Научная статья на тему 'Эпиграммы В. Гафта'

Эпиграммы В. Гафта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
235
34
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИГРАММЫ / ВИ ГАФТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулахметова Д. Р.

В XX веке русская эпиграмма переживает период негласного запрета, становится опасным жанром, как это было и во времена Пушкина. Обращение к этому жанру является проявлением гражданской позиции автора, его гражданской зрелости и смелости. В конце XX века в России в жанре эпиграммы стали известны поэт – пародист Александр Иванов и актёр Валентин Гафт, от эпиграмм которого, по словам современников, плакала вся Москва. Адресатом его эпиграмм стало известное автору актёрское сообщество, столичная богема. В эпиграммах В. Гафта прославляется Его Величество Искусство и честное служение ему. Так, о русском актёре Ролане Быкове поэт замечает: /Ему бы в сборную по баскетболу, //Какой-то чёрт сидит в нём, бес, //Всего-то два вершка от полу,//А звёзды достаёт с небес! / В эпиграмме, построенной на антитезе, величие таланта актёра раскрыто с помощью фразеологизмов «два вершка от полу» и «звёзды достаёт с небес». По признанию самого Гафта, именно Ролан Быков «сподвигнул» его на сочинение эпиграмм. Гимн человеческой честности и достоинству звучит в строках, посвящённых актёру Зиновию Герду, который получил на войне ранение, вследствие чего у него не сгибалось колено. Этот факт приобретает совершенно иное звучание – становится символом мужества и принципиальности:/О, необыкновенный Герд,//Он сохранил с поры военной //Одну из самых лучших черт//Коленом он непреклоненный./ Интересен фонетический рисунок эпиграммы. Преобладающий звук [о] – знак восхищения, преклонения автора перед героем его эпиграммы.Но эпиграмма — оружие обоюдоострое: пишет Гафт — пишут и на него. Гафт, как и великий Пушкин, сочиняет автоэпиграммы, что является признаком самоиронии, самокритичности:/Гафт очень многих изметелил //И в эпиграммах съел живьём. //Набил он руку в этом деле, //А остальное мы набьём. /Эпиграммы В. Гафта, как и А.С. Пушкина, отличает выраженная гражданская позиция, субъективность оценки людей и событий, они оригинальны и афористичны. Символично, что Гафт лауреат почетной для поэтов Царскосельской премии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпиграммы В. Гафта»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2014. Том 4. № 5

ID: 2014-05-81-T-3705

Тезис

Кулахметова Д.Р.

Эпиграммы В. Гафта

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Научный руководитель: к.ф.н., Ремпель Е.А.

В XX веке русская эпиграмма переживает период негласного запрета, становится опасным жанром, как это было и во времена Пушкина. Обращение к этому жанру является проявлением гражданской позиции автора, его гражданской зрелости и смелости. В конце XX века в России в жанре эпиграммы стали известны поэт - пародист Александр Иванов и актёр Валентин Гафт, от эпиграмм которого, по словам современников, плакала вся Москва. Адресатом его эпиграмм стало известное автору актёрское сообщество, столичная богема. В эпиграммах В. Гафта прославляется Его Величество Искусство и честное служение ему. Так, о русском актёре Ролане Быкове поэт замечает:

В эпиграмме, построенной на антитезе, величие таланта актёра раскрыто с помощью фразеологизмов «два вершка от полу» и «звёзды достаёт с небес». По признанию самого Гафта, именно Ролан Быков «сподвигнул» его на сочинение эпиграмм.

Гимн человеческой честности и достоинству звучит в строках, посвящённых актёру Зиновию Герду, который получил на войне ранение, вследствие чего у него не сгибалось колено. Этот факт приобретает совершенно иное звучание - становится символом мужества и принципиальности:

Интересен фонетический рисунок эпиграммы. Преобладающий звук [о] - знак восхищения, преклонения автора перед героем его эпиграммы.

Но эпиграмма — оружие обоюдоострое: пишет Гафт — пишут и на него. Гафт, как и великий Пушкин, сочиняет автоэпиграммы, что является признаком самоиронии, самокритичности:

Эпиграммы В. Гафта, как и А.С. Пушкина, отличает выраженная гражданская позиция, субъективность оценки людей и событий, они оригинальны и афористичны. Символично, что Гафт - лауреат почетной для поэтов Царскосельской премии.

Ключевые слова: эпиграммы, В.И. Гафт

Ему бы в сборную по баскетболу, Какой-то чёрт сидит в нём, бес, Всего-то два вершка от полу, А звёзды достаёт с небес!

О, необыкновенный Герд, Он сохранил с поры военной Одну из самых лучших черт Коленом он непреклоненный.

Гафт очень многих изметелил И в эпиграммах съел живьём. Набил он руку в этом деле, А остальное мы набьём.

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2014

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.