Научная статья на тему 'Эпоха Герье'

Эпоха Герье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
В.И. ГЕРЬЕ / МВЖК / МГПИ ИМ. В.И. ЛЕНИНА / МПГУ / XIX В / ВЫСШЕЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / ИСТОРИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ / V.I. GUERRIER / MOSCOW HIGHER WOMEN'S COURSES / MOSCOW STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE / MOSCOW STATE UNIVERSITY OF EDUCATION / 19TH CENTURY / HIGHER EDUCATION FOR WOMEN / PEDAGOGICAL EDUCATION / FUNDAMENTAL APPROACH IN EDUCATION / TRAINING PROGRAMS / HISTORY / LITERATURE / PHILOSOPHY OF HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Людмила Александровна, Лазарева Елена Юрьевна

В статье прослежено развитие педагогических и научных идей В.И. Герье, его деятельность по созданию в России первого университета для женщин. Акцентированы идеи Герье, которые легли в основу высшего педагогического образования. В их числе построение особых программ подготовки на основе сочетания научного и практического компонентов. Рассмотрена роль гуманитарной составляющей в структуре базового блока дисциплин подготовки педагогов. Подчеркнута плодотворность сочетания частной инициативы с государственно-общественным партнерством в развитии образования. Показано влияние научной и преподавательской деятельности В.И. Герье и его учеников на формирование научных школ МПГУ и традиций университетской подготовки педагогов. В качестве примера приведена научная школа кафедры русской литературы, исследующая проблемы исторического сознания в литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Людмила Александровна, Лазарева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guerrier epoch

The paper analyzes the development of pedagogical and scientific ideas of V.I. Guerrier his work on creating the first university for women in Russia. Guerrier’s ideas became a basis of higher pedagogical education and among them is formation of special educational programs based on combining scientific and practical components. The article considers distinctive function of humanitarian component in the structure of basic part of discipline of educational process for teachers. The perspective of combination of personal initiative with partnership of state and society is noted. The article defines the influence of scientific and teaching activities of V.I. Guerrier and his students on the formation of scientific schools and traditions of university training of teachers The scientific school formed at the Russian literature Department that studies problems of historical consciousness in literature is being regarded as an example.

Текст научной работы на тему «Эпоха Герье»

1УДК 378.4

ББК 74.489.3(2-2Мос)6 ЭПОХА ГЕРЬЕ

Л. А. Трубина, Е. Ю. Лазарева

Аннотация. В статье прослежено развитие педагогических и научных идей В. И. Герье, его деятельность по созданию в России первого университета для женщин. Акцентированы идеи Герье, которые легли в основу высшего педагогического образования. В их числе - построение особых программ подготовки на основе сочетания научного и практического компонентов. Рассмотрена роль гуманитарной составляющей в структуре базового блока дисциплин подготовки педагогов. Подчеркнута плодотворность сочетания частной инициативы с государственно-общественным партнерством в развитии образования. Показано влияние научной и преподавательской деятельности В. И. Герье и его учеников на формирование научных школ МПГУ и традиций университетской подготовки педагогов. В качестве примера приведена научная школа кафедры русской литературы, исследующая проблемы исторического сознания в литературе.

Ключевые слова: В. И. Герье, МВЖК, МГПИ им. В. И. Ленина, МПГУ, XIX в., высшее женское образование, педагогическое образование, фундаментальность подготовки, программы обучения, история, литература, философия истории.

GUERRIER EPOCH

L. A. Trubina, E. Yu. Lazareva

Abstract. The paper analyzes the development of pedagogical and scientific ideas of V. I. Guerrier his work on creating the first university for women in Russia. Guerrier's ideas became a basis of higher pedagogical education and among them is formation of special educational programs based on combining scientific and practical components. The article considers distinctive function of humanitarian component in the structure of basic part of discipline of educational process for teachers. The perspective of combination of personal initiative with partnership of state and society is noted. The article defines the influence of scientific and teaching activities of V. I. Guerrier and his students on the formation of scientific schools and traditions of university training of teachers The scientific school formed at the Russian literature Department that studies problems of historical consciousness in literature is being regarded as an example.

Keywords: V. I. Guerrier, Moscow higher women's courses, Moscow State Pedagogical Institute, Moscow State University of Education, 19th century, higher education for women, pedagogical education, fundamental approach in education, training programs, history, literature, philosophy of history.

я -летие Московского педагоги-I [^ческого государственного уни-Л. Л. верситета, которое отмечается 1 ноября 2017 г., совпало со 180-й годовщиной со дня рождения Владимира Ивановича Герье (1837-1919).

Мы почитаем В. И. Герье прежде всего как основателя Московских высших женских курсов, давших жизнь нашему университету. Но вряд ли сам историк-медиевист, профессор Московского университета В. И. Герье мог предположить, сколь значимыми будут послед-

ствия его частной инициативы об открытии высшего учебного заведения для женщин. Созданием Московских высших женских курсов был заложен фундамент высшего педагогического образования в России.

Для открытия МВЖК существовали объективные предпосылки. Необходимость высшего женского образования была осознана в обществе еще в конце 1850-х гг. Первыми попытками решить этот вопрос стало посещение девушками в качестве вольнослушательниц Петербургского университета, Петербургской медико-хи-

рургической академии и Московского университета. Однако циркуляр Министерства народного просвещения от 1863 г. прямо запрещал допускать «особ женского пола» к посещению университетских лекций. Созданные же в конце 1860 - начале 1870-х гг. в Петербурге и в Москве женские курсы (Аларчинские (1869), Лубянские (1869), Владимирские (1870), позже -Тихомировские (1872)) были направлены на ограниченные цели обучения слушательниц в объеме программы мужских гимназий [1, с. 3].

В то же время инициатива столичных (пе-тербуржских) и московских девушек об открытии высшего женского ученого заведения расширялась. Но для организации такого сложного и новаторского во всех смыслах проекта, как первый в России университет для обучения женщин, понадобилось еще несколько лет и фигура лидера. Этим лидером суждено было стать Владимиру Ивановичу Герье.

Интересно проследить, как Герье пришел к идее высшего женского образования. Эта мысль возникла у Владимира Ивановича еще в студенческие годы, когда девушки стали появляться на университетских лекциях. Во время работы в частном женском пансионе госпожи Брок Герье укрепился в своей позиции благодаря наблюдениям за тем интересом к науке, который проявляли его ученицы. К концу 1860-х гг. у В. И. Герье, по его воспоминаниям, «назрело твердое убеждение» «содействовать высшему образованию русских девушек» [1, с. 13].

Инициатива создания женского университета была революционной по самой своей сути и противоречила традиционным устоям русской жизни. Женщины в России не имели равных прав с мужчинами во всех областях, в том числе в образовании, в связи с чем девушки, стремящиеся его получить, вынуждены были выезжать за рубеж. При этом во время обучения они нередко испытывали воздействие либеральных идей и способствовали дальнейшей революционализации российского общества.

Герье видел в женщине «почетного члена общества», «мать и воспитательницу граждан» и считал, что для благополучного развития государства и общества женское образование не должно заключать в себе зерно социального протеста. Для него женское образование было не данью моде, не результатом борьбы за ра-

венство между мужчинами и женщинами. В. И. Герье осознавал особую роль женщины, в руках которой «находится все воспитание молодых поколений. От образования женщин зависит умственная атмосфера семьи и дома, и потому поднятие женского образования есть условие для дальнейшего развития всего общества» [2]. Будучи убежденным, что «личный труд есть великое условие и главный рычаг человеческой культуры» [2], В. И. Герье считал преподавание наиболее важной сферой применения женского труда.

В. И. Герье был убежден в необходимости построения специальной программы обучения будущих учительниц, отличной от университетской, которая была ориентирована на подготовку деятелей науки. «Современной женщине прежде всего необходимо более основательное и обширное общее образование - а этого она не найдет в университете» [3, с. 693], - отмечал Герье. Для него принципиальным было не только и не столько приобретение женщинами профессии, сколько всестороннее их развитие и просвещение. По мнению Герье, современная образованная девушка должна была изменить общество в сторону укрепления и развития нравственности. «Женское образование рассматривалось Герье как очередная ступень общего нравственного совершенствования христианской цивилизации, закономерный этап духовного прогресса человечества» [4, с. 22], - отмечают современные исследователи.

Исходя из этого понимания, В. И. Герье выступил с инициативой о создании в Москве женского университета. Обращаясь к попечителю Московского учебного округа князю П. А. Ширинскому-Шихматову с докладной запиской о целесообразности открытия высшего женского учебного заведения, Герье писал, что целью курсов будет не подготовка «ученых женщин по специальным предметам», а повышение «общего уровня образования» и развитие девушек «по определенной, строго обдуманной системе» [2], в основе которой - подготовка женщин к педагогической деятельности.

Поддерживая ходатайство Герье об открытии курсов, руководство Московского учебного округа увидело в них источник подготовки учительских кадров. По утверждению В. И. Герье, само название МВЖК было предложено

Ширинским-Шихматовым. Оно должно было подчеркнуть отличие нового учебного заведения от других курсов, обозначив университетский характер обучения.

6 мая 1872 г. Д. А. Толстой, министр народного просвещения, утвердил Положение о Московских высших женских курсах и разрешил их открытие, наложив ставшую знаменитой резолюцию «Утверждаю, в виде опыта, на четыре года». Знаменитой - потому что детищу В. И. Герье исполняется 145 лет, а значит, эксперимент удался.

Такая резолюция была наложена по просьбе самого В. И. Герье, что часто трактуется как подтверждение его неуверенности в успешности затеваемого предприятия. Однако сомнения Герье в жизнеспособности нового учреждения были связаны не с самой идеей высшего женского образования, а с тем, что создание МВЖК было, по сути, его частной инициативой и только на нем лежала разработка принципов работы курсов, подготовка программы обучения, подбор преподавателей, ведение бюджета, поиски и наем учебных помещений, взаимоотношения со слушательницами и администрацией - словом, вся полнота моральной и материальной ответственности за новое дело.

Сложным был вопрос финансирования деятельности курсов. Будучи частным предприятием, курсы не получали материальной поддержки со стороны государства. Бюджет складывался из оплаты за обучение (50 руб. в год), что соответствовало оплате за обучение в университетах, и добровольных частных и общественных взносов. Если учесть, что средняя зарплата работников фабрик и заводов и служащих младших чинов в конце XIX в. составляла около 24 руб., плата за обучение на курсах была достаточно высокой.

В среду 1 ноября 1872 г. в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке состоялось торжественное открытие МВЖК, получивших в обществе название «курсы Герье».

Социальный состав первых курсисток был весьма разнородным, среди них были девушки дворянского и купеческого происхождения, дочери чиновников и мещан. Желающие посещать Высшие женские курсы могли быть слушательницами (то есть были обязаны посещать все «обязательные предметы, писать сочине-

ния на заданные темы, отвечать на вопросы <...> и наконец подвергнуться выпускному экзамену» [2]) и вольнослушательницами. Всего к занятиям приступили 59 девушек - 32 слушательницы и 27 вольнослушательниц. На фоне этих цифр особенно впечатляет факт строительства на Пироговке в начале ХХ в. Аудиторного корпуса - специально построенного для образовательных целей величественного здания, которое стало узнаваемым всеми символом МВЖК - МГПИ - МПГУ.

С первых лет своей работы МВЖК завоевали в России большой авторитет. На курсы стремились поступить девушки из различных городов. В первый год иногородних слушательниц было немного, однако со временем их доля составила 50%. Понимая это, В. И. Герье заботился об устройстве быта для курсисток, занимался вопросами организации общежития. И сегодня федеральный вуз - Московский педагогический государственный университет - притягивает к себе молодых людей из разных регионов России и зарубежных стран, стремящихся получить качественное образование именно в нашем университете.

Любопытный факт: усилиями В. И. Герье в 1904 г. в левом крыле доходного дома Ильи Пи-гита, расположенного по адресу Садовая 302-бис, дом № 10, было открыто общежитие, в котором проживали курсистки МВЖК. Одно из помещений общежития, занимавшего весь подъезд № 6 в доме, позже стало «нехорошей» квартирой № 50, где с 1921 г. по 1924 г. жил и писал М. А. Булгаков, а позже происходили события его романа «Мастер и Маргарита». На МВЖК, как известно, училась сестра Булгакова.

Герье всячески содействовал распространению высшего образования среди девушек средних слоев общества. В связи с тем, что с курсисток взималась высокая плата за обучение и это делало невозможным поступление на них многих девушек, он учредил пособие для десяти слушательниц «недостаточного состояния». В дальнейшем число курсисток, которые получили право бесплатного обучения, увеличивалось, и к 1883 г. их было сорок шесть.

Частная инициатива В. И. Герье вскоре получила значительную общественную поддержку, в первую очередь, благодаря высокому уровню преподавания.

Занятия на курсах проходили с 15 сентября по 1 мая. На лекции набиралось такое количество слушателей, что не хватало стульев. Программа обучения была составлена на основе методического опыта, накопленного выдающимися учеными Московского университета. Основным был цикл исторических и филологических дисциплин: русская литература, всеобщая литература, практические упражнения по русскому языку и литературе, русская история, всеобщая история, история цивилизации, практические упражнения по истории. К обязательным дисциплинам относились также космография, физика и математика. Эта идея выделения базовых, общих для подготовки всех педагогов дисциплин реализуется и сегодня в учебных планах высших учебных заведений.

Университетский уровень подготовки выпускниц обеспечивался и составом преподавателей, многие из которых составили цвет и славу отечественной науки.

В. И. Герье пригласил читать курс русской истории В. О. Ключевского, по его собственным словам, «симпатичного и талантливого ученика С. М. Соловьева». На долю курсисток выпало счастье слушать уникальные курсы всеобщей истории С. Ф. Фортунатова, П. Г. Виноградова, М. С. Корелина и самого В. И. Герье.

Преподавательскую деятельность на курсах вел и сам Герье, при этом он относился к ней как к высокому служению. При всей своей административной занятости он тщательно готовился к своим занятиям. Однако как преподавателю Владимиру Ивановичу не суждено было снискать популярности среди курсисток. Его упрекали в излишней строгости, сухости и холодности, при этом отмечая огромную пользу, которую приносили его семинарии. Ученики не всегда любят требовательных преподавателей, но повзрослев, неизменно благодарны им за усвоенные уроки...

Не менее выдающимся по составу преподавателей был цикл филологических дисциплин. Классическую литературу читал историк западноевропейской литературы, председатель общества русской словесности Н. И. Стороженко, всеобщую литературу - А. А. Шахов. Курсы русской литературы и истории русского языка вели Н. С. Тихонравов, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер. На курсах преподавали Ф. И. Буслаев и

A. Н. Шварц. Философские дисциплины вел Вл. Соловьев, а естественнонаучные - Ю. Ф. Виппер, Ф. А. Бредихин, А. Г. Столетов, Д. Н. Анучин. Традиция привлечения в университет лучших научных и педагогических кадров, заложенная

B. И. Герье, продолжалась на всех этапах истории вуза. Много позже профессор МГПИ им. В. И. Ленина - МПГУ А. В. Терновский отдал дань уважения преподавателям нашего вуза:

Какие люди нас учили,

Питали пламенем своим!

Они ушли, они почили,

Но мы их помним, мы их чтим.

Чтобы добиться для выпускниц МВЖК права на получение учительского звания, Герье разрабатывает новый Устав курсов, который предусматривал увеличение количества специальных дисциплин (иностранные и древние языки, право, ботаника, зоология, химия и т. д.), а также изучение педагогики, дидактики и методики преподавания отдельных предметов. Таким образом складывалось понимание фундаментальности педагогического образования, заключающейся в гармоничном сочетании теоретического изучения наук и практически значимых дисциплин с получением навыков деятельности учителя.

В 1884 г. в России под влиянием роста революционного движения была фактически уничтожена автономия университетов. Запрещались любые студенческие организации. При поступлении в вузы стал требоваться положительный отзыв «об образе мыслей», а для поступления на Высшие женские курсы было необходимо согласие родителей и свидетельство полиции о благонадежности. Между тем активно развивалось студенческое движение. В 1886 г. на МВЖК стала распространяться прокламация «От женского революционного кружка», содержавшая призыв к протесту и призывающая всех «стать под давно поднятое знамя русской революции».

С целью «улучшения постановки женского образования в Империи» была создана особая комиссия при Министерстве народного просвещения, которая в 1886 г. распорядилась о прекращении приема и закрытии МВЖК. Все обращения Герье по инстанциям остались без положительных ответов. Весной 1888 г. был

произведен, казалось, последний выпуск. Торжественное заседание, на которое собрались профессора, слушательницы и выпускницы прошлых лет, было проникнуто грустью. Обращаясь к Герье, в тот вечер В. О. Ключевский сказал: «Вы были первый русский педагог, который отнесся с полным доверием к уму русской женщины, признал, что он безопасно может подняться на высоту высшего образования, на которой и у мужчины нередко кружится голова. Вы сделали даже больше того: <...> Вы решились помочь ей самой уверовать в свой ум, в свою способность к высшему образованию <...> а мы, Ваши посильные сотрудники, навсегда останемся благодарны Вам за то, что Вы дали нам возможность стать в число первых слуг этому доброму делу, чем мы всегда будем гордиться» [5, с. 179].

В последующие годы В. И. Герье неоднократно предпринимал попытки получить разрешение на возобновление деятельности курсов. Добиться этого ему удалось лишь через 12 лет.

Но и в период закрытия МВЖК Герье продолжал дело образования русских девушек. Используя официальное разрешение Министерства народного просвещения на чтение публичных лекций, профессора МВЖК и Московского университета организовали чтение в Политехническом музее публичных лекций для женщин. Параллельно с 1889 г. при Московском «Обществе воспитательниц и учительниц» начали работать вечерние «коллективные уроки», на которых продолжали свою работу С. А. Чаплыгин, В. И. Вернадский, А. Н. Реформатский и др.

«Коллективные уроки» никаких формальных прав не давали, но число посещавших их слушательниц росло, что подтвердило тягу женщин к образованию. По сути, так продолжалась работа курсов Герье, и в этом была большая заслуга крупнейших русских ученых - энтузиастов высшего женского образования. Однако сам В. И. Герье на «уроках» не преподавал, считая, что «тут не могло быть ни системы, ни научного духа» [цит. по: 6, с. 30]. Такая «вольность» «уроков» способствовала распространению среди слушательниц либеральных революционных идей, что еще более тревожило московские власти, чем прежние Женские курсы. Выбирая из двух зол меньшее, в 1898 г. канцелярия попечителя Московского учебного

округа выдвинула проект закрытия «уроков» и возобновления в Москве работы ВЖК.

Московские высшие женские курсы вновь открыли свои двери для слушательниц в 1900 г., получив финансирование в размере 4300 руб. на содержание директора, инспектрисы и ее двух помощниц. Директором МВЖК был назначен В. И. Герье.

Так завершился процесс развития МВЖК из частного предприятия Герье в учебное заведение с государственным участием. С тех пор МВЖК становятся одним из ведущих учебных заведений России по подготовке учительских кадров. Соединение частной инициативы с государственным и общественным партнерством и сегодня представляется одним из важных инструментов эффективного развития образования, который, надо сказать, до сих пор в должной мере не реализуется.

Значимость возобновления деятельности МВЖК подтвердил наплыв желающих поступить на первый курс: вместо выделенного контингента в 150 человек на обучение было зачислено 276 слушательниц. Высокий конкурс при поступлении в наш вуз стал хорошей традицией, свидетельством востребованности учительской профессии.

15 сентября 1900 г. на МВЖК возобновились занятия. Теперь курсы начали работать на факультетской основе. Историко-филологический факультет возглавил сам В. И. Герье, а физико-математический - профессор Московского университета В. Ф. Давыдовский. В 1906 г. был открыт третий факультет - медицинский.

Преподавательскую деятельность на возобновленных курсах вели ученые с мировым именем С. П. Виноградов, А. Н. Реформатский, В. О. Ключевский, В. Ф. Миллер, В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин, К. Н. Успенский, А. Н. Веселовский.

По официальным данным, к 1 января 1912 г. на всех трех факультетах МВЖК работало 227 профессоров, преподавателей, лекторов, ассистентов. 83 преподавателя имели степень доктора или магистра наук. Многие из них заложили основы современных научных школ университета и традиции фундаментальной университетской подготовки педагогов.

Деятельность В. И. Герье на вновь возобновивших свою работу высших женских курсах

была по-прежнему активна. Он способствовал совершенствованию программы университетского обучения. Но время брало свое. Преклонный возраст Герье и его консервативная позиция, особенно заметная на фоне демократизации жизни высшей школы под влиянием революционного движения, привели к отставке Герье. В 1905 г. Совет профессоров избрал новым директором МВЖК профессора С. А. Чаплыгина. Но В. И. Герье и далее не оставлял свое «любимое детище». Он по-прежнему продолжал поддерживать курсы материально, учредил на свои средства несколько стипендий для курсисток.

В. И. Герье был не просто основателем, высоко просвещенным руководителем первого в стране женского университета. Его предприятие дало толчок к развитию высшего педагогического образования в стране. По аналогии с московскими в 1876 г. были открыты женские курсы в Казани (под руководством профессора Казанского университета Н. В. Сорокина), в 1878 г. были разрешены в законодательном порядке «Бестужевские» Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге и открыты подобные курсы в Киеве, руководил которыми известный философ и педагог С. С. Гогоцкий.

В Московском педагогическом государственном университете, который ведет свое начало от МВЖК, особенно бережно хранят память о В. И. Герье. Памятным бюстом Герье открывается экспозиция музея МПГУ. Ежегодно проводятся международные и всероссийские конференции, посвященные научному, педагогическому и общественному наследию ученого, конкурсы художественных и творческих работ. Сотрудники и студенты университета регулярно проводят работы по благоустройству могилы ученого на Пятницком кладбище.

Научный интерес к личности В. И. Герье в последнее время заметно повысился. По характеристике исследователей деятельности Герье, «его научное наследие сегодня привлекает не только историков, но и филологов, философов, политологов, что, конечно, неслучайно. С учетом того что Герье был причастен к большинству значимых событий истории России рубежа веков, по его архиву, который до сих пор остается недоступным широкому кругу читателей, можно изучить историю российского об-

разования и науки, деятельность Московской городской думы, историю российской благотворительности, идеологию "октябристов" (т. е. либерал-монархизм), работу Государственного совета, то есть, фактически, можно написать историю эпохи Герье. Исследователи отмечают ключевую роль Герье в процессе формирования науки всеобщей истории в России, в систематизации преподавания всеобщей истории в Московском университете» [4, с.16].

Нашли свое продолжение не только просветительские идеалы В. И. Герье. Большое значение для науки имеет научная концепция Ге-рье-историка, предполагающая тесную взаимосвязь отечественной истории и словесности.

Тезисы этой теории Герье озвучил в своей вступительной лекции 1 ноября 1872 г. - в день торжественного открытия МВЖК: «Человек есть существо духовное, потому он имеет историю, потому имеет и цивилизацию. Наше теперешнее развитие есть плод духовной жизни предшествующих веков. Кто хочет понять современную цивилизацию, кто хочет понять свою собственную жизнь, дать себе отчет в своих понятиях, убеждениях и вкусах, кто не хочет быть игрушкой различных случайных направлений и влияний, тот должен обратиться к изучению духовной деятельности человечества» [2]. Отмечено, что «в духовной деятельности человека Герье выделял три сферы: историю, слово и искусство. Он был убежден в их нераздельной связи. История дает возможность понять дух эпохи или народа», филология - дает «инструмент для критики источников и анализа памятников». Искусство «нравственно возвышает и совершенствует личность самого исследователя, не позволяет занижать исторический контекст и давать слишком низкие вульгарные трактовки исторических событий» [4, с. 20].

В. И. Герье рассматривал всеобщую историю как процесс духовной модернизации, просвещения человечества, полагая, что основа единства всеобщей истории - не мифические объективные законы общественного развития, а единая нравственная природа человеческого рода. Отдавая дань фактологии и исторической документации, Герье отмечал, что «нельзя пренебрегать источником исторических идей, широких взглядов и глубокого понимания истории - философией истории» [7]. Самое же глав-

ное в работе историка, по мнению Герье, то, что он не может ограничиться работой над материалом, но должен к этому приложить воспитание самого себя: «Только многосторонняя и чуткая ко всем благородным потребностям человечества натура способна понять историю с ее разнообразными целями, и только глубоко нравственная и художественно развитая личность достойна истолковывать и объяснять величественные образы прошедшего» [8, с. 113].

Обращаясь к своим первым слушательницам в 1872 г., Герье отмечал: «Не ряд публичных лекций имели мы в виду, не собрать случайную публику, но нечто цельное, проникнутое одной мыслью и составленное по стройному плану» [2]. Понятия цельность, планомерность, единый замысел в данном контексте соотносятся не только с организацией курсов, но с пониманием В. И. Герье всеобщей истории как процесса нравственного совершенствования человечества. Именно поэтому всеобщая история у Герье не просто одна из дисциплин, но основание гуманитарного знания как такового, формирующее представление о единстве всех людей, их общей исторической судьбе и ответственности за все происходящее.

Взгляд на прошлое с точки зрения меняющегося настоящего и перспектив будущего стал отправной точкой формирования научной школы исследования исторического сознания и проблем историософии. Именно В. И. Герье, В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, М. С. Корелин, Е. Н. Щепкин, их ученики - профессора «московской школы историков» - заложили традиции философского отношения к истории и историософского - к литературе.

Эти традиции исследования широкого круга проблем взаимодействия литературы и публицистики с историей и философией были возобновлены в конце 1980-х - начале 1990-х гг. именно в МПГУ. Историософская проблематика русской литературы ХХ в. на системной основе начала изучаться на кафедре советской литературы филологического факультета и в настоящее время является одним из основных направлений исследований ученых объединенной кафедры русской литературы. Работы ученых-филологов МПГУ ввели в широкий научный оборот понятия исторического сознания в литературе и историософского текста, со-

борности и идеала как философско-эстетиче-ских категорий, основы междисциплинарного инструментария литературоведческого исследования [см.: 9-11 и др.].

Вклад В. И. Герье в российскую культуру сложно переоценить. Его педагогические идеи нашли поддержку и развитие в деятельности созданного им университета, научные идеи стимулировали открытия историков, философов, филологов. «Женские курсы» прошли 145-летний путь подготовки педагогов, став первым педагогическим университетом России.

В своих мемуарах В. И. Герье выразил уверенность, что «никогда не забудутся те, кто способствовал основанию первого Женского Университета в России» [1, с. 75]. Это утверждение справедливо прежде всего по отношению к самому Владимиру Ивановичу Герье.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспоминания В. И. Герье. Гл. III. Возникновение Высших Женских Курсов» // Владимир Иванович Герье и Московские Высшие Женские Курсы: мемуары и документы. -М., 1997.

2. Положение о высших женских курсах в Москве и речи произнесенные при открытии курсов 1 ноября 1872 года профессорами московского университета Св. А. М. Иванцо-вым-Платоновым, С. М. Соловьевым и В. И. Герье. - М.: Ун-тская тип., 1872.

3. Герье В. И. Теории и практика женского образования // Вестник Европы. - 1877. - № 4.

4. Бражников И. Л. В. И. Герье и московская школа историков (подходы к преподаванию истории и словесности на Московских Высших Женских Курсах) // Современные подходы к изучению и преподаванию русской литературы и журналистики XX - XXI веков: материалы XVII Шешуковских чтений / под ред. Л. А. Трубиной. - М.: МПГУ-Прометей, 2012.

5. Ключевский В. О. Неопубликованные произведения. - М., 1983.

6. Московский педагогический государственный университет. 125 лет / В. В. Москвин, А. В. Баранов, З. Г. Дайч [и др.]. - М.: Флинта, 1997.

7. Герье В. И. Философия истории от Августина до Гегеля. - Изд. 2-е. - М.: ЛЕНАНД,

2015. - (Из наследия мировой философской мысли: история философии).

8. Герье В. И. Очерк развития исторической науки. - М., 1865.

9. Трубима Л. А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: типология и поэтика: дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1999.

10. Славина В. А. Проблема идеала в русской литературе, критике, публицистике первой половины ХХ века: дис. ... д-ра филол. наук. -М., 2005.

11. Бражников И. Л. Историософский текст русской революции в художественной литературе и публицистике ХХ века: дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2012.

REFERENCES

1. Vospominaniya V. I. Guerrier. Ch. III. Voznikno-venie Vysshikh Zhenskikh Kursov. In: Vladimir Ivanovich Guerrier i Moskovskie Vysshie Zhen-skie Kursy: memuary i dokumenty. Moscow, 1997.

2. Polozhenie o vysshikh zhenskikh kursakh v Moskve i rechi proiznesennye pri otkrytii kur-sov 1 noyabrya 1872 goda professorami mos-kovskogo universiteta Sv. A. M. Ivantsovym-Platonovym, S. M. Solovyevym i V. I. Guerrier. Moscow: Un-tskaya tip., 1872.

3. Guerrier V. I. Teorii i praktika zhenskogo obra-zovaniya. Vestnik Evropy. 1877, No. 4.

4. Brazhnikov I. L. V. I. Guerrier i moskovskaya shkola istorikov (podkhody k prepodavaniyu is-torii i slovesnosti na Moskovskikh Vysshikh Zhenskikh Kursakh). In: Trubina L. A. (ed.)

Sovremennye podkhody k izucheniyu i prepodavaniyu russkoy literatury i zhurnalistiki XX -XXI vekov: materialy XVII Sheshukovskikh chteniy. Moscow: MPGU-Prometey, 2012.

5. Klyuchevskiy V. O. Neopublikovannye proizve-deniya. Moscow, 1983.

6. Moskvin V. V., Baranov A. V., Daych Z. G. (et al.) Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstven-nyy universitet. 125 let. Moscow: Flinta, 1997.

7. Guerrier V. I. Filosofiya istorii ot Avgustin do Hegel. Moscow: LENAND, 2015. (Iz naslediya mirovoy filosofskoy mysli: istoriya filosofii).

8. Guerrier V. I. Ocherk razvitiya istoricheskoy nauki. Moscow, 1865.

9. Trubina L. A. Istoricheskoe soznanie v russkoy literature pervoy treti XX veka: tipologiya i po-etika. ScD disseration (Philology). Moscow, 1999.

10. Slavina V. A. Problema ideala v russkoy literature, kritike, publitsistike pervoy poloviny XX veka. ScD disseration (Philology). Moscow, 2005.

11. Brazhnikov I. L. Istoriosofskiy tekst russkoy revolyutsii v khudozhestvennoy literature i pub-litsistike XX veka. ScD disseration (Philology). Moscow, 2012.

Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы Института филологии, проректор Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Trubina Lyudmila A., ScD in Philology, Professor, Chairperson, Russian literature Department, Institute of Philology , Vice-Rector, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]

Лазарева Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Lazareva Elena Yu., PhD in Philology, Associate professor, Russian literature Department, Moscow State University of Education

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.