учащихся СПТУ больше, чем у их сверстников, обучающихся в общеобразовательных школах.
Таким образом, анализ материалов изучения влияния учебно-производственной нагрузки на функциональное состояние организма учащихся СПТУ показал, что она превышает установленную учебными планами, нередко составляя 42—44 ч в неделю. Это вело к тому, что особенно перегруженными становились дни теоретических занятий, которые длились 7—8 ч, а иногда и 9 ч. В результате •у учащихся развивалось утомление и переутомление.
На основании полученных данных были разработаны «Методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся средних ПТУ», утвержденные заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и заместителем министра здравоохранения СССР 30—31/У 1978 г. Рекомендация о снижении учебно-производственной нагрузки до 36 ч в неделю была сделана в ходе выполнения работы и учтена при создании новых учебных планов и программ, которые действуют с 1/1Х 1978 г.
ч
УДК 612.395-08:812.741.91:612.ее
Литература. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. Громбах С. М., Сапожникова Р. Г., Глушкова Е. К. и др. — В кн.: Гигиена детей н подростков. М., 1970, вып. 2, с. 111—143. Зубкова В. М., Куинджи Я. Я., Сапожникова Р. Г. — В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М., 1975, с. 43—77. Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. М., 1974.
Сердюксвская Г. Я., Громбах С. М. — В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М., 1975, с. 170. Сперанский Г. Я., П ратусевич /О. М. — Докл. АН СССР,
1967, т. 175, с. 1193—1196. Храмцова А. Д., Г ушник Б. И., Киселева Л. А. — Гиг. и сан., 1976, № 10, с. 26—28.
Поступила 08.07.81
Summary. The analysis of materials concerned with the study of the impact of educational and occupational load on the body function of students of vocational-technical schools showed the existing load to exceed the one approved of by the school curriculum (not infrequently it makes up 42—44 hrs. a week). As a result, the days of theoretical studies have become particularly overloaded (7—8 hrs., sometimes 9 hrs.) and brought about fatigue and overstrain in students.
М. М. Филиппов, П. М. Карповеи,
ЭНЕРГОТРАТЫ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ПРИ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ состояниях И МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Институт физиологии им. А. А. Богомольца АН УССР, Киев
Изучение суточных энерготрат юных спортсменов в разные возрастные периоды при занятиях различными видами спорта представляет значительный интерес не только для возрастной физиологии, но и для гигиенистов, разрабатывающих режимы питания, рассчитывающих объем и калорийность пищи, необходимые для удовлетворения энергетического запроса растущего организма.
В подростковом возрасте в процессе полового созревания осуществляется перестройка нейрогумо-ральной регуляции основных жизненных функций организма, вызывающая значительные колебания как суточного энергетического обмена, так и энергетической стоимости выполняемой механической работы и, таким образом, работЪспособно-стн. В литературе имеются данные о том, что в связи с нерациональным питанием у подростков-спортсменов может иметься избыток энерготрат в энергетическом балансе (3. И. Знаменская и соавт.) или их дефицит (И. И. Александров и соавт.; Оеуас1а8 и соавт.), что необходимо учитывать, особенно в специализированных школах-интернатах спортивного профиля. Для определения у спортсменов суточных энерготрат необходим учет расхода энергии как при различных функциональных состояниях и функциональной физио-
логической активности, так и при спортивных тренировках.
В связи с этим в настоящей работе поставлены следующие задачи: определение уровня энерготрат в условиях основного обмена у юных спортсменов школы-интерната спортивного профиля, получение показателя расхода энергии у данного контингента юных спортсменов при некоторых функциональных состояниях и функциональной физиологической активности, установление норм энерготрат у юных спортсменов при мышечной деятельности, сопровождающейся различной частотой сердечных сокращений (ЧСС).
Обследованы 202 мальчика и девочки 2 возрастных групп (11—13 и 14—17 лет), которые занимались легкой атлетикой, плаванием,спортивной гимнастикой, фехтованием и футболом. В табл. 1 представлены количественный состав и характеристики юных спортсменов школы-интерната спортивного профиля Киева. Энерготраты рассчитывали по калорической стоимости потребленного кислорода с учетом дыхательного Коэффициента, используя метод Дугласа — Холдена. Применяли специально разработанную для детей дыхательную маску с облегченным сопротивлением дыханию, выдыхаемый воздух собирали для определения
объема (на газовом счетчике ГСБ-400) с помощью тонких резиновых аэрозондов, газовый анализ проводили на аппарате «Спиролит».
Энерготраты при физической нагрузке определяли следующим образом. У юных фехтовальщиков после предварительного привыкания к условиям эксперимента, во время Выполнения работы (на велоэргометре ВЭ-02) при установлении нагрузки, соответствующей стабилизации ЧСС на протяжении не менее 3 мин от 100 в минуту до индивидуально возможного максимума через каждые 10 ударов в минуту, измеряли энерготраты.
Проведенные нами исследования показали целесообразность экспериментального определения основного обмена у юных спортсменов, так как полученные данные заметно отличались от приводимых в литературе (от +14,5 до —14-,3%; Н. К. Витте и Н. М. Петрунь).
Нами установлено, что энерготраты в условиях основного обмена снижаются с возрастом у юных спортсменов обоего пола. В отличие от нетренированных подростков, у которых в течение пубертатного периода интенсивность энерготрат (на 1 кг массы тела и 1 м2 его поверхности) в условиях основного обмена возрастает * (А. 3. Колчинская), у спортсменов этого не наблюдается, что, очевидно, связано с влиянием спортивной тренировки, приводящей к снижению интенсивности энерготрат в условиях основного обмена.
Нам не удалось найти данных об энерготрата\ в основном обмене у спортсменок различного возраста.
Проведенные исследования позволили также выявить, что энерготраты зависят от позы покоя, а также функциональной физиологической активности (табл. 2). В отличие от данных литературы, свидетельствующих об одинаковых энерготратах в условиях относительного покоя и основного обмена (Л. 3. Штода), полученные нами показатели независимо от позы у обследованных всех групп оказались достоверно выше, чем в основном обмене. Несмотря на повышение энерготрат при переходе из горизонтального положения в вертикальное установленные различия внутри каждой группы были недостоверны.
Исследования, выполненные при мышечной деятельности, дали возможность выявить зависимость между уровнем энерготрат и ЧСС (см. рисунок). Как видно на рисунке, при всех фиксированных режимах ЦСС энерготраты (как общие, так и удельные) были наивысшими у спортсменов-мальчиков 14—17 лет, при этом энергетическая стоимость работы оказалась ниже, чем у лиц остальных групп, т. е. на выполнение единицы работы затраты энергии у них были наименьшими. При сравнении данных группы девочек 14—17 лет с показателями группы мальчиков 11—13 лет установлено, что, несмотря на большие абсолютные величины энерготрат у девочек-подростков, при расчете на 1 кг массы тела они более высоки у мальчиков (см. рисунок). Указанное свидетельствует о том, что соот-
Таблица 2
Энерготраты (в ккал/мин) у юных спортсменов при различном функциональном положении (М±т)
Функциональное положение Энерготраты мальчиков Энерготраты девочек
11 — 13 лет 14 —17 лет 11 — 13 лет 14—17 лет
общие | на 1 кг массы общие на 1 кг массы общие на 1 кг массы общие на 1 кг массы
Лежа Сидя Стоя ХодьОа в среднем темпе Ходьба по лестнице 1, 416± 0, 13 1.514±0, 161 1 ,591 ±0. 1 17 2. 817 ±0. 105 3,653±0. 141 0, 035 ±0.002 0.033±0.003 0 , 035 ± 0. 002 0.061 ±0.002 0,099 ± 0, 004 1,724 ±0,18 1.961±0.177 1.972±0.18 3.4!2±0,51 5,43±0,238 0.029±0.003 0.033±0.00! 0.033±0.003 0.05?±0.005 0.083±0.001 1.103±0.1 1.187±0.141 1.291 ±0.128 1.806±0.|» 3.262±0.317 0.03±0.008 0,031±0,003 0,034± 0.001 0.048±0,004 0.09±0,002 1.113±0.014 1.201 ±0,092 1.315±0.098 2.228±0.074 4,865±0,169 0.021 ±0,0014 0.022±0.0011 0.024±0.002 0,041 ±0.002 0,07б±0,003
ношение активной .массы к общей массе тела у девочек меньше. Это подтверждается данными литературы (В. Б. Шварц; Рапгкоуа) и обусловлено значительным повышением у девочек в период полового созревания доли жировой части в общем составе тела. В связи с тем что энерготраты принято определять на 1 м2 поверхности тела, мы провели и такие расчеты (см. рисунок).
Выводы. 1. Расход энергии у учащихся школы-интерната спортивного профиля в условиях основного обмена отличается от должного, поэтому при расчете суточных энерготрат у юных спортсме-
Энерготраты (а — общие, ккал/мин; б — ккал на I кг массы тела; в — ккал/мин на 1 м2 поверхности тела) у юных фехтовальщиков при мышечной деятельности, сопровождающейся различной ЧСС.
I — мальчики 11 — 13 лет; 2 — мальчики 14 — 1" лет; 3 — девочки 14 — 17 лет.
нов необходимо специальное определение основного обмена.
2. Установлены нормы энерготрат у юных фехтовальщиков при мышечной деятельности, сопровождающейся различной частотой пульса.
3. Представленные показатели энерготрат могут быть использованы при расчете общих суточных энерготрат и энергообмена у юных спортсменов.
Литерату ра. Александров И. И., Лукащук Ю. К-, Усоскин Э. Г. — В кн.: Проблемы питания спортсменов в разных видах спорта, Л., 1974, с. 33—40. Александров И. И., Шишина Н. Н. — В кн.: Питание
и спорт. Л., 1976, с. 83—88. Витте Н. К., Петрунь Н. М. Определение газового
обмена у человека. Киев, 1955. Знаменская Э. И., Лебедева А. Ф., Быстрова Г. Г. и др. — В кн.: Проблемы питания спортсменов в разных видах спорта. Л., 1974, с. 46—49. Колчинская А. 3. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. Киев, 1973: Шварц В. Б. — В кн.: Детская спортивная медицина. Под ред. С. Б. Тихвинского и С. В. Хрущева. М., 1980, с. 278—283. Штода Л. 3. — В кн.: Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1978, вып. 2, с. 53—58. Devadas R. P., Sakihivelmani A., Koveri R. — Indian.
J. Nutr. Diet., 1979, v. 116, p. 435—439. Parizkova J. — Progr. Food and Nutr. Scu, 1976, v. 2, N 5, p. 237—247.
Поступила 11.03.81
Summary. Using Douglas-Holden's method of indirect calorimetry, energy expenditure data were obtained for pupils (boys and girls aged 11-13 and 14-17 years) of a sporting boarding school, including data about basal metabolism at relative rest (when )ying, sitting, and standing), during walking on an even surface and upstairs, and during muscular activity accompanied by varying heart rates. It is shown that in calculating daily energy expenditure in young athletes, basal metabolism needs to be specially determined since tabular data may differ from the actual figures by + 14.5 to —14.3%. The energy expenditure data reported by the authors may be of use in calculating daily energy expenditures and energy metabolism in young sportsmen.