Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89
УДК 82 https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/78
ЭПОС «МАНАС» - ВЕЧНОЕ ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ КИРГИЗСКОГО НАРОДА
©Имаралиева Ж. Р., ORCID: 0009-0008-2172-520X, Киргизско-Узбекский международный университет имени Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
EPIC OF MANAS IS THE ETERNAL GREAT HERITAGE OF THE KYRGYZ PEOPLE
©Imaralieva Zh., Kyrgyz Uzbek B. Sydykov International University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Предметом данной статьи является эпос «Манас», являющийся вечным наследием киргизского народа. Целью исследования является — выявление тенденций применения ценностей эпоса «Манас» в воспитании современной молодежи, формировании интеллектуального, духовного и словарного запасов через изучение киргизской культуры, этнографии, этнопедагогики, отраженные в данном эпосе. Статья состоит из трех информационных частей указывающих на историческую ценность эпоса, об ее месте в современном мире и о роли в воспитательном и образовательном процессе. В статье упоминаются многими историческими личностями, мыслителями, философами и учеными ценность эпоса, дается примерное определение и интерпретация слову «Манас» с Теософского словаря. Ведется речь и подлинности личности Манаса, учеными указываются причины и основания происхождению эпоса, начиная с древних времен и до XIX века. Некоторыми учеными указывается причины о возникновении эпоса «Манас», как одного из величайшего феномена устного сказания эпоса, передающегося из уст в уста и невероятной способности человека запомнить столь огромную информацию, которую по истине многие ученые считают океаном знаний. Из которого можно извлечь столько информаций считающимися актуальными в различных областях знаний и по сей день. Указываются но то, что многие традиции из того времени сохранены и используются до сих пор, что является одной из культурных наследий киргизов. При подготовке статьи использовались аналитические и научные методы обобщения и сравнения исследований. Рассматривалось также место нашего великого эпоса в мировой литературе. Эпос «Манас» рассказывает о сохранении и воспитании нашего ценного наследия. Научные результаты статьи будут представлены в общеобразовательных школах и вузах.
Abstract. The subject of this article is the Epic of Manas, which is the eternal heritage of the Kyrgyz people. The purpose of the study is to identify trends in the application of the values of the Epic of Manas in the education of modern youth, the formation of intellectual, spiritual and vocabulary through the study of Kyrgyz culture, ethnography, ethnopedagogy, reflected in this epic. The article consists of three informational parts pointing to the historical value of the epic, its place in the modern world and its role in the upbringing and educational process. The article mentions the value of the epic by many historical figures, thinkers, philosophers and scientists, gives an approximate definition and interpretation of the word Manas from the Theosophical Dictionary. The authenticity of the personality of Manas is being discussed, scientists indicate the reasons and grounds for the origin of the epic from ancient times to the 19th century. Some scientists indicate the reasons for the emergence of the Epic of Manas, as one of the greatest phenomena of the oral story of the epic, passed from mouth to mouth and the incredible ability of a person to remember such a huge amount of information, which in truth many scientists consider an ocean of knowledge.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89
From which you can extract so much information that is considered relevant in various fields of knowledge to this day. It is indicated, however, that many traditions from that time have been preserved and are still used, which is one of the cultural heritages of the Kyrgyz. In preparing the article, analytical and scientific methods of generalization and comparison of studies were used. The place of our great epic in world literature was also considered. The Epic of Manas talks about the preservation and upbringing of our valuable heritage. The scientific results of the article will be presented in secondary schools and universities.
Ключевые слова: эпос, Манас, патриотизм, традиции.
Keywords: epic, Manas, patriotism, traditions.
Известно, что киргизы были древним народом. Мы знаем, что это содержится во многих исторических источниках, начиная с сочинений Ким-Цяна, написанных в 201 г. Самый ранний научный источник по Манасу принадлежит Саифу ад-Дину ибн-Хакку Аббасу из Аксый начертанные в рукописях Маяджму ат-Тавариха в 1503 г. В ней рассказывается о том, что Манас — реальная историческая личность и с кем он воевал. «В полях, иль в горах, иль на березах и ветвях, высечены роды, знаки и имена кыргызов навеки. В долинах, ущельях, реках и оврагах, лежат останки порабощенных кыргызов навеки» - поется в песне древнего неизвестного киргизского поэта, прямая, символическая форма, сравнивая количество кыргызов с несчетным количеством песка, звезд на небе, как заново умножаются с их истреблением, как крепок корень их, как много значат честь и слава, лицо народа, история, традиции и обычаи, мировоззрения, культура и быт, радости и горе, необычность и недостатки, непоколебимый дух и многое, всесторонне описаны в эпосе. Кыргызы веками почитали эту великую легенду и использовали ее как источник образования, и на сегодняшний день со дня приобретения независимости взятые из корня эпоса «Манас» семь заповедей лежат в основе идеологии государства. Однако степень, в которой это поглощается нашей жизнью, зависит от наших действий. В этом контексте сегодня поднимаются некоторые вопросы, в том числе языковые связи.
Поэтому необходимо обратить внимание на количество и качество уроков, преподаваемых в учебной программе по обучению эпосу «Манас». Для этого рассмотрим толкование имени Манас (в Теософском словаре, изданном в Лондоне в 1892 году, слово Манас интерпретируется несколькими способами):.
-Манас (санскрит) — это ментальная концепция, которая превращает человека в сознательное существо.
-Манас-кама (санскрит) — высшее из шести чувств в буддизме.
-Манас-саньям (санскрит) для управления умом.
-Манас-Тайджаси- (санскрит) — это состояние сияющего Манаса Высшего Эго.
-Манаса или Манасвин (санскрит) — источник данной Богом мудрости.
-Манас-Дихани- (санскрит) Предки Солнца человека.
-Манасоравар (санскрит) — священное озеро в Тибете.
-Манасоравар — хранитель этого озера. Его изображение в виде змеи
-Манас (санскрит) — бессмертное эго, обеспечивающее человеческий разум памятью.
Он появляется в «Илиаде» Гомера в образе Манаса Минаса, сына Зевса и дочери финикийского царя Европы, и назначен судьей ада за свою мудрость и справедливость.
И другой момент — дед Идоменея, командующего критской армией под Троей.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 9. №4. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/89
По версии С. Каралаева слово Манас произносится Дубаной в начале как «мим» идущий силуэт пророка, посредине «нун» идущий силуэт ясновидящего и в конце «сын» идущий силуэт льва. Ми-ман происходит от древнешумерского образа Мирового Престола-Манаса, происходящего от буквы Ман. Буква Н в древнетюркских рунах давала образ луны и понятие хлеба, который мы держим в руках каждый день, а землю в древности называли хлебом (Нанна, Инна).
Буква «С» дает понятие отслеживания.
На протяжении многих веков в сердцах кыргызского народа остается устойчивое отношение к герою Манасу, передающееся из поколения в поколение и текущее в жилах каждого кыргыза. Адам Манас — сын Жакыба герой Манас, человек безграничного мужества, объединяющий кыргызский народ, героя, который будет стоять веками, создавшего единое кыргызское государство, сделавшего себе имя в мире.
По мнению ученого Темирбека Токтогазиева, историческим прототипом является кутлукский эльтерин-кутуйский великий князь Манас, основавший Кыргызский каганат во второй половине VII века и начале VIII века.
Из истории возникновения «Манаса» как самостоятельного сказа, эпоса или произведения можно сделать следующие выводы.
1. Борбугулов М., Берков П. Н. считают источником эпоса «Манас», древние мифы и легенды уходящие в корнями в древность.
2. По мнению О. Айтымбетова, эпос «Манас» возник в доисторические и ранние времена гуннов и хуннов.
3. Белек Солтоноев излагает мысль о том, что эпос возник в доисторические времена.
4. В. Радлов, М. Ауэзов, К. Рахматуллин, А. Н. Барштам, П. Фалев высказывают мнение о том, что происхождение эпоса «Манас» связано с эпохой древних тюрков и древних кыргызов в 6-10 вв.
5. Ученые П. Фалев и М. Ауэзов высказывают мнения, что эти идеи исходят из сходства содержания памятников, высеченных на каменной поверхности Эне-Сая, относящихся к V-VI векам. С этим мнением согласна и профессор Б. Укуева.
6. Берштам А. Н. говорит о том, что в IX веке главой Кыргызского государства мог быть Жаглар-хан Манас. Он приходит к выводу, что эпоха этого государства в Средней Азии может привести к созданию эпоса «Манас».
7. Юнусалиев Б., Кыдырбаева Р., Абдылдаев Э., Молдобаев И., Абдыракунов Т., Ромодин В.А. отмечают, что в эпосе «Манас» отражена борьба кыргызов с черными китайцами в Средней Азии в 10-12 вв.
8. Маркварт, иностранный исследователь, связывает происхождение эпоса с нашествием Чингисхана в 13 веке.
9. Чокан Валиханов - предполагает, что причинами возникновения эпоса могут служить исторические события 13-14 веках в Золотой Орде Чингисхана.
10. Боровков А. К., Климович И. Л. говорят, что к возникновению эпоса привели войны в 12-18 веках между кыргызами и с джунгарскими ойротами-калмыками.
11. Жирмунский В. и Чоротегин Т. отмечают, что Эпос «Манас» не принадлежит одному веку. Они говорят, что это сборник исторических событий, пережитых кыргызами между 5 и 19 веками.
12. Академик В. М. Жирмунский: определяет конец исторического сюжета «Манаса» периодом Калмыцкой войны в 16-17 веках.
Поскольку «Манас» является многолетним устным произведением, отличается он большим количеством сюжетов и разнообразием вариантов. Манас произведение вариантное.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89
В разных версиях сюжеты эпоса могут возникать по-разному, как постоянные, центральные события: 1. Истребление и рассеивание кыргызов. 2. Рождение Манаса, детство. 3. Миграция кыргызов с Алтая на Ала-Тоо. 4. Пиршество Кокотая. 5. Большое сражение. 6. Смерть Манаса.
Источник эпоса — траурное отпевание. Манас оплакивал Алмамбета, Чубака и Сыргака, погибших в великом походе. Когда умер Манас, из плача сына Ирамана, певца, был создан эпос, прославивший героизм героя.
Манас и современность.
Эпос «Манас» считается прошлым и настоящим кыргызской жизни. Эту работу нельзя считать односторонней. Даже парадоксальные явления того времени не должны удивлять того, что события эпоса повторяются и сегодня. Например: Кое-какие погромы и ссылки в Манасе Великий исход вынужденное переселение 16-го, Ошская трагедии.
Есть сходство с Манасом и в нашей мирной жизни. Например: Пиршество Кокотая, встречается во всех вариантах эпоса и сказаниях манасчи. Провели пиршество старика Кокотая, вдобавок одарили поголовьем. Или пиршество Кокотоя, дается как начало конфликта.
Здесь говориться как варили мясо высотою как Ала-Тоо, делали рассол к нему как озеро Иссык-Куль, построили с востока на запад триста тысяч юрт, в течении месяца из каждого народа прибыло от трех до трех тысяч людей. Были проведены состязания в скачках, борьба верхом на конях, стрельбе из лука, борьба богатырей, поднятие монеты на скаку, козлодрание... Организатором и хозяином этого мероприятия является Бокмурун.
Правивший Ташкентом хан Кокотай, при смерти оставил завещание. Когда я умру:
Не открывате спрятанное сокровище, не разбрасывайтесь чистым золотом, как на свадьбе невесты, как пиршестве старухи к блюду еды добавьте кусок отборного мяса. Согласно этой заповеди, сегодняшние праздники и пиршества можно считать частью сегодняшней жизни.
Эпос «Манас» — неиссякаемый источник в образовательном и воспитательном процессе. В широком изучении истории, в овладении традиций, в формировании наших внутренних убеждений в использовании средств языка эпос «Манас» является неисчерпаемым кладом. Одной из наиважнейших моментов в воспитании подрастающего поколения считается «Семь заветов Манаса», которые воспитывают этические и моральные нормы со школьной скамьи. Это:
Первый завет — Единство и сплоченность, посредством которого в семье воспитываются самые близкие родственные связи, в учебном заведении и трудовом коллективе воспитываются дружба, взаимопонимание и взаимопомощь. Об этом завете можно привести много примеров, смысл которых заключается в вековом единстве народа, готового оказать помощь в любых случаях.
Второй завет — Межнациональное согласие, дружба и сотрудничество. Воспитательная роль данного завета настолько велика, что отражает благородство, великодушие нашего народа. В умении налаживать самые близкие, дружественные отношения с представителями других народов и государств, в своевременном оказании помощи в трудные времена. И в настоящее время, можно с большой гордостью отметить, что люди других народностей живущие на кыргызской земле, чувствуют себя как дома среди родных среди своих близких, которые одинаково несут ответственность за нашу землю. И приоритетное наше отличие состоит в том, что наш народ и государство всегда готова к дружественным отношениям с дальними и ближними государствами, как это было завещано нашим великим предком Манасом.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89
Третий завет — Национальная честь и патриотизм. С этим заветом на протяжении тысячи летий, можно привести столько примеров, где наш народ и люди показывали пример многим о величии чести и гордости, проявляемые в патриотизме в самые суровые времена, которые шли в свое время на амбразуры, выходили против поработителей принося себя в самопожертвование ради народа. Сегодня как никогда для процветания нашего государства как воздух нужны именно такого закала патриотический дух и национальное достоинство.
Четвертый завет — Через кропотливый неустанный труд и знания - к процветанию и благосостоянию. В эпосе есть то, чем можно гордится, это великое разнообразие примеров стремления через труд к знаниям, Применение этих знаний несет созидательный характер, ведь смысл бытия заключается в труде. В эпоху цифровизации и развития науки, на примере эпоса с учетом нынешних условий в достижении поставленных целей и задач необходимы глубокие всесторонние знания использования передовой техники и технологий.
Пятый завет — Гуманизм, великодушие, терпимость является одной из главнейших заповедей, где проявляются человечность и человеколюбие, и рассматривается как большое уважение к предкам и соблюдение нравственных отношений между поколениями. Воспевается положение и роль женщины, матери и дочери, неописуемой любви к ним. Где чтутся нравственные ценности, мудрость и терпимость по отношению к семье, роду, и государству в целом.
Шестой завет — Гармония с природой определяется прежде всего с кочевым образом жизни предков, бережным отношением к флоре и фауне мест проживания, изучением и умением жить в согласии и гармонии с природой. В эпосе «Манас» великолепно описаны земли, реки, животные, растения и многое другое связанное с природой. Но к великому сожалению нынешнее человечество другого отношения к природе. Мы потеряли философско-экологическую культуру, остается лишь с надеждой уповать на лучшее и сохранить хотя бы то, что мы имеем на сегодня.
Седьмой завет — Укрепление и защита кыргызской государственности является одной из самых приоритетных заповедей и по сей день. В эпосе указывается на большую ответственность каждого кыргыза за свою землю, за защиту его территориальности, суверенитета и свободолюбия. После обретения нами суверенитета как самостоятельного государства мы не раз сталкивались с несправедливой властью, где выходили на борьбу за достойную жизнь. И теперь, когда мы обрели то, чего хотели перед каждым из нас стоит священный долг беречь всеми силами нашу государственность.
Изучение истории зарождения эпоса «Манас» показало неразрывные связи описанных в нем событий с реальными фактами нашей истории, восходящими к древнейшим векам. Для кыргызского народа «Манас» является не только историко-поэтическим, но и поистине культовым произведением. Из века в век кыргызы черпали из него как из глубокого источника великие стимулы государственности, идеи национального единства, преданности и верности своему народу, человеческого благородства. Это во многом помогло нашему народу выжить в веках и выстоять в самые лихие времена [1, с. 10-11].
Только внимательно прочитав эпос, читатель легко обнаружит в государственно политическом строе того времени военную демократию и выборность лидеров. Эпос «Манас» рассказывает, что в межличностных и межродовых отношениях господствовали правила и нормы, выход за пределы которых жестоко карался. И внешние отношения выстраивались по принципу обеспечения безопасности, прежде всего за счет выстраивания родственных отношений с соседними народами. Эпос «Манас» напоминает, что разумный человек своими поступками всегда может противопоставить положительные черты
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89
отрицательным, победить зло добром, злость терпением, алчность порядочностью, используя лучшее человеческое богатство — свой ум.
Список литературы:
1. Акмолдоева Ш. Б., Ниязова Ж. К. Этикет кыргызов. Бишкек, 2005. С. 78-79.
2. Акаев А. Кыргызская государственность и народный эпос «Манас» Бишкек, 2002. С. 10- 11.
3. Юнусалиев Б. М. Манас: киргизский героический эпос. М.: Наука, 1984-1995.
4. Кыдырбаева Р. З. Народно-поэтические традиции в эпосе "Жаныл Мырза". Фрунзе: Изд-во АН Киргиз. ССР, 1960. 48 с.
5. Исаев К. Бесконечная сила бесконечной мысли // Кут Билимю 2013. 28 июня.
6. Мусаев С. М. Проблемы научной публикации текстов «Манаса» // Фольклор. Издание эпоса. М.: АН СССР, 1977. 287 с.
7. Укуева Б. К. Манасоведение. Бишкек, 2017. С. 40-41.
8. Ирисова М. А. Многослойный, океаноподобный эпос (Фрагмент литературной композиции по эпосу «Манас») //Русский язык и литература в школах Кыргызстана. 2013. №3. С. 30-35.
References:
1. Akmoldoeva, Sh. B., & Niyazova, Zh. K. (2005). Etiket kyrgyzov. Bishkek, 78-79. (in Kyrgyz).
2. Akaev, A. (2002). Kyrgyzskaya gosudarstvennost' i narodnyi epos "Manas". Bishkek, 1011. (in Kyrgyz).
3. Yunusaliev, B. M. (1984-1995). Manas: kirgizskii geroicheskii epos. Moscow, (in Russian).
4. Kydyrbaeva, R. Z. (1960). Narodno-poeticheskie traditsii v epose "Zhanyl Myrza". Frunze. (in Kyrgyz).
5. Isaev, K. (2013). Beskonechnaya sila beskonechnoi mysli. Kut Bilimyu, 28 iyunya. (in Kyrgyz).
6. Musaev, S. M. (1977). Problemy nauchnoi publikatsii tekstov "Manasa". In Fol'klor. Izdanie eposa, Moscow. (in Russian).
7. Ukueva, B. K. (2017). Manasovedenie. Bishkek, 40-41. (in Kyrgyz).
8. Irisova, M. A. (2013). Mnogosloinyi, okeanopodobnyi epos (Fragment literaturnoi kompozitsii po eposu «Manas»). Russkii yazyk i literatura v shkolakh Kyrgyzstana, (3), 30-35. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 05.03.2023 г. 10.03.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Имаралиева Ж. Р. Эпос «Манас» - вечное великое наследие киргизского народа // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №4. С. 605-610. https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/78
Cite as (APA):
Imaralieva, Zh. (2023). Epic of Manas is the Eternal Great Heritage of the Kyrgyz People. Bulletin of Science and Practice, 9(4), 605-610. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/78