Научная статья на тему 'ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чилаев Рахмонали Сабирович, Шарипов Комрон Идиевич

В статье дан краткий анализ энергетической политики Республики Таджикистан. Дана энергоэкономическая оценка. Приведены достоверные доводы и рассуждения, затронуты теоретико- методологические проблемы энергетической политики. Авторы дают некоторые рекомендации для улучшения структуры и потенциала энергетического сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF ENERGY ECONOMIC POLICY AND THE ENERGY POLICY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article provides a brief analysis of the energy policy of the Republic of Tajikistan and the energy intensity evaluation. Presented reliable arguments and reasoning affected theoretical methodological problems of energy policy. The authors give some recommendations to improve the structure and potential of the energy sector.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Чилаев Р. С., Шарипов К. И.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни Институт водных проблем, гидроэнергетики и экологии Академии наук

Республики Таджикистан

Предметом внимания политиков и ученых, занятых поиском взаимовыгодных путей использования энергетического развития механизмов формирования и реализации согласованной энергетической политики стало создание регионального энергетического рынка государств Центральной Азии, согласованная энергетическая политика, которые стали объективной реальностью современности.

Среди стран Центральноазиатского региона Таджикистан выделяется достаточно высоким электроэнергетическим потенциалом. Здесь имеется достаточно предпосылок для развития электроэнергетики на базе освоения гидроэнергетических ресурсов. По потенциальным гидроэнергоресурсам Таджикистан среди стран СНГ занимает второе после России место. В республике сосредоточено 54,2 % потенциальных гидроресурсов Средней Азии, при удельном весе территории в 11,2 %.

Новые социально-политические и экономические условия функционирования национальной энергетики предопределяют особую актуальность развития методологических основ устойчивого развития, использования принципиально новых рыночных экономических подходов и механизмов в управлении национальной энергетикой. Мы часто встречаем и рассматриваем научные работы и статьи, авторы которых подчеркивают актуальность топливно-энергетического комплекса, оценивают энергетические ресурсы республики. Известно, что гидроэнергетический сектор экономики в топливно-энергетическом комплексе является наиболее приемлемым.

Следует отметить, что в настоящее время системные энергетические исследования не утратили свою актуальность при обосновании устойчивой энергетической стратегии страны. Поэтому в данной статье мы предприняли попытку энергоэкономической оценки некоторых аспектов энергетической политики Республики Таджикистан.

Современные энергетические проблемы Республики Таджикистан лежат изначально не в энергетике, а в экономике, в которой происходят кардинальные изменения, связанные с заменой жесткого централизованного управления рыночными механизмами, изменением экспортно-импортных связей, а также в энергетическом комплексе.

Современная энергетика Таджикистана представляет собой сложный, многофункциональный технико-экономический и технологический комплекс, постоянно изменяющийся под воздействием внешних и внутренних факторов и условий. Реформы отраслевых систем энергетики привели к ослаблению, а в большинстве случаев утрате выраженных в прошлом связей между ними.

Основными целями государственной политики Республики Таджикистан в области энергетики являются:

- организация национальной энергетической системы, способной обеспечить энергетическую независимость страны;

- развитие гидроэнергетики в качестве основы экономики и бюджетоформирующей отрасли государства, одной из основных экспортных отраслей страны.

Цели энергетической стратегии Таджикистана:

- обеспечение энергетической безопасности страны;

- надежное и качественное обеспечение растущих потребностей республики в энергетических ресурсах и продуктах;

- обеспечение охраны окружающей среды, а также защиты населения от вредного воздействия в результате деятельности в области энергетики;

- создание необходимых условий для последовательного перехода в сфере энергетики к рыночным отношениям, привлечения отечественных и иностранных инвестиций, предоставления энергетическим предприятиям экономической самостоятельности и обеспечение их развития на основе рыночной конкуренции;

- повышение эффективности функционирования топливно - энергетического комплекса на основе внедрения передовых технологий, энергосбережения, снижения удельных затрат энергоресурсов в производстве национального валового продукта.

Таджикистан в основном использует гидроэнергетический потенциал, как единственный, экономически оправданный, экологически чистый, жизненно необходимый энергетический ресурс [5].

Годовые потенциальные ресурсы гидроэнергии в республике составляют 527 млрд. кВт.ч., в том числе технически возможные к использованию 302 млрд. кВт. ч. Общая установленная мощность гидроэлекторостанций составляет 4070 тыс. кВт [3].

В настоящее время энергосистема Республики Таджикистан состоит из семи крупных ГЭС, двух ТЭЦ, на которых используется всего лишь 7- 10% гидроэнергетического потенциала или 16-16,5 млрд. кВт.ч. в год. В республике существует обширная сеть линий электропередач, охватывающая почти все население республики. Крупнейшей гидроэлектростанцией является Нурекская ГЭС на реке Вахш, с установленной мощностью 3000 МВт.и среднегодовой выработкой электроэнергии 11,2 млрд. кВт. ч. [2].

На сегодняшний день из 6,6 млн. кВт. гидравлической мощности Средней Азии 3,13 млн. кВт. или 48% составляет мощность ГЭС Таджикистана [2].

Говоря о возможностях гидроэнергетической отрасли Республики нужно отметить, что только на реках Пяндж и Амударья не территории Таджикистана возможно сооружение 14 ГЭС, общей мощностью 18,72 млн. кВт и с выработкой 80,0 млрд. кВт.ч. электроэнергии.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что гидро электроэнергетика республики может служить основой для развития всего электроэнергетического комплекса.

В 2000 году был принят Закон об энергетике, образовано Министерство энергетики, введен механизм регулирования тарифов.

Освоение возобновляемых гидроэнергетических ресурсов, является самым приоритетным направлением развития экономики Таджикистана. Вырабатываемая на гидроэлектростанциях электроэнергия является самой дешевой по себестоимости и экологически чистой из всех существующих способов получения энергии. Ее себестоимость, по мнению специалистов отрасли, в 6-8 раз ниже, чем тепловая, и эта разница в будущем, по мере роста цен на не возобновляемые энергоносители — нефть, газ, уголь, и т. д., будет только возрастать. В отличие от Таджикистана, в соседних республиках вся энергетика базируется в основном на тепловых станциях, где себестоимость электроэнергии в 3-4 раза выше, чем в Таджикистане.

В соответствии с Национальной Стратегией развития энергетической отрасли республики, с целью обеспечения мощностей строящихся гидроэлектростанций, а также экспорта летней избыточной электроэнергии разработаны мероприятия и инвестиционные проекты по строительству ЛЭП по сотрудничеству с Министерством энергетики и водного хозяйства Афганистана о поставке электроэнергии в Пакистан в объеме 8,6 млрд. кВт.ч. в год, также экспорт из Таджикистана в Исламскую Республику Иран в объеме 5,5 млрд. кВт.ч. ежегодно. Для этого намечено завершить строительство двух высоковольтных линий электропередач ЛЭП 500 кВт: «Рогун- Сангтуда-1- Пули-Хумри-Кабул- Пешавар» (Пакистан); «Рогун-Сангтуда-1- Герат» (Афганистан).

С целью электроснабжения горных труднодоступных населенных пунктов в Республике развивается малая энергетика. Теоретический потенциал малых и средних

рек при строительстве малых ГЭС составляет более 30 млн. кВт., с годовой выработкой электроэнергии порядка 100 млрд. кВт.ч. [4, с. 4-5, 16].

В рамках долгосрочной программы в Национальной Стратегии развития энергетической отрасли республики (2011-2025 г.г.) предусмотрены работы по завершению строительства, начатых еще в 90- е годы Сангтудинской ГЭС-2, первой очереди Рогунской ГЭС и Шуробской ГЭС.

По мере завершения, начатых в период 2006-2015 годов строительств первой очереди Рогунской ГЭС и второй очереди Шуробской ГЭС на реке Вахш, Даштиджумской ГЭС и Кокчинской ГЭС на реке Пяндж и освоения бассейна реки Зеравшан выработка электроэнергии в 2020 году составит 57-60 млрд. кВт.часов, а к 2025 году, в результате интенсивного освоения водноэнергетических ресурсов бассейна реки Пяндж, выработка электроэнергии может достигнуть уровня 80 млрд. кВт.часов в год.

Республика Таджикистан, используя свой энергетический потенциал, сможет, начиная с 2015 года, не только удовлетворять потребность народного хозяйства в электроэнергии, но и станет крупным ее импортером.

Для реализации стратегии развития сектора гидроэнергетики Правительство Республики Таджикистан принимает активные действия по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с международными финансовыми организациями и зарубежными странами. Так, общие инвестиции МФО в настоящее время составляют более 130 млн. долларов США (кредиты ВБ, АБР, ИБР, Кувейтского фонда и др.). Также Правительство Таджикистана успешно привлекло инвестиции из ряда стран (Россия, Китай, Иран, Индия, США). Инвесторы других стран также выражают заинтересованность в осуществлении новых проектов (Казахстан, Чехия, Турция и др.).

Всего для развития энергетики с учетом привлечения государственных и зарубежных инвестиций правительством страны предусмотрено 5 млрд. сомони - более 1,5 млрд. долларов США.

Для улучшения структуры и потенциала энергетического сектора экономики необходимо следующее:

- развитие альтернативных видов топлива;

- наращивание производства других источников энергии (углеводород, уголь, газ, нефть и др.);

- соблюдать правила энергосбережения во всех предприятиях, учреждениях, жилищно-коммунальном секторе и др.

Современные, строящиеся и проектируемые гидроэлектростанции страны, представляют собой комплексные, уникальные, неповторимые гидротехнические сооружения (плотины, тоннели, водохранилища), предназначенные для использования водотоков не только для производства электроэнергии, но и для ирригации, рыбного хозяйства, организации зон отдыха и туризма, защиты от наводнений и для других нужд. Гидроэнергетика, таким образом, в условиях Таджикистана становится осью, центром вокруг которой формируются все составляющие комплекс элементы.

Намеченные высокие темпы роста электроэнергии в республике, связанны с обеспечением энергетической безопасности страны. Несмотря на то, что проблема энергетической безопасности постоянно находится в центре внимания специалистов, ученных отрасли и правительства всех стран, однако само понятие энергетической безопасности четко не определенно. Например, в доктрине энергетической безопасности Российской Федерации под энергетической безопасностью подразумевается состояние, защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угрозы дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливо - энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также защищенности от нарушения стабильности, бесперебойности топливо- и энергоснабжения.

Некоторые специалисты считают, что «независимо от наличия в стране разного рода и объемов энергоресурсов, к показателю энергозависимости (или энергобезопасности) можно отнести самообеспеченность страны энергией, которая определяется соотношением уровня ее годового производства и потребления. По нашему мнению, нельзя отождествлять понятие, «энергозависимость» и «энергобезопасность», поскольку последнее намного шире по смыслу и значению, чем первое. Энергетическая безопасность означает не только угрозы энергетического обеспечения, но и техногенного, природного, внешнеполитического, управленческо-правового и другого обеспечения. Для обеспечения энергетической безопасности страны принципиального значения не имеет за счет, каких источников она обеспечивается, внутренних энергоресурсов, или импортируемых. Главное, чтобы энергообеспечение было полным, бесперебойным и по оптимально доступным ценам. При этом было бы намного эффективнее, безопаснее и надежнее, если энергообеспечение экономики и населения страны основывалась на рациональном использовании внутренних энергоресурсов. В целом энергетическая безопасность Таджикистана должна характеризоваться тремя главными факторами:

- способность топливно-энергетического комплекса обеспечивать внутренний спрос достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества и доступной оплаты, которой пока не достигнуто;

- способность потребительского сектора экономики эффективно, экономно использовать энергоресурсы, не допустить нерациональные, теневые затраты энергосистемы, которые очень значительны в стране;

- устойчивость энергетического сектора страны к внешним экономическим и политическим кризисам, техногенным и природным угрозам, ее способность минимизировать ущерб при условии проявления этих факторов.

Анализ политико-экономической основы заключается в приватизации, реструктуризации, коммерциализации энергетической отрасли и энергетических предприятий в стране с целью перехода от выполнения функций общенационального гаранта надежного электроснабжения к реализации преимуществ платежеспособного спроса на электрическую энергию по монопольно высоким тарифам [1].

Исходя из вышеизложенного необходимо отметить, что в демократическом обществе стратегия государственной политики играет немаловажную роль, и на современном этапе развития Республики Таджикистан стратегия государства направлена на развитие и глобализацию энергетической политики.

Литература:

1. Ахророва А. Д., Аминджанов Р. М., Доронкин К. А. Энергетика Таджикистана:

современные тенденции и перспективы устойчивого развития. - Душанбе: Статус, 2005.

2. Мансуров Д. М. Энергетическая сотрудничество Республики Таджикистан со странами

СНГ // Электро. - 2005. - № 4. - С. 7-11.

3. Мухиддинов П. Приглашаем всех к сотрудничеству // Мировая энергетика. - 2007. - № 10

(46).

4. Таджикистан. О положение в экономике и перспективах ее развития // Бюл. иностр.

комерч. информ. - 2006. - № 76. - 8 июля.

5. Экономика Таджикистана. Стратегия развития // Журнал. - Душанбе. - 2008. - № 1.

ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

В статье дан краткий анализ энергетической политики Республики Таджикистан. Дана энергоэкономическая оценка. Приведены достоверные доводы и рассуждения, затронуты теоретико- методологические проблемы энергетической политики. Авторы дают некоторые рекомендации для улучшения структуры и потенциала энергетического сектора экономики.

Ключевые слова: энергетическая политика, энергетическая стратегия, гидроэлектростанция, энергетическая безопасность, электроснабжение.

EVALUATION OF ENERGY ECONOMIC POLICY AND THE ENERGY POLICY OF THE

REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article provides a brief analysis of the energy policy of the Republic of Tajikistan and the energy intensity evaluation. Presented reliable arguments and reasoning affected theoretical methodological problems of energy policy. The authors give some recommendations to improve the structure and potential of the energy sector.

Key words: energy policy, energy strategy, hydroelectric power, energy safety, electricity.

Сведения об авторах: Чилаев Рахмонали Сабирович, аспирант кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: [email protected]

Шарипов Комрон Идиевич, аспирант Института водных проблем, гидроэнергетики и экологии Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: [email protected]

Information about the authors: Chilaev Rahmonali Sabirovich, post-graduate student of Department of Political Science, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

Sharipov Komron Idievich, post-graduate student of Institute of Water Problems, Hydropower and Ecology, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

ТАЪМИНИ АМНИЯТИ МИЛЛЙ - ВАЗИФАИ МУ^ИМИ МЁТИ СИЁСЙ

Ма^мадов П. А., Ма^мадов С. А.

Донишгоуи миллии Тоцикистон Академияи Вазорати коруои дохилии Цум^урии Тоцикистон

Пушида нест, ки дар болоравии нуфуз ва эътибори сиёсати хар як давлат манфиатхои амниятй мавкеи асосй доранд ва амният хамчун воситаи асосии химояи манфиатхои хаётии шахс, чомеа, давлат ва бартараф намудани тахдидхои дохилй ва берунй маънидод шудааст. Таъмини амният ва амалй гардонидани он халли як катор масъалахои мачмуавии гуногунеро, ки мухимтарин ва корбурдтарини онхо характери сиёсй доранд, такозо менамояд. Гап дар сари он аст, ки амният нуктаи мухими пайдоиши талаботхо дар низоми пуркуввати чомеаи инсонй буда, усули махсуси ба низомдарории муносибатхои чамъиятй аст. Бинобар ин, тахдиду хатархо ба амнияти шахсй ва чомеа инсонхоро хамеша ба зарурат ва фахмиши зиндагии якчоя барои манфиатхои умумй ва миллй водор месозад [3, с. 233].

Маълум аст, ки вобаста ба такозои замон дар чомеаи имруза таъмину тахкими амнияти миллию давлатй яке аз масъалахои мухими хаёти сиёсии чомеа ба шумор меравад. Дар шароити муосири Ч,умхурии Точикистон вазифахои давлат ва шахрвандон оид ба таъмин ва тахкими амнияти давлатию миллй дар Сарконуни чумхурй муайян гашта, дар ин хуччати сарнавиштсоз дарч гардидааст, ки хаёт, шараф, номус ва дигар хукукхои табии инсон дахолатнопазир мебошанд (моддаи 5). Онхоро давлат, эътироф, химоя ва хифз менамояд. Дар навбати худ хифзи Ватан, химояи манфиатхои давлат, тахкими истиклолият, амният ва иктидори мудофиавии давлат вазифахои шахрванд аст (моддаи 43) [2, c. 8-9, 15]. Илова бар ин давлат химояи манфиатхои миллй ва таъмини амнияти миллиро хамчун вазифахои мухимтарин ва афзалиятноки фаъолияти хеш медонад.

Яке аз пояхои асосии устувории амнияти миллии Точикистон дар замони муосир ин тахкими сулху вахдат буда, он омили мухиммест бахри хифзи манфиатхои миллии кишвар, ки дар навбати худ ин амал кафили мустахкамию эътирофи истиклолияти сиёсй дар арсаи байналмилалй мебошад.

Масъалаи кам намудани сатхи камбизоатй яке аз омилхои рафъи тахдид ба амнияти миллй мебошад. Камбизоатиро бартараф намуда, мо заминаи асосии муътадилгардонии чомеаро ба даст меорем.

Омили дигаре, ки амнияти миллиро халадор менамояд, ин равия ва хизбхои гайриконунии исломие чун Ваххобия, Х,избуттахрир ва Салафия мебошанд, ки бевосита

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.