-семантический анализ сюжетов и образов олонхо и эпических сказаний бурят, хакасов и алтайцев позволил выявить схожие мотивы и ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпосы о женщинах-богатырках»

ЭПОСЫ О ЖЕНЩИНАХ-БОГАТЫРКАХ

выезда богатыря в поход, а именно: появление богатыря-абаасы Таас Джантаар Дара Буурая с унизительным предложением, гнев из-за этого Могучего Эр Соготоха, заклинание им стрелы и выстрел из лука. К завязке II части олонхо относится рассказ о гибели Эр Соготоха и похищении богатырями-абаасы женщин-айыы, к завязке III -рассказ о признании богатыря Харыаджылаан Бэргэна верховным божеством Юрюнг Айыы Тойоном, рожденного от удаганки-абаасы человеком из племени айыы, т.е. якутом. К развитию действия олонхо относятся следующие мотивы: совет богатырского коня, благословение духа-хозяйки страны, поход богатырей-айыы в Нижний мир, желание удаганки-абаасы выйти замуж за богатыря-айыы. Кульминационными мотивами являются: поединок богатырей айыы и абаасы, победа богатыря-айыы. К развязке относятся события, связанные с мотивом живой воды, возвращением богатыря-айыы из похода, женитьбой богатыря.

Основные мотивы, повторяющиеся при каждом исполнении, по сути, являются каркасом этого олонхо. В.О.Каратаев сохранял их неизменными и исполнял в строгой последовательности.

Текстуальное сличение мотивов трех разновременных записей олонхо В.О.Каратаева показало, что, кроме основных мотивов, сказитель дополнительно ввел второстепенные. Мы разделили эти мотивы на композиционно обусловленные и художественно обусловленные.

Композиционно обусловленные мотивы, вводимые в олонхо, делают более стройной и ясной логическую последовательность сюжета олонхо. а также расширяют и совершенствуют его фабулу.

Художественно обусловленные мотивы вносят важные дополнения в содержание эпоса. Та-

кими мотивами являются: встреча богатыря с духом-хозяином перевала Ала Туйгуном, обращение богатыря к духу-хозяйке страны Аан Алахсын и получение им благословения, преодоление препятствий. К этим же мотивам можно отнести развернутое, поэтически выстроенное описание священного дерева Aap Хатынг Мае в третьей записи олонхо (1986 г.). В записях 1975 и 1982 гг. этот мотив изложен сжато, несколькими словами.

В 70-80-х гг. В.О.Каратаев участвовал в слетах олонхосутов в Якутске, на которых выступали сказители со всей Якутии. Видимо, здесь олонхосут услышал развернутое описание священного дерева и вставил его при третьем исполнении. До этого В.О.Каратаев придерживался исконной вилюйской традиции, в которой отсутствует подробное описание родового священного дерева.

В варианте олонхо «Могучий Эр Соготох» 1975 г. записи развивается основная тема о родоначальниках племени айыы аймага. В записях 1982 и 1986 гг. в третью часть олонхо вводится еще одна сюжетная линия, показывающая богатыря Харыаджылаан Бэргэна как защитника племени айыы аймага.

Сопоставление мотивов трех разновременных записей олонхо В.О.Каратаева свидетельствует о том, что олонхосут при каждом исполнении придерживался одной и той же последовательности развития событий, составляющих сюжет олонхо, следовал традиционной композиции и, в основном, твердо помнил имена персонажей и их взаимоотношения. Ввод сказителем дополнительных мотивов был необходим либо для прояснения композиционных звеньев, либо для восполнения содержательной ткани произведения.

УДК 398.224

Эпосы о женщинах-богатырках

А.Н. Данилова

Рассматриваются эпические сказания тюрко-монголъеких народов, повествующие о героических подвигах женщин-богатырок. Структурно-семантический анализ сюжетов и образов олонхо и эпических сказаний бурят, хакасов и алтайцев позволил выявить схожие мотивы и ситуации.

This article describes the epic legends of the turk-mongol nations, narrates about heroic feats of women-heroes. The structural and semantic analysis of the plot and images between olonkho and epic legends of the

__burats, khakasses and altay people let us to reveal

ДАНИЛОВА Анна Николаевна - м.н.с. ИГИ АН РС(Я). the similarities in themes and situations.

ДАНИЛОВА

В устном поэтическом творчестве якутского народа эпос олонхо занимает центральное место. Олонхо повествует о богатырских подвигах главных героев. В большинстве олонхо главным героем выступает богатырь-мужчина, однако бытует и олонхо о героических свершениях богатырских дев.

В якутской фольклористике об олонхо с героиней девушкой-богатыркой или богатыркой-шаманкой писали еще Г.У. Эргис [1], И.В. Пухов [2], выдвинувшие гипотезу о том, что образы воинственных девушек в эпосе восходят к матриархату. И.В. Пухов заметил, что «образы героинь олонхо сложнее и разнообразнее образов героев олонхо», и выявил два типа женских персонажей на основе их социального статуса в эпическом обществе: активные и пассивные. Из них к активным относятся образы богатырок и шаманок, а к пассивным - эпических красавиц [3]. Детально сюжеты олонхо о женщинах-богатырках впервые были изучены Н.В. Емельяновым [4]. На основе анализа девяти полных текстов и шести записей сюжетов автор разделил воинственных дев на два типа: 1) женщины-богатырки - первые жители Среднего мира; 2) женщины-богатырки и защита племени айыы аймага. Он пришел к выводу, что сюжеты данных олонхо развертываются вокруг двух тем: «Взаимоотношения героини с богатырем-рабом» и «Потеря и поиск героиней ее коня (ребенка, сестры)».

Сюжеты о воинственных девах встречаются в эпосах и у других тунгусо- и тюркоязычных народов, где обнаруживаются аналогичные якутской деве-богатырке типы женщин-богатырок. Подробному историко-типологическому анализу сюжетов и образов эвенского эпоса в сравнении с сюжетикой и образностью эпоса других народов Крайнего Севера была посвящена одна из работ Ж. К. Лебедевой [5]. В результате проведенного анализа сюжетной тематики сказаний данных народов автором были выявлены следующие типы воинственных женщин: 1) дева-богатырка, не желающая выходить замуж (дева-охотница, «амазонка»); 2) воинственная дева-шаманка; 3) эпическая героиня, совершающая подготовительные тренировки к брачной поездке (мотив совершеннолетия эпической героини);

4) эпическая героиня, которая ищет суженого;

5) женщина-богатырка, воин. Таким образом, исследователь выделила пять типов женщины-воина в эвенском архаическом эпосе.

У многих тюрко-монгольских народов существуют сказания о воинственных девах. Тема

женщин-богатырок, которые выступают главными героинями, защитницами родного народа и земли, занимает большое место в хакасском героическом эпосе: «Алтын Арыг», «Ай Хуучин», «Ай-Арыг», «Алтын-Сабах», «Ах-Чибек-Арыг». У алтайцев тоже есть сказания, где главной ге-реиней выступает воинственная женщина: «Алтын Туудьи», «Очи-Бала». Об образах женщин-богатырок В.М.Жирмунский писал, что «образ богатырской девы распространен в мировом эпосе: он нашел свое поэтическое отражение в «удалых поленицах» русских былин, в греческих «амазонках», в девах-воительницах древнескандинавских и кельтских эпических сказаний, в «Шахнаме» Фирдоуси и др.» [6]. Наличие сказаний, в центре которых женщина-богатырка, может быть объяснено активной ролью женских образов в эпосе данного народа.

Фольклорные произведения всегда служили источником изучения исторического прошлого народов. В олонхо о женщинах-богатырках воинственная женщина всегда занимает высшее положение в эпическом обществе: она выступает родоначальницей племени айыы. Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках базируются, по-видимому, на древнейших общественных отношениях предков якутов. Но эти сюжеты не оставались неизменными, они развивались, обогащаясь новыми идеями и мотивами.

Из архивных материалов нам известно всего 15 текстов олонхо, где главной героиней выступает женщина-богатырка: 9 полных записей и 6 записей сюжета в кратком изложении. В настоящее время опубликованы два текста: «Дьырыбы-на Дьырылыатта Кыыс-Богатырка» П.П. Ядри-хинского-Бэдьээлэ [7] и «Кыыс Дэбилийэ» Н.П. Бурнашева [8].

Главная цель женщины-богатырки якутских олонхо в основном заключается в поиске идеального жениха, в результате которого она становится женой сильного богатыря-мужчины, хранительницей семейного очага. При этом она полностью теряет богатырскую силу, но иногда сохраняет шаманскую магическую силу (удаган-ка).

Сказания тюрко-монгольских народов, в центре которых главная героиня - женщина-воин, по теме и сюжету особо не отличаются от якутских олонхо о женщинах-богатырках. Агуй Гохон, главная героиня бурятского эпоса, является, в первую очередь, верным помощником своего брата - богатыря и от его имени совершает подвиги, в результате которых добывает деву-

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОРА

воскресительницу. Схожий сюжет встречается и в якутском олонхо, где главная героиня Дьыры-бына Дьырылыатта спасает своего брата и устраивает его семейную жизнь.

В хакасском и алтайском эпосах главные богатырки, в отличие от якутских, остаются защитницами родной земли и рода. Хакасский эпос «Ай Хуучин» и алтайское сказание «Очи Бала» повествуют о воинственных девах, защищающих свой чурт от иноземных завоевателей. Главной героине хакасского эпоса богатырке Ай Хуучин свойственна гордая независимость. Она необыкновенно жизнерадостна, озорна, дерзка и строптива. Она - главный воин-защитник чурта и солнечного мира. Основная цель главной героини алтайского эпоса Очи Бала - это защита родной земли, своего богатства. Она выступает как настоящая «амазонка» и как хакасская богатырка стремится к свободе, живет самостоятельно, занимаясь охотой. В олонхо богатырка не только является защитницей племени, но и не забывает о своем настоящем предназначении продолжательницы рода. В олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» героиня в конце повествования находит своего суженого и становится его женой и заканчивает свои богатырские деяния, посвятив себя продлению рода. В олонхо «Кыыс Дэбилийэ» богатырка после посещения знаменитого праздника ысыах богатыря Чугдаана она нечаянно целуется с богатырем и «мысленно соединяет с ним судьбу». Следовательно, такой концовкой олонхо сказитель наводит на мысль, что она в будущем станет женой богатыря.

Таким образом, рассмотренные сюжеты якутских олонхо о женщинах-богатырках представляют собой отдельную группу. Все анализируе-

мые сказания о воинственных девах соединяет общее - в них изображены свободолюбивые, обладающие неимоверной силой девушки, защищающие не только себя, но и своих родных и близких людей от противостоящих им ханов и эпических чудовищ. Женщина-богатырка в якутских олонхо в отличие от богатырок хакасского и алтайского эпосов в конце повествования всегда остается в зависимом положении от мужчин-богатырей. Мужское начало одерживает вверх над женским.

Литература

1. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору.-М„ 1974.-С. 181.

2. Пухов И.В., Эргис Г.У. Якутские олонхо // Строптивый Кулун Куллустуур: якутское олонхо. - М.: Наука, 1985. - С. 544-578.

3. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 126.

4. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. - М., 1983. - 248 с.

5. Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. - Новосибирск: Наука, 1982. - 112 с.

6. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - Л.: Наука, 1974. - С. 39.

7. Ядрихинский П.П. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс-Богатырка: Якутское олонхо / Зап., по-слесл. и комм. П.Н. Дмитриева. - Якутск: Якут, кн. изд-во, 1981.-200 с.

8. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. - Новосибирск: Наука, 1993. - 330 с. / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока.

УДК 332.101.262:332.1

Исследование проблем трудового потенциала как фактора социально-экономического развития региона

И.Н. Аммосов

Исследован важный фактор ресурсного обеспечения экономики региона - трудовой потенциал. Рассмотрены существующие в настоящее время теоретико-методологические проблемы исследования трудового потенциала. Проанализированы условия формирования и современное состояние рынка труда в РС (Я). Дана оценка развития трудового потенциала региона с использованием количественных и качественных показателей трудового потенциала, экономико-математических и социологических ме-

__тодов. Предложены пути повышения эффектив-

АММОСОВ Иван Николаевич - с.н.с. ИСПТ АН ности управления трудовым потенциалом РС (Я). РС(Я).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.