5. Малиновская И.Н. Методика оценки результативности деятельности таможенных органов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. №1. С. 49-53.
6. Чаплыгина М.А. Социально-психологические факторы эффективной управленческой деятельности
7.
таможенного персонала. Наука и образование в 21 веке. Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 108-112.
Чаплыгина М.А., Коварда В.В. Основы документооборота в таможенных органах. СПб: ИЦ Интермедия, 2015. 282 с.
РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТА ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Горгоц Ольга Вениаминовна
старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт», ФГБОУВПО Югорский государственный
университет, Россия, г. Ханты-Мансийск Шваков Евгений Евгениевич
профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансов и кредита, ФГБОУВПО Алтайский
государственный университет, Россия, Барнаул
На долю Ханты-Мансийского автономного округ -Югра приходится свыше 5,7% суммарного по всем субъектам Российской Федерации объема валового регионального продукта [2, с. 207-217]. В структуре промышленности округа предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭКа) округ формирует 95% общего объема производства [3].
Темпы прироста добычи нефти в последние годы снижаются ввиду исчерпания возможности роста добычи на действующих месторождениях, в связи с отсутствием и ввода в разработку новых месторождений.
Потенциальные угрозы для округа определяются высокой зависимостью его экономики от конъюнктуры мирового рынка нефти, от федеральной политики недропользования.
Совершенно очевидно, что для ухода от моноэкономики округа следует развивать другие направления экономики.
ХМАО-Югра перспективен для развития туризма: разнообразен по природным условиям, может составить конкуренцию привычным для туриста южным регионам своей экзотичностью, природной красотой, новизной и нетрадиционностью. В автономном округе существует потенциал ресурсов для занятия туризмом. Первозданная таежная природа составляет основу природно-рекреа-ционного потенциала.
На территории округа расположены природные заповедники «Малая Сосьва», «Юганский», 11 заказников. В лесах обитают северные олени, лоси, медведи, росомахи, лисицы, пестцы, куницы, горностаи, колоноки, из птиц - гуси, казарки, глухари, тетерева, белые куропатки и т.д. В водоёмах водятся высокоценные рыбы: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, пелядь, сиг и др. Леса и болота изобилуют ягодными и грибными угодьями. Склоны Северного и Приполярного Урала предоставляют большие возможности для минералогического туризма. Развиваются горнолыжные комплексы. Устойчивый снежный покров позволяет заниматься многими зимними видами спорта [3].
В настоящее время для отечественного туризма проблема формирования туристских кластеров с целью развития соответствующего административно-территориального образования стала наиболее актуальной. Причины этого:
- мировой экономический кризис привел к значительному снижению потоков въездного туризма практически во все страны;
- одной из основных проблем, сдерживающих развитие как въездного, так и внутреннего туризма остается слабое развитие инфраструктуры (дорожной, инженерной, гостиничной и т.д.), которая требует привлечения дополнительных, причем значительных, инвестиций;
- в рамках кластера может быть решена проблема кадрового обеспечения, прежде всего, в отношении специально подготовленного, квалифицированного обслуживающего персонала (администраторов, горничных, официантов, водителей и т.д.). Практически отсутствуют разработки относительно сущности, содержания, особенностей и типологии туристских кластеров, принципов их формирования, организационных моделей их выявления, создания и функционирования и т.д. По нашему мнению, это связано еще и с тем, что первоначально теория кластеров создавалась, начиная с основоположника этой теории — А. Маршалла, применительно к сфере производства.
Как показывает анализ зарубежного опыта формирования кластеров, в настоящее время кластеры созданы и функционируют лишь в сфере здравоохранения (Финляндия), и в сфере досуга и развлечений (например, на о. Хоккайдо в Японии). Что касается туристских кластеров, то здесь наиболее известными являются: кластер в Австралии на основе уникальных природных ресурсов Большого Барьерного рифа (Tropical North Queensland) и Napa Valley, сформированный на базе винного кластера в Сан-Франциско (США). Следовательно, можно утверждать, что в отличие от промышленных, инновационных кластеров, теория туристских кластеров еще только находится в стадии становления как в нашей стране, так и за рубежом. В России кластерный подход к организации туризма только начинает развиваться. Примерами территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для формирования и развития туристских кластеров, являются: культурно-исторические центры Центральной части России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), рекреационные зоны на побережьях Черного моря (курорты Краснодарского края) и озеро Байкал; а также территория
регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, республика Алтай).
Элементы кластерного подхода переставлены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1].
Анализ макроокружения сферы туризма округа говорит о сложной ситуации в настоящий момент.
Регулируемые факторы внешней среды для развития туризма округа (нормы права, политические, социальные, демографические, экономические) не подвергаются
системному анализу какой-либо государственной или общественной структурой с целью их изменения при этом создаются программы развития, которые не выполняются.
Имеются факторы, сдерживающие развитие туризма в ХМАО - Югре, один из них - значительная удаленность округа от государств, в которых проживают потенциальные туристы округа, отсутствие развитых транспортных коммуникаций, на рисунке 1 этот фактор входит в «технико -технические» факторы.
Рисунок 1. Регулируемые и нерегулируемые факторы внешней и внутренней среды развития туризма
Транспортные услуги составляют высокую долю в структуре расходов местных предприятий и организаций, что связано как с большими расстояниями внутри автономного округа, так и с его удаленностью от других городов страны. Сегмент транспортных коммуникаций имеет потенциал кластеризации, который в настоящее время не реализован.
Доступность природных ресурсов определяет возможность их использования в составе турпродукта и увеличивает вероятность посещения туристами того или иного района.
Таблица 1
SWOT - анализ автомобильного транспорта Ханты-Мансийского автономного округа -Югры_
Предприятия (объекты) Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Автомобильный транспорт Протяженность автомобильных дорог более18 тыс.км Перевозку пассажиров осуществляют 22 автотранспортных предприятия, которые обслуживают 14 городов и 40 поселков, а также более 900 частных перевозчиков Обеспечивает средства передвижения большему количеству лиц. Годовой объем перевозок составляет более 120 млн. пассажиров Междугородние автомагистрали недостаточно оборудованы придорожными объектами Развитие сети автотранспортных предприятий, специализирующихся на обслуживании туристов, а также предприятий по аренде автомобильного транспорта Ухудшение экологической обстановки
По развитости наземных сетей округ резко отстает от среднероссийских показателей - на 1000 кв. км территории приходится 19,7 км автодорог с твердым покрытием (в России 41,3 км) [3]. Выполненный в ходе проведенного исследования SWOT-анализ автомобильного транспорта показал его слабые стороны [4].
Важную роль для развития регионального туристского кластера играет развитие автотранспорта округа.
Доступность мест для туристов ограничена отсутствием транспорта, на рисунке 2 изображена двухчасовая
изохрома доступности на самолете. На рисунке 3 - сеть железных дорог, автодорог, речных и авиа портов ХМАО-Югра
Рисунок 2.Двух часовая изохрома доступности территории на самолете
Рекреационное природопользование данных районов составит альтернативу их промышленному использованию (весьма опасному для северных ландшафтов), будет способствовать оживлению экономики. Поэтому рекреационное природопользование для многих регионов рассматривается как необходимое звено на пути к устойчивому развитию. Важное значение для развития туризма
имеет использование каждым хозяйствующим субъектом внутреннего потенциала.
В функционально-территориальном плане регионы любых иерархических рангов во многом подобны. Каждый район имеет центр, где концентрация социально-экономических элементов наибольшая. Центр многофункционален, поскольку тесно связан со всеми частями системы и выполняет разнообразные роли.
Рисунок 3. Сеть железных дорог, автодорог, речных и авиа портов ХМАО-Югра
Функциональная насыщенность территории уменьшается в направлении от центра к границам, изменяется концентрически [4 с. 31].
Доступность природных ресурсов определяет возможность их использования в составе турпродукта и увеличивает вероятность посещения туристами того или иного района.
Для туроператоров важнейшими условиями приема туристов являются повышение уровня обслуживания и комфорта и снижение тарифов на авиаперевозки.
С целью расширения возможностей приема туристов необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Для упрощения передвижения туристов требуется создание эффективно работающей сети международных и внутренних перевозок. Проблемы въездного и внутреннего туризма прямо или косвенно влияют на объемы воздушных перевозок.
Дороги являются связующим звеном перспективных маршрутов, поэтому обеспечение доступа к географически удаленным туристским ресурсам возможно путем строительства автомобильных дорог, что расширит возможности для путешествия туристов наземным транспортом.
Для взаимного развития в условиях округа туризма и автотранспорта следует выполнить ряд мероприятий:
- разработать маршруты движения экскурсионных автобусов с выделением специальных полос;
- выделение мест парковок экскурсионных автобусов;
- реклама автобусных экскурсий через Туристские Информационные Центры;
- создание «Карты Ханты-Мансийского округа-Югры» для туристов с получением скидок в музеи и на автобус;
- создание парка экскурсионных автобусов совместно окружных и коммерческих структур. Таким образом, доступность природных ресурсов
определяет возможность их использования в составе тур-продукта и увеличивает вероятность посещения туристами округа, для чего следует создавать кластер туризма, составляющей частью которого является автотранспорт.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р,
2. Социально-экономическое положение городов и районов Ханты -Мансийского автономного округа - Югры в январе -декабре 2013 года: Стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре. Х-М., 2014.
3. Официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа http://www.admhmao.ru/ wps/ portal/hmao
4. Горгоц О.В. «Развитие регионального туристского кластера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)», автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) www sops@sops.ru
ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
Говорушкин Максим Петрович
Аспирант, Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск
Основой принятия управленческих решений в области энергетического менеджмента являются энергоэкономические показатели, полученные по результатам энергетического анализа производственной деятельности предприятия.
Энергетический анализ является отдельной научной дисциплиной, которой посвящено достаточное количество научных трудов. Подробно проблемы энергетического анализа на промышленных предприятиях рассмотрены в работах Данилова Н.И., Лисиенко В.Г., Щело-кова Я.М..
Основной задачей энергетического анализа является отслеживание динамики энергоэкономических показателей с целью прогнозирования возможных ситуаций. Цель прогнозирования - опережающее отражение с достаточной степенью точности вероятности развития ситуации на основе анализа энергетической составляющей возможных причин ее возникновения. Достоверность полученных результатов возрастает в случае проведения интегрированного энергетического или энергоэкологического анализа. [5]
ГОСТ Р ИСО 50001-2012 трактует энергетический анализ как определение энергетической результативности
организации, основанное на данных и другой информации, что позволяет идентифицировать возможности для улучшения деятельности. [1] Таким образом ГОСТ Р ИСО 50001-2012 сводит энергетический анализ к определению энергетической результативности.
При использовании метода энергетического анализа достигается комплексный результат исследования экономических явлений и технологических процессов, основанный на использовании как финансовых показателей, так и энергетических показателей. [4] Мы считаем, что энергетический анализ является основным этапом в предложенной нами модели системы энергетического менеджмента, в ходе данного процесса определяются основные показатели использования топливно-энергетических ресурсов, места нерационального использования ресурсов, и выявляются возможности для улучшения показателей энергопользования, то есть выявить потенциал энергосбережения.
Проведение энергетического анализа предприятия мы предлагаем проводить по следующей схеме:
1. Сбор статистических данных и первичной информации о предприятии.