Научная статья на тему 'Основные сюжетообразующие мотивы в олонхо «Могучий Эр Соготох» в исполнении олонхосута В. О. Каратаева'

Основные сюжетообразующие мотивы в олонхо «Могучий Эр Соготох» в исполнении олонхосута В. О. Каратаева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Илларионова Туяра Васильевна

Рассматриваются основные сюжетообразующие мотивы на примере разновременных записей олонхо «Могучий Эр Соготох», произведенных от одного сказителя В. О. Каратаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные сюжетообразующие мотивы в олонхо «Могучий Эр Соготох» в исполнении олонхосута В. О. Каратаева»

ИЛЛАРИОНОВА

Литература

1. Шиятов С. Г., Ваганов Е.А., Кирдянов A.B. и др. Методы дендрохронологии. Часть I. Основы дендрохронологии. Сбор и получение древес-но-кольцевой информации: Учебно-

методическое пособие. - Красноярск: КрасГУ, 2000. - С. 3-19.

2. Скачков Ю.Б. Тенденции современных изменений температуры воздуха по Республике Саха (Якутия) // Вопросы географии Якутии. -Якутск: ИМЗ СО РАН, 2005. - Вып. 9. - С. 27-31.

3. Слепцова Н.П., Иванов В.И. Тукуланы Тюнг-Джиппынского междуречья и их охрана // Там же.-С. 135-138.

УДК 398.22 (571.56) (075.8)

Основные сюжетообразующие мотивы в олонхо «Могучий Эр Соготох» в исполнении олонхосута В.О.Каратаева

Т.В. Илларионова

Рассматриваются основные сюжетообразующие мотивы на примере разновременных записей олонхо «Могучий Эр Соготох», произведенных от одного сказителя В. О. Каратаева.

The main lines of the plot are regardedin this article based on the example of the olonkho "Brave Er Sogotokh". This olonkho was tabbed in different years by Karataev V.O. (1975, 1982, 1986). The plot lines are common parts of the olonkho and karataev V.O. tried to follon the plot and he sang according to the lorge.

Олонхо В.О. Каратаева «Могучий Эр Соготох», как и многие другие героические сказания якутов, состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой практически завершенное повествование. В зависимости от времени, которым располагал сказитель, он мог завершить сказывание, ограничившись, например, первой частью олонхо. Если же времени было достаточно, олонхосут сказывал и следующие части олонхо. Так, например, первая запись олонхо В.О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» (1975 г.) состоит из двух частей. В первой части подвиги главного героя Могучего Эр Соготоха завершаются его женитьбой на Туналыкаан Куо. Во второй части этого сказания главным героем является уже первый сын Эр Соготоха Кемюс Кыырыктай, рожденный от Туналыкаан Куо. Эта часть завершается оживлением погибшего Эр Соготоха и женитьбой Кемюса Кыырыктая на Тэмэликээн Куо. Эти две части полностью сохранены во второй и третьей записях.

Вторая запись, сделанная в 1982 г., дополнена олонхосутом еще одной, третьей, частью. В ней главным героем является другой сын Могучего

ИЛЛАРИОНОВА Туяра Васильевна - ст. преподаватель ФЯФК ЯГУ.

Эр Соготоха - Харыаджылаан Бэргэн, рожденный удаганкой-абаасы Уот Чолбоодой. Эта часть завершается женитьбой Харыаджылаан Бэргэна на Сарыадыман Куо. В начале третьей части описываются подвиги Могучего Эр Соготоха, а затем подвиги его сына Харыаджылаан Бэргэна. В третьей записи (1986 г.) третья часть олонхо сохранена полностью. И дополнена еще четвертой частью, где описываются новые подвиги Эр Соготоха. Этой части нет в предыдущих двух записях 1975 и 1982 гг. Сравнительный анализ мотивов трех разновременных записей олонхо В.О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» показывает, что их можно разделить на основные сюжетообразующие и второстепенные мотивы.

Нами выявлено 115 мотивов: из них 76 относятся к основным мотивам, которые являются общим каркасом олонхо «Могучий Эр Соготох». 15 мотивов являются композиционно обусловленными и 14 - художественно обусловленными.

Основные мотивы предстают как единая цепь блоков. К экспозиции олонхо нами отнесены мотивы, связанные с описаниями времени перво-творения, рождения богатыря у бездетных престарелых родителей, воспитания его в Верхнем мире, наречения богатыря. Завязку I части олонхо составляют мотивы, связанные с причиной

ЭПОСЫ О ЖЕНЩИНАХ-БОГАТЫРКАХ

выезда богатыря в поход, а именно: появление богатыря-абаасы Таас Джантаар Дара Буурая с унизительным предложением, гнев из-за этого Могучего Эр Соготоха, заклинание им стрелы и выстрел из лука. К завязке II части олонхо относится рассказ о гибели Эр Соготоха и похищении богатырями-абаасы женщин-айыы, к завязке III -рассказ о признании богатыря Харыаджылаан Бэргэна верховным божеством Юрюнг Айыы Тойоном, рожденного от удаганки-абаасы человеком из племени айыы, т.е. якутом. К развитию действия олонхо относятся следующие мотивы: совет богатырского коня, благословение духа-хозяйки страны, поход богатырей-айыы в Нижний мир, желание удаганки-абаасы выйти замуж за богатыря-айыы. Кульминационными мотивами являются: поединок богатырей айыы и абаасы, победа богатыря-айыы. К развязке относятся события, связанные с мотивом живой воды, возвращением богатыря-айыы из похода, женитьбой богатыря.

Основные мотивы, повторяющиеся при каждом исполнении, по сути, являются каркасом этого олонхо. В.О.Каратаев сохранял их неизменными и исполнял в строгой последовательности.

Текстуальное сличение мотивов трех разновременных записей олонхо В.О.Каратаева показало, что, кроме основных мотивов, сказитель дополнительно ввел второстепенные. Мы разделили эти мотивы на композиционно обусловленные и художественно обусловленные.

Композиционно обусловленные мотивы, вводимые в олонхо, делают более стройной и ясной логическую последовательность сюжета олонхо. а также расширяют и совершенствуют его фабулу.

Художественно обусловленные мотивы вносят важные дополнения в содержание эпоса. Та-

кими мотивами являются: встреча богатыря с духом-хозяином перевала Ала Туйгуном, обращение богатыря к духу-хозяйке страны Аан Алахсын и получение им благословения, преодоление препятствий. К этим же мотивам можно отнести развернутое, поэтически выстроенное описание священного дерева Aap Хатынг Мае в третьей записи олонхо (1986 г.). В записях 1975 и 1982 гг. этот мотив изложен сжато, несколькими словами.

В 70-80-х гг. В.О.Каратаев участвовал в слетах олонхосутов в Якутске, на которых выступали сказители со всей Якутии. Видимо, здесь олонхосут услышал развернутое описание священного дерева и вставил его при третьем исполнении. До этого В.О.Каратаев придерживался исконной вилюйской традиции, в которой отсутствует подробное описание родового священного дерева.

В варианте олонхо «Могучий Эр Соготох» 1975 г. записи развивается основная тема о родоначальниках племени айыы аймага. В записях 1982 и 1986 гг. в третью часть олонхо вводится еще одна сюжетная линия, показывающая богатыря Харыаджылаан Бэргэна как защитника племени айыы аймага.

Сопоставление мотивов трех разновременных записей олонхо В.О.Каратаева свидетельствует о том, что олонхосут при каждом исполнении придерживался одной и той же последовательности развития событий, составляющих сюжет олонхо, следовал традиционной композиции и, в основном, твердо помнил имена персонажей и их взаимоотношения. Ввод сказителем дополнительных мотивов был необходим либо для прояснения композиционных звеньев, либо для восполнения содержательной ткани произведения.

УДК 398.224

Эпосы о женщинах-богатырках

А.Н. Данилова

Рассматриваются эпические сказания тюрко-монголъеких народов, повествующие о героических подвигах женщин-богатырок. Структурно-семантический анализ сюжетов и образов олонхо и эпических сказаний бурят, хакасов и алтайцев позволил выявить схожие мотивы и ситуации.

This article describes the epic legends of the turk-mongol nations, narrates about heroic feats of women-heroes. The structural and semantic analysis of the plot and images between olonkho and epic legends of the

__burats, khakasses and altay people let us to reveal

ДАНИЛОВА Анна Николаевна - м.н.с. ИГИ АН РС(Я). the similarities in themes and situations.

ДАНИЛОВА

В устном поэтическом творчестве якутского народа эпос олонхо занимает центральное место. Олонхо повествует о богатырских подвигах главных героев. В большинстве олонхо главным героем выступает богатырь-мужчина, однако бытует и олонхо о героических свершениях богатырских дев.

В якутской фольклористике об олонхо с героиней девушкой-богатыркой или богатыркой-шаманкой писали еще Г.У. Эргис [1], И.В. Пухов [2], выдвинувшие гипотезу о том, что образы воинственных девушек в эпосе восходят к матриархату. И.В. Пухов заметил, что «образы героинь олонхо сложнее и разнообразнее образов героев олонхо», и выявил два типа женских персонажей на основе их социального статуса в эпическом обществе: активные и пассивные. Из них к активным относятся образы богатырок и шаманок, а к пассивным - эпических красавиц [3]. Детально сюжеты олонхо о женщинах-богатырках впервые были изучены Н.В. Емельяновым [4]. На основе анализа девяти полных текстов и шести записей сюжетов автор разделил воинственных дев на два типа: 1) женщины-богатырки - первые жители Среднего мира; 2) женщины-богатырки и защита племени айыы аймага. Он пришел к выводу, что сюжеты данных олонхо развертываются вокруг двух тем: «Взаимоотношения героини с богатырем-рабом» и «Потеря и поиск героиней ее коня (ребенка, сестры)».

Сюжеты о воинственных девах встречаются в эпосах и у других тунгусо- и тюркоязычных народов, где обнаруживаются аналогичные якутской деве-богатырке типы женщин-богатырок. Подробному историко-типологическому анализу сюжетов и образов эвенского эпоса в сравнении с сюжетикой и образностью эпоса других народов Крайнего Севера была посвящена одна из работ Ж. К. Лебедевой [5]. В результате проведенного анализа сюжетной тематики сказаний данных народов автором были выявлены следующие типы воинственных женщин: 1) дева-богатырка, не желающая выходить замуж (дева-охотница, «амазонка»); 2) воинственная дева-шаманка; 3) эпическая героиня, совершающая подготовительные тренировки к брачной поездке (мотив совершеннолетия эпической героини);

4) эпическая героиня, которая ищет суженого;

5) женщина-богатырка, воин. Таким образом, исследователь выделила пять типов женщины-воина в эвенском архаическом эпосе.

У многих тюрко-монгольских народов существуют сказания о воинственных девах. Тема

женщин-богатырок, которые выступают главными героинями, защитницами родного народа и земли, занимает большое место в хакасском героическом эпосе: «Алтын Арыг», «Ай Хуучин», «Ай-Арыг», «Алтын-Сабах», «Ах-Чибек-Арыг». У алтайцев тоже есть сказания, где главной ге-реиней выступает воинственная женщина: «Алтын Туудьи», «Очи-Бала». Об образах женщин-богатырок В.М.Жирмунский писал, что «образ богатырской девы распространен в мировом эпосе: он нашел свое поэтическое отражение в «удалых поленицах» русских былин, в греческих «амазонках», в девах-воительницах древнескандинавских и кельтских эпических сказаний, в «Шахнаме» Фирдоуси и др.» [6]. Наличие сказаний, в центре которых женщина-богатырка, может быть объяснено активной ролью женских образов в эпосе данного народа.

Фольклорные произведения всегда служили источником изучения исторического прошлого народов. В олонхо о женщинах-богатырках воинственная женщина всегда занимает высшее положение в эпическом обществе: она выступает родоначальницей племени айыы. Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках базируются, по-видимому, на древнейших общественных отношениях предков якутов. Но эти сюжеты не оставались неизменными, они развивались, обогащаясь новыми идеями и мотивами.

Из архивных материалов нам известно всего 15 текстов олонхо, где главной героиней выступает женщина-богатырка: 9 полных записей и 6 записей сюжета в кратком изложении. В настоящее время опубликованы два текста: «Дьырыбы-на Дьырылыатта Кыыс-Богатырка» П.П. Ядри-хинского-Бэдьээлэ [7] и «Кыыс Дэбилийэ» Н.П. Бурнашева [8].

Главная цель женщины-богатырки якутских олонхо в основном заключается в поиске идеального жениха, в результате которого она становится женой сильного богатыря-мужчины, хранительницей семейного очага. При этом она полностью теряет богатырскую силу, но иногда сохраняет шаманскую магическую силу (удаган-ка).

Сказания тюрко-монгольских народов, в центре которых главная героиня - женщина-воин, по теме и сюжету особо не отличаются от якутских олонхо о женщинах-богатырках. Агуй Гохон, главная героиня бурятского эпоса, является, в первую очередь, верным помощником своего брата - богатыря и от его имени совершает подвиги, в результате которых добывает деву-

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОРА

воскресительницу. Схожий сюжет встречается и в якутском олонхо, где главная героиня Дьыры-бына Дьырылыатта спасает своего брата и устраивает его семейную жизнь.

В хакасском и алтайском эпосах главные богатырки, в отличие от якутских, остаются защитницами родной земли и рода. Хакасский эпос «Ай Хуучин» и алтайское сказание «Очи Бала» повествуют о воинственных девах, защищающих свой чурт от иноземных завоевателей. Главной героине хакасского эпоса богатырке Ай Хуучин свойственна гордая независимость. Она необыкновенно жизнерадостна, озорна, дерзка и строптива. Она - главный воин-защитник чурта и солнечного мира. Основная цель главной героини алтайского эпоса Очи Бала - это защита родной земли, своего богатства. Она выступает как настоящая «амазонка» и как хакасская богатырка стремится к свободе, живет самостоятельно, занимаясь охотой. В олонхо богатырка не только является защитницей племени, но и не забывает о своем настоящем предназначении продолжательницы рода. В олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» героиня в конце повествования находит своего суженого и становится его женой и заканчивает свои богатырские деяния, посвятив себя продлению рода. В олонхо «Кыыс Дэбилийэ» богатырка после посещения знаменитого праздника ысыах богатыря Чугдаана она нечаянно целуется с богатырем и «мысленно соединяет с ним судьбу». Следовательно, такой концовкой олонхо сказитель наводит на мысль, что она в будущем станет женой богатыря.

Таким образом, рассмотренные сюжеты якутских олонхо о женщинах-богатырках представляют собой отдельную группу. Все анализируе-

мые сказания о воинственных девах соединяет общее - в них изображены свободолюбивые, обладающие неимоверной силой девушки, защищающие не только себя, но и своих родных и близких людей от противостоящих им ханов и эпических чудовищ. Женщина-богатырка в якутских олонхо в отличие от богатырок хакасского и алтайского эпосов в конце повествования всегда остается в зависимом положении от мужчин-богатырей. Мужское начало одерживает вверх над женским.

Литература

1. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору.-М„ 1974.-С. 181.

2. Пухов И.В., Эргис Г.У. Якутские олонхо // Строптивый Кулун Куллустуур: якутское олонхо. - М.: Наука, 1985. - С. 544-578.

3. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 126.

4. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. - М., 1983. - 248 с.

5. Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. - Новосибирск: Наука, 1982. - 112 с.

6. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - Л.: Наука, 1974. - С. 39.

7. Ядрихинский П.П. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс-Богатырка: Якутское олонхо / Зап., по-слесл. и комм. П.Н. Дмитриева. - Якутск: Якут, кн. изд-во, 1981.-200 с.

8. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. - Новосибирск: Наука, 1993. - 330 с. / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока.

УДК 332.101.262:332.1

Исследование проблем трудового потенциала как фактора социально-экономического развития региона

И.Н. Аммосов

Исследован важный фактор ресурсного обеспечения экономики региона - трудовой потенциал. Рассмотрены существующие в настоящее время теоретико-методологические проблемы исследования трудового потенциала. Проанализированы условия формирования и современное состояние рынка труда в РС (Я). Дана оценка развития трудового потенциала региона с использованием количественных и качественных показателей трудового потенциала, экономико-математических и социологических ме-

__тодов. Предложены пути повышения эффектив-

АММОСОВ Иван Николаевич - с.н.с. ИСПТ АН ности управления трудовым потенциалом РС (Я). РС(Я).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.