Научная статья на тему 'Энергетика Армении: региональный игрок без собственных энергоресурсов'

Энергетика Армении: региональный игрок без собственных энергоресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / "РАО ЕЭС" / "ГАЗПРОМА" / "АРМРОСГАЗПРОМ" / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА АРМЕНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачатрян Арутюн

Армения небольшое государство, полностью лишенное ископаемых запасов энергоносителей и обладающее ограниченными запасами других источников энергии. Тем не менее она является одной их наиболее обеспеченных энергией стран СНГ, более того, государством с нарастающим потенциалом экспорта электричества. Этого удалось добиться благодаря не только грамотному отношению к сформированным еще в советский период ресурсным возможностям, но и политике, направленной на использование современных эффективных и энергосберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетика Армении: региональный игрок без собственных энергоресурсов»

ЭНЕРГЕТИКА АРМЕНИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИГРОК БЕЗ СОБСТВЕННЫЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Арутюн ХАЧАТРЯН

аналитик и редактор Агентства «Ноян Тапан» (Ереван, Армения)

Армения — небольшое государство, полностью лишенное ископаемых запасов энергоносителей и обладаю-

щее ограниченными запасами других источников энергии. Тем не менее она является одной их наиболее обеспеченных энергией

стран СНГ, более того, государством с нарастающим потенциалом экспорта электричества. Этого удалось добиться благодаря не только грамотному отношению к сформиро-

ванным еще в советский период ресурсным возможностям, но и политике, направленной на использование современных эффективных и энергосберегающих технологий.

Геополитический аспект

Преимущественно горная страна, не имеющая доступа к морю и крупнейшим трубопроводам, к тому же находящаяся в условиях «замороженного конфликта» с Азербайджаном — крупным региональным производителем энергоносителей, Армения, казалось бы, должна была испытывать постоянную потребность в них. Такой, по крайне мере в первой половине 1990-х годов, виделась перспектива, когда шла военная фаза нагорно-карабахского конфликта, усугубляемая нестабильностью в Грузии, особенно блокированием абхазского участка железной дороги после начала противостояния в августе 1992 года. И все же Армения первой среди стран региона восстановила круглосуточное энергоснабжение (этого удалось достичь в 1996 г.), а вскоре даже стала экспортером электроэнергии. Это объясняется тем, что новая экономика, сформированная в стране после кризиса 1990-х годов, имеет энергоемкость значительно меньшую, чем экономика советского периода. Правительство Армении наметило и реализует ряд мер, направленных на еще большее укрепление энергетической безопасности страны. Мероприятия проводятся по четырем направлениям: обеспечение бесперебойного снабжения энергоносителями, повышение эффективности генерации электричества, максимальное использование возобновляемых источников энергии, внедрение экономных режимов энергопотребления.

Используемые энергоресурсы

Согласно данным правительства, по состоянию на 2005 год из общего количества потребляемой в Армении энергии — 3 462 тыс. т условного топлива в год — собственных ресурсов (они все относятся к возобновляемым) было порядка 240 тыс. т, то есть менее 7% (это, главным образом, гидроресурсы). Еще 1 000 тыс. т, или 29% составляет энергия Армянской атомной электростанции (ААЭС), топливо для которой хоть и импортируется, но по классификации Международного энергетического агентства относится к собственным ресурсам страны. Остальные 64% приходятся на энергоносители, которые республика должна ввозить (газ и нефтепродукты). Крупнейшим компонентом среди последних является природный газ — 1 660 тыс. т, или 48% общего энергетического баланса страны (немалая часть этого газа направляется на производство электричества, см. ниже).

Таким образом, природный газ, включая электроэнергию, полученную путем его сжигания, и негазовая электроэнергетика в сумме составляют 83—84% энергетического баланса страны. Очевидно, что они и являются основными компонентами энергетики страны1, и

1 После 2005 года импорт природного газа увеличивался, примерно, на 10% в год (см. ниже, рис. 1), так что в настоящее время доля названных здесь трех компонентов энергобаланса стала еще выше. Однако ввиду отсутствия более свежих официальных данных мы ограничиваемся ситуацией 2005 года, она также наглядно показывает важность этих трех сфер в энергобалансе Армении.

анализ, представленный в настоящей статье, ограничен этими двумя сферами. Впрочем, не исключено, что в обозримом будущем в Армении возникнет и третья важная отрасль энергетики — нефтяная. Это обусловлено планами строительства в стране нефтеперерабатывающего завода, который будет перерабатывать иранскую сырую нефть. К этому проекту, в настоящее время проходящему завершающую стадию технико-экономического обоснования, проявляют интерес Иран и Россия.

Отношения собственности и внешняя политика

Одна из особенностей энергетической сферы республики — значительная часть ее активов принадлежит иностранным, главным образом российским, инвесторам. Доминирующее положение среди них — у компаний, контролируемых правительством РФ: «Газпрома», «РАО ЕЭС», «Росатома» (к нему также перешли армянские активы после ликвидации «РАО ЕЭС») и др. Такое положение могло бы вызывать (и порой вызывает) опасения, что страна попадет в зависимость от другого, пусть даже дружественного государства. В действительности же вовлеченность РФ в энергетику Армении к настоящему времени можно оценить положительно. Россия не только обеспечивает отрасль необходимыми капиталовложениями, которые нынешней Армении не по плечу, но и предоставляет ряд других преимуществ.

Например, в 2003 году ААЭС была сдана на доверительное управление российской компании «Интер РАО ЕЭС» при условии, что последняя в положенные сроки будет обеспечивать снабжение станции необходимым ядерным топливом (что и наблюдается, так как российской компании проще работать с российским же поставщиком топлива). Но более яркий пример, демонстрирующий преимущества для Армении тесных экономических связей с Россией (здесь, несомненно, свое влияние оказывают и политические факторы), — сфера природного газа. «Г азпрому» приходится выбирать между преимуществами, которые он получил как монопольный поставщик газа (стремится продавать его дороже), и инвестором (он сейчас крупнейший акционер «АрмРос-газпрома», см. ниже), интересы которого могут пострадать от чрезмерно высоких цен на газ. Как бы там ни было, в Армении все последние годы цена на газ была заметно ниже, чем у соседей. В частности, с апреля 2006 по январь 2009 цена на российский газ для Армении зафиксирована на уровне 110 долл. за 1 тыс. куб. м, тогда как почти всем другим странам Россия продает его по цене порядка 230 долл. за 1 тыс. куб. м. Согласно неофициальным данным, с 1 января 2009 года до 2011-го цена за 1 тыс. куб. м российского газа будет равна для Армении всего 165 долл. за 1 тыс. куб. м. Более того, в апреле 2006 года Армения и «Газпром» подписали соглашение на 20 лет, согласно которому российская компания обязуется снабжать Армению газом и при этом по возможности согласовывать цены с ней (а они будут меняться в соответствии с европейскими и внут-рироссийскими).

Природный газ

С начала 1990-х годов газ поступает в Армению по единственному трубопроводу диаметром 720 мм, проходящему по территории России и Грузии. Более мощный газопровод проложен по территории Азербайджана, по нему поступал газ в советское время,

ныне «труба» не функционирует из-за конфликта в Нагорном Карабахе. В течение многих лет Армения покупала газ в Туркменистане, а последние годы приобретает его у российского «Газпрома». Все газовое хозяйство республики контролирует монополист — «АрмРосгазпром», около 72% акций которого принадлежат «Газпрому» и 25% — правительству Армении. В числе стратегических преимуществ Армении — наличие единственного в регионе подземного газохранилища, вмещающего объем, достаточный для обеспечения потребностей страны в течение месяца.

Потребление газа в Армении имеет устойчивую тенденцию к росту (см. рис. 1), почти удвоившись за семь лет (2001—2007 гг.). При этом его рост обусловлен увеличением потребления в сферах, не связанных с электроэнергетикой: если в начале десятилетия в ТЭЦ направлялась примерно половина всего поступающего газа, то в 2007-м — четверть. Львиная доля увеличения импорта шла на снабжение населения, причем увеличение числа потребителей впечатляет: с 112 тыс. в 2002 году до более чем 470 тыс. в 2007-м году (свыше 90% которых — домохозяйства). Как утверждают представители «АрмРосгазпро-ма», по числу пользователей газом Армения в пересчете на душу населения — одна из ведущих стран мира. Такой рост потребления газа домохозяйствами, несомненно, положительное явление, ибо избавляет их от необходимости использовать более дорогие и

Рисунок 1

Импорт природного газа и его потребление электростанциями (2001—2007 гг.)

ҐГ

2 500

2 000

1 500

1 000

500

2001

2003

2005

2007

I I Импорт газа, млн куб. м

□ Объем газа, потребляемый для выработки электричества

<"

И с т о ч н и к: Министерство энергетики и природных ресурсов (МЭПР).

неудобные источники энергии (прежде всего — электричество, которое нередко шло на отопление жилищ).

Еще одна важная сфера потребления природного газа — автотранспорт. По оценкам правительства, до 60% автомобилей страны оснащены установками для его использования в качестве топлива (у многих есть возможность пользоваться как газом, так и бензином). К преимуществам газового топлива относятся не только дешевизна, но и большая доступность, что вновь дало о себе знать в августе 2008 года, когда из-за войны в Грузии отмечались перебои с поступлением грузов в Армению через эту страну, служившую главным маршрутом, связывающим Армению с внешним миром.

То, что газ поступает только по одному трубопроводу, делает энергоснабжение страны весьма уязвимым. Суровым напоминанием об этом стало прекращение поступления газа зимой 2006 года из-за взрыва на Северном Кавказе. Тогда Армения избежала повторения энергетического кризиса лишь благодаря запасу в газохранилище. Поэтому очевидна необходимость строительства второго импортного газопровода — из Ирана.

Договоренность о его строительстве была достигнута в 2004 году, причем речь шла

о согласии не столько между Арменией и Ираном (последний, естественно, не возражал против еще одного рынка сбыта своей продукции), сколько между Арменией и Россией. Детали переговоров тех лет между лидерами России и Армении малодоступны, но факт остается фактом: тогдашний президент Армении Р. Кочарян добился согласия России на строительство этой магистрали, хотя «Газпром» может потерять свое монопольное положение на этом рынке, пусть и небольшом. Впрочем, этот газопровод (точнее — его часть, проходящая по территории Армении), как и все газовое хозяйство республики, принадлежит компании «АрмРосгазпром», и он стал (наряду с пятым блоком Разданской ТЭЦ — см. ниже) активом, благодаря которому доля «Газпрома» в «АрмРосгазпроме» возросла с 45% в 2006 году до нынешних 72%.

К сентябрю 2008 года газопровод Иран — Армения (от иранского города Тебриз до Еревана) уже практически готов и к концу года может быть сдан в эксплуатацию. Его пропускная способность — 2,5 млрд куб. м в год (как и у ныне работающего трубопровода Россия — Грузия — Армения), то есть безопасность газоснабжения страны выросла в два раза. А это, в свою очередь, добавляет надежности и открывает перспективы развития электроэнергетики.

Электроэнергетика Армении

Республика унаследовала от СССР значительные мощности по генерации электроэнергии (включая единственную в регионе АЭС), которые в новых условиях оказались для страны избыточными. Это не только создало возможность для полного удовлетворения ее потребностей, но и позволило превратиться в экспортера электроэнергии.

За последние годы энергопотребление в стране росло умеренными темпами: с 3,4 млрд кВт-ч в 2001 году до 4,7 млрд в 2007-м (см. рис. 2). Этот рост, составивший 38% за 6 лет или в среднем 6,4% в год, ниже темпов роста ВВП, ежегодный показатель которого за тот период превысил 10%. Такое отставание роста электропотребления прежде всего может быть обусловлено тем, что за этот период, как уже отмечалось выше, значительно быстрее росло потребление газа, частично заменяя собой необходимость в электрической энергии.

Рисунок 2

Динамика производства и потребления электроэнергии (2001—2007 гг.)

ҐГ

7 000

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

+

+

+

+

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

СИ Производство электроэнергии, млн квт-ч

□ Потребление электроэнергии, млн квт-ч

И с т о ч н и к: МЭПР.

На рис. 2 видна еще одна важная для последних лет черта производства электроэнергии — ее общий объем оставался на относительно постоянном уровне (чуть меньше 6 млрд кВт-ч в год), а порой даже снижался. Это обусловлено тем, что из года в год варьировались (причем без видимой закономерности) показатели экспорта электроэнергии. Армения экспортирует электричество в Иран и Грузию, но объем этого экспорта меняется из года в год. Так, согласно данным Министерства энергетики и природных ресурсов республики, в 2003—2007 годах экспорт в Грузию варьировался от 656 млн кВт-ч в 2005 году до нулевого в 2007-м, экспорт в Иран составил в 2003 году 12 млн кВт-ч, в 2007-м — 95 млн2.

Таким образом, в настоящее время потребность в экспорте является более весомым фактором, влияющим на объем производства электроэнергии в Армении, чем изменения внутреннего спроса. Судя по всему, в перспективе роль экспорта в определении уровня производства возрастет еще больше (см. табл. 1).

Данные, приведенные в табл. 1, выявляют еще одну характерную особенность энергетики Армении — ААЭС, на которую приходится 13% энергопроизводящих мощ-

2 В случае с Ираном уместнее говорить о нетто-экспорте, так как в зимнее время ИРИ не импортирует, а экспортирует электричество в Армению.

Таблица 1

Установленные мощности и выработка электроэнергии электростанциями разных типов

f Установленная мощность3 (в % к общему) на начало Выработка электроэнергии, млн квт ч (в % от общего)4

L 2000-х годов (МВт) 2006 г. 2007 г. I

Тепловая 1 700 (31) 1,475 (24,8) 1,489 (25,3)

Атомная 407 (13) 2,640 (44,4) 2,553 (43,3)

Гидро 1 000 (32) 1,825 (30,7) 1,855 (31,4)

Всего 3 100 (100) 5,940 (100) 5,897 (100) J

ностей страны, вырабатывает свыше 40% электричества. Тепловые станции, наоборот, производят меньше энергии, чем они могли бы производить при полном задействовании их суммарной мощности. Сразу скажем, что такая политика производства выгладит разумной — страна старается в наименьшей степени быть зависимой от источника энергии, который необходимо импортировать. Но эти же данные показывают, что Армения обладает значительным запасом свободных мощностей, которые при необходимости можно задействовать. Поскольку внутренняя потребность в электроэнергии, как отмечено выше, удовлетворяется, то сказанное есть прямое доказательство экспортного потенциала страны как поставщика электричества. И хотя часть мощностей ТЭЦ устарела и не может быть полностью использована (да и не соответствует современным критериям эффективности)5, но уже сейчас данный потенциал довольно значителен. Об этом можно судить по недавнему заявлению министра энергетики и природных ресурсов А. Мовсисяна о том, что в 2009 году Армения сможет поставлять в Турцию 1,5 млрд кВт-ч электроэнергии — то есть выработать энергии почти на 25% больше, нежели сейчас.

Политика правительства в сфере развития энергетики

Армения, таким образом, сумела достичь удовлетворительного уровня развития энергетики, по крайней мере в региональном масштабе. При этом после энергетического кризиса 1990-х годов страна смогла значительно сократить энергоемкость ВВП (при том же объеме ВВП республика обходится половиной того количества электричества и третью газа, которые она потребляла в советский период)6. Вместе с тем правительство пони-

3 Данные по установленной мощности приведены по изданию: Пути эффективной интеграции энергосистем стран Южного Кавказа. Баку, Ереван, Тбилиси, 2004.

4 Источник: МЭПР Армении.

5 По оценке МЭПР Армении, из 3 100 мегаватт установленной мощности «располагаемыми» являются лишь 2 400 МВт.

6 Об этом подробнее см.: Khachatrian H. The Economic Status of South Caucasus Countries in 15 Years of Independence: Comparative Analysis // Armenian Trends, 2006, Q2. Р. 23—29.

мает, что и экономика страны, и ее энергетика далеки от современных требований. Об этом свидетельствует, в частности, сравнение таких параметров, как энергоемкость ВВП и оценки энергетической эффективности (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнение параметров энерговооруженности и энергетической эффективности Армении с некоторыми странами

ОБСЕ

4,67

0,19

8 046

0,32

0,44

10,96

Армения

0,63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,83

1 223

1,61

1,2

0,91

Чехия

4,10

0,72

5 890

1,03

1,98

11,27

Словакия

3,44

0,74

5 049

1,08

1,5

7,04

Венгрия

2,50

0,44

3 545

0,62

0,95

5,46

Литва

2,48

0,84

2 828

0,95

1,18

3,47

нэ — нефтяной эквивалент топлива (в тоннах или килограммах).

И с т о ч н и к: МЭПР.

У)

Чтобы со временем устранить видное из этой таблицы отставание от других стран (даже не самых развитых), правительство приняло два основополагающих документа: Стратегию развития энергетической отрасли в контексте развития экономики (23 июня 2005 г.) и Национальную программу по энергосбережению и возобновляемой энергетике (18 января 2007 г.). В них намечены пути модернизации энергетической сферы (с особым упором на использование возобновляемых ресурсов, то есть энергии малых рек, солнца, ветра, геотермальных источников), а также определена развернутая программа энергосбережения. Особое место в ряду этих работ занимает модернизация подстанций, что должно привести к сокращению потерь и повышению надежности всей системы. Эти программы в значительной степени финансируются иностранными донорами, среди которых выделяются Германский государственный банк развития «KfW» и Японский банк развития.

Однако важнейшее значение имеют проекты по внедрению новых вырабатывающих мощностей. В обозримом будущем представляются реальными следующие такого рода проекты:

1. Строительство современного блока с комбинированным циклом газотурбины на Ереванской ТЭС мощностью в 240 МВт, которое будет осуществляться на средства кредита Японии в размере 160 млн долл. со сроком погашения 40 лет. После завершения строительства этого блока старую ТЭС с установленной мощностью в 550 МВт (она построена в 1960-х годах и далека от современных требований), видимо, выведут из эксплуатации. Сообщается, что для производства 1 кВт электроэнергии на новом блоке потребуется почти в три раза меньше газа, нежели на ныне действующей станции. Первоначально этот блок планировали построить до конца 2008 года, однако график был сорван, и строительные работы начались лишь в июле 2008 года. Блок предполагается сдать в эксплуатацию в апреле 2010 года.

2. Строительство нового блока АЭС (нынешний — мощностью 407 МВт намечено вывести из эксплуатации к 2016 г.). Этот проект правительство рассматривает как ключевой в энергетике страны и неоднократно заявляло, что закроет действующую АЭС только при условии создания новой. (Напомним, Евросоюз требовал, чтобы нынешнюю АЭС закрыли к 2004 году, однако Армения не согласилась с этим требованием и продолжала модернизацию старой, пока не появилась перспектива найти инвесторов для новой станции.) Согласно технико-экономическим обоснованиям, мощность нового блока может составить до 1000 МВт. Правительство рассчитывает, что в ее финансировании примут участие европейские и российские инвесторы (в отличие от нынешней АЭС, в новой участие иностранных акционеров не запрещено). Технико-экономическое обоснование новой станции, которую планируется построить недалеко от нынешней, близ города Мецамор (в 40 км западнее Еревана), финансировали правительство США и МАГАТЭ.

3. Достройка пятого блока Разданской ТЭС (его строительство началось еще в советское время). Этот блок «Газпром» приобрел у правительства Армении в апреле 2006 года за 248,8 млн долл. и обязался пристроить к нему газовую турбину (для этого необходимо инвестировать еще 180 млн долл.), благодаря чему расход газа на 1 кВт электроэнергии снизится более чем на 30%. Совокупная мощность этого блока должна составить 450 МВт. Первоначально его намечалось сдать в эксплуатацию к середине 2008 года, сейчас же «АрмРосгазпром» обещает запустить блок не позже 2010-го.

4. Строительство новой ГЭС мощностью 140 МВт на пограничной с Ираном реке Аракс. Этот совместный с ИРИ проект рассматривается уже много лет, но начало строительных работ откладывается.

Армения как экспортер электроэнергии

Еще в советскую эпоху Армения экспортировала электроэнергию. В случае с Грузией и Ираном, которые закупали ее у Армении и после распада СССР, велись (и ныне ведутся) работы по увеличению этих поставок: за последние годы построено по одной вы-

соковольтной линии, связывающей Армению с этими соседними странами, еще по одной линии намечается построить в ближайшее время. Более того, для обеспечения надежных энергопоставок по всей оси Грузия — Армения — Иран ведутся трехсторонние переговоры по координации работы энергосистем этих стран. Естественно, что здесь Армении принадлежит ключевая роль, хотя бы ввиду ее положения в центре оси.

Как было отмечено выше, поставки электроэнергии из Армении в Грузию осуществляются нерегулярно (в последние годы большей частью в ее армянонаселенный регион Самцхе-Джавахетия). После августовской войны 2008 года определенности в этом вопросе не добавилось, нет четких планов сторон о дальнейших поставках.

Иная ситуация с Ираном, который осуществляет с Арменией сезонный переток электричества (зимой экспортирует, летом импортирует): ИРИ намерена увеличить эти закупки. В частности, в договоре о строительстве газопровода Иран — Армения, заключенном 13 мая 2004 года в Ереване, предусматривалось, что по этой магистрали в Армению будут поставлять в начальный период до 1,1 млрд куб. м газа в год, а в дальнейшем — до 2,3 млрд. К тому же Армения должна расплачиваться за этот газ поставками электроэнергии из расчета 3 кВт-ч за 1 куб. м голубого топлива. Таким образом, Иран допускал, что уже в 2009 году сможет импортировать из Армении свыше 3 млрд кВт-ч электроэнергии, то есть половину нынешнего годового производства (см. рис. 2). Однако еще не ясно, начнутся ли указанные взаимные поставки и в каком объеме (напомним, что Армения отстает от намеченного графика запуска новых генерирующих мощностей). Но перспективы значительных поставок электричества в ИРИ из Армении сохраняются.

Недавно появилась информация о перспективе экспорта электричества в Турцию. Как сообщил министр энергетики и природных ресурсов Армении А. Мовсисян в ходе состоявшегося 6 сентября 2008 года неофициального визита в Армению президента Турции А. Гюля (события, которое имеет все шансы стать историческим7) достигнуто соглашение о поставках порядка 1,5 млрд кВт-ч в год (с последующим увеличением объемов). Предварительно турецкая частная компания «Unit» должна восстановить линию электропередачи Гюмри — Карс. Если эта сделка состоится, то она станет прорывом в двусторонних экономических отношениях и, минимум, подтвердит репутацию Армении как регионального экспортера энергии.

Таким образом, при благоприятном стечении обстоятельств в ближайшие три-четы-ре года Армения может увеличить экспорт электроэнергии до 2,5—3,5 млрд кВт-ч в год, что эквивалентно 170 млн долл. и составит 15% объема экспорта страны в 2007 году. Но особенно важно, что такое развитие событий (если это случится) приведет к разительному изменению экономической карты региона, в частности прибавит ему ресурс политической стабильности. К сожалению, такой ход событий сам в значительной степени зависит от политических факторов и развитие событий именно по этому (оптимистическому) сценарию отнюдь не гарантировано.

7 Формально А. Гюль приехал в Армению, в страну, с которой у Турции нет дипотношений, по приглашению президента Армении С. Саркисяна присутствовать на матче футбольных сборных этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.