ЭПОХА ПЕТРА ПЕРВОГО В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ЯКУТИИ
А. А. Борисов, Т. В. Павлова-Борисова, А. И. Гоголева DOI: 10.24412/1728-516Х-2022-1-111-116
V
Андриан Афанасьевич Борисов,
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН - обособленного подразделения ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН», г. Якутск
Татьяна Владимировна Павлова-Борисова,
кандидат искусствоведения, доцент Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Анна Ивановна Гоголева,
кандидат филологических наук, отличник культуры РС(Я), старший научный сотрудник
Литературного музея им. П. А. Ойунского, г. Якутск
В 2022 г. в России широко отмечается весьма значимое событие -350-летие великого русского правителя-реформатора Петра Первого (1672-1725 гг.) и оцениваются его выдающиеся деяния по переустройству России на пути к модернизации и прогрессу.
В Якутии к данной теме обращались с точки зрения научного изучения края, начатого именно по распоряжениям и указам Петра Первого, согласно которым были организованы Сибирская экспедиция Д. Г Мессершмидта (1719-1727 гг.) и Первая Камчатская экспедиция (1725-1729 гг.) [1-8]. Говорить же о значении петровских преобразований для истории и культуры Якутии на широкую аудиторию ещё до сих пор не доводилось.
Между тем, и это отмечали многие исследователи, в петровскую эпоху происходили важные процессы в истории управления краем. Так, в 1709 г в результате губернской реформы, Якутия была присоединена к одной из восьми образовавшихся губерний - Сибирской, с центром в г. Тобольске. В 1719 г внутри губернии была образована Иркутская провинция, которой был переподчинен Якутский уезд [1]. Всё это так или иначе влияло на уклад населения далёкой Якутии. Люди учились жить в составе Российского государства, становились её подданными.
Пётр Первый, как никто, понимал важность поддержания единства своего огромного государства. С этой целью в 1706 г. им был издан указ о крещении иноземцев Сибири, который вызвал сопротивление последних, особенно в Западной Сибири. В Якутии же следствием этого указа стало грандиозное строительство якутского Троицкого кафедрального собора (1706-1728 гг.), единственного в своём роде на всём Северо-Востоке Азии [9]. Хотя коренные жители
Якутии - якуты, тунгусы и юкагиры, не были крещены в тот период, но благодаря петровским новшествам стали приобщаться к культурным веяниям, исходившим из центра. Открывались церковно-приходские школы, новые ярмарки и торги, начинали действовать православные миссионеры. Сюда проникали товары, мануфактура, европейская одежда, предметы роскоши. Вместе с русскими чиновниками (комиссарами), купцами, крестьянами и солдатами (хотя их ещё было мало) распространялись российская мода и культура. Русские купцы действовали через ярмарки и торги, вовлекая в товарообмен местное население. Немногочисленные русские крестьяне селились в районе устья р. Олёкмы и на р. Амге. Во времена Петра Первого их было
А. П. Антропов «Портрет Петра I» (1770 г.)
несколько сотен человек [1]. Происходило приобщение ясачных иноземцев к новым видам деловой и хозяйственной деятельности - торговле и земледелию [6]. Первыми это ощутили «верхи» якутского общества. Некоторые из них не только привыкали к новой одежде и нравам, но и поступали на службу к русским в качестве гувернёров детей. Они выполняли и охранную службу, собирали ясак [4]. Таким образом, в правление Петра Первого усиливалась культурная интеграция Якутии в составе Российского государства.
По затронутой в данной статье теме шла речь 5 мая 2022 г на культурологической встрече в рамках проведения XXI Республиканского пасхального фестиваля искусств «Золотые купола», проходившего в Национальной библиотеке РС(Я) в ознаменование 350-летия императора Петра Первого «Радуйся, Росско земле...».
Доктор исторических наук А. А. Борисов выступил на этой встрече с докладом «Эпоха Петра Первого в истории России». Он ознакомил слушателей с важнейшими вехами в жизни русского царя, с проведёнными им преобразованиями в различных сферах жизни Российского государства и общества (от военной реформы до новшеств в культуре).
Кандидат исторических наук, доцент, почётный работник культуры г. Москвы Василий Цицанкин представил доклад «Роль Петра Первого в развитии военных оркестров Российской империи». На основе своих последних изысканий в архивах он раскрыл историческую значимость мероприятий царя в области развития музыкальной культуры на примере военных оркестров, начало которым было положено ещё отцом царя Алексеем Михайловичем. Но Пётр, в отличие от отца, который только начинал вводить музыку в военную культуру страны, впервые поставил это дело на государственный уровень. По мнению докладчика, именно Пётр Первый, осознавая значимость военных оркестров для поднятия боевого духа армии, организовал службу военных музыкантов. В этот период специально для нужд армии создавались первые музыкальные сочинения -канты. В ходе выступления был продемонстрирован «Старинный марш Преображенского полка», который и ныне исполняется военными оркестрами российской армии, в том числе на парадах во время выноса Знамени Победы.
В выступлении кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РС(Я) Т. В. Павловой-Борисовой была поднята тема «Культурные реформы Петра Первого». Представлены важнейшие новшества Петра Первого в культуре и быте русского общества: введение европейской одежды и моды, гражданского шрифта и реформы летоисчисления. Докладчик считает, что по сравнению с аналогичными процессами реформации в Европе и реформами эпохи Мэйдзи в Японии, петровские преобразования в России были более радикальными и действенными. Они трансформировали старую патриархальную Россию
Д. А. Белюкин «Пётр I стрижёт бороды боярам»
на новый, европейский лад. Так же она познакомила слушателей с популярным в ту эпоху жанром хоровой гимнической песни - кантами. Музыка нашла яркое отражение в популярном жанре русской музыкальной культуры - петровских кантах, характеризовавшихся приветственным и приподнятым характером, отражающих эпохальную устремлённость в будущее. Причём были затронуты разнообразные варианты, в том числе те из них, которые повлияли на дальнейшее развитие отечественной музыки. Выступление сопровождалось звучанием наиболее ярких образцов данного жанра.
Интересен факт влияния петровской эпохи и на культуру Якутии. В песнях русскоустинцев - этнографической группы русских, освоивших Арктику в XVI-XVII вв. и несмотря на отдалённость и суровый климат продолжающих сохранять язык, говор, обычаи, культурные традиции предков, имеются песни о Петре Первом. Так, например, ансамбль «Русскоустьинцы» под управлением Ирины Кунаковой исполняет песню на встречу государя-императора «Туча с громом прогремела».
Народный фольклорно-этнографический ансамбль «Русскоустьинцы». Инсценировка песни о Петре I
Историко-культурная значимость наследия петровских преобразований для России и всего мира неоспорима. Сегодня мы не мыслим своей жизни без обращения к ним, настолько важными они являются, незримо присутствуя в жизни современных россиян. Они повлияли на историческое развитие всей нашей большой страны - от самого её центра до дальних окраин.
Личность Петра Первого - великого царя, героя Полтавы, могучего и грозного преобразователя России, оказала мощное воздействие и на деятелей искусства и литературы. Его образ привлекал многих поэтов ХVШ-ХIХ веков. Особенно ярко он отражён в творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина, в его произведениях «Заметки по русской истории XVIII века», «Стансы», «Моя родословная», «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого», «История Петра» и других. Пушкин в осмыслении яркой, сложной, мощной личности Петра I чувствовал особую связь с ним, зная историю своего предка арапа Ганнибала. Впервые он коснулся темы Петра в «Заметках по русской истории XVIII века». Поэт увидел в нём мудрого царя-реформатора, защитника просвещения.
В «Стансах» Пётр Первый представлен просвещённым монархом, который видел могучий потенциал родной страны, её предназначение: Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник... [10, с. 157]. Вечный работник со всеобъемлющей душой - это одна их самых точных характеристик Петра Первого в оценке великого поэта.
В «Арапе Петра Великого» образ Петра весьма привлекателен. Он показан здесь глазами его крестника арапа Ибрагима, отправленного им в чужие края на учёбу. Пётр внимателен, заботлив по отношению к своему крестнику, не жалеет на него казны, даёт отеческие советы и предостерегающие наставления, т.е. относится к нему, как к родному и близкому человеку. В этом произведении Пушкин показал себя как историк и психолог, прекрасно разбирающийся в людских нравах и человеческой душе, ценитель и знаток женской красоты, тонкий, вдумчивый писатель, обладающий немалыми познаниями. Он детально описывает обстановку, французское общество времен герцога Орлеанского, Монтескье и Фонтенеля, а также русского общества в разных сословиях, состояние человеческой души арапа Ибрагима, историю его любви к великолепной графине, отношения Петра I со своим крестником и пр.
Письмо Петра Первого отрезвило Ибрагима. Он был настолько тронут великодушием Императора, который написал ему, что ни в чём неволить его не намерен, что предоставляет выбор, возвращаться ему в Россию или нет, что он во всяком случае не оставит своего питомца, который решил вернуться поскорее в Россию, оставив Париж и несчастную любовную связь. В России Ибрагим находит полную поддержку и заботу Императора. Пётр Первый ценит его точный, наблюдательный ум, познания, способности, проявляет себя как ласковый, радушный и гостеприимный хозяин. Жизнь при дворе, государе позволила Ибрагиму лучше узнать Петра. Он дивился его «быстрому и твёрдому разуму, силе и гибкости внимания, разнообразию деятельности» [11, с. 10].
Пётр работает в токарне и занимается государственными делами, являя всем прекрасный пример деятельности большого государственного человека, воодушевляющего своих соратников и подданных. Ибрагим
Ю. А. Кушевский «Новое дело в России» (2008 г.)
начинает понимать, что судьба его призвала быть сподвижником великого человека, возле которого, не зная ему цену, провёл своё младенчество, а теперь ясным умом, душой, освобождающейся от страстей, праздности и уныния, осознаёт, что сможет сыграть свою положительную роль в судьбе великого народа, и новые чувства пробуждаются в нём.
Пушкин, многое узнав о великом государе, реформаторе, изучая архивы, исторические документы, в своём произведении показал Петра, как большого человека и как великого преобразователя общества, во всём разнообразии его натуры, кипучей деятельности, устроителя государства Российского, обладающего обширными познаниями, великой энергией, заряжающей других.
Ибрагим, постигая высокую душу Петра I, восхищается его деятельностью. Он видит его то в Сенате, разбирающем важные вопросы законодательства, то в адмиралтейской коллегии, утверждающей морское величие России, то в часы отдыха рассматривающего переводы иностранных публицистов или посещающего фабрику купца, рабочего ремесленника и кабинет учёного. И тут весьма примечателен образ России того времени в оценке, видении крестника, а теперь и сподвижника Петра: «Россия представлялась Ибрагиму огромной мастеровою, где движутся одни машины, где каждый работник, подчинённый заведённому порядку, занят своим делом. Он почитал и себя обязанным трудиться у собственного станка и старался как можно менее сожалеть об увеселениях парижской жизни» [12].
Пётр не позволяет себе ничего лишнего, считает мотовством роскошные наряды, осуждает праздность, пустое расточительство и строго взыскивает за это со своих придворных.
В этом произведении автор описывает жизнь представителя русского дворянства боярина Гаврилы Афанасьевича Ржевского, показывая его боярский быт, нравы, отношение к Царю, к его нововведениям, которые, как известно, были встречены русским обществом неоднозначно. Пётр, заботясь о судьбе своего крестника, решает женить его на дочери Ржевского, с тем, чтобы укрепить его положение в новом Отечестве, служению которому тот решил посвятить свою жизнь. Здесь же мы узнаём историю арапа Петра Великого, что немаловажно, ведь Пушкин был из его рода.
Уже в самом начале произведение, к сожалению, оставшееся незаконченным, захватывает занимательностью сюжета, знанием нравов, общества, обстановки той великой эпохи, тонким психологизмом, живописностью показа различных образов, исторических деятелей, в особенности Петра Великого. В описании Пушкина он предстаёт как человек с большой душой, рачительный хозяин, болеющий за своих близких, любимых людей и за судьбу своей страны. В художественном осмыслении Пушкина Пётр Первый - действительно великий государственный деятель, работник на троне и человек, чья жизнь и деятельность стали целой эпохой в истории России и теперь играют свою определённую роль в нашей современной действительности.
Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили «Арапа Петра Великого». В. Г. Белинский писал, что если бы он был закончен также хорошо, как начат, то мы бы имели превосходный исторический русский роман. Примечательна и оценка Белинского личности Петра: «... только в таком народе мог явиться такой царь, и только такой царь мог преобразовать такой народ. Если бы
у нас и не было ни одного великого человека, кроме Петра, и тогда бы мы имели право смотреть на себя с уважением и гордостью, не стыдиться нашего прошедшего и смело, с надеждою смотреть на наше будущее» [12, с. 38].
Художественный опыт «Арапа Петра Великого», как эпическое решение темы Петра I, отразился и в поэме «Полтава», которую Пушкин посвятил Марии Волконской, последовавшей за мужем в Сибирь. Это большое многозначное произведение, где особенно ярко представлен целый ряд проблем, тем, образов, размышлений о верности долгу и измене, чести и бесчестии, слепой любви и предательстве. Здесь гений Пушкина в художественном осмыслении истории ставит перед нами глубокие вопросы, особенно актуальные в наши нелёгкие дни. Прежде всего, о том, как переменчива судьба, призрачны богатство и слава, о том, что всё это может исчезнуть, сойти на нет под ударами судьбы, при предательстве низкого человека, как это показано на примере судьбы Кочубея, отца прекрасной Марии. Она - любимая дочь и гордость отца, предпочла всех завидных женихов Украины и России гетману Мазепе, вынашивающего тайные, коварные планы по захвату власти вместе с врагами России, в отстаивании независимости Украины, поднимая знамя вольности кровавой на Петра. Отец, пытаясь вернуть Марию, рассказать государю о кознях Мазепы, раскрыть его предательство, погибает от навета последнего. Тот оказался коварным, хитрым врагом, умеющим убеждать людей, обретать власть над ними, как над бедной Марией, которая в слепой любви к нему пренебрегла всем - любовью к отцу, матери, близким, теплом родного очага, мнением людским и тайком, предательски убежала к своему возлюбленному - коварному старику Мазепе.
Семейная драма Кочубея, показанная в начале, разворачивается, как борьба народа за родной очаг, верность долгу, родным, близким, за всё дорогое, что связано с понятием «отчий дом», апогеем которой стала Полтавская битва.
Кочубей, Мария и Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории.
Пушкин в поэме так описывает обстановку времени Петра:
Была то смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. Суровый был в науке славы Ей дан учитель: не один Урок нежданный и кровавый Задал ей шведский паладин. Но в искушеньях долгой кары Перетерпев судеб удары Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат... [13, с. 92]. Думы Пушкина о русской истории определили и название поэмы. Он назвал её не
«Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним из самых важных и счастливых событий в царствование Петра Великого. Пушкин сумел придать поэме «Полтава» черты глубокой народности в содержании и стиле. Пётр Великий неотделим от своих дружин:
И он промчался пред полками, Могуч и радостен как бой. Он поле пожирал очами. За ним во след неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова -В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны: И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный, Полудержавный властелин... [13, с. 119-120]. В этой битве Пётр I показан во всём своём величии. Он борется за свой народ, свою Россию, своё государство. Силы тогда были неравны, захватчик был опытен и искушён в боях, но Пётр вступил с ним в бой, зная о том, что в случае поражения их ждёт участь покорённых, неволя, рабство, падение, унижение. Он полон отваги, «могуч и радостен, как бой», бой за независимость, свободу, достойную жизнь. И народ, вдохновлённый его мужеством, большим и высоким в отстаивании Отечества, смело идёт за ним. Возвеличивая подвиг, мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских - шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе, отстаивая свободу Отечества. И победа пришла благодаря мужеству и отваге воинов во главе с Петром Великим. Автор восхищается благородством Петра на пиру в честь славной победы:
1. (.»МНЯ!
И
> \
Разворот книги А. С. Пушкина «Полтава». Государственное издательство художественной литературы, Москва -Ленинград, 1949 г. Иллюстрации В. А. Серова
Пирует Пётр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает [13, с. 122]. Мазепу же Пушкин называет врагом России и Петра, изменником и Иудой, чьё место на плахе. Мазепа, потерпев поражение, бежит с поля боя вместе с королём. Автор здесь показывает ещё одно поражение Иуды, сталкивая в финальной сцене Мазепу с обезумевшей Марией, прекрасной дочерью Кочубея, которая так любила его и видела в нём совсем другого человека. Он погубил её, и автор называет его «святой невинности губитель».
Однако в своей трагедии она прозрела, увидела его истинную сущность и говорит ему: Я принимала за другого Тебя, старик. Оставь меня. Ты безобразен. Он прекрасен: В его глазах блестит любовь, В его речах такая нега! Его усы белее снега, А на твоих застыла кровь!.. [13, с. 124]. Пушкин говорит в этом произведении о пагубной сущности предательства, измены. «Святой невинности губитель» погубил не только Марию, её родных, отца, мать, но и всех, кто любил её. Мазепа пытался покорить русский народ с помощью врагов России, изменой, хитростью, коварством, реализовать собственные честолюбивые планы и воздвигнуть себя на трон. Здесь автор показывает силу, неодолимую мощь таких понятий как верность долгу, чести и совести, своим родным, близким, своему Отечеству. Всё это лежит в основе побед, одержанных нашим народом в прошедших войнах над врагом, несмотря на всю силу его и коварство. Известно, что историю не обманешь: в памяти людской остаётся лишь доброе, светлое, высокое, а тёмное, низкое и подлое не оставляет и следа.
Мазепа забыт, Мария канула в безвестность, «её страданья, её судьба непроницаемою тьмою от нас сокрыты». А Петра Первого, великого царя государства российского, народ до сих пор славит как героя Полтавы, отстоявшего своё Отечество и тем самым воздвигнувшего огромный памятник себе. Не потому ли Пушкин назвал свое произведение именно «Полтава».
Таким образом, в творчестве А. С. Пушкина наиболее полно и ярко раскрывается образ Петра Великого,
как великого реформатора, преобразователя душ и сердец людских, основателя государства российского, который смог использовать мощные потенциальные силы народов своей огромной страны, поддержать и реализовать способности, возможности её сынов, открывая им дорогу к знаниям, наукам, и направить на решение громадных политических и государственных задач по развитию, преобразованию и укреплению могущества России.
Список литературы:
1. Сафронов, Ф. Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII - середине XIX века / Ф. Г. Сафронов. - М. : Наука, 1978. - 258 с.
2. Иванов, В. Н. Историческая мысль России XVIII -середины XIX в. о народах Северо-Востока Азии / В. Н. Иванов. - М. : Наука, 1989. - 242 с.
3. Иванов, В. Н. Русские учёные о народах северо-востока Азии (XVII - начало XX в.) / В. Н. Иванов. -Якутск: Кн. изд-во, 1978. - 320 с.
4. Иванов, В. Ф. Русские письменные источники по истории Якутии XVIII - начала XIX в. / В. Ф. Иванов. -Новосибирск : Наука, 1991. - 209 с.
5. Мостахов, С. Е. Русские путешественники-исследователи Якутии (XVII - нач. XX в.) / С. Е. Мос-тахов. - Якутск: Кн. изд-во, 1982. - 191 с.
6. Башарин, Г. П. История аграрных отношений в Якутии : в 2-х т. / Г. П. Башарин. - М. : Феория, 2003. -Т. 1.
7. Ширина, Д. А. Летопись экспедиций Академии наук на северо-востоке Азии в дореволюционный пе-риод/Д. А. Ширина. - Новосибирск: Наука, 1983. - 137 с.
8. Ширина, Д. А. Петербургская академия наук и Северо-Восток.1725-1917 гг. /Д. А. Ширина. - Новосибирск : Наука, 1994. - 272 с.
9. Шишигин, Е. С. Распространение христианства в Якутии / Е. С. Шишигин. - Якутск : Кн. изд-во, 1991. - 116 с.
10. Пушкин, А. С. : собрание сочинений в 10 томах. Том 2 : стихотворения / А. С. Пушкин. - М. : ГИХЛ, 1959-1962. - 799 с.
11. Пушкин, А. С. Капитанская дочка : проза / А. С. Пушкин. - Москва : Художественная литература, 1984. - 288 с.
12. Белинский, В. Г. : собрание сочинений / В. Г. Белинский. - Москва : Художественная литература, 1979. - Т. 4. - 654 с.
13. Пушкин, А. С. : сочинения в трёх томах / А. С. Пушкин. - Москва: Художественная литература, 1986. - Т. 2. - 527 с.