ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 15 (19) 2010
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 15 (19) 2010
УДК 37 (09)
историк, ПЕДАГОГ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ГЕРЬЕ
© В. А. ВЛАСОВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра отечественной истории e-mail: [email protected]
Власов В. А. - Историк, педагог и общественный деятель Владимир Иванович Герье // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 15 (19). С. 68-74. - В статье рассматривается научная и общественная деятельность крупного историка, создавшего систему исторического образования в Московском университете, известного педагога, воспитавшего плеяду талантливых учеников, инициатора создания Московских высших женских курсов, Исторического общества и различных видов социальной помощи.
Ключевые слова: Московский университет, всеобщая история, педагог, ученый, высшие женские курсы.
Vlasov V. A. - Historian, pedagogue and statesman Vladimir Ivanovich Guerrier // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 15 (19). P. 68-74. - The article is dedicated to the social and scientific activity of the prominent historian, pedagogue V. I. Guerrier who founded the system of the historical science at Moscow University, brought up the Higher Women’s courses, Historical Society and different kinds of social assistance.
Key words: Moscow University, universal history, pedagogue, scientist, Higher Women’s courses.
Современные исследователи отмечают удивительную противоречивость оценок В. И. Герье в воспоминаниях современников и в историографических работах. С одной стороны, суровый, резкий, капризный и язвительный человек, обладавший тяжелым характером, недостатком такта, пренебрежением к окружающим, а с другой, этот человек сумел воспитать целую плеяду талантливых учеников, внести значительный вклад в развитие исторической науки в России, создать стройную систему исторического образования в Московском университете, положить начало высшему женскому образованию, стать инициатором создания различных видов социальной помощи в России [1].
Его предки были мигрантами в нескольких поколениях. По отцовской линии род происходил из Южной Франции, откуда предки В. И. Герье - протестанты бежали в XVII в., опасаясь религиозных преследований. В начале 1830-х годов его отец Иоганн (Иван Иванович) приехал в Россию из Гамбурга, занялся изучением сельского хозяйства и стал наниматься управляющим в дворянские поместья. В Москве он женился на Екатерине Павловне Бруггер, дочери выходца из германского Шварцвальда, владельца мастерской музыкальных инструментов. Владимир Герье родился 17 мая 1837г. в подмосковном селе Ховрино. Вскоре семья перебралась в село Дашково (Птицы-но) под Орлом, где прошли первые годы жизни будущего ученого. Отец до конца так и не «обрусел»:
письма предпочитал писать по-французски и по-немецки. Первоначальное образование дала Владимиру мама. Оно было столь основательным, что уже в 10 лет мальчик зачитывался «Всеобщей историей» Беккера. В 1844 г. отец умирает, семья переезжает в Москву, где вскоре умирает и мама Екатерина Павловна. В 12 лет Владимир остается круглой сиротой. Его приютил дядя Франц Иванович.
Высшими ценностями для Владимира Герье были нравственные идеалы и духовность. Оставшись сиротой, без средств к существованию, он рассматривал образование как ценность и как средство утвердиться в жизни. Позже В. И. Герье напишет: «Личный труд есть великое условие и главный рычаг человеческой культуры» [2]. В 1845 г. в связи с недостатком средств его принимают бесплатным учеником в приходское училище при евангелическо-лютеранской церкви Петра и Павла. Преподавание велось на русском и немецком языках. Владимир проявляет необыкновенное упорство в овладении знаниями и способности к языкам. Так, чтобы овладеть древнегреческим языком, не входившим в программу обучения, он берет бесплатные уроки у директора училища. Герье до конца жизни как реликвию хранил свои ученические тетради, а также книгу на немецком языке, врученную ему 16 июня 1948 г. с надписью «В награду за успехи и прилежание в школе Петра и Павла» [3]. Аккуратность, педантичность, чувство долга, бережливость и расчетливость -
эти черты личности В. И. Герье видимо были проявлением немецкого национального характера.
В 1849 г. способного ученика по просьбе неизвестных покровителей устраивают бесплатно в один из лучших в Москве пансионов Эннеса. И здесь Владимир проявляет упорство в учебе, дополнительно занимается греческим языком. В 1854 г. он поступает на историко-филологический факультет Московского университета. По его мнению, наука невозможна без нравственных начал. Особую роль в воспитании нравственности Герье отводил истории, которую называл «всенародной школой»: «История представляет собой наиболее воспитательную из наук, т.е. наиболее способную содействовать воспитанию человека и общества» [4]. Развивая эту идею уже в зрелые годы, он отмечал, что «воспитание историей» в средней и высшей школе существенно различается. В первом случае - это нравственное развитие учащихся через усвоение конкретных фактов, во втором - это концептуально-мировоззренческое формирование, воспитание через научное исследование, критический поиск истины. Последнее возможно только в университете. В 1906 г. под редакцией В. И. Герье были изданы «Исторические рассказы для народных чтений в школе». В предисловии к сборнику он сформулировал задачи «элементарного» изучения истории: «История может заставить лучше оценить свое хорошее и относиться с уважением к чужому; она расширяет умственный кругозор и облагораживает прирожденные добрые чувства» [5].
В университете есть возможность сконцентрироваться на развитии ума путем погружения в науку. Преподаватель излагает вопросы методологии исторического исследования, также делается акцент на формировании у студентов навыков самостоятельного приобретения знаний и самостоятельных суждений. «Научное понимание» должно идти через критическое изучение, сравнение и сопоставление, комплексный анализ фактов и явлений. «Задача истории не в том, чтоб обсуждать исторические факты, но чтобы понять их, и всякий понимающий историю поймет лучше и настоящее положение общества» [6]. Именно в университете вследствие полноты знания и зрелости ума должно происходить формирование убеждений.
Жажда знаний, стремление всё изучить, ничего не пропустить привели к тому, что уже на втором курсе студент Герье получил золотую медаль. Он близко знакомится с профессорами римской словесности П. М. леонтьевым, латинской словесности С. д. Шестаковым, истории П. Н. Кудрявцевым, Т. Н. Грановским. Под влиянием С. М. Соловьева Герье готовит студенческую работу «История Пскова», удостоенную золотой медали.
В 1858 г. Герье окончил Московский университет «первым кандидатом» с двумя золотыми медалями и был оставлен при кафедре всеобщей истории для подготовки к магистерскому экзамену. Уже в 1862 г. он защитил магистерскую диссертацию по истории Польши. Занимаясь диссертацией, Герье одновременно подрабатывал, преподавая в первом Московском ка-
детском корпусе и в женском пансионе Брак. В 1860 г.
А. В. Станкевич пригласил молодого человека давать уроки своей племяннице и воспитаннице Авдотье Ивановне Токаревой (которая через семь лет станет его женой). как позже писал Герье, именно в это время «вопрос о содействии высшему женскому образованию русских девушек сделался одним из интересов моей жизни». «Не из отвлеченных соображений о равенстве между женщинами и мужчинами, а из близкого знакомства с потребностью девушек в образовании возникло у меня убеждение в обязанности содействовать этой потребности и желание её удовлетворения», - подчеркивал он [7].
В 1862 г. В. И. Герье отправился в заграничную командировку, которая много дала для становления его как педагога. Он посетил Германию, Францию, Италию, Швейцарию, слушал лекции ведущих европейских ученых в восьми университетах. После возвращения в Россию в 1865 г. Герье начинает читать свои первые лекции в Московском университете, посвященные философскому введению в историю. Свой первый лекционный курс он начал с введения, в котором пытался осмыслить философию истории Гегеля, вступив в спор с одним из ведущих в то время методологических направлений в исторической науке - позитивизмом. Соглашаясь в том, что история должна изучать закономерности в развитии социальных явлений, Герье отвергал позитивистскую интерпретацию идеи исторического закона как повторяющейся связи между явлениями, проявляющейся в истории различных народов. Он обвинял позитивистов в недооценке индивидуального своеобразия в исторических судьбах разных стран, в умалении значения свободного выбора индивидов. Герье считал, что историческая закономерность существует в виде цепи причинно-следственных связей между явлениями, каждое из которых имеет причины в прошлом и оказывает влияние на будущее. Целью исторической науки, по его мнению, является генетический синтез фактов, показ их взаимообусловленности. Герье первый стал вводить в свои курсы такие вспомогательные дисциплины как археология и историческая география.
В центре внимания Герье находились проблемы политического и духовного развития общества, в том числе роль государства как консолидирующего, объединяющего начала общественной жизни. Он продолжил традиции авторов первых систематизированных лекционных курсов по европейской истории XVIII-XIX вв. М. Н. Петрова и В. В. Бауэра. Ге-рье стал первым русским историком, попытавшимся анализировать историю нового времени как единый поступательный процесс развития европейского общества. Будучи противником материалистического понимания истории, отвергая попытки обнаружить в истории некие объективные законы, Герье тем не менее, полагал, что в развитии европейского общества существовала вполне определенная магистральная линия - великий духовный переворот, отказ от корпоративной ограниченности средневековья, торжество национальной идеи.
Идеалистическая методология и либеральная политическая концепция предопределили подход ученого к наиболее важной для него теме - истории Франции XVIII в. Обращение к истории французской революции в рамках университетского образования является заслугой Герье. Революционному опыту Франции он противопоставлял путь преобразований «сверху». для Герье революция стала закономерным итогом распада изжившей себя государственности, гибелью монархической власти, не сумевшей встать во главе нации и противопоставившей себя прогрессу. Революция стала не крахом французского государства, а его возрождением.
Политический пафос концепции Герье очевиден - благословенна та страна, которая сумеет избежать крайностей слепого консерватизма и стихии народного бунта, обретет спокойную уверенность и гордое достоинство сильной и прогрессивной государственной властью [8].
В. И. Герье опубликовал в виде отдельной книги свой специальный курс лекций по историографии [9]. Он стремился определить предмет и методы истории как науки, рассмотреть проблему понимания истории в различные эпохи жизни человечества. Герье выделяет несколько этапов в развитии историографии: дохристианская историческая мысль, средневековое летописание и нравоучительная историография раннего нового времени, «утилизаторское» направление в историографии XVI-XVII вв., философия истории
XVIII века, научная история XIX века [10].
В. И. Герье считал, что в одном курсе нельзя решить всех теоретических проблем науки, поэтому теоретические проблемы должны быть показаны на тех примерах, которые лучше всего подходит для их иллюстрации. В связи с этим в его курсах было достаточно много специальных отклонений. лекций по истории Рима превращалась в курс по источниковедению и методам работы с источником, определял способность студента к самостоятельной работе. Первая часть курса новой истории превращалась в своего рода персональную историю. Историк говорил о значении биографии как жанре исторического исследования, намечал основные подходы к рассмотрению исторических деятелей эпохи Возрождения и Реформации. Вторая часть курса новой истории, посвященная Французской революции, была как бы монографическим исследованием XVIII века в Европе, предпринятом на широком источниковедческом материале.
Начиная преподавательскую деятельность,
В. И. Герье - впервые в России - ввел семинарские занятия по всеобщей истории, выпустив для этого специальную хрестоматию. До него идея тематических семинаров на историко-филологическом факультете уже была отработана филологами. Однако для них семинары являлись лишь инструментом «усиления учебной деятельности» и «контроля за занятиями студентов», в то время как для Герье - своеобразная научная лаборатория. Он был хорошо знаком с семинарами в немецких университетах (где под руководством профессора студенты изучали определенный вид исторических ис-
точников), опыт которых (со своими дополнениями) стремился перенести на русскую почву. Отличительными чертами его семинаров можно назвать систему докладов, дискуссии, рассмотрение не только источниковедческих, но и историографических проблем. Он очень строго подходил к студенческим рефератам, требовал концептуальности изложения, при этом не терпел верхоглядства и политизирования истории. На исключительную ценность семинаров указывали все его ученики и биографы. Даже П. Н. Милюков, очень критически относившийся к Герье, отмечал, что его семинарские занятия «оказали несомненное влияние на нас, научили объективизму в трактовании истории и застраховали от радикального догматизма» [11]. Целью семинара являлась подготовка историка профессионала, владевшего определенными исследовательскими навыками работы с источниками.
Герье писал, что «образ прошедшего... дважды преломляется, во-первых, в свидетельствах, в которых сохранилась память о нем, и, во-вторых, в личности историка, который по этим свидетельствам создает прошедшее». Поэтому правильно понять историю может только творчески развитая личность, имеющая философское образование, позволяющее понимать типичное и вооруженная методом исторической критики, позволяющим работать с источником, но и духовно расти, заниматься совершенствованием: «Историк. не может ограничиться работой над историческим материалом. Он должен присоединить. тщательное воспитание самого себя» [12].
Осенью 1868 г. происходит два важных события в жизни Герье: состоялась его свадьба и проходит диспут докторской диссертации «лейбниц и его век». Через год он первым в России начинает чтение лекций по истории Великой французской революции, теме до этого запрещенной в университетах России [13]. Но затем проявляется явная несправедливость по отношению к молодому, инициативному ученому. Его кандидатура на звание профессора была забаллотирована (как сторонника университетской автономии и устава 1863 г.). Расстроенный Герье уезжает за границу, где участвует в археологических раскопках. В 1870 г. приказом министра народного просвещения Герье был назначен экстраординарным (в обход выборов) профессором Московского университета. Однако он посчитал невозможным продолжить работу, взял отпуск и уехал в двухлетнюю научную командировку за границу.
В 1872 г. начинается новый особый этап в жизни и деятельности В. И. Герье. Руководство Московского учебного округа поддержало ходатайство профессора Герье о целесообразности открытия в Москве высших женских курсов, а министр народного просвещения граф Д. А. Толстой утвердил «Положение о курсах» и разрешил их открытие. Возглавивший Московские высшие женские курсы (МВжк) 35-летний В. И. Ге-рье на их открытии 1 ноября 1872 г. отметил, что от образования женщины, жены, матери зависит умственная атмосфера семьи, и повышение его уровня есть необходимое условие для дальнейшего развития всего общества. Курсы были двухгодичные (с 1876 г.
произошел переход на трехлетнее обучение), к преподаванию были приглашены преимущественно профессора Московского университета, а программа создавалась на основе университетской. Сам Герье читал лекции по всеобщей истории. Этот же курс вели и его ученики М. С. Корелин и П. Г. Виноградов, курс истории России читал выдающийся русский историк В. О. Ключевский. Достаточно представительным по составу лекторов был на курсах блок филологических дисциплин: он включал профессоров Н. И. Стороженко, А. А. Шахова, Н. С. Тихонравова, Л. И. Пашуто, писателя и издателя С. А. Юрьева и других.
В середине 70-х годов в стране возникли студенческие волнения, вызванные новым университетским уставом (одобренным Александром III 23 августа 1884 г.), который заметно ограничивал университетскую автономию. 8 мая 1886 г. Министерство народного просвещения объявило о прекращении приёма на МВжК. Весной 1888 г. был сделан последний выпуск. При закрытии курсов от имени преподавателей
B. О. Ключевский выразил признательность Герье за его вклад в организацию женского образования: «Вы были первый русский педагог, который отнесся с полным доверием к уму российской женщины. Вы решились помочь ей самой уверовать в свой ум, в свою способность к высшему образованию» [14]. После закрытия курсов руководитель МВжК и его многие коллеги читали публичные лекции для женщин в Политехническом музее. В 1900 г. начался новый этап в истории женских курсов в Москве. Они возобновляли свою работу в составе двух отделений: историко-филологического и физико-математического с 4-летним сроком обучения. Менялся статус курсов: из частного учебного заведения они превратились в полугосударс-твенное. Директором курсов был назначен В. И. Герье. «Русские ведомости» сообщали, что «преподавание на курсах предложено профессорам Московского университета, и никто от него не отказался» [15]. В 1900 г. на курсы поступили выпускницы средних учебных заведений из 41 губернии. В 1905 г. разногласия между администрацией курсов и их преподавателями и слушательницами привели к уходу Герье. 29 октября 1905 г. новым директором МВжК был избран профессор
C. А. Чаплыгин.
Сторонник конституционной монархии, Ге-рье немало сил отдавал общественно-политической деятельности. Так, в 1876 г. он был избран гласным Московской городской думы и Московского губернского земства, а затем его полномочия подтверждались новыми выборами вплоть до 1906 года. В течение 30 лет он участвовал в работе 14-ти земских комиссий и возглавлял думскую комиссию «О пользах и нуждах общественных». В этот период он написал ряд статей о способах помощи безработным, создавал проекты помощи обездоленным. В середине 70-х годов он принял активное участие в обсуждении вопроса об университетской реформе, неоднократно выступая в либеральном журнале «Вестник Европы» [16]. Герье считал, что для процветания университетов необходимо соблюдение двух принципов: их почетное и независимое по-
ложение и выбор профессоров Советом. Оба эти принципа предусмотрены уставом 1863 г., поэтому, если он и нуждается в пересмотре, то только чисто реакционного характера. В 1870 - 90-е годы Герье воспринимался общественностью как один из лидеров московской либеральной профессуры. Тогда Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев писал о нем с осуждением как об 2известном московском агитаторе и ораторе» [17]. Под влиянием революционных событий начала XX в. Герье пересмотрел свои выводы на общественное развитие. Активное выступление в печати против революции, неверие в «научный социализм» привели к его конфронтации и с кадетами, среди которых были его бывшие ученики, и со студенческой молодежью. «Стремясь к «разумному» компромиссу между обществом и тогдашним правительством, -писал Ю. В. Готье, - он всю жизнь строгим конституционализмом и, понимая жизнь страны как договор о правах и обязанностях между обществом и правительством, слыл до 1905 года опасным либералом, а после -заядлым черносотенцем. В сущности, он не был ни тем, ни другим, и ни одна из сторон его не понимала» [18].
С 1906 г. В. И. Герье был видным деятелем партии «Союз 17 октября» и находился в окружении таких известных общественных деятелей, как братья Гучковы, Д. Н. Шипов, граф П. Н. Гейден, Л. Н. Бенуа, историк В. И. Сергеевич, адвокат Ф. Н. Плевако, Э. Л. Нобель, братья Рябушинские, глава известной ювелирной фирмы К. Г. Фаберже. Политическая позиция Герье в этот период сводилась к поддержке правительственных начинаний, которые вели к складыванию конституционно-монархического строя. В декабре 1906 г. он был включен в состав Государственного совета, участвовал в 11 его сессиях (февраль 1907 - июнь 1916 гг.). В Госсовете, где сложились три партийные фракции,
В. И. Герье вошел в правительственный «центр», представленный главным образом «октябристами».
Активная общественно-политическая деятельность не мешала В. И. Герье заниматься фундаментальными научными исследованиями. Его сочинения можно условно разделить на несколько групп. К фундаментальным произведениям историка, написанным им на неизученную тему и основанным на первоисточниках, относятся магистерская и докторская диссертации, работы по истории Французской революции, два тома работ по истории католических идей в Средневековье, исследования по развитию исторической науки. Много статей Герье опубликовал в различных журналах по университетскому вопросу, в защиту университетского устава 1863 г., по теории и практике женского образования, по римской истории и т.д. Отдельную группу сочинений составляют литографированные курсы и речи. Преподавательская и общественная деятельность Герье отражена в воспоминаниях современников, в том числе его учеников Н. И. Ка-реева, Ю. В. Готье, А. А. Кизеветтера, В. А. Маклакова, П. Н. Милюкова. Формы и методы научного руководства Герье, его академические отношения со студентами дает возможность представить переписка с учениками П. Г. Виноградовым, Н. И. Кареевым, М. С. Корели-
ным, Р. Ю. Виппером, П. Н. Ардашевым, С. А. Котля-ревским, Е. Н. Щепкиным [19]. Ценным источником являются и воспоминания самого В. И. Герье. Он начал писать мемуары в конце своей жизни - в 1918 -1919 годах. Работа над ними не была завершена. Часть рукописи была опубликована [20].
В 1890 - 1917 гг. он был неизменным участником исторического отдела «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона», основателем и руководителем Исторического общества при Московском университете, что явилось реализацией «потребности в объединении научных сил, посвятивших себя изучению истории и ее преподаванию». Устав Общества был утвержден и подписан министром народного просвещения графом И. Д. Деляновым 27 сентября 1893 г. Целью учреждения Исторического общества являлось: «1. Исследование специальных вопросов в области истории и соприкасающихся с нею наук; 2. Разработка общих вопросов по философии истории и истории культуры и права, в особенности тех, в которых проявляется связь русской истории с историей всеобщей; 3. Обсуждение вопросов, относящихся к преподаванию истории в среднеучебных заведениях и в университетах.
Для достижения этой цели Общество должно было служить средоточением: 1. Для лиц, занимающихся научной разработкой истории, и ближайшим образом для молодых людей, готовящихся к ученым степеням; 2. Для преподавателей истории в Москве и в провинции, поддерживая их связь с наукою, облегчая им возможность следить за ея движением и содействуя им в разрешении педагогических вопросов по их предмету» [21].
Проект устава Общества был написан его инициатором и единственным председателем В. И. Герье [22]. Во время первого публичного заседания Общества, состоявшегося 23 января 1895 г., Герье изложил программу деятельности Общества, где в частности отметил: «Чтобы исполнять свое назначение, историческая наука должна. быть всемирной или всеобщей историей. Это желательно, прежде всего, в интересах. национальной истории» [23]. Каждый отдельный народ, подчеркивал Герье, слагается под влиянием и во взаимодействии с историей других народов. Со временем это взаимодействие лишь возрастает.
В Историческом обществе при Московском университете Герье хотел видеть итог развития исторической науки за время, прошедшее после основания в 1804 г. Общества истории и древностей российских. Каковы были достижения исторической науки должны были показать публичные заседания Общества, главной темой которых, как правило, были доклады о крупных историках университета и рассмотрение историографических проблем, разрабатывающихся в Европе. Значительное количество сообщений делали профессора университета. Так, в 1895 г. с докладом о
А. М. Иванцове-Платонове и С. М. Соловьеве выступали М. С. Корелин, С. Н. Трубецкой, В. О. Ключевский и сам В. И. Герье [24]. Однако в основном выступали молодые ученые-историки, недавно вернувшиеся из заграничных поездок или защитившие магистер-
ские диссертации. Доклады на заседаниях делали и студенты университета - ученики Герье. Предметом обсуждения были проблемы всех разделов истории.
Занятия Общества прекратились в 1904 г. При возобновлении занятий в 1916 г. Герье вновь был переизбран на пост председателя [25]. В целом Историческое общество рассматривалось им как собственное частное предприятие. Поэтому в состав руководящего комитета Общества вошли его ученики и бывшие коллеги по Высшим женским курсам. Благодаря привлеченным Герье финансам Общество смогло выпускать и распространять свои научные труды.
Более полувека В. И. Герье занимался педагогической деятельностью. Он относился к своим профессорским обязанностям как к высокому служебному долгу, был прекрасно подготовленным педагогом, прошедшим школу крупных российских и немецких профессоров, хорошо знавшим новые языки и мастерски владевшим критическим методом анализа источников (исследовав архивные фонды Берлина, Мюнхена, Майнца, Гейдельберга, Парижа, Страсбурга, Рима, Флоренции). Ученики Герье, имеющие возможность сравнивать его лекции с подобными занятиями в европейских университетах, ставили его авторские курсы на очень высокий уровень. Так, Н. И. Кареев отмечал, что после Герье лекции в Сорбонне, «пожалуй, и не лекции в большинстве случаев, а популярные беседы». В связи с этим «Герье был полезен для студентов более других профессоров» [26]. Ю. В. Готье познакомился с Владимиром Ивановичем, когда тому было около 55 лет: «Высокий, худой, с длинным лицом, самой выдающейся чертой которого был длинный и тонкий нос, очень тщательно расчесанной на две стороны окладистой, но не слишком большой бородой, почти без седых волос, одетый всегда в полосатый сюртук, в отличие от других профессоров, носивших еще форманные фраки, он всей своей фигурой напоминал протестантского пастора. .Он читал ровным и негромким голосом, очень литературно и просто» [27]. П. Г. Виноградов подчеркивал, что преподавание Герье «было гуманитарным и просветительным в лучшем смысле этих слов», а вся его деятельность давала ученикам «редкий пример сознательного исполнения гражданского долга» [28].
Занятия Герье были содержательны, студенты литографировали конспекты его лекций. Однако, честно служа русской науке и просвещению, он никогда не был популярен среди студентов. Герье обладал даром выделить в аудитории способных студентов и в своем преподавании ориентироваться именно на них. А к нерадивым студентам был очень суров и непримирим, пытаясь воспитывать «стадо первокурсников-раз-гильдяев». По мнению Ю. В. Готье, он был неспособен понять «нецивилизованную» душу русского студента, ибо «его понимание жизни было пониманием прав и обязанностей», которые наши студенты понимали меньше всего [29]. Воспитав блестящую плеяду историков (Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, М. С. Корелин, Р. Ю. Виппер, С. Ф. Фортунатов, П. Н. Ардашев), он не был близок с учениками. Исключение составлял М. С. Корелин, раннюю смерть которого ученый вос-
принял как личную утрату и продолжал заботиться о его семье.
В. И. Герье своей научной, педагогической и организаторской деятельностью в области высшего образования, городского самоуправления, развития женского образования оказывал значительное влияние на жизнь страны. Высоко оценивая эту деятельность, общественность достаточно широко отмечала юбилейные даты в жизни ученого, педагога и общественного деятеля: 30-летие его ученой деятельности (январь 1892 г.), 40-летие научной и педагогической деятельности (ноябрь 1898 г.), 50-летие «ученой и государственной деятельности великого историка» (июль 1910 г.), 75-летие со дня рождения (май 1912 г.). В 1892 г. Ге-рье был вручен адрес, подписанный бывшими учениками (более 130-ти), ему поступило более 60 телеграмм из разных городов России и из-за рубежа. Он был членом-корреспондентом РАН по отделению исторических наук и филологии. 2 ноября 1813 г. в связи с 50-летием профессорской работы в Московском университете заслуженный ординарный профессор
В. И. Герье единогласно избран Советом МУ почетным членом ИМУ. 5 декабря 1913 г. он был утвержден в этом звании Министром народного просвещения. Николай II в 1910 г. наградил В. И. Герье орденом св. Анны. В «высочайшем рескрипте» говорилось: Владимир Иванович. Посвятив долгие годы ученой деятельности изысканиям в области отечественной и иноземной истории и академическому преподаванию этой науки в московском университете, вы своим даровитым трудом составили себе почетное имя в летописях русского просвещения и вместе с тем явились опытным работником на поприще образования женского молодого поколения, в качестве директора московских высших женских курсов» [30]. Жизнь и творчество Герье отразили русские энциклопедии, которые включали достаточно информативные статьи о нем уже при жизни: «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона (1893 г.), «Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат» (1912 г.).
Революционные события 1917 года рушили привычный мир В. И. Герье: «Россия раскололась не только на части и области, . а на слои», страна рассыпалась, «как татарская кочевая орда вследствие пренебрежения к праву частной земельной собственности». 4 августа 1919 г. в возрасте 82 лет Владимир Иванович Герье скончался в клинике на Девичьем поле. Он был похоронен на Пятницком кладбище в одной ограде с Т. Н. Грановским и другими русскими западниками.
Владимир Иванович Герье был непосредственным продолжателем традиций, заложенных в Московском университете трудами Т. Н. Грановского, П. Н. Кудрявцева и С. М. Соловьева. Главным для него было доказать существование истории как науки. Герье считал, что в историческом исследовании существенную роль играет личность самого историка, нравственная позиция ученого. Результатом университетской деятельности В. И. Герье является создание
системы преподавания истории, которая затем была воспроизведена и развита в учебной практике его учеников - Кареева, Виноградова, Корелина, Виппера, Ардашева, Котляревского, Щепкина.
Сирота, упорством и трудолюбием добившийся положения в обществе, он ожидал от других такой же самоотдачи и презирал лентяев. Ответственность, чувство долга, верность своим взглядам часто истолковывалось как консерватизм и даже реакционность. Бедняк, личным трудом создавший свое благосостояние, он с уважением относился к неприкосновенности частной собственности и не принимал социалистических идей. Это была одаренная от природы, очень деятельная и легкоранимая натура, в которой сочетались доброта, сострадательность и внешняя суровость, внутренняя застенчивость и надменность, затаенная грусть и саркастическая насмешка. В. И. Герье всю жизнь верил в просветительские идеалы и неустанно трудился на благо науки и просвещения России.
список ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ
1. История и историки. М., 1990; Милюков П. Н. Воспоминания (1859 - 1917). М., 1990; Готье Ю. В. Университет // Московский университет в воспоминаниях современников. М., 1989; Кизеветтер А. А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. 1881-1914. М., 1997; Мир историка: Владимир Иванович Герье. М., 2007; История идей и воспитание историей: Владимир Иванович Герье. М., 2008; Цыганков Д. А. В. И. Герье и Московский университет его эпохи (вторая половина
XIX - начало XX в.) М., 2008 и др.
2. Герье В. И. Теория и практика женского образования // Вестник Европы. 1877. Апрель. С. 670.
3. История идей и воспитание историей: Владимир Иванович Герье... С. 68.
4. История и историки... С. 421.
5. Исторические рассказы для народных чтений и школ. М., 1906. С. 1-11.
6. Герье В. И. Лекции Новой истории. М., 1868 - 69. С. 1.
7. Владимир Иванович Герье и Московские Высшие Женские курсы: мемуары и документы. М., 1997.
С.25.
8. История идей и воспитание историей... С. 16.
9. Герье В. И. Очерк развития исторической науки. М., 1866.
10. Цыганков Д. А. В. И. Герье и Московский Университет его эпохи. С. 100.
11. Милюков П. Н. Воспоминания. М., 1991. С. 90.
12. Герье В. И. Очерк развития исторической науки...
С.113.
13. Иванова Т. Н. В. И. Герье и начало изучения Великой Французской революции в России // Великая Французская революция и Россия. М., 1989. С. 153.
14. Ключевский В. О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 179.
15. Русские ведомости. 1900. 24 июня.
16. Вестник Европы. 1874. Май; 1875. Август; 1876. Ноябрь.
17. Письма Победоносцева к Александру III. М., 1925. Т.1.
С. 319.
18. Московский Университет в воспоминаниях современников. С. 560 - 561.
19. Цыганков Д. А. В.И. Герье и Московский Университет его эпохи. С. 26-29.
20. Герье В. И. Детство. Учение до получения кафедры // История и историки. М., 1989. С. 419-439.
21. Издания Исторического общества при Московском университете. Рефераты, читанные в 1895 году. М., 1896. С. 4.
22. Бухерт В. Г. Основание Исторического общества при Московском университете // Археографический ежегодник за 2000. М., 2001. С. 195-206.
23. Издания Исторического общества. С. 16.
24. Там же. С. 25-68, 184-194.
25. Цыганков Д. А. В. И. Герье и Московский Университет его эпохи. С. 185.
26. Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С. 134.
27. Московский Университет в воспоминаниях современников... С. 559.
28. Историческое обозрение. 1892. Т.4. С. 297.
29. Московский Университет в воспоминаниях современников... С. 560.
30. Исторический вестник. 1910. №.9. С. 1124.