Научная статья на тему 'Эпидемиология черепно-мозгового травматизма'

Эпидемиология черепно-мозгового травматизма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
950
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ / ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМАТИЗМ / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / EPIDEMIOLOGY / CRANIOCEREBRAL TRAUMATISM / SIBERION FEDERATION REGION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орехова Г. Г., Бабенко А. И.

Проанализированы литературные и статистические данные об эпидемиологии черепно-мозгового травматизма в различных регионах мира, России и на отдельных территориях Сибири. Показана наибольшая значимость распространенности травм данного вида в Сибирском федеральном округе для Кемеровской и Новосибирской областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орехова Г. Г., Бабенко А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the results of analysis of literature and statistical data on epidemiology of craniocerebral traumatism in various region of the world, Russia and Siberia. The most significance of such traumas prevalence in Siberion Federation Region is shown for Kemerovo and Novosibirsk oblasts.

Текст научной работы на тему «Эпидемиология черепно-мозгового травматизма»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Г.Г. Орехова, А.И. Бабенко

ГУ НИИ комплексных проблем гигиены и профзаболеваний СО РАМН

г. Новосибирск, г. Новокузнецк

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ЧЕРЕПНОМОЗГОВОГО ТРАВМАТИЗМА

Проанализированы литературные и статистические данные об эпидемиологии черепномозгового травматизма в различных регионах мира, России и на отдельных территориях Сибири. Показана наибольшая значимость распространенности травм данного вида в Сибирском федеральном округе для Кемеровской и Новосибирской областей.

Ключевые слова: эпидемиология, черепно-мозговой травматизм,

Сибирский федеральный округ.

The article deals with the results of analysis of literature and statistical data on epidemiology of craniocerebral traumatism in various region of the world, Russia and Siberia. The most significance of such traumas prevalence in Siberion Federation Region is shown for Kemerovo and Novosibirsk oblasts.

Key words: epidemiology, craniocerebral traumatism, Siberion Federation Region.

Актуальной мировой проблемой являются черепно-мозговые травмы как следствие роста бытового и производственного травматизма, травм, полученных при локальных и военных конфликтах и стихийных бедствиях. При этом идет постоянное увеличение числа пациентов, имеющих ту или иную пожизненную неврологическую симптоматику.

Первым большим трудом по изучению ЧМТ явилась коллективная работа 1934-1935 гг. сотрудников Московского института нейрохирургии во главе с Е.М. Россельсом [1] под руководством профессора Н.Н. Бурденко. Ими были проанализированы истории болезни 1415 больных с нейротравмами за 1931 год, при этом установлено, что в общем массиве повреждения мягких тканей головы были диагностированы у 75 % пострадавших, сотрясения головного мозга — у 33 %, внутримозговые гематомы — у 7,5 %, переломы костей черепа — у 21 %.

Дальнейшие исследования различных авторов показали весьма значительный разброс показателей черепно-мозгового травматизма. Лебедев В.В. показал, что в Ленинграде в 1958 г. больные с ЧМТ составили 20,3 % от всех полученных травм, а в 1966 г. их число выросло до 49,1 % [2]. В Москве в 19691971 гг. на долю ЧМТ приходилось 25-30 % всех травм в городе.

По сведениям, полученным в научном центре Olmsted Country (штат Миннесота, США), за период с 1935 по 1974 гг. частота ЧМТ выросла с 1,17 до 2,70 у мужчин и с 0,46 до 1,16 у женщин в расчете на 1000 человек [3, 4, 5]. По данным Klauber M.R. et al. [6], частота травм головы составляет 3 %0.

В целом до 1985 года исследования базировались на различных методиках и охватывали разные кон-

тингенты больных, главным образом, госпитализированных в стационары. Это приводило к учету преимущественно тяжелых повреждений и случаев смерти на догоспитальном этапе и недоучету более легких видов травм. В то время все исследования проводились эпизодически в различных регионах и без единой для всех исследователей программы. Только в 1985 году приказом Минздрава СССР № 1137 была утверждена национальная отраслевая научно-техническая программа С-09 «Травма центральной нервной системы» на 1986-1990 гг., и впервые в стране было проведено крупномасштабное изучение эпидемиологии ЧМТ в 30 крупных городах и в 27 сельских районах с общей численностью населения более 30 млн. человек.

Было установлено, что по состоянию на 1987 год частота распространенности ЧМТ в СССР составила 4,0 на 1000 населения (от 2,1 до 7,2). Это не менее 1,2 млн. человек в год. Показатель среди мужчин (от 2,7 до 9,7 %0) оказался в 2-3 раза выше, чем среди женщин (от 1,6 до 5,2 %). Среди больных с тяжелой ЧМТ 57-70 % пострадали в быту, где 2550 % приходилось на преднамеренные травмы (нападения, драки и т.п.). Дорожный травматизм составил 10-20 %, из которых только половина происшествий была связана с автоавариями. Алкогольное опьянение зафиксировано в 10-15 % случаев ЧМТ. 1,22,2 % приходится на долю производственных травм и столько же на долю спортивных. Наиболее часто ЧМТ встречаются у мужчин в возрасте старше 60 лет. Случаи сотрясения головного мозга составили 8190 %, ушибов головного мозга — 5-12 %, сдавливания головного мозга — 1-9 %. Частота госпитализации при ЧМТ составила в среднем 2,0 на 1000 человек.

Mn Т ПАПО СУШЯшта

10 № 2 2008 в Кузбассе

По отдельным городам СССР частота распространенности ЧМТ носила неоднородный характер. Так, в Риге она составила 7,2 %, в Самарканде — 9 %о. Среди городов России наиболее высокая частота ЧМТ зарегистрирована в Санкт-Петербурге — 9,73 %о, за которым следует Ижевск — 7,33 %о. Наиболее низкие показатели частоты распространенности ЧМТ отмечены в Новосибирске — 3,3 % (на 1000 чел.), в Саратове и Донецке — 0,33 %о. Вероятно, такая существенная разница в показателях, как считает Симонович А.Е. [7], связана с тем, что доля обратившихся по поводу ЧМТ к врачу в разных городах различна, а методика регистрации травм неодинакова у разных авторов.

В последние годы исследованиями Могучей О.В. [8] по Санкт-Петербургу получены эпидемиологические данные, где к ЧМТ отнесены все случаи ушибов мягких тканей головы. При этом частота ЧМТ в расчете на 1000 населения достигла 8,65 случаев, из которых 36,3 % составили повреждения мягких покровов головы. Этот же подход был использован и в исследованиях Шумаускаса Р.К. [9], который установил, что распространенность ЧМТ в Вильнюсе составила 5,16 на 1000 населения, при этом доля пострадавших с повреждениями мягких покровов головы составила 32,5 %.

Вопрос о наличии травм головы изучался и методом опроса населения, когда «удар головой», «ранение и ушиб головы» могут быть расценены, как перенесенная в прошлом ЧМТ. В целях получения однородных показателей о пострадавших с ЧМТ некоторые авторы предлагают использовать данные о госпитализации и пролеченных вне стационара больных, которым диагноз устанавливался на основе клинических, рентгенологических и других видов исследований, т.е. по законченным случаям лечения.

Несмотря на возросшее в последнее время число публикаций, сведения по эпидемиологии ЧМТ остаются недостаточными, плохо сопоставимыми в силу различных подходов, как в методологии, так и в сборе, а в конечном итоге и в анализе полученных данных.

Проведенное нами статистическое исследование распространенности черепно-мозгового травматизма на территории РФ по данным специальных статистических материалов (Ежегодные статистические материалы: Социально значимые заболевания населения России) показало, что ежегодно в Российской Федерации регистрируются 540555 тысяч внутричерепных травм (шифр по МКБ-10 — S06), что составляет 4,2-4,3 % от общего количества травм. Уровень распространенности внутричерепного травматизма в среднем по РФ в 2001-2006 гг. составлял 386,0 на 100 тыс. населения.

Среди территорий России наибольшее их число отмечается в восточных регионах (Сибирский, Дальневосточный и Уральский федеральные округа), а также в Северо-Западном федеральном округе, с частотой встре-

чаемости 450,8-508,7 на 100 тыс. жителей. В Сибирском федеральном округе (СФО) ежегодно регистрируются 85,5-90,5 тысяч внутричерепных травм, что от общей их численности по России составляет 22,8 %, т.е. каждая четвертая-пятая внутричерепная травма приходится на жителя СФО. В среднем, количество травм подобного рода в округе — 430,7 на 100 тыс. жителей.

Среди территорий Сибири (табл. 1) наиболее высокие уровни внутричерепного травматизма зафиксированы в Кемеровской (657,4 на 100 тыс. населения), Новосибирской областях (472,9), а также в Республике Алтай (494,1).

Уровень и объем населения, нуждающегося в соответствующей медицинской помощи, определяют необходимость реализации специфических медицинских технологий при лечении и реабилитации пациентов с последствиями внутричерепной мозговой травмы. В абсолютном выражении более всего установлено больных в Кемеровской и Новосибирской областях (соответственно, 19,2 и 12,8 тыс. человек), и на их долю приходится, соответственно, 21,8 % и 14,5 % всех зарегистрированных по СФО.

К численности лиц, получивших внутричерепные мозговые травмы, следует добавить и больных, перенесших переломы черепа и лицевых костей (шифр по МКБ-10 — S02). У данной категории пациентов также могут развиться неврологические синдромы, требующие кранио-мануальной терапии.

Ежегодно в РФ регистрируются до 160 тысяч травм подобного рода, что составляет 112,2 на 100 тыс. населения. Среди регионов России высокий уровень переломов черепа и лицевых костей отмечается в Северо-Западном и Уральском федеральных округах (136,8-146,6 на 100 тыс. населения). В Сибирском федеральном округе этот показатель чуть выше среднероссийского уровня — 116,1. Абсолютное число переломов данных частей тела в Сибири составляет 22,0-25,5 тысяч, что соответствует 15,9 % от общего их числа в России.

Таблица 1

Количество внутричерепных травм населения Сибирского федерального округа в среднем за период 2001-2006 гг.

Территория В среднем за период (абс.) Удельный вес (%) В среднем на 100 тыс.

Сибирский федеральный округ 88051 100,0 430,7

Республика Алтай 1013 1,2 494,1

Республика Бурятия 2473 2,8 243,7

Республика Тыва 1208 1,4 382,2

Республика Хакасия 2160 2,5 377,0

Алтайский край 7302 8,3 280,2

Красноярский край 11465 13,0 382,0

Иркутская область 11989 13,6 444,0

Кемеровская область 19226 21,8 657,4

Новосибирская область 12800 14,5 472,9

Омская область 8634 9,8 408,5

Томская область 6376 7,2 602,8

Читинская область 3402 3,9 276,6

ОУШщит ..

вКуэбассе N2 2 2008 11

Среди территорий Сибирского федерального округа (табл. 2) наиболее высокие уровни переломов наблюдаются в Республиках Тыва (159,6 на 100 тыс. населения) и Алтай (130,8), Иркутской (136,8), Новосибирской (127,1) и, особенно, Кемеровской (225,9) областях. В абсолютном выражении наибольшая потребность а оказании медицинской и реабилитационной помощи имеет место в Кемеровской, Иркутской, Новосибирской областях и Красноярском крае (от 3,3 до 6,6 тыс. человек в год).

Таким образом, если суммировать общие потребности в медицинской помощи лицам, получившим внутричерепную травму, а также переломы черепа и лицевых костей, то в Кемеровской и Новосибирской областях такие пострадавшие составляют, соответственно, 23,1 % и 14,5 % от всей численности травм данного вида в Сибири.

Среди внутричерепных мозговых травм в лечебно-диагностическом и реабилитационном аспектах для реализации соответствующих кра-нио-мануальных технологий имеет значение частота закрытых черепно-мозговых травм (ЗЧМТ), их половозрастные особенности. Официальной статистики в данном информационном виде не ведется. Специальное исследование по материалам стационарных отделений наиболее крупных ЛПУ Новосибирской области (Областная клиническая и 1-я Городская клиническая больницы г. Новосибирска) показало, что с диагнозом «Закрытая черепно-мозговая травма» (шифр по МКБ-10 — Т90.5) в среднем за год регистрируются от 1300 до 1500 пациентов. Это, как правило, лица со средней и тяжелой формами последствий черепно-мозговых травм, составляющие примерно 10 % от общего количества зарегистрированных внутричерепных травм.

В половом аспекте 52,5 % приходится на лиц мужского пола. При этом наибольшее число травмированных (табл. 3) составляют пациенты в возрасте до 30 лет (69,8 %). Средний возраст больных данной патологией составил 27,3 лет.

Таким образом, проведенный анализ литературных и статистических материалов свидетельствует

ЛИТЕРАТУРА:

Таблица 2

Количество переломов черепа и лицевых костей населения Сибирского федерального округа в среднем за период 2001-2006 гг.

Таблица 3

Структура больных с закрытой черепно-мозговой травмой, госпитализированных в стационарные отделения ЛПУ г. Новосибирска (в %)

Возраст (в годах) Удельный вес (%)

До 20 37,7

20-29 32,1

30-39 12,4

40-49 12,8

50-59 3,7

60 и старше 1,3

Всего 100,0

о характере распространенности черепно-мозгового травматизма на отдельных территориях Сибири. Наибольшую проблему черепно-мозговой травматизм представляет для Кемеровской и Новосибирской областей, что предопределяет реализацию соответствующих организационных и медико-реабилитационных технологий оказания помощи пострадавшим.

Территория В среднем за период (абс.) Удельный вес (%) В среднем на 100 тыс.

Сибирский федеральный округ 23762 100,0 116,1

Республика Алтай 268 1,1 130,8

Республика Бурятия 273 1,1 26,9

Республика Тыва 496 2,1 159,6

Республика Хакасия 680 2,9 118,6

Алтайский край 2069 8,7 79,2

Красноярский край 3301 13,9 109,8

Иркутская область 3702 15,6 136,8

Кемеровская область 6620 27,8 225,9

Новосибирская область 3446 14,5 127,1

Омская область 1500 6,3 70,8

Томская область 766 3,2 42,4

Читинская область 640 2,7 51,9

1. Россельс, Е.М. Организация и принципы построения нейрохирургической помощи при травме центральной нервной системы: Краткий отчет о нейрохирургической конференции (3-6 мая 1935 г., Москва) /Россельс Е.М. //Новый хирургический архив. - 1935. -Т. 34. - С. 580.

2. Лебедев, В.В. Об организационно-лечебных путях снижения летальности и инвалидности при черепно-мозговой травме /Лебедев В.В. //Вопросы нейрохирургии. - 1973. - № 3. -С. 32-36.

3. The incidence, causes and'secular trends of head trauma in Olmsted county, Minnesota, 19351974 /J.T. Annegers, J.D. Grabow, L.T. Kurland, E.R. Laws //Neurology. - 1980. - V. 30. -N 9. - P. 912-919.

4. Jones, J.T. Emergency evacuation and care in Australia /Jones J.T. //Neurotrauma Symp. Cruise Moscow - Volga river: Program and Abstr. - Moscow, 1997. - P. 171.

Mn nnno СУуШтна

12 № 2 2008 вКузбассе

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Kraus, J.F. Injury to the head and spinal cord. The epidemiological relevance of the medical literature published from 1960 to 1978 /Kraus J.F. //J. Neurosurg. - 1980. - V. 53. - Suppl. 12. -P. 3-10.

The epidemiology of head injury: a study of an entire community. San Diego County, California /M.R. Klauber, B.E. Connor, L.F. Marshall, S.A. Bowers //Am. J. Epidemiol. - 1981. -V. 113, N 5. - P. 500-509.

Симонович, А.Е. К вопросу об изучении нейротравматизма в промышленном районе Новосибирска /А.Е. Симонович, С.С. Рабинович, А.Д. Кривошапкин //Эпидемиология травмы ЦНС. - Л., 1989. - С.20-23.

Могучая, О.В. Эпидемиология черепно-мозговой травмы среди взрослого населения, вопросы профилактики и научное обоснование организации лечебно-профилактической помощи в крупном городе (на модели Санкт-Петербурга) /О.В. Могучая: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 1993. - 14 с.

Шумаускас, Р.К. Эпидемиология травмы черепа и головного мозга в г. Вильнюсе, организация медицинской помощи и совершенствование лечения данных больных /Р.К.Шумаускас: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 1998. - 24 с.

БЕЛЫЙ ХЛЕБ И ВОДА - ЗДРАВСТВУЙ ПОЛНОТА Сидеть на хлебе и воде - не значит быть стройным. Так считают врачи-диетологи из Диетической Ассоциации США и Северного Госпиталя в Нью-Йорке, занимающиеся проблемой влияния белого хлеба на полноту.

Все дело в цвете хлеба, если он белый - то вероятность набора дополнительных килограммов весьма высока. Корочки этого хлеба, как и сухарики из него, способны привести к образованию животика, напоминающего пивной. Причина кроется в том, что, в отличие от черного, белый хлеб не имеет основной части волокон клетчатки зерна, так как их из него просто-напросто изымают во время рафинирования муки. Утверждения эти основаны на трехлетнем эксперименте с участием жителей США среднего возраста, часть которых питалась белым хлебом, а часть - хлебом из муки грубого помола. В результате ценители белого хлеба стали шире в талии в три раза, по сравнению с теми, кто все это время употреблял хлеб грубого помола. Еще бы, ведь каждый год талия первых прибавляла 1,75 см в объеме из-за того, что белый хлеб из рафинированной муки усваивался организмом по-иному, чем черный. Организм запасался рафинированными калориями, накапливая их в виде жира. Так что, и к выбору хлеба надо относиться внимательно.

Источник: www.medplaneta.ru

ОУШщит ..

вКуэбассе № 2 2008 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.