Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 51-53.
А. А. Кузьмина
ЦИКЛ ОЛОНХО ВИЛЮЙСКОГО РЕГИОНА О РОДОНАЧАЛЬНИКЕ ПО ИМЕНИ ЭР СОГОТОХ
Рассматривается цикл якутского героического эпоса Вилюйского региона о родоначальнике по имени Эр Соготох, который относится к группе олонхо о родоначальниках ураангхай-саха. Фольклористами записаны олонхо «Могучий Эр Соготох» В. О. Каратаева, «Могучий Эр Соготох» А. С. Васильева и «Юноша Эр Соготох» Н. Г. Тагрова. Из них два первых олонхо имеют относительную устойчивость сюжета, общую идейно-тематическую направленность в связи с тем, что сказители имели одного общего учителя, а нюрбинская версия представляет собой совершенно другое повествование.
Ключевые слова: якутский героический эпос, олонхо, сюжет, цикл о родоначальнике, локальная традиция, вариант, версия.
На огромной территории расселения якутов в прошлом существовали отдельные очаги сказительских традиций. Рассматриваемая зона находится в бассейне реки Вилюй и состоит из четырех районов: Вилюйского. Верхневилюйского, Нюрбинского и Сунтар-ского. Большинство историков считает, что освоение Вилюйского бассейна якутами произошло в XVII в. Географическое положение Вилюйского региона, его удаленность от центра, сохранность традиционной культуры, неоднородность происхождения вилюйских якутов - все это определило особенности самого материала исследования1.
Н. В. Емельянов распределяет сюжеты якутского героического эпоса на следующие тематические группы: олонхо о заселении Среднего мира племенами ураангхай-саха; олонхо о родоначальниках ураангхай-саха и олонхо о богатырях, защитниках племени айыы аймага и ураангхай-саха2. Рассматриваемая группа олонхо о родоначальниках ураангхай-саха является продолжением олонхо о заселении Среднего мира и составляет второй этап эпического творчества якутов. Как пишет Н. В. Емельянов, «если в олонхо о заселении Среднего мира конфликтная ситуация происходит внутри рода и борьба ведется за утверждение жизненных позиций отверженных потомков небожителей, что соответствует преданиям о легендарных первопредках якутов - Омогой Баае и Эллэй Боотуре, то в олонхо о родоначальниках главный мотив -героическое сватовство, что является характерным для архаического эпоса тюрко-монголь-ских народов»3.
К группе олонхо о родоначальниках ура-ангхай-саха относится 21 текст эпических ска-
заний вилюйских якутов. Эта тематическая группа состоит из следующих подгрупп: цикл о родоначальнике по имени Эр Соготох (Муж-Одиночка); олонхо о родоначальниках ураанг-хай-саха; олонхо о внутрисемейных отношениях; «брат и сестра»; «братья - родоначальники ураангхай-саха». Не встречаются подтипы «родоначальники ураангхай-саха из чужого племени» и «родоначальник и его чудесный сын-бык»4.
В данной статье мы проанализируем цикл сказаний о родоначальнике по имени Эр Соготох. Как определяет Т. В. Илларионова, понятие «одинокий, единственный первый житель земли» постепенно модифицировалось в понятие «исключительности», «единственности» богатыря-первопредка5. Здесь в основном раскрывается значение имени героя, то есть рассказывается о многострадальной жизни и о подвиге одинокого мужа, первого человека Среднего мира. Каждое олонхо имеет свое идейно-тематическое содержание и свой сюжет.
Для олонхо Вилюйского региона также характерен цикл о родоначальнике по имени Эр Соготох. Обнаружено 19 олонхо, относящихся к данному циклу. Из них в 10 олонхо (С. Н. Каратаева, Б. А. Алексеева, Ф. Н. Тимофеева, И. Г. Иванова, А. Ф. Мухоплева, И. В. Егорова, Никифора-Дьюёдьэй, И. В. Федорова, П. Л. Кириллина, М. Пытыка-нова, К. М. Пытыканова) в имени богатыря присутствуют эпитеты эрэйдээх-буруйда-ах («многострадальный»); в четырех олонхо в исполнении С. Еремеева, Т. П. Гоголева,
В. О. Каратаева, А. С. Васильева - модун («могучий»); в пяти - другие («Уол Эр Соготох» («Юноша Эр Соготох») Н. Г. Тагрова,
«Андагардаах Эр Соготох» («Имеющий клятву Эр Соготох») Я. В. Васильева, «Орто дойду уола Эр Соготох» («Сын Срединного мира Эр Соготох») К. М. Пытыканова, «Эр Соготох Эриэдэл Бэргэн» И. Г. Иванова, «Эр Соготох Эрчимэн бухатыыр» В. И. Чарпыкова). Из этих сказаний о родоначальнике по имени Эр Соготох записаны и опубликованы только олонхо В. О. Каратаева (три варианта),
A. С. Васильева и Н. Г. Тагрова6.
Олонхо «Могучий Эр Соготох» В. О. Каратаева по содержанию и развитию сюжета считают вилюйской версией сказаний о родоначальниках племени ураангхай-саха. Имеются три варианта этого олонхо, записанные
B. В. Илларионовым в 1975, 1985, 1986 гг.
Во вступлении описываются эпическое время, сотворение «черной земли», алааса. В третьей записи олонхо появляется краткое изображение священной березы Аар Хатынг. Исходной ситуацией начала героической биографии героя служит мотив отлучения новорожденного от родителей без их ведома и переселения его в Верхний мир по воле верховных божеств. О воспитании их сына у верховных божеств родители узнают от богатыря абаасы Дьаантаар Дары Буурая (первый вариант) или от небесной удаганки Дьаргыл, прилетевшей в образе стерха (второй, третий варианты). Описание появления Эр Соготоха перед отцом и матерью в облике могучего богатыря, его песнопения о своем высоком предназначении стать защитником племени айыы аймага, его богатырский сон совпадают в двух последних вариантах записи.
В олонхо о родоначальнике под именем Эр Соготох Н. А. Абрамова (Мегино-Кангаласский район), в текстах, записанных В. Л. Приклонским, герой сотворен в Верхнем мире и спущен в Средний мир. А в сказаниях, записанных А. Я. Уваровским,
C. В. Ястремским, и в олонхо в исполнении А. С. Васильева (Вилюйский район) и Н. С. Скрыбыкина (Амгинский район) Эр Соготох рождается в Среднем мире и узнает о своем происхождении от духа хозяйки земли, обитающей в священном дереве, или от вестников божеств айыы, либо от мудреца Сээркээн Сэсэна.
Мотивировка выезда богатыря первого звена сюжета связана с появлением богатыря абаасы Дьаантаар Дары Буурая, который предлагает Могучему Эр Соготоху служить ему и его жене Туналыкаан Куо рабом и тем самым
оскорбляет богатыря. В результате похода богатырь отбирает жену оскорбителя.
Завязкой второго звена сюжета служат внезапная смерть Могучего Эр Соготоха, похищение Туналыкаан Куо, рождение их сына. За оставшимся без родителей ребенком начали заботиться дяди по материнской линии. Подробно описаны воспитание, богатырская закалка Кёмюс Кыырыктая, который решает спасти мать и оживить отца. Следует отметить, что оживление умершего героя является одним из распространенных мотивов олонхо7. В дальнейшем сюжет развертывается вставным мотивом о втором походе Кёмюс Кыырыктая в Нижний мир и его борьбе с абаасы Буор Кудустаем. Этот мотив получает развернутое изложение в записи 1975 г., где абаасы носит имя Буор Бургаалдьын. Борьба с абаасы заканчивается в этом тексте победой богатыря айыы, однако он чуть не погибает при встрече с кузнецами абаасы. Его спасают небесные богатыри. А в текстах 1982 и 1986 г. Кёмюс Кыырыктай побеждает абаасы в единоборстве. Кроме того, в тексте 1975 г. добавляется мотив о лишении силы богатыря Кёмюс Кыырыктая по решению верховных божеств. Второе звено сюжета развития олонхо заканчивается мирной, без богатырских подвигов, женитьбой Кёмюс Кыырыктая на Тэмэликээн Куо. Это благополучное и счастливое событие является концовкой олонхо первого варианта.
Завязкой третьего звена сюжета служит третье похищение Туналыкаан Куо. Могучий Эр Соготох отправляется искать похищенную жену и становится жертвой волшебства женщины абаасы, которая появляется в облике его жены. Обнаружив коварство женщины абаасы, богатырь намеревается ее убить. Однако, узнав, что она беременна, Эр Соготох оставляет в живых. Эта женщина абаасы оказывается сестрой похитителя его жены Уот Урбалдьына, и она помогает Могучему Эр Соготоху выручить Туналыкаан Куо из плена и убить своего брата. Эр Соготох, возвратившись со спасенной женой домой, находит свою страну еще более разоренной и узнает, что похищена жена его сына Кёмюс Кыырыктая, отправившегося преследовать похитителя. В это тяжелое время появляется внебрачный сын Могучего Эр Соготоха Харыадьылаан Бэргэн. Эр Соготох признает его своим родным сыном и просит о помощи. Верховное божество Юрюнг Айыы Тойон признает Харыадьылаан Бэргэна человеком айыы после того, как он совершает первый богатыр-
ский подвиг, спасая от гибели своего брата и похищенную невестку. Затем Харыадьылаан Бэргэн отправляется за предназначенной ему невестой, похищенной абаасы Таас Кудустаем. В неравной схватке он побеждает и спасает девушку. Второй вариант олонхо завершается приездом Харыадьылаан Бэргэна со своей женой в страну отца Могучего Эр Соготоха и всеобщим праздником. А в последней записи олонхо добавляется эпизод четвертого похищения Туналыкаан Куо и описания последнего подвига Могучего Эр Соготоха.
Как видно, В. О. Каратаев при каждом исполнении придерживается одной и той же последовательности развития событий, составляющих сюжет олонхо, следует традиционному композиционному построению, твердо помнит имена образов и их взаимоотношения.
Следующее олонхо «Могучий Эр Соготох» в исполнении А. С. Васильева (ровесник, друг
В. О. Каратаева) также относится к олонхо
о родоначальниках племени ураангхай-саха. Сказание начинается с традиционного для ви-люйских олонхосутов описания сотворения Среднего мира. Олонхо А. С. Васильева имеет много общего со сказанием В. О. Каратаева (сюжет, имена героев). Известно, что В. О. Каратаев и А. С. Васильев в детстве слушали олонхо Т. П. Гоголева «Могучий Эр Соготох» и впоследствии стали исполнять это сказание.
А в сказании «Юноша Эр Соготох» Н. Г. Тагрова из Нюрбинского района сюжет, имена персонажей, поведение главного героя отличаются от олонхо В. О. Каратаева и А. С. Васильева. Содержание олонхо имеет скорее сказочный характер, нежели героический. Мотивировкой выезда богатыря служит поиск жениха для своей матери, так как главный герой не хочет жениться. Жених абаасы использует Эр Соготоха для достижения своих корыстных целей и съедает его мать. Уол Эр Соготох изображен грубым: он отталкивает свою суженую. Олонхо заканчивается не свадебным ысыахом, а женитьбой без свадьбы, то есть женитьба героя не героическая, а носит бытовой характер.
Можно считать, что варианты вилюйских олонхо об Эр Соготохе имеют относительную
устойчивость сюжета, общую идейно-тематическую направленность в силу того, что имеют один общий источник, а нюрбинская версия, наоборот, представляет собой совершенно другое повествование. Данный цикл олонхо Вилюйского региона отличается от других локальных традиций тем, что он представлен во второй группе эпических сказаний о родоначальниках ураангхай-саха, когда как в других очагах он встречается в первой группе - олон-хо о заселении Среднего мира племенами ура-ангхай-саха. Можно сделать заключение о том, что сюжет олонхо об Эр Соготохе в вилюйской традиции олонхосутов получил развитие и эволюцию.
Примечания
1 Кузьмина, А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы : автореф. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2008. 23 с.
2 Емельянов, Н. В. Сюжеты якутских олонхо. М., 1980. 375 с.
3 Емельянов, Н. В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. Новосибирск, 2000. С. 182.
4 Дмитриева, А. А. Олонхо Вилюйского региона: сказительство и сюжетно-композиционные особенности // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена: аспирантские тетради. 2007. № 22 (53). С. 93-95.
5 Илларионова, Т. В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох» (сравнительный анализ разновременных записей) : автореф. . канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2006. С. 7.
6 Илларионов, В. В. Жизнь и творчество олон-хосута А. С. Васильева. Якутск, 2000. 120 с.; Тагров, Н. Г. Неистовый Юноша Эр Соготох / Сост. В. В. Илларионов, Т. В. Илларионова, М. Н. Тагров. Якутск, 2012. 368 с.; Якутский героический эпос. Могучий Эр Соготох. Новосибирск, 1996. 440 с.
7 Данилова, А. Н. Мотив оживления героя в якутских волшебных сказках и олонхо / А. Н. Данилова, Н. В. Павлова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2012. № 8. С. 216-225.