ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СЮЖЕТА ЯКУТСКОГО ЭПОСА ОЛОНХО
(на примере олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный»)
Якутский героический эпос-олонхо — величайшее достояние народа саха, пронесшего его сквозь многие столетия. Олонхо по праву занимает достойное место среди шедевров мирового народного творчества и представляет собой своеобразный «жанр-кладезь» в становлении и развитии якутской письменной поэзии. Поэтому исследование проблем его поэтики является одним из актуальных направлений в современном национальном литературоведении.
Термин «олонхо» обозначает и общее жанровое понятие якутского героического эпоса, и название отдельный сказаний. Олонхо представляют собой стихотворные произведения от шести до двадцати, в отдельных случаях до тридцати— сорока тысяч строк. Как жанр устно-поэтического творчества, олонхо объединяет более или менее однородные сказания, имеющие общую идейно-эстетическую систему, устойчивую сюжетно-композиционную структуру и традиционных персонажей. В них древние якуты называют себя саха ураангхай и считают, что они являются частью большого племени айыы аймага. Герои олонхо, древние богатыри, ведут борьбу за утверждение жизни на Земле, основание и продолжение племени ураангхай саха, защиту интересов всего племени айыы аймага.
В фольклористике определению общих жанровых признаков олонхо, изучению основных образов и сюжетного многообразия посвящены работы таких известных якутских исследователей, как Г.У. Эргис, И.В. Пухов, Н.В. Емельянов и др. Особенности исполнения олонхо отражены в работе В.В. Илларионова «Искусство якутских олонхосутов» (1982). В исследовании Л.Д. Нестеровой показаны основные отличия олонхо — крупного эпического жанра от других жанров фольклора: определены его сюжеты, ком-
позиционное своеобразие; освещена импровизаторская манера исполнения; рассмотрены приемы художественного создания образов, изобразительно-выразительные средства и эстетические идеалы [5]. В работе Д.Т. Бурцева «Якутский эпос олонхо как жанр» (1998) впервые в олонховеде-нии применен системный подход. Здесь дается подробное освещение истории изучения якутского эпоса в отечественной фольклористике, исследуется жанровое содержание олонхо и обусловленная этим содержанием жанровая форма, составляющая вместе с ним целостную систему. Жанр олонхо рассматривается исследователем как способ саморегулирования фольклорного художественного процесса.
Отдельные стороны олонхо нашли отражение в работах таких авторов, как Н.К. Антонов,
Н.А. Аханянова, Г.М Васильев, Л.Л. Габышева, П.Н. Дмитриев, В.Ф. Ермолаев, В.Т. Петров,
Н.В. Покатилова, А.П. Решетникова, Н.И. Филиппова, А.И. Эверстов и др.
Сказание о «Нюргун Боотуре Стремительном» — одно из лучших и наиболее популярных олонхо народа саха. Нюргун Боотур является образцом типа богатыря-защитника племени, эпический тип которого был создан олонхосутами Ботурусского улуса, как определяет В.В. Илларионов, «таттинской школой сказителей» [4, с. 27].
Основой олонхо известного якутского писателя, основоположника якутской советской литературы Платона Алексеевича Слепцова-Ойунско-го (1893—1939), состоящего свыше 36 ООО стихотворных строк, считается олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», записанное К.Г. Оросиным в 1895 г. по просьбе политссыльного Э.К. Пекарского. Сравнив оба варианта, И.В. Пухов пришел к выводу, что они имеют один источник. Вместе с тем в олонхо П.А. Ойунского много сюжетов,
Григорьева Людмила Павловна, кандидат филологических наук, доцент Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова
© Григорьева Л.П., 2009
частных деталей и описаний, отсутствующих в варианте К.Г. Оросина. Одной из особенностей олон-хо Ойунского отмечается наличие повествования о войне правителей и разделении ими трех миров во вступительной части, что отсутствует не только в варианте Оросина, но и во многих других олонхо. Таким образом, олонхо П.А. Ойунского представляет собой один из вариантов народных олонхо о Нюргун Боотуре, «практиковавшийся им в живом исполнении и воспринятый в процессе живого исполнения» [6, с. 421].
Многогранная деятельность П.А. Ойунского как вдумчивого исследователя якутского эпоса, как создателя поэтического текста была раскрыта в монографических исследованиях В.А. Семенова [9; 10], в статьях И.В. Пухова [8], И.В. Константинова, П.Н. Дмитриева. Наблюдения над сравнениями в олонхо Ойунского сделаны Ю.И. Васильевым [2]. Интересна статья Р.И. Бравиной «Первотворение мира», написанная по материалам этого олонхо [1]. Именно Ойунский, по мнению П.А. Слепцова, дал языку олонхо логическую завершенность. И как заключает ученый, «в обработке Ойунским устный литературный язык <...> стал образцовым и законченным. И само олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданное Ойунским, явилось высшим выражением этого языка» [11, с. 12].
Целью нашей статьи является определение особенностей композиционной структуры сюжета олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный».
Текст своего олонхо П.А. Ойунский композиционно разбивает на 9 песней, каждая из которых охватывает законченный цикл событий. Такое подразделение не нарушает органической цельности. К каждой песне автор дает лирические отступления. Они направлены на читателей и выполняют функцию информирования о дальнейшем развитии действия сюжета или же дают ту или иную установку к предстоящим событиям. Например, в лирическом отступлении к первой песне читателям представляется начало сказания:
Осъмикрайняя,
Об осъми ободах,
Бурями обуянная
Земля — всего живущего матъ,
Предназначенно-обетованная,
В отдаленных возникла веках.
И оттуда сказание начинатъ... [6, с. 6].
Вторую песнь олонхо открывает авторское отступление, состоящее из 40 стихотворных строк, где говорится о том, как стало известно мирам Верхним и Нижним о посланном в Средний мир защищать айыы аймага славном богатыре, как «тот вырос, в силу вошел». Авторское отступление к четвертой песне указывает на место действия предстоящих событий:
Коль раскрою свой Задремавший рот,
Коль развяжу Продневавший рот, —
Подземный мир Бездонную пасть
Раскрывать понемножку начнет [6, с. 138].
В этой песне сказывается о походе Юрюнг Уолана в Нижний мир за своей невестой Туйаа-рымой Куо, находящейся в плену абаасы Уот Усутаакы. Таким образом, авторские лирические отступления к песням являются сюжетно-композиционными связками, которые важны для целостного восприятия олонхо.
Схема сюжета олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» нами построена на основе его динамической фабулы, где отчетливо выделяются главная сюжетная и вытекающие из нее дополнительные сюжетные ответвления, связанные с действиями второстепенных персонажей — Юрюнг Уолана и Ого-Тулайах Эр Сого-тох Эриэдэл Бэргэна:
I. Вступительная часть. Повествование о войне правителей и разделе ими трех миров, после чего происходит заселение Среднего мира добрыми мифологическими существами. Дается повествование о рождении Нюргун Боотура, и параллельно с ним — о поселении первопредков-родоначальников ураангхай саха Саха Саарын Тойона и Сабыйа Баай Хотуна на местности Сай-дылыкы, о рождении красавицы Туйаарымы Куо и богатыря племени айыы Кюн Дьирибинэ. Вступительная часть заканчивается пространным описанием долины Кыладыкы, призванной стать страной богатыря. Здесь же представлено красочное описание Древа жизни Аар Лууп Мас.
II. Завязкой действия олонхо является похищение Туйаарымы Куо Исполином Уот Усутаа-кы и растоптание лучших земель Среднего мира, истребление богатырей айыы родами абаасы (чудовищ) Верхнего и Нижнего миров. Так начина-
ется борьба Добра со Злом за утверждение на земле жизни ураангхай саха. Этот конфликт разворачивается в мифологическом пространстве Верхнего, Среднего и Нижнего миров.
III. Развитие действия основной сюжетной линии олонхо.
1. Отправление «ого»-ребенка Нюргуна Боо-тура с младшими сестрой Айталыын Куо и братом Юрюнг Уолан в Средний мир, на долину Кыладыкы, для спасения ураангхай саха от нападений рода абаасы Верхнего и Нижнего миров. Повествуется о становлении Нюргуна Боотура богатырем: о богатырской игре, встрече с конем, приобретении богатырской одежды и вооружения. Повествование включает в себя и описания долины Кыладыкы, жилища, одежды героев, Вороного коня и т.д. (песнь первая).
2. Похищение богатырем абаасы Эсэх Хар-быыром Айталыын Куо — причина первого богатырского похода Нюргуна Боотура в Нижний мир. Борьба Нюргуна Боотура с противником, победа и спасение Айталыын Куо с помощью Удаганки (шаманки) Айыы Умсуур (песнь третья).
3. Похищение Айталыын Куо тунгусским богатырем Бохсоголлой Боотуром (в конце третьей песни). Нюргун Боотур преследует Бохсо-голлой Боотура. Борьба богатыря айыы с похитителем, победа и освобождение сестры Айталы-ын Куо. По прибытии на родину, Нюргун Боо-тур и Айталыын Куо узнают о беде Юрюнг Уолана (песнь пятая).
4. Борьба Нюргуна Боотура с Уот Усутаакы. Освобождение Туйаарымы Куо, его брата Кюн Дьирибинэ и других богатырей айыы. Оживление Юрюнг Уолана. Возвращение героев в Средний мир (песнь пятая, песнь шестая).
5. Отправление Юрюнг Уолана с Нюргуном Боотуром к невесте на прекрасную долину Сай-дылыкы, встреча жениха, состязания парня Су-одалба с гостями, скачки коней. Победа в скачках коня Суордаайы (Вороного коня) над Хара Мангастайем, конем Неистового Буура Дохсу-на. Похищение чудовищем, богатырем абаасы Верхнего мира Уот Усуму четвертой части золотого сыагая1, простреленного Юрюнг Уоланом, становится причиной (завязкой) следующей
1 Сыагай (якут.) — суставная кость конечностей состязаниях по стрельбе из лука в виде мишени.
борьбы Нюргуна Боотура (песнь шестая, песнь седьмая).
6. Борьба Нюргуна Боотура с Уот Усуму на долине Онолутта. Поднятие богатырей, по велению Дьылга Тойона, на Золотую гору. Заканчивается эта схватка поражением богатыря абаасы Верхнего мира и его побегом. Нюргун Боотур слышит зовущий на помощь голос Туйаарымы Куо, похищенной Уот Усуму на девятый день праздника, устроенного по приезду молодых на родину мужа — на долину Кыладыкы (песнь седьмая).
7. Спасение Белыми Айыы Удаганками Нюр-гуна Боотура, отправление богатыря в Верхний мир. Борьба с Уот Усуму, испытание на Халбас-Хара. Борьба заканчивается поражением Уот Усуму и похищением его души удаганкой Уот Кута-алай. Приход на помощь к Нюргуну Боотуру Эр Соготоха с матерью Туйаарымой Куо, оживление героя «желтой благодатью». Получение от Эр Соготоха известия о деве-богатырке Воинственной Кыыс Нюргун. Уничтожение души чудовища Уот Усуму (песнь восьмая).
8. Отправление Нюргуна Боотура к Кыыс Нюргун. Пространное описание страны, жилища, одежды, вооружения и прекрасного вида девы-богатырки. Повествование о богатырской схватке Кыыс Нюргун с Нюргуном Боотуром.
9. Отправление в Нижний мир Нюргуна Бо-отура за Кыыс Нюргун, спустившейся просить защиты у абаасы Алып Хара Аат Могойдоон. Спасение Нюргуна Боотура с помощью Удаганки Айыы Умсуур старшего брата Кыыс Нюргун — Хаан Дьаргыстая из плена Алып Хара. Совместное уничтожение Нюргуна Боотура с Хаан Дьар-гыстаем абаасы Алып Хара .
10. Борьба Кыыс Нюргун с Нюргуном Боо-туром. «Очищение крови» Кыыс Нюргун белыми удаганками небес. Благословление Удаганки Айыы Умсуур Нюргуна Боотура с Кыыс Нюргун, Хаан Дьаргыстая с Айталыын Куо.
11. Помощь Нюргуна Боотура, Кьшс Нюр-гун и Хаан Дьаргыстая в борьбе Эр Соготоха с его главным противником богатырем абаасы Нижнего мира Тимир Дыыбырдан. Совместными усилиями богатыри айыы окончательно уничтожают Зло и этим утверждают на земле ураангхай Добро и Счастье.
крупного рогатого скота, которая использовалась в ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2009/4 (46)
Развитие действия дополнительной сюжетной линии, связанной с Юрюнг Уоланом:
l. Oтиpaвление Юрюнг Уолана в Hижний мир за Туйаарымой Куо, нaxoдящейcя в илену абаасы Уот Усутаакы (иеснь третья). Oииcaние темного иодземельного мира, иоиадание в заиадню, сиасение Юрюнг Уолана Удаганкой Aйыы Умсу-ур и иродолжение иути.
P. Борьба Юрюнг Уолана с Уот Усутаакы, иоражение в неравной борьбе, «сватовство» к Кыыс Кыскыйдаан, уничтожение дочери абаасы и гибель Юрюнг Уолана (иеснь четвертая).
З. Oживление Юрюнг Уолана. Oтпpaвление Юрюнг Уолана с Hюpгyнoм Боотуром к невесте на ирекрасную долину Сайдылыкы, встреча же-нжа (иеснь шестая).
R. Праздник уруу (свадьба) Юрюнг Уолана и Туйаарымы Куо, отиравление Туйаарымы Куо с мужем, иреодоление иреиятствий на иути к дому Юрюнг Уолана, ириезд на долину Кыладыкы и ираздник, к концу которого (на девятый день) Уот Усуму пoxищaет Туйаарыму Куо (иеснь седьмая).
В олоняо образ Юрюнг Уолана занимает основное место иосле главного героя Hюpгyнa Бо-отура. Ему свыше иредназначено «утвердить богатый дом, развести молочный скот, иородить отважный род». Если сиасением красавицы Туй-аарымы Куо богатырь Hюpгyн Боотур сиасает Жизнь вообще, то женитьбой на Туйаарыме Куо Юрюнг Уолан утверждает мирную и счастливую жизнь илемени ураангаай caxa. Таким образом, иовествование о действияк Юрюнг Уолана является неотъемлемой частью оложо.
Развитие действия дополнительной сюжетной линии, связанной с Ого-Тулайах Эр Соготох Эри-эдэл Бэргэном:
l. Повествование о рождении Oгo-Tyлaйax Эр Coгoтox Эриэдэл Бэргэна Туйаарымой Куо в жилище Уот Усуму, о его сиасении доброй Arnibicbrr.
P. Получение Эр Coгoтoxoм известия о близ-киx людяx от белого журавля (Прекрасной Кыыс Hюpгyн) становится иричиной его странствий ио Среднему миру. Эр CoraTOx во время скитания нажодит «иозднорожденного своего обещанного коня», нaxoдит отца — Юрюнг Уолана, выводит мать — Туйаарыму Куо из вертящегося железного дома Уот Усуму, иомогает вернуть силу своему дяде — богатырю Hюpгyн Боотуру (иеснь восьмая).
З. Oтпpaвление Эр Coraraxa за своей невестой Xaaчылaaн Куо в Hижний мир. травная борьба с богатырем абаасы Тимир Дыыбырдан.
Помощь богатырю Эр Соготоху братьев Хаачы-лаан Куо — Харыадьа Бэргэн и Орой Дохсун — в борьбе со злыми духами. Однако богатырь абаа-сы настолько силен, что они втроем не одолевают его. Эр Соготох призывает на помощь своего дядю Нюргуна Боотура.
Как видно, Эр Соготох отыскивает своего отца, находит в жилище Уот Усуму свою мать, вместе с ней помогает вернуть силу Нюргун Бо-отуру, передает известие о Воинственной Кыыс Нюргун, этим он дает ход развитию главного сюжетного действия олонхо. Данная сюжетная линия получает законченный вид только в цепи всех событий олонхо.
IV. Развязка действия олонхо. Эр Соготох едет свататься к Хаачылаан Куо; возвращение героев на родину; уруу (свадьба) Нюргун Боотура с Кыыс Нюргун, Хаан Дьаргыстая с Айталыын Куо. Утверждение счастливой и богатой жизни племени ураангхай саха.
Как видно из развития действия основной сюжетной линии, главный герой Нюргун Боотур участвует во всех схватках и тем самым подтверждает свое предназначение как защитника племени ураангхай саха:
— уничтожает богатыря абаасы Нижнего мира Эсэх Харбыыра, похитившего его сестру Айта-лыын Куо (первая кульминация);
— справляется с тунгусским богатырем Бох-соголлой Боотуром, похитившим Айталыын Куо (вторая кульминация);
— одерживает победу над богатырем абаасы Нижнего мира Уот Усутаакы, противником Юрюнг Уолана, спасает красавицу Туйаарыму Куо и его брата Кюн Дьирибинэ; освобождает других богатырей айыы (третья кульминация);
— в виде парня Суодалба с конем Суордаайы одерживает победу в состязаниях, проводимых во время праздника уруу Юрюнг Уолана и Туй-аарымы Куо;
— побеждает богатыря абаасы Верхнего мира Уот Усуму (четвертая кульминация);
— спасает богатыря айыы Хаан Дьаргыстая и вместе с ним одерживает победу над богатырем Нижнего мира Алып Хара (пятая кульминация);
— сражается с Воинственной Кыыс Нюргун;
— помогает Эр Соготоху справиться с его главным противником — богатырем Нижнего мира Тимир Дыыбырдан (шестая кульминация).
Таким образом, сюжет олонхо является экстенсивным, многосоставным, развертывающим-
ся на основе единого конфликта. Схватки Нюр-гун Боотура с врагами представляют собой внутренне законченные самостоятельные рассказы, независимые один от другого, и являются кульминационными моментами олонхо. Главные события олонхо, связанные с героическими подвигами Нюргун Боотура, прерываются рассказами о походе Юрюнг Уолана в Нижний мир, горестной доле Туйаарымы Куо, повествованием о состязаниях коней Суордаайы и Хара Мангастай, жизни и росте, походе за невестой в Нижний мир Ого Тулайах Эр Соготоха, а также пространными описаниями места действий и времени событий. Однако эти отдельные эпизоды и рассказы о судьбах других персонажей — Юрюнг Уола-не, Туйаарыме Куо, Эр Соготохе, образующие дополнительные сюжетные линии, получают законченный вид только в цепи всех событий олон-хо. Они являются составной частью единого целого — героических подвигов Нюргун Боотура.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бравина Р.И. Первотворение мира (по материалам олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный») // Язык—миф—культура народов Сибири: Сб. научных трудов. — Якутск: Якутский госуни-верситет, 1996. — С. 59—72.
2. Васильев Ю.И. Некоторые наблюдения над сравнениями в олонхо «Нюргун Боотур Стремитель-
ный» // Якутский язык: история и актуальные вопросы: Сб. научных трудов. — Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1986. — С. 57—60.
3. Емельянов Н.В.Сюжеты олонхо о защитниках племени. — Новосибирск: Наука, 2000. — 192 с.
4. Илларионов В.В. Искусство якутских олонхо-сутов. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1982. — 128 с.
5. Нестерова Л.Д. Жанровые особенности якутского героического эпоса олонхо: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Алма-Ата, 1982.
6. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос. Воссоздал на основе народных сказаний П. Ойунский. Перевел на русский язык В. Державин. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1975. — 432 с.
7. Ойунский П.А. Нюргун Боотур Стремительный: Олонхо. 2-е, полное изд. Подготовка к печати П.Н. Дмитриева, С.П. Ойунской. — Якутск, 2003. — 544 с.
8. Пухов И.В. От фольклора к литературе: Сб. статей. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1980. — 126 с.
9. Семенов В.А. Творчество П.А. Ойунского и становление социалистического реализма в якутской советской литературе. — М.: Наука, 1980. — 220 с.
10. Семенов В.А. Фольклорные сюжеты и мотивы в творчестве П.А. Ойунского. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1966. — 76 с.
11. Слепцов П.А. Творчество П.А. Ойунского и литературный язык // Якутский язык: история и актуальные вопросы: Сб. научных трудов. — Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1986. — С. 3—16.
Ключевые слова: жанры фольклора, героический эпос, сюжет, композиция, главный герой.
Key words: folklore genres, heroic epos, plot, contexture, the main character.
Ludmila P. Grigoryeva
COMPOSITIONAL STRUCTURE PECULIARITIES OF THE YAKUT EPOS OLONKHO PLOT
(“Nuyrgun Bootur the Impetuous” by P.A. Oyunsky as an Example)
The investigation of problems of poetics of the Yakut heroic epos olonkho is getting more urgent due to its recognition as a masterpiece of the world folk creative work in UNESCO (2005).
The article considers compositional structure of the plot of the olonkho “Nuyrgun Bootur the Impetuous” by the Yakut writer P.A. Oyunsky. The author made up a detailed scheme of more than 36,000 lines of verses and singled out the main plot line connected with the actions of the main character Nuyrgun Bootur and additional plot branches connected with the secondary characters. We can come to the conclusion that the plot of the olonkho is extensive, multi-compound, developed on the basis of a unanimous conflict. The additional plot lines look completed only in the chain of all events and are a compound part of one whole — heroic exploits of Nyurgun Bootur.