Ю. Й. ДЬЯКОВ (Москва)
Эпидемиология как предмет преподавания1
Из кафедры эпидемиологии I Московского медицинского института
Государственные испытательные комиссии, с одной стороны, и местные органы здравоохранения, с другой, отмечают, что врачи, оканчивающие лечебные и педиатрические факультеты, подчас не справляются с самыми элементарными вопросами борьбы с эпидемиями; в частности, не знают ни дезсредств, ни дезаппаратуры, не умеют производить предохранительных прививок, не умеют обращаться с прививочными материалами' и т. д. При обсуждении этого вопроса в специальном совещании выяснилось, что до сих пор нет единой точки зрения на постановку преподавания эпидемиологии в наших медицинских институтах.
Очень многие работники медицинских институтов придерживаются старого порядка, который практиковался еще в прежних медицинских факультетах, когда ряд дисциплин не был диференцирован. Так. микробиологи заявляют, что они не могут излагать вопроса о патогенных микробах, не касаясь эпидемиологии соответствующих болезней; гигиенисты считают, что они, говоря о гигиене воды, должны упомянуть о водных эпидемиях и т. д., инфекционисты утверждают, что нельзя излагать только клинику инфекционных болезней, не касаясь эпидемиологии.
Чтобы правильно разобраться в вопросе о преподавании эпидемиологии, необходимо, во-первых, понять, почему в настоящее время нельзя удовлетворяться тем, что было раньше, и требуется выделить самостоятельное преподавание эпидемиологии; во-вторых, каковы линии разграничения эпидемиологии с микробиологией, гигиеной и клиникой инфекционных болезней; в-третьих, какова должна быть база преподавания эпидемиологии.
Необходимость внесения изменений в преподавание эпидемиологии на лечебных и педиатрических факультетах вытекает прежде всего из того, что коренным образом изменилась вся постановка борьбы с эпидемиями. Дореволюционная борьба с эпидемиями не являлась государственной задачей, а по характеру и объему проводимых мероприятий была примитивна и мало диференцирована. В настоящее зремя речь идет не только о борьбе, но и о ликвидации эпидемий, самая же борьба с ними состоит из разнообразных мероприятий (точная диагностика, требующая применения не только клинических, но и лабораторных исследований, строгая и более широкая госпитализация, широкое проведение дезинфекции, выделение бациллоносителей, предохранительные прививки, сложная система мероприятий в отношении лиц, соприкасающихся с больными,-и т- д.).
Участие в борьбе с эпидемиями связывает врача с рядом учреждений и организаций (здравотдел, эпидуправление, санстанция, дез-станция, малярийная станция, прививочный пункт и т. д.). Словом, современная борьба с эпидемиями требует специальной подготовки. Только самостоятельная проработка вопросов эпидемиологии может обеспечить достаточную теоретическую и практическую подготовку в борьбе с эпидемиями в наших условиях, а это возможно лишь при наличии самостоятельного преподавания этой дисциплины, охватывающего все вопросы общей и частной эпидемиологии, выделении для нее необходимого количества часов, самостоятельного помещения, лабораторий и других учебно-вспомогательных учреждений. Линии разделения со
1 В порядке обсуждения. Ред.
смежными дисциплинами должны определяться основными' задачами, стоящими перед каждой из дисциплин.
Основной задачей эпидемиологии является изучение эпидемий с целью выработки рациональных мер борьбы с ними и предупреждения их. Изучение эпидемий представляет собой изучение эпидемиологического процесса в коллективе. Это и будет служить линией разграничения эпидемиологии от других дисциплин, так как изучения эпидемиологического процесса в коллективе не касается ни клиника, ни микробиология, ни гигиена. Клиницист изучает инфекционный процесс в индивидууме, а не в коллективе, как эпидемиолог. Поэтому инфекционист при изложении той или иной болезни может касаться лишь ограниченного круга эпидемиологических вопросов, в частности, только тех, которые непосредственно связаны с больным. Это нисколько не исчерпывает эпидемиологии, не будет являться повторением, а лишь углублением и дополнением того, что даст эпидемиолог.
Точно так же гигиенист при изложении тех или иных факторов внешней среды будет и должен касаться наличия патогенных микробов в этой среде, т. е. в воде, почве, воздухе и т. д., и последствий их присутствия, так как в противном случае не может быть дано полной гигиенической оценки самой среды, но отсюда еще далеко до процесса развития водной эпидемии, капельных инфекций и общего комплекса мер борьбы с этого рода эпидемиями. Микробиолог может затронуть лишь ограниченное число эпидемиологических вопросов, прежде всего потому, что микробиология читается на младших курсах, когда студенты еще не занимались патофизиологией и не знакомы с клиникой.
Основная задача микробиолога — дать серьезные знания по морфологии и физиологии микробов и обеспечить полное овладение основной методикой микробиологических исследований. Чрезмерное увлечение эпидемиологическими вопросами при изложении микробиологии приводит к тому, что студенты приходят на старшие курсы без достаточных знаний по микробиологии и ле владеют даже элементарной микробиологической техникой, а это затрудняет преподавание других дисциплин, в частности, эпидемиологии.
Для преподавания эпидемиологии крайне важно, чтобы студенты хорошо усвоили и гигиену, и микробиологию, так как только тогда можно раскрыть действенную роль микроба и внешней среды в эпидемическом процессе, а самое главное — это можно сделать на более высокой базе, без повторений и отходя от элементарного, по сути сан-просветного характера изложения, как это часто имеет место в настоящее время. Преподавание клиники инфекционных болезней должно вестись одновременно с изложением частной эпидемиологии: они будут друг друга дополнять и тем самым углублять знания студентов. Место преподавания эпидемиологии на лечебном факультете совершенно определенное: на седьмом семестре — общая эпидемиология и на восьмом — частная эпидемиология, с тем, чтобы к моменту производственной практики студенты могли получить полный комплекс знаний по борьбе с эпидемиями и в течение производственной практики могли это закрепить работой на периферии.
Преподавание эпидемиологии должно базироваться не только на лекционном материале, но и на практических занятиях; кроме того, кафедра эпидемиологии должна располагать санитарной станцией (в крайнем случае поддерживать лишь тесную связь с ней), практически обслуживающей определенную территорию. На этой станции студенты смогут практически знакомиться с лабораторными и эпидемиологическими работами, дезинфекционными учреждениями, прививочными пунктами, противомалярийной работой. Кроме того, связь с санитарной станцией позволит проводить более углубленно эпидемиологическое обследование случаев инфекционных заболеваний.
В системе подготовки новых врачебных кадров эпидемиологов необходимо шире использовать производственную практику студентов. До сих пор она применялась только в области терапии, хирургии и акушерства, по существу мало чем отличаясь от того, что студенты получали в соответствующих клиниках. Между тем по эпидемиологии студент на производственной практике может получить много такого, что не даст ему ни один мединститут во время академической работы. На производственной практике студенты должны работать в инфекционном отделении, проводить эпидемиологические обследования и практически знакомиться с дезинфекцией и предохранительными прививками. Кроме того, производственная практика, как показал опыт санитарно-гигиенического факультета, дает богатый материал для преподавания и для работы студенческих кружков по эпидемиологии. В то же время производственная практика облегчает связь кафедры эпидемиологии с противоэпидемическими учреждениями периферии, а это абсолютно -необходимо для преподавания эпидемиологии.
Создание самостоятельных кафедр на лечебных и педиатрических факультетах признано необходимым еще в 1939 г. на Всесоюзной конференции микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов и должно быть реализовано в ближайшее время. Дальнейшее затягивание этого вопроса совершенно недопустимо, ибо улучшение подготовки молодых врачей по вопросам борьбы с эпидемиями настойчиво выдвигается самой жизнью, в частности — задачами быстрейшей ликвидации ряда инфекций и обеспечения обороноспособности нашей страны.
Д. И. КАНТОР (Ленинград
Бактерицидные свойства роданистых
соединений
Из лаборатории дезинфекционной , бригады Ленгорздравотдела (зав. — проф. П. А. Пацановский, зав. научно-исследовательской частью — проф. Я. Л. Окуневский)
Бактерицидные свойства роданидов с давних пор привлекают внимание исследователей. В 1895 г. Эдингер впервые применил роданиды в дезинфекционной практике. Бактерицидность их изучали за границей, кроме Эдингера, Миллер (1895), Дикомейт (1933), Локеман и Ульрих (1930—1937), Бауман (1937), Зейланд (1938) и др.
У нас в Союзе выяснением возможности применения роданидов в дезинфекции занимались в 1937—1938 гг. Щелку нова и Уманская.
Хорошая растворимость в воде, бесцветность, отсутствие запаха и, по литературным данным, способность растворять слизь и белок, а также слабая токсичность выгодно отличают роданиды от некоторых других дезинфектантов.
Исследуя бактерицидные свойства различных неорганических и органических кислот — роданистой, соляной, серной, азотной, муравьиной, уксусной, трихлоруксусной и винной, Эдингер пришел к заключению, что наиболее сильным бактерицидным действием отличается роданистая кислота (HCNS). Эдингер объясняет это высокой способностью роданистой кислоты к диссоциации и находит, что бактерицидность ее зависит от количества свободных водородных ионов. Локеман и Ульрих выяснили, что на вегетативных микробов действует бактерицидно ро-