Научная статья на тему 'Энергетическое взаимодействие КНР и стран Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан, кыргызстан, Таджикистан)'

Энергетическое взаимодействие КНР и стран Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан, кыргызстан, Таджикистан) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
600
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / УЗБЕКИСТАН / КЫРГЫЗСТАН / ТАДЖИКИСТАН / ЭНЕРГЕТИКА / CHINA / UZBEKISTAN / KYRGYZSTAN / TAJIKISTAN / ENERGY SECTOR

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Цзюаньцзюань Чэнь

Статья посвящена изучению практики и перспектив энергетического сотрудничества между КНР и государствами центральноазиатского региона (Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан. Казахстан автор в данной работе не рассматривает). На сегодняшний день КНР является абсолютным мировым лидером по темпам роста потребления энергии. Например, только за 2019 г. КНР потребила 28% от общего мирового потребления. Стремительное экономическое развитие страны требует все большего количества энергоносителей. Таким образом, с большой долей уверенности можно говорить о том, что главная цель Китая в сфере обеспечения энергобезопасности заключается в поиске достаточного количества энергоресурсов, которые могли бы бесперебойно поставляться в страну для поддержания стабильного экономического роста. Учитывая планы руководства КНР по диверсификации поставок энергоресурсов, а также с учетом географического расположения нефтегазовых месторождений на их территории, страны Центральной Азии и Россия имеют уникальную возможность увеличения экспорта энергоресурсов в КНР. В исследовании применялись методы экономической и политологической наук: метод экономического анализа, метод политанализа, метод систематизации и статистический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY INTERACTION BETWEEN CHINA AND CENTRAL ASIAN COUNTRIES (TURKMENISTAN, UZBEKISTAN, KYRGYZSTAN, TAJIKISTAN)

The article is devoted to the study of the practice and prospects of energy cooperation between China and the states of the Central Asian region. Today, the People's Republic of China is the absolute world leader in terms of growth in energy consumption. For example, in 2019 alone, China consumed 28% of total world consumption. The rapid economic development of the country requires an increasing number of energy carriers. Thus, with a great deal of certainty, we can say that the main goal of China in the field of energy security is to find a enough energy resources that could be uninterruptedly supplied to the country to maintain stable economic growth. Given the plans of the Chinese leadership to diversify energy supplies, as well as the geographic location of oil and gas deposits in their territory, the countries of Central Asia and Russia have a unique opportunity to increase energy exports to China. The study applied the methods of economic and political science: the method of economic analysis, the method of political analysis, the systematization method, and the statistical method.

Текст научной работы на тему «Энергетическое взаимодействие КНР и стран Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан, кыргызстан, Таджикистан)»

Постсоветские исследования. Т.3. № 6 (2020) ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Энергетическое взаимодействие КНР и стран Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан)

Чэнь Цзюаньцзюань

Хэйлунцзянский университет, Харбин, КНР

Аннотация. Статья посвящена изучению практики и перспектив энергетического сотрудничества между КНР и государствами центральноазиатского региона (Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан. Казахстан автор в данной работе не рассматривает). На сегодняшний день КНР является абсолютным мировым лидером по темпам роста потребления энергии. Например, только за 2019 г. КНР потребила 28% от общего мирового потребления. Стремительное экономическое развитие страны требует все большего количества энергоносителей. Таким образом, с большой долей уверенности можно говорить о том, что главная цель Китая в сфере обеспечения энергобезопасности заключается в поиске достаточного количества энергоресурсов, которые могли бы бесперебойно поставляться в страну для поддержания стабильного экономического роста. Учитывая планы руководства КНР по диверсификации поставок энергоресурсов, а также с учетом географического расположения нефтегазовых месторождений на их территории, страны Центральной Азии и Россия имеют уникальную возможность увеличения экспорта энергоресурсов в КНР. В исследовании применялись методы экономической и политологической наук: метод экономического анализа, метод политанализа, метод систематизации и статистический метод.

Ключевые слова: КНР, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, энергетика.

Energy interaction between China and Central Asian countries (Turkmenistan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan)

Chen Juanjuan

Heilongjiang University, Harbin, PRC

Abstract. The article is devoted to the study of the practice and prospects of energy cooperation between China and the states of the Central Asian region. Today, the People's Republic of China is the absolute world leader in terms of growth in energy consumption. For example, in 2019 alone, China consumed 28% of total world consumption. The rapid economic development of the country requires an increasing number of energy carriers. Thus, with a great deal of certainty, we can say that the main goal of China in the field of energy security is to find a enough energy resources that could be uninterruptedly supplied to the country to maintain stable economic growth. Given the plans of the Chinese leadership to diversify energy supplies, as well as the geographic location of oil and gas deposits in their territory, the countries of Central Asia and Russia have a unique opportunity to increase energy exports to China. The study applied the methods of economic and political science: the method of economic analysis, the method of political analysis, the systematization method, and the statistical method.

Key words: China, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan, energy sector.

Китайско-туркменское сотрудничество в газовой сфере

Туркменистан расположен в юго-западной части Центральной Азии и занимает площадь около 491200 кв км. Он граничит с Казахстаном на севере, Узбекистаном на

1 ±т шшштшшm[EB/OL].^^^,2017-02,

http://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/

северо-востоке, Россией и Азербайджаном на западе, граничит с Афганистаном на юго-востоке и Ираном на юге1. Подавляющее большинство земель в Туркменистане покрыто пустыней Каракум, а обширная пустыня содержит большое количество нефти и

yz_676205/1206_676980/1206x0_676982/. (Дата обращения 23.02.2020)

природного газа, особенно природный газ очень богат. Большинство энергии Туркменистана в основном распределяется в бассейне Каракум и в бассейне Западного Туркмении. Туркменистан имеет около 78000 кв км прибрежных земель на Каспии, с запасом природного газа в 22,8 трлн куб м.

Как страна, не имеющая выхода к морю, Туркменистан в основном использует трубопроводы для транспортировки ресурсов природного газа. После обретения независимости Туркменистан активно продвигал диверсифицированную стратегию экспортных трубопроводов, чтобы уменьшить свою зависимость от российского экспорта. Экспорт природного газа в основном имеет следующие направления: южный Иран (6,5 млрд куб м газа в год) и Западная Европа ( Ежегодная транспортировка газа невелика), Россия на севере (9 млрд куб м в год), Восточный Китай (25,5 млрд куб м в год) и Юго-Восточная Индия (3 млрд куб и в год).*В 2017 г. добыча нефти в Туркменистане составила 12,7 млн. т, добыча природного газа - 65,16 млн. т в нефтяном эквиваленте, потребление нефти -6,4 млн. т, а в природном газе - 30,9 млн. т нефтяного эквивалента, что свидетельствует о том, что в Туркменистане предложение нефти и газа больше, чем требование.

В 1992 г. Китай установил дипломатические отношения с Туркменистаном. В январе 1992 г. правительственная делегация Китая посетила Туркменистан, и две страны подписали коммюнике об установлении дипломатических отношений, правительственное торгово-экономическое соглашение и резюме переговоров по экономическому сотрудничеству между Китаем и Турцией. В ноябре 1992 г. обе стороны подписали восемь документов, в том числе Китайско-туркменское совместное коммюнике, Соглашение о защите инвестиций и Соглашение о товарных займах, предоставленных правительством Китая правительству Туркменистана.

В апреле 1994 г. в ходе визита премьер-министра Китая Ли Пэна в Туркменистан министерство нефти и природного газа Туркменистана было подписано письмо о

='>Н: 2011.

намерениях о сотрудничестве с Китайской национальной нефтяной корпорацией. В

2006 г. стороны договорились, что в течение следующих 30 лет, начиная с 2009 г., Туркменистан будет транспортировать 30 миллиардов кубометров природного газа в Китай по газопроводу Центральная Азия-Китай. В

2007 г. на правобережном газовом месторождении Амударьи был начат проект сотрудничества по разведке и разработке природного газа между Китаем и Туркменистаном. Президент Туркменистана Г. Бердымухамедов выдал «Лицензию на разведку и разработку зоны правобережья реки Амур в Туркменистане» Китайской национальной нефтяной корпорации. Впервые Туркменистан предоставил такие документы иностранной компании. Китайская Нефтяная Буровая Компания Чуань Цин предоставляет техническую поддержку, подземные инженерные работы, услуги по строительству наземных сооружений и т. Д., а также предоставляет Туркменскому природному газу Konzern мощности по добыче природного газа. Столкнувшись с трудностями суровой климатической среды, высоким риском бурения, ограниченными ресурсами и плотным графиком, Китайская Нефтяная Буровая Компания Чуань Цин приняли ряд мер и успешно выполнили поэтапные задачи технических служб по разработке источников газа посредством неустанных усилий по обеспечению своевременных поставок. Это показывает силу и скорость Китая в нефтегазовой сфере и способствовал формированию нового центральноазиатского и китайского энергетического образца. 2 В

2008 г. обе стороны также подписали «Рамочное соглашение о сотрудничестве в области расширения природного газа на 10 млрд куб м», что означает, что проект сотрудничества Туркменистана в области природного газа является основным источником газа для газопровода Центральная Азия-Китай, объем поставок природного газа в Китай увеличится до 40 млрд. куб. 29 августа 2016 г. в Пекине, Китай, состоялось пятое заседание Китайско-туркменского подкомитета по энергетическому сотрудничеству. Председатель

шш^шхт^^й^щл, хт

^ХЯ 2010, 30(5): 1-5.

Подкомитета по Китаю заявил, что энергетическое сотрудничество между двумя сторонами было на пустом месте, от мала до велика, и нынешнюю хорошую ситуацию получили нелегко. Основываясь на принципах взаимопонимания и взаимного согласия и взаимовыгодного сотрудничества, трудности сотрудничества будут преодолены. Председатель подкомитета заявил, что Туркменистан готов к дальнейшему углублению энергетического сотрудничества и надеется, что китайские компании будут активно участвовать в сотрудничестве и инвестировании в новые энергетические проекты. Энергетическое сотрудничество помогает обеим сторонам достичь цели «стабильного роста, содействия развитию и повышения благосостояния людей». Оно является стратегическим, взаимодополняющим и долгосрочным и имеет широкие перспективы.1

Две линии А и В в основном проложены одновременно. Отправной точкой линий является граница Туркменистана и Узбекистана на правом берегу Амударьи, и линия проходит через центральный Узбекистан и южный Казахстан и достигает перевала Ала. Общая протяженность около 10 000 км - это самый длинный газопровод в мире. Линия А была введена в эксплуатацию в декабре 2009 г., а линия В была введена в эксплуатацию в октябре 2010 г. После того, как туркменский природный газ поступил в Китай по этому трубопроводу, он отправился на восток из Синьцзян-Хоргоса в Шанхай и на юг в Гуанчжоу.

Сотрудничество между Туркменистаном и Китаем в области энергетики началось ранее. По началу, такие технические услуги, как разведка нефти и газа и ремонт нефтяных скважин. В более поздний период основное внимание уделялось совместному строительству газопроводов обеими сторонами. Туркменистан имеет обширные запасы природного газа, а Китай имеет огромный рынок потребления природного газа, а также является единственным способом экспорта туркменского природного газа в страны Азиатско-

1 Фш-±шйда0ШШM®^№[EвюL]. фш^

® И, 2016-8-29,http://www.cЫnadevelop-ment.com.cn/news/ny/2016/08/1075130.shtml.(Датаобр ащения 23.02.2020)

Тихоокеанского региона, поэтому энергетическое сотрудничество между двумя сторонами обширно.

КНР - Узбекистан: новые приоритеты сотрудничества

Узбекистан - страна в Центральной Азии, граничащая с Аральским морем на северо-западе, примыкающая к Афганистану, Казахстану, Таджикистану, Кыргызстану и Туркменистану, общей площадью 447400 кв км.2 Как крупная нефтегазовая страна в Центральной Азии, нефтегазовые ресурсы в основном распределены в Ферганском нефтегазоносном районе, Сурханском нефтегазоносном районе, юго-западном Гиссарском нефтегазоносном районе, Устюртском нефтегазоносном районе и Бухарско-Шивинском нефтегазоносном районе. В 1890 г. первое месторождение нефти и газа в Ферганской области начало эксплуатироваться, став самой разведанной ранней областью нефти и газа в стране. Тем не менее, нефтегазовая зона Бухара-Шива, в которой имеются крупные газовые месторождения Газли и Сул-танта, стала основной нефтегазовой базой для Узбекистана с середины 1980-х гг. По данным издания BPWorldEnergyStatistics 2018 г., по состоянию на конец 2017 г. запасы нефти в Узбекистане составили 600 млн баррелей. Из-за нехватки крупных нефтяных месторождений в последние годы добыча нефти в Узбекистане продолжает снижаться: со 115000 баррелей в сутки в 2005 г. до 6,4 баррелей в сутки в 2017 г. Потребление нефти также имеет тенденцию к снижению: потребление нефти в 2005 г. составило 103000 баррелей, а потребление нефти в 2017 г. составило 59000 баррелей, но добыча нефти может удовлетворить внутренний спрос. В 2018 г. запасы природного газа в Узбекистане составляли 1,5 трлн куб м, что не было значительным снижением с 1,2 трлн куб м кубометров в 2005 г. Добыча природного газа в 2018 г. составила 59,7 млрд куб м, что является куб м увеличением по сравнению с 54 млрд куб м в 2005 г. Потребление природного газа растет: потребление природного газа в

2 ЦШЯШЯШШ Я [ББСД. 2018-01,

http://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/ yz_676205/1206_677052/1206x0_677054/. (Дата обращения 23.02.2020)

2005 г. составило 42,7 млрд куб м, потребление природного газа в 2014 г. составило 48,8 млрд куб м, а млрд природного газа в 2018 г. составило 50,3 млрд куб м, что на 3,1 больше по сравнению с 2014 г. Аналогичным образом, добыча природного газа в Узбекистане может удовлетворить его внутреннее потребление.

Энергетическое сотрудничество между Узбекистаном и Китаем началось в 1997 г. В 2004 г. председатель КНР Ху Цзиньтао посетил Узбекистан, и две страны опубликовали совместное заявление и подписали заявление о развитии дружественных и совместных отношений на саммите ШОС. В том же году Национальная нефтяная корпорация Узбекистана и Китайская национальная нефтяная корпорация подписали ряд соглашений о сотрудничестве в области нефти и газа.

Хотя Узбекистан обладает богатыми запасами природного газа, его возможности по разработке ограниченны, что связано с его отсталыми технологиями разработки нефти и газа и ограниченной финансовой поддержкой. Китайские нефтегазовые компании имеют технологию, инвестицию т. д. для сотрудничества в разработке энергетических месторождений, но и в соответствии со стратегией развития энергетики Китая.1 В июне 2006 г. Узбекская национальная нефтяная корпорация и Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти подписали соглашение о разведке нефти и газа, которое включает пять наземных разведочных блоков в Узбекистане, и общей площадью 34000 кв км. В 2006 г. Узбекистан и Китай подписали целевое соглашение о сотрудничестве в области развития энергетики на сумму до 600 млн. долл. В то же время СКРС учредила Китайская национальная нефтяная корпорация в Узбекистане. Узбекистан предоставил компании права на работы в нефтегазовой отрасли, что позволило ей проводить работы по разработке нефти и газа в 2007-2012 гг. В 2008 г. Узбекская нефтегазовая корпорация и Китайская национальная нефтяная корпорация договорились совместно изобрести нефтегазовую зону Гебулак, которая

отражает хорошие доверительные отношения между двумя сторонами, и отражает готовность продолжать сотрудничество, содействовать развитию китайских нефтегазовых проектов и обеспечивать энергетическую безопасность Китая. Регулируется внутренний спрос на энергию в Узбекистане. В 2010 г. лидеры Узбекистана и Китая высоко оценили проект газопровода Центральная Азия-Китай и его вклад в энергетическое, экономическое и торговое сотрудничество и заявили, что будут продолжать вносить вклад в строительство и эксплуатацию трубопровода и еще больше увеличивать его пропускную способность по трубопроводам. Кроме того, две страны также подписали соглашения о купле-продаже природного газа, и Узбекистан гарантирует, что Китай будет поставлять 10 миллиардов кубометров природного газа в год. В 2011 г. две страны подписали экономическое и торговое соглашение, охватывающее более 5 млрд долл. на строительство нефтепроводов и газопроводов, а также на покупку и продажу нефти и газа. Согласно этому соглашению, поставки природного газа Узбекистаном в Китай увеличатся на 25 млрд куб м. В 2013 г. Узбекистан и Китай подписали несколько соглашений, выражающих готовность продолжать расширять сотрудничество в области энергетики, укреплять совместную разведку нефти, природного газа и природного урана для обеспечения долгосрочной безопасной и стабильной работы трубопроводов природного газа. Для изучения возможности разработки нефти и газа в нефтегазовом районе Байсонг и в нефтегазовом районе Сурхан нефтегазовые компании двух стран сформировали совместную рабочую группу и решили создать совместное предприятие для разработки потенциальных нефтегазовых районов. В сентябре 2013 г. Второй дополнительный протокол к Основному соглашению о строительстве и эксплуатации газопровода Китай-Узбекистана, Принципиальное соглашение о создании совместного предприятия по дополнению разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений инвестиционного блока

шш, М5Л1.

2015, 17(1): 9-13.

Каракури и подписание ряда соглашений, таких как «Соглашение об учреждении ООО« Нефтегазовая компания Новой Шелковой дороги »означали, что правительства и предприятия двух стран еще более углубили свое сотрудничество в области энергетики. 1 В 2014 г. совместное китайско-узбекское предприятие Азиатская газотранспортная компания инвестировало 320 млн долл. в строительство линии С газопровода Китай-Центральная Азия на узбекском участке.

Центральноазиатский газопровод линия С предназначена главным образом для обеспечения экспорта природного газа Узбекистана в Китай. Строительство началось в сентябре 2012 г Общая длина линии составляет 1830 км, а проектная годовая пропускная способность газа составляет 25 млрд куб м в год. Линия начинается от Туркменистана и Узбекистана на границе с Гадаймом и проходит через Узбекистан и Казахстан, а вход находится в порте Хоргос Синьцзяна. Цен-тральноазиатский газопровод линия С увеличит пропускную способность Центрально-азиатского газопровода до 55 млрд. куб м в год.

Видно, что основным направлением сотрудничества между Китаем и Узбекистаном является область природного газа, и, конечно, это не исключает развития и сотрудничества в нефтяной сфере.

Кыргызстан и Таджикистан: возможности нефтегазового сотрудничества с КНР в регионе

Кыргызстан расположен в центральной части Центральной Азии и занимает площадь 199900 кв км, граничит с Синьцзяном, Таджикистаном, Узбекистаном и Казахстаном на востоке, юге, западе и севере соответственно. Кыргызстан обладает определенными запасами нефти и газа. Однако в краткосрочной перспективе проведение крупномасштабных исследований и разработок

щш. щшяшмш^Фштчяш&^шяр].

2014.

^я^шшштшшмя шшшя, 2010, 1:

30-36.

3 ма фш^ ш тл^ я ^»ШШЙ^ ш

[EB/OL]. Ш Ф И, 2015-04-21,

http://news.xinhuanet.com/world/2015-04/21/c_127715264_2.htm. (Дата обращения

затруднено из-за сложности добычи полезных ископаемых, нехватки средств и технологий и отсталой инфраструктуры. Хотя Кыргызстан имеет долгую историю разведки нефти и газа, добыча нефти и газа очень низка, что далеко от удовлетворения внутреннего спроса, и нехватка энергии в основном импортируется из соседнего Узбекистана.2

В июне и августе 2002 г. китайская нефтехимическая корпорация получила права на разработку нефтяного месторождения Ма-лису ^-Избаскент в Кыргызстане и права на разведку в бассейне Арай. В 2013 г. кыргызская континентальная нефтегазовая компания, контролируемая китайской энергетической компанией Хуажон и кыргызская нефтяная и природная компания договорились о совместной разработке кыргызского нефтегазового проекта в Ферганском бассейне, Джа-лал-Абад. Кыргызстан берет на себя права на разведку и разработку нефтяных блоков, а Китай предоставляет капитал, технологии и персоналы. Проект включает в себя пять блоков, добычи нефти площадью около 545 кв км, а оставшиеся извлекаемые запасы нефти составляют около 638 млн баррелей.3 Кыргызстан не экспортировал нефть и природный газ в Китай из-за недостатка энергоресурсов. Энергетическое сотрудничество между двумя сторонами в основном сосредоточено на разведке и разработке возобновляемых источников энергии и сотрудничество нуждается в дальнейшем развитии.

Таджикистан расположен между Афганистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Китаем и в основном гористые регионы.4 Гиссарские горы в центральном Таджикистане делят нефти и газа на две основные части: север и юго-запад. Согласно данным, запасы нефти в Таджикистане составляют 113,1 млн т, запасы природного газа - 863 млрд. куб м.5 Среди стран Центральной Азии Таджикистан обладает самыми скудными

09.03.2020)

4 2017-01,

[2017-03-02].

http://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/

yz_676205/1206_676908/1206x0_6769

10/. (Дата обращения09.03.2020)

5жшт

[EB/OL]. Ш Ш И, 2015-06-

03,http://www.yaou.cn/news/201506/03/15721.html.

запасами нефти и газа, но пока не найдено крупных месторождений нефти и газа с богатыми запасами.

В 1992 г. Китай и Таджикистан подписали коммюнике об установлении дипломатических отношений между двумя странами. Когда распался Советский Союз, Таджикистан был вынужден встать на путь самообеспечения и развития, развитие энергетики было заблокировано, а разведка нефти и газа была прервана. Из-за устаревшего оборудования, отсутствия технических специалистов и капитальных вложений добыча нефти и газа продолжает сокращаться. По мере стабилизации ситуации в стране правительство Таджикистана ставил вопросы развития нефтегазовой отрасли в надежде использовать иностранные человеческие и материальные ресурсы, что дало возможность китайско-таджикскому энергетическому сотрудничеству. В июне 2009 г. Китай инвестировал в Таджикистан 1 млрд. долл. на развитие энергетической промышленности, инфраструктуры связи и транспорта. В 2012 году, когда президент Таджикистана Э. Рахмон посетил Китайскую национальную нефтяную корпорацию, он подчеркнул, что Таджикистан готов предоставить преференциальные условия для Китая, и рассчитывает на китайские нефтегазовые компании в Таджикистане для сотрудничества в нефтегазовой сфере. На этой основе обе стороны подписали Меморандум о сотрудничестве между Китайской национальной нефтяной корпорацией и Министерством энергетики Республики Таджикистана. В июне 2013 г. Китайская национальная нефтяная корпорация и Министерство энергетики Таджикистана подписали Соглашение о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности блока "Берга" в Таджикистане. Отмечается, что нефтегазовое сотрудничество между Китаем и Таджикистаном вступило в новую стадию, открывая новые зоны для демонстрационной зоны нефтегазового сотрудничества между Центральной Азией и Китаем.

В настоящее время, хотя энергетическое сотрудничество между Таджикистаном и Китаем осуществляется, области сотрудничества ограничены. Правительствам обеих

сторон необходимо скорректировать свои методы сотрудничества, стимулировать предприятия к активному участию в энергетическом сотрудничестве между Китаем и Таджикистаном, укреплять обмены энергией и в полной мере использовать их соответствующие преимущества.

Кроме этих газопровод линия D тоже связен с Киргизстаном и Таджикистаном. Линия D начинается с границ Туркменистана и Узбекистана и проходит через Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Линия D больше не входит из Хоргоса, вместо этого они вошли в Синьцзян-Учу, которая соединяется гор Тяньшань и гор Куньлунь, граничащих с Кыргызстаном. Это не только имеет особое значение в национальной стратегии энергетической безопасности, но также может стимулировать инфраструктуру в южном Синьцзяне Таджикистане и Кыргызстане. Проектная пропускная способность газопровода D составляет 30 млрд куб в год. После того, как линия D была запущена в производство, импорт природного газа в Китай из Центральной Азии достиг 85 млрд. куб м в год.

Можно прийти к выводу, что хотя страны Центральной Азии подчеркнули, что сотрудничество в области энергетики с Китаем может способствовать процветанию и стабильному развитию их экономик, они зависят от различных потенциалов энергетических ресурсов, уровней экономического развития и других факторов. Широта и глубина сотрудничества в области энергетики все еще зависит от того, какую пользу может принести сотрудничество в области энергетики. Киргиз-стан и Таджикистан не имеют богатые нефтегазовые ресурсы, в основном они не экспортируют свои нефтегазовые ресурсы, в связи с этим уровень сотрудничества с Китаем не очень высокий, но у Киргизстана и Таджикистана добыча нефти и газа низкая из-за устаревшего оборудования, отсутствия технических специалистов и капитальных вложений, а Китай может предоставлять капитал, технологии и персоналы, причем правительства поддерживают, что дало возможности сотрудничества в сфере нефти и газа.

(Дата обращения 09.03.2020)

Библиографический список

ш, дех^шёж]. =#i: 2011.

ХШЧХМ, 2010, 30(5): 1-5.

шш, ш^п. штт&^штшчФшт&тттшл

2015, 17(1): 9-13.

ш. йштшш^тшчяж&шят 2014.

Ш^, ^^ШМШМШ^т. ЖМШЯ, 2010, 1: 30-36.

Об авторе: Чэнь Цзюаньцзюань - магистр в области зарубежного регионоведения, Хэй-лунцзянский университет, Харбин, КНР.

References

He Huan, Issledovaniya po energeticheskomu sotrudnichestvu mezhdu Kitaem i Turkmenistanom

[D]. Lan'chzhou: Universitet Lan'chzhou, 2011. ChzhanBencyuan', Sodejstvie razvitiyu skachkoobraznoj dobychi» proekta «Amudar'inskij prirodnyj

gaz» [J], «Gazovaya promyshlennost'», 2010, 30 (5): 1-5. Yu Guan'czyun', Huan Czin', Yan Yujchuan'. Vybor strategii sotrudnichestva mezhdu kitajskimi neftyanymi kompaniyami i uzbekskim rynkom nefti i gaza [J]. ZHurnal Yugo-Zapadnogo neftyanogo universiteta (Social'nye nauki), 2015, 17 (1): 9-13. Li Li. Issledovanie sotrudnichestva mezhdu Uzbekistanom i Kitaem v oblasti razrabotki mestorozh-

denij nefti i gaza. [D]. Dalyan', Dalyan'skij morskoj universitet, 2014. Chzhan Nin, Vvedenie v energetiku Kyrgyzstana [J.]. Issledovanie resursov, 2010, 1: 30-36.

About the author: Chen Juanjuan - Master of Arts in Foreign Regional Studies, Heilongjiang University, Harbin, PRC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.