Научная статья на тему 'Указатель сюжетов и мотивов олонхо Вилюйского региона'

Указатель сюжетов и мотивов олонхо Вилюйского региона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дмитриева Айталина Ахметовна

Посвящена региональному подходу исследования якутского героического эпоса олонхо в аспекте сюжетно-композиционной особенности. Представлен опыт составления каталога сюжетов и мотивов олонхо Вилюйского региона. При этом сделана попытка представить их многообразие и изменчивость во времени, т.е. эволюцию. Такой указатель позволяет выявить общие черты и различия в олонхо Вилюйского региона в контексте общеякутской эпической традиции. В заключение отмечается, что различия появились в результате развития или ослабевания поэтики того или иного образа в процессе возникновения, развития и угасания эпической традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Указатель сюжетов и мотивов олонхо Вилюйского региона»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, Ns2

УДК 398.22 (571.56 - 37)

Указатель сюжетов и мотивов олонхо Вилюйского региона*

А.А. Дмитриева

Посвящена региональному подходу исследования якутского героического эпоса олонхо в аспекте сюжетно-композиционной особенности. Представлен опыт составления каталога сюжетов и мотивов олонхо Вилюйского региона. При этом сделана попытка представить их многообразие и изменчивость во времени, т.е. эволюцию. Такой указатель позволяет выявить общие черты и различия в олонхо Вилюйского региона в контексте общеякутской эпической традиции. В заключение отмечается, что различия появились в результате развития или ослабевания поэтики того или иного образа в процессе возникновения, развития и угасания эпической традиции.

The article is devoted to the investigation of the yakut heroic epic in aspect of the composition features. Motives index of the Vilyuy region olonkho has represented in this work. This index helps to find the common and difference features of the Vilyuy region olonkho in context of the common yakut epic tradition. We concluded that differences appeared in result of the images and epic traditions development or weakening.

Составление новых указателей, систематизирующих национальные традиции и жанры, имеет в мировой науке давние традиции. К примеру, в бурятской фольклористике Д.А.Бурчиной составлен сюжетный указатель Гэсэриады западных бурят [1]. Е.Н.Кузьмина, указывая на сходство фольклорных мотивов, сюжетов, образных выражений, предлагает систематизацию массива типических мест эпоса тюрко- и монголоязыч-ных народов Сибири [5]. В якутской фольклористике создание указателей сюжетов олонхо было заложено Н.В. Емельяновым (2—4-1. А.П. Решетниковой составлен фонд сюжетных мотивов олонхо. Она предлагает ввести термин «эпическая обрядность» (ЭО), что означает «основные сюжеты биографии эпического героя, появляющиеся в соответствии с традиционными обрядами жизненного цикла или отражающие воинские, свадебные или иные ритуалы» [6, с. 69).

Данная работа представляет собственный опыт составления каталога сюжетов олонхо Вилюйского региона во всем многообразии и изменчивости во времени, т.е. в эволюционном плане. Проанализировано 40 текстов олонхо Вилюйского региона, большинство которых хранится в научном архиве ЯНЦ СО РАН. Пред-

ДМИТРИЕВА Айталина Ахметовна - м.н.с. Центра

олонхо ИГИ АН РС(Я).

*Статья принята к печати 15 декабря 2006 г.

ставленный нами указатель распределяется на следующие сюжетные типы по классификации Н.В.Емельянова:

A. Цикл о родоначальнике под именем Эр Со-готох.

Б. «Брат и сестра».

B. Братья - родоначальники ураангхай саха.

Г. Олонхо о родоначальниках ураангхай саха.

Д. Олонхо о богатырях, защитниках племени

айыы аймага и ураангхай саха.

Е. Женщины-богатырки - первые жители Среднего мира.

Каждый из этих сюжетных типов в свою очередь делится нг следующие этапы: эпический зачин, завязка сюжета (мотивировка выезда богатыря из дома), сборы в поход, богатырский поход, борьба с противниками, развязка сюжета, заключительная часть. Эти этапы различны в зависимости от сюжетного типа. В повествовательной ткани олонхо Вилюйского региона нашли свое художественное воплощение и наивысшее развитие основные темы, сюжеты и сюжетообразующие мотивы. В целом же разрастание сюжетной структуры олонхо Вилюйского региона осуществляется путем сочетания разных сюжетов, их усложнения и циклизации. По своей структуре выделяются два сюжетно-повествова-тельных типа: 1) о героях одного поколения; 2) о двух поколениях героев (отец-сын).

В первый сюжетно-повествовательный тип входит большая часть олонхо. Олонхо о двух поколениях героев встречается не часто: три варианта «Могучего Эр Соготоха» В.О. Каратаева. «Могучий Эр Соготох» A.C. Васильева, «Тонг Саар бухатыыр» С.Н. Каратаева, «Кыыс Дьуурайа» Г.В. Дуякова, «Юрюнг Уолан бухатыыр» И.С. Рожина, «Ааттаах Адаам Саар» И.Д. Павлова, «Уол Дуолан бухатыыр» М.З. Мартынова. Тема основания ссмьи - основная тема в олонхо Вилюйского региона, так же как и в эпической традиции центральных улусов. Героическое сватовство здесь становится составной частью биографии героя. Тема защиты племени айыы от племени абаасы занимает второе важное место в эпосе. К традиционным темам прибавляется космологическая - о сотворении мира. Следует подчеркнуть, что эта тема присуща только вилюйской эпической традиции, в других традициях она не встречается. Тема сотворения мира берет начало из якутских мифов. Из рассмотренных нами 40 олонхо в 17 текстах встречается данная тема: «Могучий Эр Соготох», «Эрбэхтэй Бэргэн» (два варианта), «Дьирибинэ Боотур»

B.О. Каратаева, записанное в 1975, 1982, 1986 гг., «Могучий Эр Соготох» A.C. Васильева, «Кеген кус уола Кюн Нюргун» А.П. Амвросьева, «Кул-дус Беге» И.М. Харитонова, «Тебет Мэник бухатыыр» С. Еремсева-Дэдэгэс, «Богатыри Тюмэн Тююрэй и Киндили Хаадыат» Ф-Н. Тимофеева-Биэчэрэ, «Отут сыл остуруокка олорбут Ого бухатыыр» Д.С. Семенова, «Бэриэт Мэргэн»

C.Г. Егорова, «Уол Туйгун бухатыыр» Г.С. Семенова, «Ого Тулаайах» А.П. Амвросьева, «Эрбэхтэй Бэргэн» Б. Алексеева, «Кер Буурай бухатыыр» Н.С. Александрова, «Тонг Саар бухатыыр», «Сююлэлджин Боотур» С.Н. Каратаева-Дыгыйар. В группу олонхо о родоначальниках ураангхай саха вошли следующие олонхо, записанные в 1975, 1982 и 1986 гг,; «Могучий Эр Соготох» В.О. Каратаева, «Могучий Эр Соготох» A.C. Васильева, «Кеген кус уола Кюн Нюргун» А.П. Амвросьева, «Тонг Саар Бухатыыр», «Сююлэлдьин Боотур» С.Н. Каратаева-Дыгыйар, «Тебет Мэник бухатыыр» С. Еремеева-Дэдэгэе, «Дылырдаайы бухатыыр» И.П. Кутурукова, «Юрюнг Уолан бухатыыр» И.С. Рожина, «Ого Дуулах» Н. Иванова, «Ого Дуулага бухатыыр» Н.Г. Тагрова, «Огут сыл остуруокка олорбут Ого бухатыыр» Д.С. Семенова, «Кюн Саарыстыба бухатыыр» И.Е. Торокова, «Юрюнг Ерюел бухатыыр» Д.С. Сергеева, «Кюн Тэгиэримэн буха-

тыыр» С.С. Егорова, «Кыыс Дьуурайа бухатыыр» Г.В. Дуякова, «Кюн Эрили бухатыыр» И.М. Харитонова, «Уол Эр Соготох» Н.Г. Тагрова, «Кыыс Кыыдаан» С.А. Звсрева-Кыыл Уола, «Ааттаах Адаам Саар» И.Д. Павлова.

Во второй группе сюжетов олонхо о богатырях. защитниках племени айыы аймага и ураангхай саха: «Адьык Боотур» A.C. Васильева, «Одун Чуураа бухатыыр» С.С. Афанасьева-Ырыа Сиэнчэ, «Кулдус Беге» И.М. Харитонова, «Уол Туралыма бухатыыр» В.Д. Егорова - Айах, «Богатыри Тюмэн Тююрэй и Киндили Хаадыат» Ф.Н. Тимофеева-Биэчэрэ, «Ого Дуулах бухатыыр» В.Д. Егорова-Айах, «Тебе Терюсх бухатыыр» И.М. Жендринского, «Бэриэт Мэргэн» С.Г. Егорова, «Эрбэхтэй Бэргэн» В.О. Каратаева, «Ого Дьулахы бухатыыр» C.B. Петрова, «Харда-аччы Бэргэн» А.Т. Титарова, «Уол Туйгун бухатыыр» Г.С. Семенова, «Эрбэхтэй Бэргэн», «Дьирибинэ Боотур» В.О. Каратаева, «Уол Дуолан бухатыыр» М.З. Мартынова, «Ого Тулаайах» А.П. Амвросьева, «Эрбэхтэй Бэргэн» Б. Алексеева, «Кер Буурай бухатыыр» Н.С. Александрова. Как видно, группа олонхо о защитниках племени айыы аймага и ураангхай саха занимает особое место в эпической традиции Вилюйского региона. Хотя олонхо о родоначальниках ураангхай саха также представлено в немалом количестве. В связи с недостаточностью и современностью фольклорного материала мы не можем сказать, что олонхо о заселении Среднего мира племенами ураангхай саха было свойственно данной эпической традиции.

В олонхо Вилюйского региона каждая из перечисленных тем реализуется с помощью приведенных ниже сюжетов и сюжетообразующих мотивов.

Все олонхо начинаются с эпического зачина, который традиционно состоит из формулы эпического времени (времени первотворения), сотворения мира, описания мира, природы, священного дерева, дома, усадьбы, коня, внешнего вида богатыря, происхождения богатыря. Происхождение героя в свою очередь имеет несколько видов: рождение богатыря у престарелых родителей, спуск из Верхнего мира, чудесное рождение, рождение богатыря во время битвы, чудесное перерождение, родители неизвестны, богатырь живет один или с родными, рождение богатыря от женщины абаасы.

Мотивировка выезда богатыря из дома в зависимости от сюжетного типа может быть пред-

УКАЗАТЕЛЬ СЮЖЕТОВ И МОТИВОВ ОЛОНХО ВИЛЮЙСКОГО РЕГИОНА

ставлена в следующем плане: героическое сватовство, защита людей племени айыы аймага от агрессивных действий абаасы, похищение женщины айыы, сватовство богатыря абаасы к девушке айыы, сватовство к богатырке, оскорбление богатыря, поиск родных, гибель отца богатыря, конфликт с иноплеменным богатырем, соревнование, задание верхних божеств, поиск чудесной страны, пропажа сыновей, помощь соплеменникам.

Далее следуют сборы богатыря в поход, в состав которого входят получение имени, коня, богатырского снаряжения, благословения, испытание, закалка богатыря, наездка коня, указание дороги, советы, предсказание, сновидение. Затем изображается богатырский поход: описание пути, жертвоприношения в пути, препятствия в пуги, встреча богатыря с женщиной абаасы, которая хочет выйти за него замуж или соблазнить, добрачные связи богатыря. Самым кульминационным моментом является борьба богатыря с противниками. Эта борьба также состоит из нескольких частей: переговоры о правилах боя, единоборство с противниками, которое в свою очередь бывает разнообразным (битва богатырей на скользком островке огненного моря, попадание богатырей в вершу, битва богатырки с женихом), результат единоборства (победа богатыря, который иногда включает победные ритуалы, милосердие богатыря, ничья, победа богатыря абаасы, примирение), предсмертные песни воинов, бой неузнанных братьев и их примирение, помощники богатыря (шаманки, жена, сестра, невеста, богатырь айыы, птица ёксёкю, женщина абаасы), советы и помощь богатырского коня, шаманские способности богатырей, небесный суд, заключение в тюрьму, освобождение из тюрьмы, лишение силы, возвращение силы, выполнение задания верхних божеств, состязание женихов, убийство невинных в корыстных целях, ссора и примирение богатыря с родными, вредительство богатыря айыы.

Развязкой сюжета служит освобождение пленников, оживление живой водой, возвращение на родину невесты, свадьба в доме невесты, возвращение на родину, возвращение на родину мужа, рождение детей, похищение невесты тунгусским богатырем, чудесная женитьба/женитьба на женщине-оборотне, замужество богатырки, похищение бог атырки женщиной абаасы.

Олонхо заканчивается свадебным ысыахом, всеобщей радостью, клятвой богатыря защищать своих соплеменников, приумножением, зарож-

дением племени айыы аймага, счастливой жизнью в Среднем мире, восхвалением духа-хозяйки земли, обрядом поклонения священному дереву, рождением сына у богатырки, женитьбой без свадьбы, ссорой и примирением братьев.

Сюжетообразующие мотивы традиционны, однако нами также обнаружены новаторства олонхосутов: отказ от женитьбы, отказ богатыря на просьбу, попадание богатырей в вершу, убийство женщины абаасы, которая хотела выйти замуж за богатыря с помощью обмана, чудесное рождение богатыря от утки крохаль, ссора и примирение братьев в заключении, рождение богатыря во время битвы, воспитание богатыря-птицы, чудесное перерождение, насильственное обладание, поиск чудесной страны, пропажа сыновей, добрачные связи, победа богатыря абаасы, усмирение богатырки родным сыном, помощь духов-иччи за вознаграждение, убийство невинных в корыстных целях, ссора и примирение отца с сыном, ссора и примирение богатыря с сестрой, классовая несправедливость в Среднем мире, вредительство богатыря айыы, ничья, женитьба героя на женщине-оборотне, помощь богатырки гагаре, женитьба без свадьбы, выполнение указа божеств в заключении, наречение героя вторым именем при посвящении в богатыри, продолжение богатырских походов после женитьбы. Эти мотивы возникли в результате фантазии олонхосута, стремления психологической детализации характера, характерного в период угасания эпосотворчества, а также под влиянием современной обстановки в стране.

Из традиционных мотивов не встречаются следующие мотивы: рождение богатыря от лошади, свадебный праздник абаасы, закончившийся трагедией для его устроителя, попытка возрождения абаасы из избежавшей уничтожения какой-нибудь жизненно важной части его тела, которую мать абаасы вынянчивает в железной люльке, чудесное поселение в Среднем мире отверженного потомка верховных божеств, которому суждено стать родоначальником ураанг-хай саха, оскорбление героя богатырем айыы, спасенным им от преследования абаасы, потеря и поиск коня женщиной-богатыркой и т.д. Возможно, это связано с недостаточностью материала и особенностью данной эпической традиции.

Во всех олонхо встречается формула эпического времени, описание мира, природы, описание богатыря, описание богатырского похода, единоборство богатыря с противниками, победа богатыря айыы, освобождение пленников, воз-

вращение на родину, женитьба. Менее часто можно обнаружить следующие мотивы: описание дома, усадьбы, рождение богатыря у престарелых родителей, спуск из Верхнего мира, богатырь живет один или с родными, героическое сватовство, похищение женщины айыы, получение имени, богатырского коня, снаряжения, благословение, сообщение вестника, сватовство на богатырке, отказ богатырки на предложение, защита племени айыы от агрессивных действий абаасы, помощь удаганки богатырю, помощь удаганки абаасы своему брату, советы и помощь богатырского коня, помощь сестры, помощь богатыря айыы, помощь женщины, битва богатырки с женихом, шаманские способности богатырей, примирение врагов, оживление живой водой, рождение детей, небесный суд, заключение в тюрьму, освобождение из тюрьмы, замужество богатырки, похищение невесты тунгусским богатырем, свадьба в дому невесты, всеобщая радость, свадебный ысыах, счастливая жизнь, приумножение и зарождение племени айыы аймага.

Также выявляются нечастые мотивы: образование Вселенной (мира), описание коня, описание священного дерева, рождение богатыря от женщины абаасы, чудесное рождение, исчезновение ребенка, возвращение ребенка, признание полукровки человеком, испытание богатыря, наездка коня, советы старика Сээркээн Сэсэна, воспитание богатыря-птицы, чудесное перерождение, поиск чудесной страны, задание верхних божеств, выполнение задания, классовая несправедливость, вредительство богатыря айыы, предсказание судьбы, сновидение, насильственное обладание, рождение богатыря во время битвы, пропажа сыновей, гибель отца, поиск родных, задание верхних божеств, выполнение задания, сновидение, плач суженой, попадание богатырей на вершу, битва на островке огненного моря, поиск родных, состязание, оскорбление, гнев богатыря, указание дороги, указание суженой, женитьба на жене-оборотне, добрачные связи, усмирение богатырки родным сыном, помощь духов-иччи за вознаграждение, лишение силы, возвращение силы богатыря, убийство невинных в корыстных целях, конь в бою, переговоры о

правилах боя, победные ритуалы, ничья, победа богатыря абаасы, битва между богатыркой и женщиной абаасы, помощь птицы ёксёмо, помощь богатырки нуждаюшему, помощь удаганки абаасы богатырю айыы, милосердие богатыря, бой неузнанных братьев и их примирение, женитьба без свадьбы, игнорирование и отказ богатыря на просьбу, гнев матери, похищение богатырки женщиной абаасы, ссора и примирение богатыря с родными, гнев на сестру, ссора и примирение братьев в заключении, клятва богатыря айыы защищать соплеменников, восхваление духа-хозяйки земли, обряд поклонения священному дереву. Таким образом, указатель сюжетов и мотивов позволяет выявить общие черты и различия в олонхо Вилюйского региона в контексте общсякутской эпической традиции. Новаторством можно считать образы шамана, кузнецов абаасы и священной березы Aap Кудук Ха-тынг, появившейся под влиянием местной природы и традиционного якутского верования. Встречается мотив сотворения Вселенной, который характерен только для олонхо периферийных улусов. Нами не обнаружены олонхо о заселении Среднего мира племенами ураангхай саха. Можно сказать, что различия появились в результате развития или ослабевания того или иного образа, угасания эпической традиции, характерной для второй половины XX в.

Литература

1. Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят (Унгин-ские версии и варианты): Автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. - Улан-Удэ, J993. - 15 с.

2. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. - М.: Наука, 1980. - 375 с.

3. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якугских олонхо. - М.: Наука, 1983. - 246 с.

4. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. - М.: Наука, 1990. - 207 с.

5. Кузьмина E.H. Указатель типических мест героических) эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов): Экспериментальное издание. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. -1383 с.

6. Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка ojiohxo в этнографическом контексте. -Якутск: Бичик, 2005. - 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.