Научная статья на тему 'ЕПИСКОП ИЕРЕМИЯ (СОЛОВЬЕВ) КАК СОСТАВИТЕЛЬ АКАФИСТОВ'

ЕПИСКОП ИЕРЕМИЯ (СОЛОВЬЕВ) КАК СОСТАВИТЕЛЬ АКАФИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕПИСКОП ИЕРЕМИЯ (СОЛОВЬЕВ) / ПРАВОСЛАВНЫЙ РУССКИЙ АКАФИСТ / Н. В. ЕЛАГИН / ИГУМЕНИЯ ПАРФЕНИЯ (АДАБАШ) / АРХИЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ) / СОСТАВИТЕЛИ АКАФИСТОВ / АКАФИСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сиднева Мария Владимировна

Настоящая статья посвящена епископу Иеремии (Соловьеву) (1799- 1884) и его гимнографическому творчеству. Ему принадлежат, в частности, акафист преподобным Антонию и Феодосию и прочим Киево-Печерским чудотворцам, а также «Покаянный акафист» Ангелу Хранителю. Эти тексты сохранились в нескольких рукописях и никогда не публиковались и не становились предметом специального научного изучения. Автор предпринимает попытку обращения к социальному аспекту феномена православного русского акафиста XVIII - начала ХХ в. на примере жизни одного из составителей - епископа Иеремии. В исследовании выясняются мотивы, побудившие епископа к написанию акафистов, дается оценка епископа Иеремии среди других гимнографов, рассматривается творчество архипастыря. На основе архиматериалов восстанавливаются факты жизни епископа, повлиявшие на его творчество, связи и отношения с другими представителями круга составителей акафистов. Творчество епископа Иеремии (Соловьева) является ярким примером гимнографии «ученого монашества», в которой в Новое время все чаще стало отводится место составлению акафистов. Исключительным побуждением к составлению гимнов для преосвященного Иеремии являлось личное благочестие и почитание отдельных святых, как и большинство молитвословий они предназначались им для личного употребления и узкого круга близких лиц, а не для общецерковного употребления. Приведенные в статье сюжеты, связанные с традициями сочинения и употребления акафистов, свидетельствуют о развитии акафистной культуры в Русской Церкви в Синодальную эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сиднева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BISHOP JEREMIAH (SOLOVIEV) AS A COMPILER OF AKATHISTS

This article is devoted to the Russian bishop of the 19th century, Ieremia (Soloviev) (1799-1884). He is known as a writer of akathists and, in particular, of an akathist to SSt. Antony and Feodosy and other Kiev-Pechersk wonder-workers of the 1860-70s, as well as of an akathist to the Guardian Angel. These texts are preserved in several manuscripts, were never published and have not yet been the subject of a special study. The article attempts to look at the social aspect of the phenomenon of the Orthodox Russian akathist of the 18th - early 20th centuries using the example of the life of one of the authors of the akathists. The study describes the motives behind writing akathists, identi es the place of Bishop Ieremia among other akathistographers, studies akathists in the context of literary work of this spiritual writer and traces the functioning of his texts. On the basis of archival materials, the article reconstructs the facts of the life of Bishop Ieremia, particularly those that in uenced his akathists, studies connections and relations with other compilers of akathists. The akathist work of Bishop Ieremia is a vivid example of the hymnography of the “Learned Monasticism”, in which more and more often in the modern time a place was given to the writing of akathists. The exclusive motivation for compiling akathists for Ieremia was his personal piety and veneration of individual saints. Like most of Ieremia’s prayers, they were intended for personal use and a narrow circle of people, but not for the broad spread in the church. The stories about traditions of composing and using akathists show the development of akathist culture in the Russian Church during the Synodal period.

Текст научной работы на тему «ЕПИСКОП ИЕРЕМИЯ (СОЛОВЬЕВ) КАК СОСТАВИТЕЛЬ АКАФИСТОВ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Сиднева Мария Владимировна,

кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

аспирант

2022. Вып. 105. С. 42-58

Б01: 10.15382Миг112022105.42-58

Россия, г. Москва

marysidneva@gmail.com

https://orcid.org/0000-0003-0746-1398

Епископ Иеремия (Соловьев) как составитель акафистов

М. В. Сиднева

Аннотация: Настоящая статья посвящена епископу Иеремии (Соловьеву) (1799— 1884) и его гимнографическому творчеству. Ему принадлежат, в частности, акафист преподобным Антонию и Феодосию и прочим Киево-Печерским чудотворцам, а также «Покаянный акафист» Ангелу Хранителю. Эти тексты сохранились в нескольких рукописях и никогда не публиковались и не становились предметом специального научного изучения. Автор предпринимает попытку обращения к социальному аспекту феномена православного русского акафиста XVIII — начала ХХ в. на примере жизни одного из составителей — епископа Иеремии. В исследовании выясняются мотивы, побудившие епископа к написанию акафистов, дается оценка епископа Иеремии среди других гимнографов, рассматривается творчество архипастыря. На основе архиматериалов восстанавливаются факты жизни епископа, повлиявшие на его творчество, связи и отношения с другими представителями круга составителей акафистов. Творчество епископа Иеремии (Соловьева) является ярким примером гимнографии «ученого монашества», в которой в Новое время все чаще стало отводится место составлению акафистов. Исключительным побуждением к составлению гимнов для преосвященного Иеремии являлось личное благочестие и почитание отдельных святых, как и большинство молитвословий они предназначались им для личного употребления и узкого круга близких лиц, а не для общецерковного употребления. Приведенные в статье сюжеты, связанные с традициями сочинения и употребления акафистов, свидетельствуют о развитии акафистной культуры в Русской Церкви в Синодальную эпоху.

Ключевые слова: епископ Иеремия (Соловьев), православный русский акафист, Н. В. Елагин, игумения Парфения (Адабаш), архиепископ Иннокентий (Борисов), составители акафистов, акафистное творчество, Синодальный период.

Акафистное творчество представляет собой одно из ярких и самобытных явлений религиозной жизни российского общества XVIII — начала ХХ в. За два столетия акафист превратился в массовый жанр, оформилась практика включения новых гимнов в частную и соборную молитву, сложилась даже некая «литературная мода» на их составление, появился огромный корпус текстов. Все это породило особую «акафистную культуру». Сам факт того, что не только употребление

© Сиднева М. В., 2022.

акафистов, но даже и сочинение их носило массовый характер, будучи при этом по своему характеру «движением снизу», ставит вопрос о социальной стороне этого феномена. Освещение русского православного акафиста как явления общественной жизни невозможно без обращения к биографиям составителей акафистов. Настоящая статья является попыткой воссоздать портрет известного российского архиерея XIX в. — епископа Иеремии (Соловьева) как одного из составителей акафистов.

Факты биографии

Охарактеризовать отношение отдельного человека к быстро развивавшейся «акафистной культуре» бывает довольно непросто в силу слабого в большинстве случаев отражения этого отношения в источниках. В случае епископа Иеремии задача становится возможной благодаря сохранившимся в большом количестве документам личного происхождения. Тем не менее из всего обилия дневниковых записей, писем, автобиографических заметок и литературных трудов архиерея можно выбрать только крупицы информации для интересующей нас темы. Общая канва событий жизни епископа общеизвестна и неоднократно становилась предметом исследований, поэтому мы обозначим только отдельные моменты его жизни, связанные с составлением акафистов1.

Будущий епископ Иеремия, в миру Иродион Соловьев, родился в 1799 г. в Орловской губернии в семье пономаря. Знакомство Иродиона с жанром состоялось в самом детстве, поскольку чтение акафистов являлось частью обычного молитвенного правила, принятого в его семье. В автобиографических заметках он пишет: «Родители мои... поставив меня на прилавок у святых икон, заставляли читать почасту акафист Сладчайшему Иисусу и Святителю Николаю. Ака-фистник приносил отец из церкви: своего не было»2.

Привычку и любовь к чтению акафистов Иродион сохранил и в дальнейшем, прибегая к ним в трудные минуты своей жизни. Так он описывает свое путешествие 1822 г. в Брянский Печерский монастырь, куда он отправился после сложного решения о выборе монашеского пути: «Устроилось, что пешеходный, с одним жезлом путь мой из Орла в Брянск был в седмицу Крестопоклонную. Воспоминания о прошедшем, воображение будущего жития; дождь, грязь, оди-

1 Биографические сведения о епископе Иеремии (Соловьеве) изложены в ряде работ, например: Виноградов И. З., прот. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. Н. Новгород, 1886; Полисадов Г. Жизнь Преосвященного Иеремии, бывшего епископа Нижегородского за время пребывания его на покое // Нижегородские епархиальные ведомости (НЕВ). Неофициальная часть. 1892. № 23. С. 840-846; № 24. С. 877-884; Воскресенский А. Преосвященный Иеремия-отшельник, первый епископ Кавказский и Черноморский // Ставропольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1907. № 11. С. 589-603; № 12. С. 645-658; № 13. С. 711-720; Он же. Святитель Иеремия (Отшельник) — отец современного российского иночества // Русский инок. 1915. Вып. 127. № 12-13. С. 735-742; Не-машкалов П. Г. Жизнь и деятельность преосвященного Иеремии (Соловьева) в 1843-1849 гг. (Кавказская кафедра) // Вопросы истории. 2019. № 11. С. 222-234.

2 Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А11/380. Л. 245.

ночество, неизвестность места и лиц, голод, холод, усталость, хоть несколько делали путешествие мое во дни Крестопоклонные, истинно Крестным. Псалтырь, Акафист Сладчайшему Иисусу, слезы были единственным моим подкреплением на этом пути»3.

С большой долей вероятности можно утверждать, что определенное влияние на восприятие акафиста владыкой оказало его тринадцатилетнее пребывание в Киеве. На всю жизнь он сохранил любовь к этому городу и его святыням, к богослужебным порядкам киевских монастырей, где часто читали «неседальные гимны». В автобиографических записках, например, он вспоминал о произошедшем с ним в Киеве в 1842 г. чуде исцеления после чтения обычного акафиста святой великомученице Варваре4.

В 1843 г. Иеремия стал епископом новообразованной Кавказской и Черноморской епархии. Трудностью служения на новой кафедре стала необходимость организации епархиальной жизни практически с нуля, с другой стороны, это позволяло в наибольшей степени воплотить взгляды архиерея на епархиальное управление и устройство архиерейского дома. Новая домовая архиерейская церковь в Ставрополе была освящена в честь Воздвижения Креста Господня, в новом храме еженедельно совершались два акафиста: «первый в среду — Успению Пресвятой Богородицы, пред Киевскою митрополичею честною иконою, пред литургиею; второй — Иисусу Сладчайшему: он учрежден, в проезд Исидора, Экзарха Грузии5, в 1845 году, по совету его Архипастырскому... акафист Иисусу Сладчайшему поют у нас в каждое воскресение после вечерни; поют все ученики училищ Ставропольских. Акафист иногда читает сам Преосвященный6; а большей частию из своей молельной он любит слушать почти двухсот юных, невинных еще уст умилительное и усердное взывание: "Иисусе сыне Божий, помилуй мя. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа..."»7.

Епископ Иеремия возглавлял Ставропольскую кафедру в течение семи лет и на всю жизнь сохранил особую память об этом времени и привязанность к свое пастве. На новых местах служения и на покое архиерей продолжал поддерживать переписку со многими чадами из кавказской паствы, внимательно следил за развитием политических событий на Кавказе, делая выписки и вырезки из периодики. В тетради архиерея сохранился вложенный план города Ставрополя с личным надписанием: «Духа Твоего Святого не отими от него, Господи Боже, и силою Креста, огради и спаси его и сей град Креста. Аминь»8. На следующей, Полтавской кафедре, куда иерарх переместился в 1849 г., он пробыл недолго, тяготясь порядками, заведенными предшественником. На карте Полтавской губернии он оставил характерную запись: «Господи Боже, еже согреших в Пастве сей, кратковременно в ней пастырствуя, прости мне

3 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. АХ/278. Л. 41.

4 Там же. АП/380. Л. 183.

5 Речь о митрополите Исидоре (Никольском).

6 Здесь епископ Иеремия говорит в третьем лице о себе самом.

7 Автобиография Преосвященного Иеремии, первого епископа Кавказского // Кавказские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1885. № 1. С. 29.

8 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 834. Оп. 4. Д. 1133. Л. 43.

молитвами Богородицы и св. Афанасия Лубенского и Макария Переяславского. Аминь»9.

Последним местом епископского служения архиерея стала Нижегородская епархия, которой он управлял до 1857 г., когда поданное им в Синод прошение об увольнении от архипастырских обязанностей было удовлетворено. По-видимому, по желанию епископа Иеремии, в Печерском Вознесенском монастыре Нижнего Новгорода, настоятелем которого был владыка, читался по подобию ставропольского обычая акафист Иисусу Сладчайшему на воскресной вечерне и, кроме того, святителю Димитрию Ростовскому, который был особо им почитаем10. Находясь некоторое время на покое в Феодоровском Городецком монастыре, в связи с начавшейся Русско-турецкой войной, в 1877 г. преосвященный Иеремия выступил с предложением к игумену монастыря Феодосию: «.по великой нужде особенной помощи небесной для Росии, в настоящую годину ея великого тяжелого, многих лишений и требований исполненного, подвига, — было бы благоприлично и благовременно установить в Городецкой обители Ака-фистово пение Святому Князю Александру Невскому при храме Его, яко небесному покровителю Родной Ему Земли Русской и Самодержца Всероссийского, отселе — от убогой обители сей преселившемуся в небесныя обители»11.

Определенно среди защитников и противников акафистов епископ Иеремия занимал позицию сторонника введения новых гимнов и внедрения их в богослужебную жизнь Русской Церкви. Получив с детства привычку к включению в молитвенное правило акафистов, он поощрял в дальнейшем включение их в богослужебные последования. В переписке корреспонденты архипастыря нередко упоминают об обычае чтения акафистов в своих храмах и монастырях по всей России, что свидетельствует о нарастающей популярности жанра среди верующих. Одно из самых замечательных писем такого рода представляет собой послание к епископу протоиерея Феодора Цветкова, в котором священник описывает случай, произошедший с ним в сентябре 1880 г. в Площанской пустыни12. Отец Феодор повествует, как архимандритом Моисеем ему было предложено прочесть акафист Божией Матери на всенощном бдении. Во время чтения священник «погрузился в самозабвение, так что я не понимаю, как мог бы читать при том и держал в своей руке свечу, что не спалил Книги и как мог переворачивать листы, как мог соответствовать пению, ибо я не чувствовал и не понимал пения.»13. К большому сожалению, ответ епископа на это письмо не был обнаружен.

При этом следует отметить, что практически все упоминающие в переписке епископа Иеремии акафисты относятся к числу «старых». Несмотря на умножающееся количество новых текстов, в обиходе по преимуществу использовались более древние акафисты, особенно Пресвятой Богородице и Иисусу Слад-

9 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1133. Л. 46.

10 Там же. Д. 1600. Л. 36-37 об.

11 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А1/278. Л. 74.

12 Площанская обитель была некогда избрана молодым Иродионом Соловьевым для ухода из мира, однако он тогда был определен в Севский Печерский монастырь, тем не менее, уже будучи епископом, он поддерживал переписку с насельниками пустыни.

13 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1599. Л. 39 об.

чайшему. Подтверждением тому служат, например, слова цензора из отзыва на новое сочинение, поданное в Петроградский цензурный духовный комитет в 1916 г., который указывает на тот факт, что акафист Тихвинской иконе, написанный известным гимнографом Н. В. Елагиным и одобренный к печати, за 30 лет не вошел не только в общее, но и частное употребление на месте явления чудотворной иконы, где продолжают читать обычный гимн Пресвятой Богоро-

дице14.

Связи епископа Иеремии с другими составителями акафистов

Епископ Иеремия имел близкое знакомство по меньшей мере с тремя составителями акафистов. В первую очередь, это близкий друг архиерея — Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический. Знакомство будущих епископов состоялось во время учебы в Севской духовной семинарии и переросло в крепкую дружбу. Вскоре после смерти святителя владыка написал «Воспоминания»15, где изобразил яркий портрет своего друга. А в 1879 г. в Сергиевском духовном училище Нижегородской губернии им была учреждена стипендия «в память Товарища, Друга и Благодетеля моего Преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского»16.

Уделив значительное внимание в своих воспоминаниях литературным трудам преосвященного Иннокентия, епископ Иеремия, однако, ничего не говорит о его акафистах. Согласно собранию сочинений архиепископа Иннокентия, ему принадлежат шесть «неседальных гимнов»: Пресвятой Троице, Страстям Христовым, Живоносному Гробу и Воскресению Господню, Покрову Пресвятой Богородицы, Архангелу Михаилу и «Ко причащению Святых Таин»17. По преимуществу архипастырем были переработаны уже существовавшие униатские песнопения, и только акафист «Ко причащению» был написан заново18. Епископ Иеремия, по всей вероятности, был знаком с этими текстами, в переписке сохранилось упоминание о присылке в 1882 г. акафиста «Ко причащению» для его библиотеки19.

Другим составителем, имевшим близкое общение с преосвященным Иеремией, был статский советник Николай Васильевич Елагин (1817—1891), издатель и церковный публицист. На протяжении многих лет епископ вел активную переписку с Елагиным и, по-видимому, встречался с ним лично в Нижнем Новгороде в июне 1882 г.20 Сохранившаяся переписка датируется периодом с 1863 по 1884 г. Можно полагать, что знакомство состоялось в связи с прославлением в лике

14 РГИА. Ф. 796. Оп. 203. Отд. 6. Ст. 1. Д. 144. Л. 3.

15 Марьева А. О., Захарченко Н. В. Рукопись Преосвященнаго Иеремии, б. епископа Нижегородскаго «Воспоминания о Пр. Иннокентие, Архиепископе Херсонском и Таврическом» // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2017. Вып. 15. С. 337—381.

16 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А/278. Л. 134.

17 Сочинения Иннокентия Архиепископа Херсонского и Таврического. СПб., 1908. Т. V. С. 607-707.

18 Попов А. В. Православные русские акафисты. М., 2013. С. 231-234.

19 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1599. Л. 63 об. — 64.

20 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А И/329. Л. 70.

святых Тихона Задонского, в котором Н. В. Елагин принимал активное участие. Епископ Иеремия, будучи ревностным почитателем памяти святого Тихона, написал книгу «Учение Святителя Тихона об истинах веры и Церкви». Эта книга была издана анонимно при непосредственном участии Елагина в 1864 г.21 В дальнейшем преосвященный неоднократно пользовался издательскими услугами Елагина, между корреспондентами происходили активный обмен изданиями и обсуждение новинок церковной литературы. Н. В. Елагин посылал на оценку епископа собственные публицистические и исторические сочинения, а также составленные им акафисты пред иконами Божией Матери «Всех скорбящих Радость», «Тихвинская» и «Казанская», которые были получены преосвященным Иеремией в количестве ста экземпляров каждого для выдачи по благоусмотрению получателя22. Кроме того, важной темой переписки являлось создание и обустройство на родине святителя Тихона Задонского Короцкой обители, которым Елагин занимался с 60-х годов. Также Н. В. Елагин выполнял различные поручения в Синоде от безвыездно пребывавшего в нижегородских монастырях епископа Иеремии, вступал в сношения с нужными лицами, участвовал в решении вопроса о местопребывании владыки на покое, находя наилучшим переселение его в Киев.

Знакомство архиерея с игуменией Парфенией (Адабаш) из Киево-Флоровского монастыря, вероятно, состоялось во время пребывания и служения его в Киеве в 1830-1843 гг. Сохранились многочисленные письма игумении к архипастырю, которые отличает внимание к описанию внутренних духовных состояний и переживаний. Игумения регулярно рассказывает о киевских новостях, об общих знакомых, значимых событиях, например, в одном из писем ею дается детальное описание кончины своего духовника, киевского старца Парфе-ния (Краснопевцева), последовавшей в праздник Благовещения, совпавшего в 1855 г. с Великим Пятком23. Среди бумаг архиерея сохранилось написанное игу-менией Парфенией стихотворение «Вечер Великой Субботы»24. Как известно, игумения была поэтессой и даже посылала рукописи своих стихотворений для оценки Ф. М. Достоевскому25. Неизвестной стороной литературного таланта игу-мении Парфении является акафистное творчество. В Нижегородской областной библиотеке сохранился рукописный экземпляр «Акафиста Святителю Христову Тихону, Задонскому Чудотворцу» с дарственной надписью, которая свидетельствует, что он был составлен игуменией Парфенией в Киеве и собственноручно ею переписан в дар Юлии Покровской-Тихоновой, дочери родственника владыки, нижегородского священника Доримедонта Покровского в 1873 г.26 Юлия тщанием учредителя Тихоновской стипендии, епископа Иеремии, получила ее

21 Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. СПб., 1864.

22 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1599. Л. 54, 75, 76 с об., 85 с об., 108 с об., 109.

23 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А11/323. Л. 164-167.

24 Там же. А11/308. Л. 20.

25 Андрианова И. С. Духовная поэтесса Иг. П. А.: атрибуция письма одной неизвестной корреспондентки Достоевского // Неизвестный Достоевский. 2016. № 4. С. 85-107.

26 Отдел редких книг и рукописей Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки (ОРКиР НГОУНБ). Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 318.

ввиду тяжелого материального положения многодетной семьи священника27, о чем свидетельствует прибавление к фамилии и переписка епископа с отцом Доримедонтом. Сохранилось письмо о. Доримедонта, где священник также благодарит за присылку акафиста и службы святителю Тихону28. Как видно из переписки, игумения Парфения была также знакома с Н. В. Елагиным, который обращался к ней в 1876 г. с просьбой сообщить биографические сведения об умершем архимандрите Лаврентии (Макарове) — сподвижнике и наставнике Елагина в деле создания Короцкой обители и близком знакомом мон. Парфении. Однако игумения отказала предоставить информацию, причем место в письме с соответствующим объяснением зачеркнуто, с тем чтобы его невозможно было прочесть29.

Акафисты епископа Иеремии. История создания

После удовлетворения в 1857 г. прошения об увольнении преосвященный Иеремия пребывал на покое, сменив в качестве местопребывания три монастыря: Нижегородский Вознесенский Печерский, Феодоровский Городецкий и Нижегородский Благовещенский, в последнем он скончался и обрел место последнего упокоения в 1884 г. За свое 27-летнее уединение он получил прозвище «Отшельник». Основной его деятельностью на покое, кроме молитвы и благотворения, стало литературное творчество. Епископ Иеремия оставил внушительное литературное наследие, которое частью при жизни, частью по завещанию было распределено между Благовещенским монастырем, Кавказской и Орловской семинариями, Кавказской Иоанно-Мариинской обителью30, Полтавским архиерейским домом, келейником владыки иеродиаконом Никоном (Соколовым) и семьей священника Доримедонта Покровского. При жизни архиерея была опубликована лишь небольшая часть его трудов, некоторые без указания автора. После смерти иерарха его рукописи публиковались в «Душеполезном чтении» и нескольких епархиальных ведомостях. Общее представление о трудах епископа Иеремии дает библиографическая статья Г. Полисадова, который приводит перечень из 60 сочинений с краткой их характеристикой31. В настоящее время рукописи преосвященного Иеремии хранятся преимущественно в Отделе рукописей РНБ и РГИА.

Г. Полисадов в своем библиографическом обзоре разделяет творения епископа на два отдела: молитвенные и догматические. Однако «молитвенный компонент» характерен практически для любого сочинения епископа, который пи-

27 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. АП/329. Л. 93.

28 Там же. АП/308. Л. 126 с об.

29 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1598. Л. 53-54 с об.

30 Основана епископом Иеремией как община близ Ставрополя, в бытность его кавказским архиереем, в память о своих родителях Иоанне и Марии в 1850 г., в 1851 г. получила статус женского монастыря.

31 Полисадов Г. Преосвященный Иеремия (в схимонасех Иоанн), бывший епископ Нижегородский // НЕВ. Неофициальная часть. 1890. № 6. С. 217-236; № 7. С. 259-279; № 8. С. 305-319; № 11. С. 449-469; № 13. С. 529-549; № 14. С. 569-582; № 15. С. 606-616; № 19. С. 761-779; № 20. С. 805-821.

сал в форме молитвенного обращения даже дневниковые записи, пометки на письмах, различные заметки и размышления. Значительная часть молитв преосвященного Иеремии разбросана по его письмам. Например, различные образцы часословий в подражание молитве святителя Иоанна Златоустого на каждый час суток собраны в письмах епископа к «некому брату Брянского Свенско-го монастыря»32. Такая привычка придавать различным по функциям текстам молитвенную форму приводила к тому, что молитвословия епископа зачастую не соотносятся строго с традиционными православными гимнографическими жанрами. Сам автор определяет таковые в терминах моления, часословов, бо-гомыслия, воззвания, поклонения, молитвенного возношения. При этом он не избегал традиционных жанров: канона, стихир, молитв, тропарей, псалмов. Им была написана служба для общей памяти святителей Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского и Тихона Задонского33, несколько канонов.

Среди опубликованных списков сочинений епископа Иеремии встречается указание на «Келейный акафист преподобным Антонию, Феодосию и прочим отцам Киево-Печерским»34. Он сохранился в составе рукописного сборника, находящегося в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке (НГОУНБ)35. Эта книга содержит следующую дарственную надпись: «Рукопись сию дарствую Мининской богадельни священнику о. До-римедонту Покровскому и детям его в наследственную молитвенную память. Еп. Иеремия, 5 марта 1873». Сборник представляет собой автограф архипастыря и кроме акафиста включает также покаянный канон его авторства и письма. Текст акафиста, написанный скорописью, занимает шесть листов и содержит авторские правки и зачеркивания, а также включает молитвенный блок из четырех молитв. Без сомнения, при составлении своей статьи Г. Полисадов пользовался именно этой рукописью.

Рефрен акафиста: «Радуйтеся преподобнии Антоние и Феодосие и вси отцы Киево-Печерстии». Сочинение имеет традиционную структуру: 13 кондаков и 12 икосов. Икосы включают, как правило, по шесть хайретизмов36, однако в некоторых икосах это число возрастает. Инициаль хайретизмов — радуйся/радуйтесь, в зависимости от количества адресатов, в числе которых именуются не только Антоний и Феодосий, но и многие печерские святые. Акафист преподобным самим автором обозначен как келейный, что говорит о предполагаемом частном его употреблении. Примерно в то же время вышел в свет другой гимн преподобным. Позднее, в 1888 г., вышли два отдельных акафиста преподобным Антонию и Феодосию, написанные А. Ф. Ковалевским37.

32 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А1/279.

33 Там же. АИ/306; А11/349.

34 Полисадов Г. Преосвященный Иеремия (в схимонасех Иоанн), бывший Епископ Нижегородский. С. 569-574.

35 ОРКиР НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 77.

36 Хайретизмы (греч. хафётю^а — приветствие, от хаХре, букв. — радуйся) — приветствия, обращенные к воспеваемому священному лицу и состоящие из слова «радуйся», описания и прославления этого лица.

37 Попов А. В. Указ. соч. С. 334-335.

Акафист преподобным отцам Киево-Печерским датирован 5 ноября 1864 г. В это время преосвященный Иеремия пребывал на покое в Вознесенском Пе-черском монастыре Нижнего Новгорода, однако тогда же он рассматривал предложение об участии в Алтайской миссии. В феврале 1864 г. было положено начало устройству Чулымшанского Благовещенского мужского монастыря на Алтае, настоятелем которого предполагался епископ Иеремия38. В конечном счете он отказался от переезда на Алтай, но интересовался делами миссии, поддерживал переписку с ее членами. В отдельную тетрадь архиерей переписал письма «к некоему миссионеру-иноку на Алтай», в этих письмах содержаться многочисленные молитвословия и правила, составленные епископом для новокрещеных алтайцев39. В одной из молитв, третьей по счету, помещенной после акафиста, содержится связанная с миссией просьба к святым Антонию и Феодосию о благословении на «намерение и дело, начинаемое на Востоце — в горах Алтайских — дело сооружения тамо святой Апостольской обители в свет и просвещение языков, доселе не ведущих Единого Истинного Бога.»40.

Выбор посвящения преподобным Киево-Печерским, очевидно, обусловлен любовью архипастыря к «осиянному на горах возвышающемуся» Киеву и Киево-Печерской лавре, которую он называл в своих записках раем41. Известно желание преосвященного Иеремии провести последние годы жизни в Киеве, однако этому намерению не дано было осуществиться, и последним местом пребывания епископа стала Нижегородская земля. Виды Нижнего Новгорода и реки Волги вызывали у архиерея частое сравнение с Киевом. Он писал: «Днесь память преподобного Антония Киево-Печерского; а заутро — память Ольги. Всенощное слушал в Печерском монастыре и на берегу и в виду Волги молился сим угодникам Божиим, воспоминая Днепр, из коего они некогда и аз грешный пил воду, неуступающую волжской»42.

С памятью Киево-Печерских преподобных оказались связанными важнейшие события из жизни епископа, что старательно отмечено в его дневниковых записях. В Санкт-Петербурге в 1827 г. в день памяти преподобного Феодосия Печерского произошло его рукоположение во иеромонахи. В Великой церкви Киево-Печерской лавры в 1841 г. он получил епископскую хиротонию. Наконец, в 1857 г. преосвященный Иеремия Нижегородский «в день священнейшей памяти преподобного отца Феодосия Киево-Печерского и празднества чудотворной иконы Богородичной Печерской, совершаемого в Брянской Свенкой обители и Нижегородском нашем Печерском монастыре, помолясь и довольно поразмыслив, отправил в Санкт-Петербург прошение об увольнении от епарше-го бремени»43.

Имени киевских преподобных епископ неоднократно посвящал новые церкви в своих епархиях. В Ставрополе при Крестовой архиерейской церкви по

38 Крейдун Г., свящ. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. М., 2008. С. 100.

39 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А1/277.

40 ОРКиР НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 77. Л. 8.

41 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А/278. Л. 7.

42 Там же. Л. 21.

43 Там же. Л. 44.

его желанию были выстроены два придела, один из которых был освящен во имя Антония и Феодосия и прочих Киево-Печерских святых44. В Лубенской обители, где он проживал некоторое время, будучи полтавским архиереем, епископ Иеремия устроил придельный храм в честь преподобных, позже упраздненный, о чем иерарх с прискорбием написал в дневнике: «...заутро праздственный день твой, Отче Феодосие, Первоначальниче Иноческого общежития! И вот, к прискорбию моему, днесь получил я сведение, что придельный храм, устроенный мною в Лу-бенской обители, что в Полтавской, прежней моей пастве, в честь Твою и Отца Твоего Антония, упразднен моим преемником. Жаль о сем, и прошу, да дастся мне иное благое дело взамен отнятого»45. В Успенской церкви Нижегородского Печерского монастыря при нем была освящена нижняя церковь-усыпальница в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских46, которую епископ Иеремия рассматривал некоторое время как место своего упокоения.

В 1877 г. преосвященный Иеремия написал два текста, обращенных к Ангелу-Хранителю: «Предсмертное моление ко Ангелу Божию, Хранителю», представляющее собой по форме канон, и «Покаянный Акафист Святому Ангелу, неусыпаемому Хранителю человеческой жизни». Текст канона и акафиста сохранился в двух близких по составу сборниках. Первая рукопись47 принадлежала иеродиакону Никону (Соколову), бывшему келейником епископа Иеремии на протяжении многих лет. Рукопись переписана иеродиаконом Никоном в 1878 г., по-видимому, по просьбе самого архиерея, который оставил в сборнике собственноручную заверительную надпись48. Вторая рукопись писарским почерком была переписана в июле 1896 г. для Никона, который к тому времени уже был в сане архимандрита, а в апреле 1899 г. тетрадь была передана в библиотеку СПбДА49. В рукописи содержатся некоторые ошибки, карандашом исправленные Никоном. Автограф «Предсмертного моления», идентичный спискам, сохранился в рукописи «Собрание молебных прошений, ко времени и нуждам употребляемых», хранящейся в НГОУНБ50.

Канон и акафист датированы 1877-м годом, то есть были написаны во время недолгого пребывания епископа Иеремии в Городецком Феодоровском монастыре. К тому времени он находился уже в преклонном возрасте, терпел болезни и много размышлял о смерти. Двумя годами ранее им был составлен «Предсмертный часослов на неведомый час исхода грешной души моей.», содержащийся в письмах Свенскому брату. В этих письмах епископ преподает брату «урок о памяти смертной», наставляет брата о «предсмертных чувствованиях, которые приличествуют каждому часу дня. чувствования, которые в виду кончины и гроба своего, прилично и спасительно возыметь в себе в тот или дру-

44 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А11/380. Л. 46-47.

45 Там же. А1/278 Л. 46.

46 Воскресенский А. Преосвященный Иеремия-отшельник, первый епископ Кавказский и Черноморский. С. 713.

47 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А11/349.

48 Там же. Л. 66.

49 Там же. А 11/306.

50 ОРКиР НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 167. Л. 30-37 с об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гой день седмицы»51. В одном из писем он вспоминает, как будучи молодым монахом, избравшим уединенную жизнь в провинциальном монастыре и против воли отправляемым продолжать учебу в столице, он услышал перед отъездом в наставление от отца Серафима, ученого философа: «Ты идешь опять учится. но первее паче всего учись умереть»52.

И канон, и акафист — тексты, созданные одним автором в пределах небольшого отрезка времени, их объединяет единый круг мыслей, близость образов, особая лиричность и исповедальность, общая тема покаяния и прошения о помощи Ангела-Хранителя в смертный час. Однако при таком сходстве текстуальные совпадения двух произведений совершенно незначительны. Канон был завершен 1 сентября 1877 г., а акафист составлен к 23 декабря 1877 г., таким образом, текст канона, вероятно, был первичен по отношению к акафисту. Следовательно, епископ Иеремия не ограничился сочинением предсмертного моления в виде канона, но продолжил его в другом жанре. Покаянная тема хорошо подходит для песенного канона, однако жанр «неседального гимна», преимущественно имеющего хвалебный характер, — менее типичный выбор для покаянной молитвы ввиду близкой смерти. Желание епископа продолжить моление к Ангелу Хранителю в виде акафиста, как нам представляется, обусловлено своеобразными формальными возможностями, которые предоставляет этот жанр, в частности наличием хайретизмов. Среди многочисленных молитвословий преосвященного Иеремии заметна тенденция к оформлению их в циклы, часто это цепочка небольших прошений, которые могут быть объединены единой темой или адресатом и которые имеют некоторое формальное единообразие. Это единообразие достигается за счет анафор и параллелизма, нередко моления имеют вид независимых от акафиста кратких обращений в форме хайретизмов.

Тем не менее строгость акафистной структуры в конечном счете оказывается обременительной для мысли писателя, поэтому он начинает нарушать классическую форму, особенно заметно аномалии в строфах накапливаются к концу произведения. Рефрен проимия или первого кондака: «Благословен еси Ангеле Господень, неусыпаемый Хранителю мой» более не встречается в таком виде во всем акафисте. Однако все последующие варианты так или иначе строятся на постоянном обращении «Ангеле Господень, неусыпаемый Хранителю мой». С 1-го по 8-й строфы содержат от четырех до шести хайретизмов с инициалью «согреших пред Тобою», рефрен звучит как: «Согреших пред Тобою, Ангеле Господень, неусыпаемый Хранителю мой». Но уже в 9-м икосе, где блок хайретиз-мов раскрывает тему нарушения десяти заповедей, количество хайретизмов вырастает до десяти, соответственно и их начало заменяется на «согреших против п-ной заповеди». Например:

Согреших против первыя заповеди Божией маловерием, леностию и нерас-положенностию к учению благочестия, к молитве и общественному Богослужению, человекоугодием и самоугодием. Молю тя, Святый Ангеле, помолись о мне.

51 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А1/279. Л. 5.

52 Там же. Л. 3.

Согреших против вторыя заповеди Божией любостяжанием, чревоугодием, лакомством, невоздержностию в пищи и питии, гордостию, тщеславием и прочими видами духовнаго идолопоклонства. — Исповедаюсь Тебе, Ангеле Господень, и молюся, помолися о мне.

Хайретизмы 10-го икоса имеют два адресата — Ангела-Хранителя и Деву Марию, причем в первых хайретизмах содержится просьба к Ангелу помолиться об обращающемся ко Пресвятой Богородице, обращение к Которой начинается далее. Например:

Согреших пред Честнейшею Херувим и Славнейшею Серафим моим звероподобным нравом и скотоподобною безсмысленностию: Ангеле Господень, молю Тя: заступи мя пред Заступницею.

Согреших пред Тобою, Пресвятая Богородица, невниманием и легкомысленным обращением ума и сердца моего к Тому безмерно великому делу в домостроительстве нашего спасения, которого быть орудием и посредницею от вечности в совете Пресвятыя Троицы Тебе предопеделенном, т. е. Воплощения Единороднаго Сына Божия. — Святый Ангеле Господень, молю Тя: помолись Ей о мне53.

В 11-м икосе, посвященном прегрешениям против Церкви сообразно с ее характеристиками, появляется новая организация хайретизмов. В блоке хайре-тизмов представлено несколько вариантов начал: «Согреших против.», «согреших на небо и перед Церковию...». Три хайретизма предваряются констатацией некоторой черты Церкви:

Она есть единая: Согреших против Заповеди, внушаемой Ея Единством. Ибо не тщуся и не возмогаю, по испорченности сердца, блюсти со всеми и всегда то единение, о котором молился Господь в своей Первосвященни-ческой молитве и св. Павел говорит Еф 4. 354. Св. Ангеле Божий, молюся: помолись о мне.

Она есть Святая: Согреших против Заповеди, возлагаемой Ея Святостию, — окаляв душу и тело многими нечистотами и не брежа об очищении и освящении своем теми средствами, кои преподаются в ней. — Св. Ангеле Божий! молюся: помолись о мне.

Она есть Апостольская: Согреших против Сего Ея Богодохновенного имя-ни по наваждению вражескому колеблясь в содержании учения и преданий Ею не прерывно и не изменно приятых и хранимых от св. Апостолов, не всевозможно удаляясь от учений и учителей, противных Апостолам и по-слушая иногда суесловцев и суеписцев «умом прельщенных, иже многия души развращают, учаще, яже не подобает», сквернаго ради прибытка или тщеславия. — Святый Ангеле Божий, молюся Ти: помолись о мне 55.

53 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А11/349. Л. 85-86.

54 «.стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Здесь епископ Иеремия приводит только указание на место из послания.

55 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А11/349. Л. 88 об.

В этом же 11-м блоке хайретизмов епископ Иеремия экспериментирует с эпифорой56. Хайретизмы икоса содержат следующие финали, некоторые из которых буквально или с небольшими вариациями повторяются: «Исповедаюся Тебе, Ангеле Божий, и молюся: помолись о мне, (да исправлюся)», «Св. Ангеле Божий, молюся (Ти), помолись о мне», «Св. Ангеле Божий! Помолись о мне и заступи». Рефрен икоса отличается от обычного удвоением начального «согреших».

Наконец, 12-й икос включает хайретизмы с отличными от предшествующих началами: «Ангеле Божий!» или «Ангеле Господень!». Оканчивается последний икос вместо рефрена также совершенно своеобразным образом:

Ангеле Господень! Вразуми и наставь покланятися Пречистой, Пресвятой и Животворящей язве Распятого за мя Господа моего Иисуса Христа, яже в Пречистых Ребрах Его и в Прободенном сердце, — и молю Тя: помоли-ся, да сокрушится окаменение, да поразится и сотрется страхом сердце мое, и да исторгнутся и простятся все греховныя его движения, чувствования, влечения.. Ангеле Господень, Неусыпаемый Хранителю мой! Покланяясь снятию со Креста Пречистаго Тела Распятого за мя Господа моего Иисуса Христа, и положению во гробе, молю Тя: помолися, да даруется мне, яко мертву и погребенну житие в мире сем 57.

Характерной чертой акафиста являются цитирования. Кроме включения цитат из церковных служб внутрь текста автор использует также и слова молитв русских подвижников. Можно привести пример Димитрия Ростовского, святого, которого епископ Иеремия особенно почитал. Последний икос «Покаянного акафиста» раскрывает тему поклонения Пречистым язвам Господа и имеет прямые параллели с «Целованием удов, или ран, Господа нашего Иисуса Христа во всякий день»58 и «Поклонением пяти язвам Христовым» 59 святителя Димитрия. Приведем в пример два хайретизма из 12 икоса:

Ангеле Господень! Научи мя покланятися Пресвятым Распятого Господа моего ушесам, мене ради окаянного хуления злочестиваго наполненным; и молю Тя: Помолися, да оставятся мне согрешения ушес моих. Ангеле Господень! Вразуми мя покланятися Пресвятым Распятого моего Господа устам и языку, жаждею Паленному, вкусившему оцет с желчию; и молю Тя: помолися, да простятся все грехи устен и языка моих60.

В целом влияние гимнографии святителей Димитрия Ростовского и Тихона Задонского на творчество епископа Иеремии огромно. О том, что какая-либо

56 Эпифора (от др.-греч. Ётфора — принесение, прибавление) — художественный прием, заключающийся в повторении конечных языковых единиц (звуков, слов, грамматических форм) и смежных отрезков речи с целью подчеркнуть смысл или усилить эмоциональную окраску.

57 Там же. Л. 94 с об.

58 Димитрий Ростовский, свт. Целование удов, или ран, Господа нашего Иисуса Христа во всякий день // Сочинения Святого Димитрия митрополита Ростовского. М., 1839. Т. 1. С. 243-244.

59 Он же. Поклонение Господу нашему Иисусу Христу // Там же. С. 260-265.

60 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А11/349. Л. 93 с об.

молитва была составлена в подражание творениям святителей, он неоднократно упоминает. Многие его молитвы составлены по подобию «воздыханий», «плачей» и «богомыслий», «воспоминаний» и других творений обоих святителей. Таким образом, сочинения епископа Иеремии (Соловьева) являются прямым продолжением своеобразной традиции, богословия и стиля «нежанровых» мо-литвословий, получивших развитие в творчестве святителей ХУН-ХУШ вв.

Особенности «Покаянного акафиста» демонстрируют некоторые характерные черты молитвенного творчества епископа Иеремии, сформировавшиеся за многие годы постоянной гимнографической работы. Одной из таких черт является стремление к систематическому подробному раскрытию в молитвенном или гимнографическом тексте православных догматов. Практически все молитвословия и гимны архипастыря основаны на отдельном избранном догмате, который раскрывается в долгих размышлениях над ним и описанием сопутствующих чувствований и переживаний. Таким образом, нередко, несмотря на подчеркнутый индивидуализм обращений, молитвы создают впечатление катехезы. При этом содержание текста свидетельствует о сугубо личностном характере молитвы, вплоть до упоминаний биографических фактов (хотя и несколько в общем виде) и многозначительных многоточий в тексте, отсылающих к каким-то личным мыслям и переживаниям составителя, которые не выражены эксплицитно.

В связи с особенностями текста «Покаянного акафиста» возникает вопрос о его функции. В частности, хайретизмы, учитывая практику пения этой части, представляются неудобными для пропевания как в силу своего объема, так и в силу своей пестроты. Особенности песнопения свидетельствуют, что оно создавалось своим автором в первую очередь для личного чтения. Тем не менее существование обоих акафистов было известно корреспондентам гимнографа. Вероятнее всего, о них упоминал сам составитель, который имел обыкновение посылать молитвы и гимнографию собственного сочинения в дар своим духовным чадам. В одном из своих писем архимандрит Моисей (Рыбальский)61, воспитанник епископа, бывший в то время настоятелем Площанской пустыни, просит дозволения напечатать сочинения иерарха, при этом речь идет и об акафистах62. Из письма можно заключить, что согласие на их печатание уже было получено, оставалось только подтвердить его формально. В другом письме о. Моисей упоминает о регулярном чтении в обители акафистов в разные дни недели63. Не исключено его намерение читать в монастыре и составленные преосвященным Иеремией гимны. Год спустя насельник Площанской обители, иеромонах Вениамин, просил о присылке ему акафиста Ангелу Хранителю64. Из другого письма иеромонаха мы узнаем, что он в это время заболел — страдал глухотой — и не мог

61 О биографии и связи архимандрита Моисея с епископом Иеремией см.: Богданова Т. А. «На мою долю выпал жребий весьма завидный, он научит меня переносить трудности в жизни слуги Церкви и Отечества!»: архимандрит Моисей (Рыбальский) по письмам к епископу Иеремии (Соловьеву) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 3 (15). С. 185-232.

62 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1598. Л. 117 с об. — 118.

63 Там же. Л. 115 с об. — 116.

64 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1599. Л. 5 с об.

слышать церковного чтения и пения, возможно, поэтому он пожелал иметь песнопение для сугубой келейной молитвы65. Следовательно, публикация акафистов по какой-то причине не состоялась. Таким образом, песнопения написаны как келейные, однако автор делился ими со своими знакомыми и, по-видимому, не был против того, чтобы они были опубликованы.

Пытаясь определить место епископа Иеремии в кругу составителей акафистов, живших в Синодальный период, следует отметить, что с большинством из них епископа роднит принадлежность к духовному сословию. В отличие же от многих составителей, которые оказались в ряду гимнографов исключительно из-за желания написать один или несколько акафистов, архипастырь всю жизнь занимался литературным творчеством, в том числе писал молитвы и гимногра-фические произведения в разных жанрах. Акафисты в ряду сочинений епископа занимают довольно скромное место, он довольно поздно и нечасто обращался к этому жанру. Как епископ в ситуации нарастающей популярности жанра преосвященный Иеремия был сторонником включения акафистов, в том числе новых, в церковное богослужение и, по-видимому, одобрял создание новых текстов. При этом собственным сочинениям гимнограф отводил скромное место для личной молитвы и келейного употребления ближайшего окружения. Таким образом, акафистное творчество епископа Иеремии обусловлено лишь выражением его личного благочестия, о чем свидетельствует и сугубо индивидуальный выбор посвящений святым, а также свойственной ему привычкой к написанию молитвословий. Это отличает мотивацию епископа как от составителей, создававших свои произведения по заказу отдельных лиц или общины, так и от ака-фистографов, писавших свои «неседальные гимны» по обету или по причине сверхъестественных событий.

Список литературы

Андрианова И. С. Духовная поэтесса Иг. П. А.: атрибуция письма одной неизвестной

корреспондентки Достоевского // Неизвестный Достоевский. 2016. № 4. С. 85-107. Богданова Т. А. «На мою долю выпал жребий весьма завидный, он научит меня переносить трудности в жизни слуги Церкви и Отечества!»: архимандрит Моисей (Рыбаль-ский) по письмам к епископу Иеремии (Соловьеву) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 3 (15). С. 185-232. Крейдун Г., свящ. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. М., 2008.

Марьева А. О., Захарченко Н. В. Рукопись Преосвященнаго Иеремии, б. епископа Ни-жегородскаго «Воспоминания о Пр. Иннокентие, Архиепископе Херсонском и Таврическом» // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2017. Вып. 15. С. 337-381. Немашкалов П. Г. Жизнь и деятельность преосвященного Иеремии (Соловьева) в 1843—

1849 гг. (Кавказская кафедра) // Вопросы истории. 2019. № 11. С. 222-234. Попов А. В. Православные русские акафисты. М.: Изд-во Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.

65 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1599. Л. 17.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2022. Vol. 105. P. 42-58 DOI: 10.15382/sturII2022105.42-58

Maria Sidneva, Graduate Student, Department of Church History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia marysidneva@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-0746-1398

Bishop Jeremiah (Soloviev) as a Compiler of Akathists

M. Sidneva

Abstract: This article is devoted to the Russian bishop of the 19th century, Ieremia (Soloviev) (1799-1884). He is known as a writer of akathists and, in particular, of an akathist to SSt. Antony and Feodosy and other Kiev-Pechersk wonder-workers of the 1860-70s, as well as of an akathist to the Guardian Angel. These texts are preserved in several manuscripts, were never published and have not yet been the subject of a special study. The article attempts to look at the social aspect of the phenomenon of the Orthodox Russian akathist of the 18th — early 20th centuries using the example of the life of one of the authors of the akathists. The study describes the motives behind writing akathists, identifies the place of Bishop Ieremia among other akathistographers, studies akathists in the context of literary work of this spiritual writer and traces the functioning of his texts. On the basis of archival materials, the article reconstructs the facts of the life of Bishop Ieremia, particularly those that influenced his akathists, studies connections and relations with other compilers of akathists. The akathist work of Bishop Ieremia is a vivid example of the hymnography of the "Learned Monasticism", in which more and more often in the modern time a place was given to the writing of akathists. The exclusive motivation for compiling akathists for Ieremia was his personal piety and veneration of individual saints. Like most of Ieremia's prayers, they were intended for personal use and a narrow circle of people, but not for the broad spread in the church. The stories about traditions of composing and using akathists show the development of akathist culture in the Russian Church during the Synodal period.

Keywords: Bishop Ieremia (Soloviev), Orthodox Russian akathist, N.V. Elagin, Abbess Parthenia (Adabash), Archbishop Innokenty (Borisov), compilers of akathists, making akathists, Synodal period.

Adrianova I. (2016) "Dukhovnaia poetessa Ig. P.A.: atributsiia pis'ma odnoi neizvestnoi korre-spondentki Dostoevskogo" [A spiritual poetess Ig. P. A.: attribution ofthe letter of one unknown correspondent of Dostoevsky]. NeizvestnyiDostoevskii, 2016, no. 4, pp. 85—107 (in Russian).

Bogdanova T. (2016) ""Na moiu doliu vypal zhrebii ves'ma zavidnyi, on nauchit menia perenosit' trudnosti v zhizni slugi Tserkvi i Otechestva!" Arkhimandrit Moisei (Rybal'skii) po pis'mam k episkopu Ieremii (Solov'evu)" ["An enviable lot befell me which will teach me to endure hardships in life of a servant of church and fatherland!" Archimandrite Moisei (Rybal'sky) and

References

his letters to Bishop Ieremia (Solov'ev)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, 2016, no. 3 (15), pp. 185-232 (in Russian).

Kreidun G., priest (2008) Altaiskaia dukhovnaia missiia v 1830—1919gody: struktura i deiatel'nost' [Spiritual mission in Altai in 1830-1919: structure and activities]. Moscow (in Russian).

Mar'eva A., Zakharchenko N. (2017) "Rukopis' Preosviashchennago episkopa Ieremii, b. episkopa Nizhegorodskago "Vospominaniia o Pr. Innokentie, Arkhiepiskope Khersonskom i Tavricheskom"" [Manuscript of Bishop Ieremia, the former Bishop of Nizhny Novgorod "Memoirs about St. Innokenty, Archbishop of Kherson and Tauride"]. Trudy Nizhegorodskoi dukhovnoi seminarii, 2017, vol. 15, pp. 337-381 (in Russian).

Nemashkalov P. (2019) "Zhizn' i deiatel'nost' preosviashchennogo Ieremii (Solov'eva) v 18431849 gg. (Kavkazskaya kafedra)" [Life and work ofIeremia (Soloviev) in 1843-1849 (Caucasian see)]. Voprosy istorii, 2019, no. 11, pp. 222-234 (in Russian).

Popov A. (2013) Pravoslavnye russkie akafisty [Orthodox Russian akathists]. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 20.03.2021

The article was submitted 20.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.