Функциональная насыщенность территории уменьшается в направлении от центра к границам, изменяется концентрически [4 с. 31].
Доступность природных ресурсов определяет возможность их использования в составе турпродукта и увеличивает вероятность посещения туристами того или иного района.
Для туроператоров важнейшими условиями приема туристов являются повышение уровня обслуживания и комфорта и снижение тарифов на авиаперевозки.
С целью расширения возможностей приема туристов необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Для упрощения передвижения туристов требуется создание эффективно работающей сети международных и внутренних перевозок. Проблемы въездного и внутреннего туризма прямо или косвенно влияют на объемы воздушных перевозок.
Дороги являются связующим звеном перспективных маршрутов, поэтому обеспечение доступа к географически удаленным туристским ресурсам возможно путем строительства автомобильных дорог, что расширит возможности для путешествия туристов наземным транспортом.
Для взаимного развития в условиях округа туризма и автотранспорта следует выполнить ряд мероприятий:
- разработать маршруты движения экскурсионных автобусов с выделением специальных полос;
- выделение мест парковок экскурсионных автобусов;
- реклама автобусных экскурсий через Туристские Информационные Центры;
- создание «Карты Ханты-Мансийского округа-Югры» для туристов с получением скидок в музеи и на автобус;
- создание парка экскурсионных автобусов совместно окружных и коммерческих структур. Таким образом, доступность природных ресурсов
определяет возможность их использования в составе тур-продукта и увеличивает вероятность посещения туристами округа, для чего следует создавать кластер туризма, составляющей частью которого является автотранспорт.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р,
2. Социально-экономическое положение городов и районов Ханты -Мансийского автономного округа - Югры в январе -декабре 2013 года: Стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре. Х-М., 2014.
3. Официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа http://www.admhmao.ru/ wps/ portal/hmao
4. Горгоц О.В. «Развитие регионального туристского кластера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)», автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) www sops@sops.ru
ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
Говорушкин Максим Петрович
Аспирант, Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск
Основой принятия управленческих решений в области энергетического менеджмента являются энергоэкономические показатели, полученные по результатам энергетического анализа производственной деятельности предприятия.
Энергетический анализ является отдельной научной дисциплиной, которой посвящено достаточное количество научных трудов. Подробно проблемы энергетического анализа на промышленных предприятиях рассмотрены в работах Данилова Н.И., Лисиенко В.Г., Щело-кова Я.М..
Основной задачей энергетического анализа является отслеживание динамики энергоэкономических показателей с целью прогнозирования возможных ситуаций. Цель прогнозирования - опережающее отражение с достаточной степенью точности вероятности развития ситуации на основе анализа энергетической составляющей возможных причин ее возникновения. Достоверность полученных результатов возрастает в случае проведения интегрированного энергетического или энергоэкологического анализа. [5]
ГОСТ Р ИСО 50001-2012 трактует энергетический анализ как определение энергетической результативности
организации, основанное на данных и другой информации, что позволяет идентифицировать возможности для улучшения деятельности. [1] Таким образом ГОСТ Р ИСО 50001-2012 сводит энергетический анализ к определению энергетической результативности.
При использовании метода энергетического анализа достигается комплексный результат исследования экономических явлений и технологических процессов, основанный на использовании как финансовых показателей, так и энергетических показателей. [4] Мы считаем, что энергетический анализ является основным этапом в предложенной нами модели системы энергетического менеджмента, в ходе данного процесса определяются основные показатели использования топливно-энергетических ресурсов, места нерационального использования ресурсов, и выявляются возможности для улучшения показателей энергопользования, то есть выявить потенциал энергосбережения.
Проведение энергетического анализа предприятия мы предлагаем проводить по следующей схеме:
1. Сбор статистических данных и первичной информации о предприятии.
2. Анализ информации о потреблении и затратах на ТЭР по предприятию. Определение основных энергоэкономических показателей по предприятию.
3. Выделение центров энергетического учета.
4. Определение норм потребления ТЭР по каждому центру энергетического учета и в целом по предприятию.
5. Определение и расчет показателей энергоэффективности по каждому центру энергетического учета.
6. Разработка топливно-энергетических балансов в целом по предприятию и по каждому центру энергетического учета.
7. Определение перспективных направлений повышения показателей энергетической эффективности на предприятии.
Процесс энергетического анализа является ключевым в системе управления энергосбережением и должен проводится на регулярной основе, с частотой определенной высшим руководством предприятия. При проведении энергетического анализа необходимо придерживаться методологии системного анализа, для получения наиболее полного представления и оценки эффективности расходования топливно-энергетических ресурсов на предприятии.
Процесс энергетического анализа начинается со сбор основной информации о деятельности и функционировании предприятия, перечни и объеме потребляемых топливно-энергетических ресурсов, о технологических процессах и применяемых в них оборудовании и установках. Данная информация должна включать в себя следующее:
- общие данные о предприятии: наименование, выпускаемая продукция, реквизиты, количество сотрудников и прочее;
- годовой и помесячный выпуск основной и дополнительной продукции за предыдущий и текущий год;
- годовое и помесячное потребление и расход каждого вида ТЭР;
- нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на выпуск единицы продукции (если разработаны);
- источники теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения, сжатого воздуха;
- договора на поставку ТЭР;
- схемы систем тепло-, водо-, газо-, электро- и возду-хоснабжения предприятия и отдельных подразделений;
- показатели энергопотребления в существующих формах статистической и внутризаводской отчетности;
- мероприятия по повышению эффективности энергоиспользования и их выполнение за последние 3-5 лет;
- паспорта и схема расстановки приборов учета тепловой и электрической энергии, газа, воды, топлива;
- паспорта или документы на энергоемкое и компрессорное оборудование и вентиляционные системы;
- выход вторичных энергоресурсов, в том числе низкопотенциальных, и их использование. Структурирование собираемой информации возможно добиться за счет внедрения форм для сбора необходимой информации, за основу данных форм могут быть использованы приложения №1-4 энергетического паспорта потребителя топливно-энергетических ресурсов
форма которого утверждена Министерством Энергетики Российской Федерации.
По результатам сбора данных предприятие получит следующую структурированную информацию, которая необходима для проведения энергетического анализа предприятия:
- общие сведения о предприятии;
- технико-экономические характеристики энергоносителей, используемых на предприятии;
- фактические отчетные данные по энергопользованию и выпуску продукции в текущем и предшествующих годах (по месяцам);
- перечень основного энерготехнологического оборудования и установок, их технические и энергетические характеристики;
- сведения о подстанциях, источниках тепло-, водоснабжения, сжатого воздуха, топливоснабжения. Предприятие должно собрать для работы всю имеющуюся документальную информацию не менее чем за три-пять последних лет. В случаи проведения модернизации, реконструкции или капитального ремонта на предприятии в предшествующие пять лет необходимо обязательно собрать перечисленную информацию минимум за год до проведения данных мероприятий, и за все последующие года.
На основе собранной информации проводится экономический анализ потребления топливно-энергетических ресурсов на предприятии за последние 3-5 лет, рассчитывают и анализируют общие по предприятию показатели энергопотребления и энергетической эффективности. Производственную (хозяйственную) деятельность в области энергосбережения характеризуют сравнительными показателями энергопотребления и энергоемкости производства продукции в отчетном году в сравнении с базовым годом в сопоставимых условиях - при приведении к равным объемам и структуре производства продукции. [2]
Производственную (хозяйственную) деятельность в области энергосбережения характеризуют также абсолютными, удельными и относительными показателями энергопотребления, потерь энергетических ресурсов в ходе хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени. [2]
Расчет основных энергоэкономических показателей предприятия позволяет определить общую энергоемкость предприятия, долю затрат на энергоресурсы в себестоимости, и при сопоставлении полученных результатов с лучшими мировыми практиками и/или нормативными значениями можно будет сделать выводы о масштабах необходимых изменений в процессах управления энергосбережение и энергопользованием на предприятии.
В целях проведения более подробного анализа предприятия и выявления мест нерационального расходования ТЭР необходимо разделить предприятия на энергопотребляющие элементы - центры энергетического учета (ЦЭУ). Выделение ЦЭУ основывается на применении системного анализа предприятия и информации полученной на предыдущих этапах.
На данном этапе необходимо выполнить следующие задачи:
- разделить предприятия на объекты и энерготехнологические подсистемы с выделением четких границ;
- определить основные технологические и энергоемкие процессы.
- разработать схемы технологических процессов, рассмотреть возможность дальнейшей декомпозиции технологических процессов.
- сформировать перечень ЦЭУ. Первоочередным должно быть разделение предприятия на группы расхода ТЭР. Мы предлагаем выделять группы на основе направления потребления ТЭР. Мы предлагаем выделять три основных группы:
1. Генерация и передача ТЭР - в данную группу включаются технологические процессы по выработке и передаче тепловой и/или электрической энергии для нужд предприятия и/или продажи (передачи) на сторону.
2. Технология - в данную группу включаются все основные и вспомогательные производственные и технологические процессы, потребляющие ТЭР, в том числе использование тер на выработку пара, сжатого воздуха и прочее.
3. Здания и бытовое потребление - в данную группу включаются процессы потребления ТЭР на обеспечение нормативных санитарно-эпидемиологических условий и условий труда, работа административно-бытового сектора. Также сюда включаются столовые, внутренние и наружное освещение. Далее внутри каждого из этих блоков происходит
разделение на технологические процессы, цеха, переделы. В целях рассмотрения возможностей разделения каждой группу, необходимо составление схем технологических процессов.
Схема технологического процесса представляет диаграмму, показывающую основные этапы, через которые последовательно проходят материалы от первоначального состояния до готовой продукции.
На схеме должны быть определены входные и выходные потоки энергии, показаны места подачи и использования энергоресурсов, отмечены переработка материалов, утилизация отходов в технологическом процессе. [3] На основе составленных схем технологического процесса энергоменеджер предприятия совместно с рабочей группой производит выделение ЦЭУ. Разделение и конкретизация производятся с учетом технологической возможности и целесообразности. Необходимо выделить основные технологические процессы или объекты, по которым есть возможность контролировать показатели расхода и энергосбережения, а также существует возможности текущего, или в ближайшей перспективе, отслеживания расхода потребления ТЭР с помощью узлов учета в рамках выделенного ЦЭУ. Перечень ЦЭУ оформляется официальным документом предприятия.
В целях выявления нерационального использования топливно-энергетических ресурсов на предприятии необходимо разработать нормативы потребления ТЭР для каждого выделенного ЦЭУ, которые будут, является эталонным значением и на основании сравнения, с которыми будут, определяется места значительного потребления ТЭР.
Рассчитанные по каждому ЦЭУ нормативы энергопотребления ТЭР являются показателями энергетической эффективности ЦЭУ, точнее эталонными значениями показателей, с которыми сравнивается непосредственно фактическое значение потребления ТЭР. Соответственно на данном этапе определяется значение фактического потребления ТЭР по каждому ЦЭУ в размерностях установленных нормативами, которые в дальнейшем будут сопоставляться с нормативными значениями.
По результатам проведения расчетов показателей энергетической эффективности устанавливается энергетический базис (базовая линия), то есть ориентир, выраженный в количественном исчислении, дающий основу для последующего сравнения и отслеживания изменения показателей энергетической эффективности. В соответствии с нормативной базой РФ за базисную линию принимаются фактические показатели энергетической эффективности за год предшествующий году проведения первичного энергетического обследования. Энергетический базис необходимо менять или пересматривать в периоды, установленные высшим руководством предприятия или случаи кардинального изменения в технологических процессах, структуры потребления или замене технологического оборудования.
В целях сведения показателей использования энергоресурсов по предприятию в целом, а также для выявления наиболее энергоемких ЦЭУ, планирования объемов потребления ТЭР, определения нормативов расхода и выявления изменения структуры потребления ТЭР необходима разработка топливно-энергетических балансов (ТЭБ) как по предприятию в целом, так и по каждому виду ТЭР в отдельности.
Методика составления ТЭБ достаточно подробно регламентирована существующими стандартами, в которых также определены и типовые формы.
На основе определения показателей энергоэффективности и составления топливно-энергетических балансов, энергоменеджером совместно с рабочей группой, проводится выявление мест значительного использования энергии и мест нерационального использования ТЭР. Под местами значительного использования ТЭР следует понимать не только процессы с существенным объемом потребления энергии, но и с возможностью максимального повышения показателей энергетической эффективности. На данном этапе проводится критический анализ собранной на предыдущих этапах информации для того, чтобы на основании информации о нерациональном использовании ТЭР провести оценку потенциала энергосбережения и выявить возможные пути снижения затрат на энергоресурсы.
Процесс оценки потенциала и реализации резервов энергосбережения следует рассматривать как комплексный процесс, состоящий из нескольких последовательный этапов и требующий выполнения определенных действий, направленных на разработку и реализацию оптимального набора мероприятий по энергосбережению.
Результатом реализации процесса энергетического анализа является формулирования целей и задач в области повышения энергетической эффективности предприятия. На данном этапе не проводится разработка конкретных мероприятий, а определяются процессы (ЦЭУ) на которые будет направлено управляющие воздействие системы энергетического менеджмента.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 50001-2012 Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению. Издание официальное. - М.: Стандартин-форм, 2013. - 27 с.
2. ГОСТ Р 51541-99 Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. - 12 с.
3. Методика проведения энергетических обследований предприятий и организаций / А. Афонин, Н. Коваль, А. Сторожков, В. Шароухова / [утв.
Начальником Главгосэнергонадзора РФ 23.12.1998]
4. Щелоков, Я. М. Энергосбережение в бюджетной сфере: справочное издание / Я.М. Щелоков, Н.И. Данилов - Екатеринбург: УрФУ, СРО НП «Союз Энергоэффективность», 2012. - 237 с.
5. Щелоков, Я.М. Энергетический анализ хозяйственной деятельности: учебно-методическое пособие / Я.М. Щелоков - Екатеринбург: УрФУ, 2010 -390 с.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСЧЕТА АРЕНДНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
На современном этапе развития экономики в регионах остро стоит проблема разработки методики формирования арендных платежей за государственные земли и земельные участки, расположенные на территории муниципальных образований, поскольку нет научно - обоснованной методологической базы для расчета арендных платежей. Существенным недостатком арендных отношений при использовании земельных участков является отсутствие единой методики расчета коэффициента арендатора, которая:
- позволила бы в полной мере реализовать фискальную и стимулирующую функции арендной платы, за соответствующее разрешенное использование земельного участка;
- не противоречила бы принципам, утвержденным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Города остаются наиболее крупными муниципальными образованиями на территории Российской Федерации. Занимая менее 2 % территории страны, они концентрируют почти три четверти основных производственных фондов, кадрового и хозяйственного потенциала страны. Свойство целостности и неделимости городского хозяйства сдерживает тенденции наделения более мелких территориальных единиц статусом муниципального образования. Это обстоятельство еще раз подтверждает концентрацию системы местного самоуправления главным образом на уровне города, где имеется экономическая основа, обеспечивающая его самостоятельность.
Одним из самых проблемных вопросов, возникающих при расчете арендной платы, является расчет ставки арендной платы за 1 кв. м. земельного участка в зависимости от категории арендатора. Определение арендной ставки необходимо при сдаче в аренду земельных участков и прочего имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности для определения справедливого размера величины аренды.
Однако на первоначальном этапе необходимо формирование классификатора по функциональному использованию земельных участков и категории арендатора, который учитывал бы не только типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков, но и их
Григорьева Елена Александровна Пахновская Наталья Михайловна
К.э.н., доцента кафедры финансов, г. Оренбург
развернутые подвиды. В настоящее время многими муниципальными образованиями за основу расчета арендной платы за использование земель берется только типовой перечень по видам использования земельных участков, относимых к одной категории. Это приводит к снижению социальной справедливости и реализации стимулирующей функции арендной платы, соответственно, конечное значение арендного платежа для многих арендаторов завышается, поскольку формирование коэффициента арендатора не учитывает уровень бремени арендных платежей для неравнозначных по доходности предприятий, использующих земельный участок по идентичному виду разрешенного использования.
Для одной категории земельных участков сумма арендных платежей для торгового предприятия и предприятия добывающей промышленности равнозначна. Поэтому существует практическая необходимость детализации видов разрешенного использования земельных участков, которая учтет интересы муниципалитетов в рамках поступления денежных средств в бюджет от арендной платы и обеспечат формирование благоприятных экономических условий хозяйствования для арендаторов, осуществляющих разные виды деятельности. Элементом такой детализации можно назвать «подвидом». Это позволит решить задачи формирования, детализированного классификатора земель, учитывающего функциональное использование земельных участков и категории арендатора, то есть он будет учитывать не только типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков, но и их развернутые составляющие.
Под подвидом вида разрешенного использования земельного участка мы понимаем отдельный способ функционального использования земельного участка, отличающийся величиной базовой доходности для типичного арендатора, осуществляющего конкретный вид экономической деятельности в соответствии с действующим законодательством. Деление на подвиды поможет в создании рыночных механизмов экономически рационального использования земельных участков, приведет к стимулированию инвестиционной активности предпринимателей и, как следствие, через формирование справедливой арендной платы будет косвенно осуществляться поддержка среднего и малого бизнеса.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских