с другими странами СНГ, то увидим, что в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества было много сложных и трудных условий, которые препятствовали повышению уровня жизни населения. Анализ вопросов продовольственной безопасности в Таджикистане показывает, что сегодня среди социальных проблем, с которыми сталкивается страна, самой серьезной и самой опасной является проблема бедности. Более 64% населения живет за чертой бедности. Проанализировав ситуацию и уровень продовольственной безопасности в Республике Таджикистан, следует отметить, что сегодня уровень обеспеченности населения материальными товарами не соответствует растущему спросу населения.
Ключевая слова: продовольства, продовольственной безопасности, безопасность, населения, нация, страна, экономический, социальный, политический, уровня жизни населения, ситуация.
THE CURRENT STATE AND SECURITY OF FOOD IN TAJIKISTAN
This article is devoted to the study offood security in the context of sovereign Tajikistan. The article shows that this issue is not new for Tajikistan, as it had the lowest per capita income in Tajikistan before national independence. If we compare the standard of living of the population of Tajikistan with other CIS countries, we see that in the economic, social, political and spiritual life of society there were many difficult and difficult conditions that prevented the improvement of living standards of the population. An analysis offood security issues in Tajikistan shows that today, among the social problems faced by the country, the most serious and most dangerous is poverty. More than 64% of the population lives below the poverty line. Having analyzed the situation and the level of food security in the Republic of Tajikistan, it should be noted that today the level of provision of the population with material goods does not meet the growing demand of the population.
Keywords: food, population situation, country, country, economic, social, political, living standards, situation.
Сведения об автора:
Нодиров Музаффар Абдуллоевич - соискатель кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, E-mail: mnodirov59@mail. ru
About the author:
Nodirov Muzaffar Abdulloevich - applicant for the Department of Political Science, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОТРАСЛИ В
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Чилаев Р. С.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Важнейшим показателем, во многом определяющим уровень экономического развития и благосостояния населения, а также национальную безопасность любой страны, является экономически эффективное потребление энергии. Устойчивый прогресс экономики современного общества подразумевает, что одна из главнейших составляющих этого процесса - энергетический фактор. В последние годы существования СССР электроэнергетика Таджикистана была одной из лучших не только среди союзных республик, но и государств Азии, причем создали ее на базе гидроэнергетики. Произошедшие политические события неблагоприятно отразились на энергетической отрасли республики, но все же, в отличие от многих других секторов, она выдержала все испытания и ныне находится на начальной стадии подъема[1, с. 104].
В последние годы были введены новые мощностей: гидроэлектростанции Сангтуда-1 (установленной мощностью 670 Мвт), Сангтуда-2 (установленной мощностью 220 Мвт), Душанбинский ТЭЦ-2 1-ой очереди (установленной мощностью 100 Мвт), а также ряд малых гидроэлектростанций. Также идёт ход строительство Душанбинский ТЭЦ-2 I-ой очереди (установленной мощностью 300 Мвт), которое намеревается ввести в эксплуатацию в 2016 году.
В условиях независимости Таджикистана его народ особенно полно ясно осознал свои права на свою страну, на её землю, природу, животный мир, недра, право на пользование
всем этим богатством. Одной из составляющих этого национального богатства проблем является и топливно-энергетические ресурсы страны.
Республика Таджикистан заинтересована в том, чтобы благо ее народа приумножалось и в то же время способствовало развитию не только Таджикского государства, но и стран всего Центрально азиатского региона. Это в свою очередь означает, что одной из важнейших задач этого процесса является ускорение темпов социально- экономического и культурного развития Таджикистана. Свою роль в этом играет и ускоренное освоение запасов топливно-энергетических ресурсов республики. В их наличии страна имеет большие преимущества и практический опыт перед своими ближайшими соседями.
Дальнейшее ускорение темпов освоения гидроэнергетических ресурсов двух больших рек республики - Вахш и Пяндж, с привлечением иностранных инвестиций и специалистов, в ближайшие 5-7 лет выведет страну из энергетического кризиса, ликвидирует дефицит энергоносителей, если будут реализованы все намеченные планы руководство страны. Республика будет иметь свою пишу на международном энергетическом рынке. Именно на достижение этих целей и ориентирована перспективная программа деятельности всего комплекса ТЭК страны.
Первая задача программы - разрешение проблем уже строящихся Рогунской ГЭС, и уже введённый в эксплуатации Сангтуда-1 и Сангтуда-2 с окончанием полного строительства которых страна получит до 31-33 млрд. кВт.ч. электроэнергии, и это даст возможность стране выйти на международный энергетический рынок. Поэтому Правительство республики придает такое болыпое значение завершению строительства указанных гидроэнергетических объектов, к которому подключились и иностранные инвесторы. Следует здесь сказать и о сооружении в перспективе до 300 малых и средних ГЭС и ТЭЦ, что должно полностью ликвидировать дефицит сельского населения в электроэнергии.
Для достижения своих целей и решения поставленных задач Правительство республики активно развивает многосторонние связей с иностранными инвесторами, в том числе и в области освоения энергетических ресурсов рек Пянджа и Амударья, имеющих значительно большую перспективу вывода республику на международный энергетическии рынок. Свой энергетический рынок Правительство республики предлагает прежде всего заинтересованным странам, в частности странам ШОС и Азии склоняя их к долевому участию в строительстве крупных гидроэнергетических объектов в республике.
Согласно разработанной ими схеме, только на приграничной реке Пяндж, основном притоке Амударьи, можно построить до 14 гидроэлектростанций общей мощностью от 300 до 400 МВТ с выработкой до 86,3 млрд. кВт. ч. электроэнергии в год. Конечно, это очень перспективная и в тоже время весьма сложная для республики задача. Тем самым в будущем Таджикистан сможет удовлетворить растущие потребности стран - соседей по топливно-энергетическим, в особенности гидроэнергетическим ресурсам.
Исходя из этого, Правительство Таджикистана активно работает над решением вопроса об ускорении строительства этих крупных и малорасходных гидроэлектростанций, типа Шуробской, Рогунской и Даштиджумской, которые дадут возможность поставлять излишки выработанной электроэнергии в будущем в объемах до 15-20 млрд. кВт. ч. соседним странам Дальнего Востока, Афганистану, Пакистану, Ирану, России и Казахстану[2, с.331-333]. Речной сток практически во всех странах мира составляет основную часть используемых вод, образующихся на территории страны и притекающих из сопредельных стран. Последнее имеет важное значение для стран, находящихся в низовье речного бассейна, так как их обеспеченность водными ресурсами зависит от характера использования и степени загрязнения вод вышерасположенными странами.
Д современных условиях речные бассейны в результате их хозяйственного освоения представляют собой комплекс взаимосвязанных водных объектов (водохранилища с плотинами и гидроэлектростанциями, водозаборные сооружения и каналы, защитные дамбы и водоохранные полосы), которые в совокупности составляют водохозяйственную бассейновую систему. Она может быть межгосударственной или международной, если река -трансграничный водоток. Главной задачей совместного управления такой системой является обеспечение на правовой, инженерной и экологически приемлемой основе оптимальных и. безопасных условий для формирования, распределения, использования и охраны водных ресурсов[3, с.8] .
Реализация стратегии дальнейшего экономического развития базируется на основе развития гидроэлектроэнергетики. Для этого необходимо привлечение иностранных инвестиций в данную. Прогнозы, основанные на расчетах и моделировании общества в 21 в сложившаяся социально-экономическая ситуация в различных странах мира и тенденции ее
развития показывают неуклонный рост электропотребления а также водопотребления. Так, по прогнозам мировое потребление электроэнергии по сравнению с 2000 г, взрастет к 2030 г, в 2-раза, а к 2050 г, в 4-раза. Глобальной проблемой нашей цивилизации является также проблема сохранения безопасного состояния окружающей среды для жизнедеятельности общества.
В этих условиях возрастет роль гидроэнергетики, использующей возобновляемые экологически чистые гидроэнергетические ресурсы. Несмотря на то, что даже освоение всего экономически эффективного гидроэнергетического потенциала может покрыть только часть прогнозируемого роста потребности в электроэнергии, именно гидроэнергетические объекты, заменяя часть тепловых электростанций, позволят значительно уменьшить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Одновременно ГЭС комплексно решают проблемы водоснабжения, орошения, защиты от паводков, рекреации и др. Результатом совместной работы по снижению издержек функционирования топливно-энергетического комплекса, продуктивному взаимовыгодному использованию водных и энергетических ресурсов, а также вытеснению с рынка экономически неэффективного энергоемкого оборудования может стать общий значительный рост товарооборота в регионе и услуг между странами.
Резюмируя, можно сделать вывод, что интерес к энергетическому сектору экономики РТ, несомненно, растет, а в обозримой перспективе отрасль будет развиваться главным образом по трем направлениям»:
-Первое и основное - гидроэнергетика. Скоро энергетика республики отмечает свой юбилей 80-летие. Такой долгий опыт работы гидроэнергетического комплекса республики подтвердил реальную возможность результативного промышленного освоения гидроэнергоресурсов страны и их высочайшую прибыльность.
- Второе эффективное использование потенциала нефтяных, угольных и газовых месторождений.
- И наконец, третье - энергосбережение, в том числе широкое применение солнечной энергии для получения горячей воды в целях отопления и для иных бытовых нужд[4, с.104]. А также использование энергии солнечных электростанций.
После распада СССР и образования на территории Центральной Азии пяти независимых государств произошло разделение в рамках национальных границ ранее единых производственно- экономических комплексов и их изоляция друг от друга. Для того чтобы в этих условиях не произошла кардиальная ломка всех структур водного хозяйства и энергетики, для которых они сроились и в которых эксплуатировались, и учитывая, что в силу большой инерционности этих отраслей они не могли не ощущать определенного давления прошлых решений, уже в на- чале 90-х годов все страны Центральной Азии подписали ряд соглашений, регулирующих их отношения в совместном использовании водно-энергетических ресурсов трансграничных рек.
Таким образом, можно констатировать, что уже в начале 90-х годов сразу же после образования на территории Центральной Азии пяти независимых государств, было понятно, что взаимоотношения между ними в области совместного использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек должны формироваться на основе специальных соглашений, в соответствии с которыми договаривающиеся стороны обязуются обеспечить строгое соблюдение согласованного порядка и установленных правил использования и охраны водных ресурсов.
Однако, этого оказалось недостаточно. В настоящее время жизнь вносит свои коррективы в водно-энергетические отношения в регионе и требуется другой подход, начиная от паритетных переговоров, до подготовки и заключения новых соглашений.
Можно отметить, что сегодня в Центральной Азии накоплен большой аналитический материал по всем вопросам, связанным с водно-энергетическим комплексом, но в то же время весь пакет региональных соглашений, регламентирующих межгосударственные отношения в водохозяйственном комплексе, недостаточно систематизирован, плохо согласован, а иногда и просто противоречив.
Сегодня идет освоение гидроэнергетических ресурсов Кыргызстана и Таджикистана.
В Кыргызстане строится ГЭС Камбарата-2, идут эффективные договоренности по строительству ГЭС Камбарата-1.
Есть положительные примеры сотрудничества Таджикистана с другими странами.
Можно отметить укрепление сотрудничества между Таджикистаном, Россией и Ираном в области электроэнергетики. С участием России в 2008 году, была введена в строй Сангтудинская ГЭС-1, Иран заканчивает строительство Сангтудинской ГЭС-2.
Имеются подвижки и в реализации региональных проектов, в числе которых САБА-1000. Всемирный Банк сейчас разрабатывает ТЭО проекта электролинии Кыргызстан -Таджикистан - Афганистан - Пакистан и далее в Индию. Сегодня в летние месяцы существует достаточно электроэнергии в таджикской и кыргызской энергетических системах на передачу энергии по линиям электропередач САБА-1000. Нет необходимости добавлять новые источники электроэнергии, чтобы обеспечить жизнеспособность проекта САSА. Тем не менее, зимний дефицит электроэнергии в Таджикистане и Кыргызстане должны восполняться другими способами. Всемирный Банк поддерживает проект СА8А-1000, поскольку он является первым важным шагом в электроэнергетическом региональном рынке Центральная Азия - Южная Азия (САБАЯЕМ). Он будет поддерживать торговлю чистой электро- энергии в объеме до 1300 МВт между двумя регионами, и считается, что этот проект может служить преобразуют им для регионов Центральной и Южной Азии.
Для стран Центральной Азии сотрудничество в области рационального использования водных и энергетических ресурсов являются одним из приоритетных.
Более 80% гидроэнергетического потенциала Центрально- азиатского региона приходится на Кыргызстан и Таджикистан.
Водные ресурсы Кыргызстана являются одним из главных национальных богатств, играющих важнейшую роль в жизнедеятельности человека, формировании животного и растительного мира, развитии производительных сил не только нашей республики, но и ряда районов Узбекистана, Казахстана, Китая.
Огромные объемы водных ресурсов сконцентрированы в 6580 ледниках, запасы которых составляют около 760 млрд. куб.м.
В водном балансе преобладает превышение объема формируемых в республике водных ресурсов над объемом их потребления на территории Кыргызстана, поэтому они имеют межгосударственное значение.
Наиболее крупная в Кыргызстане река Нарын, которая, обеспечивая огромный сток воды, существенно влияет на хозяйственную деятельность, не только Кыргызстана, но и Узбеки- стана, Казахстана.
В Таджикистане формируется 55,4% поверхностных водных ресурсов в пределах бассейнов рек Амударьи и Сырдарьи, что составляет в среднем 64 куб. км. в год.
Камбаратинская ГЭС-1 в Кыргызстане - крупнейший объект из всего каскада ГЭС в среднем течении Нарына. Завершение его строительства позволит Кыргызстану вырабатывать около 5 млрд. кВт-час электроэнергии в год и покроет растущие потребности населения и экономики страны в электроэнергии.
20 сентября 2012 года в рамках официального визита Президента Российской Федерации В.Путина в Кыргызстан между правительствами двух стран подписано Соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1. По взаимному согласию сторон к реализации проекта могут привлекаться организации третьих стран.
Рогунская ГЭС - крупнейшее гидроэнергетическое сооружение в Таджикистане. После ввода в эксплуатацию Рогун будет давать 3600 мегаватт электроэнергии на пике своей мощности. В крутой узкой долине, где будет расположен Рогун, возведут из грунта и насыпи плотину высотой 335 метров, которая перекроет реку Вахш.
По оценкам таджикских экспертов и специалистов, именно эта гидроэлектростанция может обеспечить Таджикистану энертетическу7ю, и, в целом, экономическую независимость.
Однако, водные ресурсы, влияющие на страны верховья и низовья в Центральной Азии, являются источником постоянной напряжённости. Предполагаемое строительство Рогунского водохранилища на реке Вахш в Таджикистане стало известным очагом разногласий.
Обращаясь к любым источникам и документам региона по водным проблемам в целом, и вопросам трансграничных рек, в частности, можно прийти к выводам, что интересы так называемых стран верхнего течения, Таджикистана и Кыргызстана, не совпадают с интересами нижележащих, к примеру, когда встал вопрос возобновления Таджикистаном строительства Рогунской ГЭС и Кыргызстаном Камбаратинских ГЭС, это вызвало серьезные возражения нижележащих стран, прежде всего Узбекистана.
Основным камнем преткновения во взаимоотношениях Таджикистана и Узбекистана остается Рогунская ГЭС. Конфликт между странами обострился на всех уровнях, к его разрешению привлечен Всемирный Банк и другие международные организации.
Как известно, Узбекистан против возведения в регионе Рогунской и Камбаратинской ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане, настаивая на необходимости проведения международной экспертизы их проектов, затрагивающих трансграничные реки.
Сародж Кумар Джа, региональный директор Всемирного Банка по Центральной Азии, считает важным поддержку Банком проводимых исследований по оценке предполагаемого проекта Рогунской ГЭС.
Всемирный банк, по согласованию с Правительством РТ, принял решение о финансировании Технико-Экономического Обошования для проекта Рогунской ГЭС и оценку социально-экологического воздействия строительства Рогунской ГЭС, что может полностью снять озабоченность Узбекистана относительно безопасности этого проекта.
Ожидается, что оценочные исследования будут завершены в 2013 году, и затем будут рассматриваться и обсуждаться с группами экспертов и представителями прибрежных стран. Всемирный Банк осуществляет контроль над данным процессом, и призван помочь обеспечить конструктивный, основанный на фактах диалог между всеми прибрежными государствами о проекте и международном сотрудничестве в области энергетики и водных ресурсов в Центральной Азии.
Верховный представитель Европейского союза по иностранным дедам и политике безопасности, вице-президент Европейской комиссии Кэтрин Эштон поддерживает усилия Всемирного Банка по обеспечению независимой технической экспертизы предложенного проекта Рогунской ГЭС в Таджикистане и ожидает её результатов.
В заключение следует отметить, что Таджикистан одно из богагейших государств по водным и гидроэнергетическим ресурсам не осталось в стороне от региональных и глобальных водных проблем, вносит свой весомый вклад в их решение.
Республика Таджикистан явилась инициатором двух глобальных водных инициатив, поддержанных Генеральной Ассамблеей ООН, это:
- объявление Международного года пресной воды, 2003 год;
- объявление Международного десятилетия действий «Вода для жизни», 2005-2015 годы.
3 декабря 2007 года в г. Беппу, Япония, на Первом Азиат- скотихоокеанском Водном
Саммите Президент РТ Э. Рахмон предложил новые инициативы:
- идею разработки Международной конвенции ООН по воде. Эта идея, считают эксперты, затрагивает интересы всех стран в Центральной Азии. Этот документ позволит решить сложные проблемы использования трансграничных рек, которые теперь вызывают столько проблем и споров. Конвенция положит конец бесконечным спорам о том, кто, какие права имеет на общие для всего региона реки;
- предложение, что Таджикистан готов оказать всемерную поддержку Азиатско-тихоокеанскому Водному Форуму и предлагает разместить его Центрально-азиатский центр в г. Душанбе.
16 октября 2012 года, в Кувейте, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, выступая на саммите Диалога по сотрудничеству в Азии подчеркнул, что Таджикистан как страна, которая в следующем году будет председательствовать в Диалоге по сотрудничеству в Азии, предлагает провести в 2013 году в Душанбе энергетический форум стран-членов Диалога, где можно было бы обсудить вопросы развития сотрудничества в сфере возобновляемой энергетики.
Таджикистан с обретением статуса суверенного государства оказался в весьма сложной ситуации. Соседние государства изменили прежде налаженные взаимоотношения по сезонному обмену электроэнергией. Сейчас они не выплачивают Таджикистану компенсаций за использование водных объектов, расположенных на территории страны. Ранее «союзный центр» регулировал взаимоотношения по сезонному обмену электроэнергией, а также по выплате справедливых компенсаций республиками низовьев рек республикам верховьев, за использование водных ресурсов и международных водных объектов, принадлежащих Киргизии и Таджикистану. Обычно компенсации, введенные в период единого государства, осуществлялись поставками газа, угля, мазута.
После развала Союза ситуация изменились, государства низовьев практически стала бесплотно получать воду, при этом непрерывно увеличивая стоимость углеводородного сырья, поставляемого в Киргизию и Таджикистан.
Огромный зимний дефицит, при невостребованном избытке энергии летом, не покрывается, как прежде, соседними государствами. В едином государстве была создана единая энергосистема, работающая в интересах всех республик. Теперь каждая республика стала решать свои проблемы самостоятельно^]' Вода-стратегический ресурс жизнеобеспечения и устойчиво развития для целых регионов мира и населяющих их народов, а уровень обеспеченности ею является первостепенным показателем возможности жизни.
С другой стороны наличие энергетических, в том числе и водно-энергетических ресурсов в странах мира, является первостепенным показателем качества жизни населения этих стран.
Энергетика на сегодняшний день является одной из важнейших отраслей экономики большинства стран мира и определяет уровень жизни населения и экономику.
В докладе Национального совета США по разведке «Глобальны тенденции до 2025 года: изменившийся мир» отмечается, что международное сообщество в ближайшем будущем столкнется с всевозрастающей вероятностью возникновения конфликтов из-за дефицита ресурсов, в том числе, из-за продовольствия, воды и источников энергии. Вот уже на протяжении более 10 лет народ Таджикистана живет в условиях жесткого дефицита в зимний период. Из-за прекращения транзита, в самый холодный период года население и промышленность получает электроэнергию лимитировано. Дефицит электроэнергии жестко ударяет и по экономике Таджикистана, отпугивает инвесторов. Все это способствует безработице и бедности.
Освоение гидр энергоресурсов будет способствовать значительному сокращению выбросов в атмосферу углекислых газов, в том числе в соседних странах. Таким образом, развитие гидроэнергетики органично вписывается и в русло предпринимаемых на глобальном уровне шагов по переходу на использование возобновляемых источников электроэнергии, рассматриваемый ныне как главный приоритет на пути оздоровления экологии нашей планеты. Дешёвая гидроэлектроэнергия позволила бы значительно сэкономить для продажи запасы нефти, газа и угля, которые интенсивно используются некоторыми странами региона для производства электроэнергии. Таким образом, гидроэнергетика также важна с точки зрения устойчивого использования природных ресурсов в отдаленной перспективе[6, с. 86-91].
По прогнозу ООН, численность населения центрально-азиатских государств к 2050 году удвоится. Если в 1994 году население региона составляло 53,9 млн. человек, то к 2050 году оно вырастет до 103,4 млн. человек.
Можно отметить, что сегодня в Центральной Азии накоплен большой аналитический материал по всем вопросам, связанным с водно-энергетическим комплексом, но в то же время весь пакет региональных соглашений, регламентирующих межгосударственные отношения в водохозяйственном комплексе, недостаточно систематизирован, плохо согласован, а иногда и просто противоречив.
Сегодня идет освоен не гидроэнергетических ресурсов Кыргызстана и Таджикистана. В Кыргызстане строится ГЭС Камбарата-2, идут эффективные договоренности по строительству ГЭС Камбарата-1. Есть положительные примеры сотрудничества Таджикистана с другими странами.
Можно отметить укрепление сотрудничества между Таджикистаном, Россией и Ираном в области электроэнергетики. С участием России в 2008 году, была введена в строй Сангудинская ГЭС-1, Иранская сторона то же ввела в эксплуатацию Сангтудинской ГЭС-2. Оба гидроэлектростанции сейчас в действии.
Имеются подвижки и в реализации региональных проектов, в числе которых СА8А-1000. Всемирный Банк подготовил ТЭО проекта электролинии Кыргызстан - Таджикистан -Афганистан - Пакистан и далее в Индию. Сегодня в летние месяцы существует достаточно электроэнергии в таджикской и кыргызской энергетических системах на передачу энергии по линиям электропередач САБА-1000. Нет необходимости добавлять новые источники электроэнергии, чтобы обеспечить жизнеспособность проекта САБА. Тем не менее, зимний дефицит электроэнергии в Таджикистане и Кыргызстане должны восполняться другими способами. Всемирный Банк поддерживает проект САБА-1000, поскольку он является первым важным шагом в электроэнергетическом региональном рынке Центральная Азия -Южная Азия (САБАЛЕМ). Он будет поддерживать торговлю чистой электроэнергии в объеме до 1300 МВт между двумя регионами, и считается, что этот проект может служить преобразующим для регионов Центральной и Южной Азии стран Центральной Азии сотрудничество в области рационального использования водных и энергетических ресурсов являются одним из приоритетных. Более 80% гидроэнергетического потенциала Центрально-азиатского региона приходится на Кыргызстан и Таджикистан[7, с.63-72].
В Таджикистане потребляемая часть электроэнергии в народном хозяйстве всегда превышала объем производства ее в стране. В 1990 г. эта разница составила 1241,8 млн. кВт. ч, в 2000г. -1333,0 млн. кВт. ч. После строительство ЛЭП-500 кВт Юг-Север в 2010г резкое уменьшился объем импорта электроэнергии из Узбекистана и Туркменистана, отличающийся высокой стоимостью отпускаемой энергии по мировым ценам, которая в этих
странах в основном вырабатывается на тепловых электростанциях. Энергетическая отрасль считается самой приоритетной сферой, а достижение энергетической независимости и безопасности Таджикистана является национальной задачей в ближайшей перспективе. За 2001-2011гг. в развитие электроэнергетике вложено 7892,0 млн. сомони (1660 млн. долл. США), 80,7 % всех капвложений в промышленности страны (9, с. 533, 300). По характеру производства, в гидроэнергетике подавляющая часть затрат капвложений идет на сооружение плотин, водоотводных тоннелей, деривационных каналов, отводных дорог, линий электропередач, распределительных сетей и подстанций, строительно-монтажных работ и других, поэтому является весьма высоко затратной. Но гидроэнергетика работает на возобновляемых энергоресурсах, поэтому является высокоэффективной в процессе эксплуатации и может в кратчайшие сроки окупать все затраты. Учитывая колоссальных потенциальных гидр энергоресурсов, мизерность их использование на современном этапе, полугодовой жесткого режима отпуска электроэнергии по лимиту для нужд экономики и населения, выделенные капвложения на развитие электроэнергетики являются, образно говоря «каплей в море». Из-за отсутствия достаточного финансирования и сложившегося нездоровой геополитической обстановки вокруг водных ресурсов затягивается строительство крупнейшей гидроэлектростанций Центрально — азиатского региона — Рогунской ГЭС на реке Вахш, мощностью 3600 тыс. кВт и среднегодовой выработки электроэнергии- 12,0 млрд. кВт.ч. Строительство объекта стал предметом активного обсуждения и торга со стороны отдельных государств региона и их покровителей, всячески препятствующие под надуманным предлогом «учета их интересов при использовании трансграничных вод». Только непонятно, кто и как ущемляет их интересы, когда Амударья после территории Таджикистана течет полноводной рекой и даже в межсезонный период является судоходной пусть небольшие суда и баржи.
Согласно принятой в 2012г. программы по восстановлению, модернизацию, реконструкцию и строительству энергетических объектов, в ближайшие 4 года государство планирует вложить в развитие гидроэнергетики более 2,6 млрд. долл., которые состоят из государственного вклада и иностранных инвестиций. Определены параметры развития отрасли, которые состоять завершение строительства Сангтудинской ГЭС-2 мощностью 220 тыс. кВт, к середине 2013г., строительство и ввод в действие двух первых агрегатов мощностью 1,2 млн. кВт на Рогунской ГЭС. Намечено строительство малых и микро — ГЭС на небольших водных притоках в горных населенных пунктах, отдаленных от магистральных линий электропередач. В перспективе наряду с крупными целесообразно строить среднее по мощности — до 500 тыс. кВт каскад гидроэлектростанций на естественных водотоках, с учетом зимнего режима их вод обеспечения. Это исключает необходимости строительства дорогостоящих плотин, тоннелей, уменьшает сроки строительства ГЭС, сокращает затраты средств на единицу вводимых мощностей и ускорить срои их отдачи. Такие гидроэлектростанции могут быть построены за 5-7 лет. Тем более в Таджикистане таких примеров не мало — строительство Байпазинской ГЭС, Сангтудинских 1 и 2 и др. Средние по мощности ГЭС можно построить на притоках реки Вахш, Кафирниган, Зеравшан, многих рек Памира, что способствует более равномерному использованию гидроэнергоресурсов по территории страны. В возведение средних по мощности ГЭС могут участвовать со своими инвестициями на взаимовыгодных условиях российские компании. Результатом плодотворного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в области энергетики было строительство под ключ Сангтудинской ГЭС-1, мощностью 670 тыс. кВт со среднегодовой выработкой более 2 млрд. кВт.ч электроэнергии. В более отдаленной перспективе в Таджикистане появится реальная возможность избыточную часть дешевой по себестоимости энергии поставлять по договорным ценам другим странам, в частности Афганистану, Пакистану, Ирану и др. Для этого намечено завершить строительство двух высоковольтных линий электропередач ЛЭП 500 кВт: «Рогун- Сангтуда-1- Пули-Хумри-Кабул-Пешавар (Пакистан); «Рогун-Сангтуда-1 -Герат (Афганистан).
В республике перспективы развития энергетики определены до 2025 г., согласно которым к этому сроку будет ежегодно выработано электроэнергии в пределах 80 млрд. кВт.ч. Для этого возникает необходимость строительства на р. Вахш Шуробской ГЭС мощностью 850 тыс. кВт со среднегодовой выработкой 2,7 млрд. кВт.ч электроэнергии, после чего полностью за регулируется сток реки Вахш. К этому сроку может дойти время начало строительства Даштиджумской ГЭС проектной мощностью 4000 тыс. кВт- первенца на пограничной р. Пяндж с выработкой электроэнергии более 15 млрд. кВт.ч в год. Современные, строящиеся и проектируемые гидроэлектростанции страны, представляют
собой комплексные, уникальные, неповторимые гидротехнические сооружения (плотины, тоннели, водохранилища), предназначенные для использования водотоков не только для производства электроэнергии, но и для ирригации, рыбного хозяйства, организации зон отдыха и туризма, защиты от наводнений и для других нужд. Гидроэнергетика, таким образом, в условиях Таджикистана становится осью, центром вокруг которой формируются все составляющие комплекс элементы. Намеченные высокие темпы роста электроэнергии в республике, связанны с обеспечением энергетической безопасности страны. Несмотря на то, что проблемы энергетической безопасности постоянно находится в центре внимания специалистов, ученных отрасли и правительства всех стран, однако само понятие энергетической безопасности четко не определенно. Например, в доктрине энергетической безопасности Российской Федерации под энергетической безопасностью подразумевается состояние, защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угрозы дефицита в обеспечение их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливо - энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также защищенности от нарушения стабильности, бесперебойности топливо- и энергоснабжения [3, с.304]. Некоторые специалисты считают, что «независимо от наличия в стране разного рода и объемов энергоресурсов, к показателю энергозависимой (или энергобезопасности) можно отнести самообеспеченность или самодостаточность страны энергией, которая определяется соотношением уровня ее годового производства и потребления, (условно обозначая Ксэ) [5, с.128]. По нашему мнению, нельзя отождествлять понятие, «энергозависимость» и «энергобезопасность», поскольку последнее "2 намного шире по смыслу и значению, чем первое.
ЛИТЕРАТУРА
1. Темур Валама-Заде. Энергетика Таджикистана настоящее и ближайшее будущее. Центральная Азия и кавказ. №1 (55)2008.с.104
2. М.Маликов. Энергетическая независимости Таджикистана. Душанбе-2013. Сах-331-333.
3. Инвестиционные аспекты развития регионального водного сектора. Евразийский Банк Развития. Отраслевой обзор №12. С-8
4. Темур Валама-Заде. Энергетика Таджикистана настоящее и ближайшее будущее. Центральная Азия и кавказ. №1 (55)2008.с.104
5. Х.О. Арифов. П.Х. Арифова. Экономика ТаджикистанаСах-142. Душанбе 1. 2008.
6. Юнусов Х.А. Таджикистан и современный мир. №4 (42) 2014. Сах86-91.
7. У. Саралаев. Сиёсати хоричи №2 2012. Сах-63- 72.
8. Хоналиев Н. X. Энергетические ресурсы и энергетическая безопасность Республики Таджикистан [Текст] / Н. X. Хоналиев // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 201 Зг С.33-37.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОТРАСЛИ
В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития электроэнергетиках отраслей в Республики Таджикистан. Перспектива развития электроэнергетики видится автору в строении Рогунской ГЕС.
Рассмотрены новые мощности: гидроэлектростанции Сангтуда-1(установленной мощностью 670 Мвт), Сангтуда-2 (установленной мощностью 220 МВт), Душанбинский ТЕЦ-2 1-ой очереди (установленной мощностью l0o МВт), а также ряд малых гидроэлектростанций. Также напоминается ход строительство Душанбинский ТЕЦ-2 1-ой очереди (установленной мощностью 300 МВт), которое намеревается ввести в эксплуатацию ближайший год.
Подчёркнута важная роль в обеспечении энергетической безопасности формирования справедливого мирового энергетического рынка и реализации стратегии дальнейшего экономического развития основанная на базе развития энергетики.
Ключевые слова: Энергетическая безопасность, энергосбережения, нетрадиционное топливо/возобновляемые источники энергии/ развитие энергетики
PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ENERGY INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
The article discusses the main problems and prospects for the development of electric power industries in the Republic of Tajikistan. The development perspective of the electric power industry is seen by the author in the structure of the Rogun HEPS.
New capacities were considered: Sangtuda-1 hydropower plants (installed capacity of 670 MW), Sangtuda-2 (installed capacity of 220 MW), Dushanbe TETS-2 of the 1st stage (installed capacity of 100 MW), as well as a number of small hydroelectric stations. It also reminds the construction of the Dushanbe TETS-2 of the 1st stage (with an installed capacity of 300 MW), which intends to commission the next year.
The important role in ensuring energy security of forming a fair world energy market and implementing a strategy for further economic development based on the development of energy is emphasized.
Keywords: Energy security, energy saving, non-traditional fuel, renewable energy, energy development
Сведения об автора:
Чилаев Рахмонали Собирович- соискатель кафедры политологии таджикского государственного университета им. С. Айни, E-mail: [email protected]
About the author:
Chilaev Rakhmonali Sobirovich - applicant for the Department of Political Science, Tajik State University named after S. Aini, E-mail: [email protected]
САТХД ИНЪИКОСИ ХУНАРИ КАШИДАДУЗИИ МАРДУМИ ДАРВОЗ ДАР
АСАР^ОИ А. А. БОБРИНСКОЙ
Акризоев М. М.
Донишгощ давлатии Хоруг ба номи М. Назаршоев
Граф А. А. Бобринской бостоншинос ва этнографи машхури империяи Россия буда, дар омузиши хунархои мардумии точикони кухистон накши бузург гузоштааст. У се маротиба ба Осиёи Миёна сафар карда, дар рафти онхо ба кухистони Бадахшон низ рафтааст. Аз чумла, дар давраи экспидитсияи дуввумаш граф А. А. Бобринской аз тарафи Зарафшон ба Х,исор омада, ба воситаи роххои душворгузари кухй ба Дарвозу Ванч расида, бо нияти давом додани сафари худ ба Рушону Шугнону Вахон омодагй мебинад. Аммо азбаски роххо бо сабаби баланд шудани сатхи дарёно шуста шуданд, хайати экспидитсия баргашта дар Дарвоз маскан мегиранд.
Дар Дарвоз А.А. Бобринской бори аввал аз хунархои кашидадузии сокинони он вокиф мешавад ва у ба хулосае меояд, ки ин накшхо таърихи тоисломй доштаанд. Мухимтар аз хама барои граф А.А. Бобринской он буд, ки вай дар ин накшхо монандй ба накшхои мардуми русро пайдо намуд ва ин дар холе буд, ки ин халкхо он вакт аз нигохи географй бо хамдигар муносибати наздик надоштанд. Ин чиз граф А. Бобринскойро водор сохт, ки накшхои кашидадузии мардуми Дарвозро бештар тахкик намояд. Барои мукоисаи бештари ин монандй, граф А.А. Бобринской чанде аз пардахои кашидадузии мардуми Дарвозро харидорй мекунад, то ки дар вакти бозгашт ба Россия, тахлили мукоисавиро дар ин самт идома дихад. Ба фикри мо аз ин монандихо ба хулосае омадан мумкин аст, ки кашидадузии мазкур ба замони ориёй расида, таъсири он дар санъати тамоми ориёнажодон, аз он чумла русхо бокй мондааст.
Кашидадузй ва накшхои мардуми Дарвозро граф А. А. Бобринской ба ду кисм таксим намудааст ва ба гурухи аввал вай накшхои руи чуробхо ва ба гурухи дуввум кашидадузии руи матоъхоро муносиб медонад [1, 51]. Барои омдоа намудани ришта ва матоъ дар Даврвоз он вакт ба сифати ашёи хом бештар пашм ва хамчунин пахта низ истифода мешуд, ки онро дар худи заминхои Дарвоз парвариш мекарданд, ки худи А. А. Бобринской низ ин масъаларо кайд менамояд [4, 156].
Мазмуни асосии накшхоро тахлил намуда, граф А. А. Бобринской дар онхо расми паррандахоро, ки аз ду тарафи дарахт инъикос ёфтаанд, махсусан ёдрас менамояд. Граф А.А. Бобринской менависад, ки ин гуна расмро дар кашидадузии халкхои славянии Россия, хусусан русхо, низ вохурдан мумкин аст ва сабаби инро олим чунин шарх медихад, ки чунин намуди тасвирот дар ёдгорихои санъати тасвирии Форсу Х,инд мавчуд буда, он баъдан ба Россия низ расид» [1, 51].
Академики Академияи илмхои Точикистон Юсуфшох Ящубов монандии расмхои гулдузй ва кашидадузии мардуми Дарвоз ва баъзе мавзеъхои Россияро дар он мебинад, ки