Научная статья на тему 'Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России'

Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2687
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАФИСТ / АКАФИСТНОЕ ПЕНИЕ / АКАФИСТНЫЙ НАПЕВ / ИКОС / РЕФРЕН / КОНДАК / СТРОКА / ВАРИАНТНОСТЬ / AKATHISTUS’ SINGING / AKATHISTUS’ TUNE / AKATHISTUS / ICOS / REFRAIN / KONDAK / LINE / VARIANTNESSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соколова Александра Владимировна

Статья посвящена рассмотрению акафистного пения в современной богослужебной практике Русской Церкви. Акафист, являясь одним из видов духовной христианской поэзии, прочно закрепился в литургической традиции Православной Церкви, получив особое распространение в России, где по сей день во многих монастырях и приходских храмах регулярно совершаются акафисты у местночтимых святынь. Материалом для исследования стали аудиозаписи и нотные тексты местных напевов акафистов, предоставленные автору регентами и певчими ряда монастырей и храмов Центральной России. Расшифровка и анализ данного материала позволили выявить отдельные существенные для современной традиции акафистного пения особенности. Это, в частности, репертуарный состав акафистных служб, своеобразие певческого исполнения, свойственное локальным традициям. В статье показано, сколь распространенным оказывается звучание широко известных акафистных напевов, кроме того, представлены оригинальные напевы, бытующие в одном или нескольких приходах и монастырях. В данной работе предпринята попытка собрать воедино разрозненные ранее певческие образцы акафистов, а также систематизировать неизданные акафистные напевы, хранящиеся в клиросных библиотеках монастырей и приходских храмов или бытующие в устной традиции. Мы постарались, с одной стороны, проследить, как повлияли указания Типикона о службе Похвалы Пресвятой Богородицы на последующую практику совершения акафистов, с другой стороны — рассмотреть характерные особенности акафистного пения, которые сложились в недрах литургической жизни Русской Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKATHISTUS’ TUNES IN THE TRADITION OF CENTRAL RUSSIA’S CHURCHES AND MONASTERIES

This article focuses on the akathistus’ singing in the contemporary practice of divine service in Russian Orthodox Church. The material of study are lots of records with akathistus’ tunes and some musical texts. Among them are as published materials as unpublished ones. Last ones were given the author by regents and choristers working in churches and monasteries of Central Russia. These materials are collected, decoded and analysed by the author and on the basis of this evidens some results were obtained. The author can reveal specific nature of widespread akathistus’ tunes as one as Sarovsky tune and so called Akademichesky tune, also can show peculiarities of local acathistus’ tunes used only in one or two churches and monasteries

Текст научной работы на тему «Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства

2013. Вып. 2 (11). С. 128-189

Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России А. В. Соколова

Статья посвящена рассмотрению акафистного пения в современной богослужебной практике Русской Церкви. Акафист, являясь одним из видов духовной христианской поэзии, прочно закрепился в литургической традиции Православной Церкви, получив особое распространение в России, где по сей день во многих монастырях и приходских храмах регулярно совершаются акафисты у местночтимых святынь. Материалом для исследования стали аудиозаписи и нотные тексты местных напевов акафистов, предоставленные автору регентами и певчими ряда монастырей и храмов Центральной России. Расшифровка и анализ данного материала позволили выявить отдельные существенные для современной традиции акафистного пения особенности. Это, в частности, репертуарный состав акафистных служб, своеобразие певческого исполнения, свойственное локальным традициям. В статье показано, сколь распространенным оказывается звучание широко известных акафистных напевов, кроме того, представлены оригинальные напевы, бытующие в одном или нескольких приходах и монастырях. В данной работе предпринята попытка собрать воедино разрозненные ранее певческие образцы акафистов, а также систематизировать неизданные акафистные напевы, хранящиеся в клиросных библиотеках монастырей и приходских храмов или бытующие в устной традиции. Мы постарались, с одной стороны, проследить, как повлияли указания Типикона о службе Похвалы Пресвятой Богородицы на последующую практику совершения акафистов, с другой стороны — рассмотреть характерные особенности акафистного пения, которые сложились в недрах литургической жизни Русской Церкви.

Из истории жанра

Как известно, слово «акафист» греческого происхождения, «акафистос химнос» означает «неседальное пение». Древнейшим Акафистом является Акафист Пресвятой Богородице, написанный в VII в. Гимн был составлен в память чудесного избавления Константинополя от аваров в 626 г. предстательством Пресвятой Богородицы. Этот Акафист прочно вошел в литургическую практику православного богослужения. Гимн стал исполняться на пятой седмице Великого Поста в чинопос-ледованииутренипраздникаПохвалыПресвятойБогородицывСубботу Акафиста1.

1 Заключенный в чинопоследовании утрени Великий Акафист делится на четыре части, перемежаясь другими молитвословиями этой службы (каждая из частей пропевается по очереди после 16-й, 17-й кафизм, после 3-й, 6-й песней канона). Кондак «Взбранной Воеводе» неоднократно звучит в разные моменты службы, становясь своеобразным рефреном всего богослужения.

Акафист содержат рукописные греческие книги — Кондакари, Минеи, Триоди, Часословы, Требники2.

К XIII—XV вв. относятся рукописи, содержащие полностью котированный Акафист ко Пресвятой Богородице. Во Флоренции, в библиотеке Св. Лаврентия находится рукопись, датированная XIII в. Она создана в монастыре Гротафер-рата писцом Симеоном и записана средневизантийской нотацией, отражающей традицию мелизматического исполнения Акафиста с чрезвычайно развитой внутрислоговой распевностью3. Существовали и другие музыкальные версии Акафиста. В ряду авторов назовем византийских мелургов XIII—XIV вв. Михаила Анеота, Иоанна Глика, Никифора Ифика, Иоанна Кукузеля, Ксена Корони-са, Иоанна Цакнополуса (XV в)4.

На исходе эпохи византийского влияния в XIV—XV вв. появляются песнопения, посвященные Господу, иконам Божией Матери, великим праздникам и святым, построенные по образцу Акафиста Божией Матери. Так, слово «акафист» из обозначения хвалебного текста, посвященного Пресвятой Богородице, становится обозначением жанра церковных песнопений в честь Господа и святых.

Акафисты, появившиеся после богородичного Акафиста, были построены по традиционному принципу подобия. Развитие акафистного творчества относится ко времени Константинопольских патриархов Исидора I Бухираса (1347—1349) и Филофея Коккина (1353—1354; 1364—1376 гг.). Известны семь гимнов патриарха Исидора, в рукописи которых содержится следующее надписа-ние: «Икосы, подобны Акафисту, творение святейшего Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидор», — Архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю Чудотворцу, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолу Павлу и двенадцати апостолам, а также сохранились два акафиста патриарха Филофея: Всем святым и Живоносному Гробу и Воскресению Господню. Впоследствии были сочинены многие акафисты в честь икон Божией Матери и святых. В нынешней литургической практике афонских греческих монастырей они, как правило, читаются на повечерии, в день праздника той или иной иконы Божией Матери или памяти святого5.

Акафисты получили не менее широкое распространение и развитие в недрах русской богослужебной практики6. Так, Акафист Пресвятой Богородице постоянно употреблялся не только в уставном богослужении, но и в повседневных келейных молитвах, о чем свидетельствуют жития русских святых. Из жития преподобного Сергия Радонежского нам известно, что во время чтения Акафиста Пресвятой Богородице он был удостоен Ее посещения в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна. Преподобный Кирилл Белозерский, читая

2Акафист // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 372.

3 Там же. С. 375-376.

4Там же. С. 376.

'Там же. С. 378.

6 Типикон содержит указания о совершении лишь одного Акафиста Божией Матери в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Акафисты, появившиеся позднее и создававшиеся по образцу Акафиста Богородицы, входят в устную богослужебную традицию, то есть никак не зафиксированы в предписаниях Устава.

Акафист Пресвятой Богородице, неожиданно услышал идущий от Ее иконы голос, повелевающий ему идти на Белоозеро, что он и исполнил, основав там знаменитый впоследствии К и р и л л о - Б ел оз е р с к и й монастырь. Житие преподобного Александра Свирского повествует о том, что при чтении Акафиста Пресвятой Богородице он сподобился видения Богоматери с Младенцем Христом в окружении Ангелов.

Переводные акафисты получили распространение на Руси во 2-й пол. XIV — нач. XV вв. Одним из первых русских акафистов явился акафист в честь преподобного Сергия Радонежского, составленный в нач. XVIII в. Большинство акафистов имеют хвалебный (недогматический) характер и посвящены особо чтимым на Руси святым.

Первоначально акафисты входили в состав келейного чтения. Новые акафисты постепенно проникали из домашнего молитвенного правила в общую церковную службу, их стали петь на молебнах, на вечернях и утренях.

В настоящее время акафист прочно вошел в богослужебную практику русских монастырей и приходских храмов. В каждом монастыре и каждом приходе, как правило, совершается чин пения акафиста, связанный с почитанием значимых для обителей и приходов икон, с престольными праздниками. Акафист может входить в состав чинопоследований суточного круга (вечерни или утрени), в чин молебна, а также являться самостоятельным литургическим последованием.

Некоторые закономерности строения акафиста

Обратимся к рассмотрению композиционных и поэтических особенностей акафистов на примере Акафиста Богородице, ставшего образцом для последующих сочинений. Самую близкую жанровую структуру имел древний Кондак7. Акафисту предпослан проимий (от греческого «проимион» — вступление) или кукулий (от греческого «куклион» — капюшон, т. е. накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего — 24 строфы в форме алфавитного акростиха. Строфы в греческой традиции именуются икосами. Малые строфы (в славянской традиции они названы кондаками) заканчиваются рефреном «Аллилуия», а большие содержат по 12 хайретизмов (приветствий, начинающихся с греч. «хайре» — «радуйся»), обращенных к Божией Матери. За двенадцатым хайретизмом во всех икосах следует рефрен «Радуйся, Невесто Неневестная».

В каждом икосе хайретизмы объединены попарно изосиллабизмом8, а также тождеством метрического рисунка. Метрическая структура Акафиста сложна и

7 Древние кондаки состояли из вступительной строфы — проимия — и из 10-ти, 20-ти строф, называемых икосами, с одинаковым рефреном. Икосы были одинаковы по размеру и метрически организованы. Акафист, таким образом, явился разновидностью древнего кондака.

8Изосиллабизм (греч. isosyllabia — равносложность, от isos — равный и syllabi — слог) — одинаковое количество слогов в отрезках речи. Используется и в прозе, и, особенно, в поэзии, являясь, в частности, основой силлабического стихосложения. Обычно сопровождается относительной упорядоченностью числа слов, расположением ударений. См.: Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1996. С. 117.

своеобразна: хайретизмы в икосах объединены в шесть пар, в каждой паре одна строка зеркально отражает другую, при строжайшей изосиллабии они связаны регулярной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой. В редких случаях рифма может отсутствовать. Для Акафиста характерно применение принципа ветхозаветной поэтики рагаПеИвтш тетЬгогат — антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози).

О певческой традиции исполнения акафистов

Во многих приходских храмах и монастырях сложилась традиция исполнения акафистов на распев9. Певчески исполняются икосы акафиста. На напев также могут распеваться первый и тринадцатый кондаки акафистов. Рассмотрение икосов показывает, что мелодическое строение большинства акафистных напевов подчинено структуре текста: напевы делятся на строки и имеют структуру, кратную четырем. Акафистные напевы отличаются простотой мелодии и гармонического языка, ясностью ритмического рисунка.

В современной певческой практике существует немало местных монастырских напевов акафистов. Основным акафистным напевом, получившим наибольшее распространение, является напев Саровской пустыни10. Саровский напев состоит из четырех строк, объединенных попарно, благодаря ладовому наклонению и гармоническому облику (пары строк создают вопросо-ответную структуру и в целом опираются на тонико-доминантовые соотношения). В первых двух строках преобладает устойчивость (тоника мажорная, гармония в целом сведена к следующим оборотам: I — IV — I — УиУ — IV — V — I). Третья и четвертая строки создают ладовый контраст по отношению к первым двум: новым тоническим устоем становится здесь VI ступень, сопоставляемая уже с ее собственной доминантой (тоника минорная, гармонические обороты автентиче-ские: I — УПг — I — Уг и Уг — I). Как большинство акафистных напевов, саровский напев построен на силлабическом прочтении словесного текста, внутри-слоговой распев появляется только в окончаниях строк. На «саровский» напев исполняют акафисты в Троице-Сергиевой Лавре, в Александро-Невской Лавре, в Саввино-Сторожевском, Серпуховском Введенском, Николо-Угрешском монастырях и многих других обителях и приходах.

Другой акафистный напев — «Академический»11 — записан игуменом Никифором для сборника «Акафист Покрову Божией Матери, совершаемый по

9Устав (Типикон) не дает указаний о певческом исполнении икосов Акафиста. Распев Акафиста Богородицы в русской традиции имел устное бытование, а кондак «Взбранной Воеводе» был нотирован. Во многих монастырях и приходах в процессе развития акафистного пения появлялись местные литургические особенности и свои самобытные напевы.

10 Приложение № 1.

11 Приложение № 2.

В богослужебной практике Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря этот акафистный напев15 употребляется с иной гармонизацией во второй и четвертой строках:

2

у 1» »

-&»— *) Г 11 т. ^ “ 2. 1 8

/ м

07 09 07 I

Строки полностью выдержаны на доминантовой функции (отметим здесь преобладающий диссонантный колорит гармонии), тоника является лишь заключительным созвучием. Первая строка завершается не традиционным доминантовым трезвучием, а ТЛ в мелодическом положении септимы, благодаря восходящему движению голосов. Этот тон продолжает звучать и во второй строке на протяжении всей зоны речитации. С появлением терцового тона ТЛ (в партии альта) образуется уменьшенное трезвучие, а в момент подъема мелодии к последнему ударному слогу строки звучит доминантовый нонаккорд.

Особо следует отметить традицию акафистного пения в храмах и монастырях Санкт-Петербурга. В Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербург существуют свои самобытные образцы акафистных напевов. Здесь за каждым текстом акафиста закреплен свой напев. Так, например, существуют напевы акафистов преп. Серафиму Саровскому16, иконе Божией Матери «Скоропослушница»17, Казанской иконе Пресвятой Богородицы18, Животворящему Кресту Господню19. Все напевы были записаны иер. Александром (Сорокиным)2 ", с голоса клирошан, певших в Князь-Владимирском соборе в 60—70-е гг. XX в. Ноты, записанные о. Александром, по сей день бережно сохраняются в клиросной библиотеке собора.

Почти все упомянутые напевы имеют четную структуру за исключением акафиста преп. Серафиму Саровскому: в этом напеве отсутствует парность строк, как правило свойственная акафистным напевам. Напев содержит три строки и рефрен21 и характеризуется мажорным наклонением, начинаясь с той же интонации, что и напев акафиста блаженной Ксении Петербургской (храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище). После появления в конце второй строки гармонической доминанты ко II ступени тональность

''Приложение № 4.

“Приложение № 5.

17 Приложение № 6.

18 Приложение № 7.

19 Приложение № 8.

20 Святц. Александр (Сорокин) — настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Санкт-Петербурге, сын протоиерея Владимира (Сорокина), настоятеля Князь-Владимирского собора.

21 Приложение № 5.

II ступени закрепляется в третьей строке. Рассматриваемому напеву свойственны ритмические остановки в зоне речитации, плавные мелодические ходы в началах и окончаниях строк, создающие в совокупности некоторую трудность для распевания текста:

1

J J ,] ,1,1 1 ] "I J А

Ф г: ‘рр Ра- дуй-ся, —ш—я—'А—Й— Г Г Г1 г пра - ви - ло ве - г г Р г ры 1 бла - го г че - ’ Г Г сти - я.

г г Г Г Г г

2

................. т [Л*

Ра - дуй - ся, о - бра- зе кро - то - сти и сми - ре - ни - я.

И Г Г Г Г Г Г Г Г Г г Г г гг

3

I—I |=у НМ

Ре ’ Г I- д> ГЙ - С я, пр е - сл а - вн —?■ о - е I ве —г - pH] —г э1Х Ве =. - ЛИ - ч —р— ? 1- н 1 г и - е 9 9

Напевы акафистов иконам Божией Матери «Скоропослушница» и «Казанская» Князь-Владимирского собора состоят из четырех строк. Напев акафиста Казанской иконе сходен с одним из вариантов «саровского» напева, употребляемого на акафистах в храмах Санкт-Петербурга. Отличия содержат лишь третья строка данного напева, а также рефрен к кондакам и икосам, строящийся на ином музыкальном материале22.

Напев акафиста иконе «Скоропослушница»23 выделяется в сравнении с другими акафистными напевами своей ладовой организацией: две первые строки звучат в миноре, две последующие, напротив, имеют мажорное наклонение. Только в конце последней строки появляется исходное минорное трезвучие, гармонически подготавливая начало припевов акафиста. Здесь также можно отметить мелодическую и гармоническую парность строк напева. Мелодия первой строки сдвигается во второй строке на секунду вниз и звучит на фоне доминантовой гармонии. Третья строка, в параллельном мажоре, построена на новом музыкальном материале, повторяющемся в четвертой строке на доминантовом уровне. Рефрен к икосам и кондакам имеет собственный напев.

22 Приложение № 7.

23 Приложение № 6.

Упомянутый выше напев акафиста Животворящему Кресту Господню24 состоит из двух строк, каждая из которых при распевании текста икосов повторяется дважды. В данном акафистном напеве зона речитации, где текст произносится на одном звуке, заменена чередованием двух аккордов (тоническое и доминантовое трезвучия), один из которых — тонический аккорд — приходится на ударные слоги:

I

-у* і і і і - в г г г г г г

бе -

Ра - дуй - ся, Кре- сте, Ты зна - мя по

г Г-

дно - е

II VI І VII VI

Напев акафиста Животворящему Кресту звучит также в церкви Спаса Нерукотворного Образа (Спасо-Парголовская) на Шуваловском кладбище Санкт-Петербурга. В Спасо-Парголовской церкви этот напев25 имеет некоторые мелодические и гармонические отличия: по-иному звучит вторая строка, начинаясь не с доминантового трезвучия, а с VI ступени, мелодическое движение, оставаясь почти неизменным, переносится на другой высотный уровень, в конце вместо поступенного движения звучит опевание VI ступени:

Спасо-Парголовская Церковь

х і * а * г * і * г і і і і і

£' ' г » ? р Г Г Г Г Г Г *

VI

Князь-Владимирский собор

п і— ] 1 і ] і— — 1=1= —

§ № І ч —н—I 1 ~ г г — — —Л г г г ь Н Н —і—і г г Ч N

Существует свой напев и для акафиста блаженной Ксении Петербургской, исполняемый в храме на Смоленском кладбище26. В этом напеве сохраняется парность строк, свойственная многим акафистным напевам, которая проявляется в мажоро-минорном соотношении пар строк, сопоставлении тонической и доминантовой функций, образующих вопросо-ответную структуру. Весь напев построен на основе мелодико-ритмической модели первой строки. Он начина-

24 Приложение № 8.

25 Приложение № 9.

26 Приложение № 10.

ется с яркой, выразительной интонации (первый аккорд — тоническое трезвучие в мелодическом положении квинтового тона), мелодический рельеф и ритм которой сохраняется во всех четырех строках:

В ряде храмов сложилась традиция пения акафистов местночтимым образам. Так, в храме Святой Троицы «Кулич и Пасха» Санкт-Петербурга принято исполнение акафистов иконе Божией Матери «Всех скорбящихрадосте»27 (с грошиками) и святителю Николаю Чудотворцу28 (чудотворная икона свт. Николая Колпинская). Напев акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих радосте» включает в себя две строки и имеет минорное наклонение. Отличительной чертой напева является ритмическая остановка в началах строк, что не характерно для акафистных напевов. Первая строка построена на тонической гармонии, вторая строка — на доминантовой.

Первые строки напева акафиста свт. Николаю Чудотворцу сходны с напевом акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих радосте», но имеют мажорное наклонение. Последние строки повторяют третью и четвертую строки напева Саровской пустыни. Особенностью данных напевов является рефрен к икосам акафиста, построенный на самостоятельном музыкальном материале. В обоих напевах сохраняется контраст напевов икоса и припева.

В ряду акафистов, за которыми закреплен свой особый напев, назовем акафист иконе Божией Матери «Отрада и Утешение». Во многих обителях эта икона является чтимым образом: в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре, в Серпуховском Высоцком мужском монастыре образ Богоматери «Отрада и Утешение» поставлен местным в приделе Похвалы Пресвятой Богородицы. Список святой иконы, принадлежавший к числу местночтимых, находится в Санкт-Петербургском Воскресенском Новодевичьем монастыре, будучи освященным в 1854 г. Текст и напев акафиста иконе Пресвятой Богородице «Отрада и Утешение»29, главной святыне Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря, написан П. Мироносицким (1928 г.). Его форма частично отражает строение Великого Акафиста: все 24 строфы начальными буквами образуют акростих «Ангелов радосте, миру отрадо», подобно тому как 24 строфы греческого Акафиста следуют 24 буквам греческого алфавита. Икосы акафиста написаны одинаковым размером, поэтому напев подходит к похвалам всех икосов. Напев написан в духе обиходной стилистики, благодаря чему он органически вплета-

27 Приложение № 11.

28 Приложение № 12.

29 Приложение № 13.

сна - я,

ется в церковно-певческую традицию всех перечисленных обителей и прочно закрепляется за текстом именно этого акафиста (иконе «Отрада и Утешение»)30. На данный напев поют акафист свт. Николаю сестры Свято-Елизаветинского монастыря г. Минска'1. В их исполнении напев обретает гармоническую вариантность. Сопоставим эти напевы.

Пример оригинального напева из издания акафиста «Отрада и Утешение» (соч. П. Мироносицкого):

Ра - дуй - ся, Де - во Всс - выш - ня - го Ма

г гг г г г г -1

О VI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,0 Приложение № 13. 31 Приложение № 14.

Приведенный нами выше основной напев помещен в сборнике игумена Ни кифора «Акафист Похвалы Божией Матери»32:

В сравнении с ним саровский напев из сборника Е. С. Кустовского «Похвала Богородице: Суббота Акафиста в пятую седмицу Великого Поста»33 содержит следующие отличия: отсутствие поступенного мелодического хода в верхних голосах в конце первой строки, а также иное созвучие в зоне речитации в началах второй и четвертой строк — доминантовое трезвучие, а не доминантсептаккорд:

Напев, приведенный в брошюре «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу»34, отличается гармонией в на-

,2 Рукописный сборник игумена Никифора «Акафист Похвалы Божией Матери». МДА, 1995. Приложение № 1.

33 Приложение № 15.

,4 Выходные данные в брошюре отсутствуют. Приложение № 16.

35 Приложение № 17.

\А^Л ,1 п (* р—„ 1 „ в—е—п о

в Г р 8 и * Р г " г Т "

3 А -уЦ О 4

4^ * 3—— - .1 , ° тгг г ■ —N1 • :

/ * г г

Напев, используемый на акафистах в учебном храме Вятского духовного училища36, отличается мелодическим движением верхних голосов во второй строке:

1 2

Гг£~ 1— . - — , . 1

. к —Г г Г-Г р— р I Г 1 - * я Г Г Г —^—*

■' 9— ^ *

Т>1

3 4

Гп^т —1— \= —

? № - —1 Ь 1 И 3 н ^ 1 Г у г 1

И-Пм Г М =В л 1=^=^

VI Б7

Особый вариант саровского напева — это сокращенный напев37, состоящий из двух строк. Первая строка напоминает мелодию 33-го псалма38:

]

Г\1„ \ 1 I \ \ \ 1 ] I ] 1 1 1

-И—1—1—*—1—*—%—1—*—*—%—1—Я 1 •> ггггггггггг ^ —*— > —н

Ела -го-слов-лю Го-сио- да на вся- ко - е вре - мя,

11 ■'»Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г [

36 Приложение № 18.

37 Приложение № 19. На данный напев исполняет акафист св. блгв. князю Даниилу Московскому Праздничный хор Свято-Данилова монастыря под управлением Георгия Сафонова.

38 Приложение № 20.

Вторая строка соответствует основному варианту напева:

і 2

[\Я 1 и ^ ] і 1 н 1=^1

^ Н Л * " у —§ 1 И і & В г 'А Г -44 о

Иной мелодический контур имеет саровский напев, употребляемый на акафистах в храмах Санкт-Петербурга (здесь имеются в виду два варианта его исполнения)39. Так, в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище употребляются оба варианта напева. Первый из них звучит на акафистах Богородице, свт. Николаю и блж. Ксении Петербургской (напев также употребляется в Никольском соборе Санкт-Петербурга)40. Для него характерно отсутствие поступенного хода к мелодическим вершинам в первой, второй и четвертой строках, эти строки имеют одинаковый мелодический контур, но в рамках гармонии традиционного напева: і 2

І

£

т

г

П

т

г Г Г

і

І

м Г Г Г Т

Г Г

Второй напев41 (вариант пения акафиста Пресвятой Богородице) отличается от традиционного саровского напева тем, что третья и четвертая строки повторяют мелодическое движение первой и второй строк:

J СІ 1 * 2 . J ^ J ]

'Г Г Г Г Г Г £ И г г г г г т= я г г г г г

39 Приложение № 21, 22.

40 Приложение № 21.

41 Приложение № 22.

Ё

ш

ж

В особую группу можно выделить акафистные напевы, сочетающие в себе строки различных напевов. Условно их можно обозначить термином «составные» напевы. Так, например, напев акафиста Иисусу Сладчайшему Успенского храма г. Екатеринбург состоит из четырех строк42: первые две строки представляют собой напев 6-го «болгарского» гласа43, а 3-я и 4-я строки являются строками саровского напева44. Строки акафистного напева храма Святой Троицы «Кулич и Пасха» сочетают в себе одновременно академический и саровский напевы (первая и вторая строки — академический напев, третья и четвертая — саровский напев)45. Напев, на который распевает акафист св. прав. Иоанну Кронштадтскому клиросный хор «Радуйся» (регент В. Ярова, церковь свт. Тихона, г. Клин), можно обозначить как вариант академического напева: первая, третья и четвертая строки взяты из академического напева, вторая строка — из саровского напева46. Заметим, что устойчивой зоной являются две заключительные строки, заимствованные из саровского напева. Можно предположить, что сочетание строк разных напевов является следствием восприятия и переработки напева в рамках той или иной церковно-певческой практики, в чем важную роль может играть устная традиция бытования.

Заключение

Таким образом, для современной традиции акафистного пения характерно наличие местных обиходных напевов. Среди традиционных напевов доминирующее положение занимает саровский напев, существующий во множестве мелодико-гармонических вариантов. Анализ певческого материала позволяет выявить устойчивые компоненты, свидетельствующие о причастности того или иного напева к обиходной стилистике церковного пения. Наиболее характерными признаками напевов икосов акафистов являются:

• содержание в структуре напева четырех мелодических строк;

• мелодико-гармоническая и ладовая парность строк;

• тонико-доминантовые соотношения между строками одной пары;

• ритмическое единообразие строк в рамках одного напева;

• относительная простота мелодии и гармонического языка.

42 Приложение № 23.

43 Приложение № 24.

44 Приложение № 1.

45 Приложение № 12.

46 Приложение № 3.

Ключевые слова: акафист, акафистное пение, акафистный напев, икос, рефрен, кондак, строка, вариантность.

Akathistus’ tunes in the tradition of Central Russia’s churches and monasteries

A. Sokolova

(St. Tikhon’s University)

This article focuses on the akathistus’ singing in the contemporary practice of divine service in Russian Orthodox Church. The material of study are lots of records with akathistus’ tunes and some musical texts. Among them are as published materials as unpublished ones. Last ones were given the author by regents and choristers working in churches and monasteries of Central Russia. These materials are collected, decoded and analysed by the author and on the basis of this evidens some results were obtained. The author can reveal specific nature of widespread akathistus’ tunes as one as Sarovsky tune and so called Akademichesky tune, also can show peculiarities of local acathistus’ tunes used only in one or two churches and monasteries.

Keywords: akathistus, akathistus’ singing, akathistus’ tune, icos, refrain, kondak, line, variantnesse.

Список литературы

1. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie russkoj pravoslavnoj tserkvi (Divine Service’ Singing of Russian Orthodox Church). Moscow, 2004.

2. Davydov I. P. Pravoslavnyj akaflsl nisskim svyatym (Orthodox akathistus to Russian Holy men). Blagoveshhensk, 2004.

3. Kozlov М., prot. 1992. ZhurnalMoskovskojPatriarhii, no. 3, pp. 43—49.

4. Kozlov М., prot. 1992. Zhurnal Moskovskoj Patriarhii, no. 4, pp. 37—49.

5. Kozlov М., prot. 2000. Zhurnal Moskovskoj Patriarhii, no. 6, pp. 83—88.

6. Likhacheva V. D., Likhachev D. S. Hudozhestvennoe nasledie DrevnejRusi (Artistic Heritage of Old Russia). Leningrad, 1971.

7. PopovA. V. Pravoslavnyerusskie akaflsty, izdannyesblagosloveniya Svyatejshego Sinoda (Orthodox russian akathistuses published on Blessing Holy Sinod). Kazan', 1903.

8. Vagner G. K, Vladyshevskaya T. F. Iskusstvo Drevnej Rusi (Art of Old Russia). Moscow, 1993.

9. Vladyshevskaya T. F. Muzykalnaya kultura Drevnej Rusi (Musical Culture of Old Russia). Moscow, 2006.

Припевы акафиста

гг*М ] ] ] ] .1 J » ]

?*•?••• р 1 •' И И

Ра - дуй - ся, Ра - до - сте - на - ша,

^

2

У М *1 М М М М 1 г по-крый нас от вся- ка - го зла честным Твоим о - мо- фо - 1Иг Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г=а—< ■ "— ром.

I

9 & X % % * 8 2 с Г Г Г Г Г ' -г Ал - ли - лу - йя, ал - ли - лу - ■< 8 1 - я.

1

О

ГГ 0 Й

- г г ал - ли - лу- Г и - я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>й •” Г » = Г

Припевы Акафиста

1 а ] ] ] ±=5^ ] .. 5—г ~

Ра-дуй-ся, Н и- ко- Н^=1= ла - е. = * ?-в— зе-ли-кий чу- до-тво - рче.

/' п ц - Г Г Г Г Г

^1 ] »

(п—3—3—3—3—9—9—3» «— ^ г г г г г г г ” _ «Ъ 1 и - л р 8 р ^*—г р »

А л-ли-л у- и - я, ал-ли -лу - и - я, ал- ли- лу - и - я.

-!г —————— Г Г ° г Г ”

Припевы акафиста

пНп 1—t—1— Е—Г“ 6 ® 4—*—*—ш—^—;р { 1—рт

-ОД— р г РГ ' а - дуйся, при- г г г г ю-до-бнс ( нм 'с-ра - (] г * Г Г г * р * р =я и- мс, Саровский чу- до-тво - рчс. ■ ■ ■ - - » ;

Припевы акафиста

1 ^

-X Ч Ч • 5

а 9 9 9 9 9 9 1% т»— Р Р И

%>

Ра - дуй - ся, Все - бла - га - я Ско - ро - по - слу - шни - це,

2

2

Л 1 1 1 1 1 1 1 1 -—"

£

Ст в»—»—»—»—»—»—*— * Р 8 =Я

про- ше- ни - я на - ша во б па - о ис- п 0Л- я - г ю - и &■ да - я.

— _

г

[Г,? ..] ] -1 ] -! -! ] ] -1 -I -1 . „ £ г> 7^

I I 1 1 1 1 1 1 1 1 ^ /ит-лч- лу- и - я ал- ли - л у - и - я, ал- ли- 1У - И - Я.

р р- " р

Ц ГГГГГГГГГГГГ

Припевы акафиста

№ И « » ] -1 * г ] »

щ) Г ад уйс ни я, Зас туп -& £ Г г; ни - це усердная 9- Р о - да х мй ри-сти - а & 73 =н я - ска- го.

Ц-—

&*]-чпЬ Г.....г

А и - та - лу - и - я, ал - ли - лу - I - I, ал - ли - лу - 1 - я.

4у|*|*1» р р. ж р Д Д I9 О

4

\ї* 1 11 J 1 1 1 — р=

г -н І і Ра - дуй- сі І, де - монскі їм 3| іаком Тв Ь=і=і ой вид у Ы - я —і - зв; У=1 ІС - н —d *— и - с.

=H1

Припевы акафиста

] , )= „

р 5 ! а- д Я а уй - ся, ! :и - в * ! О - н * ё о - сный К 1 8 ре- о сте.

^ ' Г

I' } } р: Г Г I1 ^ а! '8= * ^ »' я

бла-го-че- ста - я Не - по- Ее - ди- ма- я По- >е - да.

у'г Г ^ .1 .1 .1 -I [ I" г г г О "

1

Г' б й 1 1 1" 1 1 . . ^—- |

/ Я 1 4 и _ 4 \

п г г 4 9 г

Г ‘ Ал - ли - лу - и - я, а л - Л Й» И - Л1 У - И % - я

Iе Г Г

и———р [—^

2

г> 0 Й —1— 1

-У—Ц— 73 3 •

-ад—§ Р 1*4 ^

а. и - ЛИ - л у - И - я

%у •*

/• г г г .

ц

№ 10 Акафист блаженной Ксении Петербургской Из нот храма во имя Смоленской иконы Божией Матери 1ИК0С| 11:1,2,3,4:11 -1 -I -I -1 -1 -1 ] .1 -1 -1 -I -I -1 -1 ] -1 -1 ] 4^=1

•1 г Ра- д> ')Г г г г г г г г г г г 'й-ся, жи-ти-ем Твоим Андрею Христа гггггггР Р г ра-ди ю - ро-ди-но- му ра - вна - я.

2 *** =^=ФФ= г г г г Г Г Г [ 111111111 Г] ]

" г 1Р Рн-дуй-ся, и - ме-ни сво-е- го от-рек-шая - ся се-С ■ >я же умершей и-ме-но-ва- вша- я.

V РГ 3 _М ' И И И И 111111 |"| 1 1

^—ё-4- * г рг Ра - дуй-ея, —г 4 г *=$= ГГГГГГГГГ в к>- род-стве и - мя му - жа тво-е - Г Г Г Г Г Г г т го Ан-дре-я при-ня - вша - я.

4 т#* Г 1 N I ГГГГГГГГГ —И 1-1-1 1-1-1 1-1— ■—[—1-^~1 М :

Ц4 Ра - дуй- ся тт шшшь , именем мужским назвавшись немом * * * * ;-5 и женской отрешив - ша-я - ся. чаи ап 1

Припевы акафиста

I

,1 ] ] У «1 У ] I 1

-Щ—ш 9 9 ! я г г г г Ра - дуй - ся, К 9 3 * 5 * 9 й # Г Г Г " г се - ни - я Бла - жен - на - я.

Г [ [ £==1

Г\}*1 J J J J J .1=^== 1 Ь 1 ч

МО - Л1 •):* 1 Г - то Г ен - ш Г Г I - па о 1 Г д г ^ £ у- шах на- ших.

Г Л , 4 .

—1-4-г.— Г Г Г ' г г г г г Г II

Ал- ли - лу - и - я, ал - ли - лу - и - я, г Г Г Г Г Г 1 1 г ал - ли - лу - и - я. ~г—г—

А. В. Соколова. Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России Припевы акафиста

1

^—и- 1— 1

•’ 1 р * г г а- ^уй-с нч я, Ьо - ж |+Н и - я Ца - Т1 , 1 1, Н< ч “ - В( —{—»—*—*—Я—0 1 г г гг - С1 а не - тле - нна - я, 1 г А-*

_... ж . :: - #. .

2

г' 0 1 1 1 1 1

■-£> ] а! « 8 =5 ] 6 J » :

щ) Г све - т г Г г ла - я нг Г - на р е о О - тра - да.

к

г*- 1=) | — —4— 1|—у—«I А ;

*! 1 А »—! " Г г I - ли - л Г у - и ’ Г - я , ал Г - ли - л ь у - и ^ £ 9 ' V у Г Г г г_г - я, ал-ли-лу- I I , г I § о 1 - я.

Ц—^—1 =ф^ о ^ а а

Исследования

№ 14

Акафист святителю Николаю Чудотворцу

(Свято-Елизаветинский монастырь, г. Минск)

Икос і Сочинение П. Мироносицкош

||:1,2,3,4:||

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—\— І 1 1 1 1 І 1 і—і— —

1 р > г г і - дуй - с 9 1*—І5 9 9 9 9 9 ї » і: * г Г Г Г г г г г я, от у - тро - бы іу а - те - рни- я Ц і<Г{ 3 - чи- щ « ■ ЄН - НЫЙ.

У \>

2

1 — — —1—1— . 1

; * 1 * —і —і ш І і ? Й

VII; * а Я г г Ра - д> г й - ся Г , да г - ж г е Д( г ( КО -Г~Н н - ца о - св Ґ Я - Щ( ?■ о 2Н - гІЬіЙ.

к

Ш Ш 1111111,1 і I ш і.і І

•г г г г гггггггггггг” і"

Ра - дуй-ся, ро-жде-ни-ем свс-им ро-ди-те-лгй у - ди - ви - вый.

Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г о ^

4

ҐР^ і і і і ; ] М і і м 4 1 і |.| її

* і) Г Р г І- ду г Й-С5 г г г г г г , си - лу ДЗ - ше-вну- К 9 а 9 9 9 9 і Г Г Г Г Г Г Г а - бк -е по ро- жде-ст г ве я —У Ц & ^ о -ви - ВЫЙ.

Припевы акафиста

ГР^ ь- д т 1= ] ] =м=

^ 1 р * Г а- д} ' г - с ——1——» , г г г я, Ни - ко - ла - е, »—£—* -л Г Г Г Г ве - ЛИ - К1 Й 4} 1111 ? 1 - ДО - Т1 ИИ * Г ю - р1 1&.

: в а в ш я

\£. Д J 1 |— J ,

'О р Я Я ? ^ Г Г Г Г Ал - ли-лу- и > Г - я 4 а и- л И—1—Г7 1 - лу - йя, ал - т и в в в - лу - и - я.

Исследования № 16

Акафист преподобному Серафиму Саровскому

Саровский напев (из брошюры "Акафист

I преп. Серафиму Саровскому")

II: 1,2,3,4:11

Ра - дуй - ся, пра - ви - ло ве - ры и бла - го - че - сти - я.

Г г г г г г г г г г г г г—

¥И - е

Ра - дуй - ся, пре - ела - вно - е вг - рных ве - ли - ча - ни - е.

г г г г г г г г г г г г -1

Припевы акафиста

"ГГГГГГГГГГ г

Ра - дуй - те - ся, Ме - фо - ди - е и Ки - ри - ле,

г г г г г г г г Ш--

" ГГГГГГГГГГГ'ГГ'Г1''"

я- зык сло-вен-ских а - по- сто ли и бо- го - му- дри- и у - чи - тс - ли - с.

Г/Ь] ] Гі ч

(О % » п * й * " Г Г г г Ал - ли - лу - и —*—н о - я.

Ц 7 Ч 1 " II

После 13-го кондака

А. В. Соколова. Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России

№ 23 Акафист Иисусу Сладчайшему

Напев Успенского храма г. Екатеринбург Икос I ||: 1,2,3,4:||

Гр-

- г г г И - и - су - г г г г г г се пре-чу-дный, А- нпе ' - * 1 - лов у - ди - вле - ни - е.

2 мн.. „

«т РРРРРРРРРРРРРг** ° и 4- н - су - се прееильный, пра-ро - да- те - лей из - ба - вле - ни - е.

ш, ,и_ Г Г Г Г Г г г г г г г Г Г 1 -1 1 1

г г г г г И - и - су - се пр( г г г г г 5-сла-дкий, па-три- ар- х 1—1—я—8 и Г Г Г "—т ов ве - ли - ча -» » « о а ни - е.

—1—1—1—|- Г Г Г Г Г 1—1—1—I— Г Г Г Н " ~ :

Н~Н- И - и - су - се И И { тре-сла-вный, ве-рных ) 1 Г " -Г Р - кре - пле - ни ТУ е.

А. В. Соколова. Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России

№24

6 глас (болгарский)

II: 1.2:||

1

1Т,И] ]]]]]] .1 « ..

- Г с ■ г ве- тл У- и ’ Г Э В Г О - ск Г ре- се г - н Г й ° и - я про - по - ведь

от Ан-ге - ла у - ве-дев-ша Го-спо-дни у - че-нн- цы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.